Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Алексеев С.В., Оганов Р.С., Тутынина Е.В.К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Алексеев С.В., Оганов Р.С., Тутынина Е.В.К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

« Назад

УДК 374.73

 

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

09

Алексеев Сергей Владимирович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, РФ)

1109

Оганов Рафаел Сумбатович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, РФ)

0

Тутынина Елена Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, РФ)

Аннотация

В статье выполнена попытка системного анализа методологических подходов и методик оценки экологической культуры человека. На примере социально-педагогического исследования населения Санкт-Петербурга рассчитано значение среднего уровня сформированности экологической культуры. В статье показан вклад в экологическую культуру человека экологического образования и экологического просвещения в интересах устойчивого развития.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое просвещение, экологическая культура, критерии и показатели уровней экологической культуры человека.

 

«Культура не может произрастать без экологической

культуры, а экологическая культура вовсе не может

состояться в условиях бескультурья»

 

Данилов-Данильян Виктор Иванович

российский экономист, эколог, государственный деятель

 

Впервые проблема формирования экологической культуры (образованности, грамотности и др.) была обозначена на Первой Международной конференции по проблемам окружающей среды в Стокгольме (Швеция, 1972 г.) и содержательно насыщена на Первой Международной конференции по образованию в области окружающей среды в Тбилиси (СССР, 1977 г.). Педагогическое осмысление феномена экологической культуры в разное время представлено в работах И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, А.Н. Захлебного, С.Н. Глазачева, С.В. Алексеева, И.Н. Пономаревой, Г.А. Ягодина, Н.Н. Моисеева, Н.М. Мамедова, А.Д. Урсула и др.

Тем не менее, в начале XXI века появляются работы по исследованию феномена экологической культуры, формированию ее для разных категорий обучающихся. Наряду с педагогическими исследованиями в последнее время появились интересные диссертационные работы по социологии, философии, культурологии и др. Некоторые работы приведены ниже:

1. Козырева С.П. Экологическая культура и образование (канд.культурологии, 24.00.01), 2004, Улан-Уде.

2. Шишкина Е.А. Социальное конструирование экологической культуры на региональном уровне глобализации (докт.соц.наук, 22.00.06), 2009, Саратов.

3. Ермолаева П.О. Особенности формирования экологической культуры российских и американских студентов (кросс-культурный проект) (канд.соц.наук, 22.00.04), 2011, Казань.

4. Захарова Е.Ю. Экологическая культура соционатурэкосистемы (докт.филос.наук, 09.00.11), 2012, Чита.

5. Шарафеева Н.Н. Библиотека как центр формирования экологической культьуры молодежи (канд.пед.наук, 05.25.03), 2012, Казань.

6. Марар О.И. Экологическая культура в современном российском обществе (докт.соц.наук, 22.00.06), 2012, Москва.

7. Симоненко Н.И. Экологическая культура как основание образовательной парадигмы : философско-культурологический анализ (канд.филос.наук, 09.00.13), 2012, Челябинск.

8. Иванова Т.В. Экологическая культура кочевников Байкальского региона: общее и особенное (канд.культурологии, 24.00.01), 2012, Улан-Уде.

9. Габинская А.А. Глобализация образования и проблема формирования экологической культуры (канд. филос.наук, 24.00.01), 2015, Гродно (Республика Беларусь).

Можно констатировать, что в науке проблема формирования экологической культуры как результата экологического образования и ее нового воплощения – культуры устойчивого развития (по Н.М. Мамедову) – результата образования для устойчивого развития (ОУР) исследуется достаточно интенсивно. Однако серьезных результатов с точки зрения информированности населения страны пока не наблюдается. Как отмечает Е.Н. Дзятковская (2016 г.), «менее 1% учителей вообще что-то слышали об образовании для устойчивого развития». Примерно такой же результат фиксирует Г.В. Пичугина (2016 г.) «на вопрос «Как вы понимаете активно обсуждаемые в СМИ идеи «устойчивого развития» и «образование для устойчивого развития»?» только 2,5% дали ответ, адекватный современной научной трактовке этих понятий». Трудно полностью согласиться с автором по поводу активно обсуждаемых в СМИ проблем, связанных с устойчивым развитием. Такой активности в широко издаваемых СМИ, как нам кажется, особенно не наблюдается, и в этом одна из серьезных проблем становления экологического образования в интересах устойчивого развития.

А что происходит с экологическим образованием в других странах, например, в США? Ответом на этот вопрос может стать сравнительно-педагогическое исследование П.О. Ермолаевой «Особенности формирования экологической культуры российских и американских студентов (кросс-культурный проект). Интересно отметить, что в исследовании П.О. Ермолаевой (2011 г.) рассмотрены две традиции осмысления феномена экологической культуры. В рамках российской традиции экологическая культура определена как комплексное социокультурное явление, оформленное на различных уровнях социальной реальности, имеющее свои функции, структурообразующие элементы. В рамках американской традиции происходит ориентация на стратегию конструирования публичного экологического дискурса на внутренние по отношению к окружающей среде процессы. В качестве рабочего в диссертации избран отечественный подход, который заключается в синтезе аксиологического и деятельностного подходов.

Под экологической культурой понимается особый «срез» общей культуры общества, транслирующий гармоничный способ взаимодействия общества с окружающей средой и характеризующийся сознательным отношением к природе и практическим участием в улучшении природопользования. Кросс-культурный анализ показал, что американское студенчество по сравнению с российским является более экологически активным. У российского студенчества более сформированы показатели экологического сознания: экологической озабоченности и экологического знания, но низким уровнем экологической деятельности. Экологический образ жизни американского студенчества рутинизировался, стал массовым и доступным в противоположность российскому студенчеству, где подобные проэкологические практики только еще формируются. Несмотря на одинаковую долю проэкологически активного студенчества в обеих выборках, по степени интенсивности проявления проэкологического активизма лидирует американское студенчество. Контент-аналитическое исследование показало, что экологические сообщения представлены в прессе односторонне, имеют описательный и случайный характер. Абсолютное меньшинство экологических сообщений содержит информацию, стимулирующую аудиторию к проэкологической деятельности. В американских СМИ содержится в 2,5 раза больше сообщений, посвященных проблемам экологии, по сравнению с российскими газетами, объем экологических статей в американских печатных изданиях больше, чем в российских. Американские издания содержат меньше аналитической информации, чем российские СМИ. В американских изданиях содержится больше статей, посвященных проэкологической деятельности, чем в российских. [ 6 ].

В диссертации Ю.Н. Пахомова (2003) введено понятие и определены основные качества экочеловека как субъекта социоприродного развития. Экочеловеком (человеком экологическим) является человек, осознавший необходимость и выработавший потребность в сохранении жизни и заботе о социо-природной среде своего обитания и в своих действиях руководствующийся принципом минимизации негативных воздействий на природу. Его характеризуют цельность личности, целостность мировосприятия, высокая степень развития экологического сознания, высокий уровень экологической ответственности и экологической культуры [8].

Экологическая культура рассматривается нами, как целостность, включающая следующие составляющие: экологические знания (естественнонаучные, социогуманитарные, технические и др.); экологическое мышление (способность установления причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей); экологически оправданное поведение, характеризуемое переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную норму поступка; культура чувств - моральный «резонанс», сочувствие, переживание, благоговение перед жизнью (по А.Швейцеру) [1,2,3]. Указанные составляющие экологической культуры были представлены в форме вопросов социально-педагогического исследования школьников (2018 г.) на предмет изучения вклада экологического образования и экологического просвещения в развитие экологической культуры. Результаты исследования представлены в таблице 1. и на рис.1.

Таблица 1

Вклад экологического образования и экологического просвещения в развитие экологической культуры (отметьте вклад по 10 -балльной системе)

Составляющие экологической культуры

Образование (учебные предметы, внеучебная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, школьные сайты)

Просвещение (средства массовой информации, социальная реклама, общественные организации, сайты, экологические порталы)

1.

Знание экологических понятий и терминов, их формулировки

8,2

3, 4

2

Знание экологических законов, правил, принципов

7,3

2,3

3

Мотивация к участию в экологической и природоохранной деятельности

3,5

7,6

4

Умения объяснять и обосновывать экологические явления, процессы, эффекты, закономерности

6,5

4,2

5

Системное и систематическое изучение экологических проблем

7,6

4, 4

6

Духовно-нравственные и эмоциональные эффекты общения с природой

5,2

8,4

7

Информация о международных экологических проблемах (изменении климата, сокращении биоразнообразия, парниковом эффекте и др.)

2,4

8,1

8

Информация об экологическом состоянии своего региона, страны

3,4

9,0

9

Активность в пропаганде экологических знаний

4,7

7,5

10

Практическое участие в экологических акциях

5,6

8,7

11

Информация об устойчивом развитии общества

4,2

6,5

12

Знание международных и российских экологических организаций

3,6

7,4

13

Участие в социальных сетях по экологической проблематике

2,3

8,6

14

Желание и умения разрабатывать экологические проекты и принимать в них участие

3,0

8,1

15

Самооценка вклада в экологическую культуру

4,1

7,0

 

Среднее

4,8

6,7

*в исследовании приняло участие 230 учащихся 10-11 классов образовательных организаций Санкт-Петербурга, 2019 г.

00000

Рис. 1. Вклад экологического образования и экологического просвещения в развитие экологической культуры (по 10-балльной шкале)

С точки зрения старшеклассников, основной вклад в развитие экологической культуры вносят разные формы экологического просвещения (6,7) по сравнению с методиками экологического просвещения (4,8). Несомненно, это усредненный результат и требует поэлементного анализа. Именно он позволяет сделать следующие заключения:

1. Аксиологический (ценностно-целевой) компонент экологической культуры формируется и в образовании, и в просвещении, причем формы экологического просвещения в эмоционально-ценностном отношении оцениваются школьными более высоко (8,4 против 5,2), также как формирование мотивационной сферы в области решения экологических проблем (7,6 против 3,5).

2. Когнитивный (знаниевый) компонент экологической культуры наиболее системно реализуется в системе экологического образования, несмотря на то, что отдельного учебного предмета «экология» в базисном учебном плане нет (в перспективе в контексте новых ФГОС предмет «Экология» появится в 10-11 классах как базовый предмет!). Данную ситуацию возможно объяснить реализацией в Санкт-Петербурге смешанной модели экологического образования (экологизация содержания учебных предметов + самостоятельное изучение экологических проблем в рамках внеурочной деятельности).

3. Деятельностный компонент экологической культуры достаточно высоко оценивается в экологическом образовании, тем не менее, уровень приобщения школьников к практической экологической деятельности в просвещении выше, чем в образовании.

0000000

Рис 2. Развитие инициативы учащихся через организацию социально значимой деятельности: работа по озеленению и благоустройству городских территорий

09

08

Рис. 3. Исследовательская и проектная деятельность старшеклассников по изучению экологических проблем городской среды

07

Рис. 4. Практическая экологическая деятельность на пришкольном участке

4. Ряд экологических проблем (в первую очередь, вопросов, касающихся устойчивого развития) оцениваются школьниками в области их осмысления в просвещении выше, чем в образовании (4,2 –для образования, 6,5- для просвещения).

5. Самооценка как самостоятельный вопрос для школьников также констатирует доминанту экологического просвещения (7,0) по сравнению с экологическим образованием (4,1).

Попытаемся найти взаимосвязь составляющих экологического образования и экологического просвещения (аналогичные рассуждения можно использовать и в случае развития речевой, правовой, экономической культуры и др.).

Единственным общим компонентом, по сути, аттрактором, взаимодействия систем образования и просвещения является воспитание (первая линия сопряжения). В случае экологической культуры – воспитание бережного отношения к природе как ценности, воспитание экологического гуманизма, этики – этики благоговения перед жизнью (по А. Швейцеру). Феномен воспитания можно определить как «…целенаправленное порождение в педагогическом взаимодействии динамики смыслов и способов бытия человека, актуализирующих его человеческое качество» [4]. Вторая линия сопряжения понятий «информирование - обучение» раскрывает процессы получения информации о состоянии окружающей среды, причинах и последствиях экологических проблем и др., превращения информации в личностно значимые знания, которые посредством личного опыта формируются в компетенции: жизненные или профессиональные. Третья линия «распространение – развитие» направлена на формирование потребности в распространении социально значимых знаний своим близким и коллегам [5]. Вклад различных составляющих просвещения в основные виды образования (по европейской классификации) по результатам мини-исследования студентов и педагогов представлен в таблице 2.

Таблица 2

Вклады составляющих просвещения в разные виды образования  (по 10-балльной системе)

Образование

Просвещение

Формальное образование

Неформальное образование

Информальное образование

Распространение

7,0*

 

7,1

8,9

Информирование

9,1

 

8,7

9,0

Воспитание

8,5

 

9,2

7,4

*данные по анкетированию 240 студентов и педагогов образовательных учреждений Санкт-Петербурга (по 10-балльной системе)

Можно констатировать, что при единстве в целеполагании образования и просвещения – развития экологической культуры (а затем и культуры устойчивого развития), вклад разных составляющих экологического просвещения (распространение экологических знаний – экологическая пропаганда, информирование и воспитание) в разные виды образования (формальное, неформальное, информальное) различен. Наибольший вклад в развитие формального и информального образования, с точки зрения студентов и педагогов, вносит информационная составляющая просвещения (9,1 и 9,0 соответственно), а в развитие неформального образования – воспитание (9,2). Отмеченные положения подчеркивают важность интеграции экологического образования и экологического просвещения в развитие экологической культуры человека.

В диссертации О.А. Сычевой «Оценка результатов экологического образования старших школьников» (Чита, 2008 г.) четко обозначены те противоречия, которые сегодня существуют при оценке результатов экологического образования, а именно:

- между направленностью современного образования на формирование компетентности, включающей когнитивные, организационные, коммуникативные знания, умения, навыки, формирование опыта самостоятельной деятельности, способности к самообразованию, воплощающиеся в практической деятельности на основе системы ценностей и личностных качеств, и неразработанностью целостной системы оценки, направленной на отслеживание этих результатов;

- между обширным научно-методическим фондом, посвященным исследованию проблем экологического образования в современной школе, и отсутствием научно обоснованного подхода к оценке результатов экологического образования, разработанного в соответствии с его спецификой для школы;

- между многообразием результатов экологического образования и отсутствием научно обоснованного основания для их классификации, выделения критериев и показателей;

- между социальной значимостью практической природоохранной деятельности для формирования экологической культуры личности и отсутствием соответствующих критериев и показателей, позволяющих объективно оценить результаты этой деятельности.

Автор отмечает, что при оценивании результатов экологического образования следует исходить из понимания экологической культуры как комплексного результата экологического образования, основными элементами которой можно считать экологическое мировоззрение, экологическое сознание и экологическую компетентность как умение осуществлять комплексную экологически целесообразную деятельность на основе системы экологических знаний и умений, ценностей, убеждений и личностных качеств. Оценка образовательных результатов рассматривается как качественно выраженный итог соотнесения реальных достижений учащихся в области экологического образования с планируемыми. Оценка результатов экологического образования школьников должна учитывать его специфические особенности - универсальность, ориентированность на формирование ценностей как основы деятельности, подчиненность современным идеям «образования для устойчивого развития» - прогностичность, социальная обусловленность, направленность на формирование практических и проектных умений. Это обусловливает необходимость включения в число объектов оценивания всех видов деятельности учащихся когнитивной, практической, проектной, ценностно-смыслового самоопределения. Описание целей, подбор измерителей, классификация результатов экологического образования школьников должны быть осуществлены с учетом уровней усвоения содержания экологического образования:

- описательного характеризует умение выполнять учебные задания описательного типа;

- объяснительного характеризует умение выполнять задания объяснительного типа, навыки работы с информацией;

- практического (элементарная деятельность) характеризует умение выполнять задания практического типа, включает умение применять знания на практике, поступки, коммуникативные и организационно-деятельностные умения;

- проектного (проектная деятельность), выделенного в соответствии со спецификой экологического образования, характеризует умение выполнять задания проектного типа, включает весь спектр общеучебных умений, которые активно формируются в ходе экологического образования, ценностно-смысловое самоопределение, самореализацию, рефлексию [9].

Критериями экологической культуры личности как основного, комплексного результата экологического образования, являются каждый из достигнутых уровней усвоения его содержания, поскольку в совокупности они отражают сущностные особенности основных элементов экологической культуры экологического мировоззрения, сознания, экологической компетентности. Общеучебные результаты экологического образования школьников, характеризующие виды деятельности, соответствующие определенному уровню усвоения, будут являться показателями, позволяющими непосредственно наблюдать и определять соответствие реальных предметных результатов деятельности школьника каждому из критериев, и, следовательно, судить о степени сформированности экологической культуры личности старшего школьника. Достижение проектного уровня (умение осуществлять проектную деятельность) является значимым критерием экологической культуры личности, поскольку актуальная для социоприродного окружения деятельность осуществляется на основе ценностей и убеждений по инициативе самой личности, т е в ней отражаются элементы экологического мировоззрения, сознания, экологической компетентности. Виды деятельности (комплексная социально значимая, природоохранная), в которых проявляется высокая степень учета социоприродного окружения, являются показателями результатов, соответствующих проектному уровню.

Таблица 3

Целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации Концепции непрерывного просвещения на территории Санкт-Петербурга

Составляющие экологического просвещения

Критерии формирования экологической культуры

Целевые показатели

(индикаторы)

Индикаторная и экспертная оценка целевого показателя по 3--балльной системе (-1, 0, +1) и 10-балльной системе (1 - 10)

Методика расчёта

Данные на 2018 год

1.

Экологическое воспитание

Отношение к экологическим проблемам города

Индекс позитива = % позитивных ответов / % негативных (безразличных) ответов (по результатам социологического исследования всех категорий граждан города: школьники, студенты, взрослые)

 

Индекс позитива – больше 1, что означает, что большая часть населения имеет позитивное отношение к экологическим проблемам-оценка+1 балл.

Индекс равен 1означает, что количество позитивно и негативно настроенных людей одинаково, оценка -0.

Индекс меньше 1 означает, что количество негативно нас троенных детей больше позитивно настроенных, оценка -1.

При оценке по 10-баллной системе эксперты оценивают динамику количественных показателей –от 1 до 10.

+1 / 8

Ценность качества окружающей среды» в рейтинге ценностей человека

 

Изменение места ценности «окружающая среда» в рейтинге ценностей человека (по возрастным группам населения города: школьники, студенты, взрослые)

Повышение из года к году места «окружающей среды» в рейтинге ценностей, оценка +1.

Рейтинг окружающей среды невысок и не меняется от года к году, оценка 0.

Место окружающей среды ухудшается, что означает безразличие населения к проблемам окружающей среды, оценка -1.

При оценке по 10-баллной системе эксперты оценивают динамику количественных показателей –от 1 до 10.

+1/ 7

Мотивация к практической экологической деятельности

Динамика мотивированных граждан на экологическую деятельность (по возрастным группам населения города: школьники, студенты, взрослые)

 

Повышение мотивации граждан к осмыслению экологических проблем проявляется в увеличении активности их участия в экологических акциях, оценка +1.

Стабильность мотивации можно рассматривать как отсутствие привлечения новых участников к экологической деятельности, оценка 0.

Уменьшение мотивации петербуржцев можно оценивать, как -1.

При оценке по 10-баллной системе эксперты оценивают динамику количественных показателей –от 1 до 10.

+1 /7

2.

Экологическое информирование

Гражданская позиция

Динамика активности обращений населения по вопросам ОС, нарушений экологического законодательства физическими и юридическими лицами; участие в общественном контроле выполнения экологического законодательства в городе.

Повышение активности обращений населения по вопросам ОС ( как по негативным явлениям, так и с благодарностями по поводу решения актуальных экологических проблем!) можно оценивать как +1. Стабильность числа обращений позволяет сделать оценку 0. Уменьшение активности петербуржцев (с пояснением об отсутствии информации или безрезультативности обращений) можно оценивать как -1.

При оценке по 10-баллной системе эксперты оценивают динамику количественных показателей –от 1 до 10.

+1/ 7

Достоверная информация о качестве окружающей среды

Расширение многообразия и разнообразия объектов инфраструктуры экологического просвещения (экологические центры, экологические сайты, порталы)

Повышение разнообразия объектов инфраструктуры экологического просвещения оценивается как +1. Стагнация данного показателя позволяет выставить оценку 0.

Уменьшения объектов инфраструктуры ЭП по разным причинам оценивается -1.

При оценке по 10-баллной системе эксперты оценивают динамику количественных показателей –от 1 до 10.

+1/ 7

Многоаспектное рассмотрение и понимание экологических проблем, правил, принципов

Реализация межведомственных проектов и программ экологического просвещения (конкурсы, смотры, фестивали, форумы и др. осмысления экологических проблем средствами культуры, науки, религии и др.)

Реализация значимых межведомственных проектов и программ позволяет выставить экспертную оценку +1. Отсутствие межведомственных проектов и программ -0.

Декларация реализации данных проектов и программ, но их реальное отсутствие позволяет выставить оценку - 1. При оценке по 10-баллной системе эксперты оценивают динамику количественных показателей –от 1 до 10.

- 1 /4

3.

Экологическое распространение (пропаганда экологических знаний)

Информационные ресурсы (цифровизация) экопросвещения

Динамика информационных ресурсов экологического просвещения (сайтов, порталов и др.)

Повышение количества и качества информационных ресурсов ЭП позволяет определить оценку +1. Отсутствие динамики количества информационных ресурсов -0.

Закрытие ряда информационных ресурсов, их уменьшения по разным причинам позволяет выставить оценку -1.

При оценке по 10-баллной системе эксперты оценивают динамику количественных показателей –от 1 до 10.

0/ 5

Общественные экологические организации и экологическое волонтерство

Динамика общественных экологических организаций и их активности, волонтерских групп (по возрастным категориям населения города

Повышение количества и активности общественных организаций по разным возрастным группам позволяет оценить показатель как +1. Отсутствие положительной динамики-0. Уменьшение количества общественных организаций и активности их деятельности – 1. При оценке по 10-баллной системе эксперты оценивают динамику количественных показателей –от 1 до 10

+1 /7

Экологическая тематика в СМИ (газетах, журналах, радио, телевидение и др.)

Динамика информационных материалов на экологическую тематику в СМИ; разнообразия тематики экологических публикаций, соотношение позитивно направленных и негативно направленных материалов

Повышение информационных материалов на экологическую проблематику в СМИ +1.

Отсутствие положительной динамики -0.

Сокращение информационных материалов -1.

При оценке по 10-баллной системе эксперты оценивают динамику количественных показателей –от 1 до 10

0/ 5

Итого на 2018 год: +5/57

Целевые показатели (индикаторы) определяются по результатам социологического исследования и ряда экспертных проверок, проводимых каждые три года. Стартовым можно считать результаты проведённого исследования 2018 года при разработке данной Концепции. Полученный ряд экспериментальных данных составит основы мониторинга эффективности экологического просвещения населения на территории Санкт-Петербурга.

Результаты обсуждения индикаторной и экспертной оценки состояния системы экологического просвещения в Санкт-Петербурге в 2018 году (см. таблицу 3) методом фокус-групп ориентировочно дают следующие результаты: +5 по трёхбалльной индикаторной системе (максимальный балл +9) и 57 баллов по десятибалльной экспертной системе (90 баллов – максимальное количество). Сумма баллов по представленным показателям, по сути, представляет собой комплексный, интегративный показатель (индикатор) состояния экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга - уровень состояния экологического просвещения.

Таблица 4

Уровень состояния экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга

Уровень состояния экологического просвещения на территории

Санкт-Петербурга

Результаты

индикаторных измерений

(макс. балл 9)

экспертных оценок

(макс. балл 90)

Высокий уровень

8-9

80-90

Достаточный уровень

6-7

60-79

Удовлетворительный уровень

4-5

50-59

Низкий уровень

менее 4

менее 50

По экспертным оценкам 2018 года уровень состояния экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга – удовлетворительный; есть резервы для движения к высокому уровню. Данные показатели могут стать стартовыми для проведения мониторинга эффективности реализации Концепции непрерывного экологического просвещения населения на территории Санкт-Петербурга.

Литература

1. Алексеев, С.В. К городу устойчивого развития через экологическое просвещение населения // Окружающая среда Санкт-Петербурга. – 2018. – № 2(8). – С. 53-61.

2. Алексеев С.В. Образование и просвещение: единство и специфика (на примере формирования экологической культуры населения) // Непрерывное образование 21 век, Петрозаводск, 2018.

3. Алексеев С. В., Оганов Р. С. Экологические проблемы городской среды глазами взрослого населения Санкт-Петербурга : социологические исследования // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Выпуск 2 (26), 2019, DOI: 10.15393/j5.art.2019.4665 ВАК.

4. Алексеев С.В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека: экогуманитрный подход // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – Т.1, №1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 24.05.2020 г.).

5. Алексеев С.В., Костецкая Г.А. Экологические проблемы городской среды глазами студентов: результаты социологического исследования // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2020. – №2.– С.101-119 (ВАК). 6. Ермолаева П.О. Экологический образ жизни российского и американского студенчества: особенности проявления и проблемы формирования // Вестник института социологии. – 2011. – № 3. – С. 237-253.

6. Ермолаева П.О. Экологический образ жизни российского и американского студенчества: особенности проявления и проблемы формирования // Вестник института социологии. – 2011. – № 3. – С. 237 - 253.

7. Концепция системы непрерывного экологического просвещения населения на территории Санкт-Петербурга (Экологический портал Санкт-Петербурга http://www.infoeco.ru/index.php?id=8867).

8. Пахомов Ю.Н. Экочеловек как субъект социоприродного развития. Автореферат докт.дисс., 22.00.01. – Санкт-Петербург, 2003. – 36 с.

9. Сычева О.А. Оценка результатов экологического образования старших школьников. Автореферат канд.дисс. 13.00.01. – Чита, 2008. – 21 с.
 

Ссылка для цитирования

Алексеев С.В., Оганов Р.С., Тутынина Е.В. К вопросу об оценке уровня экологической культуры населения Санкт-Петербурга // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – T. 3, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Alekseev S.V., Oganov R.S., Tutynina E.V. On the issue of assessing the level of ecological culture of the population of St. Petersburg // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2021. – Vol.2, №1. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)

 


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.