Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Алексеев С.В. ПРИНЦИП ПРИРОДОПОДОБИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Алексеев С.В. ПРИНЦИП ПРИРОДОПОДОБИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

« Назад

УДК 37.022

ПРИНЦИП ПРИРОДОПОДОБИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

ал   

Алексеев Сергей Владимирович

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, РФ)

Аннотация

В статье выполнена попытка осмысления природоподобия как стратегического вектора формирования экологической грамотности – первого уровня экологической культуры подрастающего поколения, и в первую очередь, школьников. В статье представлены теоретические положения и опыт использования природоподобных технологий в школьном образовании, предложена классификация природоподобных технологий: ресурсосберегающие, энергосберегающие и информационносберегающие. В статье представлены результаты социально-педагогических исследований школьников «Окружающая природная среда» (1902-2024г.)  и педагогов «Школьное экологическое образование» (1997-2022г.). Полученные результаты позволяют обозначить возможные перспективные направления  совершенствования экологического образования в интересах устойчивого развития.

Ключевые слова: экологическое образование в интересах устойчивого развития, гуманизм, гуманитарность, экогуманитарный подход, идея природоподобия, образовательные (педагогические) технологии.

Введение

Принцип или закон подобий впервые встречается в древнем документе под названием «Изумрудная скрижаль», составленным (по легенде) Гермесом Трисмегистом. «То, что находится внизу, соответствует тому, что находится вверху; и то, что пребывает вверху, насколько близко, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи. И так все вещи произошли от Одного посредством Единого: так все вещи произошли от этой одной Сущности через приспособление» [4]. Использование проверки подобия (аналогий) в построении сопоставимой между Человеком и представлением Вселенной к возможности выдвигать интересные или парадоксальные выводы, которые, однако, не противоречат современным взглядам и могут быть подтверждены в соответствующих экспериментах.

Принцип подобия широко реализуется в современной науке, искусстве, образовании. Например, 33 буквы русского алфавита преобразуются в миллионы слов и предложений, в уникальные литературные тексты; 7 нот комбинируются в миллионы уникальных мелодий; 7 цветов радуги отражаются в миллионы оттенков в произведениях живописи; 118 химических элементов, входящих в периодическую таблицу Д.И.Менделеева,  образуют миллионы соединений, окружающих нас и т.д.

В образовании принцип природоподобия проявляется как на индивидуальном (личностном) уровне (соответствие физиологическим возможностям человека, учета их при решении сложных и трудных задач, учета влияния окружающей среды и др.); групповом (популяционном) уровне с учетом групповых эффектов; системном (экосистемном) уровне, ориентированном на становление образовательной экосистемы.

Впервые термин «природоподобные технологии» на высшем уровне был употреблен В.В.Путиным 28 сентября 2015 года на 70-й сессии Генассамблеи ООН. В частности он сказал: «Нам нужны качественно иные подходы. Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Это действительно вызов планетарного масштаба» (https://www.youtube.com/watch?v=YXxWRVhXmc8 ). Это экологический подход к природоподобным технологиям.

Природоподобные технологии в образовании

Педагогический подход базируется на взаимодополнении трех дидактических принципов: природосообразности, культуросообразности и человекосообразности:

Принцип природосообразности, один из базовых педагогических принципов, успешно реализующийся при соблюдении следующих основных правил:

– построение педагогического процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

– опора на зоны ближайшего развития при организации образовательного процесса;

– направление образовательного процесса на развитие самопознания, самообразования и самовоспитания.

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Принцип человекосообразности – предполагает рассматривать образование как «средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру» (Хуторской А.В., 2017). Степень «человекосообразности» той или иной системы (образования или просвещения) определяется путем выяснения возможностей, которые она предоставляет человеку в постановке целей обучения и условий для самореализации.

Природоподобные технологии в образовании нацелены на развитие человека, его личности, обеспечение безопасности и здоровьесозидания образовательного процесса. По сути это гуманитарные технологии. В образовании природоподобные технологии - это технологии, базирующиеся на ряде принципов, сопрягающихся с известными законами и правилами экологии:

- при минимуме ресурсов необходимо достижение максимума результата;

- для достижения определенной цели необходимо определиться в оптимуме содержания: ни минимум, ни максимум содержания не дает высокого образовательного результата, необходим оптимум содержания;

- единство цели при многообразии и разнообразии подходов дает наилучший результат для ее достижения;

- иногда один из компонентов образовательного процесса играет важнейшую роль в достижении максимального результата;

- пример педагога может играть большее значение, чем множество лекций на данную проблему и др.

Эти примеры отражают сущностные составляющие экологических законов: закона минимума Либиха, закона толерантности Шелфорда, принципа разнообразия Эшби и др.

Опора на экологические законы, принципы, правила позволяет научно обосновать организационные и управленческие аспекты современного образования. Такие экологические законы как, закон минимума, закон толерантности, закон необратимости эволюции, законы Коммонера и др., принцип разнообразия и многообразия, принцип развития и деградации, принцип исключения Гаузе, правила 1% и 10% и др. находят  применение в осмыслении функционирования живых систем. Социальные, в том числе, и образовательные системы, относятся к живым системам. Например, принцип разнообразия и многообразия (принцип Эшби) доказывает устойчивое функционирование живых систем ( и естественных, и социальных) при разнообразии и многообразии входящих в систему компонентов. Данный принцип находит свое подтверждение в международном проекте ЮНЕСКО «Природное и культурное наследие». Экологические системы бывают естественные (озеро, лес, пруд и др.) и искусственные (аквариум, космический корабль и др.). Образовательная система- искусственная экосистема. Для нормального функционирования любой экосистемы и искусственной в том числе,  надо обеспечить обмен между компонентами системы веществом, энергией, информацией. Перенося экологическую терминологию в систему образования обмен веществом можно рассматривать как «обмен образовательными ресурсами», обмен энергией – как обмен и интенсификация образовательных технологий, и наконец, обмен информацией – как обмен и обновление содержания образования, включая ориентацию на формирование навыков XXI века (рис. 1). 

ал1

Рис.  1.  Образ образовательной экосистемы

Два компонента экосистемы: «Живая деятельность» и «Живое общение» акцентируют внимание на необходимость «живого» взаимодействия обучающихся и обучающих между собой, формирования практических умений работы на учебном оборудовании, имитирующих технологические и производственные процессы, особенно в естественнонаучном образовании.

Для нормального функционирования любой экосистемы и искусственной в том числе,  надо обеспечить обмен между компонентами системы веществом, энергией, информацией. Перенося экологическую терминологию в систему образования обмен веществом можно рассматривать как «обмен образовательными ресурсами», обмен энергией – как обмен и интенсификация образовательных технологий, и наконец, обмен информацией – как обмен и обновление содержания образования, включая ориентацию на формирование навыков XXI века.  Образовательная экосистема – система , обеспечивающая выполнение 17 Целей устойчивого развития. Использование четырех афористических законов экологии Барри Коммонера, которые могут стать обоснованием выбора технологий: 1. Все связано со всем; 2. Все должно куда-то деваться; 3. Природа знает лучше; 4. За все приходится платить.

М.В.Ковальчук (научно-исследовательского центр «Курчатовский институт») определяет природоподобные технологии как «воспроизведение систем и процессов живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированный в естественный природный ресурсооборот». Приоритетом этого подхода является НБИКС-технологии – как результат конвергенции наук и технологий (Нанотехнологии, Биотехнологии, Информационные технологии, Когнитивные технологии, Социогуманитарные технологии). https://vk.com/wall-172984518_32754?z=video-172984518_456240047%2Fc4cd028ebba8fc895f%2Fpl_post_-172984518_32754

Практическое воплощение предложенного М.В. Ковальчуком подхода нашло в пособии по курсу «Междисциплинарные НБИКС-природоподобные технологии. 7 класс», которое  включает в себя четыре раздела: «Биоэнергетика. Введение в биоэнергетику», «Материалы», «Мозг», «Природоподобная робототехника». Пособие знакомит учащихся с процессами преобразования живыми организмами внешних энергетических ресурсов в полезную работу, разнообразием материалов, основными особенностями строения и работы мозга, природоподобными технологиями.  [8]. Значение природоподобных технологий для стремительно развивающегося современного общества очень велико и заключается, в частности, в следующем:

1. Природоподобные технологии лежат в основе методологии современной науки и являются важной стратегической (дидактической) и тактической (методической) проблемой фундаментального образования.

2. Природоподобные технологии предоставляют человечеству шанс избежать ресурсного коллапса, прогнозируя в дальнейшем богатые возможности для сохранения природных объектив и систем; эффективные способы искусственного получения биоматериалов; получения и аккумуляции энергии.

3. Природоподобные технологии являются адекватным научно-практическим ответом на глобальные вызовы современности (загрязнение окружающей среды, исчерпание природных ресурсов, неизлечимые на данный момент болезни и т.д.)  [7].  https://proza.ru/2022/05/03/1721

Нами предлагается апробация и активная диссеминация трех видов природоподобных технологий в образовании:

1.Ресурсосберегающие: технологии, минимизирующие ресурсопотребление: в окружающей среде – проблема потребления и отходов, в образовательной среде –использование минимума ресурсов при достижении максимума результата;

2.Энергосберегающие: технологии, минимизирующие энергопотребление в окружающей среде – проблема зеленой экономики, в образовательной среде –положения «экономики знаний»;

3.Информационносберегающие (информационнобезопасные): цифровые технологии дополненной и виртуальной реальности в осмыслении проблем образования в интересах устойчивого развития, например, проектирование модели «Умная школа». 

Технологическое поле современного образования

Современное методическое пространство и технологическое поле экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития достаточно широки.

Технологическое поле современного образования системно осмыслено в работах таких авторов, как Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото, В.В. Гузеев, М. Эраут, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Е.С. Полат, и др.   В связи с этим представляется важным знакомство с современными образовательными технологиями, которые в настоящее время широко используются в образовании. Работы И. Роберт, Г.К. Селевко и др., позволяют презентовать их достаточно целостно. В обобщенном виде можно назвать следующие технологии:

  • технология «школьных команд»;
  • педагогические мастерские;
  • педагогическое проектирование;
  • педагогическое моделирование и прогнозирование;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • исследовательские технологии;
  • модульные технологии;
  • технология геймификации;
  • интерактивные технологии;
  • рефлексивные технологии;
  • мониторинговые технологии;
  • игровые технологии;
  • технология критического мышления;
  • кейс-технология;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технологии самообразования;
  • технология «перевернутый класс»;
  • технологии досуговой деятельности и др. [6].

Самостоятельного разговора заслуживают инновационные цифровые технологии. Цифровизация образования – мощный тренд с точки зрения реформирования и модернизации глобальной образовательной среды. Ввиду того, что цифровые технологии отличаются от информационно-коммуникационных технологий ориентацией на процессы сбора, обработки и анализа данных в цифровом виде, цифровые технологии можно рассматривать как информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, виртуальные, мультимедийные технологии, позволяющие обеспечить сбор, обработку и представление информации и данных о различных объектах в цифровом виде с целью обеспечения удаленного взаимодействия между ними и (или) управления ими. Высокая динамика изменений, происходящих в информационно-коммуникационной и цифровой среде, предопределяет необходимость изменений в сфере образования. Цифровой след в образовании (под которым понимается комплекс информации о посещениях и вкладе пользователя во время пребывания в цифровом пространстве) позволяет повысить эффективность как коллективного, так и индивидуального обучения. Определено, что в образовании выделяется три основных направления использования цифрового следа: обеспечение преемственности уровней образования, организация учебного процесса, управление образовательной системой в учебном заведении, а также образовательная аналитика. Исследования в области становления и использования образовательной (или предметной) цифровой среды достаточно широко используются в методике предметного образования.

Как отмечает А.П. Тряпицына «…в современных условиях необходим поиск концептуальных моделей методических систем, в качестве системообразующего элемента которых выступает основная цель общего образования - содействие самоопределению ученика. В свою очередь это означает, что содержание образования выстраивается не только в логике базовой для конкретного учебного предмета науки, но и в логике образовательного процесса. При этом важно подчеркнуть, что по мере развития методической теории она все больше «вбирает в себя» общепедагогическое и дидактическое обоснование. В методиках обучения «восхождение» к индивиду происходит при реализации учителем методического проекта (методической системы). В качестве примера таких методических систем, подтверждающего сказанное, можно рассматривать концепции STEM и STEAM. [5]. STEM (наука, технология, инженерия и математика) - это образовательный подход, который теперь сопровождается вариантом STEAM (STEM + Arts). Оба образовательных подхода направлены на обновление научной грамотности молодого поколения, и с включением искусства; творчество обучающихся описывается как ключевой навык, которому следует уделять особое внимание. Дополняя сегодня технологическое поле экологического образования и просвещения цифровыми технологиями можно констатировать, что большинство из них носят развивающий и инновационный характер, обеспечивают безопасность и здоровьесбережение обучающихся. Однако результаты экологического образования и просвещения нельзя назвать успешными.

Результаты социально-педагогических исследований

 В свое время Леонардо да Винчи отметил: «Полюбить можно лишь то, что знаешь». Чтобы любить природу, надо вначале ее просто знать!  Фрагментарное исследование под условным названием «Окружающая природная среда» проведено в Санкт-Петер­бурге. Типичное «природное» окружение современного «урба­нистического» ребенка — это «каменные джунгли», в которых он проводит бо́льшую часть своей жизни. За время обучения в школе многие дети не посадили ни одного деревца, не знают, как растут цветы и живут животные, природа для них оста­ется некоей абстракцией, которая существует сама по себе, без их непосредственного участия.

Интересно проанализировать результаты четырех сопоставимых сравнительных исследований, проведенных А. Павловым в 1902 г. (выборка 100 респон­дентов, учащиеся в возрасте 11–15 лет), С. Алексеевым в 1991 , 2012 и 2023 гг. (табл.1).В исследовании 2023 года приняло участие 20 школьников из Москвы и 80 из Санкт-Петербурга.

Таблица 1. Исследование «Окружающая природная среда» (1902-2023гг.)

Ответы учащихся

Процент ответов учащихся по годам исследования (выборка -100 человек)

1902г.

1991г

2012г.

2023г.

Учащиеся не видели

1.

Доения коровы

6

25

31

92

2.

Птичьего гнезда на дереве

11

51

49

12

3.

Ползущей улитки

40

59

55

56

4.

Ягод малины на кусте

51

8

11

45

5.

Живого скворца

-

-

53

91

6.

Поднимающегося с пением жаворонка

60

50

51

93

7.

Кротовой кучи

59

30

31

56

8.

Живого ежа

32

31

29

90

9.

Грибов в лесу

18

13

11

15

10.

Белки в лесу

66

58

49

15

11.

Липы в цвету

30

18

19

15

12.

Папоротника

53

29

23

22

Учащиеся не слышали

13.

Пения соловья

40

44

51

65

14.

Пения кукушки

32

20

18

44

Прошедшие годы (свыше 120 лет!) практические не изменили результаты в лучшую сторону; имеется ввиду в сторону повышения узнаваемости подростками природных объектов: 92% респондентов в 2023г. никогда не видели доения коровы; 90%- живого ежа, 91% живого скворца и т.д.

65% ребят не слышали пенья соловья. Однако при обсуждении в фокус - группах ребята отмечали, что они все видели не вживую, а виртуально, на экране монитора компьютера. Мини-исследование по данной анкете с учащимися сельских школ (Ленинградская область) по данным Е.В. Тутыниной дают более высокие результаты (табл.2).

Таблица 2. Сравнение результатов опроса городских и сельских школьников (2023-2024гг.)

Ответы учащихся

Процент ответов учащихся по годам исследования (выборка -100 человек)

2023г. (городские школьники)

2024г.(сельские школьники)

Учащиеся не видели

1.

Доения коровы

92

46

2.

Птичьего гнезда на дереве

12

4

3.

Ползущей улитки

56

0

4.

Ягод малины на кусте

45

0

5.

Живого скворца

91

15

6.

Поднимающегося с пением жаворонка

93

99

7.

Кротовой кучи

56

14

8.

Живого ежа

90

1

9.

Грибов в лесу

15

0

10.

Белки в лесу

15

10

11.

Липы в цвету

15

25

12.

Папоротника

22

8

Учащиеся не слышали

13.

Пения соловья

65

13

14.

Пения кукушки

44

19

Сравнительный анализ результата опроса городских и сельских школьников явно не в пользу городских. Жаль, что поднимающегося с пением жаворонка не видели ни городские школьники (93%), ни сельские (99%).

Дополнительно к анкете нами были предложены четыре утверждения:

- Я часто просматриваю фотографии и видеоматериалы о природе на интернет-сайтах, на который утвердительно ответили   40% городских школьников и 46% сельских;

- Раз-два в году я  выезжаю на природу с родителями или друзьями, 80%  городских школьников и 87% сельских;

- Я посетил за прошедшее время хотя бы одну особо охраняемую природную территорию (заповедник, заказник и др.) -16% городских школьников и 41% сельских;

- Я использую знания по экологии, полученные в школе, в жизненных ситуациях - 46%. городских школьников и 67% сельских. Этот показатель, с нашей точки зрения, позволяет говорить о функциональной экологической грамотности школьников, причем эта грамотность у сельских школьников значительно выше, чем у городских.

Представляет интерес сравнительный анализ ряда положений, полученных в ходе исследования С.В.Алексеева и Е.Э.Смирновой в 1997 году, и результатами исследования  С.В.Алексеева в 2022 году.

Таблица 3. Школьное экологическое образование: через четверть века*

Положения

1997г.

2022г.

1. Наиболее востребованные модели экологического образования:

- многопредметная

- самостоятельный курс экологии

- факультатив

- система дополнительного образования

 

 

41,0

36,1

 

14,1

7,0

 

 

21,0

9,1

 

62,2

75,3

2. Приоритетное направление (вектор развития) экологического образования:

-  защита и охрана окружающей среды

- ознакомление с глобальными проблемами современности

- передача практических знаний, умений, навыков, необходимых в повседневной жизни

 

 

 

54

 

37

 

29

 

 

 

15

 

35

 

50

3.Трудности, препятствующие эффективному экологическому образованию:

- недостаточная материально-техническая оснащенность кабинетов;

-  недостаток методико-дидактической литературы;

-  недостаток учебной литературы;

- недостаточная подготовка учителя к осуществлению экологического образования школьников;

- отсутствие выездов на природу.

 

 

 

 

73

 

58

57

 

34

 

 

20

 

 

 

 

51

 

41

51

 

30

 

 

41

4.Самооценка профессиональной подготовленности учителей

- содержание ЭО

-  методика ЭО

- педагогические технологии

- практикум по экологии

- экскурсии в природу

- исследовательская деятельность

-  проекты по экологии

 

 

 

19,2

15,7

16,1

9,7

39,2

13,5

10,4

 

 

 

28,9

29,6

27,8

33,2

40,0

15,6

52,3

*Алексеев С.В., Смирнова Е.Э. Школьное экологическое образование: реальность и перспективы. Пособие для учителей. - СПб.: Крисмас +, 1997.

Прошло четверть века, и как разительно изменились позиции педагогов в области эффективности  организации экологического образования. Среди наиболее востребованных моделей экологического образования педагогами называются факультативы (курсы внеурочной деятельности) (14,1 - 62,2%) и система дополнительного образования (7,0 - 75,3%). Если проекты, связанные с защитой и охраной окружающей среды, за 25 лет уменьшили свою востребованность (с 54% до 15%), то использование экологических компетенций в повседневной жизни значительно повысилось (с 29% до 50%). Среди трудностей, профессиональных дефицитов обозначается проблема отсутствия выездов на природу (20% - 41%).

Самооценка педагогами своих компетенций в области методики экологического образования на первые места выводят проекты по экологии (с 10,4% до 52,3%) и практикумы по экологии (с 9,7% до 33,2%).

По результатам исследования 2023 года среди эффективных методик экологического образования учащиеся называют экскурсию в природу (37%), экскурсии на особо охраняемые природные территории (ООПТ) (16%) и участие в эковолонтерстве (11%) . Как ни странно, компьютерные экологические игры не входят в тройку наиболее востребованных технологий формирования экологической грамотности (7%).

ал2

Рис. 2. Ранжирование методик формирования экограмотности глазами школьников

Педагоги, как ни странно, на первое место также как и учащиеся поставили среди эффективных методик экологического образования и просвещения – экскурсии в природу (36%), участие в эковолонтерстве (19%) и экскурсии на ООПТ (12%).  Почему странно, потому что, экскурсии в природы сегодня не занимают первых мест в рейтинге современных образовательных технологий и  методик. Ориентация на развитие эковолонтерства – проблема, решаемая не только в образовании, но и в просвещении, в деятельности молодежных экологических организаций и движений.

ал3

Рис.3. Ранжирование методик формирования экограмотности глазами педагогов

Также в исследовании получены результаты о том, что учащиеся активно хотели бы принимать участие в таких экологических мероприятиях как акции в защиту животных, участие в исследовательских экологических проектах, акции по сортировке бытовых отходов и акции по поддержке ООПТ. По сути дела разговор идет о системной интеграции традиционных и инновационных форм экологического образования и просвещения, не забывая эффективные традиционные методики (экскурсии в природу).

Заключение

Среди перспективных направлений совершенствования экологического образования в интересах устойчивого развития с учетом ориентации на природоподобные технологии можно обозначить следующие:

1.Интеграция формального, неформального и информального экологического образования, позволяющая реально обеспечить межведомственный характер решения проблем, и создать условия для осуществления непрерывного образования и просвещения в интересах устойчивого развития (от дошкольного и семейного образования – до дополнительного образования детей и взрослых);

2.Интеграция отечественного и зарубежного опыта образования в области окружающей среды и устойчивого развития; особого внимания заслуживает интеграция межрегионального опыта образования в области БЭЗ, использования лучших региональных практик образования и просвещения;

3.Интеграция методологии разных научных областей при осмыслении проблем окружающей среды и устойчивого развития, пограничных проблем «Безопасность-Экология-Здоровье» (БЭЗ-модель) (философии, психологии, экологии, социологии, экономики, педагогики, культурологии и др.), позволяющая выйти на меж- и трансдисциплинарные программы (проекты) образования и просвещения;

4.Интеграция традиций и инноваций в методике образовании в интересах устойчивого развития, реализуемой как на уровне целеполагания, отбора содержания (в первую очередь, вопросов экологии, безопасности и здоровья человека) и выбора адекватных образовательных технологий и методик;

5.Интеграция процедур оценивания образовательных результатов образования в интересах устойчивого развития: от оценки когнитивного (знаниевого) компонента грамотности в отношения будущего или культуры устойчивого развития до эмоционально- ценностной составляющей, рассматриваемой в контексте «морального резонанса», экологического и нравственного императивов.

Литература:

1. Алексеев С.В., Смирнова Е.Э. Школьное экологическое образование: реальность и перспективы. Пособие для учителей. СПб.: Крисмас+,1997.

2. Алексеев С.В. Эволюция экологического образования для устой­чивого развития: пошаговая модель и индикаторы ее эффектив­ности // Академический вестник. – 2012. – № 1-2 (18–19). – С. 31–40.

3. Богомолов А.И., Невежин В.П. Принцип подобия в системном анализе эволюции больших систем // Системный анализ в проектировании и управлении.2021. – №3. С. 496-501.

4. «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста. – URL: http: //www.astromyth.ru/Library/Hermes-TabulaSmaragdina.htm (дата обращения: 30.07.2022).

5. Тряпицына А.П. Актуализация психолого-педагогического потенциала методик обучения // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. – 2022. – №5 (май). ART 3072. URL: http://emissia.org/offline/2022/3072.htm (дата обращения: 30.08.2023).

6. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

7. Кулев А.В., Шалобаев Е.В. К вопросу о природоподобных технологиях,или биология и природоподобие в техносфере .)   https://proza.ru/2022/05/03/1721 (дата обращения- 15.05.2024г.).

8. Междисциплинарные НБИКС-природоподобные технологии: Развитие научно-технического творчества обучающихся в сфере общего образования в области НБИКС-природоподобных технологий. 7 класс». Методическое пособие/ Под общей ред. М.В. Ковальчука, Москва, 2023. 89 с. http://nrcki.ru/files/pdf/20231011-00.pdf (дата обращения- 15.05.2024г.)

Ссылка для цитирования

Алексеев С.В. Принцип природоподобия как стратегический вектор формирования экологической грамотности подрастающего поколения // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2024. – T. 5, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Alexeyev S.V. The principle of similarity to nature as a strategic vector for developing environmental literacy of the younger generation // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2024. – Vol.5, №2. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)

 


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.