УДК 303.443.2
РАЗМЫШЛЕНИЯ О МОДЕЛИ «ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ – ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ»
Алексеев Сергей Владимирович
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, РФ)
Аннотация
В статье выполнено сопряжение целей устойчивого развития (ЦУР) и целей образования в интересах устойчивого развития (ОУР), сделана попытка осмысления реализации образования в интересах устойчивого развития посредством экогуманитарного подхода. Представлено авторское видение феномена культуры устойчивого развития и результаты исследования отношения петербуржцев к пониманию устойчивого развития как стратегии будущего человечества.
Ключевые слова: устойчивое развитие, образование в интересах устойчивого развития, культура устойчивого развития, экогуманитарный подход
«Целое всегда больше суммы его частей»
(Аристотель)
Введение
Слова Аристотеля в равной степени относятся как к культуре, так и к устойчивому развитию. Разница в том, что устойчивое развитие – это цель и прогнозируемый результат цивилизационного процесса, а культура – это средство его достижения.
Крупным шагом в пропаганде идеологии устойчивого развития в контексте культурологического подхода стала международная конференция ЮНЕСКО «Культура: ключ к устойчивому развитию», состоявшаяся в мае 2013г. в г. Ханчжоу (Китай). По итогам конференции бала принята Ханчжоусская декларация «Культура и устойчивое развитие», в которой участники пришли к выводу, что культура должна стать основой политики устойчивого развития. Декларация предложила включить культуру во все планы и курсы развития включая вопросы мира, прав человека, инклюзии, ликвидации бедности; содействия сохранению качества окружающей среды; борьбу с изменениями климата; бережное отношение к культуре и сохранение ее для потомков и др. Было отмечено, что ЮНЕСКО призывает включить культуру в модель устойчивого развития, поскольку культура в конечном итоге определяет именно то, что мы подразумеваем под устойчивым развитием.
К 2015 году европейским сообществом ученых, включающим около 100 исследователей из 25 европейских стран с участием Израиля, Новой Зеландии и Австралии, при поддержке Европейской ассоциации COST (Сотрудничество в области науки и техники), была подготовлена книга «Культура в, для и как устойчивое развитие», которая стала этапным событием в обосновании взаимосвязи культуры и преемственности (устойчивости) развития [7].
В отечественной системе экологического образования в настоящее время можно выделить три возможных сценария развития системы экологического образования в России.
1. Традиционное экологическое образование – образование, в центре которого находится «живая природа», главный принцип которого – биоцентризм, образовательная и просветительная практика сопрягается с природоохранным движением.
2. Экологическое образование в интересах устойчивого развития – направление, которое наряду с экономическим и социальным в интересах устойчивого развития, отражает внедрение идеологии устойчивого развития в содержание экологического (природоохранного) образования, главный принцип которого – экоцентризм.
3. Образование для устойчивого развития – социо-эколого-экономическое интегративное направление в системе инновационного, «опережающего» образования, базирующееся на принципе полицентризма – равносильности социума, экономики, экологии и культуры.
В контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения концепция программы формирования экологической культуры, безопасности и здорового образа жизни (по сути дела – программы формирования культуры устойчивого развития) предполагает рассмотрение ключевые идей, положений и принципов ее эффективной реализации, а также критерии и индикаторы оценки ее результативности. Среди ключевых идей программы можно обозначить следующие:
- идея ценности жизни и безопасности человека во всех окружающих его средах (природной, социальной, техногенной, культурной, образовательной и др.);
- идея качества человека во всех проявлениях его жизни;
- идея качества окружающей среды;
- идея ценности здоровья человека и здоровья окружающей его среды;
- идея качества жизни человека в окружающей среде [1, 2].
Если отнести обозначенные идеи не только к нынешнему, но и будущему поколению, то по сути дела, речь может идти о формировании культуры устойчивого развития. Философское обоснование понятия «культура устойчивого развития» дано в работах Н.М. Мамедова. Например, в своей работе «Экология и устойчивое развитие» (2013) ученый отмечает, что «…если культура как социальный феномен, «творение рук человеческих» всегда противопоставлялась природе, то культура устойчивого развития должна стать способом гармоничного соединения человека с природой на основе глубокого познания и понимания сущности природы» [6].
В документе «Основы государственной культурной политики» среди наиболее значимых для обсуждаемой проблемы можно выделить следующие положения:
- Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.
- Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса.
- Культура России – такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире.
- Единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности (http://mkrf.ru/).
Научное осмысление феномена устойчивого развития в настоящее время происходит по ряду направлений: философскому, экономическому, социологическому и педагогическому.
За последнее время более всего научных исследований проведено в области философии и культурологии, например, такие работы как: Пивень В.В. Потенциал концепции устойчивого развития человечества в решении противоречий между обществом и природой / автореферат канд. филос. наук., 09.00.11. Барнаул, 2009; Мантатова Л.В. Духовная детерминация устойчивого развития информационного общества / автореферат докт. филос. наук, 09.00.11, Улан-Удэ, 2003; Елкина Л.С. Фундаментализация образования в контексте устойчивого развития общества: сущность, концептуальные основания/ автореферат канд. филос. наук, 09.00.11., Улан-Удэ, 2000; Мальцева Н.Л. Социально- философские основания устойчивого развития общества / автореферат докт. филос. наук, 09.00.11. Волгоград, 1998.; Калашников В.Д. Субъективные факторы и объективные условия устойчивого развития общества: на материалах Византии и Древней Руси / автореферат докт. филос. наук, 09.00.11. Красноярск, 2003.;Орлов С.Л. Информационное общество и устойчивое развитие : философско-методологические аспекты / автореферат канд. филос. наук, 09.00.08. Москва, 1999; Лагутин А.О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества / автореферат канд. культурол. наук, 24.00.01, Краснодар, 2001; Лисицкий А.В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития / автореферат канд. культурол. наук, 24.00.01, Москва, 2004.; Крицких В.В. Безопасность как фактор устойчивого развития российского общества / автореферат канд. политич. наук, 23.00.02, Ставрополь, 2011.
Значителен компонент системы исследований в области экономической составляющей устойчивого развития: Абакумов Д.А. Государственная экологическая экспертиза Российской Федерации в обеспечении устойчивого развития общества / автореферат канд. эконом. наук, 08.00.19. Москва, 1999.; Корнеев Д.В. Организационно- методическое обеспечение устойчивого развития крупного акционерного общества / автореферат канд. эконом. наук, 08.00.05, Москва, 2005. ; Чиянова Э.В. Устойчивое развитие социально- экономической системы общества : принципы и факторы / автореферат канд. эконом. наук, 08.00.01, Краснодар, 2003.; Ч. Чулунцэцэг. Устойчивое развитие социо-эколого-экономической системы общества и показатели его оценки / автореферат канд. экономич. наук, 08.00.01 и 08.00.05, Москва, 2004.; Безгодов А.В. Формирование и механизмы реализации стратегии устойчивого развития общества / автореферат докт. эконом. наук, 08.00.01, Орел, 2004.
Представляют интерес результаты социологических исследований, например, Челнов С.А. Формирование социального механизма экологически устойчивого развития российского общества: региональный аспект / автореферат канд. социолог. наук, 22.00.04, Пенза, 2004.; Ежова Р.А. Управление интеллектуальным потенциалом как новая парадигма устойчивого развития современной организации / автореферат канд. социолог. наук, 22.00.08, Пятигорск, 2010.; Ефимова Г.М. Новые информационно- образовательные технологии в контексте устойчивого развития общества/ автореферат канд. социолог. наук, 22.00.01, Саратов, 1999.
Региональный аспект проблемы устойчивого развития раскрывается в работе Суразаковой С.П. «Модель устойчивого развития горного региона: на примере Республики Алтай» (канд. географ. наук, 25.00.24, Барнаул, 2007).
В стадии становления находится система педагогических исследований в области экологического образования в интересах устойчивого развития. Это работы Аргуновой М.В. «Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования» (докт. пед. наук, 13.00.02, Москва, 2009) и Степанова С.А. «Экологическое образование для устойчивого развития как важное направление модернизации высшей школы России» (докт. пед. наук, 13.00.01, Москва, 2011).
С нашей точки зрения, педагогическое осмысление феномена культуры устойчивого развития связывается с концепцией формирования экологической культуры, имеющей значимую экономическую составляющую, а также педагогикой здоровья, педагогикой безопасности и культурологической стратегией развития современного образования. Каждая из составляющих «культуры устойчивого развития» имеет свою историю и современное научное звучание. Это касается и экологической культуры, и культуры безопасности жизнедеятельности, и культуры здоровья, и физической культуры и др. Обобщая все вышеизложенное, целесообразно вывести обобщенную формулу становления культуры устойчивого развития как культуру качества жизни человека в благоприятной окружающей среде . Культура устойчивого развития – результат интеграции (объединения, синтеза) экологической, социальной и экономической культуры:
КУР = Экол.К + Соц.К +Экон.К
где: КУР – культура устойчивого развития;
Экол. К- экологическая культура;
Соц. К – социальная культура;
Экон. К – экономическая культура.
Трактовки указанных понятий, принимаемые нами, представлены ниже:
«Экологическая культура – система знаний и умений, ценностей, личностных ориентаций человека в области науки, искусства, верований, обычаев и традиций, а также активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды». Экологическая культура – это целостность, включающая следующие составляющие:
- экологические знания (естественнонаучные, социогуманитарные, технические и др.);
- экологическое мышление (способность установления причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей);
- экологически оправданное поведение, характеризуемое переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную норму поступка;
- культура чувств – моральный «резонанс», сочувствие, переживание, благоговение перед жизнью (по А. Швейцеру) (С.В. Алексеев) [2].
Социальная культура – «способ жизнеосуществления человека в общении с людьми, способ организации социума, его функционирования и развития, адекватный пространству-времени существования субъекта жизнеосуществления» [4].
«Экономическая культура общества – это социальный феномен, проявляющийся как особый способ хозяйствования, участия многообразных субъектов общественных отношений ( индивидов, социальных групп, слоев общества) в экономической жизни общества на основе принятых ими экономических воззрений, норм, ценностей, социально- экономических отношений, социальных институтов, экономического поведения, представленный в характере результатов материального и духовного труда и играющий важную роль в обеспечении стабильности социума» [3].
Социальная культура тесно связана и взаимообусловлена развитием культуру гуманитарной. Гуманитарная культура – это, в первую очередь, познание, освоение и развитие духовного (то есть нематериального) мира человека, тех присущих лишь человеку специфических свойств, которые отличают его от других живых существ, это пробуждение и возвышение человеческого в человеке. Гуманитарная культура — это культура человековедения и человекосозидания, делающая личность субъектом культуротворчества. Гуманитарная культура принципиально диалогична (полилогична), так как существует в пространстве социально- культурных коммуникаций. Являясь важнейшей частью духовной культуры общества, гуманитарная культура живет в форме «текстов культуры» и выполняет функцию сохранения и передачи духовного опыта человечества (Кузнецов И., 2013). Указанные аспекты гуманитарной культуры находят свое отражение в принципе благоговенья перед жизнью (по А.Швейцеру), нравственном и экологическом императивах (по Н.Н. Моисееву).
Культура устойчивого развития – это способность человека к повышению качества своей жизни в создаваемой им благоприятной окружающей среде. В качестве критериев оценки пограничных областей становления устойчивого развития можно выделить следующие направления:
- социум-экология: социально- экологическое направление;
- социум-экономика: социально- экономическое направление;
- экология – экономика: эколого- экономическое или экономико-экологическое в зависимости от доминирующего подхода.
Особое внимание в данной статье нами уделено социально- экологическому направлению, в частности, экогуманитарному подходу. А.И. Копытин отмечает: «Экогуманитарный подход можно определить как область гуманитарного знания, такой подход к познанию человека, когда он рассматривается как разумная и осознающая себя часть единого предмета исследования «природа – человек», в котором и «природа», и «человек» составляют две подсистемы единого целого, единого субъекта – экочеловечества» [5].
Экогуманитарный подход, экогуманистика могут явиться основой для создания новых гуманитарных технологий в широком спектре научных дисциплин и социокультурной практики – в педагогике, образовании, просвещении, психологии, психотерапии, медицине, искусстве и культуре в целом.
Россия поддерживает стратегию устойчивого развития и активно реализует её основные составляющие: экологическую, социальную и экономическую. Санкт-Петербург, хотя и не возглавляет экологические рейтинги самых «зелёных» городов России, ведёт активную работу по становлению системы непрерывного экологического образования и просвещения с ориентацией на идеи устойчивого развития, а в обозримом будущем вхождение в мировое движение «Устойчивые города» [1]. По данным Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» первое место в экологическом рейтинге российских городов 2019 года занимает Тамбовская область, Москва – 5 место, Санкт-Петербург – 13 место (http://greenpatrol.ru/ru/novosti/ekologicheskiy-reyting-vesna-2019).
Ключевой идеей Международного Петербургского экономического форума 2019 года стала идея «Формируя повестку устойчивого развития». Большинство секций и панельных дискуссий форума посвящены осмыслению феномена устойчивого развития. Тематика некоторых из них приведена ниже:
- Создавая будущее вместе. Бизнес решения для достижения целей устойчивого развития;
- Трианонский диалог. Образование будущего (в рамках Трианонского диалога 2019 год провозглашен как Год «образования и просвещения»);
- Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития;
- Ответственное развитие и устойчивое истребление: природа и технологии и др.
Некоторые оригинальные темы были обозначены в рамках Молодежного форума в рамках экономического форума:
- Компетенции будущего: чему учиться и как учить;
- Цифровизация Евразии: взгляд в будущее;
- Образовательные стартапы как новый драйвер трансформации образования и др. (https://www.forumspb.com/?lang=ru)
Принцип культуросообразности, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
В 2018 году по инициативе Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга нами было проведено социально- педагогическое исследование отношения различных категорий населения города к экологическим проблемам. Результаты исследования явились одним из компонентов процедуры разработки Концепции непрерывного экологического просвещения населения на территории Санкт-Петербурга. Одной из составляющей проведенного исследования явилось изучение отношения горожан к 17 Целям устойчивого развития.
Полученные результаты целесообразно представить в графической форме (рис.1).
Рис.1. Рейтинг ЦУР глазами петербуржцев
Наложение результатов опроса всех трех групп респондентов (школьники, студенты, взрослые) позволяет выделить ряд наиболее востребованных (с точки зрения жителей Санкт-Петербурга) целей устойчивого развития; это цели №3 – «Хорошее здоровье и благополучие всех людей», №6 «Чистая вода и санитария», №4 «Качественное образование», и №1 «Ликвидация нищеты». Также представляет интерес анализ наименее востребованных целей, одновременно обозначенных всеми категориями населения; это цели № 5 «Равенство социальных ролей женщин и мужчин», №9 «Индустриализация, инновации и развитие инфраструктуры», №12 «Баланс между потреблением и производством», № 14 «Сохранение морских экосистем», №17 «Партнёрство стран в интересах устойчивого развития». Таким образом, анализируя и обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что:
- все категории населения Санкт-Петербурга имеют информацию по проблемам экологии, окружающей среды и устойчивому развитию («просветительская» составляющая), однако уровень сформированности экологических знаний по указанным проблемам нельзя назвать высоким («образовательная» составляющая).
- все категории населения Санкт-Петербурга имеют мотивацию и познавательный интерес в совершенствовании, модернизации системы непрерывного экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития;
- все категории населения Санкт-Петербурга видят приоритетное значение экологической деятельности для формирования экологической культуры человека и общества;
- все категории петербуржцев отмечают приоритетно социальную, экономическую и экологическую составляющие.
Литература:
1. Алексеев, С.В. К городу устойчивого развития через экологическое просвещение населения [Текст] / С.В. Алексеев // Окружающая среда Санкт-Петербурга. – 2018. – № 2(8). – С. 53-61.
2. Алексеев, С.В. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика [Текст]: монография / С.В. Алексеев, Н.И. Корякина, Е.А. Рипачева; под общ. ред. С.В. Алексеева. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 230 с. – (Научные школы академии).
3. Войтов, И.В. Экономическая культура как фактор стабильности современного российского общества: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Войтов И. В.; [Место защиты: Воен. ун-т]. – Москва, 2011. – 211 с.
4. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г. Культуроцентричность университетского образования (стратегические направления модернизации социального образования в системе «школа-вуз» современной России): моногр. Барнаул, 2004. – 146 с
5. Копытин А.И. Экогуманистика как путь согласования бытия природы и человека // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 1. С.19 [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 02.05.2020).
6. Мамедов Н.М. Экология и устойчивое развитие: учебное пособие. – М.: МГАДА, 2013. – 365 с.
7. Culture in, for and as sustainable development: Conclusions from the COST action IS1007: Investigating cultural sustainability / by ed. J. Dessein, K. Soini, G. Fairclough, L. Horlings [Электронный ресурс] // COST. European Co-operation in Science and Technology. – URL: http://www.culturalsustainability.eu/conclusions.pdf
Ссылка для цитирования
Алексеев С.В. Размышления о модели «образование в интересах устойчивого развития – через культуру» // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Alexeyev S.V. Considerations on “the education for sustainable development model through culture” // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2021. – Vol.2, №1. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)
DOI: 10.24412/2713-1831-2021-1-13-19