Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Берегулина Л.Н. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И СРЕДОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

Берегулина Л.Н. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И СРЕДОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

« Назад

УДК: 159.98

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И СРЕДОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

Без названия

Берегулина Лидия Николаевна

врач-психотерапевт, психиатрическая больница Св. Николая Чудотворца (г. Санкт-Петербург, РФ)

 «Лечит болезни врач, но излечивает природа»

(Гиппократ)

Аннотация

В статье представлены некоторые формы арт-терапевтической практики, осуществляемые на основе средового и экологического подходов на базе психиатрической больницы св. Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. Приводятся примеры художественно-творческой продукции пациентов, показывающие, как их взаимодействие с жизненной средой, миром природы может быть использовано в процессе психиатрического лечения и реабилитации с целью повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий и повышения качество жизни больных.

Ключевые слова: арт-терапия, лечебно-восстановительная терапия, психиатрия, реабилитация, средовой подхд, экологический подход

 

Введение

В данном статье представлены некоторые формы арт-терапевтической практики, осуществляемые на основе средового и экологического подходов на базе психиатрической больницы св. Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. Повышение внимания к среде лечебно-профилактического учреждения отражает одну из важных тенденций развития системы здравоохранения, в частности, психиатрического обслуживания [1]. Это связано с признанием существенного вклада средовых факторов в лечение и реабилитацию, повышающих их эффективность и качество жизни больных. Средовые и экологические факторы в процессе психиатрического лечения и реабилитации могут быть использованы по-разному. С одной стороны, это связано с такой планировкой и оформлением помещений, которые создают у пациентов и персонала ощущение психологического и физического комфорта, обеспечивают дополнительные возможности для занятости пациентов, их прогулок на свежем воздухе и общения. С другой стороны, эти факторы могут быть связаны с определенными видами творческой средовой активности больных, их участием в арт-терапии и некоторых видах экотерапии, использованием методических принципов и приемов средового и экологического подходов [2, 3].

Краткая характеристика среды психиатрической больницы Св. Николая Чудотворца

Психиатрическая больница св. Николая Чудотворца – старейшая больница Петербурга. Она расположена в заречной части Коломны, на Матисовом острове, ограниченном реками Мойкой и Пряжкой. Рядом Финский залив – «Морские ворота города», по выражению А. Ахматовой. Вплотную к больнице примыкает огромное предприятие «Адмиралтейские верфи», видны огромные краны, отдалённо слышны строительные звуки. В 2018 г. Больнице исполнилось 145 лет.

За многие годы территория больницы и прилегающие к ней набережные претерпели большие изменения. Больничная территория несколько сократилась, уменьшилось количество деревьев, некоторые из них были спилены, поскольку представляли опасность при сильных ветрах. Некогда чистая вода реки Пряжки служила местом купания пациентов. Главный врач больницы О.А. Чечёт (с 1881 г. по 1901 г.) стремился использовать для оздоровления больных все возможные средовые факторы, поэтому на реке Пряжке, возле больницы, была построена купальня. В довоенные и первые послевоенные годы на территории больницы был устроен небольшой огород и оранжерея. Плоды многочисленных яблонь могли быть использованы как дополнение к питанию пациентов.

В шестидесятые годы ХХ века территория больницы была перегорожена высокими бетонными стенами, отделившими друг от друга прогулочные садики отделений. Пациенты попадали в ограниченное пространство с серыми стенами, чтобы получить глоток свежего воздуха. За последние годы окружающая территория изменилась к лучшему. Бетонные стены ликвидированы. Больница окружена сквером, где пациенты могут гулять, общаться. Обветшалая оранжерея превращена в благоустроенный спортивный комплекс с тренажерами. В больнице постоянно проводятся ремонтно-строительные работы по внутреннему и внешнему благоустройству.

В 1995 г. впервые в Санкт-Петербурге в психиатрической больнице св. Николая Чудотворца было создано отделение лечебно-восстановительной терапии, которое функционирует и в настоящее время. Отделение рассчитано на 50 коек, и по количественному составу врачебного и среднего медицинского персонала не отличается от других отделений больницы. Пациентами этого отделения являются в основном больные, переведённые из других отделений, после купирования острых проявлений заболевания. Однако в последнее время в отделение лечебно-восстановительной терапии поступают не только пациенты стационара, соответствующие по своему состоянию показаниям данного отделения, но и пациенты, поступающие по направлению психоневрологического диспансера или кафедры психиатрии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, которая базируется в больнице.

В отделении имеются женские и мужские палаты. Совместное пребывание лиц разного пола является существенным элементом реабилитации больных. Вторым важным моментом является формирование доверительных, партнёрских отношений между пациентами и врачами, медицинскими психологами, средним медицинским персоналом, создание терапевтической среды. Это отделение является своеобразным «переходным пространством» перед поступлением пациентов в более открытую среду – отделение трудовой реабилитации или дневной стационар. Оно предназначено для долечивания и оказания пациентам психологической и психосоциальной поддержки. Часть пациентов отделения лечебно-восстановительной терапии могут посещать отделение трудовой реабилитации, другие – посещают групповые и индивидуальные занятия психотерапией, которые проводятся в столовой либо в комнате отдыха. В комнате отдыха находится пианино, шкаф с книгами, множество горшечных растений, за которыми ухаживают пациенты. Стены отделения украшены художественными работами пациентов. Есть стенд для сменных арт-терапевтических работ.

Недавно открылось и заработало в полную силу отделение трудовой реабилитации – реабилитационный центр. Наряду с цехами и кабинетами для творческой занятости больных, там проводятся реабилитационные занятия по арт-терапии, музыкальной терапии, танцевально-двигательной терапии и драматерапии. Имеется студия народного творчества, кабинеты для занятий психологов, швейная мастерская, библиотека со свободным доступом к книгам. Есть также выставочное пространство и архив художественных работ пациентов. Есть помещение для свободной занятости пациентов, где они могут, например, заниматься раскрашиванием картинок, складыванием паззлов и играть в настольные игры.

Ежедневно на отделение трудовой реабилитации приводят пациентов со всех отделений больницы (до 100 человек) для реабилитационных занятий, где они находятся до обеда. Для пациентов, пришедших из «острых» отделений, переход по двору больницы и попадание в комфортную среду реабилитационного отделения является важным звеном в лечении. Арт-терапевтические занятия проводятся в основном в группе и имеют тематическую основу. Кроме проведения ежедневных занятий с пациентами, специалисты арт-терапевтической студии занимаются изучением, описанием и сохранением их художественных работ. В студии также проводятся мастер-классы для сотрудников психиатрической сферы, направленные на профилактику профессионального выгорания. В помещении реабилитационного центра успешно проводятся концерты деятелей искусств. Некоторые пациенты после выписки из больницы продолжают посещать реабилитационные занятия, что не запрещается администрацией.

К сожалению, поступление пациентов в больницу для прохождения лечения, как правило, оказывается фрустрирующим фактором. Требуется определенное время, чтобы прошла адаптация к среде лечебного учреждения. При поступлении пациентов из приёмного покоя на отделения больницы персонал старается помочь им в процессе адаптации, особенно тем пациентам, которые госпитализированы в психиатрический стационар впервые. Первичных пациентов чаще всего угнетает среда психиатрического отделения: закрытые двери при входе в отделение, открытые входы в палатах, решётки на окнах, контролирующие действия медперсонала. Для многих из них это является сильным стрессом, поэтому им необходима психологическая поддержка, разъяснение обоснованности и необходимости пребывания в стационаре, формирование позитивного настроя на лечение.

Примеры арт-терапевтических техник, связанных с использованием средового и экологического подходов

На групповых арт-терапевтических занятиях на тему «Моё восприятие больничной среды» пациенты часто рисуют зарешёченные окна, замки, заборы – всё, что ограничивает свободу, нарушает личные границы человека (рис.1). Даже отсутствие прикроватных тумбочек в палатах (с целью безопасности) действует на многих пациентов подавляюще. Характерны такие высказывания: «У меня нет своего места. Чувствую себя не защищённым». Пациенты весьма чувствительны к подобным деталям. Очевидно, что в условиях психиатрической больницы у них имеются явно недостаточные возможности для персонализации среды [1, 4]. Человеку необходимо иметь какое-то место, где он может хранить свои вещи (зубную щётку, расчёску, книгу, блокнот и карандаш).

Рис.1

Рис. 1 Рисунки пациента, отражающие негативное восприятие больничной среды

Однако, встречаются пациенты, как правило, поступающие в больницу повторно, которые воспринимают больничную среду как благо (рис.2). Как заявил один пациент, «Здесь я не один, со мной занимаются, лечат, ухаживают. Солнце светит в окно, и мне комфортно». Интересны рисунки художников, побывавших в нашей больнице много лет назад (рис. 3). На них отражены характерные примеры организации среды психиатрических отделений в советский период.

Рис.2и

Рис. 2 Редкий пример положительного восприятия больничной среды

Рис. 3-1

Рис. 3ммм

Рис. 3 Примеры рисунков, отражающих характерные примеры организации среды психиатрических отделений в советский период

В качестве одной из форм средовой терапевтической активности, используемых в ходе реабилитации, могут рассматриваться периодически организуемые для пациентов реабилитационного отделения пешие прогулки – экскурсии по прилежащим набережным реки Мойки и реки Пряжки. Несколько раз в год пациентов приглашает музей-квартира А.Блока, находящийся неподалёку от больницы. На занятиях по арт-терапии пациенты нередко делятся впечатлениями от прогулок и посещения музея, отражая их в своих произведениях (Рис.4).

Рис. иие

Рис. 4 Рисунок с изображением блоковской «прекрасной дамы» на фоне петербургского ландшафта, созданный пациентом под впечатлениями от посещения музея-квартиры А. Блока

Связь с внешней средой можно поддерживать, предлагая пациентам рассматривать и изображать вид из окна. Рисование вида из окна по воспоминаниям или воспринимаемого непосредственно в ходе занятия иногда предлагается пациентам как вид средовой творческой активности. Каждый человек воспринимает вид из окна по-своему. Кто-то обращает внимание на здания, кто-то видит ограду, а кто-то – деревья и другую растительность, окружающую больницу (Рис. 5). Некоторые пациенты рисуют вид из окна, который они вспоминают. Чаще всего это связано с позитивными воспоминаниями, когда они были здоровыми и счастливыми.

Рис.тт

Рис. 5 Один из рисунков, отражающих особенности восприятия вида из окна пациенткой во время арт-терапевтического занятия

Арт-терапевтическая работа на основе экологического и средового подходов предполагает не только направленность внимания во внешнюю среду, но и во внутреннюю. Это связано с созерцанием «внутренних пейзажей» – эмоциональных состояний, физических ощущений, представлений, фантазий и свободных ассоциаций. Происходит «слияние» внутренних и внешних объектов, что связано с символообразованием – важнейшим фактором терапевтического взаимодействия в арт-терапии [1].

На групповом арт-терапевтическом занятии на тему «Моё самое комфортное место» пациенты изображают природные пейзажи с деревянными домиками (существующими или воображаемыми), содово-парковые городские территории с уютными скамьями, водоёмами, красивыми растениями (Рис.6).

Рис.ььь

Рис. 6 Примеры рисунков на тему «Моё самое комфортное место»

Тема «Пейзаж моего настроения» является примером использования природного ландшафта как метафоры, выражающей «внутреннюю картину» состояния пациентов. На картинах можно увидеть цветочные поляны, залитые солнцем, тёмные, дремучие леса, радугу над рекой или грозу, молнию, ураган, смерч. Фотографии пациентов являются ценным материалом, по которому можно судить о динамике психического состояния. Так фотография, выполненная пациенткой незадолго до госпитализации, во время прогулки, отражает её глубокое депрессивное состояние и суицидальные мысли: «Умирающее дерево кричит о помощи, но его никто не слышит» (Рис.7). Фотографии той же пациентки, созданные в начале ремиссии, во время пребывания в лечебном отпуске имеют другой характер: «Всюду жизнь» и «Я, всё-таки, живу!». При сопоставлении фотографий, созданных в разные моменты обострения заболевания и выздоровления, хорошо прослеживается положительная динамика её состояния, отражающаяся в ассоциациях с природными объектами (Рис.8).

Рис. зз

Рис. 7 Фотография, отражающая глубокое депрессивное состояние и суицидальные мысли

Рис. ннн

Рис. 8 Фотография, отражающая выход из депрессивного состояния

В течение нескольких лет на занятиях арт-терапии нами применяется иллюстрирование японских трёхстрочных стихов – хокку. Они очень ярко и образно отражают неразрывную связь человека с природой. Эта методика может использоваться как способ метафорического отражения динамики мироощущения, связанной с изменениями в состоянии пациентов. Примером является рисунок пациента, передающий его восприятие стихотворения Басё:

Луна-проводник зовёт:

«Загляни ко мне».

Дом у дороги.

Пациент изобразил в центре листа лунную дорожку. Справа изобразил городской дом, где он проживает, а слева – сельский дом, где он родился и проживает его престарелая мать. Оказалось, что из-за мелочной обиды на родственников, он много лет не посещает родительский дом. Найдя это стихотворение, пациент так глубоко проникся своим отношением к родному дому, к матери, что решил: «Как только выйду из больницы – поеду на Родину, мать давно ждёт меня, надо поспешить» (Рис.9).

Рис.ттт

Рис. 9 Рисунок с изображением городского дома, где проживает пациент (справа), и сельского дома, где он родился, и где проживает его престарелая мать (слева). Создан под воздействием стихотворения Басё

Оказалось, что пациенты могут отлично сочинять хокку. Вначале занятия мы нередко проводим медитацию с контролем дыхания, релаксацией, предлагаем вспомнить какую-либо картину природы, которая запомнилась, оставила след в памяти. Как правило, эти воспоминания носят положительный характер и связаны с позитивным контактом человека с природной средой. Предлагается изобразить своё воспоминание художественно и попробовать сочинить трёхстрочное описание, наподобие хокку. Пациентка, вспомнившая лето, проведённое на Кольском полуострове, изобразила пейзаж северной природы, с водопадом, пронизанным лучами солнца (Рис. 10), и написала текст:

Короткое лето. Солнце не спит.

Хрустальный водопад очистил мою душу.

Слеза Земли!

Рис. 1и

Рис. 10 Рисунок и стихотворение пациентки, отражающие ее воспоминания от посещения Кольского полуострова

Другая пациентка вспомнила, как, будучи девочкой, любила забираться в привязанную лодку и помечтать, как она плывёт по морям и океанам:

Лодка на привязи…

Но можно мечтать:

Будто могу переплыть океан!

Эти занятия направлены на поиск ресурса для выздоровления, способствуют улучшению настроения, открывают скрытые таланты.

На одном из арт-терапевтических занятий, посвящённом экологии, пациент реабилитационного отделения рассказал о том, как он в подростковом возрасте вместе со своими друзьями, находясь в Тверской области, уничтожал охотничьи вышки, построенные в лесу посреди участка, засеянного овсом для приманки медведей и лосей. Охотники, укрывшись под навесом на этих вышках, безжалостно расстреливали животных, привлеченных овсом. Таким образом подростки выражали свою активную позицию по защите диких животных.

Во время лечебных отпусков некоторые пациенты отправляются за город, посещают парки, ботанический сад, создают альбомы с фотографиями, описанием запомнившихся мест и растений. Собирая деревянные фрагменты на побережье Финского залива, они создают интересные художественные работы в виде ассамбляжей и инсталляций (Рис.11).

Рис. 1ннн

Рис. 11 Пример работы пациента, созданной на основе деревянных фрагментов, найденных на побережье Финского залива

Некоторые из них выражают свою обеспокоенность тем, что люди нерадиво относятся к природной среде, оставляя в местах отдыха мусор и не задумываясь, а том, как это отражается на состоянии природы и самого человека. В результате рассказов пациентов о своих реакциях на такие проявления деятельности людей иногда разворачиваются обсуждения, каким образом можно сохранить экологическое равновесие, чистоту и здоровье природного ландшафта. Некоторые пациенты рассказывают о том, как они участвуют в очищении окружающей среды от всевозможного мусора (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, различные упаковочные материалы), движимые потребностью защитить природу и самих себя как часть экосистемы. Иногда мы также рассматриваем варианты творческой переработки мусора, каким образом бросовые материалы можно использовать, превращая их в художественные работы.

Иногда бросовые материалы используются в ходе занятий арт-терапией. Так, неоднократно нами была использована форма творческой утилизации пластиковых бутылок, связанная с изготовлением кукол, наподобие, вятских игрушек. Другие типы куклы получаются с использованием материалов, применяемых для упаковки цветов. Пациенты дневного стационара больницы успешно выполнили коллективную работу, применяя полиэтиленовые пакеты, назвав свое произведение «Подражая Кандинскому».

Собирая на прогулке сброшенные ветром мелкие ветки деревьев, пациенты изготавливали птичьи гнёзда. Это была парная работа, в которой предлагалось участвовать в паре мужчине и женщине как «родителям» будущих птенцов. Гнездо должно было быть уютным, защищённым и красивым.

2016-03-10 №30

Рис. 12 Пример работы пациентов, связанной с созданием модели птичьего гнезда на основе природных материалов и объектов

Многие пациенты, попадая в больницу, очень переживают за оставшихся дома питомцев – кошек, собак, растения. Администрация больницы неоднократно проявляла участие в решении возникающих сложных ситуаций, связанных с уходом за домашними питомцами во время пребывания их хозяев в больнице. Однажды, во дворе больницы была устроена собака, дожидавшаяся выздоровления своего хозяина. На одном из отделений жил кот со своей хозяйкой. Кота предварительно пришлось обследовать в ветеринарной поликлинике. Он жил на отделении с документом. Пожилая женщина, ухаживавшая дома за горшечными растениями, с удовольствием продолжала заниматься этим в больнице. Во время ее выписки работники отделения поделились с ней излишками растений.

На некоторых занятиях используются литературные произведения, посвящённые описаниям русской природы – А. Чехова, М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бочарникова и других. Памятен рассказ А.П. Чехова «Случай из практики», повествующий о болезни молодой девушки, наследницы ткацкой фабрики, которая вынуждена жить рядом с «грохочущим дьяволом» – фабрикой, работающей днём и ночью, низвергающей своё «отравляющее дыхание». Благодаря молодому доктору, к пациентке приходит осознание того, что является причиной её плохого самочувствия. Невыносимая окружающая среда губительно действует на здоровье человека – объясняет Чехов, призывая на поиск выхода из тупика, к оздоровлению окружающей среды.

Нередко пациенты сочиняют собственные сказки и истории на экологические темы. Вот одна из них (автор выступает под псевдонимом Хейран Крист) под названием «История розового бутона».

«В самом отдалённом углу сада вырос прекрасный куст шиповника. Никто за ним не ухаживал и не замечал его, пока он не зацвёл. Цветы его были такими нежными и ароматными, что все пчёлы, шмели и бабочки целыми днями кружили над ним, собирая нектар. Новые бутоны всё раскрывались, и распускались всё новые цветки. Ночью они тихо переговаривались друг с другом, расхваливая себя и сестёр. Лишь один маленький бутон никак не мог распуститься. Он рос совсем с краю и съёжился от сквозняка. Бутон словно застыл, у него не было сил для дальнейшего развития. Вот уже начали появляться на шиповнике оранжевые плоды, а маленький бутон всё оставался прежним.

Приближалась осень. Однажды к кусту шиповника пришли ежи, они собирали ягоды, чтобы полакомиться перед зимней спячкой. Один ёжик, нечаянно, вместе с плодами, сорвал и маленький бутон. Никто этого не заметил, и бутон попал в ежовую норку. Ягоды шиповника ежи съели, а бутон остался в норе. Там он пролежал, незамеченный, всю зиму. С наступлением весны семья ежей проснулась. Ёжики стали приводить в порядок себя и своё жилище.  Они вымели крохотный бутон вместе с остальным сором из норки. Он оказался под открытым небом.

Вначале он испугался яркого света, свежего воздуха, запаха земли. Но постепенно бутон понял, что в его сердце теплится жизнь. Он стал изо всех сил вдыхать свежий воздух, впитывать живительную влагу. Он начал набухать, внизу появились крохотные ножки – корешки, которые крепко внедрились в землю, вытянулся стебель, от него стали выдвигаться прелестные ручки – листики, а голова закудрявилась необыкновенными лепестками. «Я – живу!» – шептал бывший бутон. Он стал быстро разрастаться, и вскоре недалеко от норки ежей появился прекрасный розовый куст, краше которого никто не видел в саду. Его цветки горели, сверкали и переливались неизъяснимым тёплым цветом: то пурпуром, то перламутром, то золотом.

Люди, животные, птицы и насекомые любовались его красотой, наслаждались его ароматом. Ночью его цветы освещали сад, и никому не было страшно гулять. А розовый куст вспоминал свою жизнь, то, каким заморышем он был, как он чуть не умер, но претерпев все невзгоды, вернулся к жизни, совершенно изменённым и теперь может радовать всех вокруг. Он чувствовал себя очень счастливым и радостным!»

Некоторые пациенты пишут замечательные стихи, посвящённые родной природе. Так одна пациентка выпустила уже несколько сборников своих стихов с собственными графическими иллюстрациями. Вот одно из её стихотворений под названием «Пейзаж».

Два цвета всего – и пейзажик готов:

Зелёные ели меж красных кустов.

Добавим ещё пожелтелой травы

И пень – силуэт крепко спящей совы.

 

Добавим коричневый съёженный лист.

Услышим синички задумчивый свист.

Услышим, как ветер шумит в тишине,

Как скрипнет берёза случайно во сне.

 

Как булькнет вода под ногой пешехода.

Увидим, как вновь засыпает природа.

Увидим, как дым поднялся из трубы,

Всё в мире готово для долгой зимы.

 

Готовы луга для глубокого снега.

Готовы овраги для санного бега.

Готовы леса для тропинок и лыж.

Всё в мире готово. Зима, приходи ж!

 

Заключение

Экологическая и средовая арт-терапия всё больше используется в реабилитации пациентов психиатрического стационара. Проникновение данных направлений арт-терапии в работу психиатрического учреждения, а также использование освоенных пациентами в ходе занятий видов творческого, чуткого взаимодействия  с окружающей средой в их быт и повседневную жизнедеятельность повышает эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий, повышает качество жизни, наполняет ее радостью и смыслом. Взаимодействие человека с природной средой, безусловно, даёт мощный импульс к личностному росту и оздоровлению. Хочется закончить словами Ф.М.Достоевского: «Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры».

Литература

  1. Копытин А.И. Арт-терапевтическая среда с точки зрения клинического, социального и экологического подходов // Медицинская психология в России. – 2016а. – №1(36) [Электронный ресурс]- URL:http://mprg.ru (дата обращения 14.09 18).
  2. Копытин А.И. Средовый и экологический подходы в арт-терапии // Психическое здоровье. 2016. №12. С.56-66.
  3. Копытин А.И. Корт Б. Техники ландшафтной арт-терапии. – М.: Когито-Центр, 2013.
  4. Heimets M. The phenomenon of personalization of the environment // Journal of Russian & East European Psychology. – 1994. – Vol.32, №3. – P.24-32.

Ссылка для цитирования

Берегулина Л.Н. Экологическая и средовая арт-терапия в условиях психиатрической больницы // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Beregulina L.N. Ecological and environmental art therapy in the psychiatric hospital // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice– 2021. – Vol.2, №2. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)

 


О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 4 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.