ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ КАКТУСА ОПУНЦИИ И НАСЕКОМОГО КОШИНИЛИ*
*Данная статья была впервые опубликована в журнале «POIESIS: A Journal of the Arts and Communication», 2024, Vol. 21, Р. 178-187
де Телен Розелин
междисциплинарный художник, преподаватель выразительных искусств, творческий тренер и арт-терапевт. Художественные поиски Розелин как художницы, исследователя и педагога вращаются вокруг изменений восприятия и эволюции. Ее творения носят трансдисциплинарный характер, сочетая аналоговые и цифровые смешанные медиа с процессами деконструкции, сопоставления и гибридизации. Используя коллажи, ассамбляжи, поэтические картины, перформансы, видео и инсталляции, ее работы погружаются в слои реальности, воспоминаний, ностальгии и видений прошлого и будущего.
Аннотация
«Воспоминания о будущем» — это экопоэтический проект художника и преподавателя экспрессивных искусств, цель которого — привлечь внимание к проблеме исчезновения кактуса опунции на Балеарских островах и в материковой части Испании из-за чумы, распространяемой насекомым кошенилью. Вдохновленная произведениями Донны Харауэй, в частности, ее книгой «Оставаться с проблемой», автор создала сюрреалистические сцены как форму «спекулятивного вымысла», объединяя искусственный интеллект, цифровые и аналоговые креативные манипуляции, с целью стимулирования новых повествований и изменений перспективы восприятия экологических проблемы.
Ключевые слова: кактус опунция, кошениль, «космовидение», «спекулятивные вымыслы», сюрреализм
Введение
«Воспоминания о будущем» — часть моего докторского исследования на тему «Гибридизация и перцептивные сдвиги в художественном творчестве». Это также экопоэтический проект, часть акции «SoS Cochichumbas», реализуемой коллективом женщин-художниц с острова Ибица (Испания), которые решили своим искусством привлечь внимание общества к исчезновению кактуса опунции, называемого также Нопал или Чумбера на Балеарских островах и в материковой части Испании. Исчезновение этого растения связано с нашествием кошенили, распространяющей чуму растений.
Данный проект родился из осознания нашей эмоциональной и эстетической связи с этим прекрасным кактусом. Для нас он всегда был частью ландшафта и наших воспоминаний. Он казался не поверженным влиянию времени, но внезапно стал болеть и погибать, и нам захотелось ему помочь.
Проект начался с исследования истории и контекста жизни опунции, а также ее связи с кошенилью. Почему этот, казалось бы, очень жизнестойкий кактус внезапно начал погибать? Каково происхождение поразившего его недуга? Какова история отношений этого растения и насекомого кошенили? Изучая эти вопросы, мы обнаружили, что кактус опунция был родом из Мексики и завезен 400 лет назад в Испанию и другие страны континентальной Европы после завоевания Мексики испанцами. Перевоз этого кактуса в Европу был связан с тем, что обитающее на нем насекомое кошениль производит очень ценный карминно-красный пигмент.
Исследование сподвигло меня совершить путешествие от Ибицы до Оахаки (Мексика), являющейся местом привычного обитания этого кактуса и кошенили. Мое путешествие постепенно превратилось в визуальное повествование, вдохновленное работами Донны Харауэй, включая ее произведение «Оставаться с проблемой» [1]. В своих произведениях я попыталась представить возможное будущее или «спекулятивные вымыслы» — такое визуальное повествование, в котором переплетаются представления об экологии, истории, искусственном интеллекте и искусстве.
«Воспоминания о будущем» исследует сеть взаимосвязей, формирующих наш мир, через призму симбиотических отношений между опунцией и насекомым кошенилью. Эти межвидовые отношения служат «зоной контакта» для «щупальцевого мышления» [1], охватывающего исторические связи между Мексикой и Испанией, колонизацию и культурную гибридизацию, отношения между природой и культурой, биоразнообразием и человеческими ресурсами.
Рис. 1 «Воспоминания о будущем». 4 тканых холста с принтом и росписью винтажными лентами, каждая размером 60x60 см. Предоставлено автором
Тентакулярное мышление: исторический и экологический контекст проекта
Чтобы рассказать историю опунции и кошенили, следует выразить дань уважения к «космовидению» коренных культур Центральной Америки, которые воспринимали космос как гармоничное и взаимосвязанное целое, в котором находятся растения, животные, насекомые, люди и небесные тела. Все это сосуществует в хрупком равновесии. В этом мировоззрении подчеркивается уважение ко всем формам жизни и окружающей среде. Растения, животные и насекомые в коренных культурах Центральной Америки имеют священное значение и представлены в мифах, ритуалах и церемониях. Местное «космовидение» носит духовный, а не прагматический характер и предлагает ценную информацию об устойчивом образе жизни, экологическом управлении и целостных подходах к здоровью и благополучию.
Коренные народы Мезоамерики обладают обширными знаниями о растениях, травах и лекарственных средствах, полученных на основе их наблюдений за миром природы и взаимодействия с окружающей средой. И кактус опунция (Нопал), и насекомое кошениль (Dactylopius Coccus) исторически были важными и уважаемыми ресурсами в культуре ацтеков, майя и разных местных коренных народов. Кактус изображен на мексиканском флаге и в целом очень широко представлен в традиционном и народном искусстве. Его подушечки (нопалито), и фрукты (тунцы) являются отличными источниками пищи, богатой витаминами, минералами и антиоксидантами. Это естественное противовоспалительное средство, которое используется в традиционной медицине для лечения ран, проблем с пищеварением и диабета. Кактус также служит материалом для строительства; его волокна использовались для изготовления веревок и самана. Сегодня его используют для создания веганской кожи.
Рис. 2 «Свидетель перемен». Печать ограниченным тиражом на эко-бумаге 27х27см. Предоставлено автором.
Коренные народы Центральной Америки веками владели искусством разведения кошенили на подушечках кактуса. Насекомое, особенно его самки, производит карминовую кислоту, используемую в качестве ценного природного красного красителя для текстиля, настенных росписей, керамики и церемониальной росписи тела, а также в традиционной медицине. Кошениль играла роль в ритуалах коренных народов и в искусстве. Яркий кроваво-красный оттенок этого насекомого символизировал жизнь, ее силу и святость.
После испанского завоевания Империи ацтеков карминно-красный пигмент кошенили стал очень ценным товаром и одним из источников богатства для Испанской империи. Красный всегда был мощным символическим цветом, олицетворяющим любовь и войну, кровь и жертвы, красоту и гнев, революцию и прогрессивные силы. Краситель, вырабатываемый кошенилью, стал популярным пигментом, используемым для окраски одежды королевской семьи, служителей церкви, европейской знати и интерьеров. Он также стал предпочтительным карминно-красным цветом для европейских школ живописи и натуральным пищевым красителем.
Чтобы использовать потенциал кактуса для разведения насекомых и производства желанного красного карминового красителя, европейские колонизаторы импортировали опунцию в Европу, Африку, Азию и Австралию. Сегодня этот кактус присутствует в умеренном и жарком климате большинства континентов. Во многих из этих регионов множество ценных свойств кактуса часто остаются не использованными или даже неизвестными.
Во многих странах это растение считается инвазивным из-за его замечательной устойчивости к жаре и засухе. Кактус размножается не только путем самоопыления и посева, но и путем фрагментации; любая подушечка, упавшая на землю, может укорениться и дать начало новому кактусу. Опунция также обладает способностью скрещиваться со многими другими кактусами, создавая сотни видов. Его быстрое размножение может поставить под угрозу более хрупкие экосистемы, как это произошло в Австралии, где кактус, импортированный для разведения кошенили, необходимой для производства красителей, распространился очень широко.
Однако насекомое кошениль (Dactylopius coccus) никогда раньше не создавало для кактуса опасности, в том числе, на территории Испании. Мы обнаружили, что кактус начал погибать в связи с введением испанским Управлением охраны природы нового штамма смертельной кошенили (Dactylopius opuntia) с целью искоренить кактус Opuntiae в природном заповеднике, где он подвергал опасности другие местные растения.
Распространение по инициативе испанского управления охраны природы новой породы кошенили способствовало возникновению болезни кактуса кошенили, которая уничтожает его не только в Испании, но и в других странах. Потенциально болезнь может распространиться на обширных территориях Европы и Африки. Это заметная потеря удивительного растения, которое было частью эстетики средиземноморских пейзажей на протяжении последних 400 лет.
Художественные исследования: искусственный интеллект, сюрреализм, гибридизация и сдвиг перспективы
Что, если кактус опунция и насекомое кошениль сыграют важную роль в нашем будущем? Этот вопрос начал вдохновлять меня на создание возможных версий будущего этих двух видов. Эти версии будущего в виде коротких текстов стали подсказками, которые я загрузила в генератор изображений искусственного интеллекта, чтобы создать серию картин, выступающих «спекулятивными вымыслами».
«Спекулятивные вымыслы» — это тип творческого повествования, который позволяет раскрывать новые миры через то, что может произойти в будущем или могло произойти в прошлом. «Спекулятивные вымыслы» расширяют наше восприятие истории, создают персонажей и мифы, чтобы изменить нашу точку зрения перед лицом глобального и локального экологического кризиса [1].
В этом проекте я сотрудничала с генераторами изображений искусственного интеллекта, которые создают гибридные изображения на основе письменных подсказок. Алгоритмы ищут в Интернете доступные изображения, связанные с «подсказкой», и объединяют их в бесшовные «коллажи» в непредсказуемой сюрреалистической манере. В основе сюрреализма лежит идея выхода за пределы человеческого сознания для исследования иррационального и подсознательного, а также освобождения воображения от предвзятых представлений. Творчество искусственного интеллекта, создавая неожиданные связи между ранее не связанными друг с другом изображениями, актуализирует целый ряд вопросов, связанных с новым типом совместного воображения человека и машины.
Некоторые утверждают, что искусство искусственного интеллекта (ИИ) упрощает деятельность художника и «предлагает плоды творчества без усилий, поисков и неуверенности в себе» [2]. У меня не было такого опыта в этом проекте, поскольку работа с ИИ требовала множества проб и ошибок для завершения образов. Некоторые утверждают, что искусство, созданное ИИ, предлагает свежий взгляд на сюрреализм: «Используя алгоритмы, ИИ может создавать изображения и композиции, которые, возможно, никогда не приходили в голову художникам-людям, но все же требуют творчества и воображения художника, чтобы быть по-настоящему инновационными» [3]. Искусство ИИ рождается в результате нового типа творческого сотрудничества между людьми и машинами.
В «Воспоминаниях о будущем» созданные произведения искусства представляют мир, в котором кактус опунция и насекомое кошениль занимают центральное место в наших представлениях о прошлом и будущем. Сгенерированные изображения или сцены «спекулятивных вымыслов» создаются на основе гибридной смеси искусственного интеллекта, цифровых манипуляций и практического аналогового мастерства. Целью проекта является экспериментирование с процессами художественной гибридизации, скрещиванием гетерогенных сред/техник/модальностей, а также проверка того, как они меняют наши перспективы восприятия реальности, расширяя наши творческие возможности.
Проект «Воспоминания о будущем» стремится привлечь внимание общественности к эстетическим и эмоциональным отношениям, которые мы имеем с нашими ландшафтами, чувствуя хрупкое экологическое равновесие и вызовы биоразнообразию в сложном переплетении исторических, культурных и экологических связей, когда мы сплетаем единую сеть вместе с растениями, насекомыми и другими животными и природными объектами, которые нас окружают. Благодаря этому проекту мы можем понять, что окружающий нас ландшафт является результатом 400-летней культурной и экологической гибридизации, расширяя наш взгляд на роль, которую эти процессы играют в нашей эволюции.
Многие вопросы остаются открытыми. Как искусственный интеллект повлияет на искусство и творчество? Как искусственный интеллект повлияет на нашу эволюцию, вызывая сложную гамму чувств, включая любопытство, надежду, страх и актуализируя этические вопросы? Поможет ли искусственный интеллект решить некоторые глобальные и локальные экологические проблемы? Будет ли ИИ нашим спасителем или нашим проклятием?
Сплетение цифрового и физического
Проект состоит из четырех квадратных частей (60 х 60 см), каждое из которых включает 25 миниатюрных сцен «спекулятивных вымыслов», напечатанных и расписанную вручную изображений на холсте, обрамленными старинными лентами и рамами в стиле рококо.
Каждая из этих четырех частей посвящена одной из следующих тем «будущего» или «спекулятивных вымыслов»:
Часть «Свидетели изменений» представляет мир, в котором кактус опунция является основным видом растений нашей планеты, процветающим на всех континентах. В каждом изображении присутствует силуэт «пайесы», традиционной крестьянки с острова Ибица, исчезающего персонажа, архетипа древних знаний, близких к Земле, который становится свидетелем экологических изменений, происходящих вокруг нее. Она тоже когда-то была частью нашего пейзажа, и я воплотила это персонаж в своем выступлении под названием «Ностальгия» (2019). Силуэт «пайесы» был нарисован с фотографий этого выступления.
Рис. 3 «Опунция» – лимитированная серия принтов, 2024 г. Предоставлено автором
Рис. 4 «Кошениль» – лимитированная серия принтов и Nfts, 2024 г. Предоставлено автором
Рис. 5 «Свидетели изменений» – лимитированная серия принтов и Nfts, 2024 г. Предоставлено автором
Часть «Гибридный мир» представляет собой воображаемую глобальную транспортировку и торговлю кактусами опунции, проходящие через моря и континенты и меняющие ландшафты нашей планеты за счет появления новых гибридных видов.
Рис. 6 «Гибридный мир» – лимитированная серия принтов и Nfts, 2024 г. Предоставлено автором
«Планета Нопал» изображает мир, в котором кактус опунция играет центральную роль в жизни на Земле, обеспечивая энергию и пищу для людей, животных, киборгов и гуманоидов, а также лекарственные средства, косметику и волокна для создания всевозможных объектов.
Рис. 7 «Планета Нопал» – лимитированная серия принтов и Nfts, 2024 г. Предоставлено автором
Часть «Живой красный» пересматривает и заново изобретает множество способов применения красного пигмента кошенили, который значительно менее токсичен (хотя и не веганский), чем синтетические красные пигменты. Его можно использовать в пищевых продуктах, лекарственных препаратах, косметике и при крашении тканей.
Рис. 8 «Живой красный» – 2024 год. – лимитированная серия принтов и Nfts, 2024 г. Предоставлено автором
Проект также включает в себя:
Видео с полной серией миниатюрных сцен. https://youtu.be/UiqGEt-NV30
Коллаж с физической картой мира (160 х 120 см) будет создан в ходе предстоящей выставки. Карта соберет визуальную информацию, имеющую отношение к истории нопала и кошенили во всем мире. Участникам будет предложено представить свои собственные «спекулятивные вымыслы», состоящие из миниатюрных изображений, и соединить их на карте.
Литература:
- Haraway D.J. Staying with the trouble: Making kin in the Chthulucene. – Durham, NC.: Duke University Press, 2016.
- Horning R. Word Processing // Art in America, 2022. April 18, https://www.artnews.com/art-in-america/features/word-processing-surrealism-artificial-intelligence-1234625624/
- Surrealisty Blog Breaking down the boundaries of human imagination: The surrealism of AI-generated art, 2023, April 06, https://www.artnews.com/art-in-america/features/word-processing-surrealism-artificial-intelligence-1234625624/
Ссылка для цитирования
де Телин Р. Воспоминания о будущем: представления о будущем кактусов opuntiae и кошенили // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2024. – T. 5, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
de Thélin R. (2024). Memories of the Future: speculative fabulations on the future of the Opuntiae Cactus & the Cochineal Insect // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2024. – Vol.5, №2. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)