КОЛОНКА РЕДАКТОРА. ЭКОГУМАНИТАРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА: МИРОВЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ
В настоящий исторический момент мир находится в очень сложном состоянии: насилие в секторе Газа и война на Украине затронули все мировое сообщество и выявили хрупкость и дисфункциональную природу нынешнего положения дел, затрагивающего человечество и природу. Украина, как и любая другая «горячая точка» на нашей планете, затрагивают жизнь всех и каждого, поскольку они являются гранями одной и той же ситуации. Так называемая капиталистическая мировая экология (Джейсон Мур), по-видимому, лежит в основе нынешнего драматического положения дел, влияет на живую матрицу культур и экосистем и управляет всей логикой действий и политикой мирового гегемона в его борьбе за контроль над миром.
Попытки преодоления нынешнего системного кризиса цивилизации будут неэффективны до тех пор, пока человечество будет находиться в плену антропоцентрической картины мира и сложившейся системы отношений, характерных для индустриальной цивилизации, культуры современного глобализированного рынка. Для преодоления кризиса, затрагивающего окружающую среду, экономику, состояние бытия и самовосприятие человека, мировому сообществу необходимо занять иную позицию.
Идеи этой позиции в настоящее время витают в воздухе и оформляются в целостную программу, которая могла бы повлиять на судьбы человечества и природы в их единстве друг с другом. Цивилизация эксплуатации природы и человеческого сообщества, необузданного и разрушительного потребления должна быть заменена новым способом существования, основанным на экологическом мышлении, чувствах и поступках.
Эти идеи представляют собой «противодействие» антропоцентрическому «уничтожению» человека и среды его обитания и имеют разных исторических предшественников в культурах Запада и Востока. Мировоззренческие позиции, весьма близкие идеям экологического, или экогуманитарного, мировоззрения, можно найти, например, в философских системах Востока, связанных с индуизмом, буддизмом, даосизмом и суфизмом, в духовном наследии Святого Франциска Ассизского, влияющем на позиции католической церкви по вопросам окружающей среды, в культурах коренных народов по всему миру.
Идеи американского энвайронментализма, русского космизма и, в последнее время, также идеи, связанные с гипотезой Геи, каждая из которых признает реальность и значение биосферы и ноосферы, могут рассматриваться как компоненты экогуманитарной перспективы и того, что сейчас называется «экологическая цивилизация».
Cозданию модели посткапиталистической мировой экологии и экологической цивилизации способствуют как мировые экологические традиции, так и новые идеи в экологии. Все они вносят свой вклад в развитие экогуманитарного подхода. Его конструктивность определяется системным экологическим мышлением. «Экология» — радикальная системообразующая концепция, необходимая для переосмысления всей культурной практики человечества и реализации новых возможностей для решения проблем сохранения человечества и планеты.
Идеи природной и культурной экологии в сочетании с гуманитарными науками и искусством способны противостоять деградации современных знаний о человеке, дегуманизации культуры и подрыву ее фундаментальных ценностей, сформировать платформу, служащую пониманию современности и раскрытию пути движения в будущее. Экогуманитарный подход вряд ли может быть успешно реализован без опоры на различные формы художественно-эстетического осмысления природы и человека.
Настоящий выпуск журнала снова представляет международную сеть людей и идей, которые помогают наращивать «противодействие» антропоцентрическому мировоззрению. В статье «Философско-педагогическая модель русской международной школы эколого-космического образования» Витольд Альбертович Ясвин рассматривает возможность организации зарубежной сети русских международных школ как культурно-образовательного ресурса в многополярном мире. Методологической основой содержания русской международной школы может стать эколого-космическая образовательная парадигма, базирующаяся на работах русских философов-космистов (Н.А. Бердяев, И.В. Киреевский, В.С. Соловьёв, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский и др.), «живой этике» Н. и Е. Рерих, а также учении о ноосфере В.И. Вернадского, космической педагогике К.Н. Вентцеля и концепции междисциплинарного изучения системы «природа – человек и человечество – природа» Б.Г. Ананьева. Такой подход полностью соответствует современным взглядам на краеугольное значение формирования экоцентрического типа сознания населения планеты взамен антропоцентрического.
В работе Сергея Владимировича Алексеева, «Принцип природоподобия как стратегический вектор формирования экологической грамотности подрастающего поколения», сделана попытка осмысления природоподобия как стратегического вектора формирования экологической грамотности – первого уровня экологической культуры подрастающего поколения. В статье представлены теоретические положения и опыт использования природоподобных технологий в школьном образовании, предложена классификация природоподобных технологий: ресурсосберегающие, энергосберегающие и информационносберегающие. В статье представлены результаты социально-педагогических исследований школьников «Окружающая природная среда» (1902-2024г.) и педагогов «Школьное экологическое образование» (1997-2022г.). Полученные результаты позволяют обозначить возможные перспективные направления совершенствования экологического образования в интересах устойчивого развития
В статье Веги Вадимовны Пустоваловой, «Стертые метафоры в дискурсе общего образования», рассматривается использование стертых метафор, принадлежащих понятийным сферам-источникам «Война» («Битва») и «Хозяин». Данные метафоры являются фрагментами национальной картины мира. Концептуальный смысл данных метафор связывается с осмыслением места и роли человека по отношению к природе как главенствующего над ней субъекта, превосходящего все природные проявления по уровню своего развития. Ставится задача развития умения учителя не только обнаруживать подобные метафоры, способствующие формированию у обучающихся внутренней ценностной позиции антропоцентрического характера, но и осуществлять педагогическую рефлексию в отношении языка метафор для повышения качества экологического образования в интересах устойчивого развития.
В статье «Практика экологической духовности с францискано-художественной чувствительностью» Уильям Нг Офм, монах-францисканец, получивший образование в области ландшафтной архитектуры, градостроительства и теологии, уделяет особое внимание влиянию духовного наследия св. Франциска Ассизского на позицию католической церкви по вопросам окружающей среды. Он раскрывает концепцию экологической духовности и подчеркивает важную роль искусства и эстетического опыта в наследии св. Франциска. Показаны корреляции между феноменологией творческого процесса, рассматриваемой с позиций выразительных искусств и терапии, и структурой Lectio Divina (божественного чтения).
В совместной статье «Напоить сердце: размышления об искусстве сообщества» группа соучредителей и преподавателей перуанского института TAE, Марин Завала, Одетта Амаранта Велес Валькарсель, Моника Прадо Парро и Химена Мауриал Макки, признают себя живущими в особенно трудное время для мирного сосуществования стран, культур и природы. Представляя себя частью сложной ткани культурных и природных отношений, они задаются вопросом, как жить здоровой жизнью во враждебной среде. Они описывают опыт преподавателей, студентов и выпускников Estudios en Artes Expresivas (TAE) в Лиме, Перу, связанный с проведением творческих мероприятий. Совместно занимаясь созданием произведений искусства, члены сообщества реализовали различные способы реагирования на текущую сложную ситуацию в природе и обществе своей страны, расширяя свой эстетический опыт как способ эффективной адаптации.
Художница, преподаватель экспрессивных искусств, творческий тренер и арт-терапевт, Розелин де Телен в своей статье «Воспоминания о будущем: представления о будущем кактуса опунции и насекомого кошенили», представляет экопоэтический проект. Тем самым она стремится привлечь внимание к проблеме исчезновения кактуса опунции на Балеарских островах и в материковой части Испании из-за чумы, распространяемой насекомым кошенилью. Вдохновленная произведениями Донны Харауэй, в частности, ее книгой «Оставаться с проблемой», автор создала сюрреалистические сцены как форму «спекулятивного вымысла», объединяя искусственный интеллект, цифровые и аналоговые креативные манипуляции, с целью изменения перспективы восприятия экологических проблемы.
Этот выпуск журнала также затрагивает отношения с Луной, уникальным небесным телом, имеющим сложные связи с нашей планетой и человеком. В разделе «Поэтическая антология отношений природы и человека: Стихи о Луне» представлена поэзия разных эпох, посвященная различным аспектам взаимоотношений человека с Луной как природным объектом. Поэтические произведения позволяют постичь экогуманитарные, экопоэтические нюансы нашей способности вместе с этим небесным телом порождать новые грани субъективности, открывать новые формы опыта и смыслов, творя на пороге человеческого и сверхчеловеческого. В подборку вошли стихи Ду Фу, Константина Бальмонта, Мины Лой, Эдварда Эстлина Каммингса, Роберта Фроста и Дэвида Боуи.
В эссе Александра Копытина также подчеркивается огромная ценность физической, психологической и духовной связи человека с Луной и та важная роль, которую она играет для жизни нашей планеты и культуры. Учитывая огромное влияние Луны на биосферу и ноосферу Земли и человека, неудивительно, что с древнейших времен люди уделяли повышенное внимание этому небесному телу и использовали различные мифологические и научные объяснения роли Луны, применяя искусство как эффективный инструмент для изучения различных аспектов своего отношения к Луне.
В разделе журнала «В резонансе с Землей» в этом выпуске представлено эссе Вадима Рябикова "Один день в стае с волками. Уроки дикости" и стихотворение Александра Копытина "Степная волчица" (мелодекламация Александры Кирилловой).
Александр Копытин