Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Э'Коурт Б. РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ ЖИВОТНЫХ В АРТ-ТЕРАПИИ

Э'Коурт Б. РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ ЖИВОТНЫХ В АРТ-ТЕРАПИИ

« Назад

Авторский взгляд

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ ЖИВОТНЫХ В АРТ-ТЕРАПИИ

бэк

Э’Коурт Беверли

зарегистрированный арт-терапевт, работает на базе Финдхорн Фонда, ведет частную практику (Финдхорн, Великобритания)

 

Аннотация

Это эссе Беверли Э'Коурт, описывающее терапевтическое взаимодействие с животными, является частью продолжающегося ответа на наше приглашение поделиться опытом взаимоотношений человека и животных.Взаимодействие с миром природы во время сеансов арт-терапии на открытом воздухе за последние 25 лет позволило автору этого эссе узнать больше о животных и значении контактов человека с животными для терапии и эмоционального благополучия тех и других. Эссе включает описание ее наблюдений о влиянии встреч с животными на клиентов. Она уделяет внимание некоторым теоретическим и практическим вопросам, которые возникают, когда происходит спонтанное, активное участие животных и других представителей мира природы в терапевтическом процессе. Она приходит к выводу, что экологическая терапия с ее целостной парадигмой может развивать экологическую чувствительность и осведомленность клиентов, помимо различных положительных эффектов для их психического здоровья.

Ключевые слова: животные, арт-терапия, экотерапия, аффинитивное слушание

Бе

Фото: Лаура Макабреску. «Анатомия меланхолии» (по мотивам картин В. Хаммерсхёя)

Фазан

Я увидела луч света, проникающий в густой лес, в то время как пыталась рисовать пейзаж на открытом воздухе, накладывая полосы ярких цветов, чтобы запечатлеть драматизм момента: солнечные лучи, окрашивающие шотландские сосны малиновыми оттенками, дополненные цветом индиго среди берез и изумрудными оттенками дубов. В своем погружении в ландшафт я не заметила молчаливого приближения фазана с его оперением насыщенного малиново-красного, сине-черного и янтарного цветов, пока он не вышел прямо передо мной и не прошелся по всему периметру того места, на котором я создавала свою картину. Мне показалось, что его взгляд был устремлен на картину, как будто он оценивал соответствие ее цветов оттенкам своих перьев. Когда я поставила картину на землю, он подошел к ней и, наклонившись, прикоснулся к поверхности картины кончиком клюва, а затем отступил назад, как будто уважая это пространство. Когда он наконец ушел, я почувствовала себя счастливой, удостоенной визита особого гостя.

Подобные встречи с разными животными происходили довольно часто, когда я проводила арт-терапию на открытом воздухе. В ситуации встречи с фазаном я не могла не обратить внимание на поразительное совпадение цветов на моей картине с цветами птичьего оперения.

Я хотела бы быть в компании тех, кто говорит

«Смотри!» и смеется от изумления,

Смотря себе под ноги.

Мэри Оливер [12]

Я хотела ла бы выразить свою признательность Кэролайн Кейс за ее книгу «Воображение животных: искусство, психотерапия и примитивные состояния ума» [6], которая впервые помогла мне сформулировать и оценить мой опыт отношений с животными в арт-терапии, особенно в работе с детьми. Эта книга по-прежнему меня очень вдохновляет и побуждает к размышлениям. Она сочетает в себе академический, мифический и литературный стили и заставляет задуматься о том, как животные появляются в нашей терапевтической практике, и что они в нее привносят, обогащая ее чувствами, метафорами, мифами, приглашая нас смотреть на ситуацию другими глазами.

Кэролайн была моим учителем по арт-терапии и моим научным руководителем в течение нескольких лет. Посещение ее дома занимало целый день, долгое путешествие было вознаграждено возможностью увидеть ее необычные картины, на которых часто были изображены странные животные. Работая с группами, она ценила тишину больше, чем любой другой преподаватель. Меня поражало то, как много интересных процессов разворачивалось в терапевтическом пространстве. Хотя многое при этом оставалось не высказанным, я всегда покидала ее группы с ощущением, что многое, хотя и было непонятным, но оставляло глубокий след. В этом стиле ведения группы было определенное сходство с тем, как мы взаимодействуем с животными, и это мне нравилось. Позже Керолайн написала о важности тишины в арт-терапии и о том, что тишина является настоящим даром для детей, участвующих в арт-терапии.

Создание произведений искусства и присутствие людей, поглощенных творческой деятельностью, привлекают к себе многих птиц и животных, живущих в непосредственной близости к человеку. Для животных мы можем оказаться привлекательными, ассоциируясь с бесплатной едой, крошками с нашего стола, но мы также часто можем ассоциироваться с угрозой и ревностным отношением к любому существу, не приглашенного к нашему столу.

Европейская серебристая чайка (Larus Argentatus).

Сидя на открытом воздухе и начав рисовать серо-зеленое море и при этом время от времени наблюдая за клиентом, поглощенным строительством крошечного домика из песка для своего разбитого сердца, я заметила, как любопытная, осторожная чайка приблизилась к нам, явно проявляя интерес к происходящему.

Ее поведение явно отличалось от того, как чаек обычно представляют СМИ, рисуя их как крикливых и агрессивных, готовых вырвать еду чуть ли не изо рта человека, выколоть глаз или повредить руку ребенка, пытаясь схватить мороженое. Если вы справитесь с желанием взмахнуть руками, чтобы нервно прогнать чаек, и вместо этого медленно посмотрите вверх, оставаясь неподвижными, ощущая покой внутри себя, и если вы начнете говорить с чайками вежливо и спокойно, то через некоторое время можете быть удивлены, как будут разворачиваться события. У вас может появиться ощущение, будто вы приветствуете не чаек, а уважаемого старейшину. Если вы будете передвигаться осторожно и осознанно, то чайка сможет кружить вокруг вас, и ее глаза в виде черных точек, обрамленных желтым драгоценным камнем, привлекут вас. Вы почувствуете присутствие птицы, поглощенной наблюдением за средой, прежде всего, в поисках источников пищи, будь то рыба или упавший сэндвич.

Колония серебристых чаек в месте моего постоянного проживания ранее не раз описывалась мной [1] и стала вдохновляющим и поучительным вкладом в развитие моего понимания сущности и практики экологической арт-терапии. Интеллект чаек, по мнению британского натуралиста сэра Дэвида Аттенборо, является недостаточно изученным феноменом, который только начинает осознаваться. Их голосовой диапазон и «разговорчивость», кажется, не уступают нашим голосовым и коммуникативным способностям, а их идеально рассчитанные вмешательства в мои терапевтические сеансы на открытом воздухе привели ко многим впечатляющим психологическим открытиям и благотворным эффектам у моих клиентов.

Такая научная дисциплина как этология, предполагает наблюдение за животными, живущими в естественной среде обитания и составляет лишь незначительную часть моих интересов во время учебы на бакалавриате, но осталась моим увлечением на всю жизнь. Мне посчастливилось познакомиться с Нико Тинбергеном, уважаемым пионером этологии, который описал, как он одинаково относился к диким животным и своему маленькому внуку, настраивая язык своего тела для общения. Этология легла в основу моей арт-терапии с маленькими детьми, а также моих собственных любительских исследований чаек. Я считаю, что это полезная практика для арт-терапевтов, которая оживляет наши собственные зеркальные нейроны, систему блуждающего нерва и многое другое, когда мы настраиваемся на движения и общение с разными животными.

Сравнивая то, что я узнала о чайках благодаря своему тесному ежедневному контакту с ними, с тем, что о них пишут в научных журналах, я убеждаюсь, что наши отношения с другими существами является источником очень ценного опыта. Когда электромагнитное поле животного начинает взаимодействовать с нашим собственным, влияя на нашу физиологию и психологию, это может приводить к очень важным эффектам, чем когда за этим животным наблюдают в лаборатории, где вся окружающая среда, сам воздух и каждое действие человека были спланированы и контролируются человеческим разумом.

Что происходит в человеке, когда животное входит в поле терапии по своей инициативе и демонстрирует поведение, которое вызывает у него отклик на соматическом и психологическом уровне? Этот вопрос имеют к терапии с участием животных непосредственное отношение, особенно когда терапевтический контакт с животным не планируется заранее и не организуется человеком, исходя из его потребностей и разумных установок.

Живое поле существ и аффинитивное слушание

Я хотела бы позаимствовать термин «аффинитивное слушание» у географа-философа Питера Эйди [3], который использовал его для своих собственных исследовательских целей, и который интересовался родством между разными химическими соединениями. В контексте экологической терапии этот термин лучше, чем любой другой, предполагает интуитивное, подсознательное восприятие, к которому мы можем прибегать в природе, а также общаясь между собой и с дикими животными, фактически, с любым материальным объектом, чье «тело» «не так уж отличается от нашего, с его мембранами и проходами, пронизанными воздухом» [8] и его собственным электромагнитным полем.

«Аффинитивное слушание» предполагает процесс, с помощью которого мы обнаруживаем и распознаем меняющуюся окружающую среду и ее обитателей, когда мы чувствуем прошлое этой среды, посылающей через наши тела свое «эхо». Аффинитивное слушание может участвовать в процессе терапии, влиять на терапевта и клиента и его творческую продукцию, когда мы настраиваемся на среду всей своей телесной системой, начиная чувствовать даже инертные части окружающей среды и его электромагнитное поле, которое, как паутина, напоминает внешнюю нервную систему, обнаруживающую и передающую информацию [9]. Когда мы глубоко расслабляемся, находясь в состояниях единения со средой, переходя от маленького «я» к космическому или экологическому «Я», мы распространяем наши чувствительные возможности далеко за пределы оболочки тела и контактируем со средой на значительном расстоянии. Это уже давно признано в практике многих местных охотников и шотландских «прорицателей воды».

Оттачивание нашего «аффинитивного слушания» [2, 3] кажется, как ни парадоксально, одним из тонких побочных эффектов экологической арт-терапии на открытом воздухе: клиенты сообщают, что чувствуют себя все более настроенными на сигналы своего тела, восприимчивыми к тонким изменениям в свете, влажности и энергиях среды, начинают тонко чувствовать разные организмы и экосистему в целом. Это подтверждает наше место в паутине жизни, наши дремлющие навыки восприятия среды и общения с ней.  

Одна клиентка, например, так охарактеризовала свое восприятие окружающей среды во время арт-терапии на свежем воздухе: «Я чувствую здесь все пространство, как будто я могу ощущать даже то, что происходит за этими кустами и деревьями».

Клиентка работала в парке над темой семейных отношений, используя природные объекты, найденные в этом месте, а также спонтанные движения. Когда она собиралась рассказать о своей матери, две пожилые женщины медленно подошли к скамейке на периферии нашей терапевтической зоны. Клиентка при этом отметила: «Я знала, что кто-то идет, и кто это может быть, еще до того, как оглянулась и увидела тех женщин. Я знала, что это будет кто-то, кто чем-то напомнит мне мою мать. Я не знаю, как я догадалась что такой человек здесь появится».

Оставшаяся часть терапевтического сеанса подарила клиентке настоящий сюрприз: две женщины встали и ушли ровно в тот момент, когда клиентка почувствовала, что завершила свой процесс. Она была удивлена и впечатлена этим совпадением и тем, насколько близко одна из женщин напоминала ей мать, включая ее позу, когда та сидела на скамейке.

Мышь

Когда я прогуливалась с подростковой группой по время арт-терапевтического сеанса по лесу, на нашем пути появилась мертвая мышь. Одна девушка тут же подняла ее и осторожно понесла на руках, сказав, что это часть нашего проекта, потому что мышь была прямо на нашем пути и, возможно, нуждалась в нашей заботе или в том, чтобы мы его закопали. Это замечание девушки явно указывало на то, что она чувствует характерную для экологической арт-терапии взаимосвязь человека и мира природы, взаимозависимость и синхронность всех явлений, которые происходят в результате переживания людьми особого состояния, связанного с аффинитивным слушанием.

Во время исследования выбранного нами лесного участка мышь была на время оставлена в самодельном «склепе» из ткани и листьев, организованном между ветками деревьев. Во время подготовки к заключительному ритуалу нашего сеанса среди подростков шел разговор о том, как следует поступить с мышью. Они договорились, что ее следует поместить в окружающую среду. Некоторые члены группы к тому времени признали важное личное значение встречи с мертвой мышью, тому, что эта встреча способствовала их размышлениям об уходе (это было терапевтическое сообщество для детей-сирот), смерти, членовредительстве и депрессии, от которых страдали некоторые из них. Мыши часто демонстрируют не только осторожность, но и храбрость. Особенно это заметно по тому, как они проявляют себя в процессе арт-терапевтических занятий и прогулок подростков на свежем воздухе. В рамках того же тренинга с подростками мыши забредали в недавно построенные подростками крошечные домики, тем самым показывая, какое важное значение имеет чувство дома и безопасность, а также приспособляемость и способность находить наиболее подходящую среду для жизни.

Когда маленькие птицы и иные животные исследуют среду и временно селятся внутри произведений и построек, создаваемых клиентами, это обычно производит на них сильное впечатление. Клиенты делают паузу, чтобы понаблюдать за тем, что животные делают с их произведением. Во время тишины и наблюдения за поведением животных клиенты часто начинают осознавать что-то очень важное, касающееся их жизненной ситуации. Это существенно отличается от того, как обычно поступают с произведениями искусства, созданными клиентами в арт-терапии. В экологической арт-терапии и терапевт, и клиент находят время, чтобы засвидетельствовать, почтить и принять то, что было создано, и исследовать, как на их произведения реагирует мир природы.

Паук

Паук начал плести паутину между двумя ветками, которые клиентка использовала для создания символического убежища. До этого она рассказывала терапевту о том, как долгое время изнуряла себя, пытаясь сохранить мир между конфликтующими членами своей большой семьи. Увидев паука, она провела параллель между собой и его действиями. Она прокомментировала хрупкую сеть паутины, которая при поднявшемся ветре напомнила ту тревогу, которую она обычно испытывала по поводу семейного конфликта.

Она сказала, что ее действия напомнили ей действия паука, и она признала, что порой становится «бабушкой-пауком» в отношениях со своими близкими, когда она пытается контролировать семью и быть тем, кто объединяет ее членов.

Когда в терапии происходит нечто подобное, я понимаю, что встреча с животным или каким-либо природным явлением дает клиенту возможность не только увидеть себя в актуальной для ситуации и лучше осознать свою позицию, но и порой подсказывает какие-либо новые варианты поведения, которые могут оказаться более конструктивными.

Существует множество драматических и трогательных мифов и историй о встречах людей с дикой природой и о тех глубоких изменениях, которые благодаря этому в них происходят. Некоторые истории о повторяющихся или продолжающихся встречах с дикими животными позволяют предположить, что и у животных также могут благодаря их встречам с людьми происходить определенные изменения, позволяющие им преодолеть характерные для них реакции бегства, защиты или нападения, особенно когда дикие животные инициируют контакт с человеком.

Гордость

Хотя мы обычно рассматриваем гордость как человеческую эмоцию, которую нельзя проецировать на животных, но, я нередко становлюсь свидетелем проявления этого качества у животных, когда, например, прохожу мимо пасущихся на лугу коров с телятами, наблюдаю за чайками с птенцами или полудикими фермерскими кошками с котятами. Взрослые животные нередко спонтанно приближаются к людям со своими детенышами, как будто желая с гордостью показать свое потомство. При этом люди часто выражают свое восхищение и похвалы родителям и восторгаются детенышами. Там, где животные не боятся человека, или между ними и людьми устанавливается связь, общение людей и животных становится особо теплым и близким.

Это было хорошо заметно у чаек, которые поселились рядом с нашим домом. Обычно более сдержанные самки сопровождали своих детенышей в опасной близости от края крыши, когда в саду сидела наша семья. Это прямо противоречило общепринятому мнению, что чайки нападут на любого, кто подойдет слишком близко, и обычно им это действительно не нравится, и они становятся угрозой в непосредственной близости от людей. Самка чайки стояла, пока мы восхищались красотой ее растущих птенцов и стилем воспитания своего потомства. Эти встречи не сопровождались попытками чаек получить или отобрать у нас еду. Чайки научили меня, что им тоже нравится общение в саду. Постепенно, в течение двух лет, они начали присоединяться к моим сеансам арт-терапии.

Социальные сети переполнены видеороликами о подобных встречах и взаимоотношениях животных, а также о мощном эмоциональном воздействии этих встреч на людей. Точно так же традиционные сборники рассказов и современные фильмы изобилуют примерами дружбы между детьми и дикими животными, особыми связями, которые часто помогают пережить потерю или опасность. Обычно в какой-то момент происходит печальное расставание детей или взрослых с животным, с которым они могли долгое время общаться, когда каждый из них должен далее найти в жизни свой собственный путь среди себе подобных.

Журавлиные танцы

Танцовщица Дана Рейтц, выступающая обычно босиком, демонстрирует, как можно создавать произведения искусства, используя естественную среду с разным освещением и звуками. После одного из своих завораживающих, безмолвных танцев, в котором она вошла в пространство, словно огромный изящный журавль, она порекомендовала художникам и другим людям, занимающимся телесными практиками, посвятить время простому наблюдению за животными и поделилась своей привычкой внимательно наблюдать за животными и ощущать, как их энергия проходит через внутренние энергетические каналы тела и как преобразуется в формы движения и танца.

В то время я использовала арт-терапию для ознакомления женщин, проживающих в сельской местности, с лечебным потенциалом искусства; как можно восстанавливать свое здоровье и хорошее самочувствие, развивать творческие навыки на основе творчества. Например, я показывала им, как можно использовать выразительную пластику тела для снятия накопившегося напряжения, имитируя движения разных животных. Упражнения, которые я создала в результате экспериментов и сотрудничества с этими группами, стали основой для создания в последующем глубоких медитативных практик, связанных с рисованием жестами. Огромный спектр сенсомоторных и дыхательных упражнений, разработанных специалистами в последние десятилетия, свидетельствует о том, что они осознают важность включения нашего тела и его выразительного потенциала, связанного с нашими животными предками, в практики оздоровления и развития.

Особые моменты

Шотландская поэтесса-перформансист Сара Уайлдер в своем стихотворении «Святое событие» описывает, как официантка уделяет внимание двум влюбленным в кафе, как будто осознав, что «здесь происходит что-то святое», и заканчивает словами:

Я хотела бы, чтобы больше официанток прощались с клиентами так, будто они являются свидетелями чего-то священного

Уайлдер, С. [15]

Терапия часто связана с динамикой отношений между земным и священным, работая над примирением полярных качеств, которые мы ощущаем в себе и окружающем мире. Наши встречи с животными часто дают передышку от борьбы. Мы становимся игривыми, чувствуем себя принятыми и безоговорочно любимыми нашими верными животными-компаньонами, которые неустанно день за нем приветствуют нас. Встречи с животными в дикой природе, в том числе во время терапии на открытом воздухе, имеют особое качество. В моменты переживания удивительной синхронности в человеческих и природных проявлениях нередко присутствует ощущение чего-то священного. Важные в психологическом плане открытия делаются благодаря использованию языка самой природы, давая клиентам ощущение собственной принадлежности к удивительному и огромному царству природной жизни.

Люди говорят, что они чувствуют себя благословленными такими встречами, словно их приняла и поняла сама природа, поддержала их в своем существовании, в своем праве на жизнь и счастье, словно «тронутыми ангелом», как выразился один клиент.

Некоторые вопросы, которые могут быть рекомендованы для самоанализа и наблюдения, чтобы лучше понять влияние контактов с дикими животными в процессе терапии или в повседневной жизни:

• Какое ваше самое раннее воспоминание о животном, ваша первая встреча с животным?

• Что вы заметили в реакции животного на ваше присутствие и ваши действия?

• Что вы почувствовали при этой встрече? Какое влияние эта встреча на вас оказала?

• Какова была общая атмосфера вашего контакта, с чем это было связано?

• Чему вы научились благодаря этому; сформировалось ли в тот момент какое-либо отношение к животным?

• Повлиял ли что-то из этого опыта на ваши ценности, представления о людях и животных, а также на вашу личность?

• Какие другие значимые контакты с животными происходили в вашей дальнейшей жизни?

• Что вы при этом чувствовали? Как изменялся и обогащался ваш опыт общения с животными?

• Как опыт общения с животными в настоящее время проявляется в вашей профессиональной деятельности, в повседневной жизни?

• Если ваша работа связана с людьми, с оказанием психологической или социальной помощи, какую пользу приносит участие животных в процессе работы с вашими клиентами?

Говорящая обезьяна

Наше потребительское отношение к природе, доминирование над животными и миром природы в целом, часто не позволяет нам проявлять к ним сочувствие и оказывать им помощь. Тем не менее, как благодаря личному опыту, так и профессиональным знаниям и навыкам, связанным с общением с животными, мы можем проявлять участие в их судьбе. Специалистов могут вызывать для оказания помощи тревожным и травмированным, а также потенциально опасным животным, как содержащимся в неволе, так и живущим в дикой природе. Такие специалисты обладают настоящим даром прислушиваться к «сообщениям» животных и «переводить» их на человеческий язык — способностью, которую считают даром мистиков, святых, шаманов и мудрецов.

В арт-терапии на открытом воздухе, как и в сказках, клиенты часто говорят о субъективном ощущении способности понимать «речь» животных и часто удивляются, получая четкое представление о том, что животное «говорит» им на своем «языке», который не похож на обычный человеческий язык. Может быть, они заново открывают скрытые или забытые человеком способности? Судя по песням, стихам, видениям некоторых людей и мифам прошлого, а также моему более чем 20-летнему тесному контакту с разными дикими животными, у меня сложилось впечатление, что мы способны понимать друг друга независимо от вида в гораздо большей степени, чем это до сих пор признавалось в академических научных кругах.

Язык изобилует традиционными идиомами, выражающими удовлетворение животных условиями своей жизни и гармонией в отношениях с внешней средой. Такие выражения укоренены в нашей культурной истории, тесно связанной с общением с миром природы и внимательностью человека к его представителям. Два примера из английского языка: «Счастлива, как корова в клевере» или «Счастлива, как свинья в дерьме». Согласно законодательству Великобритании, животные в неволе должны быть достаточно свободны, чтобы реализовать некоторые из своих основных, естественных моделей поведения, хотя, к сожалению, многие из них этого не делают.

Человеческие животные

Насильственные преступления часто кажутся результатом «примитивных» импульсов, перерастающих в нападение или разрушение. Характеризуя кого-то как «животное», мы подразумеваем, что человек вышел за рамки своих человеческих качеств, нарушил императивы морали и разума. Это может быть связано с восприятием такого человека как нецивилизованного, жестокого, агрессивного или не контролирующего свои аффекты и инстинкты. Таким образом, мы сохраняем тенденцию разделять людей и животных на основе определенных характеристик, рассматривая людей как существ более высоко организованных. Для многих коренных народов, напротив, часто свойственно подчеркивать свою тесную связь с животными, обитающими в общей среде с людьми. Такие народы уважают право животных на жизнь и благополучие и даже учатся у животных, считая их обладающими многими ценными качествами. Люди могут сочувствовать животным и сотрудничать с ними ради взаимной выгоды и экологической гармонии.

В разговорной речи мы говорим, что кто-то вел себя как животное, даже когда речь идет о чем-то, что животные редко делают. Тем самым мы признаем, что присущие нам животные признаки являются потенциально опасными или вредными для человека, и поэтому эти качества необходимо постоянно контролировать (приручать). «Животные» качества в нас самих часто представляют собой то, что для людей является слишком сложным и психологически некомфортным, хотя является частью нашей природы, нашего «я».

Помимо животных, в разных культурах есть и другие категории маргинализированных и одушевленных существ, таких как монстры, ангелы, демоны и боги, более или менее активно влияющие на человеческую жизнь, в соответствии с той или иной системой представлений. Они, якобы, способны время от времени более активно вторгаться в человеческую реальность, «вселяться» в человека, овладевать его телом, разумом и душой.

Как мы относимся к животным в терапии?

На протяжении тысячелетий человечество задавалось многими вопросами, касающимися его отношений с миром животным. Они и на сегодняшний день имеют важное значение. Поисков ответов на них занимаются разные научные дисциплины. Их осмысление также может быть делом любого человека, отражаясь на его отношениях со своими «меньшими братьями»: 

  • Каким животным является человек?
  • Как мы можем признать и поддерживать животные стороны нашего человеческого существа?
  • Как можно интегрировать и уважать наше животное «я» и представителей животного царства в психотерапии, в других сферах практической деятельности, опираясь в том числе, на опыт искусства и гуманитарные знания?

Волки и аутсайдеры: идентичность, идентификация

Некоторые клиенты привносят в терапию свое сочувствие к животным и проявляют готовность с ними идентифицироваться. Тем самым они осознанно или неосознанно пытаются признать определенные части своего существа и уйти от их патологизации, восприятия этих сторон как признаков своей асоциальности или болезненности. Бернштейн [4] придал значение в психотерапии отношениям клиентов с миром природы, в частности, с животными, рассматривая эти отношения как источники безусловной любви и достижения внутренней гармонии. Это, в частности, якобы характерно для людей с пограничным расстройством личности. Поиск родства с другими животными — это адаптивная стратегия выживания, особенно, в тех случаях, когда отношения с людьми оказываются затрудненными или нарушенными.

Там, где имеется глубокая психическая травма, в личности проявляется тенденция сочувствия и идентификации с другими живыми существами, также страдающими по определенной причине. Человек становится более склонным защищать права и статус таких существ. Этические нормы, характерные для некоторых государств, например, для Великобритании, поощряют заботу о страдающих существах, включая животных. Помимо сочувствия, поддержки и защиты, некоторые люди показывают чрезмерную идентификацию со страдающими животными и демонстрируют это в своем поведении, одежде и речи. Идентификация с животным-жертвой может помочь перенести невыносимую человеческую боль, давая чувство принадлежности к сообществу таких же страдальцев. Опыт взаимной поддерживающей связи помогает противостоять переживанию одиночества и отчаяния. Нередко животные воспринимаются людьми в качестве «жертвы», вызывая стремление их защитить. В то же время, иногда людям также свойственно идентифицироваться и формировать отношения с крупными хищниками, когда животное воспринимается не столько как жертва, а как агрессор или как такое существо, которое разочаровалось в людях и покинуло человеческое сообщество [5].

Послесловие. Ответственное родство

В буддийской психологии существует практика под названием тонглен – «отдавать и брать» – которая направлена на развитие сочувствия, способности облегчать страдания других существ. Это связано с представлением, что, вдыхая, мы «вдыхаем» страдания других людей и живых существ, вытягивая страдания из них в виде черного дыма и посылая его не в свое эгоистическое «я», а в безграничное светлое пространство.

Выдыхая, мы посылаем другим поток света, сострадания и мудрости из сердца Дхармы Будды. Достоинством такой практики является то, что она помогает уменьшить склонность к сильной идентификации. Вместо того, чтобы цепляться за опосредованную идентичность жертвы, отягощенную нашими проекциями на другого, мы энергетически активируем присущую нам силу сострадания и энергию нашего творческого воображения, чтобы облегчить страдания и направить его поток страдающим существам.

Подход, недавно предложенный медсестрой Кэтрин Торн [14] с участием животных, в некоторой степени отражает дух практики тонглен. Он избавляет страдающего от чувства изоляции и связан с показом пациентам серии видеороликов о животных, испытавших неприятие со стороны своих сородичей. Кэтрин и пациенты (дети) вместе наблюдали, как животные, исключенные из одной группы, переходили в другую. Она заметила, что просмотр видеороликов «дает основу для нормализации отношений в своей группе и возможность отреагировать и осознать опыт психической травмы на основе дистанцирования и идентификации с воображаемыми третьими лицами (животными)» [11].

Как отмечали Мэри-Джейн Раст [13] и многие другие экотерапевты, а также как признают коренные народы и представители отдаленных сельских общин, зависящие от животных и природы, местные растения и животные имеют с нами базовое родство. Однако в результате ослабления или утраты внутренних и внешних связей с землей и обитающими на ней существами мы начинаем все больше дистанцироваться также от телесных, инстинктивных основ своего существа, а вместе с ними, от нашей способности чувствовать разные формы жизни и эмпатизировать им, хотя это может происходить незаметно, скрываясь под маской цивилизованной личности. Часто, однако, под этой маской также скрываются боль и страдание, которые никак не могут быть идентифицированы.

Членовредительство и деструктивные отношения с природой, присущие большей части капиталистической, материалистически-потребительской идеологии и образу жизни, по-разному проявляется в терапии, в том числе, это связано со следующими особенностями отношения к представителям животного мира:

• в восприятии животных, особенно диких, как имеющих качественные отличия от человека, как неразумных, менее ценных, чем мы сами, что дает человеку моральное право охотиться на них, выращивать и убивать их с целью получения материальных выгод и т. д.;

• в обезличивании животных, чтобы использовать их в своих интересах безнаказанно, заглушая и замалчивать чувства вины и сострадания.

При этом также нередко в процессе терапии могут начать проявляться другие позиции человека в отношениях с животными, а именно:

• стремление найти способы улучшить наши отношения с животными, восприятие их как имеющих ценность безотносительно того, какую выгоду они приносят человеку, признание их уникальности, наличия в них разумного начала, восприятие животных как имеющих свои социальные права;

• признание их психологической уязвимости и травмированности, связанных, в том числе, с действиями человека, осознание нашего коллективного жестокого обращения с животными.

Наши отношения с животными могли бы стать более здоровым, если бы мы поступали так, как всегда поступали многие коренные народы, которые предусматривают в процессе своей хозяйственной деятельности, получения от животных определенных материальных выгод (охота, рыбалка, забой домашних животных и др.) совершение ритуалов и церемоний, чтобы почтить живое существо, признавая его собственное право на жизнь, его важный вклад в земную жизнь и судьбу человека.

Эти вопросы имеют не только академический характер, но пронизывают повседневную жизнь и влияют на то, где мы находим источники наших психологических проблем и где мы ищем пути их решения. Жестокая и экологически разрушительная практика использования животных как источника материальных выгод для человека демонстрирует наше отчуждение от собственной природы и экологических начал, необходимых для нашей жизни и здоровья. Нам необходима не только личная, но и «культурная терапия», чтобы преодолеть наши разрушительные и саморазрушительные тенденции, внося свой вклад в изменение и спасение животного мира.

Литература

  1. A’Court B. ‘A communion of subjects.’ Holistic eco art therapy: Integrating embodiment and environment in art therapy // Green studio: Nature and the arts in therapy (Eds. A. Kopytin & M. Rugh). Happauge, NY: Nova Science Publishers, 2016. – P. 47-76.
  2. Adey P. Airports and air-mindedness: Spacing, timing and using Liverpool airport 1929–39 // Social and Cultural Geography. – 2006. – Vol. 7. – P. 343–363.
  3. Adey P. Accounting for the elemental // Dialogues in human Geography. –2015. – Vol. 5, №1. P. 37-45.
  4. Bernstein J.  Living in the borderland: The evolution of consciousness and the challenge of healing trauma. New York and London: Routledge, 2005.
  5. Breytenbach A. with Foster C. & Thiyagarajan S. The Animal Communicator. 2012. Video www.animalspirit.org
  6. Case C. Imagining animals: Art, psychotherapy and primitive states of mind. London & New York: Routledge, 2005.
  7. Douglas M. Purity and danger: An analysis of the concepts of pollution and taboo. London & New York: Routledge, 1984/2002.
  8. Engelmann S. More than human affinitive listening // Dialogues in Human Geography. – 2015. – Vol. 5, №1. – Р. 26-35.
  9. Japyassu H. & Laland K.N. Extended spider cognition // Animal Cognition/ 2017. Vol. 20, №3. Р. 375–395.
  10. McNiff S. ICAET Online presentation, 2023.
  11. National Institute for the Clinical Application of Behavioural Medicine (NICABM). Online course forum Oct. 2023. www.nicabm.com
  12. Oliver M. Evidence poems. Boston, MA: Beacon press, 2009.
  13. Rust M.-J. Towards an ecopsychotherapy. Confer Books, 2020. 
  14. Thorn K. Unpublished Personal communication, NICABM online forum, 2023.
  15. Wilder S. Unpublished performance poem. Personal Communication, 2023.

Ссылка для цитирования

Э’Коурт Б. Размышления об участии животных в арт-терапии // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2024. – T. 5, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

A’Court B. Squawk. Contemplations on animal presence in art therapy. // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice– 2024. – Vol.5, №1[open access internet journal]. – URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y)


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.