Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Гущина Э.В. ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ПРАКТИКЕ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУГЕ

Гущина Э.В. ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ПРАКТИКЕ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУГЕ

« Назад

УДК 373.1

ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ПРАКТИКЕ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУГЕ

Гущина_Э_В_фото

Гущина Э.В.

канд. биол. наук, доцент, профессор кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО (Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье обосновывается необходимость обновления содержания современного экологического образования в интересах устойчивого развития (ОУР) на основе интеграции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. Уделяется внимание необходимости гуманитаризации экологического образования в современных условиях. С опорой на международный и российский опыт проводится анализ становления школы устойчивого развития (ШУР) и основных ее моделей в Санкт-Петербурге. Определены основные направления «ОУР-трансформации» в моделях ШУР.

Ключевые слова: гуманитаризация содержания экологического образования, естественнонаучно-социально-гуманитарное знание, образование в интересах устойчивого развития, школа устойчивого развития, модель школы устойчивого развития, конкурс «Школа устойчивого развития»; ОУР-трансформация.

 

Введение

Российское общество в настоящее время переживает духовно-нравственное возрождение, в котором ведущую роль играют культура и образование.

Неотъемлемой составляющей современного образования является экологическое образование в интересах устойчивого развития (ОУР), которое опирается на интегрированное естественнонаучно-социально-гуманитарное знание и является «генеральной гуманитарной стратегией человечества XXI века». Именно так характеризует эту образовательную область Концепция экологического образования в системе общего образования [7].

Целевая установка экологического образования в интересах устойчивого развития – формирование экологической культуры обучающихся, которая формируется не только на основе изучения законов биоэкологии, но и является  «…результатом отражения экологической проблематики взаимосвязи общества с природой в разных сферах культуры (науке, искусстве, литературе, технологии, религии и др.) с использованием как рационального (научного, понятийного), так и иррационального (чувственно-образного, художественного, мифологического) способов мышления, сочетания разных форм формального, неформального, информального образования» [5].

Задача обновления содержания современного экологического образования в контексте ОУР, – была поставлена на пленуме научного совета по проблемам экологического образования Российской академии образования, посвященном его 50-летию (2021).

Актуальность данной задачи была определена тем, что процесс гуманитаризации содержания экологического образования, начавшийся с 1990-х гг., в настоящее время тормозится. Среди объективных причин этого процесса отмечаются:

  • технократизация образования (направленность на компетенции, функциональную грамотность, а не культуру личности);
  • разбросанность экологического содержания по различным предметным областям школьного образования при подчинении целям отдельных предметов;
  • цифровая трансформация общества, ускорение и усложнение мировых процессов, условий жизни, используемых устройств, средств и пр., что приводит к проблеме «человеческого пробела», в том числе неспособности разобраться в сути и возможных последствиях происходящих социально-экологических процессов;
  • разрушение моральных и этических принципов построения человеческого общества, внедрение альтернатив, противоречащих природе человека и его предназначению в жизни и пр.

Нельзя не согласиться с мнением Е. Н. Дзятковской, А. Н. Захлебного, что гуманитаризация содержания общего и экологического образования, в частности, пока еще слабо обеспечена дидактически и организационно-методически [5].

С этой точки зрения важно проанализировать становление школы устойчивого развития (ШУР) как актуального направление ОУР. Именно образовательные организации являются одними из ведущих проводников идей устойчивого развития общества и природы, формирования экологических ценностей современного мира и моделей поведения подрастающего поколения.

Понятие «школа» в данном контексте рассматривается широко, включая образовательные учреждения разных видов и ступеней, начиная с дошкольного образования и заканчивая учреждениями профессионального образования.

Идеи ШУР реализуются в образовательных организациях во многих странах, в том числе и в России. Однако, сегодня целесообразно говорить лишь об определенных шагах в этом направлении. Полномасштабное внедрение практики образования для устойчивого развития – дело будущего.

Сложность реализации ОУР на практике связана с тем, что оно существенно шире, чем экологическое образование. Помимо экологической, ОУР включает экономическую, социальную, культурологическую, а также гуманитарную составляющие. Именно социально-гуманитарные знания позволяют осмыслить и осознать основы бытия человека, духовности и морали, сформировать систему ценностей, соответствующую целям устойчивого развития, экологичную личность – открытую, адаптивную к изменениям, критически мыслящую, осознающую ценность жизни, природы, общечеловеческие ценности, а также ценности культуры и образования.

Экологическое и гуманитарное образование являются важными и неотъемлемыми компонентами образования для устойчивого развития, причем гуманитарные знания проявляют свою значимость на двух уровнях – на уровне гуманитаризации экологической составляющей и на уровне интеграции образования для устойчивого развития в целостную систему [12, C. 85].

Гуманитаризация содержания экологического образования предполагает приоритетное развитие его общекультурных компонентов, установление научно обоснованного паритета между его естественно-научной и социально-гуманитарной областями, а также ориентация на формирование экологической культуры личности [5].

В настоящее время организационно-управленческий сценарий становления ШУР реализуется по принципу «К школе будущего – общими усилиями». Точной, или идеальной модели мира устойчивого развития не существует, это определенный образ, ориентированный на будущее. Универсальных рецептов ШУР также не существует, однако достаточно четко определена ориентация на формирование экологического мировоззрения, на достижение изменений в сознании, личностных качествах и поведении подрастающего поколения при условии активного включения в деятельность.

К сожалению, нельзя не согласиться с мнением, что многие предлагаемые модели ОУР предполагали его реализацию как отдельного, нередко изолированного, направления работы: экологического, социального, культурологического, экономического [8, 10]. Для достижения же целей ОУР его ценности, идеи и практика должны стать ключевым фактором трансформации всей образовательной системы ШУР.

Наиболее перспективной является многодоминантная модель ШУР, в которой идеи ОУР реализуются сразу по всем, или большинству аспектов жизнедеятельности образовательной организации. Наиболее полно аспекты данной модели представлены в работах британских авторов (Б. Скотт, С. Стерлинг, К. Вебстер, П. Пош, Т. Шелкросс и др.). Такая модель требует «работать так, чтобы образовательное учреждение стало настоящим микрокосмом устойчивого развития, появившимся из устойчивого общества больше, чем из неустойчивого» [8, C. 186].

Внедряя идеи ОУР российские образовательные организации опираются на достаточно обширную международную практику, творчески развивая ее в соответствии со с спецификой страны, региона и каждого образовательного учреждения (С.В. Алексеев, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Д.А. Ермаков, И.В. Ильин, П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина, А.Д. Урсул, П.А. Яркин и др.).  

Приведенный далее анализ не претендует на полноту, однако целесообразно привести наиболее удачные модели, практики развития ОУР и идей ШУР в образовательных организациях Санкт-Петербурга, основанные на взаимообогащении, творческом развитии зарубежного и российского опыта формирования экологической культуры детей и молодежи.

Отправной точкой становления моделей ШУР в Санкт-Петербурге можно назвать Российско-британский проект «Образование для устойчивого развития в России», реализованный в 2002 г. Результатом проекта стала разработка Стратегия образования в интересах устойчивого развития в Санкт-Петербурге, в которой были обозначены ключевые аспекты ОУР: взаимосвязи – в обществе, экономике и природе, – между ними, на локальном и глобальном уровнях; гражданственность, права и ответственность; потребности и права будущих поколений; разнообразие – культурное, социальное и биологическое; качество жизни, равноправие и социальная справедливость; «устойчивые» изменения – развитие в рамках несущей способности экосистем; будущее – прогнозируемое и непредсказуемое [1, C. 179].

Инновационный характер носила модель «Школа устойчивого развития – школа для всех», которая вошла в число финалистов конкурса «Школа Сколково» (2011-2012 гг.). Коллектив авторов (Р. Глисон, П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина, П.А. Яркин), разрабатывая данную модель, основывался на творческом развитии в российской практике зарубежного опыта, внедрении лишь обоснованных научно и апробированных экспериментально инноваций, которые могут успешно и системно использоваться в образовательных организациях.

На практике данная модель была апробирована в Санкт-Петербургском филиале Англо-Американской школы (ААШ), которая работала до 2019 г. В целом работа была направлена на внедрение тем устойчивого развития общества и природы как в содержание различных предметов, так и во все аспекты жизнедеятельности школы, развитие опыта жизни учащихся в сообществе, которое само участвует в принятии решений по улучшению качества окружающей среды.

Под руководством Комитета ААШ, в который входили заинтересованные учащиеся и сотрудники школы, были внедрены следующие решения: переход на энергоэффективное светодиодное освещение в классах и рекреациях; закупка экологически безопасных товаров для нужд школы; проведение в школе просветительской кампании «6 Re» (Rethink, Refuse, Reduce, Repair, Reuse, Recycle; «Подумай, как сделать по-другому; Откажись, Снижай потребление, Почини, Используй вторично, Переработай»).

При реализации итоговых проектов, реализуемых старшеклассниками, выдвигались предложения по снижению нагрузки ААШ: создание электровелогенератора, параболического солнечного нагревателя, анализ потребления школой бумаги и электроэнергии пр. При защите проекта необходимо было познакомить с ним младших школьников [8].

В 2014 г. стартовал российско-австрийский проект «Школьный экологический сертификат» (ШЭС), в котором приняли участие образовательные организации дошкольного, школьного и дополнительного образования Санкт-Петербурга в сотрудничестве с образовательной программой «КультурКонтанк» (Австрия) [3, 11].

Данный проект был направлен на создание условий для устойчивого развития экологической культуры в образовательных организациях и разработку региональной инновационной системы эко-менеджмента как составляющей системы оценки качества образовательной среды.

Экологическая сертификация рассматривается как одна из форм государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных организациях и проводится на добровольной основе. Объекты сертификации – образовательный процесс, система менеджмента образовательной организации, достигнутые образовательные результаты, условия реализации образовательного процесса. Данные позиции соответствуют системе менеджмента качества (деятельность образовательного учреждения сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001–2011) и системе экологического менеджмента (на соответствие требованиям стандарта ГОСТ РИСО 14001–2007).

В результате реализации проекта была разработана модель экологической сертификации образовательных организаций, включающая семь ключевых критериев, направлений деятельности «зеленой» школы, где реализуются принципы ОУР и экологического менеджмента: «Управление и менеджмент»; «Образование для устойчивого развития»; «Безопасная школа»; «Экологичная среда»; «Здоровая среда»; «Здоровое питание»; «Ресурсо- и энергосбережение».

Как видим, во главу данной системы положен эко-менеджмент, сущность которого в проекте была определена так: он не должен быть ни менеджментом окружающей среды, ни менеджментом организации, а должен быть менеджментом отношений с окружающей средой, взаимодействия человека и природы [11, C. 119].

В результате была утверждена и в 2018 г. апробирована процедура экологической сертификации образовательных организаций, включающая внутренний аудит по разработанным критериям и показателям экологической сертификации и внешнюю экспертизу деятельности образовательной организации экспертным сообществом. Проведенный городской конкурс образовательных учреждений на получение школьного экологического сертификата показал, что работа в области экологического образования в интересах устойчивого развития, экологического менеджмента, «зеленого» уклада школьной жизни, «озеленения» учебных программ и др. создает необходимые условия для активного внедрения системы менеджмента качества в практику образования и способствует повышению качества образования.

Одну из успешных моделей ОУР демонстрирует международная программа «Эко-школы», которая была разработана в 1994 г. по итогам сформулированной «Повестки на XXI век» (Рио-де-Жанейро,1992).

За более чем 30-летний период эта программа стала одной из наиболее масштабных в сфере экологического образования в интересах ОУР и экологического просвещения детей и взрослых. В 2022 г. в программа «Эко-школы» была реализована в 72 странах мира. Активную практику ОУР представили более, чем 59 тыс. образовательных организаций, более 30 млн. детей, почти 2 млн. педагогов.

В России эта программа называется «Эко-школы / Зеленый флаг» и реализуется с 2002 г. при координации Санкт-Петербургской общественной организации «Санкт-Петербург за экологию Балтики» (сопредседатель и координатор О.Г. Мадисон).

За 20 лет работы программы число ее участников возросло с 6-ти до более, чем 500 образовательных организаций из 24 регионов России: это детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, техникумы, педагогические колледжи и вузы.

До 2003 года программа «Эко-школы/Зеленый флаг» проводилась только для школ. Именно Россия инициировала официальное принятие решения о включении в программу дошкольных образовательных учреждений и о пилотной фазе программы в университетах.

Программа основана на методологии, которая известна как «семь шагов», разработанных на базе стандартов ISO 14001/EMAS (международный стандарт системы экологического менеджмента и аудита):

1. Создание в образовательном учреждении Экологического совета, в состав которого входят обучающиеся, педагоги, родители.

2. Исследование экологической ситуации в образовательном учреждении и его ближайшем окружении.

3. Разработка плана действий.

4. Мониторинг и оценка выполнения плана.

5. Включение экологической тематики в образовательные курсы.

6. Предоставление информации и сотрудничество.

7. Формулировка и принятие Экологического кодекса.

В официальном Меморандуме о взаимопонимании с Программой ООН по окружающей среде (UNEP) международная программа «Эко-школы» определена как модель образования для устойчивого развития [9].

На международном уровне утверждены четыре приоритетные темы: «Рациональное управление отходами», «Вода», «Энергия», «Изменение климата». Однако каждая образовательная организация может определить те темы, которые актуальны для своей страны, региона, населенного пункта или связаны со спецификой образовательного учреждения. В России, помимо приоритетных, наиболее активно развиваются темы, связанные с сохранением биоразнообразия, преумножением зеленых насаждений, формированием здорового образа жизни, развитием экологических аспектов в народных традициях, сохранением и благоустройством пришкольных территорий, а также с развитием активной гражданской позиции подрастающего поколения.

Движущая сила программы – детская инициатива. Главная задача – активное вовлечение учащихся и воспитанников в реальную деятельность на всех этапах программы: их участие в создании и работе экологического совета, определении приоритетных экологических проблем, путей их решения, формулировке Экологического кодекса и формирования отчета.

Ежегодно в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) проходит Всероссийский научно-практический семинар «Эко-школы / Зеленый флаг» – территория экологической культуры», на котором представляются наиболее успешные практики реализации программы образовательными учреждениями из разных регионов Российской Федерации, подводятся итоги предыдущего учебного года и вручаются Зеленые флаги.

Зеленый флаг – это не только престижный экологический символ, хорошо известный во всем мире, это предмет гордости получивших его образовательных организаций, всех участников программы, это мотиватор к новой работе по улучшению качества окружающей среды и пропаганду идей устойчивого развития.

Определенный вклад в развитие практики ОУР в направлении ШУР внес «Школьный проект использования ресурсов и энергии» ШПИРЭ (международное название SPAREschool project for application of resources and energy), который развивался с конца 1990-х годов общественной организацией «Друзья Балтики» в сотрудничестве с СПб АППО, Эколого-биологическим центром «Крестовский остров», ГУП «Минерал», и был направлен на формирование энергоэффективного стиля жизни, понимание подростками взаимосвязи производства и получения энергии с сохранением природы и климата. В 2006 г. проект по внедрению экономически эффективных мер энергосбережения в образовательном секторе был поддержан Министерством образования Российской Федерации для школ Северо-Запада России [11].

Развивается в образовательных учреждениях также идея подготовки и деятельности экосоветников – сотрудников, которые прошли специальную подготовку в форме семинаров, тренингов и распространяют экологические знания, помогают администрации в организации и распространении практического опыта экологичных, ресурсосберегающих действий в образовательных организациях и в повседневной жизни. Российско-финский проект «Экоподдержка» по подготовке экосоветников стартовал в Санкт-Петербурге в 2013 г. Экологические аспекты учитываются учащимися и всеми сотрудниками в разных сферах: эффективном потреблении энергии и воды, рациональном обращении с различными отходами, организации закупки экологически чистых товаров, создании зеленых зон, велопарковок и пр.

Следует также обратить внимание на тот вклад, который в настоящее время вносит в развитие и поддержку ШУР цифровая, виртуальная среда. Она способствует экологической социализации личности за счет активного включения в эту среду образования, семьи, учреждений культуры, науки, гражданского общества, реального сектора экономики, политических партий и пр.  Именно Интернет-пространство позволяет образовательным организациям присоединяться и активно участвовать в различных социально-экологических инициативах, проектах, акциях на региональном, всероссийском или международном уровне.

Одним из наиболее ярких примеров является активное участие большинства образовательных организаций, представляющих эколого-образовательную проектную деятельность, в эколого-благотворительном проекте «Крышечки ДоброТЫ» по сбору пластиковых крышечек в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (https://capsgood.ru/). Средства от сбора крышечек идут на благотворительность – помощь детям с ОВЗ.

Существенным ресурсом эколого-социальной деятельности являются всероссийские и международные Интернет-проекты, в которых могут принять участие обучающиеся разных ступеней: Фенологическая сеть Русского географического общества предоставляет возможность включиться в фенологические наблюдения, принять участие в тематических конкурсах: https://fenolog.rgo.ru/; Всероссийский проект «Юннаты Первых» в рамках Движения Первых: https://projects.pervye.ru/super-projects/65d7c809-ab46-4917-ac27-23a7037c0923 ; Всероссийский фестиваль энергосбережения и экологии – ежегодный Всероссийский конкурс творческих, проектных и исследовательских работ учащихся #ВместеЯрче: https://konkurs.mpei.ru/; Экологический международный волонтерский проект «Чистые Игры» по сбору и сортировке мусора в форме командных соревнований, эко-квестов:  https://dobro.ru/project/10044 и др. 

Активно используются эко-приложения для мобильных устройств: EcoHub – адреса пунктов приема вторичного сырья; SborBox – организация раздельного сбора мусора; Biblosphere – обмен бумажными книгами и др.

Существенную помощь педагогам оказывают доступные экологические Интернет-ресурсы, которые могут быть легко адаптированы и встроены в образовательный процесс в соответствии с потребностями, конкретными условиями, возрастом обучающихся: ЭКОКЛАСС. Общероссийские уроки: https://xn--80ataenva3g.xn--p1ai/; Всероссийский заповедный урок: https://xn--80aegdhqhwffes2b0h.xn--p1ai/; Зеленая школа: https://school.reo.ru/; Сайт ECOWIKI: https://ecowiki.ru/courses/; Разделяй с нами: http://xn--80aaleijfpli0as4p.xn--p1ai/ и др. [2].

СПб АППО активно поддерживает различные эколого-образовательные инициативы, которые способствуют распространению идей и опыта ОУР. В 2019 г. кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО было инициировано проведение городского конкурса «Школа устойчивого развития», в котором принимают участие образовательные организации с следующих номинациях: «Дошкольная образовательная организация»; «Общеобразовательная организация»; «Общеобразовательная организация для детей с ОВЗ (коррекционное)»; «Организация дополнительного образования детей»; Профессиональная образовательная организация. Цель конкурса – выявление и трансляция инновационного педагогического опыта работы образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих идеи экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития.

Для участия в конкурсе необходимо набрать определенное количество баллов, проведя внутренний аудит по индикаторам устойчивого развития в деятельности образовательной организации. С этой целью были разработаны индикаторы устойчивого развития в деятельности образовательных организаций по различным показателям:

  • экологическим (наличие экологической инфраструктуры школы; внедрение системы раздельного сбора мусора, безбумажных технологий; наличие зеленых зон; система ресурсосбережения; экологическая деятельность на пришкольном участке; мониторинг экологического состояния окружающей среды; разработка экологического паспорта организации и др.);
  • социальным (распространение идей устойчивого развития; наличие программ и проектов, направленных на поддержание здорового и безопасного образа жизни обучающихся; деятельность волонтерского движения; взаимодействие с социальными партнерами, местным сообществом и др.);
  • экономическим (внедрение системы менеджмента качества; учет экономии ресурсов – энергии и воды; получение грантов на реализацию идей устойчивого развития; изменение потребительского поведения учащихся и учителей; наличие договоров с другими организациями; получение грантов для реализации идей устойчивого развития и др.);
  • культурологическим (образовательные события (мероприятия), направленные на воспитание культуры устойчивого развития и представленные на сайте; шефство над культурно-историческими и природными объектами; организация экскурсий на ООПТ Санкт-Петербурга и Ленинградской области и др.).

На заочный этап конкурса также представляются: социально значимый проект по реализации модели ШУР (или ее элементов); видеоролик социально значимого школьного события. На очном этапе представляется система работы образовательной организации как ШУР.

Опыт проведения конкурса показал, что большинство участников, прошедших в финал, реализуют многодоминантную модель ШУР, а содержание представляемых социально значимых проектов отражает специфику деятельности образовательной организации на определенном этапе развития модели ШУР. Приведем некоторые примеры различных социально значимых образовательных проектов. Эколого-образовательный проект «Ростки успеха» (ГБДОУ детский сад № 16 Пушкинского района): создание модели учреждения нового типа – центра эко-социального воспитания «Детский сад – семья», использование природной и предметно-пространственной развивающей среды для обеспечения индивидуального развития и формирования личности каждого ребенка. На территории детского сада создан Экоцентрум «Уголок России», активно используется природное и культурное наследие г. Пушкина.

Социально значимый проект «Нам по пути!» (ГБДОУ детский сад № 46 Колпинского района): создания целостной системы воспитания экологической культуры воспитанников, через интеграцию направлений рабочей программы воспитания (патриотического, социального, познавательного, оздоровительного, трудового, этико-эстетического) и участие районном проектном кластере «Современный детский сад».

Социально-экологический проект «Энергоэффективная школа» (ГБОУ СОШ № 71 Калининского района): продвижение идей устойчивого развития; распространение национального и зарубежного опыта в области энерго- и ресурсосбережения; активные практические действия всего школьного коллектива, а также, родителей и местных властей Калининского района по рациональному и экономному использованию тепла и горячей воды.

Эколого-социальный проект «ECO-Lab. Greenhouse» (ГБОУ СОШ № 238 с углубленным изучение английского языка Адмиралтейского района): создание творческого пространства «ECO-Lab. Greenhouse» эколого-биологической направленности (зимний сад, «зеленый» дизайн школьной и пришкольной среды) на основе принципов устойчивого развития для реализации творческих и исследовательских проектов на русском и английском языке.

Социально-экологический проект «Школа – территория soft skills: эко-наставничество в действии» (ГБОУ школа № 482 Выборгского района): создание школьной модели эко-наставничества, включающей в деятельность всех участников образовательного процесса средствами экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития. Модель основана на циклически реализуемых эколого-образовательных мини-проектах, такие как «ЭКО исследование», «ЭКОпросвет», «ЭКОстиль», «ЭКОпатруль», «ЭКОоткрытки», «ЭКОволонтер», «ЭКОсказки» и др., в которые включаются элементы индивидуального, группового и коллективного наставничества.

Проект «Преобразование школьного пространства в цифровую образовательную среду в интересах устойчивого развития образовательной организации» (ГБОУ гимназия № 24 им. И.А. Крылова): развитие цифровой среды smart-обучения – это интеграция информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры интернета. Ключевые аспекты современного smart-обучения предполагают создание гибкой и открытой среды обучения: использование гаджетов, открытых образовательных ресурсов, системы управления. В цифровой образовательной среде организуются трансформируемые пространства: медиацентр, рекреационные зоны и фойе, интерактивные стены, буккроссинговое пространство, художественная галерея.

Социально–значимый проект «Дорога домой» в рамках волонтерской и добровольческой деятельности команды «Огонек» (СПб ГБПОУ «Колледж метростроя»): привлечение внимания общества к проблемам бездомных животных, пропаганда гуманистического отношения к ним, устройство бездомных животных в семьи. В рамках акции «Помогать легко» добровольцы команды «Огонек» доставили корма, средства гигиены и другие необходимые вещи, собранные педагогами и обучающимися, в приют «Ржевка».

Подводя итоги краткого анализа различных моделей ШУР, выделим направления «ОУР-трансформации» в санкт-петербургской и российской практике, которые соответствуют тенденциям современного образования.

Основные направления «ОУР-трансформации» в моделях ШУР

Развитие содержания ОУР, которое основывается на разработке и внедрении современного научно-прогностического, интегративного содержания, на расширении его межпредметного – эколого-социально-экономико-культурологического, опережающего, футурологического характера; опоре на инновационные идеи устойчивого развития общества и природы.  Для «смысловой сшивки» межпредметного содержания ОУР могут использоваться, например, Цели в области устойчивого развития, «зеленые аксиомы», экологические законы Б. Коммонера, показатель «экологический след» и пр.

Экологическая составляющая должна пронизывать все содержание образования, включая естественно-научные, общественные и гуманитарные дисциплины, развивать экологические понятия этического, этнокультурного, социально-экологического характера [6, 7].

Особенность содержания ОУР – практическая значимость как для общества, так и для каждого человека, ориентация на экологический образ жизни, устойчивое производство и потребление; отражение пространственно-временных особенностей и взаимосвязей систем, альтернативных точек зрения и позиций; представление позитивного, а также уроков негативного опыта взаимодействия человека с окружающей средой. В содержательном аспекте важнейшими составляющими ОУР также являются аспекты безопасности и здоровья человека в окружающей среде.

Технологии ОУР носят интерактивно-синтетический характер: основаны на вовлечении обучающихся в активную совместную деятельность – проектную, исследовательскую, творческую; на включенности в самостоятельную социально-экологическую деятельность, личностно значимую, дающую возможность использовать собственный культурный опыт, развивать универсальные учебные действия, работать в группах, в коллективе.

Технологическое поле ОУР развивают также социально-культурные практики, такие как наставничество, волонтерство, включение обучающихся в деятельность детских общественных объединений, различные социально-экологические акции и пр.

Особенность современного этапа – интеграция эколого-образовательных и информационных технологий, информатизация всех сфер образовательной деятельности за счет социальной и межкультурной коммуникации, широкое использование виртуальной реальности и ресурсов Интернета.

Процессуальная составляющая ОУР развивается в следующих направлениях:

  • интеграция урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования, учебной и воспитательной работы; экологического, патриотического, нравственного и гражданского воспитания обучающихся [7];
  • вовлечение обучающихся в эколого-просветительскую деятельность, направленную на формирование экологической грамотности и культуры родителей, местных жителей;
  • социально-экологическое взаимодействие всех субъектов образования, межведомственное взаимодействие: социальное партнерство с учреждениями науки, культуры, здравоохранения, реального сектора экономики, общественными организациями; сетевые эффекты.

Эко-управленческая составляющая ОУР основывается на принципах экологического менеджмента, обучающейся организации, оценки качества образования, на достаточной экологической компетенции не только педагогов, но и других сотрудников образовательных организаций, требует командной работы, постоянного повышения их знаний и квалификации, обмена опытом.

Необходимой составляющей эко-менеджмента является система индикаторов качества образования в интересах ОУР, проведение экологического аудита (внутреннего и внешнего) по разработанным критериям и показателям.

Следует также обратить внимание на активное использование механизмов государственно-общественного управления (Экологический совет, различные формы информирования общественности, договорные отношения с социальными партнерами и пр.) в различных моделях ШУР.

Образовательная среда и уклад жизни ОУР

«По-настоящему эффективное ОУР невозможно в стенах здания, которое демонстрирует детям отсутствие интереса взрослых к применению идей устойчивого развития на практике. В то же время, здание может стать и ресурсом ОУР» [10, C. 63]

Основная идея ОУР заключается в том, что здание образовательной организации, его территория должны стать образцом «зеленой архитектуры», «зеленого дизайна», «зеленого стиля жизни», «зеленой экономики». Эти идеи и технологии, наряду с технологиями «умной школы» все шире используются образовательными организациями, представляя наглядные примеры с точки зрения эстетики, здоровья и безопасности, экономии ресурсов.

Описанные модели ШУР обогатили образовательную практику, предлагают конкретные шаги по системному внедрению идей ОУР и могут быть взяты за основу. В целом следует заключить, что ОУР инновационно по своей сути. Оно постоянно развивается, опираясь на уже накопленный опыт.

Школа устойчивого развития – это территория креативного конструирования человеческих качеств и возможностей на основе экогуманитарных ценностей, интеграции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания, непотребительского подхода в окружающей среде, использования и развития ее уникальности и уникальности личности человека и человеческой культуры.

Литература

  1. Алексеев, С.В. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика / С.В. Алексеев, Н.И. Корякина, Е.А. Рипачева / под общ. ред. С.В. Алексеева. СПб.: СПб АППО, 2015. 230 с.  (Научные школы академии).
  2. Алексеев, С.В. Система формирования экологической культуры учащихся в Санкт-Петербурге: учебно-методическое пособие / С.А. Алексеев, Э.В. Гущина, Е.В. Тутынина / под ред. С.В. Алексеева. – СПб.: СПб АППО, 2022. – 80 с. (Постдипломное образование педагога).
  3. Гущина, Э.В. Модель экологической сертификации школы / Э.В. Гущина // «Зеленый университет–университет XXI века»: Сборник матер. Межд. науч.-прак. конф. – Нур-Султан, 30 апреля, 2020 г. – Нур-Султан: ТОО «Мастер По», 2020. – С. 165-168.
  4. Гущина, Э.В. Школьный экологический сертификат – модель образования для устойчивого развития / Э.В. Гущина // Сборник статей международной научно-практической конференции «Образование – 2030. Дорожная карта», 15-16 июня 2021 г. — М. Издательство Перо, 2021. — С. 192-199.
  5. Дзятковская, Е.Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 г. / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный // Непрерывное образование: XXI век. – 2021. – Вып. 1 (33). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarizatsiya-ekologicheskogo-obrazovaniya-kak-vektor-ego-razvitiya-do-2030-g/viewer (дата обращения: 30.04.2025).
  6. Дзятковская, Е.Н. «Зеленая» школа: чему учить? / Е.Н. Дзятковская, В.В. Пустовалова, Г.К. Длимбетова  // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 36–51. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zelenaya-shkola-chemu-uchit/viewer (дата обращения: 30.04.2025).
  7. Концепция экологического образования в системе общего образования. Одобрена решением Федерального УМО по общему образованию, протокол от 29.04.2022 г. № 2/22. [Электронный ресурс].  URLhttps://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/ (дата обращения: 05.05.2025).
  8. Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития: монография / под общей ред. С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного. – СПб.: СПб АППО, 2018. – 208 с. (Научные школы академии).
  9. Мадисон, О.Г. Панорама инновационных практик международной программы «Эко-школы / Зеленый флаг» / О.Г. Мадисон // Непрерывное образование. – 2022. – № 3(41). С. 74-78.
  10. Модели экологических школ: проектирование программ реализации: методическое пособие / авторский коллектив, под. ред. С.В. Алексеева. – СПб: СПб АППО, 2016. – 66 с.
  11. От целей устойчивого развития – к целям экологического образования в интересах устойчивого развития: учеб.-метод. пос. для педагогов и руководителей общеобраз. организаций, реализующих программы экологической направленности / под ред. С.В. Алексеева, Э.В. Гущиной. – СПб.: СПб АППО, 2019. – 130 с.
  12. Рочняк, Е.В. Экологическое и гуманитарное образование как составляющие образования для устойчивого развития в цивилизационной парадигме XXI в. / Е.В. Рочняк // Вестник международной академии наук (Русская секция). 2022. специальный выпуск 1. С. 82-86. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-i-gumanitarnoe-obrazovanie-kak-sostavlyayuschie-obrazovaniya-dlya-ustoychivogo-razvitiya-v-tsivilizatsionnoy/viewer (дата обращения: 05.05.2025).

Ссылка для цитирования

Гущина Э.В. Интеграция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в практике становления школы устойчивого развития в Санкт-Петербурге // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2025. – T. 6, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Gushchina E.V. Integration of natural science and social and human knowledge in the practice of establishing a school of sustainable development in St. Petersburg // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2025. – Vol.6, №2. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.