Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Дворникова А.В. ИНТЕРВЬЮ С ОРАЗОМ АБУЛХАИРОМ

Дворникова А.В. ИНТЕРВЬЮ С ОРАЗОМ АБУЛХАИРОМ

« Назад

ИНТЕРВЬЮ С ОРАЗОМ АБУЛХАИРОМ

Аннотация

Потомственный шаман, психолог Ораз Абулхаир дал интервью нашему журналу, рассказав о своей практике шаманизма, творчестве и их связи с природой, о поисках универсальных ценностей в эпоху глобализации и своем стремлении сохранить связь c духовными традициями своего народа.

Ключевые слова: шаманизм, природа, экологическое движение

Краткая справка об интервьюируемом

х

Ораз Абулхаир – шаман, психолог, художник, использующий цифровые медиа. Психологическое образование получал в Карловом Университете (Прага) и Университете при МПА ЕврАзЭС (Санкт-Петербург). В настоящее время работает корпоративным психологом в IT-компании (Москва), параллельно совмещая эту работу с ведением индивидуальной психологической практики.
С раннего детства обучался ремеслу шамана под наставничеством своей бабушки. Активный участник экологического движения «Защитим Кок-Жайляу» (Алматы).

Александра Дворникова (А.Д.): Ораз, не мог бы ты немного рассказать о себе: кто ты, чем занимаешься, каков круг твоих интересов?

Ораз Абдулхаир (О.А.): Привет, меня зовут Ораз Абулхаир, мне 35 лет, родом из Казахстана, коренной алматинец. У меня очень много занятий, потому при первом знакомстве с кем-нибудь, ответ на этот вопрос вызывает смешанные реакции.

Во-первых, я являюсь потомственным шаманом. При этом дар шамана иногда «прыгал» в роду через поколение или даже два, поэтому ремесло шамана не было непрерывной линией, скорее напоминая пунктирную.

Во-вторых, я дипломированный психолог, в этом году состоялся мой первый профессиональный юбилей психотерапевтической деятельности. Помимо частной практики, я работаю корпоративным психологом в московской IT-компании.

В-третьих, я современный художник, использующий цифровые медиа, провёл персональную выставку в Санкт-Петербурге и участвовал в двух общих. Правда из-за множества дел, у меня не хватает времени закончить несколько новых арт-проектов, но несмотря на это, цифровое искусство – неотъемлемая часть моей повседневной жизни.

В-четвёртых, я путешественник. В XXI веке настоящие путешествия становятся чем-то редким, с налётом романтики, а 2020 год кажется поставил эту мою сторону жизни на паузу, но я верю, что в будущем вновь отправлюсь со своим рюкзаком в неизвестные дали. Самым ярким опытом я считаю прохождение паломничества Камино де Сантьяго, когда за 10 дней я прошёл 274 км. 

В-пятых, я таролог. Первая колода, на которой я гадаю до сих пор, появилась 23 года назад. Это был подарок моей бабушки, которая меня всему и обучила.

А.Д.: Являясь потомственным преемником древней традиции, ты позиционируешь себя как современного шамана. Насколько я знаю, академическое образование также не прошло мимо тебя и твоих предков и, кроме того, ты имеешь обширные знания в области глубинной и архетипической психологии. Мог бы ты пояснить как это все совмещается в твоем сознании? Как такие архаические практики, как шаманизм, следуют в ногу с современностью, дополняя научные и культурные представления о реальности? 

О.А.: Всё верно, я изучал психологию в Карловом Университете в Праге, где мне повезло быть учеником профессора Jaro Křivohlavý – выдающегося восточноевропейского учёного, психолога и писателя. Он изучал психологию здоровья, экспериментальную психологию и логотерапию. В беседах с ним после лекций я перенимал любовь к гуманистической психологии, основная идея которой – помочь человеку обрести смысл жизни. Именно этот момент и является одним из первых мостиков к древним практикам моей семьи. Но начало всему положила моя бабушка, она преподавала ботанику в сельскохозяйственном институте (Алма-Ата, КазССР). Она не только обучила меня шаманскому ремеслу, но и привила недоверие к любым новым эзотерическим знаниям, так как опасно принимать на веру непроверенную информацию, сначала ее необходимо проверить.

Вообще, когда я говорю, что моя бабушка была шаманкой, то все почему-то представляют карикатурную старуху в шкурах посреди дремучего леса, в то время как моя бабушка вместе с дедом-академиком, являли пример людей от науки. Они сочетались браком в Ленинграде, все дети продолжили династию университетских преподавателей, но в тайне ото всех к бабушке продолжали ходить за «помощью», и также в тайне ото всех она обучала меня.

Теперь что касается того, как «архаические практики» следуют в ногу со временем. Стоит начать с понимания того, что в основе шаманизма лежит вера в то, что всё окружающее имеет душу, либо её подобие, скажем, «энергию». Всё взаимосвязано, в том числе и мы, но мы, люди, вовсе не являемся «венцом творенья». Ключевая роль здесь у самой взаимосвязи. Эти взаимосвязи не разрушаются даже после смерти. 

Естественно, данные взаимосвязи практически никогда не бывают в идиллическом «гармоничном» состоянии, поэтому порой они могут быть причиной деструктивных событий в жизни человека, который в свою очередь обращаясь к шаману, просит его о помощи. Моя задача в таких случаях заключается в том, чтобы ощутить жизнь человека целиком, а это не только он сам, но и его взаимоотношения с близкими и окружающей средой, чтобы понять где есть тот самый «блок», а главное что нужно сделать обратившемуся, чтобы он сам смог осознать свою ошибку или ошибку своих предков и впредь её не допускать, либо в последующем самостоятельно справляться с возникающими проблемами. Ведь последние являются неотъемлемой частью жизни. 

хх

Фото: Наутро после празднования Верховным Ковеном праздника Самайн (Каменное кольцо Эйвбери, Уилтшир, Англия, 2015 г.) 

ххх

Фото: Остров Ольхон, Байкал, 2017.

А.Д. Что важного и ценного, на твой взгляд, шаманская традиция могла бы дать современному миру?

О.А.: Самым главным, на мой взгляд, является мысль о том, что человек не является венцом всего. Мы лишь часть Целого, а потому должны поддерживать естественный ход жизни, Природу, ведь без неё сам человек существовать не сможет. Несмотря на все фантастические фильмы, показывающие людей живущих в далёком космосе, это фактически невозможно, потому что мы не можем без Природы, мы её часть. Весь наш культурный след и багаж являются следствием той среды обитания, откуда мы вышли и может быть применим лишь в схожем контексте, но уж точно не в пустом и холодном космосе. К сожалению, современный человек забыл ценность Природы, вспоминая о ней лишь в минуты отдыха, либо отчаяния; в другое же время люди не перестают разрушать то, частью чего являются, усугубляя экологический кризис. 

К тому же древняя шаманская традиция до сих пор влияет на современный мир. Недавно произошла одна интересная ситуация – ко мне пришёл дух японской шаманки, она рассказала, что жила в XVII веке и была похоронена в Киото. Но самое главное, она показала мне, как танцует на берегу бушующего моря и каждый раз, когда сверкала молния, она бросала в бушующие воды под грохот грома жемчужину. Так она задабривала богов и духов моря, чтобы они уняли свой гнев и пощадили людей.

Я тут же написал об этом своей ученице из Японии. Здесь стоит сделать пояснение, по всему миру (*буквально – Азия, Европа, Северная Америка, Россия) у меня есть множество учеников – молодых шаманов, которых ко мне приводят сами духи. Мизуки специально прилетела ко мне, чтобы пройти у меня инициацию, её бабушка была шаманкой, но она не смогла передать свои знания дальше. Увы это частая история повсюду. Моя ученица рассказала мне, что именно в этом месяце в Японии происходит множество наводнений из-за тайфунов с проливными дождями, которых обычно не бывает в это время года, из-за чего множество городов сильно пострадало, а жителям пришлось переселяться в безопасные места. Было очевидно, что дух древней шаманки вернулся, чтобы усмирить воду и защитить людей. Особенно интересно, что через некоторое время дух японской шаманки пришел ко мне вновь, показав обряд, который должна была сделать моя ученица, чтобы она смогла начать обучать её древним знаниям японских шаманов, благодаря которым она сможет продолжить дело предков.

А.Д. Какие задачи решает современный шаман? Как протекают шаманские практики? Какова роль природы в этом процессе? 

О.А.: Стоит коротко пояснить, в чём разница между современным и традиционным шаманизмом. Современный шаманизм включает в себя и современные техники, либо техники из других древних традиций, в то время как классический шаманизм остаётся исключительно внутри своей этнокультурной практики, что на мой взгляд является не лучшим выбором в эпоху, когда люди должны преодолевать различия и границы для объединения и совместного спасения нашей планеты.

Мой путь к современному шаманизму начался с подросткового протеста, когда я после обучения у бабушки решил уйти в науку, выбрав психологию и связывая своё будущее с нею. Но уже в процессе обучения я понял, что пути старые и новые не только параллельны, но и едины по своей сути, потому я начал пытаться модернизировать имеющиеся шаманские знания через психологические знания и техники. Получившийся симбиоз позволил мне добиться определённых значимых результатов, к слову, которые заметили «коллеги», потому пригласили на закрытое празднование Самайна в Круге Камней, в Эйвбери (Великобритания), в 2015 году.

Теперь о самом «процессе» и о задачах современного шамана. Современный мир лишь начал возврат к тому, что питает дух. Само это действие есть движение от обратного, когда окружающая действительность стала настолько холодной, что люди всё чаще пытаются найти что-то, что может их «согреть», обращаясь не только к своим корням, но и другим древним практикам. Я не вижу в этом ничего плохого.

Множество людей начинают изучать иные культурные традиции и использовать древние техники других народов. Это прекрасно, хотя я знаю, что изначальные носители множества древних практик относятся к этому негативно. Повторюсь, в XXI веке мы должны помогать друг другу, делиться знаниями, чтобы вместе делать наш мир лучше.

Жизнь человека, согласно идеям шаманизма, основана на связи всего со всем. В этом мире все взаимообусловлено. Утрата же подобной связи нарушает естественный ход событий, это может привести к катастрофическим последствиям. Вот именно с ними шаманы и работают.

Собственно жизнь современного шамана, как и просто шамана, складывается так, что его притянет туда, где есть какое-либо нарушение, до этого чаще всего он ощущает так называемый «зов», по которому уже можно понять, с чем он столкнётся в будущем. Природа же является источником нашей силы, мы её часть, а значит ощутив связь с нею, шаман переносится в прошлое через связь со всем вокруг, чтобы найти «начало» проблемы, чтобы попытаться решить её на духовном уровне. Этот способ является классическим, но я не уверен, что могу правильно описать его при помощи слов, так как сам процесс буквально является духовным переживанием, которое сложно описать логически.

Видео: 1 августа, горное плато Асы (2200 метров над у.м.), коллективный обряд вместе с сестрой, посвящённый «сбору урожая», т.е. смене сезонов Природы.

А.Д. Часто можно услышать словосочетания “место силы”, “духи места”. Что это такое? Возможно, ты мог бы объяснить эти понятия как с точки зрения традиции, так и с точки зрения современности.

О.А.: Земля и ее ресурсы, увы, сейчас воспринимаются лишь как источник дохода для алчных и недалёких людей. Природа, как я уже множество раз упоминал ранее, является общим домом для каждого, но даже в ней есть определённые места, где согласно легендам, можно почувствовать нечто большее. Большинство шаманов и других практиков по всему миру(!), занимаются тем, что исправляют упущения предыдущих десятилетий. Из-за множества печальных исторических событий очень многое было утеряно – знания, преемственность, места силы, а главное те самые взаимосвязи с природой и традиционной культурой, которые сейчас медленно, но верно восстанавливаются благодаря действиям таких, как я.

хххх

Фото: Урочище Бозжыра — горная гряда в Устюртском национальном заповеднике в Казахстане.

Приведу пример своей деятельности, связанной с охраной природных и культурных ценностей. Кем-то не очень умным было принято решение построить гостиницу с видом на Бозжыру – уникальное природное место, являющееся дном древнего океана. Активисты Западного Казахстана обратились за помощью к активистам Алматы, отстоявшим пару лет назад горное плато Кок-Жайляу. Я не знал всего этого, сам предложив помощь своей подруге, одной из лидеров движения «Защитим Кок-Жайляу», вместе с которой мы много лет назад и проводили обряд на горном плато для его сохранения.

В условленный день мы выехали с этой подругой в место, которое является для неё источником силы, и уже оттуда я отправился в духовное путешествие. Я подозревал, что негативная ситуация, из-за которой подобное величественное место решили застроить, не могла появиться просто так и я оказался прав. Я увидел целую историю, которая была мне показана его «хранителем». Люди с древних времён почитали его, стараясь лишний раз не тревожить, но в случаях, когда проходили через это место, оставляли дары. Изначально он был лишь силой места, но позже там был с почестями похоронен некий древний полководец и эта сила вобрала его дух, потому она стала персонализирована, если так можно выразиться. То есть хранитель не является духом того полководца, но он приобрел множество его черт. 

Те времена уважения к природе и духам остались давно в прошлом, люди забыли старые обычаи, а с недавних пор, начали вместо даров оставлять мусор. Вообще мир духов зависим от мира людей, потому без контакта с нашей стороны сами духи «истончаются». Именно поэтому «хранитель» предпочёл уйти из Бозжыры, видя разрушительные действия людей. Ситуация была патовая, и мне вместе с «коллегами» из Алматы и активистами Западного Казахстана потребовалось провести множество разных обрядов-подношений, чтобы остановить желание «хранителя» покинуть это место навсегда. Впоследствии было найдено решение, которое помогло остановить застройку территории. Но это лишь начало, маленькая победа, война же за спасение Природы продолжается до сих пор и не только у нас. 

ххххх

Фото: Обращение к духу-хранителю Алтая. Подножие горы Белухи, 2013.

А.Д. Что ты думаешь об экологическом кризисе: что к нему привело, в чем его “урок”, как обстоит ситуация сейчас, какие возможности его преодоления существуют? 

О.А.: На первую часть вопроса я могу ответить не как шаман, а как психолог. К экологическому кризису нас привёл сам человек, а именно наше эго. Выскажу непопулярную теорию, как среди активистов, так и среди моих «коллег» по ремеслу.

За всю историю человечества никогда не было никакого идиллического времени, потому все романтизации прошлого бессмысленны, жизнь человека никогда прежде не отличалась какими-то лучшими условиями, так как всегда существовала некая опасность – нечто угрожавшее жизни вне зависимости от того, кем являлся человек. Всегда существовала некая сила, которая угрожала человеку, она в чём-то похожа на смерть, перед которой все равны, но в данном случае я имею в виду что-то, что мотивировало человека делать выбор, а на весах была не только его жизнь, но и дух.

Раньше это могли быть войны, тираны, болезни, либо что-то ещё, в каждом историческом промежутке была своя лакмусовая бумажка для выявления лучших, либо худших качеств человека. В наше время есть своя лакмусовая бумажка, проявляющая лучшее и худшее в людях – экологическая катастрофа. Никто не отменял ужасов, которые продолжают происходить вокруг нас, ведь предыдущие «проявители» не исчезают до конца, продолжая своё «дело», добавляются лишь новые.

Человек последние десятилетия настолько пытается обезопасить себя, окружив комфортом, а именно пытаясь закрыть глаза на плохое, что создал цивилизацию потребления, во главе с империей развлечений (ТВ, кино, Интернет и прочее), чтобы переключать внимание с того, что «неприятно» на то, что отвлекает и расслабляет. Да, это ловкий самообман. Именно поэтому появляется всё больше «проявителей», да они ужасны в своей реализации, но не даром говорят «не было бы счастья, да несчастье помогло». Именно таким новым способом заставить человека сделать выбор к осознанности, является экологическая катастрофа, ведь ситуация такова, что условия жизни стали настолько ужасны, что человечество уже прижато к стене. Но такое уже было и прежде, хотя и в меньшей степени – эпидемии смертельных болезней прошлых веков.

Все это происходит, чтобы люди наконец-то поняли, что мы сильны лишь вместе. Я, как и другие практики, говорю о любви, об осознанной жизни, о взаимопомощи, о понимании, что простые действия могут привести к колоссальным изменениям. Нам сейчас как никогда нужно объединиться, принять мудрость прошлого, и при этом двигаться в будущее.

А.Д.: Ты являешься не только практикующим шаманом и психологом, но и художником, использующим современные медиа, в частности фотографию. Расскажи немного о своем творчестве.

О.А.: Да, я современный художник, основной мой инструмент – фотография и коллаж. На мой взгляд современный мир предоставляет бесконечные возможности для раскрытия творческого потенциала любого человека. Я осознанно не пользуюсь такими программами, как photoshop и прочие, используя лишь редакторы на своём телефоне, ведь за ними будущее.

Моя первая персональная выставка «В поисках Небесного Кочевья» была в Голицын Холле, она была посвящена 25-летию независимости родного Казахстана. Главной сюжетной линией была проблематика поколения моих сверстников, которые после множества исторических событий, будто бы зависли между землёй (*традиция и корни) и Небом (*желанием следовать за сердцем, в ногу со временем).

Голубая лента в их руках символизирует молитву обращенную к Тенгри – верховному божеству всех тюрков, в которой они просят указать им верный путь.

хххххх

Фото: Работа из цикла «В поисках Небесного Кочевья»

ххххххх

Фото: Работа из цикла «В поисках Небесного Кочевья»

Но есть ещё и шаманы, которые помнят Старые Пути, потому прочно стоят на земле; именно из-за этого, они не способны легко перестраиваться, т.е. лишены возможности парить вместе со всеми в новом времени. Эти образы воплотили мы с сестрой.

хххххххх

Фото: Работа из цикла «В поисках Небесного Кочевья»

ххххххххх

Фото: Работа из цикла «В поисках Небесного Кочевья»

Последние годы я работаю над новой серией работ под названием «WITCH», в которой я стремлюсь вернуть слову «ВЕДЬМА» изначальное значение – носительниц мудрости и тайных знаний, оберегающих людей.

Особенностью данной серии является то, что все модели являются в реальной жизни моими «коллегами», т.е. носительницами Дара.

хххххххххх

Фото: «Весна» — работа из серии «WITCH». Цифровой фотоколлаж

«Весна» приносит богатые подарки всем, кто верит в любовь, в жизнь, полную изобилия и плодородия. Её время — Остара. Те, кто следует Старыми Путями, приносят ей дары 21 марта, в день весеннего равноденствия.
 

ххххххххххх

Фото: «Хозяйка Волшебного Двора». Цифровой фотоколлаж

Работа «Хозяйка Волшебного Двора» посвящена силе творческого воображения, которое не знает границ, позволяя пройти туда, откуда приходят мечты и идеи.

А.Д. Есть ли у тебя некое послание или напутствие к читателям напоследок?

Я всегда задаю себе один вопрос:

- Какой след я оставлю после себя?

Этот вопрос являются отличными фильтром, позволяющими убрать всё лишнее, он напоминают мне ценность каждого прожитого дня. Ведь я понимаю, что каждый день стою перед выбором, но выбор этот не между хорошим действием или плохим, он между жизнью наполненной смыслом, либо – жизнью, связанным с движением по пути наименьшего сопротивления, когда ты ничего не решаешь, а просто плывешь в общей массе.

Ответ на этот вопрос не оставляют места для лжи самому себе и другим, но позволяет быть по-настоящему свободным внутри. Рассуждая над ответом понимаешь, что ценность жизни в том числе и в умении научиться наслаждение ею в полной мере.

Да, я шаман, я помогаю людям, также борюсь за спасение Природы доступными мне способами, но при этом не отказываю себе во встречах с друзьями, приключениях, реализации своих проектов, и многом другом. Раз мы пришли в этот мир, то стоит постараться пройти этот путь с достоинством и радостью, по возможности делясь своим теплом с каждым встреченным человеком. Ведь это тепло продолжит свой путь в сердцах людей дальше, даже когда тебя самого уже не будет.

1

Интервью взяла: 

Дворникова Александра Викторовна художник, арт-терапевт (Санкт-Петербург, РФ)

Ссылка для цитирования

Дворникова А.В. Интервью с Оразом Абулхаиром // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – T. 3, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Dvornikova, A.V. An interview with Oraz Abulkhair // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2022. – Vol.3, №1. – URL: http://ecopoiesis.ru


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.