КОЛОНКА РЕДАКТОРА: ЛЮДИ И ЖИВОТНЫЕ
Размышляя об антропоцене, мы должны принимать во внимание судьбы разных форм жизни. Человеческая активность причинила колоссальный ущерб окружающей среде, в том числе, привела к массовому вымиранию разных видов животных. В Северной Америке, например, когда-то было очень много странствующих голубей, но, когда их перья стали использоваться в качестве украшений, на этот вид птиц развернулась массовая охота, пока он полностью не исчез с лица земли. Почти то же самое произошло бизонами: бесконтрольная массовая охота на бизонов, начавшаяся в первой половине XIX века, привела к тому, что из 500 000 особей, составлявших популяцию этих животных в США в то время, к началу XX века их осталось мизерное количество. К счастью, в последний момент этот вид был сохранен усилиями человека.
Антропоцен — это период, когда животные перешли практически под тотальный контроль со стороны человека. Массовое потребление мяса домашних и диких животных составляет одну из серьезных проблем, наряду со многими другими проблемами, связанных с нашими отношениями с животными, и если бы мы могли видеть весь процесс производства продуктов питания из мяса животных, то мы, по видимому стали бы вегетарианцами.
В нашей культуре мы считаем себя отличными от других живых существ, поскольку признаем исключительной свою способность мыслить. Согласно Р. Декарту, животные, хотя и похожи на нас, но, поскольку не способны мыслить, то рассматривались им как автоматы. Мы могли бы задаться вопросом, как развитие искусственного интеллекта может повлиять на наше восприятие людей, поскольку их ментальные способности возможно вскоре будут уступать способностям искусственного интеллекта. Возможно, существа, наделенные искусственным интеллектом, будут рассматривать обычных людей как примитивных существ и дискриминировать их, как мы привыкли дискриминировать животных.
Должны ли наши отношения с животными быть такими, как они существуют на сегодняшний день? Можно ли по-другому осмыслить отношения человека и животных? Как иначе можно воспринимать эти отношения с экопоэтических, экогуманитарных позиций? С этой точки зрения, человек представляет собой то, что формируется и существует в неразрывной связи с окружающей средой, с другими живыми существами. Мы сами являемся животными, и, хотя имеем некоторые отличительные особенности, разделяем общую фундаментальную основу с иными формами жизни. Экопоэзис — это сотворение общей жизненной среды для нас и иных форм жизни, и это подразумевает также эстетическую ответственность перед всеми живыми существами, нашу заботу об их благополучии и процветании, объединяя наши усилия во имя общих интересов. Таким образом, связь между людьми и животными можно рассматривать как затрагивающую эстетический опыт, наши представления о красоте как экологической категории, обозначающей способность справляться с жизненными трудностями и процветать в пространстве общего «дома» нашей планеты. Можно говорить о нашем родстве с иными формами жизни, а быть родным означает заботиться об общих интересах «семьи» всех живых существ нашей планеты.
В современной североамериканской культуре многие люди отказываются от традиционных бинарных определений пола, основанных на разделении индивидов на мужчин и женщин. Вместо этого, они определяют себя как «небинарные». Подобный процесс поддерживается далеко не всеми, поскольку многие убеждены, что половые различия созданы самой природой. В то же время, выход за рамки бинарных категорий может быть полезен. Его можно также использовать для описания наших отношений с животными. Конечно, это противоречило бы библейскому представлению о том, что люди получили «владычество над Землей», но, возможно, это было бы хорошо.
Признание того, что мы небинарны по отношению к другим животным, не означает, что между нами нет различий. Это лишь означает, что наши отличия от других животных не являются абсолютными и что мы вместе с другими живыми существами обладаем способностью к экопоэзису. Мы были и продолжаем в значительной степени быть безответственными в своих отношениях с другими животными, так же как мы были безответственны в наших отношениях с окружающей средой.
В этом выпуске журнала мы исследуем связь между людьми и другими животными. Мы надеемся, что обмен взглядами, касающимися наших отношений с другими животными, позволит сформировать новую идейную платформу, необходимую для того, чтобы действовать в отношениях с ними более «гуманно».
Стивен К. Левин