КОЛОНКА РЕДАКТОРА: НА ПУТИ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В настоящее время глобальный экологический кризис находится в центре общей картины критического состояния природы и человечества. Он протекает в тесной связи с усугублением экономических и политических проблем, демонстрируя хрупкость существующего миропорядка, в котором благодаря глобализации, все его элементы оказываются тесно связанными друг с другом. Эти проблемы возникли не в одночасье, но разворачивались постепенно, приобретая в последнее время особенно острый характер.
Принятая в 1992 году международным сообществом концепция устойчивого развития, хотя уже приносит некоторые результаты, сталкивается с трудностями в ее реализации. Учеными, общественностью, политиками разных стран продолжают активно обсуждаться вопросы оптимизации шагов по предотвращению перехода экологического кризиса к экологической катастрофе.
В последние годы все чаще используется понятие экологической цивилизации, отражающее попытки обозначить возможные перспективы дальнейшего развития человеческого сообщества, обеспечивающего сохранение жизни на планете. Однако экологическая цивилизация характеризуется ее сторонниками по-разному. Некоторые видят в ней воплощение модели устойчивого развития, хотя имеются и более радикальной трактовки этого понятия, связанные с признанием необходимости кардинального преобразования производительных сил, общественных отношений, системы ценностей и представлений человечества об окружающем мире и смыслах своего существования.
У идей, связанных с экологической цивилизацией, есть разные исторические предшественники в культурах Запада и Востока. Мировоззренческие позиции, очень близкие идеям экологической цивилизации, можно найти, например, в философских системах Востока, связанных с буддизмом и даосизмом. Весьма близкой идеям экологической цивилизации являются идеи американского энвайронментализма, экологизма Дж.П. Марша, Э. Иста, Э. Росса, Ф. Клеменса, О. Леопольда, русского космизма, учение о ноосфере В.И. Вернадского, этико-эстетический подход к охране природы, сформировавшийся в конце XIX—начале XX века благодаря трудам таких ученых, как В.И. Талиев, А.П. Семенов-Тян-Шанский, Д.Н. Анучин, Д.Н. Кайгородов, И.П. Бородин, сформулированные Н.Н. Моисеевым идеи «универсального эволюционизма» и «теория самоорганизации мироздания».
В настоящее время оформлению модели экологической цивилизации способствуют такие течения как энвайронментальный гуманизм (environmental humanity), посгуманизм и новый гуманизм, экофилософия, экопсихология и экогуманитарный подход. Все они, объединяясь с новыми концепциями научной экологии, помогают создать идейную платформу экологической цивилизации. Конструктивность использования концепции экологической цивилизации определяется главным образом ее опорой на экологические представления. «Экология» выступает коренным системообразующим понятием, необходимым для переосмысления всей культурной практики человечества и помогающим реализовать новые возможности для решения проблем сохранения человека и жизненной среды. Последние достижения в области экологии оказывают все большее влияние на весь комплекс наук, создают основу для преодоления ограничений прежнего образа мышления, формирования иного видения будущего с его этикой и политической философией, радикально отличающимися от тех, которые доминировали в эпоху индустриальной цивилизации.
Представители разных стран все более активно сотрудничают с целью определения сущности экологической цивилизации и путей ее построения. Одним из подтверждений этого являются представленный в этом выпуске нашего журнала ряд статей, авторами которых являются специалисты из Австралии, Китая и Соединенных Штатов Америки. Эти статьи является отражением попыток межпредметного осмысления экологической цивилизации с позиций экологии, философии, антропологии, политологии и других наук. Тема экологической цивилизации была уже ранее затронута в предыдущем выпуске нашего журнала благодаря публикации интервью с Джоном Коббом и репортажа о 16-ом международном форуме по экологической цивилизации и 5-ом международном молодежном форуме по экологической цивилизации.
В статье «Переосмысление политической философии на основе экологии и экопоэзиса» адъюнкт-профессор в области философии и культурных исследований (Университет Суинберн, Мельбурн, Австралия), Арран Гар предпринимает попытку критического анализа коренных причин современного экологического неблагополучия планеты в их тесной связи с кризисом культуры и системы научного знания с позиций политической философии. Это позволяет ему обнаружить порочные основания глобальных структур власти, действующих в нынешнем мировом порядке в качестве его гегемонов. Он обращает внимание на дуализм науки, проявляющийся в противостоянии естественных и гуманитарных наук и маргинализации гуманитарных ценностей. Чтобы преодолеть этот дуализм и защитить коммунитарную политическую философию, сделать их реальной силой в противостоянии с господствующим мышлением и структурами власти, Гар считает необходимым обратиться к экологии как фактору реорганизации науки и политики и создания эффективной контргегемонистской культуры, объединяющей людей для формирования многополярного миропорядка экологической цивилизации.
В статье «Установка координат экологической цивилизации» основатель глобального онлайн-сообщества, «Deep Transformation Network», исследующего пути культурной трансформации и движения человечества к более жизнеутверждающему будущему, Джереми Лент (Беркли, шт. Калифорния, США) делится своим видением экологической цивилизации как потенциального будущего человечества. Ее создание потребует фундаментальной трансформации сложившейся на сегодняшний день экономики, политики и культуры, а также ценностных оснований индустриальной цивилизации.
В совместной статье директора Института постмодернистского развития Китая, содиректора китайского Центра процессуальных исследований (Клермонт, Калифорния, США), эксперта-консультанта Китайского фонда сохранения биоразнообразия и зеленого развития, Жихэ Вана и коллег – Мэйджун Фн и Цзюньфэн Вана – описывается их видение китайских перспектив создания экологической цивилизации. Признавая не только значительные экономические достижения современного Китая, но и серьезность его экологических проблем, авторы полагают, что создание экологической цивилизации является наиболее обнадеживающим сценарием совладания с экологическим кризисом. Они подчеркивают большую ценность традиционных философских систем китайской культуры (даосизма, конфуцианства, буддизма), позволяющих использовать их для развития так называемого органического процессуального мышления как наиболее отвечающего концепции экологической цивилизации.
Данный выпуск журнала также включает совместную статью доктора биологических наук, профессора менеджмента и лидерства в Бизнес-школе Тек де Монтеррей (Сантьяго, Чили), Леонардо Лавандероса и доктора естественных наук, доктора медицины, директора магистратуры по инженерной экологии, профессора факультета токсикологи Университета Буэнос-Айреса (Аргентина), Алехандро Мальпартиды. Их статья «Процесс экопоэзиса. Жизнь как единица отношений» имеет междисциплинарный характер, охватывает реляционную кибернетику или кибернетику третьего порядка, биологию, экологию, теорию систем, нейробиологию, реляционную эпистемологию и посвящена междисциплинарному исследованию феномена жизни. В своем исследовании они опираются на концепцию экопоэзиса и новые экологические концепции, для того чтобы обосновывать свое определение природной и культурной экологии, поддерживая переход научного знания от объектного к реляционному, от редукционизма к сложному восприятию жизни.
В эссе «Размышления об участии животных в арт-терапии» зарегистрированный арт-терапевт, работающая на базе Финдхорн Фонда (Великобритания), Беверли Э’Коурт описывает свой опыт терапевтического взаимодействия с животными. Ее эссе продолжает начатую в предыдущем выпуске журнала серию публикаций, посвященных междисциплинарному осмыслению опыта взаимоотношений человека и животных.
Данный выпуск журнала также затрагивает наши отношения с миром грибов и растений. В публикуемой в этом выпуске Поэтической антологии отношений природы и человека представлена подборка стихов, посвященных растениям и грибам, написанных поэтами XX – начала XXI веков. Эти стихи выражают различные грани отношений между людьми, растениями и грибами, позволяя увидеть экзистенциальные, экопоэтические и визионерские измерения этих отношений. Подборка включает стихи Роберта Фроста, Марины Цветаевой, Дениз Левертов, Владимира Солоухина, Дорианны Ло, Эмили Дикинсон и Сильвии Платт.
Ценность поэтических средств описания опыта общения человека с миром природы, также раскрывается в разделе «В резонансе с Землей». В этом выпуске журнала в этом разделе представлена подборка стихов Беверли Э’Коурт. Давно практикуя арт-терапию и являясь пионером холистического направления, она выступает за признание в терапии важного значения поэтического языка, тела, экологии и мировых культурных традиций – того, что позволяет чувствовать связь с теми формами общения с миром, которые характерны для художников, целителей и визионеров.
Александр Копытин