КОЛОНКА РЕДАКТОРА: ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Новый выпуск нашего журнала приходится на драматический момент военного противостояния на Украине, спровоцировавшего серьезнейшие гуманитарные, экономические и моральные потери. Текущая ситуация также является глубоко экологически деструктивной, характеризуется приоритетом геостратегического мышления и отодвигает на задний план задачи устойчивого развития и реализации международной политики, связанной с противостоянием экологическому кризису. Новый призрак «Тёмных веков» навис над человечеством, и мы не знаем, какую цену придется ему заплатить за вооруженное противостояние и связанные с ним экономические, политические и экологические вызовы.
Однако, как предположил Синг Чу1, критические ситуации в жизни человечества часто открывают глаза на новые возможности. Чу был пессимистичен в оценке перспектив последовательных и скоординированных на международном уровне социальных преобразований, чтобы избежать экологического коллапса. В то же время, он попытался представить кризис в положительном свете, заявляя, что «коллапс…может быть ценным моментом для человеческого сообщества и природы. Для человеческого сообщества это может быть время экспериментов, инноваций и растущей социальности. Для природы это может быть периодом восстановления после усиленной агрессивной эксплуатации со стороны социальных систем» (p.139).
«Тёмные века» могут являться периодами, когда сложившиеся ранее угнетающие и дисфункциональные иерархические социальные системы терпят крах, позволяя экосистемам восстанавливаться, а высвобождаемый творческий человеческий потенциал прокладывает путь к появлению новых, менее угнетающих и более прогрессивных начал в культуре.
Нынешняя геополитическая схватка выявляет глубинные и трудноразрешимые противоречия, скрытые в недрах однополярного миропорядка, сложившегося в условиях доминирования гегемонистских мировоззрений прошлого, стремящихся к достижению своей цели полного контроля над планетой и человечеством.
За яростно сопротивляющимся утрате своих доминирующих позиций неоколониализмом XXI века просматривается перспектива экологической цивилизации, экологии человека и земли как кардинально новой системы регулирования справедливых социальных и политических отношений, а также отношений человечества с землей. Такая экологическая цивилизация может рассматриваться как альтернатива традиционным формам свободного рынка и либеральной демократии, поскольку в пику ничем не сдерживаемых человеческих свобод и аппетитов, утверждает ценности и права более широких человеческих и биотических сообществ. Лишь такая цивилизация может решить ключевые экзистенциальные задачи сохранения глобальной экосистемы, поддержания справедливых межгосударственных отношений, с учетом интересов разных стран и глобальных центров силы, задачу сохранения самого человека.
Идущая на волне деколонизации новая экологическая цивилизация может спасти человечество и земную жизнь от уничтожения, предлагая новый экологический и социальный modus vivendi. Не отвергая науку и технику, он заставляет науку и технику работать на пользу, а не вопреки интересам планеты и человечества, объединяя экологию, гуманистику и экономику.
Обретая в настоящее время пока еще смутную перспективу создания экологической цивилизации, изживая прежние гегемонистские сценарии, связанные со слепой верой в ничем не ограниченный экономический рост, мы решили в этом выпуске журнала уделить внимание одной из центральных тем современной политики и экологии – теме колонизации и деколонизации – в их тесной связи с отношениями человечества с землей. В разделе «В поисках экогуманитарной парадигмы: теория, методология, концепции» публикуется серия статей, в которых несколько экспертов в области экспрессивных искусств, терапии и экопсихологии делятся своими взглядами на колонизацию и деколонизацию, принимая во внимание экологическую и культурно-историческую перспективу.
Дискуссия строится в форме полилога, где разные авторы используют разный научный и биографический дискурс, академический и поэтический язык, давая свой ответ на экзистенциальный вызов, связанный с решающим историческим моментом экологической, культурной и геополитической деколонизации. Данная тема также затрагивается в рецензии на книгу Луизы Данлэп «Унаследованное молчание. Слушая землю, исцеляя сознание колонизатора».
Важной новой инициативой журнала является создание в нем раздела «В резонансе с землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую наши отношения с миром природы, являющиеся результатом нашего творческого союза с ней. В этом выпуске собраны эссе, стихи, фотографии, картины Дэвида Мосса, Кэрри Герберт (Великобритания), Александра Копытина (Россия), Одетты Велес (Перу), Джудит Алалу (Испания), Вадима Рябикова (Россия), Стивена Левина (Канада), Марго Книлл (Швейцария).
Несмотря на чудовищный всплеск нетерпимости и насилия в отношении определенных человеческих общностей и мира природы, материалы, публикуемые в разделе «В резонансе с землей», являются свидетельством того, что взаимное уважение и диалог между разными культурами, их экопоэтический обмен и сотворчество друг с другом и с землей являются основными условиями выживания и устойчивости человеческого и природного мира.
Александр Копытин
Примечания:
1 Chew S.C., Ecological futures: what history can teach us. – Walnut Creek: Altamira Press, 2008, p.139.