Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Копытин А.И. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОТОГРАФИИ

Копытин А.И. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОТОГРАФИИ

« Назад

УДК 159.99

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОТОГРАФИИ

kopyt122

Александр Копытин

доктор медицинских наук, профессор, кафедра психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, РФ)

Аннотация

В статье анализируется роль фотографии в развитии позитивной связи человека с природой. Представлены и проиллюстрированы примерами фотографий и фотопроектов некоторые причины, по которым фотография может быть ценным средством природоориентированных практик, поддерживающих развитие экологического сознания. Рассмотрены некоторые соображения, почему фотография помогает исследовать и изменять восприятие природы, чувствовать контроль над окружающей средой, развивает экологическую идентичность, осознанность и чувство физического присутствия в среде.

Ключевые слова: фотография, персонализация, субъектификация, осознанность, нарратив

 

Введение

В настоящее время в искусстве происходит «экологический поворот», оно начинает играть все более значимую роль в экологической повестке дня  человечества. Наряду с наукой, искусство представляет и пытается по-своему решить ключевые вопросы человеческих отношений с миром природы, имеет свои собственные средства обозначения и решения экологических и человеческих проблем, собственные методы социально-психологического отражения реальности и способы действия.

Как форма визуального искусства фотография может отражать окружающую среду и предоставлять возможность сосредоточиться на природных объектах и ​​процессах, человеческих отношениях с миром природы, помогать находить смысл в окружающей среде, обрамлять и переосмысливать природный мир и его динамику.  Она может расширять возможности людей по организации и персонализации [7] своей жизненной среды, а также принимать более активное участие в ее проектировании, управлении и восстановлении.

Экологические или основанные на взаимодействии с природой практики фотосъемки представляют собой растущий сегмент визуальных искусств, основанный на новом понимании роли природы в обеспечении общественного и экологического здоровья и установлении более гармоничных и поддерживающих отношений человека с миром природы.

Роль фотографии в обеспечении значимой связи человека с природой

Существует множество причин, по которым фотография может быть ценным средством экологически ориентированных практик искусства.

Фотография помогает исследовать и изменять восприятие природы, развивать экологическое сознание.

Одним из важных эффектов фотографии является то, что «… камера неизменно придает людям или объектам особый смысл, значимость и статус» [9, P. 28]. Она способствует новому восприятию природы и осознанию ее значимости и красоты, даже если изначально люди таких качеств не осознавали. Это также верно, когда люди сталкиваются с «темной» стороной природы. Даже когда они фокусируются на «депрессивной», бесцветной и ничем особо не примечательной среде посредством фотокамеры, они обнаруживают, что под внешней поверхностью предметов или ландшафтов протекает интересная и по-своему яркая и красивая жизнь. Как отмечает Берман [6], фотографирование «…выявляет присущие невзрачным и ничем не примечательным объектам выразительность и драматизм. Это парадоксальный аспект фотографии, который может иметь важное значение в психотерапевтической работе» (P. 37).

Зонтаг [9] комментирует эффект фотографической избирательности следующим образом: «В то время как описание картины или проза никогда не могут быть чем-то иным, кроме узкоизбирательной интерпретации, фотографию можно рассматривать как избирательную многозначность. Несмотря на презумпцию ее связи с реальностью, придающую фотографии некую «достоверность», она сохраняет недостказанность и соблазнительность, поэтому то, что делают фотографы, можно обозначить как некий компромисс между искусством, вымыслом и правдой» (Р. 6).

Как отмечает президент Международного фестиваля дикой природы «Золотая Черепаха», подводный фотограф Андрей Сухинин [3], «в настоящее время фотография пропагандирует экологические ценности. Воздействие на чувства и эмоции людей через позитивную энергию творчества является, пожалуй, одним из самых доступных и эффективных каналов вовлечения людей в охрану окружающей среды, развития у них способности видеть красоту природного мира, понимать его жизнь и связь с человеком. Фотография использует социальные и культурные коды, понятные каждому человеку на любом континенте, для донесения нашей общей цели по сохранению экосферы».

Сухинин подчеркивает роль фестиваля как своего рода образовательной площадки, ориентированной на фотографов всех уровней, от новичков до опытных профессионалов. Фестиваль фотографии дикой природы предоставляет этой целевой аудитории фотографов любителей и профессионалов, а также любому человеку, широчайшие возможности для общения и обмена опытом» [3].

Другой фотограф дикой природы, Михаил Коростелев, считает, что фотография изменяет восприятие мира животных, убеждает, что многие животные не заслуживают ранее сформировавшейся о них плохой репутации. Если не вторгаться грубо в их жизнь в естественной среде обитания, а внимательно, заинтересованно и с уважением наблюдать за их жизнью, не забывая при этом, что мы находимся у них «в гостях», то животные не проявляют агрессии, не нападают на людей и позволяют им быть включенными в свою среду. При таких условиях становится возможным фотографировать под водой бегемотов, крокодилов, медведей и акул. Благодаря фотографии Коростелев находит общий язык с животными и вступает с ними в своего рода диалог, когда две стороны понимают друг друга. «Иногда животные не хотят общаться и просто проходят мимо. Иногда мимолетно смотрят в глаза. Но бывают и длительные взаимодействия. Иногда это просто игра. Но иногда случаются глубокие и значимые контакты» [4].

фо1

Рис. 1 Индийский слон. Андаманские острова, Индия.

Фотография помогает людям чувствовать контроль над окружающей средой и участвовать в ее управлении и восстановлении.

Цель экотерапии и экоискусства заключается в содействии взаимодействию людей с окружающей средой не только для укрепления здоровья, но и благополучия среды. Фотография может использоваться для поддержки активной позиции людей в их отношениях с жизненной средой, восприятия себя как тех, кто способен оказывать на нее определенное влияние. Экологическое движение и связанные с ним научно-практические гуманитарные дисциплины, такие как экопсихология, экологическое образование, медицина и искусство, подчеркивают значимость вовлеченности граждан в проектирование и восстановление окружающей среды.

Фотография, основанная на взаимодействии с жизненной средой, миром природы, может способствовать достижению этих целей. Это может быть результатом лучшего понимания людьми экологических проблем и их связи с личным и общественным благополучием и качеством жизни. Фотография часто отражает различную среду с находящимися в ней обитателями и природными и неприродными объектами, а также общественные инициативы в области охраны окружающей среды, привлекая внимание к экологическим проблемам и способам их решения. Фотография развивает в людях способность понимать свои реакции на разные состояния природных объектов и экосистем, в том числе, реакции, связанные с их столкновением с экологически проблемными ситуациями. Эти реакции, в свою очередь, могут являться основой для действий по преодолению экологических проблемных ситуаций. Зонтаг [9] подчеркивает, что фотографировать — значит в определенном смысле присваивать себе сфотографированную вещь: «Это также связано с возможностью помещать себя на место отраженных на фотографии существ и объектов, выявлять определенное отношение к миру, которое ощущается как знание и, следовательно, как сила» (Р. 4).

Фотография поддерживает экологическую персонализацию и субъектификацию природы.

Представления о положительном влиянии фотографии на отношения людей с миром природы могут быть обоснованы на основе использования концепций персонализации окружающей среды [7] и субъектификации природных объектов [2]. Концепция персонализации среды связана с психосоциальными аспектами человеческого опыта, затрагивает вопросы принадлежности среды отдельным субъектам и сообществам, владения и контроля над пространствами и объектами. Персонализация также может означать проекцию определенных отличительных черт личности или группы людей в окружающую среду путем ее маркировки или описания.

Фотография может выступать в качестве экологической формы персонализации, основанной на эмпатическом и поддерживающем взаимодействии человека с миром природы. Фотография и другие виды персонализации окружающей среды могут способствовать развитию экологической этики и более активной и вовлеченной позиции в отношениях людей с окружающим миром, поддерживать их самооценку и расширение прав и возможностей.

Персонализация окружающей среды может включать субъектификацию природных объектов [2], что означает, что природные объекты и окружающая среда воспринимаются как имеющие собственную субъектность, способные находиться во взаимоотношениях и диалоге с людьми. Субъектификация подразумевает как эмпатию, так и идентификацию с природными объектами и их восприятие как разделяющих схожие качества с людьми.

Арт-терапевт и фотограф Каролина Герберт [1] показывает, как экспрессивные искусства, особенно фотография, могут помочь людям ответить на сложные вызовы, с которыми они сталкиваемся в реальности. Она считает, что сосредоточение на пейзаже, например, в момент, когда солнце начинает появляться из-за облаков после бури, или, когда взгляд фотографа встречается со взглядом фотографируемого животного в дикой природе, способны пробудить в людях глубокие чувства, затрагивающие их отношения с миром природы, Землей. Она пишет: «Во времена, когда мы все больше отдаляемся от дикой природы, терапевтическое использование фотографии может вернуть нам чувство близости с ней, напомнить нам о нашей собственной природе. Фотография может восстановить чувства надежды и сострадания, заботы о мире природы и понимание ее красоты». Как фотограф она иногда чувствует себя «полностью присутствующей в этих священных отношениях, когда больше нет разделения с природой, и я чувствую, что мы едины с ней, словно дышим единым дыханием — таково это мистическое участие, это единение, это общение с ней».

Фотография помогает развивать индивидуальную и групповую экологическую идентичность

Посредством фотографии природной среды можно поддерживать развитие новых качеств идентичности людей, связанных, в частности, с представлениями об экоидентичности. Согласно концепциям экопсихологии и глубинной экологии Арне Несс, отношения человека с природой играют особую роль и являются важным фактором формирования и функционирования здоровой личности. Формирование связанного с природой чувства Я, экоидентичности, основано на идентификации человека с миром природы, имеет такое же значение, как и отношения человека с людьми. Эмоциональная связь с природой и привязанность к ней, вместе со связями с другими людьми, являются неотъемлемой частью психического развития человека, начиная с самых ранних этапов развития и заканчивая заключительным этапом человеческой жизни.

Развитие экоидентичности может выражаться, например, в идентификации с природными объектами и их субъектификации, когда люди воспринимают природную среду и объекты как отражение определенных свойств самих себя, свое продолжение, или как источники формирования новых, доселе скрытых качеств самих себя. Чтобы поддержать формирование здоровой экологической идентичности детей и молодежи, финский фотограф Миина Саволайнен [8] разработала метод поддерживающей фотографии. Она реализовала проект «Самая прекрасная девочка в мире», который длился более десяти лет. В процессе работы с фотографом дети и молодежь решали, какими они могли бы быть представлены на фотографиях. Выбранная ими природная среда представляла собой не только реальные, но и вымышленные и символические миры, через которые они могли выражать свои представления о себе. Природа дарила утешение, красоту, защиту, принятие и понимание, а также позволяла детям и подросткам встречаться со своими переживаниями боли и утраты и преодолевать их. В фотографиях, создающих эффект погружения в сказку, раскрывались сокровенные переживания участниц проекта о своей собственной ценности и целостности на основе их глубокой и здоровой связи с миром природы.

фощ2

Рис. 2 Монна Макконнен и Миина Саволайнен. «Самая красивая девочка в мире», 2006 г.

Еще один фотопроект, посвященный экоидентичности, — «Глаза большие как тарелки», основанный на сотрудничестве участниц финско-норвежского дуэта фотохудожников Риитты Иконен и Каролины Хьорт. Начавшись как игра с персонажами из скандинавского фольклора, проект превратился в исследование тех граней современных людей, прежде всего, лиц пожилого возраста, которые основаны на их длительных и глубоких связях с землей.

Проект предполагал создание фотопортретов вышедших на пенсию людей, живущих в разных природных ландшафтах – фермеров, рыбаков, зоологов, оперных певцов, домохозяек, художников, ученых и т. д. С 2011 года дуэт фотохудожников проводил фотосъемку пожилых людей в Норвегии, Финляндии, Франции, США, Великобритании, Исландии, Фарерских островах, Швеции, Южной Корее, Чехии, Японии, Сенегале, Тасмании, Гренландии и других уголках планеты. Каждый фотопортрет отражает одинокую фигуру в пейзаже, одетую в специальный костюм, созданный из природных материалов, характерных для местного ландшафта. В данном проекте природа выступает как средство раскрытия характерных психологических черт моделей на основе их идентификации с местным ландшафтом и его экосистемой.

фо3

Рис. 3 Каролина Хьорт и Риитта Иконен. «Глаза большие, как тарелки». Момоду Тукулер (Сенегал, 2019)

Занятия экологической фотографией поддерживают осознанность и чувство физического присутствия в окружающей среде.

Некоторые виды деятельности по экологической фотосъемке можно рассматривать как способ развития соматической осознанности, связанной с присутствием в среде. Этот эффект наиболее очевиден в результате особого режима экологической фотосъемки, которая предполагает баланс между восприятием внешней среды, с одной стороны, и вниманием к внутренним реакциям организма и психики, когда акцент делается на достижении медитативного состояния в процессе фотопрогулок в «зеленой зоне». При этом может активизироваться механизм идентификации с природной средой и объектами на физическом и психологическом уровне.

Осознанная деятельность по фотосъемке может быть интегрирована в практику экотерапии и способствовать достижению ее целей, развивать навыки осознанного присутствия в среде здесь-и-сейчас. Это требует внимания к физическим ощущениям в их связи с психическими состояниями, вызванными взаимодействием с окружающей средой. Целебные эффекты, связанные с контактом с природой, могут усиливаться благодаря навыку осознанности и ментального фокуса, которые человек привносит во контакт  со средой. Люди могут практиковать осознанное присутствие в экосистеме, документируя реакции на сенсорные стимулы. Например, они могут фотографировать то, к чему они движутся, как к чему-то приятному, а также фотографировать то, что они воспринимают как неприятное, практикуя, тем самым, некоторые приемы арт-терапии, основанной на осознанности.

С помощью фотосъемки окружающей среды людей можно приглашать погрузиться в своего рода медитацию с акцентом на соматических и эмоциональных процессах, с одной стороны, и вниманием к экологическим стимулам, с другой. Они могут перемещаться в определенной среде, сохраняя чувство осознанного присутствия в окружающей среде, ценя свой физический контакт с природными объектами и сенсорные качества природной среды с ее «полевыми эффектами».

Фотосъемка окружающей среды, основанная на осознанности, может включать развитие здоровьесберегающих навыков. Разминочные упражнения, включающие дыхание и релаксацию, а также исследовательские прогулки в определенной среде, могут обеспечивать более глубокие терапевтические эффекты.

Фотография как средство проявление сопереживания природе, испытывающей страдания и болезни.

В настоящее время очевидны экологические потери, связанные с исчезновением видов, ландшафтов и экосистем, изменением погодных условий, нарушением привычного образа жизни или утратой источников жизнеобеспечения. Эти негативные явления становятся все более очевидными и часто отражаются в искусстве, особенно на фотографии. В то же время, фотография позволяет увидеть и осознать скромные, но убедительные свидетельства восстановления природной жизни в результате реализации ее адаптивных возможностей и помощи человека.

Искусство является средством отражения природного неблагополучия и воли людей и планеты к самосохранению и помощи друг другу. Как отмечает Сара Уэст [5], драматические события на нашей планете, политические и экологические катаклизмы, сочетаются с проявлениями любви и заботы о Земле, побуждают людей сосредоточить свои усилия на защите мира природы и самих себя в единстве с природной жизнью.

Интенсивная эмоциональная связь с Землей также зачастую обусловливает переживание экологического горя [5]. Визуальная картина переживаемого природой ущерба в результате человеческой деятельности вызывает экологическую скорбь как эмоциональную реакцию на различные экологические потери, особенно среди тех людей, которые поддерживают тесные связи с природной средой и придают этой связи повышенное значение как источнику материального и эмоционального благополучия.

фо4

Рис. 4 Филипп Эшару. «Рисование светом» (2014). Световая проекция на лес — световое «граффити»

Французский художник Филипп Эшару получил всемирную известность благодаря проекту «Рисование светом» (2014 г.), в котором он использовал цифровой проектор и световое «граффити», проецируя фотографии лиц коренных народов на кроны деревьев в качестве экрана. Этим проектом он стремился защитить тропический лес Бразилии, 600 гектаров которого были уничтожены в результате хищнической вырубки. Каждый день из этой местности в последние годы выезжало 300 грузовиков, груженных бревнами, несмотря на то, что, согласно конституции Бразилии, вырубка лесов на территории коренных народов запрещена. Проекция лица представителя коренного народа на деревья тропического леса создавала впечатление, будто лес обрел собственную субъектность.

Фотография способствует повествовательной активности, помогающей описать историю отношений человека (человечества) с Землей и местными экосистемами

Повествования могут быть эффективным способом персонализации окружающей среды и укрепление позитивных связей с миром природы. Фотография поддерживает повествовательную активность, поскольку она отражает историю отношений индивидов, группы людей и всего человечества с миром природы и местными ландшафтами. Когда люди рассказывают истории, касающиеся их отношений с окружающей средой, у них появляются богатые возможности для формирования и сохранения своей индивидуальной или групповой идентичности и обозначения смыслов своего существования, связанных с течением времени, чередой событий и обстоятельств.

Создание повествований как части фототерапевтических мероприятий может способствовать формированию экологического сознания и самосознания. Для поддержки повествовательной активности можно использовать различные фотоматериалы. Это могут быть фотоальбомы или другие личные коллекции фотографий, а также фотографии, сделанные в различной среде для иллюстрации определенных событий. Значимые воспоминания и биографические события могут быть отражены и описаны, например, когда люди показывают и комментируют свои фотографии, связанные с определенными местами.

Фотосъемка — это процесс, результатом которого может быть серия фотографий, способных отразить различные последовательности микро- или макрособытий, произошедших за определенный период времени. Это могут быть естественные процессы, наблюдаемые человеком и связанные с его внутренними реакциями. Одним из эффектов средовой фотосъемки может быть создание историй, помогающих сплотить людей вокруг определенных ценностей, затрагивающих их отношения с землей и конкретными природными ландшафтами и объектами.

Примером нарратива, отраженного в интервью участников протестных акций и экранных искусствах, включая кино и фотографию, могут быть акции активистов экосексуального движения Энни Спринкл и Бет Стивенс. Они исследовали свои отношения с расположенной в Западной Вирджинии горой Голи, в окрестностях которой расположен родовой дом Бет, а также участвовали в протестных акциях, чтобы защитить гору от сноса горнодобывающей компанией. Все это они задокументировали на фотографиях и в документальном фильме «Прощай, гора Голи. Экосексуальная история любви» (2014).

фо5

Рис 5. Кадр из фильма «Прощай, гора Голи. Экосексуальная история любви» (2014). Фото Джордана Фримена.

Фотография на природе может включать некоторые специальные практики, поддерживающие повествовательную активность, такие как фотодневник. Он может отражать личные и коллективные истории или события, помогать исследовать их развитие во времени. Люди могут представлять свои рассказы вместе с серией фотографий, выбранных из тех, что были сделаны в прошлом или в текущий момент времени. Создание рассказов возможно с использованием коллекции личных фотографий или альбомов, связанных с  опытом отношений с миром природы, конкретными местами или объектами.

фо8

фо7

Рис. 6 Леонид Тишков. Проект «Частная Луна»

Согласно идее арт-проекта «Частная Луна», человек увидел на чердаке своего дома упавшую с неба Луну. Он накрыл ее одеялом, выпил с ней чаю, угостил яблоками, а затем перевез ее через темную реку на берег с лунными соснами, спустился в нижний мир, а затем вернулся обратно, освещая путь своей личной Луной. Вместе с Луной человек пересек границы миров, погрузился в сон и стал мифологическим существом, способным жить в реальном мире, словно в сказке.

Романтическая сказочность проекта «Частная Луна» никого не оставляет равнодушным: она позволяет увидеть мир по-новому, внести в восприятие природы нотки поэтики, таинственности, сказочности, детства, нежности, заботы, взаимности, созерцательности, отражая все вокруг в новом свете. Встреча с Луной возрождает для автора этого проекта – Леонида Тишкова –  способность воспринимать мир как живую вселенную, разделяя с ней чувство одиночества, боли и радости встречи, совместного проживания и странствий. Чтобы рассказать свою историю, Леонид Тишков сконструировал фонарь в виде луны и сделал множество фотографий, устанавливая фонарь-Луну в разных местах, в том числе в местах экологического неблагополучия, чтобы привлечь к ним внимание.

Заключение

Фотография включает различные формы творческой деятельности, способствующие сохранению общественного здоровья и благополучия среды,  формированию более гармоничных и поддерживающих отношений людей с природой. В этой статье представлены экологические, основанные на природе практики фотографии. Была предоставлена ​​информация о том, как фотография помогает исследовать и изменять восприятие природы, чувствовать контроль над средой, поддерживать и развивать экологическую идентичность, активизировать повествовательную деятельность с целью интеграции различных аспектов опыта субъект-средовых взаимодействий,повышать осознанность и чувство физического присутствия в среде.

Литература

  1. Герберт К. Общение: встреча с другим через фотографию // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – T. 3, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
  2. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени доктора психол. наук. – М.: МГППУ, 2002.
  3. Копытин А.И. Международный фестиваль дикой природы «Золотая черепаха» // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – T. 3, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 30.01.2024)
  4. Копытин А.И. Интервью с фотографом дикой природы Михаилом Коростелевым // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – T. 3, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://en.ecopoiesis.ru (дата обращения: 30.01.2024).
  5. Уэст С. Экологическое горе – реальность // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – T. 3, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 30.01.2024).
  6. Berman L. Beyond the smile: The therapeutic use of the photograph. –London: Routledge, 1993.
  7. Heimets M. The phenomenon of personalization of the environment // Journal of Russian & East European Psychology. – 1994. – Vol. 32, №3. – Р. 24-32.
  8. Savolainen M. Empowering photography – participating in someone else’s world. In A. Kopytin and M. Rugh (Eds.), Green studio: nature and the arts in therapy. – Happauge, NY: Nova Science Publishers, 2016. – Р. 234-245.
  9. Sontag S. On photography. New York: Straus and Giroux, 1990.
  10. Weiser J. Photo therapy techniques: Exploring the secrets of personal snapshots and family albums. Vancouver: PhotoTherapy Centre, 1999.

Ссылка для цитирования

Копытин А.И. Укрепление связей с природой посредством фотографии // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2025. – T. 6, № 1. [Электронный ресурс]. – URLhttp://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Kopytin A. Strengthening bonds with nature through photography // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2025. – Vol.6, №1. – URL: http://ecopoiesis.ru


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.