Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Кожохина С.К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОГУМАНИТАРНОЙ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИ «ОКНО МОЕЙ ДУШИ» В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Кожохина С.К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОГУМАНИТАРНОЙ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИ «ОКНО МОЕЙ ДУШИ» В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

« Назад

УДК 37.033 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОГУМАНИТАРНОЙ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИ «ОКНО МОЕЙ ДУШИ» В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Кожохина Светлана

Кожохина Светлана Константиновна

старший педагог дополнительного образования, Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества» (г. Ярославль, РФ)

 

Аннотация

В статье представлена арт-педагогическая программа «Окно моей души», основанная на использовании представлений и техник экогуманитарного похода. Программа сообразуется с целями образования в интересах устойчивого развития. Особое внимание было обращено на творческое взаимодействие школьников с природной и антропогенной средой. Важным механизмом, используемым в процессе реализации программы, являлась персонализация среды. Это было связано с поддержкой педагогом разных видов прагматической и непрагматической активности, связанных с преобразованием среды в соответствии с интересами школьников, ориентируясь при этом на экологичные способы взаимодействия со средой. Показаны примеры выполнения творческих заданий и основные результаты программы.

Ключевые слова: образование в интересах устойчивого развития, экогуманитарный подход, экогуманитарные технологии, арт-педагогика, персонализация

 

Введение

Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие обучающихся, с учетом их возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. В качестве одного из стратегических направлений модернизации отечественного и зарубежного образования в последние годы оформляются педагогика окружающей среды и образование в интересах устойчивого развития (ОУР). ОУР позволяет объединить «…множество разрозненных направлений обучения и воспитания общей идеей улучшения качества жизни настоящего и будущего поколений без ущерба для окружающей среды» [1, С.178].

Культура устойчивого развития базируется на новых коэволюционных ценностях, рассматривающих человека в его единстве с экосферой, во взаимодействии с жизненной средой включая ее природные и социокультурные компоненты. «Имея проектный, междисциплинарный характер, образование в интересах устойчивого развития ориентирует личность на адаптацию, осмысление и творческое созидание в окружающей среде. Формируемая на основе ОУР культура устойчивого развития требует разработки новых инновационных технологий, способствующих преодолению отчуждённости человека и природы, формированию опыта культурообусловленных взаимоотношений между ними, взаимного единения и ценностного отношения» [3].

В соответствии с современными методологическими подходами, используемыми в педагогике окружающей среды и ОУР, в целях воспитания обучающихся, понятия «жизнь», «безопасность», «здоровье» и «качество жизни» человека, с одной стороны, и благополучие окружающей среды, с другой стороны, рассматриваются как взаимосвязанные.

Значительным потенциалом для решения задач воспитания и социализации обучающихся в контексте развития ОУР обладают новые экогуманитарные технологии, развиваемые на основе полидисциплинарного экогуманитарного подхода [2, 5], связанного с общими тенденциями развития разных гуманитарных сфер и областей научного знания, актуализирующих задачи устойчивого развития. В качестве основного предмета экогуманитарного подхода выступают сущность человека и его субъектность в процессе его самопознания и в системе его отношений с окружающей средой как части целостного образования «человек – жизненная среда». Экогуманитарный подход как система гуманитарных знаний, концепций, способов мышления, включает теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляется построение, обобщение и эксперименты, изучающие и отражающие сущность, свойства и проявления человека в его отношениях с жизненной средой [5, С.5].

Как отмечает А.И. Копытин [5], «Экогуманитарный подход может быть использован не только для обогащения и развития концепции человека как «экологического субъекта», но и создания и реализации новых экогуманитарных технологий во всем комплексе гуманитарных дисциплин – педагогике, психологии, антропологии, искусствознании и других. Экогуманитарные технологии – это технологии формирования экологического сознания и экологической культуры, культуры устойчивого развития на основе использования тех методов, которые характерны для гуманитарных наук» (С.6). Особая роль в разработке экогуманитарных технологий – технологий будущего – принадлежит таким новым научно-практическим дисциплинам и направлениям, как экопсихология, экофилософия, экоэстетика, экологическому искусству.

В отечественном и зарубежном образовании с целью повышения эффективности воспитания и социализации отмечается все более активное использование методов и технологий арт-педагогики и арт-терапии, основанных на объединении науки (прежде всего, педагогики и психологии) и искусства. Значительным потенциалом арт-педагогика и арт-терапия обладают в реализации ОУР. Однако формы и технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с использованием средств арт-педагогики и арт-терапии в контексте педагогики окружающей среды и ОУР остаются слабо разработанными.  

Арт-педагогика и арт-терапия обладают значительным ресурсом исследовательской, интерактивной деятельности, опирающейся на проявление личной позиции и творческой активности обучающихся. Они в значительной степени отвечают требованиям ОУР, являются системами разносторонних психолого-педагогических воздействий на личность, основанных на ее включении в межличностное взаимодействие и взаимодействие со средой на основе использования средств искусства и творческой деятельности.

Общая характеристика арт-педагогической экогуманитарной технологии и программы «Окно моей души»

Основным адресатом программы занятий являются дети, начиная с 7-летнего возраста, а также подростки и молодежь. Определенный акцент сделан на работе с природной и культурной средой с использованием разных видов творческой активности. В качестве основной цели предлагаемая программа имеет формирование культуры устойчивого развития, экологической культуры, воспитание и социализацию обучающихся в таких сферах, как отношение к окружающей культурной и природной среде, своему здоровью, развитие экологического сознания на основе применения экогуманитарного подхода.

В качестве основных задач программа имеет:

- формирование у обучающихся активной жизненной позиции в отношениях со средой (природной и культурной);

- осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

- овладение современными оздоровительными технологиями, связанными с субъект-средовыми взаимодействиями на основе искусства и творческой активности;

- развитие экологического сознания;

- осознание связи здоровья человека и состояния окружающей среды, роли культуры устойчивого развития, экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности.

Программа предполагает занятия не только в помещении учебной аудитории, но и различной среде за ее пределами – как на прилегающей территории образовательной организации, так и в разных точках города, в его культурных и природных ландшафтах, позволяя участникам программы постигать природу, культуру, социальную жизнь. В ходе занятий учащиеся исследуют и творчески взаимодействуют с разными культурными и природными ландшафтами. Они изображают, фотографируют, описывают эти ландшафты и свой опыт взаимодействия с ним, ведут дневник самонаблюдений.

Образовательная составляющая программы также предполагает получение обучающимися комплекса знаний, касающиеся устойчивого развития, современной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, влияния среды на здоровье человека и разных видов взаимодействия со средой в интересах сохранения здоровья.

Важное значение при использовании экогуманитарной технологии и программы «Окно моей души» сделан на работу с визуальной метафорой окна как имеющей значительный потенциал для выражения и осознания индивидуально-личностных особенностей отношения участников занятий к жизненной среде включая ее природный и социокультурный компоненты.

Технология предполагает использование авторских коллекций фотографий различных окон, включая их следующие категории:

  • окна в разное время года и разное время суток;
  • окна жилых и нежилых построек и помещений;
  • деревенские окна с наличниками;
  • окна в современных городских домах;
  • окна заброшенных зданий и домов;
  • окна, сфотографированные в других странах;
  • окна с присутствием животных;
  • окна подвальных и чердачных этажей.

Метафора окна близка и понятна детям и подросткам разного возраста, а также взрослым, затрагивает отношения человека с жизненной средой. Поскольку окно обозначает своеобразную границу и, в  то же время, связь между внутренней средой жилых и нежилых помещений и внешней средой, его изображения могут актуализировать и способствовать выражению отношений как к тому, так и другому, то есть, отношения индивида к внешней среде, открывающейся при взгляде из окна, с одной стороны, и внутренней среде помещения, в частности, жилища.

Используемые в программе различные формы творческой активности как формы освоения действительности и выражения субъективного отношения к ней личности ребенка и подростка способствуют чувственному постижению и пониманию окружающего мира в единстве с разными проявлениями собственной личности.

Программа с использованием технологии «Окно моей души» использует педагогический потенциал метафор. Метафора близка и понятна детям разного возраста, а также подросткам и взрослым, активизирует сферу творческого воображения, процессы эффективной переработки личностной информации. В процессе прохождения программы общение с ее участниками осуществляется в значительной степени на основе работы с образными метафорами окна как обеспечивающими богатые возможности для опосредованного выражения отношений индивида с миром и самим собой.

В программе также используется повествовательная активность детей и подростков в форме ведения авторского дневника самонаблюдений. Он предоставляет большие возможности для самопознания путём создания и осмысления историй, описывающих значимые события и их «уроки», связанные с отношениями участников программы с природной и социокультурной средой. Повествовательная активность помогает детям и подросткам оформлять представления о себе и окружающем мире. Это согласуется с разными заданиями изобразительного характера, когда дети и подростки выбирают образы окна из коллекции фотографических изображений, а затем на их основе создают рисунки, дополняя их повествованиями. Обучаясь создавать авторские повествования и их иллюстрировать, а затем делиться своим опытом и продуктами творческой деятельности в группе, дети и подростки развивают свою способность к рефлексии и представлению своего субъективного восприятия реальности и отношения к жизненной среде.

Групповые занятия в рамках программы «Окно моей души» проводятся два раза в неделю по три академических часа. Кроме того, проводятся индивидуальные занятия один раз в неделю по одному академическому часу для нуждающихся в дополнительной поддержке. Общее количество часов групповых занятий составляет 69 часов.

Этапы реализации программы [3]:

- Первый этап, «Фокусировка на целом – встреча», ориентирована на знакомство с культурным и природным ландшафтом, его чувственное познание.

- Второй этап, «Фокусировка на части – диалог», предполагает выявление базовых отношений между компонентами ландшафта, осмысление их взаимовлияний друг на друга, что способствует постижению свойств ландшафта как целостного территориального комплекса. Она побуждает к диалогу со всеми компонентами ландшафта.

- Третий этап, «Фокусировка на целом – синтез», представляет собой результат взаимодействия личности и ситуации, своеобразный интегральный ландшафтный синтез. Осуществляется коэволюционных диалог, обобщающий в единое целое факты, информацию, полученные на предыдущей стадии.

Содержание программы выстроено в соответствии с положениями экогуманитарного подхода, требующего целостного рассмотрения культурного ландшафта в контексте развития всех его компонентов: природы, общества, культуры и внутреннего мира личности, проживающей на его территории. 

Технологическая карта 2-4 занятий, «Окно моей души: ландшафты жизненного пути человека», включенного в первый этап программы, ориентированный на актуализацию сенсорного и эмоционального опыта и чувственное познание ландшафта, событий и действий, которые в нем происходят.

Этап занятия

Компоненты занятия.

Задания/

упражнения

Деятельность ведущего занятия

(педагога)

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познава-

тельные

Регуля-

тивные

Коммуника-тивные, личностные

Введение

Выбор одной из фотографий окон и ее ассоциирования с этапами развития и связанными с ними жизненными ситуациями

Поясняет содержание понятия ландшафтов жизненного пути человека и порядок выполнения ряда заданий, связанных с текущим занятием

Осуществляют выбор одной из фотографий окон и ее ассоциирование с этапами развития

Фиксируют заданные модели в текстовой форме.

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Участвуют в показе примеров списка

 

Основная часть

Иллюстрирование и описание одного из ландшафтов внутренней среды помещения или того ландшафта, который открывается при взгляде из окна, сенсорных и эмоциональных реакций на среду.  

 

Организует выбор фотографий и последующую творческую работу с дальнейшим обсуждением и показом рисунков учеников, зачитыванием текстов, описывающих ландшафт. Анализирует рисунки и тексты и дает обратную связь. Побуждает к анализу компонентов ландшафта и их связи друг с другом.

Иллюстрируют и описывают один из ландшафтов на основе его ассоциации с фотографией окна. Представляют или вспоминают сенсорные и эмоциональные реакции, события и действия во время пребывания в ландшафте.

Показывают рисунки и зачитывают тексты во время обсуждения.

Анализируют компоненты ландшафта и их связь друг с другом.

Конструируют новый способ действия.

Проводят коллективное исследование

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Задают, в случае необходимости, вопросы уточняющего характера, связанные с выполняемыми заданиями

Завершение

Анализ и обобщение содержания рисунков и текстов

Организует подведение итогов занятия; обобщение и выделение особенностей отношения личности к ландшафту и влияние отношения на процесс развития

Участвуют в подведении итогов занятия, делают обобщение, выделяют особенности отношения личности к ландшафту

Формируют понятия. Анализируют и обобщают содержание рисунков и текстов

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Участвуют в подведении итогов занятия, делают обобщение, выделяют особенности отношения личности к ландшафту и влияние отношения на процесс развития

Технологическая карта пятого (выездного) занятия с посещением природного ландшафта (парка, лесопарка или иной территории), включенного во второй этап программы.

Этап занятия

Компоненты занятия.

Задания/

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Пзнава-

тельные

Регуля-

тивные

Коммуника-тивные, личностные

Введение

Предоставление информации о природном ландшафте (экологическая, культурологическая справка), актуализация темы отношения личности к ландшафту

Дает экологическую и культуроло-

гическую справку объекта. Поясняет содержание ряда заданий, связанных с текущим занятием

Фиксируют информацию и актуализируют опыт прежних отношений с ландшафтом

Фиксируют заданные модели в текстовой форме.

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Участвуют в показе примеров списка

 

Основная часть

Творческое исследование ландшафта

Организует творческое погружение в ландшафт, создание рисунков, фотографий и записей в дневнике и последующее обсуждение с показом рисунков учеников и зачитыванием текстов, описывающих их восприятие ландшафта. Анализирует рисунки и тексты и дает обратную связь.

Исследуют и описывают ландшафт и свое восприятие его включая чувственные, эмоциональные, поведенческие и ценностно-смысловые компоненты.

Показывают рисунки и зачитывают тесты во время обсуждения

Конструируют новый способ действия.

Проводят коллективное исследование

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Задают, в случае необходимости, вопросы уточняющего характера, связанные с выполняемыми заданиями

Завершение

Анализ и обобщение содержания рисунков и текстов

Организует подведение итогов занятия; обобщение и выделение особенностей отношения личности к ландшафту и влияние отношения на процесс развития

Участвуют в подведении итогов занятия, делают обобщение, выделяют особенности отношения личности к ландшафту

Формируют понятия. Анализируют и обобщают содержание рисунков и текстов

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Участвуют в подведении итогов занятия, делают обобщение, выделяют особенности отношения личности к ландшафту и влияние отношения на процесс развития

Значимое место в теории экогуманитарного подхода занимает концепция средовой персонализации, с помощью которой могут быть обоснованы определенные виды творческой активности, характерные для программы «Окно моей души». Под персонализацией среды [6] понимается ее индивидуальное структурирование человеком – субъектом или группой. Через акты персонализации среды выражается индивидуальность субъектов и групп в их пространственных и временных отношениях со средой. Концепция персонализация среды позволяет обосновать пути решения таких задач, как средовая социализация, экологическое воспитание, формирование экологической культуры, коррекция нарушенных отношений личности со средой, средовой (экологической) идентичности, совершенствование адаптивных моделей поведения, основанных на творческом взаимодействии со средой [4, 5].  Персонализация среды в нашей работе с детьми и подростками осуществлялась на основе использования разных видов средовой творческой активности, преимущественно в виде художественно-эстетической деятельности (непрагматическая средовая активность), а также в виде конкретных действий по оптимизации своей жизненной среды – ее украшения, перестановки мебели, уборки помещения, внесения в нее природных объектов и др. Благодаря персонализации среды в форме таких видов активности происходило опредмечивание («материализация») в пространстве детьми и подростками своей индивидуальности, деятельностное отождествление с окружающим пространством в процессе его творческого осмысления и преобразования.

Описание отдельных видов деятельности с использованием технологии «Окно моей души». Примеры созданных работ

Выбор одной из фотографий и создание обложки арт-дневника с рисунком окна

Перед началом работы с коллекцией фотографических образов окон детям предлагается создать обложку своего арт-дневника. Для этого было необходимо согнуть пополам плотный лист бумаги для акварели А3 формата и на первой странице сделать заголовок – «Окно моей души». Далее участникам занятий предлагалось сделать рисунок своего окна – то есть наиболее интересного для них окна, возможно, напоминающего знакомые, связанные со значимыми вехами и событиями их жизни. Ведущая занятий давала детям и подросткам возможность рассмотреть всю коллекцию образов окон и на основе выбранного самого интересного, субъективно значимого окна создать рисунок. При желании, участники занятия могли скопировать окно с фотографии, либо внести к фотографический образ те или иные изменения.

Выбор фотографии окна, создание рисунка и описание внутреннего пространства помещения

На следующем занятии участникам было предложено сделать выбор одной из фотографий окон, ассоциируя ее с текущим этапом своей жизни и связанным с ним жизненными ситуациями. На основе выбранной фотографии окна они должны были сначала представить, а затем изобразить внутреннее пространство дома (квартиры), которое может находиться за выбранным окном и соответствует либо реальной среде, либо той, в которой хотелось бы пребывать. При этом участники занятия старались как можно более ярко почувствовать разные предметы и части среды – не только визуальные, но и аудиальные, тактильные и иные сенсорные качества.

Когда рисунок на второй странице был закончен, участники перешли к созданию описания своего рисунка в виде личных воспоминаний, фантазий и ассоциаций, раскрывающих обстановку внутреннего пространства помещения, вспоминали и описывали какие-либо значимые события или занятия, которые происходили в этом пространстве. Старались при этом как можно более ярко почувствовать разные предметы и части среды – не только визуальные, но и аудиальные, тактильные и иные сенсорные качества – и описать их.

Текст также мог включать описание того, как дети и подростки представляют себя, а также людей и животных, возможно также находящихся в данном помещении, их отношения и занятия.

Ниже приведены примеры рисунков и описаний внутренней среды помещения.

кож 2

Рис. 1 «Окно моей души». Рисунок внутреннего пространства комнаты, созданный девочкой, 12 лет.

Создав изображение внутреннего пространства своей комнаты, дополнив признаки реального пространства тем, какой ей хотелось бы видеть свою комнату, девочка в возрасте 12 лет дополнила его следующим признанием: «Создавая свою работу с изображением окна и того, что находится в помещении за окном, я смогла лучше понять, как я могу оформить свою комнату, поместить в нее то, что мне нравится, чтобы все было красиво, все стояло на своем месте, и чтобы я могла заниматься дома тем, что мне интересно. В этой комнате есть все, что мне нужно – кресло, удобная диван-кровать, телевизор, рабочий стол и полка с компьютером и моими книгами, картины в рамах, ковер. Здесь светло и уютно. Мне нравится то, как я оформила свою комнату. Из окна открывается красивый вид на зеленые деревья. Для меня очень важно, чтобы природа окружала мой дом. Она меня успокаивает».    

Выбор фотографии окна, изображение и описание внешнего пространства

В процессе дальнейшей работы участникам занятий предлагалось на основе выбора одной из фотографий изобразить и описать внешнее пространство, открывающееся при виде из окна, стараясь увидеть как можно больше разных элементов среды в их отношениях друг с другом. Предлагалось определить и затем прокомментировать свое отношение к ландшафту.

Ниже приведены примеры рисунков и описаний внешней среды, открывающейся при взгляде из окна.

Кож рис.3

Рис. 2 Рисунок с изображением того, что открывается при взгляде из музейного окна. Работы созданы мальчиком, 9 лет.

Мальчик 9 лет выбрал фотографию с изображением окна исторического дома и сказал, что оно похоже на окно музея. Вид из музейного окна мальчик описал следующим образом: «На моем рисунке изображена часть Москвы. Посмотрев в окно музея, можно увидеть два высоких здания, на обзорную площадку которых я хочу забраться. Я хочу погулять по мосту и хорошенько рассмотреть Москву. Рядом с мостом находится холм. Рядом течет река. Проплывая по реке, можно увидеть остров, на котором есть парк и церковь. Я хочу погулять по парку и подышать свежим воздухом. Хорошо, если будет колокольный звон. Еще можно увидеть старый деревянный дом, похожий на терем. Мне нравится московский простор. Здесь много всего, что связано с историей нашей страны. Есть и то, что связано с нашим временем и будущим. Есть родная природа».

Кож рис.4

Рис. 3 «Вид из окна на маленький парк». Рисунок создан девочкой, 9 лет.

Вид из окна девочка описала так: «Это маленький парк во дворе. Там растут березы и другие растения. В маленьком парке есть озеро. Я бы сидела около озера и читала бы книгу. Я бы наслаждалась красотой этого места. Рядом находится маленький прудик. На поверхности воды расположились кувшинки. Вдалеке – красивый лес. Я бы с удовольствием сходила туда за грибами и набрала бы очень много грибов. Я хочу в этом парке любоваться природой. Мне это очень нравится! Хорошо, когда рядом с моим домом есть природа».

Кож рис.5

Рис. 4 «Вид из окна на кота, смотрящего на луну». Рисунок создан мальчиком 13 лет.

Вид из окна мальчик описал следующим образом: «Каждое полнолуние маленький рыжий кот приходит к моему окну и залезает на дерево. Он сидит там до самого утра. Я уже привык к нему и стал его подкармливать. Мне кажется, он сидит там и о чем-то мечтает. Наслаждается красотой луны. Я и сам похож на этого кота. Люблю наслаждаться природой и мечтать. Никуда не торопиться».

рис.9-1Кож рис.6

Рис. 5 Скульптурное изображение окна и «Вид из окна на деревню мечты». Работы созданы мальчиком, 10 лет.

Он описал вид из окна следующим образом: «Это – деревня моей мечты. Многим кажется, что она обычная, но для меня она необычная деревня. Возникает вопрос: «Почему?». Потому что я не люблю суетливость. И еще в деревне можно много чем заниматься, а не «сидеть в планшетах и телефонах». Справа вы увидите магазин, машину, которая едет по дороге, а также дома. Я бы очень там хотел побывать. Там красиво, и нет никакой суетливости. Я хотел бы там жить!»

Заключение

Представленная в статье авторская технология и программа «Окно моей души» опирается на использовании представлений и техник экогуманитарного похода в арт-педагогике, служащего целям образования в интересах устойчивого развития, позволяющего объединить множество разрозненных направлений обучения и воспитания общей идеей улучшения качества жизни настоящего и будущего поколений без ущерба для окружающей среды. В соответствии с идеями этого подхода, в технологии и программе «Окно моей души» особое внимание было обращено на творческое взаимодействие участников занятий со средой. Такое взаимодействие поддерживается и активизируется благодаря использованию средовой метафоры окна, как регулирующей процессы перехода субъекта из внутренней среды помещения во внешнюю природную и социальную среду, и наоборот.

Наиболее важными результатами использования авторской технологии «Окно моей души» в рамках соответствующей коррекционно-развивающей программы в работе с детьми и подростками явилось:

- формирование у обучающихся активной жизненной позиции в отношениях со средой (природной и культурной);

- осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; укрепление их положительных связей с культурной и природной средой как важным условием сохранения здоровья;

- овладение современными оздоровительными технологиями, связанными с субъект-средовыми взаимодействиями на основе искусства и творческой активности;

- развитие экологического сознания.

Важным механизмом, используемым в процессе реализации программы, являлась персонализация среды. Это было связано с поддержкой педагогом разных видов прагматической и непрагматической активности, связанных с преобразованием среды в рамках имеющихся у обучающихся возможностей для того, чтобы в большей степени согласовать среду со своими интересами, ориентируясь при этом на экологичные способы взаимодействия со средой.

Литература:

  1. Алексеев, С.В. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика [Текст]: монография / С.В. Алексеев, Н.И. Корякина, Е.А. Рипачева; под общ. ред. С.В. Алексеева. – СПб.: СПб АППО, 2015.
  2. Алексеев С.В. Размышления о модели «образование в интересах устойчивого развития – через культуру» // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 03.10.2022).
  3. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Формирование культуры устойчивого развития на основе технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 03.10.2022).
  4. Копытин А.И. Средовый и экологический подходы в арт-терапии и арт-педагогике: методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2017.
  5. Копытин А.И. Арт-педагогика и арт-терапия: экогуманитарные технологии образования в интересах устойчивого развития. Учебно-методическое пособие – СПб.: СПбАППО, 2021.
  6. Heimets M. The phenomenon of personalization of the environment // Journal of Russian & East European Psychology. – 1994. – Vol. 32, №3. – P.24-32.

Ссылка для цитирования

Кожохина С.К. Использование экогуманитарной арт-педагогической технологии «Окно моей души» в контексте образования в интересах устойчивого развития // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2023. – T. 4, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Kozhohina S.K. The use of eco-human art-pedagogical technology "The window of my soul" in the context of education for sustainable development // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice– 2023. – Vol.4, №1. [open access internet journal]. – URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y)


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.