Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Левковская О.Б. 54 ПРИРОДНЫХ ЧУВСТВА В ЭКО-АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ: ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПСИХОЛОГИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Левковская О.Б. 54 ПРИРОДНЫХ ЧУВСТВА В ЭКО-АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ: ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПСИХОЛОГИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ

« Назад

УДК 159.98  

54 ПРИРОДНЫХ ЧУВСТВА В ЭКО-АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ: ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПСИХОЛОГИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ

левк

Левковская Ольга Борисовна

врач-психотерапевт, клинический психолог, преподаватель кафедры детской психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (Москва)

Аннотация

Данное исследование рассматривает экопсихологическую классификацию 54 природных чувств Майкла Коэна в контексте отечественной психологии переживания Ф.Е. Василюка. Целью является выделение целебных психологических механизмов, заложенных в эко-арт-терапевтическом подходе, использующем эко-психологию, в интеграции с объяснительным подходом переживания-деятельности. Такая концептуализация служит решению научно-практических задач, стоящих перед психологами-консультантами, психотерапевтами и арт-терапевтами, применяющими потенциал направленного общения с природой, природной средой и арт-терапии для помощи различным категориям населения.

Ключевые слова: эко-психология, эко-арт-терапия, природные чувства, психология переживания, психотерапия

 

Введение

«Как рыба, которую вытащили из воды,

наша психика действительно хочет возвратиться

в привычное место» (Майкл Коэн)

 

Природа и искусство традиционно рассматриваются в арт-терапии и терапии искусством в качестве мощных невербальных средств самовыражения человека, в качестве инструментов символизации и одного из способов осознания индивидуального и коллективного бессознательного [6,7,12]. В поиске альтернативных парадигм научного, антропологического, философского знания для психотерапии в последние десятилетия в числе прочего наметился экогуманитарный и холистический подходы [6,11], дающие возможность более глубокого изучения способов и паттернов соприкосновения человека с миром природы с целью оздоровления, поиска ресурсов, облегчения состояния и профилактики расстройств невротического круга.

В соответствии с эко-арт-терапевтическим подходом добавление художественного компонента в занятия, связанные с пребыванием, наблюдением и взаимодействием с природной средой, повышает способность человека улавливать разнообразные природные сигналы и откликаться на них своей психофизической (душевно-физической) и духовной человеческой организацией. В процессе совместного использования арт-терапии и природных объектов, ландшафтов, ареалов, а также осознанного погружения в сезонные, температурные, погодные и другие природные изменения человек учится внимательнее относиться к самому себе, исследовать себя, свое самочувствие и соматические телесные сигналы.

В рассматриваемом эко-арт-терапевтическом подходе, являющемся сплавом эко-психологи М. Коэна [13] и арт-терапии, на первый план выходят личные взаимоотношения человека с природой не только как с вдохновляющей, но и как с обучающей силой, частью которой является наш человеческий вид [14].

В эко-арт-терапевтическом подходе постулируется и возвращается к осознанию индивидом более древнее понимание отношений человека с природным началом, не только как с природными явлениями, объектами и стихиями, но в более глубинном смысле, как с нашей общей Матерью-Природой, порождающей, обучающей, уничтожающей и т.д.  «Эко-арт Терапия – это психологическая дисциплина, которая сочетает в себе эко-терапию c арт-терапией. Оба направления - арт-терапия и прикладная эко-психология (включающая в себя способность думать, чувствовать и устанавливать отношения с опорой на мудрость Земли) являются экспрессивными модальностями. Их результаты весьма сходны с результатами, которые дает обычная разговорная терапия, это самопознание, личностный инсайт, разрешение конфликтов и внутреннее исцеление. В отличие от разговорных техник, они выходят за рамки чисто рационального обсуждения проблем, беспокоящих клиента. Арт-терапия и эко-психология пытаются устранить пробелы в традиционном вербальном консультировании с помощью опосредованного обмена информацией через искусство или природу, между подавленными областями психики человека и его сознанием» [14].

Данный эко-арт-терапевтический подход не противоречит быстро развивающемуся в отечественной психотерапии экопоэтическому взгляду на человека и возможности помощи. Экопоэзис (от др.-греч. слов «οἶκος» — дом, жилище, и «ποίησις» — творчество) совмещает природные и культурные формы взаимодействия человека и среды. «Как познающий субъект человек вступает со своей жизненной средой в диалог, общается с ней, используя разные способы общения, стремится раскрыть и понять в процессе такого диалога собственную субъектность и субъектность среды (мир природы как живую сущность)» [6]. 

Однако все еще недостаточно разработанным выглядит вопрос психотерапевтических механизмов и воздействий, лежащих в основе эко-арт-терапии, особенно в ситуациях и состояниях, связанных с психологическим напряжением, кризисом и утратой личностных смыслов. Именно в кризисных ситуациях, ассоциированных с военными действиями, горем, травмой, человек может утратить на время само авторство своей жизни, когда затрудняется или делается невозможным реализация так называемого «жизненного замысла» [2]. В такие моменты многообразные переживания негативного спектра обрушиваются на человека с особенной силой страдания, беспомощности, мучительного страха, тревоги, бессмысленности, отчаяния, безнадежности, неизбежности и др. Они могут превалировать в сознании человека более или менее долгое время.

Это те самые жизненные периоды, выходящие за рамки обыденного опыта, когда перед человеком встают разнообразные вопросы: как справиться с бедой? как преодолеть эту кризисную ситуацию? как продолжить жить дальше? В чем найти поддержку? В чем смысл этих тяжелых обстоятельств? Возможно ли восстановление прерванной кризисом жизни, или же человек возвращается к жизни перерожденным, когда кризис является своеобразным актом «инициации» или «смерти в прежнем качестве и рождении в новом качестве»? [10].

Природная среда в этих обстоятельствах интуитивно выбирается многими людьми, как поддерживающая, принимающая и утешающая [8]. Когда есть проблема или вопрос, которые нельзя разрешить, когда нужно понять, что происходит, и облечь чувства и мысли в слова и символы, можно обращаться к природе, чтобы додумать необходимое до конца и ответить себе на экзистенциальные вопросы. Более осознанное прикосновение к природной среде может дать больше практических возможностей для облегчения и исцеления.  

 «Природные чувства, восприимчивость» или переживания?

В качестве инструмента, облегчающего переключение человека с привычных паттернов мышления на поиск своей природной аутентичности, на «воссоединение с Землей», с природой и «земным разумом» (Earth’s intelligence) [13,14], в рассматриваемом эко-арт-терапевтическом подходе используется классификация так называемых 54 «естественных чувств и восприимчивости» (fifty-four natural senses and sensitivities), созданная М. Коэном (см. Приложение). 

Данная классификация содержит в себе подробный перечень «природных ощущений, чувств». К ним относятся, в первую очередь, ощущения в рамках привычной физиологической модели анализаторных систем человека: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярный аппарат, мышечное чувство, анализаторы температурной и болевой чувствительности, интероцептивная система, обеспечивающие восприятие и обработку поступающей информации из окружающей и внутренней среды организма. Помимо этого, представленная классификация включает более комплексные ощущения, психические явления. Например,  такие как, «чувства» пространства, времени, игры, спорта, юмора, удовольствия и веселья, чрезмерного стресса, психического или духовного дистресса, эстетическое чувство прекрасного, наконец, чувство любви и т.д. Таким образом в классификации оказались рядоположенными разнообразные феномены, явления психической жизни человека, начиная от ощущений (слух, зрение, осязание и др.), феноменов восприятия, перцепции и паттернов, которые этологически и биологически сближают человека с миром живой природы (например, чувство окукливания, территориальное чувство), и заканчивая сложными духовными переживаниями (например, чувство смирения или чувство греховности). Является ли целесообразным для психотерапии такое вольное, на первый взгляд, совмещение в контексте направленного общения с природой?

Нам представляется, что с помощью увеличенного перечня возможных воспринимаемых человеком характеристик природной среды, как это предлагается в классификации 54 природных чувств М. Коэна, мы можем расширить творческие возможности в общении с природой, которые отечественными исследователями определяются как «фантазии на основе взаимодействия с природным пейзажем» и «творческое средовое воображение» [6].

Кроме того, обогащение перечня-палитры анализируемых ощущений и комплексных переживаний человека во взаимодействии с природой предоставляет человеку фактически альтернативную стратегию холистической, антропологической практики. Основанный на ней конкретный целебный инструмент предполагает более подробное и внимательное исследование и деятельное погружение в природу, с рефлексией своих переживаний.  Такое исследование вовлекает не равнодушного наблюдателя, но человека со своим личным духовно-душевно-телесным опытом и откликом. Круг обыденного сенсорного восприятия как бы расширяется, что, несомненно, повышает саногенный потенциал взаимодействия с природой. 

Для более трезвого осмысления целебных механизмов, заложенных в данном эко-арт-терапевтическом подходе, мы предлагаем использовать призму психологического понятия «переживания» в понимании более сложных психических явлений из классификации М. Коэна. 

Напомним, что психология переживания в отечественной школе, разработанная Ф.Е. Василюком, отмечает важность двух связанных процессов: испытывания и преодоления. В первом случае человек чувствует и ощущает, и это именно то, чему придается весомое значение в классификации «природных чувств и ощущений» М. Коэна. Мы чувствуем холод, жару, голод, жажду, запах цветущей яблони или давление от соприкосновения с упавшими плодами, гладкость или шершавость коры дерева, влажность выпавшей росы или обрушившиеся на нас струи дождя и т.д.

Во втором случае человеку необходимо проделать определенную внутреннюю работу, чтобы пережить трудную ситуацию, найти в ней смысл, перестроить свою жизнь и планы, восстановить душевное равновесие, позволить пробиться надежде, изменить свое отношение к другим людям и миру в целом. Преодолевая жизненный кризис, когда сама почва как будто бы уходит из-под ног, человеку приходится делать определенные выборы, осваивать свое новое место в мире, вглядываться в возможности, строить новый мир, искать и созидать новые смыслы, и для этого обязательно много-много переживать. И здесь должен обязательно произойти переход от «онтологии изолированной индивидуальности» к «онтологии жизненного мира». Практическим инструментом для этого может служить повышение осознанности в общении с окружающей нас природой и более безопасное осмысление в природном пространстве таких своих переживаний из классификации М. Коэна, как например, чувство боли, внешней и внутренней, чувство психического или духовного дистресса, чувство страха, опасения травмы, нападения, чувство физического места, чувство времени и ритма, чувство эмоциональности места, общности, принадлежности, поддержки, доверия и благодарности, чувство себя, включая дружбу, партнерские отношения и власть и др.

Процесс испытывания и процесс преодоления идут вместе, иногда одновременно, иногда последовательно. И это сродни переживанию морского шторма, когда мы испытываем страх, давление, тяжесть и удары бурливой волны, ее холод и соленый вкус. И одновременно стремимся выбраться, боремся, переживаем не только за себя, но и за людей, что оказались рядом с нами, или остались на берегу, лелеем мечту добраться до берега и коснуться ногами земной тверди, выжить, чтобы завершить задуманное или осуществить еще даже не начатое.

Когда мы испытываем переживание, то Наблюдаемое (в данном случае природная среда) предстает как объект, а Наблюдатель — как субъект этого акта. Но даже в этом случае функция отражения предметного мира природы важна не сама по себе, а в соотношении с наблюдателем-человеком, с точки зрения предоставляемых природой возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта и с поиском предметов, способных удовлетворить человеческие потребности. Возвращаясь к примеру с переживанием шторма с морской стихией, вспомним, что в этих условиях любой небольшой предмет, буй, веревка, упавшая в воду ветвь или ствол дерева привлекают наше особенное внимание. Овладев таким объектом, мы переживаем надежду на благоприятный исход, овладеваем всей ситуацией, а выжив, придаем личностный смысл пережитому опыту и иногда заново строим последующую жизнь.

Таким образом, мы видим, что отечественная психология предлагает разграничивать все переживания на те, что протекают спонтанно и те, где человек функционирует как активный Наблюдатель. Первые в описании Ф.Е. Василюка это переживания, которые «не требуя от нас специальных усилий, даны нам непосредственно, сами собой», и «Наблюдаемое здесь активно и является, следовательно, логическим субъектом, а Наблюдатель, наоборот, лишь испытывает, претерпевает воздействие данности, пассивен и поэтому выступает как логический объект». Вторые в этом ряду — это переживания, когда сознание функционирует как активный Наблюдатель, схватывающий свою собственную активность, т. е. и Наблюдатель и Наблюдаемое обладают активной, субъектной природой. Именно к таким деятельным психологическим переживаниям, связанным с рефлексией, на наш взгляд, относятся комплексные «природные чувства» из классификации М. Коэна.

Возьмем пример с «чувством» под номером 37: «Чувство своей колонии, включающее сострадание и восприимчивость к своим собратьям, иногда до степени поглощения сверхорганизмом». Как возможно, и как предлагается современному человеку «почувствовать» себя частью колонии, частью сверхорганизма, воспринять это явление чувственно-сенсорно? В то же время признаем, что у многих людей довольно отчетливо в сложные времена проявляется ощутимая тяга к близким и дальним «собратьям», к тем людям, с которыми чувствуется особенная духовная близость. Для подростков «сверхорганизм» – это референтная группа, состоящая из сверстников, блогеров, фандомов, любимых исполнителей и персонажей, на которых они ориентируются в формировании своего мировоззрения, самоидентичности, ценностей и поведения в целом.

Еще один пример другого «чувства» под номером 50 в данной классификации: «Чувство окукливания, включая строительство кокона и метаморфозы». На чувственном уровне попытка испытать окукливание на себе может привести современного городского жителя в тупик. Другое дело, если индивид способен исследовать и признать свое переживание временного окукливания комплексно, вспомнить его сенсорно, зрительно, осязательно, температурно, эмоционально, мыслительно, двигательно (что соответствует определению понятия «переживание» другими авторами [5]. Например, как в иные дни человек плотно заворачивался в теплое одеяло или плед, сгибая в коленях ноги и приводя их к животу, принимая внутриутробную позу, как кололся шерстяной плед от соприкосновения с кожей, как на некоторое время практически прекращалось общение с близкими и дальними, как эмоциональное бесчувствие и апатия как будто «парализовали» всю чувственную сферу человека, как не хотелось двигаться, вставать с постели, вылезать из-под «одеяла-кокона» даже для приема пищи, как не получалось думать ни о чем, как замедлялось само течение жизни. В этом состоянии возникали мысли о том, что так будет всегда, и это никогда не кончится. Однако наступал момент, и приходилось делать первый шаг и потом многие шаги с кровати и т.д.

Подобное состояние довольно регулярно мелькает в субъективных описаниях-переживаниях и в форме изображений инкапсулированных образов себя во время психотерапии подростковой депрессии. Как видим из этого практического примера, «окукливание» в депрессии является не просто метафорой, но «переживается», т.е. соответствует конкретным переживаниям субъекта, затрагивающим ощущения, восприятие, мысли, чувства, двигательную сферу, волю. Эти переживания нельзя считать исключительно адаптивными. Однако на определенном этапе депрессии они служат удовлетворению некоторых потребностей индивида, например, в сострадании, сочувствии, принятии со стороны близких, в сохранении витальной энергии и др.

ЛевРис.1

Рис.1 Инкапсулированный образ себя в депрессии, девочка 15 лет.

Переживание подобного «комфортабельного заточения» [5] определенным образом как бы готовит индивида к освобождению из «кокона депрессии» и выходу во внешний мир в новом качестве. Эта часть жизненного цикла некоторых подростков безусловно схожа со стадией куколки и пребывания в коконе у многих насекомых. В обоих случаях это переходная стадия между «детской» личинкой и взрослой особью. Задержка в этом состоянии, произошедшая по разным причинам, грозит живому существу гибелью, а человеку тем, что «доброкачественная регрессия» и временная жизнь в коконе сменится на «злокачественную регрессию» [1] и тотальную социофобию по типу жизни поколения японских «хикикомори».

Еще один пример: представим кризисную ситуацию школьника, подвергшегося буллингу. Это довольно часто встречающаяся жалоба в практике психологического консультирования детей, подростков и семей. В перечне «54 природных чувств» присутствует такое «чувство» под номером 52: «Выживание путем присоединения к более устойчивому организму». Данное «чувство» может быть рекомендовано к рассмотрению в коррекционной работе с ребенком, подвергшемся травле с целью преодоления социальной изоляции и налаживания благоприятных поддерживающих социальных контактов. Если предложить «почувствовать» эту умозрительную данность ребенку, подвергшемуся травле, то большинство детей и подростков не смогут ни почувствовать, ни понять, ни описать ее. С другой стороны, с направляющей помощью терапевта, психолога при исследовании различных граней своего эмоционального состояния возможно исследовать состояние успокоения, утешения, сенсорные ощущения, связанные с тактильным контактом (например, бережное похлопывание, поглаживание плеча, руки другом или благожелательным, поддерживающим взрослым человеком, учителем, родителем). «Чувство выживания с присоединением к более устойчивому организму» будет лучше воспринято ребенком, если терапевт сам организует на занятиях заботливую атмосферу с теплым контактом и дружелюбной искренней манерой общения, возможно, за чаепитием, в чутком диалоге со спокойными и уверенными интонациями. Мотив принадлежности, потребность в успокоении всегда реализуются очень индивидуально, а чувство «выживания путем присоединения к более устойчивому организму» становится тогда переживательно наполненным сочувствием, дружеской и/или взрослой поддержкой. Субъективность подобного переживания очевидна, т.к. с этим же взрослым человеком другой ребенок с другими потребностями и не переживший буллинг, может испытывать совсем отличные от этого переживания, также как один и тот же ребенок, находящийся в разных жизненных условиях и семейных отношениях.

В данном случае сама функция переживания-отражения и переживания-деятельности в ситуации взаимодействия для удовлетворения своего мотива и потребностей очень субъективна. Приведенный нами пример имеет довольно позитивную окраску. В практике работы с людьми, находящимися в критической ситуации, мы чаще встречаемся с другими «переживаниями», которые не носят такого адаптивного характера, но в той или иной степени компенсируют-защищают человека до определенного момента на психосоматическом, аффективном, когнитивном, поведенческом уровнях от сложных и тяжелых обстоятельств. Однако для того, чтобы преодолеть их, индивиду требуется много и деятельно переживать, работать душой.

С помощью сочетания экопсихологического подхода и арт-терапевтических методик каждое из комплексных «природных» чувств в контексте переживания-деятельности, переживания-преодоления обретает возможности символического, метафорического выражения, осмысления, доработки, и формирования. Пример такой работы с рассмотренным уже «чувством» под номером 52: «Выживание путем присоединения к более устойчивому организму» приводим ниже.

В этом случае психотерапевтом направленно стимулировался процесс изготовления мандалы из природных материалов в условиях нахождения в необычной природной среде островного экваториального ландшафта. Этапность изготовления мандалы женщиной 50 лет, переживающей утрату ее главной жизненной ценности – семьи в прежнем составе и привычного семейного уклада – представлена на рисунке 2.

Первый этап складывался из присвоения определенных значений кораллам, выброшенным на берег и подобранным женщиной спонтанно, небольшим камушкам, и их размещение в круге на спиленном древесном стволе. Кораллы и камни символизировали членов расширенной семьи, в которую женщина включила близких друзей, коллег, духовника, домашнего питомца, а также уже почивших родных людей. Первичное соприкосновение с древесным спилом, кораллами и камнями привело к глубокому эмоционально-тоскливому переживанию утраты.

На втором этапе был спонтанно подобран упавший с дерева цветок, породивший в сознании женщины символику любви и животворной энергии этого чувства. Размещение огненно-желтого цветка в центре помогло ей актуализировать переживание живительной силы любви, находящейся в центре расширенного круга семьи и мироздания в целом. Цветок как бы скрепил все объекты в единое целое.

Третий этап завершила сама природа: на изготовленную, осмысленную с подробной рефлексией и сфотографированную мандалу села птица и начала клевать кораллы и цветок. Стихийно-природное включение живой природной силы в творческий процесс подарило переживание преобразования, сопровождающееся неизбежной утратой прежнего «орнамента» жизни и рождения нового узора в новом составе. Все вместе этапы создания и рефлексии мандалы способствовали переживанию сопряженности отдельных моментов человеческой жизни, включению себя в мир расширенной семьи, Матери-природы, вселенной, а также глубокому эмоциональному переживанию общности и принадлежности (чувство под номером 34: «Чувство эмоциональности места, общности, принадлежности, поддержки, доверия и благодарности»), построению нового смысла, что дает человеку возможность интегрировать тяжелый опыт и вырасти над самим собой [3].

ЛевФото 2  ЛевФото 3 ЛевФото 4

Рис. 2 Этапы создания мандалы из природных материалов и ее трансформации.

Выдающиеся русскоязычные писатели всегда владели способностью олицетворения природы, разглядывания трансцендентного в природной красоте, проживания особого состояния прозрения и восхождения-элевации к ценностям более высокого порядка рядом с природными силами, объектами. Вспомним диалог князя Андрея Болконского с дубом в «Войне и мир» Л.Н. Толстого [9]. Князь переживает рядом с дубом несколько мгновений, которые зарождают в нем новые планы и надежды с переходом от жизни изолированного существования к жизни, связанной с другими людьми.

Некоторые интуитивно мудрые детские литературные образы дарят нам неповторимые прозрения и сопереживание в соприкосновении с природной средой. Вспомним повесть «День и ночь Чика» Ф. Искандера [4] и путешествие детворы во главе с главным героем в «сказочный лес» в поисках детского «сокровища» – жевательной мастики. Ф. Искандер живописно рассказывает о природном пейзаже, через который пробираются дети. Однако переживанием-испытыванием это путешествие не ограничивается. В нем ярко проявляются и дружеское участие, и сострадание к слабому, и чувство юмора и готовность к игре, которые помогают одурачить встретившуюся им на пути большую собаку. Интересным описанием представляется встреча Чика с деревьями из старого сада. Мальчик смотрит на живые, крепкие оливковые деревья в бывшем княжеском саду. Сначала он испытывает разочарование, т.к. деревья перестали плодоносить. И это выглядит для него «уродливой» ситуацией, когда здоровые деревья не приносят плодов. Однако далее автор умело разворачивает перед нами картину внутренней психологической работы переживания в соприкосновении с этими деревьями, где и Наблюдатель и Наблюдаемое одинаково активны: «Чик слыхал, что после того, как исчез князь, маслины в его бывшем саду перестали плодоносить, хотя расти продолжали. Остальные фрукты продолжали плодоносить, а маслины перестали. Они остались преданными князю. <…> Чик про эти маслины часто думал. Иногда он считал, что их надо вырубить или сжечь, раз они такие упрямые. Да, сжечь, как сожгли дом князя во время революции. Эти маслины смущали его душу своей бессмысленной преданностью. <…> Главное, что князь никогда не вернется. Чик это точно знал, а они продолжали быть преданными, и от этого их обреченная преданность как бы делается еще преданней и трогательней…». Рождение нового смысла мы наблюдаем в этой и подобных сценах деятельного переживания вместе с природой.

Заключение

Нами предпринята попытка сближения эко-арт-терапевтического подхода и классификации 54 природных чувств и ощущений М. Коэна с объяснительным аппаратом отечественной психологии переживания.

На наш взгляд, оба вида переживания, над которыми размышляет Ф.Е. Василюк в своей работе - «переживание-созерцание» и «переживание-деятельность» или переживание-испытывание и переживание-преодоление находят свой отклик и терминологически обоснованы при рассмотрении классификации «54 природных чувств и восприимчивости» для использования и объяснения в психотерапии с русскоговорящей популяцией.

Ценность подобного сближения при работе с людьми, переживающими критические ситуации, заключается, на наш взгляд, в определенной возможности безопасного осознания и придания «успешности» субъективным переживаниям [2]. Соотнося свои переживания в критической ситуации с «54 природными чувствами», индивид получает терапевтический инструмент для рассмотрения их в контексте «удачных переживаний»: 

 - для повышения приспособления к действительности, позволяющего целенаправленно и гибко, в чем-то уподобляясь другим живым организмам и природным явлениям, удовлетворять свои потребности. При этом обеспечивая осознанное, упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов, удерживая субъект от защитного регресса, что постепенно ведет к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами;

- для поддержания базовой целостности психической жизни в совокупном, едином и контролируемом исследовании разных аспектов своих переживаний – аффектов, ощущений, знаний, поведения – в единстве с природной средой;

- для признания и принятия реальной ситуации с активным и комплексным ее исследованием - переживательно-сенсорно, переживательно-мыслительно, деятельно-творчески в общении с природой;

- для обучения способности разбивать всю проблему на мелкие потенциально разрешимые задачи, как это делают другие живые существа;

- активного поиска и принятия помощи, перехода от индивидуальной изолированности к осознанию себя в жизненном мире с природой, другими организмами, со вселенной и др.

Приложение

Чувства, связанные с излучением

1. Чувство высоты и зрения, включая поляризованный свет.

2. Чувство зрения без глаз, например, гелиотропизм или чувство солнца у растений.

3. Чувство цвета.

4. Чувство настроения и соответствующей связи с цветами.

5. Чувство осознания видимости или невидимости индивида и последующей маскировки.

6. Чувствительность к другим излучениям, кроме видимого света, включая радиоволны, рентгеновские лучи и т.д.

7. Чувство температуры и температурных изменений.

8. Чувство времени года, включая способность к утеплению (сбережению тепла), способность впадать в спячку и зимний сон.

9. Электромагнитное восприятие, которые включает способность генерировать ток (как, например, биоэлектрическая активность головного мозга) или другие энергии.

Чувства, связанные с ощущениями

10. Слух, включая резонанс, вибрации, звуковые и ультразвуковые частоты.

11. Ощущение давления, особенно под землей, под водой, а также давление ветра и воздуха.

12. Чувствительность к гравитации.

13. Ощущение выделения (экскреции) для удаления конечных продуктов, а также для защиты от врагов.

14. Ощущения прикосновения к коже.

15. Ощущение веса и равновесия.

16. Ощущение пространства или близости.

17. Чувство вращения или осознание влияния вращения Земли.

18. Чувство движения. Ощущения движения тела и чувство подвижности.

Химические чувства

19. Обоняние с помощью носа и без него.

20. Вкус с помощью языка и без него.

21. Аппетит или чувство голода к еде, воде и воздуху.

22. Охота, умерщвление или желание добыть пищу.

23. Чувство влажности, включая жажду, контроль испарения и умение найти воду или избежать наводнения.

24. Гормональное чувство, как к феромонам, так и к другим химическим стимулам.

Психические чувства

(25-27 это пункты, которые как бы «говорят», что необходимо искать дополнительную естественную притягательность для поддержания благополучия)

25. Боль, внешняя и внутренняя.

26. Психический или духовный дистресс.

27. Чувство страха, опасение травмы, нападения или смерти.

28. Детородные влечения (влечение к продолжению рода), включая сексуальную осознанность, ухаживание, любовь, спаривание, родительство и воспитание детей.

29. Чувство игры, спорта, юмора, удовольствия и веселья

30. Чувство физического места, навигационные чувства, включая детальное понимание сухопутных и морских пейзажей, положения солнца, луны и звезд.

31. Чувство времени и ритма.

32. Чувство электромагнитного поля.

33. Чувство погодных изменений.

34. Чувство эмоциональности места, общности, принадлежности, поддержки, доверия и благодарности.

35. Чувство себя, включая дружбу, партнерские отношения и власть.

36. Доминирование и территориальное чувство.

37. Чувство своей колонии, включающее сострадание и восприимчивость к своим собратьям, иногда до степени поглощения сверхорганизмом.

38. Садово-огородное чутье и способность выращивать культурные растения, как это делают муравьи, выращивающие грибковые, или грибки, выращивающие водоросли, или птицы, оставляющие еду для привлечения своей добычи.

39. Язык и артикуляция, используемые для выражения чувств и передачи информации в любой среде, начиная от танца пчел до человеческих историй и литературы.

40. Чувство смирения, признательности, этики.

41. Чувство формы и дизайна.

42. Здравый смысл, включая память и способность к логике и науке.

43. Чувство разума и осознанность.

44. Интуиция или бессознательная дедукция.

45. Эстетическое чувство, включая креативность и благодарность красоте, музыке, литературе, форме, дизайну, драме.

46. Психическая способность к предвидению, ясновидению, яснослышанию, психокинезу, астральной проекции и возможно к некоторым животным инстинктам и растительной чувствительности.

47. Чувство биологического и космического времени, осознание прошлых, настоящих и будущих событий.

48. Способность гипнотизировать других.

49. Расслабление и сон, включая сновидения, медитацию, осознанность мозговых волн.

50. Чувство окукливания, включая строительство кокона и метаморфозы.

51. Чувство чрезмерного стресса и капитуляции.

52. Чувство выживания путем присоединения к более устойчивому организму.

53. Духовное чувство, включая сознание, возвышенную любовь, экстаз, чувство греховности, глубокой скорби и жертвоприношения.

54. Чувство гомеостатического единства, естественного влечения как единственной материнской сущности и источника всех наших других чувств.

Литература

  1. Баллинт М. Базисный дефект: терапевтические аспекты регрессии. – М.: Когито-Центр, 2002. 
  2. Василюк Ф. Психология переживания. – СПб: Питер, 2015.
  3. Виртц У., Цобели Й. Жажда смысла: Человек в экстремальных ситуациях: Пределы психотерапии. – М.: Когито-Центр, 2014.
  4. Искандер Ф. Софичка: повести. – М.: Эксмо, 2010.
  5. Калшед Д. Внутренний мир травмы: архетипические защиты личностного духа. – М.: Когито-Центр, 2015.
  6. Копытин А.И. Архетипический подход в контексте экогуманитарного подхода // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. - 2020. – Т.1, №2. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 05.01.2025).
  7. Крамер Э. Арт-терапия с детьми. – М.: Генезис, 2013.
  8. Левковская О.Б. Способы самопомощи и самоподдержки психотерапевта при переживании личного горя во время пандемии COVID-19 с использованием творческих технологий и искусства // Сборник материалов Международной научно - практической конференции «Практика исцеления творчеством: Современная арт-терапия в образовании, медицине, социальной сфере» (Кемерово, 15 апреля 2022) / отв. ред. Г. В. Акименко. Кемерово: КемГМУ, 2022. – С. 227-233.
  9. Толстой Л.Н. Война и мир. Т.2 / - [Электронный ресурс]. - URL: https://ilibrary.ru/text/11/p.105/index.html (дата обращения: 01.10.2025)
  10. Шевченко Ю.С., Левковская О.Б., Панов Г.А. Подростковая инициация: традиционные, стихийные, психопатологические и психокоррекционные формы // Психическое здоровье. – 2018. – № 8. – С.53-68.
  11. Э’Коурт Б. Размышления об участии животных в арт-терапии // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2024. — Том. 5, № 1.  [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 01.10.2025)
  12. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – М.: Академический проект, 2009.
  13. Cohen M. J. Reconnecting with nature: Finding wellness through restoring your bond with the earth. – Corvallis, OR: Ecopress, 2007.
  14. Sweeney T. Eco-art therapy: Creative activities that let Earth teach. Theresa Sweeney, ISBN-13: 978-0615901473

Ссылка для цитирования

Левковская О.Б. 54 природных чувства в эко-арт-терапевтическом подходе: Попытка осмысления через призму психологии переживания // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2026. – T. 7, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Levkovskaya O.B. 54 natural feelings in the eco-art-therapeutic approach: An attempt to understand through the prism of the psychology of experience // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2025. – Vol.7, №1. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y

 


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.