Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Паркер-Белл Б. ВСТРЕЧИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ: ПО ОДИНОЧКЕ И ВМЕСТЕ

Паркер-Белл Б. ВСТРЕЧИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ: ПО ОДИНОЧКЕ И ВМЕСТЕ

« Назад

УДК 159.99

ВСТРЕЧИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ: ПО ОДИНОЧКЕ И ВМЕСТЕ*

Барбара Паркер-Белл

директор магистерской программы арт-терапевтического образования Флоридского государственного университета, президент Аккредитационной комиссии Американской арт-терапевтической ассоциации (Таллахасси, шт. Флорида, США)

Аннотация

Статья подготовлена на основе доклада доктора Паркер-Белл, представленного на 24-ой ежегодной конференции «Арт-терапия сегодня» 7-8 мая 2021 г.. Представлен опыт проведения занятий изобразительным искусством, посвященных развитию навыков психологической саморегуляции у выпускников арт-терапии в Университете штата Флорида во время пандемии COVID 19. Из-за ограничений, связанных с необходимостью проведения онлайн-обучения в период пандемии, реализация мастер-класса в учебной аудитории оказалась сложной задачей. Поэтому было решено использовать эко-арт-терапевтический формат обучения, проводя занятия на свежем воздухе на территории и в окрестностях Таллахасси. В статье представлены работы и размышления преподавателя и студентов, касающиеся ценности занятий изобразительным искусством на свежем воздухе с целью психопрофилактики. Темы, которые были затронуты в результате размышлений, включали повышение осведомленности о полезности взаимодействия с природой для снижения стресса, восстановление связи с природой и другими людьми, а также переживание положительных эмоций, связанных с созерцанием природы и работой с натуральными материалами.

Ключевые слова: эко-арт-терапия, природа, психологическая самопомощь, саморегуляция

 

Введение

Размышляя о перспективах моей роли преподавателя арт-терапии, преподающего курс занятий изобразительным искусством в качестве формы психологической самопомощи для студентов арт-терапевтической программы Университета Флориды во время пандемии, я сначала испытывала тревогу и сомнения. Сначала я сомневалась, что такой курс, реализуемый дистанционно, посредством работы в виртуальном пространстве в период пандемии и самоизоляции, может быть эффективен. В то же время, я подумала о значительных возможностях для саморегуляции, которые заключает в себе обращение к природе как источнику красоты, вдохновения и безопасности. В конце семестра я смогла в общении со студентами донести до них мысль, которая нашла у них живой отклик: «Хотя мы многое потеряли во время пандемии, природу нельзя было отнять у нас» [9]. Природа смягчает наши потери. Связь с природой и моими учениками вернула мне чувство общности и единения. Реализация этих возможностей в форме курса занятий изобразительным искусством на свежем воздухе в 2021 году будет описана ниже.

 

Важность концепций студийного искусства и психологической самопомощи

Курс занятий под названием «Студийное искусство и психологическая самопомощь» (Studio Art and Self-Care Concepts) предлагается в Университете штата Флорида в Таллахасси для студентов магистерской программы по арт-терапии. Этот курс был разработан и добавлен в учебную программу Университета штата Флорида в 2018 году и связана с преставлением о том, что забота о своем психологическом благополучии является важным навыком, который необходимо формировать у будущих уже подготовленных арт-терапевтов. Эшли Буш [2] отмечает:

«Быть психотерапевтом – все равно что быть певцом. Наш основной рабочий инструмент – это мы сами. Мы отвечаем за звук, тембр, вибрато и тон. Поэтому нам нужно хорошо заботиться о нашем инструменте…» (Р.27).

Студенты учебной программы по арт-терапии выбирают ее, осваивают ее в качестве своей будущей профессии, учась обеспечивать безопасное пространство для отношений и творчества, поддерживая в ней рост процессы позитивных психологических изменений. Исследования показали, что клиенты ценят терапевтические отношения и психотерапевтов, которые демонстрируют теплоту, сочувствие, надежность, человечность и терпение [8]. Тем не менее, интенсивная работа со значительными затратами душевных сил и энергии создает повышенные нагрузки для арт-терапевтов. Факторы, связанные с профессиональной деятельностью, могут приводить к истощению ресурсов здоровья специалиста. В долгосрочной перспективе недостаток пополнения личных ресурсов может подорвать эффективность работы арт-терапевта, снизить качество психотерапевтических отношений и привести к профессиональным нарушениям [1]. Если мы плохо питаемся, мы не можем кормить других. Возвращаясь к метафоре Буш, можно заявить, что без заботы о себе как основном инструменте психологической помощи мы будем издавать слишком резкие, дисгармоничные звуки, и это будет негативно сказываться на состоянии слушателей. Забота о себе для арт-терапевта связана с его этической ответственностью перед клиентами. Обучение методикам эффективной самопомощи готовит арт-терапевтов к долгой и плодотворной карьере.

 

Цели курса «Студийное искусство и психологическая самопомощь»

Как отмечалось выше, задачи курса «Студийное искусство и психологическая самопомощь» связаны с этическим императивом психологической самопомощи. В 2021 году мы столкнулись с дополнительной проблемой использования и изучения стратегий самопомощи во время пандемии. Хотя задачи курса, с учетом пандемии, достаточно амбициозные и трудновыполнимые, мы постарались их решить. Эти задачи включали изучение роли художественного творчества в процессе самопомощи, развитие творческой идентичности студентов, а также содействие профессионально-личностному развитию студентов и осознанию ими их собственного художественного языка. Это связано с представлением о том, что чем больше арт-терапевт знает себя и свой собственный художественный язык, тем лучше он сможет понять значение произведений искусства и художественный язык других людей, в том числе, своих клиентов. В рамках курса мы также исследовали роль выставочной деятельности в арт-терапии и влияние выставок на социальную среду. Помня об этих задачах, мы вместе работали над созданием поддерживающего студийного пространства, где можно было бы получить опыт художественно-творческой деятельности и психологической самопомощи через искусство.

 

Решение проблем пандемии

В предыдущие годы курс «Студийное искусство и психологическая самопомощь» проводился в большом, красивом и хорошо оборудованном студийном классе. При этом богатство учебного опыта студентов, связанного с занятиями изобразительным искусством, зависело от опыта создания произведений искусства в компании сверстники и инструкторов. Однако в 2021 году политика в отношении пандемии и меры безопасности потребовали, чтобы мы проводили занятия в режиме онлайн, хотя поначалу мы надеялись, что вакцина в скором времени снимет ограничения. Многие студенты разъехались по домам, и мы оказались разобщенными. Новая реальность пандемии потребовала, чтобы студенты присоединялись к занятиям из разных мест и общались друг к другом и инструкторами с помощью компьютерных технологий. Моя задача заключалась в том, чтобы адаптировать курс таким образом, чтобы противостоять пандемическим реалиям, занимаясь изобразительным искусством за пределами обычной учебной студии.

В конце декабря 2020 года, когда я сидела за компьютером, пила кофе и планировала свои занятия на семестр вперед, я мечтала о вдохновляющих совместных занятиях изобразительным искусством с коллегами и студентами. Я беспокоилась о потере этой возможности и сомневалась в своей способности создать соответствующую обстановку, занимаясь с моими учениками в виртуальной среде. Тем не менее, размышляя о своих возможностях, я выглянула в окно и увидела, что природа манит меня. Я обратила внимание на прекрасные цветущие камелии, которые, казалось, говорили: «Выходи на улицу. Встречайся на природе. Пообщайся с нами». В тот момент я стала думать об освоении опыта эко-арт-терапии. Меня воодушевила возможность использовать природную среду как студию для занятий изобразительным искусством. Я представляла себе учеников, поддерживающих безопасную социальную дистанцию, но при этом рисующих на свежем воздуха, ощущающих запахи цветов и трав, погружающихся в естественный визуальный и звуковой ландшафт.

4

Рис. 1. Паркер-Белл, Б. (2021 г.). Цветущие цветы камелий. [Фотография]. Таллахасси, Флорида: Личная коллекция.

 

Осваивая эко-арт-терапию: в одиночку и вместе

Я сформулировала задачи обучения эко-терапии для курса занятий, который должен был включать освоение литературы, занятия изобразительным искусством на лоне природы и регулярной рефлексии опыта. Я предложил каждому студенту поучаствовать в трех сеансах эко-терапии в разных местах вокруг Таллахасси и дала им возможность выбрать конкретные места. Студенты могли либо присоединиться к занятиям на открытом воздухе, сохраняя при этом безопасное социальное дистанцирование и ношение масок, либо могли выбрать альтернативное природное место для самостоятельных занятий на свежем воздухе, если они не чувствовали себя в достаточной безопасности для встреч или если они больше не находились в Таллахасси. Всем студентам было предложено освоить эко-арт-терапию посещая занятия изобразительным искусством на свежем воздухе и читая рекомендованную литературу. После каждого сеанса, независимо от того, участвовали ли мы в одиночку или вместе, мы размещали созданные изображения и описания в виртуальном пространстве для просмотра всем сообществом. Приведенные ниже описания демонстрируют, как развивались семестровые события и ответы.

Кладбище Старого города Таллахасси

Первым местом, где прошло занятие на свежем воздухе, было кладбище Старого города Таллахасси. Даже сейчас кажется несколько удивительным, что мы пошли на кладбище, особенно во время пандемии. По правде говоря, кладбище не было нашим первым выбором, но в силу обстоятельств мы оказались на этом месте. Это место оказалось важным для наших размышлений. Во время пандемии нас окружала смерть. Мы беспокоились о собственной жизни и жизни наших близких. Мы чувствовали себя изолированными, и все же, когда мы пришли на кладбище, мы почувствовали связь с чем-то, что находится за пределами нас. Мы чувствовали связь со временем, с природой, с жизненными циклами. В связи с этим я сфотографировала пень дерева, которое погибло, но дало новую жизнь. Во время пребывания на кладбище я сидела перед этим пнем и ощущала дух его возрождении. Я рисовал на природе и сосредоточилась на отражении тех природных объектов, которые переживали возрождение.

Поприветствовав друг друга, я и студенты затем индивидуально прогулялись по кладбищу и нашли места для рисования с натуры. Мы оставались социально дистанцированными на протяжении большей части занятий, но вернулись вместе в конце сеанса, чтобы сообщить о своем опыте перед тем, как разойтись. Я считаю, что эти моменты общения в начале и в конце занятий поддерживали нас в сложной ситуации изоляции.

55

Рис. 2. Паркер-Белл, Б. (2021 г.). Кладбище Старого города Таллахасси. [Фотография]. Таллахасси, Флорида: Личная коллекция.

66

Рис. 3. Паркер-Белл, Б. (2021 г.). Возрождение. [Фотография]. Таллахасси, Флорида: Личная коллекция.

77

Рис. 4. Паркер-Белл, Б. (2021 г.). Возрождение. [Деталь, рисунок пастелью]. Таллахасси, Флорида: Личная коллекция.

Студентка Син Хуэй Лим описана свой опыт участия в сеансе эко-терапии на кладбище следующим образом:

«Я была воодушевлена, когда нашла в книге «Зеленая студия: природа и искусство в психотерапии» главу «Средовая и экологическая фототерапия: экотерапевтическое применение фотографии как выразительного средства» Копытина [6]. Эта глава помогла мне связать мое увлечение фотографией с арт-терапией, а также с окружающей средой. Во время осознанной прогулки на кладбище в Старом городе у меня появилась возможность расширить границы своего переживания и осознанного присутствия в среде и задуматься над вопросом: «Что мне делать дальше в этой неопределенной ситуации?» Присутствуя и размышляя о природной среде, я осознаю, что жизнь – это бесконечный цикл. Независимо от того, переживаем ли мы радость или печаль, мы являемся частью единой линии жизни. Я почувствовала себя маленьким облаком, плывущим на ветру, которое со временем может рассеяться. Размышляя о смысле жизни, я нашла ответ на свой вопрос. Подняв глаза, я увидела могилу, на которой было написано: “Я сохранил веру”.

Я создала мандалу, используя натуральные материалы, поднятые с земли, чтобы передать жизненный цикл и возможность его осознания. Опыт эко-арт-терапии напомним мне о моей забытой страсти к жизни и о мужестве двигаться дальше».

88

Рис. 5. Лим С.Х. (2021 г.). «Жизненный цикл». [Фотография]. Таллахасси, Флорида: Личная коллекция.

Музей и сады Гудвуда

Следующее место, которое мы посетили, был Гудвудский музей и сады Таллахасси. Это место отличается красивой природой, но имеет сложную историю. В XIX веке здесь была семейная плантация и ферма, на которой использовался рабский труд. Когда мы посетили это место, нам нужно было фокусироваться не только на самих себе и, природе, но и задуматься об исторических фактах, вязанных с угнетением и страданием. Эти трудные факты заставили нас выйти за рамки нашего опыта и проблем, связанных с пандемией. Двое из трех участниц занятия решили рисовать с натуры, вдохновленные работами Джин Дэвис [3]. Я была одним из этих людей. Я сидела в этом красивом месте, глядя на одно из зданий, окруженное красивыми старыми дубами и цветущими кустами и делала зарисовки с натуры. Как указывает Джин Дэвис [4],

«Созерцая природную среду, мы можем по-настоящему увидеть и ощутить постоянные изменения, которые есть в природе, будь то восходящее солнце, развевающее травы, или тени, которые становятся длиннее и темнее» (Р. 66).

Я также размышляла об отношениях тех, кто занимался сельским хозяйством и жил в этом месте.

99

Рис. 6. Паркер-Белл, Б. (2021 г.). Музей и сады Гудвуда [Фотография]. Таллахасси, Флорида: Личная коллекция.

  100

Рис. 7 Parker-Bell, B. (2021 г.). Здание плантации [Фотография] Таллахасси, Флорида: Личная коллекция.

11

Рис. 8. Паркер-Белл, Б. (2021 г.). Гудвудские сады [Карандашный набросок]. Таллахасси, Флорида: Личная коллекция.

Тропы Лафайет – Парк наследия Таллахасси

Наше последнее занятие проходило в парке наследия Таллахасси. Здесь я встретилась с тремя студентками. Мы коротко обменялись идеями встречи, а затем по отдельности пошли искать места, которые находили у нас отклик. На фотографии ниже изображено красивое озеро в парке и один из рыбацких полуостровов, где можно прогуляться и погрузиться в природу. Кроме того, при желании участники занятия могли пройти по обсаженным деревьями пешеходным маршрутам вокруг озера.

121

Рис. 9. Паркер-Белл, Б. (2021 г.). Парк наследия Лафайет [фотография]. Таллахасси, Флорида: Личная коллекция.

Николь Риверо, студентка, которая участвовала в изучении парка наследия Лафайет, сообщила:

«В этот день на занятии эко-арт-терапией я встретилась с несколькими своими сокурсниками в парке Лафайет. Я до этого прочла статью Чанга и Нетцера под названием «Изучение природных материалов: творческое снижение стресса для работающих в городских условиях» [3]. Я прошлась по парку и расположилась у воды. Я нарисовала карандашом то, что чувствовала, будучи студентом во время очень загруженного и напряженного семестра. Закончив этот рисунок, я решила пойти по пешеходной тропе парка и поискать натуральные материалы для своих следующих работ. Как только я нашла подходящие натуральные материалы, к которым я почувствовал тягу, я нашла другое подходящее место и создала из этих материалов подобие скульптуры. Это занятие по эко-арт-терапии помогло мне замедлиться и стать более внимательной к окружающему миру. Я поняла, что в спешке повседневности я не даю себе возможности замедлиться и сосредоточиться на природе. Я определенно планирую продолжить занятия эко-арт-терапией как форму психологической самопомощи после окончания семестра».

13

Рис. 10. Риверо Н. М. (2021 г.). «Перегруженный человек». [Рисунок]. Таллахасси, Флорида: Личная коллекция.

14

Рис. 11. Риверо, Н. М. (2021 г.). «Естественное выражение». [Фотография]. Таллахасси, Флорида: Личная коллекция.

Я тоже рисовала в парке Лафайет и нашла отражение своим мыслей и переживаний в строках Наор [7] в ее главе «Выражение полноты человеческой природы через естественную среду». Я прошла через парк, вышла на маленький полуостров и разложила свои художественные материалы; Я почувствовала связь с природой и начала ценить свое небольшое присутствие в гораздо более обширном природном ландшафте. Я рассмотрела концепцию экологического Я и важность моей взаимосвязи с природой. Делая это, я чувствовал себя менее одинокой в своем опыте и более связанной с постоянно существующей природной средой. Я начала рисовать автопортрет на внешней стороне коробки, которую принесла с собой. Я собрала природные материалы из своего путешествия, поместила их в эту коробку и вернулась домой, чтобы завершить работу над портретом и передать внутренний ландшафт моего Я, наполненного природой.

15

Рис. 12. Паркер-Белл, Б. (2021 г.). «Снаружи: Автопортрет с природой». [Гуашь, акрил]. Таллахасси, Флорида: Личная коллекция.

16

Рис. 13. Паркер-Белл, Б. (2021 г.). Внутренний автопортрет с природой [Смешанная техника, включая природные объекты] Таллахасси, Флорида: Личная коллекция.

После заключительного занятия по эко-арт-терапии я попросила студентов обобщить свой опыт и письменно проанализировать его на основе концепций эко-арт-терапии. Студентам было предложено отметить эко-арт-терапию и природоохранные практики, которые особенно им понравились, и определить, какие практики они будут внедрять в свои будущие работу в клиниках или в практике самопомощи. Помимо неформальных обсуждений на занятиях, эти отчеты сыграли важную роль в моем понимании опыта студентов.

 

Выводы

Я считаю, что серия занятий, связанных с занятиями изобразительным искусством на природе, была ценна для студентов. Всего в этом курсе занятий приняло участие 16 студентов. Основные темы и результаты занятий касались того, что студенты чувствовали большую связь с искусством и самими собой и с группой в целом. Студенты отметили снижение уровня стресса и высоко оценили полученные знания, связанные с современными концепциями эко-терапии. Многие также отметили, что, вероятно, будут использовать полученный опыт в своей арт-терапевтической практике в будущем.

Я попросила участвующих студентов Син Хуэй Лим и Николь Риверо рассказать о своем опыте через месяц после окончания цикла занятий. Они признались, что занятия эко-арт-терапии позволили им снять стресс и установить связь с другими людьми, природой и самими собой. Они согласились с тем, что занятия изобразительным искусством на природе помогли им стать более внимательными к внешнему миру и собственным переживаниям. Оба студента также указали, что занятия помогли им осознать важность удовлетворения своих потребностей в заботе о своем психологическом благополучии. Хотя Риверо до начала курса занятий не уделяла какого-либо внимания каким-либо занятиям на природе, дни эко-терапии стимулировали ее тягу к методам поддержки психологического благополучия.

Лим напомнила, что она часто исследовала природу в своей родной стране, но, когда она переехала в Соединенные Штаты, она обнаружила, что у нее больше нет на это времени. Этот курс помог ей осознать, насколько важна для нее природа, и побудил ее снова расставить приоритеты. Наконец, студенты сообщили о важности продолжения заботы о себе и сохранения связи с природой на протяжении всей своей профессиональной карьеры.

 

Благодарности

Выражаю свою благодарность Александру Копытину, который предоставил мне возможность поделиться моим опытом. Благодарю Николь Риверо и Син Хуэй Лим за предоставленное разрешение поделиться своим творчеством и написание письменных отчетов о практике, а также всем студентам мастерской, которые участвовали в занятиях эко-арт-терапии во время пандемии.

Литература

  1. Abramson A. The ethical imperative of self-care: For mental health professionals, it is not a luxury // The Monitor on Psychology. 2021. April/May. – P. 47-53.
  2. Bush A. D. Simple self-care for therapists: Restorative practices to weave through your workday. W.W.: Norton & Co, 2015.
  3. Chang M. & Netzer D. Exploring natural materials: Creative stress-reduction for urban working adults // Journal of Creativity in Mental Health. – 2019. Vol.14, 2. Р.152-168.
  4. Davis J. Drawing nature // Environmental expressive therapies: Nature-assisted theory and practice (Eds. A. Kopytin & M. Rugh). – New York: Routledge/Taylor & Francis, 2017. – P. 123-160.
  5. Hinz L.D. Beyond self-care for helping professionals: The expressive therapies continuum and the life enrichment model. New York: Routledge, 2019.
  6. Kopytin, A. Environmentally and eco-based phototherapy: Ecotherapeutic application of photography as an expressive medium. // Green studio: nature and the arts in therapy (Eds. A. Kopytin & M. Rugh). New York: Nova Science Publishers, 2016. – P. 155-178.
  7. Naor L. Expressing the fullness of human nature through the natural setting // Environmental expressive therapies: Nature-assisted theory and practice (Eds. A. Kopytin & M. Rugh). – New York: Routledge/Taylor & Francis, 2017. – P. 205-255.
  8. Norcross J.C., & VandenBos G.R. Leaving it at the office. A guide to psychotherapist self-care, (2nd Ed.). New York: Guilford Press, 2018.
  9. Parker-Bell B. Meeting outdoors: Alone and together in nature during pandemic times. [Keynote presentation]. 24th Annual Conference: Arts Therapies Today: Arts Therapies in Education, Medicine, Social Sphere, Online (2021, May 7).

 

Ссылка для цитирования

Паркер-Белл Б. Встречи на свежем воздухе: по одиночке и вместе // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Parker-Bell B., Meeting outdoors: alone and together in nature // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice2021. – Vol.2, №2[open access internet journal]. – URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y)
О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 4 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.