Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Александрова Н.М. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВУЗЕ

Александрова Н.М. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВУЗЕ

« Назад

УДК 37.033                                                                DOI: 10.24412/2713-1831-2020-1-46-53 

alexandrova.jpg

Александрова Наталья Михайловна

д. пед. наук, профессор, заведующая Научно-экспериментальной

педагогической лабораторией ФГБОУ ВО

«Высшая школа народных искусств (академия)»

(Санкт-Петербург, Российская Федерация)


 

Аннотация

Статья посвящена анализу современного состояния экологического образования в художественном вузе и выявлению приоритетов его развития. Установлены цели и задачи экологического образования в художественном вузе. Раскрыты негативные факторы, влияющие на снижение уровня экологической подготовки в вузе. Приведены примеры осуществления экологического образования в ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». Подробно раскрыты содержание и среда образования. Приведены примеры художественно выполненных взаимосвязей человека и природы с помощью изобразительных средств в виде изделий традиционного прикладного искусства, которые служат обязательным компонентом сред обучения. Выделены перспективные направления развития экологического образования в художественном вузе.

Ключевые слова: художественный вуз, экологическое образование, окружающая среда, образовательный стандарт.


 

Введение

Художественные вузы в настоящее время реализуют многодисциплинарную модель экологического образования (ЭО). Модель предусматривает освоение экологической учебной информации, которая включена в программы учебных дисциплин различных модулей базовой и вариативной частей учебного плана, а также в содержание учебных дисциплин модулей блока «Дисциплины по выбору». Ознакомление с теоретической основой научных дисциплин экологии на лекционных занятиях по учебным дисциплинам подкрепляется на практическом обучении – практических работах, практиках, в том числе пленэрной.

Обобщенной целью многодисциплинарного экологического образования является освоение тех базовых теоретических и практических основ экологии, которые имеют значение для жизнеобеспечения студента, а также для выпускника как субъекта профессиональной деятельности.

Важные задачи, которые решаются в вузе на пути к достижению этой цели:

- получение знаний по биологическому, личностному, социальному, художественно-технологическому, творческому аспектам экологии;

- воспитание студентов на принципах целенаправленности общения с окружающей средой, прогностичности, единства сознания, переживания и действия.

Базовой идеей ЭО является экологически грамотно осуществляемая художественная профессиональная деятельность специалистов, бакалавров, магистров, что зависит от освоенных экологических знаний, умений и прочности их постижения.

Однако в итоговые аттестации студентов по освоению содержания учебных дисциплин оценивание экологических знаний и умений не входит. Считается, что используемая в образовании многодисциплинарная модель ЭО предусматривает постепенное и не закрепленное за отдельной дисциплиной усвоение экологических знаний и практических умений общего и частного (профессионального) характера. Эти знания и умения, формируемые в течение всего четырехлетнего (бакалавриат), шестилетнего (специалитет) и двухлетнего (магистратура) обучения в вузе, выявляются только на последнем курсе, а точнее при выполнении выпускной квалификационной работы. И их можно оценить в соответствии с установленными профессиональными компетенциями, которые выдвигаются самостоятельно вузами. Так, например, оценка данных компетенций может происходить на основе показа в пейзажах сценок из взаимоотношений животных или человека и животных, бережного отношения людей к природе, принимая во внимание экологически грамотное использование студентами отходов художественно-творческой деятельности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) по направлению «Живопись» или «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» даже в блоке общекультурных компетенций не выделены экологические или природопользовательские компетенции. Присутствуют компетенции, косвенно связанные с экологическими. Например, по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (уровень бакалавриата) выдвинуты компетенции: способность к коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, владение анализом для осознания социальной значимости своей деятельности и несения ответственности за принятие решений. Если считать, что межличностное взаимодействие включает в себя эколого-психологические требования к личности человека, социальная значимость подразумевает и экологосоциальную значимость, а профессиональная ответственность невозможна без ответственности экологической, то установленные ФГОС компетенции можно считать и экологически направленными.

Однако, как показывает образовательная практика в вузе, если во ФГОС четко не прописаны экологически значимые компетенции, то их использование преподавателями не предусматривается при создании программ учебных дисциплин. В этой ситуации возникает необходимость приоритетно разрабатывать преподавателями учебных дисциплин общекультурного, общепрофессионального и профессионального циклов экологические компетенции и включать их в процесс оценивания результатов обучения и воспитания будущих бакалавров, специалистов, магистров.


 

Концепция и эксперимент в области экологического образования в художественном вузе

Более подробно рассмотрим это на примере конкретного Санкт-Петербургского художественно вуза – ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» (ВШНИ), существующего с 2003 года. В данном учебном заведении осуществляется подготовка по нескольким направлениям художественного высшего образования:

- основное направление – декоративно-прикладное искусство и народные помыслы (54.03.02, 54.04.02);

- специальность – живопись, специализация №4 "Художник-живописец (церковно-историческая живопись)", 54.05.02.

Фактически этот вуз единственный в России, где получают образование художники на уровне бакалавриата и магистратуры по более чем 20 видам традиционного прикладного искусства нашей страны. К ним относятся: федоскинская лаковая миниатюрная живопись, палехская лаковая миниатюрная живопись, мстерская лаковая миниатюрная живопись, холуйская лаковая миниатюрная живопись, киришское художественное кружевоплетение, вологодское художественное кружевоплетение, михайловское художественное кружевоплетение, ижеславское художественное кружевоплетение, скопинское художественное кружевоплетение, рязанское художественное кружевоплетение, художественная вышивка (ивановская строчка, кадомский вениз, крестецкая строчка и др.), нижнетагильская лаковая живопись по металлу, холмогорская художественная резьба по кости, богородская художественная резьба по дереву, лаковая живопись по керамике – ростовская финифть и др.

В вузе разработана концепция экологического образования. Программа ее реализации предусматривает непрерывное экологическое обучение и воспитание, которое охватывает все образовательные направления и все курсы. По сути это система ЭО, внедренная не только в высшее образование, но и в среднее профессиональное, так как вуз подготавливает художников и среднего профессионального уровня.

Системообъединяющим и системообразующим фактором ЭО является постигаемая будущими художниками определенной квалификации экологически грамотная профессиональная деятельность и развитие особых качеств личности, таких как осознание непреходящей ценности жизни, природы, активности в их защите.

Ввиду того, что ЭО является фундаментальной основой любой практической деятельности, базой устойчивого развития, содержание ЭО в подготовке художников включает здоровьесберегающие технологии, личностно и социально значимые коммуникации, природопользовательскую ответственность за совершаемую художественно-профессиональную деятельность. Перечисленное содержание образования не противоречит, а, наоборот, соответствует и раскрывает установленные ФГОС компетенции к среднему профессиональному и высшему художественному образованию.

Содержание ЭО, как известно, руководит применяемыми в подготовке художников дидактическими и методическими образовательными условиями. Содержание образования или обучения занимает по значимости дидактических характеристик второе место (после целей) и отвечает на вопрос чему учить [4, с. 157]. С этих позиций уделим внимание содержанию ЭО в художественном вузе.

Уже в содержании учебных дисциплин («Философия», «История», «Русская литература» и др.) общекультурного модуля базовой части учебного плана подготовки художников-бакалавров в области конкретного традиционного прикладного искусства в ВШНИ представлены: сведения о развитии экологических знаний в истории художественных ремесел России, сущность экологически грамотной художественно-технологической работы, философское и социальное значение экологии и природопользования и др. Экологическое содержание этих учебных дисциплин дополняется информацией о сущности экологии, ее предметах изучения, экологических законах и принципах. Это связано с тем, что студенты, поступившие в вуз после общеобразовательной школы, не всегда имеют четкие представления о научных разделах экологии (экологии человека, социальной экологии, промышленной экологии) и хорошие знания ее основ.

В художественный модуль базовой части включены такие учебные дисциплины, как: «Академический рисунок», «Декоративный рисунок», «Академическая живопись», «Теория и история традиционного прикладного искусства», которые преподаются на протяжении всего обучения в вузе. Эти дисциплины знакомят студентов с влиянием отдельных химических веществ, содержащихся в маслах и красках, как форм загрязнений, влияющих на здоровье художника и окружающую среду, со способами защиты от химических загрязнений. Как известно, влияние антропогенных факторов на окружающую среду и человека усиливается и студентам важны знания о них, чтобы принять меры безопасности во время своей учебно-профессиональной и будущей профессиональной деятельности [5].

Кроме того, благодаря введению в подготовку художников дисциплины «Теория и история традиционного прикладного искусства» расширилась возможность углубленно изучить: исторические корни традиционных художественных промыслов, а вместе с тем историко-экологическое значение их для развития деятельности человека; экологические особенности материалов, из которых изготавливаются изделия художественных промыслов.

В содержании учебной дисциплины «Декоративный рисунок» будущие художники учатся перерабатывать натуралистически грамотно выполненный рисунок (академический) в декоративный. Чем вернее и правильнее с биоэкологических позиций будет выполнен рисунок, тем более точной будет его декоративная переработка [3], а значит, повысится качество конкретного художественного изделия. На рис. 1 представлена декоративная переработка растительной натуры, выполненная студенткой О. Радакиной, обучающейся в бакалавриате по профилю «художественный металл».

alexandrova1

Рис. 1. Натурный и декоративный рисунки кукурузы, выполненные студентами бакалавриата. Внизу рисунка проект элемента ювелирного изделия


 

Отсюда перспективным является продолжение формирования биоэкологических знаний на занятиях по дисциплинам художественного модуля базовой части плана.

В содержании дисциплин «Декоративная живопись», «Пластическая анатомия», «Цветоведение и колористика», «Академическая скульптура и пластическое моделирование» художественного и исполнительского модулей вариативной части учебного плана в целях непрерывного развития экологических знаний и умений присутствует информация об особенностях изображения растений и животных, фито- и зооценозов определенного региона России, сложности художественного выражения пространственной структуры биоценозов и ярусности фитоценозов. На рис. 2 представлен вариант декоративной переработки живописного изображения животного, выполненный студенткой на занятиях по дисциплине «Декоративная живопись». Декоративная переработка натурного изображения повторяет позу, движение, общий вид животного, однако в соответствии с профессионально-художественной направленностью подготовки художника студентка выполнила декоративную переработку в стиле нижнетагильской декоративной росписи. На это указывают нижнетагильские кистевые мазочки и розочки, изображающие шерсть бобра, а также тонкие завитушки, называемые в нижнетагильской росписи привязкой.

alexandrova2.png

alexandrova3.png

Рис. 2. Натурное изображение бобра (А) и его декоративная переработка (Б) в стиле холуйской лаковой миниатюрной живописи. Выполнено студенткой Томашевой Оксаной, 3 курс. Руководитель – П.Е. Серов

Особое место в этом ряду учебных дисциплин занимает «Пластическая анатомия». С позиций экологического профессионального образования она призвана сформировать знания о безопасных для человека движениях мышц тела, биоэкологически верном изображении движущихся или находящихся в статической позе людей и животных.

Закрепленные в вариативной части плана учебные дисциплины по профилям (видам) традиционного прикладного искусства, например, по профилю художественной вышивки – дисциплины «Проектирование», «Композиция художественной вышивки», «Технология и материаловедение», «Исполнительское мастерство по художественной вышивке», продолжают формировать экологические знания и умения, но уже сугубо узкопрофессиональные.

Одним из доказательных примеров этого является содержание обучения дисциплине «Технология и материаловедение» по профилю «холуйская лаковая миниатюрная живопись». Содержание этой дисциплины обязательно должно включать в себя информацию о сырье (химическом составе заготовок под роспись из папье-маше, об экологически безопасном процессе создания темперных красок на натуральной основе), художественной технологии (о незагрязняющем окружающую среду процессе получения заготовок различных форм из папье-маше, о безопасном для здоровья человека нанесении красок и лака на изделие) и экологически значимых физических, химических, эстетических характеристиках выполненных художественных изделий. В содержание дисциплины посредством ее учебной программы и созданных для ее изучения учебных пособий преподаватели ВШНИ непременно вводят экологически значимые показатели сырья, безопасное и комфортное для художника использование оборудования и инструментов, экологические характеристики изготовленных изделий.

Весь срок пребывания в вузе студенты погружены в среду, экологически комфортную для развития творчества, но и обладающую свойством обучения биологически и экологически верно выполнять изделия традиционного прикладного искусства.

Для этого преподаватели оформляют среду учебных аудиторий и мастерских лучшими образцами изделий традиционного прикладного искусства и их проектами. Студенты, изучая образцы и проекты, углубляются в историко-географический и художественно-технологический аспекты конкретных видов традиционного прикладного искусства, познают состав ценозов, особенности сред обитания и их живописного стилевого изображения.

Например, в художественных произведениях холуйской лаковой миниатюрной живописи мастерски изображаются горы, реки, водопады, озера [1]. С биологической точностью показана природа береговых склонов, внешний вид и состав растительных сообществ, сценки из жизни животных и людей (см. рис. 3, 4). В лаковой миниатюре автора Л.Л. Никонова (рис. 4) изображены сценки ловли рыбы в реке, сельской жизни и творческого процесса художника-миниатюриста. Это произведение искусства благодаря свойственной ему художественно-стилистической специфике, как и другие произведения традиционного прикладного искусства, погружает студентов в мир изучения взаимоотношений человека и природы, что является важной составляющей экологического образования и воспитания.


alexandrova4  

Рис. 3. Пластина «Кому живется весело, вольготно на Руси». 2012 г. Автор: М.А. Ершова. Руководитель: Ю.А. Бесшапошникова. Холуйская лаковая миниатюрная живопись


alexandrova5.png

Рис. 4. Пластина «Мой Холуй». 2014 г. Автор: Л.Л. Никонов. Руководитель: Ю.А. Бесшапошникова. Холуйская лаковая миниатюрная живопись

Еще одним примером художественно переданных взаимосвязей человека и природы является изготовленное выпускницей бакалавриата В. Петряновой по профилю «Художественное кружевоплетение» изделие платье "Солнечные маки" (рис. 5).

Кружевное платье "Солнечные маки" выполнено в традиционной сцепной технике плетения на коклюшках. Оно является уникальным современным произведением искусства художественного кружевоплетения ввиду того, что не повторяет ни один из известных видов кружевоплетения (вологодское, елецкое, михайловское, ижеславское, рязанское, киришское и др.). Этот вид кружевоплетения можно отнести к образованному в ВШНИ Санкт-Петербургскому современному виду. Для него характерно сочетание нитей разной тонины, состава и внешнего вида, а также включение элементов кружева, ранее не применяемых в художественном кружевоплетении. Впервые в истории искусства художественного кружевоплетения использована мохеровая нить и в фоне (белая сетка), и в основном узоре изделия. Но вернемся к узору платья. Солнечный яркий свет изображен в виде ярчайшей белой фоновой сетки. На ней декоративно переработанные маки смотрятся не только красиво, но и празднично. Именно такое чувство испытывает человек, когда смотрит на них в солнечный день.

alexandrova6

Рис. 5. Платье "Солнечные маки". Автор В. Петрянова. ВШНИ, 2015 г. Руководитель Е.А. Лапшина. Сцепная техника плетения. Материалы: мохер, мулине.

Садовые маки действительно очень крупные цветы, и на платье цветки мака и листья также крупные. Покрытые волосками листья декоративного мака изображены на платье с помощью мохеровой нити. Натуральная изрезанность листьев на платье и общая неординарность растения имитируется не только геометричностью в изображения листьев, но и неровностью нижней части платья и резко выступающими частями листьев и цветков при оформлении горловины.

Удивляет в этом платье и то, что на нем изображены цветки в «фас» и в «профиль». А это очень верно с позиций того, как человек смотрит на цветы, которые растут перед ним. Ведь только один или два цветка мы видим как бы сверху (в фас), но большинство цветков видим иначе.

Заканчивая обсуждение этого произведения, можно сказать, что студентке великолепно удалось передать в нем гармоничность, красоту и мощь мака, а также чувство восхищения и любования им человеком в солнечный день.

Изучение подобных произведений традиционного прикладного искусства мотивирует студентов воплощать творческий замысел с применением экологических взаимосвязей. Это становится незримым требованием к выполнению художественных произведений в традиционном прикладном искусстве.


 Выводы

Приведенные примеры иллюстрируют современное состояние ЭО в художественном вузе, а именно повышенное внимание к изучению биологических оснований экологии, переносу экологических знаний с помощью художественно-технологических средств выражения в произведения.

Учитывая это, а также усиление антропогенного воздействия на человека и среды жизни [2], приоритетами развития ЭО в художественном вузе являются:

- корректировка учебных программ обучения дисциплинам всех частей и модулей учебного плана, осуществляющаяся преподавателями периодически и учитывающая достижения экологии, состояние окружающей среды, здоровья человека, профессиональный профиль подготовки и биологический и экологический уровень знаний и умений студентов;

- разработка критериальной оценки экологических знаний и умений студентов и внесение ее в процесс оценивания обучения учебным дисциплинам и практикам;

- поиск и применение инновационных методов, средств и форм обучения экологии с учетом художественной направленности видов искусств и возможностей культурно-образовательного пространства вуза.


 Литература

  1. Бесшапошникова Ю.А. Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – СПб.: 2015. – 227 с.

  2. Лакарова Е.В Влияние вредных и опасных факторов окружающей среды на подростков в мегаполисе / Е.В. Лакарова // сетевой электронный журнал «Традиционное прикладное искусство и образование». – 2019, № 4. Адрес доступа http://dpio.ru/stat/2019_4/2019-04-17.pdf

  3. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – М., 2009. – 190 с.

  4. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. – Издание 3-е, переработанное. – М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. – 456 с.

  5. Тенетилова Л.А. Влияние антропогенных факторов окружающей среды на человека в современных условиях / Л.А. Тенетилова // Вестник сельского развития и социальной политики. – 2016, № 4 (12). – С. 78-84.


 

Ссылка для цитирования

Александрова Н.М. Приоритеты развития экологического образования в художественном вузе // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Aleksandrova N.M. Priorities for the development of ecological education in the art university // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2020. – Vol.1, №1. 

 


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.