Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Сизоненко Т. ХЕЛЕН И НЬЮТОН ХАРРИСОН: КАЛИФОРНИЙСКИЙ ПРОЕКТ

Сизоненко Т. ХЕЛЕН И НЬЮТОН ХАРРИСОН: КАЛИФОРНИЙСКИЙ ПРОЕКТ

« Назад

УДК 7.072

 

ХЕЛЕН И НЬЮТОН ХАРРИСОН: КАЛИФОРНИЙСКИЙ ПРОЕКТ

sizonenko-2c-tatiana

Сизоненко Татьяна

Доктор философии, историк искусства и отмеченный наградами куратор, работающий на темы эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени.  Является преподавателем истории искусств на кафедре искусств, медиа и дизайна Калифорнийского государственного университета в Сан-Маркосе. Обладатель нескольких стипендий, включая стипендию Гарвардского университета «Joint Villa I Tatti-Dumbarton Oaks Fellowship for Eastern Mediterranean Studies» и стипендию Getty Research Institute «Connecting Art History» для участия в исследовательском проекте «From Riverbed to Seashore». Ее глава об архитектуре эпохи Возрождения включена в книгу под редакцией доктора Алины Пейн, The Land Between Two Seas (Brill, 2022). Она также опубликовала другие рецензируемые статьи в США и России. Является автором и редактором книги Helen and Newton Harrison: California Work (Deutscher Kunstverlag, 2024).

Аннотация

В обзоре освещается недавняя монографическая выставка «Хелен и Ньютон Харрисон: калифорнийский проект», в рамках проекта Getty Foundation's Pacific Standard Time, Art & Science Collide, 2024-25. Куратором выставки выступила Татьяна Сизоненко. Выставка, которая была представлена ​​в четырех художественных галереях Сан-Диего, представила обзор совместной художественной практики Хелен и Ньютон Харрисон, объединила концептуальное искусство, науку и экологию. Харрисоны посвятили пять десятилетий своей новаторской работы восстановлению экосистем. Согласившись «не делать никакой работы, которая не приносит пользы благополучию Сети Жизни», Харрисоны переосмыслили ответственность художника и искусства перед разворачивающимся планетарным кризисом.

Ключевые слова: экологическое искусство, Сеть Жизни, изменения климата, экосистемы

 

Введение

«Хелен и Ньютон Харрисон: калифорнийский проект»  новаторская иммерсивная выставка площадью 17 600 квадратных футов  недавно прошла в Сан-Диего в рамках Getty's Pacific Standard Time, Art & Science Collide  общепризнанной региональной художественной инициативы, в которой в 2024-2025 годах приняли участие более 70 музеев и художественных организаций. Выставка полностью финансировалась Фондом Getty, а дополнительные частные средства были предоставлены принимающими площадками.

Выставка продемонстрировала альянс искусства и науки (прежде всего, экологии), а также единство искусства и социального активизма в творчестве Хелен и Ньютона Харрисон, известных под общим обозначением Харрисоны, которые были одними из самых первых и самых известных художников-экологов. Впервые сосредоточившись на калифорнийских работах, созданных в период с конца 1960-х по 2018 год, выставка подчеркнула выдающиеся достижения этих двух выдающихся преподавателей Калифорнийского университета в Сан-Диего, чьи инициативы по созданию новых форм сотрудничества искусства и науки основали совершенно новую область — экологическое искусство. Выставка проследила развитие их прорывных концепций и методов, с помощью которых Харрисоны будут вдохновлять мир искусства на протяжении десятилетий.

Выставка также бросила вызов некоторым существующим критическим замечаниям об их творчестве как о своего рода спекулятивной фантастике. Она показала, что Харрисоны добавили новое измерение в науку с помощью своих стратегий постановки творческих вопросов, независимых исследований и экспериментов, а также дизайна и перформативной художественной визуализации для представления научных данных.

Fig 2

Рис. 1. Фотография Хелен и Ньютона Харрисон, 1980-е гг. Предоставлено Harrison Family Trust

Куратором выставки выступила Татьяна Сизоненко, доктор философии, историк искусства, специализирующаяся на искусстве эпохи Возрождения, модерна и новейшего времени. Идея проведения выставки впервые обсуждалась ею с Ньютоном Харрисоном во время ее визитов в Санта-Крус летом и осенью 2019 года. По счастливой случайности, Хит Фокс, исполнительный директор исторического общества Ла-Хойи, пригласил ее внести предложение о выставке в рамках конкурса грантов фонда Getty Foundation's Pacific Standard Time: Art & Science Collide 2024. При поддержке сотрудников фонта Getty предварительная заявка была изменена, чтобы предложить четырехчастную ретроспективную выставку о Харрисонах, которые сыграли выдающуюся ​​новаторскую роль в экологическом искусстве.

Выставка «Хелен и Ньютон Харрисон: калифорнийский проект» была представлена ​​одновременно в четырех местах в Сан-Диего и около него, включая Историческое общество Ла-Хойи (организатор выставки), Калифорнийский центр искусств (Эскондидо), Художественную галерею Центральной библиотеки Сан-Диего (в центре города) и Художественную галерею Мандевиля (Калифорнийский университет в Сан-Диего). На выставке калифорнийские работы Харрисонов рассматривались в хронологическом и тематическом порядке: «Городская экология», «Пророческие работы», «Спасение Запада» и «Сады будущего».

Проект выставки был разработан в ходе прямых консультаций с покойным Ньютоном Харрисоном (20 октября 1932 г. — 4 сентября 2022 г.). Татьяна Сизоненко работала с cыном Харрисонов с 2019 года над темами выставки и выбором соответствующих объектов для экспозиции. 220-страничная книга выставки содержит критические эссе и подборку интервью, посвященных калифорнийским работам Харрисонов, и 120 полноцветных изображений, впервые документирующих многие из выставленных произведений искусства.

С помощью иммерсивных инсталляций, проекций, архивной работе и видеодокументации выступлений и интервью, а также публичных программ, созданных специально для этого случая, выставка подчеркнула новаторские способы, которыми Харрисоны взаимодействовали с наукой, и то, как, основываясь на пророческих текстах по поводу проблем изменения климата (тема, к которой они впервые обратились в 1974 году), они в своем творчестве осваивали планетарную систему отсчета. На своих четырех площадках выставка исследовала потенциал искусства Харрисонов для генерации жизненно важных новых смыслов, вовлекая зрителей в диалог о разворачивающемся экологическом кризисе  величайшей проблеме нашего времени. Выставка охватила широкий круг зрителей, включающий этнически и экономически разнообразное население, жителей мегаполисов и провинции, студентов до пожилых людей, а также местных и иностранных посетителей.

Хелен и Ньютон — выдающиеся фигуры в американском искусстве, которые считали себя постконцептуальными художниками. Они вновь ввели этическое измерение в современное искусство, решив, что не будут заниматься дальнейшей работой, если она не принесет пользы экосистеме. Приверженность Харрисонов улучшению нашего мира путем соединения искусства с наукой, социальной политикой и окружающей средой привела к появлению новой междисциплинарной художественной практики, известной сегодня как экологическое искусство, которое они активно практиковали как искусство выживания.

Выставка подчеркнула веру Харрисонов в то, что искусство может изменить мир к лучшему, не только обогащая и вовлекая зрителей, но и предлагая решения проблем, обнаруженных художниками в сотрудничестве с учеными, инженерами и социальными планировщиками. С эстетической точки зрения калифорнийские работы служили лабораторией и игровой площадкой для разработки и освоения уникальных художественных идей и стратегий, которые Харрисоны позже применяли в других местах по всему миру.

Выставка продемонстрировала, что означает для художника работать на стыке науки, городского планирования, дизайна и экологической политики; что художник привносит в решение экологических задач, чем отличается его точка зрения и методы от тех, которые характеризуют профессионалов, работающих в области экологии; как взаимодействие с наукой влияет на художественную практику и ее продукты. Выставка показала ответы на эти вопросы и подчеркнула роль Харрисонов в создании искусства, которое реагирует на проблемы экологии и взаимодействует с окружающей средой, социальной практикой, наукой и технологиями.

Площадки и разделы выставки

Одной из площадок проведения выставки явилось Историческое общество Ла-Хойи, которое разместило экспонаты California Work: Urban Ecologies в трех своих галереях, расположенных в оживленном городском художественном центре Ла-Хойи, по соседству с недавно отремонтированным Музеем современного искусства Сан-Диего. На 1490 квадратных футах выставочного пространства California Work: Urban Ecologies проследила формирование экологической основы для совместной практики Харрисонов в конце 1960-х — 1990-х годах. Инсталляция подчеркнула начало их художественного сотрудничества, развитие и эволюцию их идей об экосистемах и открытие различных подходов к рекультивации земель, восстановлению каньонов и водоразделов и восстановлению естественного баланса в нарушенных экосистемах в городских условиях. Начиная с того времени, когда экология только становилась модным термином, Харрисоны раздвинули рамки концептуального искусства конца шестидесятых годов в новом направлении, выбрав экологию как практику, связанную с этическими вопросами.

Галерея 1 приглашала посетителей познакомиться с тем, как художники реагировали на множество технологических, экономических и экологических проблем, которыми были отмечены 1970-е годы, и как их произведения функционировали как система раннего оповещения об экологической катастрофе и предлагали предложения по выживанию в трудные времена деградирующей экосистемы планеты. Чтобы продемонстрировать растущую озабоченность Харрисонов в деле восстановления верхнего слоя почвы, который находится под угрозой во многих местах планеты, их обеспокоенность экологическими угрозами и истощением природных ресурсов, все семь произведений Survival были выставлены вместе с фотодокументацией и видеопроекцией: Making Earth (1970), Hog Pasture (1971), Brine Shrimp (1971), Portable Fish Farm (1971), La Jolla Promenade (1971), Portable Orchard (1972), Portable Farm (1972) и Crab Farm (1972).

Призывая к трансформации индустриальной продовольственной системы и присущего ей загрязнения среды, эти первые экологически критические работы предоставили прогрессивные примеры для сельского хозяйства. Начиная с Survival Pieces. художники начали делать эстетический выбор, основанный на научных знаниях: проводя эксперименты во время общения с учеными из Института океанографии Скриппса, Харрисоны занялись возделыванием земли, выращивая на ней растения, чтобы отстаивать то, как люди могут взять на себя ответственность за сельскохозяйственное производство.

Fig 3

Рис. 2 Вид инсталляции в Галерее 1, включающей Making Earth (1969) и Survival Piece I (1971) во время открытия на базе Исторического общества Ла-Хойи. Предоставлено Историческим обществом Ла-Хойи.

Галереи 2 и 3 знакомили зрителя с другими влиятельными калифорнийскими работами Харрисонов, которые были либо предложены, либо приняты в качестве политики по восстановлению естественного баланса в нарушенных экосистемах и городских пространствах. В Галерее 2 зрители имели возможность увидеть, как художники обозначали и решали изучали вопросы рекультивации земель и регионального экологического развития с помощью серии предложений для Сан-Диего, которые никогда не выставлялись с момента их первоначального просмотра на конференциях. Среди них были Horton Plaza (1978), San Diego Round Through Air, On Foot, Across Waters (1984) и Miramar Landfill (1992). Это были проекты городского развития, каждый из которых был разработан в интересах общественного блага. В галерее 3 были представлены более поздние работы Харрисонов, посвященные экологии, которые демонстрировали их основные экологические проблемы: как восстановить находящиеся под угрозой исчезновения реки, водоразделы и каньоны, фрагментированные в Калифорнии плотинами и каналами для контроля наводнений. Зрители смогли увидеть оригинальные проектные предложения, фотографии и документацию для Arroyo Seco Release, A Serpentine for Pasadena (1985). Хотя проект не был реализован, он отразил городскую экологию, скомпрометированную широко распространенным использованием каналов для контроля наводнений в Большом Лос-Анджелесе. Демонстрируемая впервые с момента ее первоначальной презентации, работа Devils Gate, A Refuge for Pasadena (1987) была масштабной многокомпонентной инсталляцией, подчеркивающей приверженность художников восстановлению естественной среды обитания, региональных парков и водоразделов. Приглашенные Pasadena Garden Club, художники исследовали экологические условия в нижнем Арройо, который был разрезан пополам, что привело к фрагментации экосистемы и разрушению изначальной среды обитания. Их проект предлагал преобразование большого мусорного бассейна, полного токсичных отходов, в увеличенный региональный парк Oak Grove рядом с Лабораторией реактивного движения в Пасадене. С помощью фотографий местности и оригинальных рисунков зрители столкнулись с видением художников нового повествования для региона, восстанавливающего озеро, водопады и естественную среду обитания, а также улучшающего свойства сдерживания и контроля за наводнениями мусорного бассейна. Эта работа сама по себе подчеркнула подход Харрисонов к экологической рекультивации, восстановлению и переосмыслению конкретных водоразделов и конечных экологических систем в Лос-Анджелесе, организовав в связное повествование такие фактические материалы, как архивные карты и фотографии опустошения окружающей среды.

Зрители также смогли понять проблемы, связанные с городским развитием в Калифорнии, познакомившись с полностью реализованным California Wash, Santa Monica Promenade (1988-1997), отмеченным наградами проектом Харрисонов для городской дорожки и сада для местных калифорнийских растений. Благодаря оригинальным чертежам проекта и фотографиям местности зрители узнали об исчезающих местных экосистемах и нездоровой городской трансформации, а также о том, как кварталы, особенно в неблагополучных сообществах, где часто нет парков, могут быть обогащены экологически спроектированными зелеными насаждениями.

California Work: Urban Ecologies представила около пятидесяти произведений искусства, включающих рисунки, фотографии, фотообои, предложения по дизайну, фотомонтажи и карты, подкрепленные слайд-проекциями. Все работы были предоставлены в аренду студией Харрисонов в Санта-Крус. В соответствии с преобразующей повседневной эстетикой Харрисонов, публичный прием, некоторые из выставочных программ и связанные с ними семинары проходили на лужайке на территории исторического общества Ла-Хойя, а также вокруг перголы и сада Вентури, в то время как публичные лекции и другие мероприятия проводились в специально оборудованном лекционном зале Balmer Annex.

Чтобы подчеркнуть перформативный характер их искусства, передняя лужайка была использована для воссоздания двух работ Харрисонов, Making Earth (1969) и Portable Orchard (1971). В начале 1970-х годов Хелен и Ньютон построили рыбные фермы, передвижные сады и пастбища для проведения общественных праздников в таких местах, как Галерея Хейворда в Лондоне, Новая национальная галерея в Берлине, Музей современного искусства Хьюстона, Музей современного искусства Лос-Анджелеса и несколько университетских художественных галерей. Харрисоны всегда использовали формат выставки с намерением увидеть, как их предложения сходят со стен и в конечном итоге производят эффекты, направленные на социальную и экологическую справедливость.

рр4

Рис. 3. Вид инсталляции Галереи 1, демонстрирующей Цикл Лагуны (1974-84) в Калифорнийском центре искусств в Эскондидо. Предоставлено Историческим обществом Ла-Хойя

Калифорнийский центр искусств в Эскондидо, культурный узел для одной из крупнейших пригородных и сельских территорий в округе Сан-Диего, представил California Work: The Prophetic Works в трех галереях общей площадью 6800 квадратных футов. Эта выставка познакомила зрителя с перспективными исследованиями и визуализацией Харрисонов о существующих условиях водной системы Северной Калифорнии, их размышлениями об интенсивном орошаемом земледелии в Центральной долине и их пророческими исследованиями целых систем, решениями и размышлениями о парниковом эффекте и ускоряющемся изменении климата. Посетители имели редкую возможность увидеть монументальную инсталляцию Харрисонов и их раннюю знаковую работу The Lagoon Cycle (1974-84), сложные 360-футовые фотообои из 60 частей, которые первоначально экспонировались в Музее Герберта Ф. Джонсона в Корнеллском университете (1985) и Музее искусств округа Лос-Анджелес (1987), а затем была приобретены Центром Жоржа Помпиду в Париже. Эта работа никогда не выставлялась полностью в Сан-Диего и не была представлена ​​публике с момента ее приобретения Францией в 1997 году.

Самая большая галерея, Галерея 2, была полностью отведена под этот особый концептуальный и экологический художественный проект, разработанный как визуализация оригинальной экспериментальной научной работы Харрисонов. Инициированный Крабовой фермой (1972), Цикл Лагуны был изначально задуман как прототип водного фермерства, который мог бы поддерживаться в условиях музея или художественной галереи как произведение искусства. Цикл Лагуны наметил исследовательскую структуру, рассматривающую то, как живые организмы реагируют на определенную среду, и был, по словам Харрисонов, «основой для десятилетия работы». Созданный как декорация и мультимедийная монументальная фреска, Цикл Лагуны отражает реальные исследования Харрисонов лагун и обрамляет научные данные тестами в форме поэтических диалогов между Крабом как центральной фигурой и героем — Создателем Лагуны (Lagoonmaker), чьи истории пересказываются мифическими альтер эго, в некотором роде преувеличениями самих Хелен и Ньютона.

Цикл Лагуны заложил методологические основы для произведения искусства, являющегося исследовательским проектом, связанным с пониманием сложных экосистем (таких как лагуны и водоразделы). Он также выступил основой для восстановительного сельского хозяйства и водопользования, показал реальность ускоряющегося изменения климата. Он заканчивается пророчеством о том, что происходит сейчас: подъем океана, крах экосистемы и сама цивилизация в состоянии стресса. Цикл Лагуны привлекает посетителей не только своей поразительной визуальной формой, вокруг которой можно ходить во время просмотра, но и поэзией, которую читали студенты-актеры, чтобы отразить оригинальные выступления Хелен и Ньютона. Галерея 1 выделила еще три монументальных и философски значимых произведения искусства: «Размышления о Великих озерах Северной Америки» (1977), «Размышления о реке Сакраменто, дельте» (1976-77) и «Размышления о Габриэлиньо» (1976). Зрители увидели инсталляции, посвященные управлению природными ресурсами в Калифорнии, экологическому интеллекту коренных народов, таких как Габриэлиньо, а также их геноциду испанскими колониальными правителями, приведшему к экоциду вследствие развития современных эксплуататорских методов ведения сельского хозяйства. Работа Харрисонов поможет зрителям узнать масштаб государственных и федеральных сельскохозяйственных субсидий, которые усиливают интенсивное орошаемое земледелие в Центральной долине Калифорнии для максимальной корпоративной прибыли. Эти работы, сделанные в 1970-х годах, имеют еще более сильный резонанс сегодня, когда мы боремся с продолжительными засухами и все более сильными лесными пожарами. Исследования и выводы Харрисонов представляют собой аргумент в пользу сокращения орошаемого земледелия, прогресса в переработке воды и улучшения охвата и участия общественности в определении водной политики.

Fig 5

Рис. 4 Вид инсталляции, демонстрирующей Sierra Nevada, An Adaptation (1998-2011), включающей семь больших панелей с фототекстом и картой, а также 36-футовую интерактивную напольную карту Sierra Nevada (2011) в художественной галерее Центральной библиотеки Сан-Диего. Предоставлено Историческим обществом Ла-Хойя и Хелен

Посетители также увидели другие масштабные иммерсивные инсталляции, воплощающие растущую обеспокоенность Харрисонов по поводу ускорения изменения климата, восстановления рек и водоразделов, а также необходимости изменения политики в области использования и управления природными ресурсами в Калифорнии. В галерее Tower Gallery была представлена ​​выставка The Bays of San Francisco Become a 162000-haectarial Lagoon When The Ocean Rises Three Meters (2007-2013), в которой исследуются последствия повышения уровня воды, вызванного повышением температуры и таянием льда.

Выставки во всех трех галереях были посвящены представлению двенадцати многокомпонентных инсталляций Харрисонов. Они включали мультимедийные работы, крупномасштабные фотообои, специально разработанные карты, фототекстовые панели, рисунки, видео- и аудиоинтервью с художниками и цифровые проекции. Материалы для этой выставки были предоставлены студией Харрисона в Санта-Крус, Музеем современного искусства Сан-Диего, галереей Various Small Fires в Лос-Анджелесе и Центром Жоржа Помпиду в Париже.

Центральная библиотека Сан-Диего разместила California Work: Saving the West в своей единственной галерее площадью 2900 квадратных футов на крыше новой девятиэтажной, ультрасовременной главной библиотеки города в центре городского ядра Сан-Диего. Saving the West позволила посетителям глубоко погрузиться в серию работ, являющихся результатом исследований Харрисонов хрупкой и находящейся под угрозой исчезновения экологии туманного леса Тихоокеанского побережья и гор Сьерра-Невада, при этом картографирование этих сложных экосистем и водоразделов было в центре их работы с 1990-х по 2014 год.

На выставке была представлена ​​44-футовая карта туманного леса Тихоокеанского побережья и масштабное исследование его водоразделов, оба из которых являются частью Serpentine Lattice (1993); семь больших фототекстовых и картографических панелей, включающих первоначальные и окончательные предложения по Sierra Nevada, An Adaptation (1998-2011); 36-футовая интерактивная напольная карта из Sierra Nevada (2011); шестнадцать изображений водоразделов из Sierra Nevada (2011); видеопроекция Serpentine Lattice (2014); и видео Fires in the West (2016). Инициированная Serpentine Lattice в 1993 году, выбранная серия работ показала растущую обеспокоенность Харрисонов проблемой ускорения изменения климата и ухудшения состояния окружающей среды, в частности, острой необходимостью внесения изменений в политику использования и управления природными ресурсами в Калифорнии и во всем мире.

Fires in the West (2016) затронула необратимую экологическую деградацию лесов в Калифорнии, на которую негативно повлияли изменение климата, промышленные процессы и принятая государственная политика. Благодаря иммерсивным и интерактивным экспозициям, галерейным беседам, панельным дискуссиям и чтению поэтических текстов Харрисонов студентами-актерами. посетители исследовали экологические проблемы планетарного значения, а также стали свидетелями проницательного взаимодействия Харрисонов со разными течениями экологической науки. Экспонаты для этой выставки, пополнившие в общей сложности тридцать шесть произведений искусства, поступили из студии Харрисона в Санта-Крус и Художественного музея Невады в Рино.

Расположенная в самом сердце Калифорнийского университета в Сан-Диего в Ла-Хойе, с населением в 35 000 студентов, художественная галерея Мандевиля представила California Work: Future Gardens. Представленная в одной галерее площадью 2500 квадратных футов, Future Gardens, задуманная как часть серии Force Majeure, говорила о надежде Харрисонов спасти планету перед лицом кризиса, вызванного изменением климата и его угрозой многим экосистемам Земли. Зритель мог насладиться оригинальными рисунками, фототекстовыми панелями, фотографиями и концептуальными проектными предложениями, документирующими Тибет как возвышенность (1990-2016), Сад горячих ветров и теплых дождей (1995/2003-8), Саагехен: испытательный полигон (с 2007 г. по настоящее время, в горах недалеко от Тахо) и Будущий сад для Центрального побережья Калифорнии (с 2018 г. по настоящее время, в Дендрарии Калифорнийского университета в Санта-Крус).

Зрители узнали о концепции Харрисонов «форс-мажора» и их адаптивных реакциях на давление на планетарные экосистемы, которые подвергаются негативному влиянию промышленных процессов по мере ускорения глобального потепления. Когда они создали Центр изучения форс-мажора (2012-настоящее время) в Калифорнийском университете в Санта-Крус, Харрисоны приняли этот юридический термин, относящийся к обстоятельствам, которые находятся вне контроля вовлеченных сторон, для описания состояния планеты. Как содиректоры Центра, они сотрудничали с небольшими группами биологов, климатологов, городских планировщиков и других экспертов, чтобы перепроектировать культуру в ожидании глобальных экологических событий — подъема уровня воды, штормовых нагонов, сокращения береговых линий и пожаров, охватывающих огромные массивы суши, которые вызывают катастрофы.

Харрисоны показали, что необходимо вкладывать согласованные усилия в проектирование будущих экологий, которые смогут функционировать в новых температурных режимах и условиях окружающей среды. Future Gardens — это серия предлагаемых решений, которые предвосхищают крупные планетарные события и требуют соответствующей адаптации. В обоих проектах Sagehen: A Proving Ground и Future Garden for the Central Coast of California

Харрисоны разработали контрпредложение относительно того, что, по прогнозам, должно было произойти из-за повышения температуры, потери снежного покрова и других резких изменений условий окружающей среды. По сути, их предложение включало повторное терраформирование, содействие миграции видов на более высокие высоты и широты, а также экспериментирование с видами, которые смогут адаптироваться к более высоким температурам в будущем.

В сотрудничестве с учеными художники реализовали новый вид деятельности в качестве ретерраформеров, планетарных садовников, ответственных за адаптацию видов, создание экосистем сукцессии и реорганизацию человеческих поселений. Идеально подходящая для университетской обстановки, Future Gardens вовлекала студентов и более широкую аудиторию в обсуждение границ художественного агентства, приглашая зрителей поразмышлять о больших возможностях искусства как сферы сотрудничества художников с междисциплинарной наукой, как формы упреждающего биорегионального планирования и как работы по ретерраформированию, которая является чем-то большим, чем просто нереализуемая метафора перед лицом экологического вымирания. Работа Харрисонов расширила не только методологию, но и содержание как искусства, так и науки, приняв совершенно новое этическое измерение и внося вклад в активное производство знаний. Экспонаты для California Work: Future Gardens, в общей сложности тридцать произведений искусства, поступили из студии Харрисона в Санта-Крус.

Заключение

На всех своих четырех выставочных площадках выставка «Хелен и Ньютон Харрисон: калифорнийский проект» представила публике широкий спектр медиа, включая крупномасштабные фотообои, рисунки, фотографии, фототекстовые коллажи, фотообои, карты, эскизы проектов и предложения. Эта выставка не была бы возможна без щедрой поддержки и приверженности многих людей. Хизер Макдональд и ее коллеги из Программного отдела Фонда Гетти и из PST Art поощряли и поддерживали этот амбициозный проект с самого начала. Хит Фокс, Лорен Локхарт, Бонни Домингос, Сеси Мосс и все участвующие сотрудники музея поддержали проект и помогли воплотить его в жизнь. В подборку вошло более 100 отдельных работ и 12 крупномасштабных многокомпонентных иммерсивных инсталляций (цикл «Лагуна» состоял из 60 частей), предоставленных во временное пользование студией Харрисона в Санта-Крус, Центром Жоржа Помпиду в Париже, Музеем искусств Невады, Музеем современного искусства Сан-Диего и несколькими частными коллекционерами через галерею Various Small Fires в Лос-Анджелесе.

Примечание: Выставочный каталог представлен здесь https://www.amazon.com/Helen-Newton-Harrison-California-Work/dp/3422802118

https://www.barnesandnoble.com/w/helen-and-newton-harrison-tatiana-sizonenko/1146449721?ean=9783422802117

Ссылка для цитирования

Сизоненко Т. Хелен и Ньютон Харрисон: калифорнийский проект // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2025. – T. 6, №2. [Электронный ресурс]. – URLhttp://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Sizonenko T. Helen and Newton Harrison: California Work // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2025. – Vol.6, №2. – URL: http://ecopoiesis.ru

 


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.