Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ В РЕЗОНАНСЕ С ЗЕМЛЕЙ

В РЕЗОНАНСЕ С ЗЕМЛЕЙ

« Назад

В РЕЗОНАНСЕ С ЗЕМЛЕЙ

В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» создан раздел, названный «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, созданные читателями и членами редакции журнала, отражающие отношения человека с миром природы, являющиеся результатом творческого союза человека и Земли. В этом выпуске представлена подборка стихов Беверли Э’Коурт (Финдхорн, Шотландия). Она практикует арт-терапию с 1981 года, став пионером ее холистического направления, выступает за признание в арт-терапии важного значения поэтического языка, тела, экологии и мировых культурных традиций. Сделав подборку своих новых стихов, она дала следующее пояснение:

Эти «хвалебные стихи» я обычно сочиняю буквально на ходу, и они часто полностью складываются во время прогулок в том виде, в котором они представлены здесь. Правда, иногда отдельные места стихов я могу позже отредактировать.

Стихотворение «Посвящение Богородице» было вдохновлено шотландским поэтом, писателем и драматургом Джорджем Маккеем Брауном и наполнено знакомыми любому шотландцу образами, характерными для культурной традиции северо-восточных сельскохозяйственных регионов. Это стихотворение передает мою благодарность и чувство преданности, которые я испытываю по отношению к одному из наших местных бенедиктинских монастырей XII века, где 26 монахов сохраняют тепло, гостеприимство и целительные силы этого духовного святилища, куда многие местные жители приходят для созерцания. Мне нравится играть с традиционными формами поэзии, выражая при этом личные темы.

Я считаю, что, расслабляясь в определенном ландшафте, мы можем почувствовать себя самой природой, успокаиваемся и отвлекаемся от напряжения и умственных усилий. Как хорошо описал основатель нейродвигательного подхода в психотерапии Моше Фельденкрайз, мы можем слушать себя и свое тело как часть самой природы с ее энергиями, протекающими через нас.

Воображение, как и телесные ощущения, является символическим средством, благодаря которому единый природный поток энергии переживается в сознании и обретает свои формы.

Мне часто кажется, что мои прогулочные песни и стихи приходят ко мне «извне»: природа «поет» через меня и создает свои «стихи» также посредством меня, когда я на нее настраиваюсь во время прогулок.

Это древний опыт, о котором писали многие художники, шаманы, пророки и прорицатели.

бэк

Прогулка по Северной Португалии

Блуждающая прогулка:

Следуя невидимым песенным строкам,

Река бесед между телом и землей неторопливо течет.

Ноги и легкие мой путь окрыляют,

А сосны и кедры шепотом откликаются им в ответ.

Бризы колдуют звуками моря,

Слышу, как внутри тела изливается источник песни.

Все, что встречаю на своем пути, слышит мой молитвенный гимн.

Ноги слагают ритм,

А серебристые мотыльки, пугливые ящерицы

И бабочки, похожие на ангелов, размером с ладонь,

Чьи черные крылья окаймлены золотом,

Ныряют в потоки ветра, покачивающего сосны и эвкалипты.

Их кора разворачивает свой пергамент

Лимонно-зеленых и янтарных оттенков,

Их прошлогодние пряди хрустят под ногами,

Диктуя свои тексты, становящиеся моей хвалебной песней.

Шаг за шагом пою, ступая по земле вдоль реки,

Вслушиваясь в текучий блуждающий мир,

Который, как и я, звучит как огромный единый хор.

 

Богоматерь Северо-Востока

(по мотивам Джорджа Маккея Брауна)

Посылаю свое почтение Медовой Богоматери,

Свету на спине медоносной пчелы.

 

Мое почтение Богоматери Тайного Знания,

Заключенного между мякотью сливы и ее кожурой.

 

Почтение Богоматери Разума,

Чувствую его в поцелуе чертополоха, в глазу кита.

 

Мое почтение Богоматери Участия,

Звучащего в каплях дождя,

Являющего себя в крещении ливнем на коже,

От которого одежда становится мокрой.

 

Почтение Богоматери безвозвратной поэзии,

Рождающейся в самолетах, сбитых «дружественным огнем»,

В размышлениях о вражде и прощении,

О любви даже там, где ей, кажется, места нет.   

 

Почтение Богоматери Верного Сердца,

Сокрытого в верховьях реки, куда в нерест устремляются лососи,

В отце, который готов многое сокрушить, но не поднять на дитя свою руку,

В ангелах, падающих, потому что не перестают нести наше бремя.

 

Почтение Богоматери Музыки и Созвездий,

Звучащей в песне глубоководной медузы,

В лучах гавани солнца-звезды,

В Кассиопее, рассеявшей свой свет среди космических вод.

 

Почтение Богоматери Заботы о Земле,

Явившей себя дождевым червём,

Вспаханной землей, потрескавшейся от солнца,

Или умытой и напоенной дождем.

 

Почтение ячменю высотой по пояс,

Богоматери спелых зерен,

Продляющих жизнь и ее святой настой.

 

Пурпурное озеро / 21 строка

(в стиле традиционного малайзийского пантона)

Далай-лама сидит, благословляя землю,

Тюльпаны раскрываются, тает снег,

А печаль живет во мне, как пурпурное озеро.

 

Когда мой сын обнимает меня,

Он бросает якорь в мое сердце.

Мы кормим птиц,

И окно наполняется трепетом крыльев.

Тоска по залитым солнцем горам пронзает меня, как стрела,

И я ношу ее как талисман, как победу.

 

Тюльпаны раскрываются, тает снег.

Мы кормим птиц, и мой сын обнимает меня,

бросая якорь в мое сердце.

А окно наполняется трепетом крыльев.

 

Кормление птиц,

эта тоска по залитым солнцем горам

вонзается, как стрела, наполняет меня трепетом крыльев,

тоской, которую я ношу, как оперение, как победу.

 

Тоска по залитым солнцем горам пронзает меня, как стрела.

Это далай-лама благословляет землю.

И эту тоску я ношу, как талисман, как победу,

а печаль живет во мне, как пурпурное озеро.

 

Компания птиц и зайцев

i.

Вернувшись с долгой дневной прогулки,

Вдали от человеческого мира и разговоров.

Моя истерзанная войной мысль

Перевернулась в моей ладони, как теплый найденный камень.

Это был мой день среди жизней и голосов тех, с кем я в родстве

- Морскими птицами, пчелами, зайцами, мотыльками и бабочками.

Часы медленной ходьбы, бок о бок с миром,

На расстоянии вытянутой руки с ним.

Каждый день одна пара птиц, танцующих в небе, сопровождала меня,

Останавливалась, когда я делала паузу,

Присаживалась, сложив крылья, на ближайшем камне,

Пока я сидела в медитации и пела,

Они поднимали пернатые руки и смотрели прямо на меня,

Кажется, дышали вместе со мной,

Разделяя ту же соль, тот же свет, и тот же океан.

В сумерках они провожали меня в целости и сохранности домой,

Сопровождали взглядом изгиб скалы и стояли у моей двери,

А я заваривала чай и тосковала по пернатым рукам,

Мху и цветочным подушкам,

Ручью, который целый день был моей текущей песней без слов.

ii.

Весь день, пребывала в цветущей, меховой и пернатой молитве,

с зайцами, которые, когда я пою,

поворачиваются в мою сторону и бегут по тропинке ко мне.

Я та, кто замирает от удивления,

Целый день в почтении к лишайникам,

Желтым трилистникам, крыльям и морю пребывает,

Наблюдает за пчелами, кружащими над цветущим вереском,

Когда все живое так близко, находится в контакте и обмене,

В общем пространстве дня, который соткан из свободы

И наполнен дыханием жизни.

iii.

Каждая клеточка — лепесток далекой звезды,

Каждый вздох — тропический ветер, доносящийся домой,

Каждое крошечное движение вызывает отклик

В далеких сердцах и костях.

Мы моргаем, и листья дрожат,

Наше тело испытывает жажду и голод,

И жужжит пчелами,

И каждый шаг, который мы делаем на своем пути,

Освобождает любви пленных птиц,

Танцующих бриз.

 

Я видела гусей

Когда мы умрем, они спросят:

«Что ты видела?»

И я отвечу:

«Я видела гусей,

Плывущих в небесах

Как крылатые семена,

В небе над нашими головами,

Парящие в нашем доме,

Прочерчивающие линии невидимой волны,

Клина судьбы,

Формирующие и реформирующие,

Пути к цели.

Постоянно меняющиеся,

Как журчание ручьёв,

И воздушные потоки над землей,

Как ветром разносимые семена,

Которые кружатся и мерцают,

Заполняя полетом открытое небо,

Орошая своими криками поля и луга,

И закатные песчаные отмели.

Взмахами крыльев,

Поддерживая биение сердца

И жизнь от края и до края».

 

Слушая листья

“Посмотрите, как мы освобождаемся” -

Сказали листья,

“Как далеко мы летим,

Насколько велики наши возможности,

Сейчас, когда мы покинули ветки.

И есть ли для нас

достаточно большое дерево,

чтобы заполнить все небо?


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.