Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Ван Ж., Фан М., Ван Ц. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ОРГАНИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И БУДУЩЕЕ КИТАЯ В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Ван Ж., Фан М., Ван Ц. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ОРГАНИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И БУДУЩЕЕ КИТАЯ В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

« Назад

УДК: 008

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ОРГАНИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И БУДУЩЕЕ КИТАЯ В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Жихе

Ван Жихэ

Доктор философии, директор Института постмодернистского развития Китая, содиректор китайского Центра процессуальных исследований (Клермонт, Калифорния, США), эксперт-консультант Китайского фонда сохранения биоразнообразия и зеленого развития.

Meijun Fan2

Фан Мэйджун

Доктор философии, содиректор китайского Центра процессуальных исследований (Клермонт, Калифорния, США)

俊锋Wang1

Ван Цзюньфэн

Доктор философии, младший научный сотрудник, Административный колледж Гуанчжоу (Китай)

 

Аннотация

При всех своих многочисленных преимуществах модернизация – это палка о двух концах. После движения по пути модернизации западного типа в XX и XXI веках Китай добился удивительно высоких достижений, особенно связанных с быстрым экономическим ростом и социальным развитием. Однако современному Китаю пришлось столкнуться со многими горькими последствиями модернизации, прежде всего, серьезным экологическим кризисом, с которым столкнулись большинство развитых стран. Чтобы справиться с этим кризисом и избежать самоуничтожения Китаю, как и всему миру, необходимо построить новую – экологическую цивилизацию. В отличие от индустриальной цивилизации, которая превозносит значение машин и технологий, экологическая цивилизация — это цивилизация, которая уважает природу и стремится к общему благу людей и природы. Такая цивилизация предполагает выход за рамки задач, связанных с индустриализацией, и требует всесторонней реорганизации. Органическое процессуальное мышление может обеспечить теоретическую основу для экологической цивилизации. Хотя Китай в настоящее время уже приложил большие усилия для формирования экологической цивилизации, путь к ее созданию долог и труден, поскольку существует множество препятствий, которые необходимо преодолеть для достижения этой цели: контратаки со стороны влиятельных групп интересов, линейное представление о развитии, механистический материализм, антропоцентризм, сциентизм и разделение в академическом мире, наряду со многими другими препятствиями. Несмотря на все эти серьезные препятствия, экологическая цивилизация необходима Китаю, поскольку его будущее, будущее планеты и благополучие человека и мира природы тесно связаны.

Ключевые слова: модернизация, индустриальная цивилизация, экологическая цивилизация, органическое процессное мышление, постмодернизация.

 

Угасание ауры модернизации западного типа в Китае

Как и в большинстве развивающихся стран, индустриальная цивилизация или модернизация, как ее определяет Запад, рассматривалась китайцами в качестве заветной цели, которую они постарались на протяжении последних 100 лет реализовать у себя дома. Создание нового Китая, провозглашенное председателем Мао в 1949 году, было связано с реализацией этой задачи, как и та парадигма реформ и открытости, которую продвигала страна при Дэн Сяопине. Чтобы воплотить эту мечту в жизнь, несколько поколений китайцев самозабвенно трудились. Всемирно известные достижения экономики Китая за последние 30 лет дали людям больше основания полагать, что задачи модернизации экономики уже почти решены.

Однако, несмотря на то что модернизация была бесспорным ориентиром развития Китая, в процессе развития его экономики возникло множество серьезных проблем. По словам Пан Юэ, ведущего деятеля китайского экологического движения и главы Министерства охраны окружающей среды Китая, «пять из десяти самых загрязненных городов мира находятся в Китае; кислотные дожди выпадают на треть нашей территории; половина воды в семи крупнейших реках Китая совершенно непригодна для употребления; четверть наших граждан не имеют доступа к чистой питьевой воде; треть городского населения дышит загрязненным воздухом...» [28]. Социальные последствия этих проблем очевидны. По словам Пан Юэ: «Из-за загрязнения воздуха и воды мы теряем от 8 до 15% нашего валового внутреннего продукта. Это, не считая затрат на здравоохранение, которые неуклонно повышаются в связи с ухудшением состояния здоровья из-за неблагополучия окружающей среды. Только в Пекине 70-80% всех смертельных случаев рака связаны с ухудшением состояния окружающей среды. Рак легких стал причиной смерти номер один» [28].

Не секрет, что модернизация вызвала серьезные разногласия в китайском обществе. Профессор Лан Е, бывший заведующий кафедрой философии Пекинского университета, резюмирует эти разногласия как затрагивающие дисбаланс отношений человека с природой [52]. Ляо Сяои, известная китайская женщина-эколог, однажды отметила, что, пережив войну, в результате которой «больше не существовало страны, но лишь горы и реки», мы теперь сталкиваемся с реальностью, в которой уже «больше нет ни гор, ни рек» [27, Р. v]. Большое количество серьезных кризисов заставляет китайцев пересмотреть свои взгляды на модернизацию в западном стиле и современную индустриальную цивилизацию, в которой доминирует Запад1. Для нас концепция «модернизации в китайском стиле», которую с недавнего времени проводит китайское правительство, является красноречивым свидетельством того, что современный Китай больше не желает проводить модернизацию экономики в западном стиле и намерен идти своим путем.

Тяжелый кризис, с которым столкнулась сама западная цивилизация, усилил импульс размышлений китайского народа о неоднозначных последствиях модернизации и помог Китаю разрушить ореол, ранее окружавший индустриальную цивилизацию. По мнению Питирима Сорокина, ведущей фигуры американской социологии XX века и профессора-основателя кафедры социологии Гарвардского университета, «организм западного общества и культуры, похоже, переживает один из самых глубоких и значительных кризисов в своей жизни. Этот кризис гораздо серьезнее обычного; его глубина колоссальна, его конец еще не виден, и в движение в соответствии с этой разрушительной траекторией вовлечено все западное общество. Это кризис всей культуры, находящейся сейчас в перезрелой стадии, культуры, которая доминировала в западном мире в течение последних пяти столетий» [36, Р. 622].

По мнению авторов книги «Кобб и Китай: исследование постмодернистской экологической цивилизации Кобба», современная цивилизация обладает генами самоуничтожения, является неустойчивой цивилизацией [12, Р. 24], потому что это цивилизация, в которой «отдельные личности или группы интересов разрушают сообщество, города разрушают деревню, рациональность разрушает чувствительность, конкуренция разрушает гармонию, абстракция разрушает конкретику, потребление разрушает жизнь, деньги разрушают дух, знание разрушает мудрость, нигилизм разрушает ценность, а человеческое существа разрушают природу» [12, Р. 24]. В результате мы столкнулись с «надвигающимся самоубийством вида» [2, Р. 32]. Как заявил Джейсон Хикель, экономический антрополог из Лондонского университета и автор книги «Меньше значит больше», «мы живем в эпоху массового вымирания» [21, Р. 14]. Чтобы избежать самоуничтожения человечества, необходима новая цивилизация – экологическая цивилизация.

Необходимость экологической цивилизации

Что такое экологическая цивилизация? Хотя «экологическая цивилизация» все чаще становится модным словом как в Китае, так и во всем мире, общепринятого определения ее не существует. Идея «экологической цивилизации» была впервые официально предложена китайским правительством на 17-м съезде Коммунистической партии Китая в 2007 году. Тогда было заявлено, что целью такой цивилизации является формирование «энерго- и ресурсоэффективной, экологически чистой промышленности, модели устойчивого экономического роста и потребления» [22]. Эта концепция отражает важное изменение в понимании КПК дальнейшего пути развития китайского общества. Вместо того, чтобы подчеркивать экономический рост как основу развития, как это делалось в прошлом, партийные власти пришли к осознанию того, что устойчивое развитие возможно только на основе понимания взаимосвязанных отношений между человечеством и природой.

На XVIII съезде, состоявшемся 8-14 ноября 2012 г., председатель Ху Цзиньтао в своем докладе 15 раз упомянул термин «экологическая цивилизация». Конгресс даже включил цель построения экологической цивилизации в конституцию КПК. Ху признал: «Мы должны уделять первоочередное внимание созданию экологической цивилизации, усердно работать, чтобы построить прекрасную страну и добиться прочного и устойчивого развития китайской нации» [23]. Ху придал экологической цивилизации видное место с точки зрения политического приоритета, включив ее построение в общий план развития страны вместе с экономическим, политическим, культурным и социальным прогрессом. В своем докладе Ху призвал приложить усилия, чтобы сохранить больше сельскохозяйственных угодий для фермеров и оставить будущим поколениям прекрасную родину с зелеными полями, чистой водой и голубым небом.

Нынешний лидер Китая, Си Цзиньпин, также заявляет, что «Экологическая цивилизация представляет собой общую тенденцию развития человеческой цивилизации» [51]. По мнению Си, создание экологической цивилизации является делом, которое «приносит пользу как современникам, так и будущим поколениям» [50]. Таким образом, создание экологической цивилизации обозначается как общая ответственность китайского правительства и народа перед будущими поколениями и миром природы.

В китайской академической среде существует два понимания экологической цивилизации, а именно – «теория восстановления» и «теория трансцендентности». Полагая, что экологическая цивилизация — это просто новое измерение цивилизации, «теория восстановления» утверждает, что мы можем восстановить отношения между людьми и природой в рамках современной цивилизации, не внося в нее кардинальных изменений. Напротив, «теория трансцендентности» выступает за глубокую трансформацию современной индустриальной цивилизации, что требует преобразования материальных, духовных, политических и социальных основ культуры и в конечном итоге позволяет достичь не только гармонии в отношениях людей и природы, но и гармонии в отношениях между людьми. «Теория трансцендентности» утверждает, что экологическая цивилизация будет совершенно новым типом цивилизации, которая превзойдет индустриальную цивилизацию и в целом представляет собой совершенно новую стадию развития человеческого сообщества, выводящую его за пределы предшествующих ей архаической, аграрной и индустриальной стадий. По мнению сторонников теории трансцендентности, экологическая цивилизация представляет собой более совершенную форму цивилизации [53].

Авторы данной статьи относят себя к сторонникам школы трансцендентности, рассматривают экологическую цивилизацию как «сумму всех материальных, институциональных и духовных достижений, накопленных людьми в экологическом производстве и образе жизни» [57, Р. 5]. Авторы статьи признают экологическую цивилизацию не просто как усилия по восстановлению лесов и сохранению энергии, несмотря на то что эти вещи являются жизненно важными, но как такую жизнеутверждающую цивилизацию, которая полностью отличается от своей индустриальной предшественницы. Экологическая цивилизация – это цивилизация, которая закрепляет уважение к природе и стремление к общему благу людей и природы в качестве ключевых принципов своей философии жизни. Часто представление об экологической цивилизации неверно истолковывается лишь как то, что связано с осознанием и решением экологических проблем. На самом деле, экологическая цивилизация требует глубоких перемен и «даже значительных жертв» [10], она представляет собой качественный переход к новой форме общественных отношений и отношений людей с жизненной средой, новому типу культуры. По словам доктора Мейджун Фана, «экологическая цивилизация — это великая и всесторонняя трансформация» [15].

Органическое процессуальное мышление и экологическая цивилизация

Поскольку построение экологической цивилизации является беспрецедентным и жизненно важным делом, оно требует принципиально нового типа мышления, поскольку прежнее статичное механическое мышление, служащее философским фундаментом индустриальной цивилизации, обнаружило в себе множество недостатков, во многом обусловливая катастрофические последствия как для человеческого общества, так и планеты [11]. Мы называем новый стиль мышления «органическим процессуальным мышлением». Оно представляет собой своего рода комплексное мышление, основанное на философии процесса, рассматривающее становление, изменение и творчество как важнейшие атрибуты своей онтологии. «Органическое процессуальное мышление» можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле органическое процессуальное мышление охватывает все мировоззрения, как древние, так и современные, которые делают упор на становление и изменение, а не на статичное бытие, на взаимосвязь, а не на самодостаточные объекты и субстанцию. Органическое процессуальное мышление в узком смысле относится к философии процесса или философии организма, основанной Альфредом Нортом Уайтхедом (1861-1947), британским математиком, физиком и философом, чьи идеи были в дальнейшем развиты Джоном Коббом-младшим, Чарльзом Хартшорном и Дэвидом Гриффиным.

Органическое процессуальное мышление рассматривает Вселенную как органическое целое, «как взаимосвязанную систему» [33]. Вселенная в целом рассматривается как бесшовная сеть взаимосвязанных событий, ни одно из которых не может быть полностью отделено от других: «Все связано со всем остальным и содержится во всем остальном» [31, Р. 33]. Каждая сущность во Вселенной рассматривается как «процесс становления, возникающий в результате ее взаимодействия с другими» сущностями [31, Р. 33]. Органическое процессуальное мышление подчеркивает, что мы связаны не только с другими людьми, но и со всем остальным во Вселенной. Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость всех вещей является основной идеей органического процессуального мышления. По мнению футуристов Рика Смайра и Нила Ричардсона, «вероятно, самым важным происходящим историческим переходом является переход от идеи независимости к идее взаимозависимости» [35, Р. 94]. Этот переход знаменует собой путь к пониманию того, что все формы жизни, как человеческие, так и нечеловеческие, взаимосвязаны, укоренены в постоянно разворачивающемся процессе становления, самопорождения и сотворчества.

Органическое процессуальное мышление имеет в Китае глубокую философскую основу, потому что, будучи нацией «Книги Перемен», китайскую нацию можно назвать «нацией процессуального мышления» [42]. По мнению Джозефа Нидэма, взгляды китайского народа на Вселенную и природу являются «органистскими»: «Механический взгляд на мир просто не развивался в китайской мысли, а органический взгляд, согласно которому каждое явление связано с каждым другим в соответствии с иерархическим порядком, был характерен для китайских мыслителей» [32]. Согласно исследованию известного философа-компаративиста Роджера Эймса, «процессуальная космология», или «коррелятивная космология» имеет в китайской культурной традиции долгую историю [1, Р. 41]. В Китае коррелятивное мышление, истоки которого восходят, по крайней мере, к династии Шан, является «доминирующей модальностью мышления» [1, Р. 48].

Для Роджера Эймса такая коррелятивная космология является «экологической космологией» [1, Р. 61], в которой мир рассматривается как «оживленный мир». В ней нет места дуализму или дихотомическому мышлению. Он не предназначен для изолированного рассмотрения живых существ от окружающей их среды, признает, что не существует «какой-либо окончательной границы между разумным и неразумным, живым и неживым…» [1, Р. 62].

Эймс считает, что взаимосвязанное мышление позволяет прийти к глубокому пониманию и чувству единства мира и сопричастности постоянным изменениям, становлению и творчеству. Будучи настоящим «сокровищем», китайская философия взаимосвязанности «дает возможность переосмыслить наши взгляды на реальность таким образом, чтобы это могло в большей степени служить благополучию и здоровью людей и планеты» [15, Р. 75].

С расширением глобализации и широким распространением Интернета сегодняшний мир постепенно превращается в глобальный мегаполис, а страны все больше превращаются в сообщество с общей судьбой. По мнению авторов книги «Что такое экологическая цивилизация?», «экологическая цивилизация – это не только гармоничное сосуществование человека и природы. Она также требует, чтобы люди жили в мире друг с другом, чтобы вся жизнь могла процветать» [3, Р. 11]. Другими словами: «Если современная индустриальная цивилизация — это цивилизация, которая предпочитает борьбу и верит в «выживание наиболее сильных и приспособленных», то постмодернистская экологическая цивилизация должна быть цивилизацией, которая ценит гармонию и «выживание гармоничных» [13]. Таким образом, продвижение органического процессуального мышления связано не только с потребностями нашего времени, но и с потребностью в создании экологической цивилизации.

Помимо растущей известности в Китае, органическое процессуальное мышление также привлекает к себе все большее внимание на современном Западе, о чем свидетельствует наблюдающийся там «процессный поворот» или «реляционный поворот» [45]. Органическое процессуальное мышление в последнее время приобретает все большее значение в академических дисциплинах в попытке понять сложные явления с точки зрения конститутивных процессов и отношений. Междисциплинарные области исследований, такие как системные научно-технические исследования (STS), экологические гуманитарные науки и постгуманизм, например, начали переформулировать академическое понимание природных культур, основанное на реляционном мышлении, помогая «преодолеть нынешнюю фрагментацию в академических кругах и науке» [7]. Поскольку взаимозависимость является основным атрибутом жизни, а взаимные достижения — это квинтэссенция жизни, органическое процессуальное мышление требует культивирования «сознания разделенной судьбы», когда все участники процесса жизни дышат одним дыханием, разделяют одну и ту же судьбу, счастье и горе, радость и страдания, чувствуя и осознавая разделенную судьбу как основу процветания [46].

Согласно органическому процессуальному мышлению, взаимосвязь и взаимозависимость всех вещей является реальностью Вселенной. Без такого мышления невозможно построить экологическую цивилизацию.

Будущее Китая

Что касается будущего Китая, крупнейшей развивающейся страны мира с населением более 1,4 миллиарда человек и историей, насчитывающей более 5000 лет, никто не может дать точного прогноза о его будущем. Тем не менее, мы считаем, что будущее Китая тесно связано с идеалом экологической цивилизации. Если усилия Китая по построению экологической цивилизации увенчаются успехом, Китай будет процветать. И наоборот, если Китаю не удастся превратиться в экологическую цивилизацию, он потерпит неудачу, поскольку парадигма современной индустриальной цивилизации себя изжила.

В отличие от многих своих западных современников, которые пессимистично оценивают общие перспективы Китая на ближайшие годы, большинство мыслителей процесса и конструктивных философов постмодерна с оптимизмом смотрят на будущее Китая. Джон Б. Кобб-младший [40, Р. 4] утверждает, что «надежды человечества на создание экологической цивилизаци, так или иначе связаны с Китаем» [5]. В интервью главному редактору журнала «China Executive Leadership Academy Pudong» он твердо заявил, что «Китай является наиболее вероятным местом для реализации экологической цивилизации в современном мире» [9]. Дэвид Рэй Гриффин, один из известных философов процесса и ведущая фигура конструктивного постмодернистского движения, также подчеркивает, что «нет никаких сомнений в том, что Китай оставляет больше надежд, чем США, в создании экологической цивилизации» [20]. Взгляды процессуальных мыслителей на вопрос об экологической цивилизации и роли Китая в ее создании вызвали споры в китайском обществе. Некоторые люди в Китае высоко ценят процессуальный подход; другие же настроены весьма критично в отношении философии процесса. Некоторые критики в Китае утверждают, что доктор Кобб «мало знает о Китае» [29], в то время как другие даже обвиняют его в «попытке обмануть Китай под предлогом защиты экологической цивилизации, чтобы сдержать развитие Китая» [12, Р. 176].

Что побудило мыслителей процесса отводить Китаю значимую и даже решающую роль в построении экологической цивилизации, учитывая, что Китай по-прежнему сталкивается с широким спектром серьезных проблем, включая серьезное загрязнение окружающей среды, экономическое неравенство, нарушения прав человека, о чем регулярно сообщают некоторые ведущие западные СМИ? Сторонники процессуального мышления, такие как Кобб и Гриффин, привели ряд аргументов в поддержку своей точки зрения относительно роли Китая. Некоторые из причин, которые они приводят в качестве доказательства своей веры в потенциал Китая для построения экологической цивилизации, включают, помимо прочего, тот факт, что политическая система Китая, а именно его социалистическая система, направлена на служение большему благу людей и нации, снижая зависимость экономики и политики от интересов финансового и промышленного капитала, корпоратократических элит современности. Данные авторы также обращают внимание на тот факт, что активная индустриализация западного типа имеет в Китае всего около 100 лет истории, и ее идеологические корни еще не слишком глубоко проникли в китайское общество и мышление. Немаловажен тот факт, что китайская традиционная культура и философия сами по себе (как было продемонстрировано ранее) по сути являются примерами процессуального мышления, имеющего длительную традицию в китайском обществе. В Китае сохраняются миллионы деревень, в которых проживает значительная часть населения Китая, в отличие от Запада, где подавляющее большинство населения проживает в городах [22, Р. 176-184].

Среди этих причин тот факт, что процессуально-ориентированная традиционная китайская культура все еще существует и обладает значительным потенциалом среди китайского народа, заслуживает особого внимания. По мнению Кобба, китайская культура как культура, ориентированная на процесс, «в своей основе является экологической культурой», которая «обладает потенциалом спасти мир» [6]. Что касается процессуальной ориентации китайской культуры, то выдающийся философ процесса Джей МакДэниел, дает следующее пояснение: «Философский даосизм говорит о Вселенной как о текущем процессе, неотъемлемой частью которого являются люди, и призывает их жить в гармонии с миром» [30]. В то же время «китайский буддизм в традиции Хуа Йен связан с таким представлением о вселенной, когда каждая сущность присутствует в каждой другой сущности в сети взаимного существования или сотворчества» [30].

Будучи доминирующей идеологией, конфуцианство само по себе также обладает глубоким экологическим измерением, поскольку оно признает связь не только между людьми, но и между людьми и природой. По словам Мэри Эвелин Такер, старшего преподавателя Йельского университета, работающего в Школе лесного хозяйства и экологических исследований, одной из ведущих фигур конфуцианских исследований на Западе, «от классических текстов до последних неоконфуцианских сочинений существует сильная ощущение природы как взаимосвязанного целого, в котором процветает человеческая жизнь и общество… Что еще более важно, для конфуцианцев природа рассматривается как динамичная и преобразующая» [39, Р. 130]. Принятие и признание процессуальной мысли Уайтхеда в современном Китае показывает, что Китай имеет благодатную почву для дальнейшего распространения органического процессуального мышления.

Помимо создания более 30 центров, посвященных изучению процессуального мышления, в Китае были переведены и опубликованы почти все работы Уайтхеда; опубликованы сотни статей по философии процесса, конструктивному постмодернизму2 и органическому марксизму. За последние годы в Китае было проведено более ста конференций по процессуальному мышлению [47]. Органическое процессуальное мышление было творчески применено в различных областях и дисциплинах, связанных с научно-практическими исследованиями. Появилось множество новых отраслей процессуального мышления, таких как процессуальное сельское хозяйство, процессуальная поэтика, процессуальная юриспруденция, постмодернистское сельское хозяйство, конструктивное постмодернистское сообщество, органическое образование, Tongren Education, Retu Education, органическая эстетика, органическая дипломатия, органическая лингвистика и ряд других. 14 ноября 2011 года, влиятельная китайская ежедневная газета Wenhui Daily опубликовала статью профессора Пекинского университета и ведущего исследователя китайской философии Ицзе Тана, в которой в статье «Влияние процессуального мышления или конструктивного подхода» он написал: «Постмодернизм продолжает развиваться в Китае. Сегодня влиятельны две широкие интеллектуальные тенденции: (1) постижение «национальной сущности» или «национального характера» и (2) «конструктивный постмодернизм». Китай, судя по всему, развивается так, чтобы завершить «первое просвещение» модернизации, а затем перейти к этапу «второго просвещения», став знаменосцем постмодернистского общества» [37].

Стоит отметить, что это высказывание профессора Тана впоследствии было выбрано как «одна из самых ценных точек зрения 2012 года в Китае». [4]

Процессуальное мышление, или конструктивный постмодернизм2 рассматривается некоторыми китайскими учёными как «не только наиболее динамично и творчески развивающаяся философия, но и новая теория для тех, кто стремится к модернизации, чтобы достичь своей цели» [48]. Профессор Пекинского университета, ведущая фигура в области сравнительной литературы в Китае, Юэ сказал: «Конструктивный постмодернизм, который дает положительные ответы на возможную будущую жизнь человека, является эффективным лекарством от проблем, стоящих перед миром» [54]. Дэвид Гриффин также убежден, что конструктивный постмодернизм призван сыграть очень важную роль в преодолении антропоцентрического мировоззрения и ценностей, связанных с модернизмом, поскольку «конструктивный постмодернизм является экологическим в реальном смысле; он «обеспечивает поддержку экологии» [19, Р. xi]. Это объясняет, почему китайские защитники окружающей среды «предпочитают конструктивный постмодернизм, представленный Дэвидом Гриффином» [55], сказал Фанжэнь Цзэн, бывший президент Шаньдунского университета, соучредитель общества экоэстетики в Китае. По мнению профессора Шэньчжэньского университета, выдающегося китайского экологического мыслителя, Сяохуа Вана, «судьба людей и всей экосистемы будет определяться тем, удастся ли осуществить постмодернистский поворот» [43].

«В каком направлении следует двигаться Китаю, если он не хочет стремиться к гегемонизму? Какая культура принесет пользу как Китаю, так и всему миру?» — спрашивает профессор Ицзе Тан. По мнению Тана, «переход к конструктивному постмодернизму — лучший выбор» [38]. Это, без сомнения, лучший выбор, поскольку конструктивный постмодернизм может помочь Китаю избежать разрушительных последствий модернизации, извлекая уроки из ошибок, допущенных западным миром, и использовать эти уроки для творческого построения экологической цивилизации путем интеграции лучших сторон современной цивилизации и традиционной культуры. Учитывая продолжающееся возрождение китайской традиционной культуры, которое происходит во многом благодаря активной поддержке со стороны китайского правительства, мы убеждены, что процессуальным исследованиям в Китае суждено блестящее будущее. Вместе с китайской традиционной культурой она обеспечит прочную теоретическую основу для экологической цивилизации. В этом заключается еще одна причина, по которой люди могут надеяться на будущее Китая как экологической цивилизации.

Что касается значительного количества проблем, с которыми в настоящее время сталкивается Китай, следует недвусмысленно сказать, что «проблемы Китая реальны» [25]. В то же время, усилия и искреннее стремление Китая создать экологическую цивилизацию столь же реальны. Являясь создателем такого произведения, как «И Цзин» («Книга Перемен»), китайская нация признает органическое процессуальное мышление. Оно уже заложено в цивилизационную и философскую ДНК Китая. По словам Джона Кобба, для китайцев «не существует предвзятости в отношении процесса и становления» [6]. Это отражает то, что китайцы знают, что перемены не только возможны, но и являются неотъемлемым атрибутом всего, что существует во вселенной.

Стремление китайцев создать экологическую цивилизацию отражено не только в том, что «экологическая цивилизация» записана в партийной конституции Коммунистической партии Китая, но и в национальной конституции Китайской Народной Республики, стало «центральной политической целью правительства» [17]. Признаками усилий, связанных с созданием в Китае экологической цивилизации, является то, что «фотоэлектрические мощности в Китае сейчас составляют примерно половину соответствующих мощностей во всем мире. Более половины новых энергетических транспортных средств в мире эксплуатируются на дорогах Китая. На долю Китая приходится четверть увеличения площади мировых лесных массивов» [49].

Создание экологической цивилизации отражается на экологическом пробуждении простых людей. Одним из примеров этого является то, что на конференции по экологической цивилизации и деревням с нулевым загрязнением, состоявшейся в 2019 году в Сяотаншане, в Пекине, приняли участие 300 сельских жителей, деревенских лидеров, сотрудников НПО и чиновников местных органов власти, не оставив в зале ни одного пустого места.

Китайское деловое сообщество также начало предпринимать действия, чтобы внести собственный вклад в создание экологической цивилизации, совершив экологический поворот в своей деловой практике, с заявленной целью «содействовать зеленой трансформации экономики Китая и зеленому экономическому развитию мира» [18]. Проект Алашан является лишь одним конкретным примером этой тенденции: 5 июня 2004 года сто известных предпринимателей учредили НПО социальных предпринимателей по экологии, или «SEE». Каждый из 100 инициаторов этой организации пообещал выделять по 100 тысяч юаней в год на борьбу с песчано-пылевыми бурями, обрушившимися на Алашаньский район Внутренней Монголии. Участники проекта выделили на это мероприятие 100 миллионов юаней в течение 10 лет [44]. Проект Алашан и многие другие подобные ему инициативы сигнализируют, что «китайские предприниматели начинают сознательно брать на себя социальную и экологическую ответственность» [4].

Компания Ли Вэньляна «Тайвэй» также является примером этого нового предпринимательского движения. На протяжении многих лет Ли Вэньлян, основатель Taiwei (Dongguan Taiwei Electronics Co., Ltd), частной компании с 500 сотрудниками, расположенной в Дунгуане, Шэньчжэнь, провинция Гуандун, проводил обширные исследования в Китае и развитых западных странах и в итоге признал неустойчивость существующей западной модели развития.

Признавая необходимость вернуться к более устойчивой модели экономического развития, Ли в 2005 году интегрировал принципы китайской культуры, связанные с триадой «Тянь Жэнь Хэ И» («Гармония между Небом, Землей и людьми») в основные ценности компании и начал активно изучать философию современного управления бизнесом в китайском стиле. После десяти лет исследований Ли и его команда разработали структуру собственности 51-25-24, реализующую механизм корпоративного управления, воплощающий принцип «Тянь Жэнь Хэ И» и пропагандирующий устойчивое развитие. Механизм 51-25-24 предполагает конвертацию 51% акций компании в фонд общественного благосостояния, что делает китайское общество мажоритарным акционером предприятия и приводит деловую практику и политику в соответствие с волей природы, связанной с принципом «Путь Небес», или «Тянь Дао». Среди прочего, эта политика предлагает субсидии работникам на потребление органических продуктов питания, способствует созданию благоприятного цикла органического сельского хозяйства и поддерживает регулярные программы обслуживания сельских жителей. Кроме того, 25% акционерного капитала преобразуется в капитал, управляемый сотрудниками, что способствует укреплению чувства единства среди всех сотрудников. Остальные 24% сохраняются в виде собственного капитала, при этом первоначальные акционеры становятся третьими по величине акционерами. Совет формируется путем объединения директоров капитала и операционных директоров, создавая структуру корпоративного управления, которая подчеркивает коллективное процветание и экологические ценности.

Чтобы обеспечить трехразовое питание сотрудников экологически чистыми продуктами, Тайвэй открыл множество органических ферм по всему Китаю. Тайвэй также объединил усилия с другими предприятиями, чтобы способствовать возрождению сельских районов Китая, поощряя некоторых фермеров переходить на органическое сельское хозяйство и способствуя устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских районов. Ли Вэньлян считает, что органическое питание, органическое сельское хозяйство и органический образ жизни являются ключом к решению социальных проблем. По его мнению, «сельская местность — это источник жизненной силы города. Сельское хозяйство является источником жизненной силы промышленности. Органическое земледелие является источником жизненной силы сельского хозяйства» [26].

Заключение. Трудности и дальнейшее развитие Китая на пути построения экологической цивилизации.

Вышеупомянутые примеры показывают, что Китай, несмотря на многочисленные проблемы, действительно идет по пути создания экологической цивилизации. Однако было бы наивно выдавать желаемое за действительное, недооценивать препятствия. Если оставить в стороне тот факт, что международная экономика, в которой по-прежнему доминируют индустриальная цивилизация и ее закон джунглей, по-прежнему сопротивляется экологической цивилизации, внутри самого Китая дело ее создания также встречается со значительным сопротивлением. Среди различных препятствий обращает на себя внимание сопротивление со стороны групп с особыми интересами. Противодействие построению экологической цивилизации также связано с определенными мировоззрениями. Обобщая, их можно представить следующим образом:

(1). Линейное понятие развития. Под влиянием ортодоксального марксизма делается упор на развитие передовых производительных сил, а история рассматривается как линейный процесс, когда Китаю необходимо сначала полностью реализовать индустриализацию или модернизацию, а затем решить экологические проблемы, постепенно переходя к созданию экологической цивилизации. Многие китайцы считают, что история неизбежно должна следовать линейной модели развития через последовательное прохождение обществом определенных этапов, а именно, домодернистского, модернистского и постмодернистского. Это убеждение основано на линейной концепции прогресса, которая в упрощенном виде связана с тем, что «сначала загрязнить среду, и лишь после этого браться за ее лечение» [24].

(2). Механистический материализм. Некоторые ученые в Китае до сих пор находятся под влиянием механистического материализма, который основан на предположении, что у природы нет какой-либо цели или способности к самодвижению. Природа при этом рассматривается как нечто пассивное, как хранилище ресурсов, предназначенных для использования человеком [16]. Очевидно, что механистический материализм и антропоцентризм взаимосвязаны и вместе представляют собой мощное идеологическое сопротивление экологической цивилизации.

(3). Сциентизм, тесно связанный с механистическим материализмом, по-прежнему очень силен в Китае из-за глубокого влияния первого просвещения. Доктрина сциентизма рассматривает науку как единственную законную форму «правильного знания о мире» [34]. Для некоторых ученых в современном Китае представления об экологической цивилизации воспринимаются как «ненаучные» [56].

Помимо вышеупомянутых примеров идеологической оппозиции экологической цивилизации в Китае, внимания также требует разобщенность в академическом мире. Система академического научного знания предполагает разделение на дисциплины. Многие ученые не хотят участвовать в междисциплинарном и трансдисциплинарном взаимодействии, в которых остро нуждается экологическая цивилизация. Они обеспокоены тем, что такое мышление ставит под угрозу чистоту их научных дисциплин и бросает вызов сложившимся представлениям, препятствует прогрессу в их областях специализации.

Хотя все эти препятствия весьма серьезны и их, несомненно, будет трудно преодолеть, экологическая цивилизация необходима Китаю сейчас как никогда. Выбор Китая в нынешний момент истории окажет далеко идущее влияние не только на сам Китай, но и на весь мир. По мнению Кобба, если Китай сделает правильный выбор и будет усердно работать, чтобы двигаться по пути создания экологической цивилизации, «он еще может возглавить мир и даже спасти его» [8]. В этом смысле экологическая цивилизация Китая действительно является нашим общим великим делом.

Примечания

1 Среди работ, посвященных анализу модернизации и ее последствий, можно назвать «Беспокойство по поводу модернизации» У Гошэна (Издательство Саньлянь, 1999) и «Деконструкция модернизации» Вэнь Тецзюня (Народное издательство Гуандуна, 2004).

2Альфред Норт Уайтхед написал книгу под названием «Наука и современный мир», которая прославила достижения современности, но показала, что современная цивилизация также подходит к концу. Там и в последующих работах он описал переход, например, от механистического мышления к органическому. Его последователи назвали его предложения «постмодернистскими». Французские интеллектуалы совершенно независимо использовали этот термин для обозначения способов деконструкции современной мысли. Чтобы подчеркнуть, что целью Уайтхеда является развитие критического взгляда на цивилизацию и выход за ее пределы, его последователи назвали свою программу «конструктивным постмодернизмом».

Литература:

  1. Ames R.T. Confucian role ethics: A vocabulary. – Hong Kong: The Chinese University Press, 2011.
  2. Beck U. Risk society and the provident state. In: Risk, environment & modernity. Eds. Lash, Scott M., Brian Wynne, and Bronislaw Szerszynski. London: Sage, 1996. – P. 29-43.
  3. Clayton Ph., Schwartz A. What is ecological civilization: Crisis, hope, and the future of the planet. – Claremont, CA: Process Century Press, 2019.
  4. Center for Questionnaire Survey of People's Tribune. The most vauable theoretical points of view in 2012 // People's Daily (Overseas Edition). 2013.  January 12.
  5. Cobb J. Jr. The of ecological civilization lies in China. In Xiaoyi Liao (Ed.), Dongzhangxiwang – environmental remedies: Sheri Liao’s talks with Eastern and Western thinkers, Beijing: Sanchenyingkuyinxiang Press, 2010. – P. 258-269.
  6. Cobb J. and Yingfeng H. Chinese ecological culture has the power to save the world. An interview with world well-known process philosopher John Cobb // Journal of Poyanghu. – 2021. – №5. – P. 29-35. 
  7. Cobb J. B. Person-in-community: Whiteheadian insights into community and institution // Organizational Studies. – 2007. – Vol.28, №4. – Р. 567-588. 
  8. Cobb J., Jr. China’s unique opportunity // Jiangsu Academy of Social Science. – 2015. – Vol. 1. – P.130-135.
  9. Cobb J., Liu Y. China is the place most likely to realize ecological civilization in the world today. An interview with the famous constructive postmodern thinker Professor Cobb // Journal of China Executive Leadership Academy Pudong. – 2010. – №3. – P. 5-10.
  10. Cobb J., B. Deconstructing modernity. Open Horizon, 2015. https: // www.openhorizons.org/the-postmodern-john-cobb-deconstructive-andconstructive.htm, Accessed by July 28, 2022.
  11. Cobb J. Is it too late? Minneapolis, MN: Fortress Press, 2021.
  12. Fan M., Lu L., and Kaige G. Cobb and China: An intensive study of Cobb's postmodern ecological civilization thought. Beijing, China: Central Compilation and Compilation Press, 2022.
  13. Fan M., Wang Z. Survival of the harmonious: Towards a constructive postmodern harmonious civilization // Marxism and Reality. – 2012. – №6. – P. 189-196.
  14. Fan M. The transition to the ecological civilization is a great and all-round transformation // International Social Science Journal (Chinese Edition). – 2020. № 2. – P. 70-79.
  15. Fang M. Chinese cultural treasures as contributions to a mindset of interconnectedness for global transformations. In Petra Kinkel and Kristin Ragnarsdottir (Eds.), Transformation literacy: Pathways to regenerative civilizations. – Springer International Pubishing, 2022. P. 75-89.
  16. Ferre F. Religious world modeling and postmodern science. In David Griffin (Ed.),The re-enchantment of Science: Postmodern proposals. – New York, NY: State University of New York Press, 1988. – pp. 87-98.
  17. Gare A. Ecological civilization: What is it and why it should be the goal of humanity // Culture of Sustainability (Culture della Sostenibilità). – 2021. – Vol. 27, №1. – P. 8-23.
  18. Green Herald. Cooperation: Our responsibility // Green Herald. – 2010. 1. – Р. 1-12.
  19. Griffin D. Introduction to Suny Series in constructive postmodern thought. In David Griffin (Ed.), Re-enchantment of science. – Albany, NY: State University of New York Press, 1988a. – P. xi.
  20. Griffin D. Of minds and molecules: Postmodern medicine in a psychosomatic universe. In David Griffin (Ed.), The re-enchantment of Science: Postmodern proposals. – Albany, NY: State University of New York Press, 1988b. – P.141-163.
  21. Hickel J. Less is more: How degrowth will save the world. ‎ London: Windmill Books, 2021.
  22. Hu Jintao. Report at 17th Party Congress, Oct. 15, 2007, http://china.org.cn.
  23. Hu Jintao. Report at 18th Party Congress, http://v.china.com.cn/18da/2012-11/11/content_27074139.htm
  24. Huan Q. Ecological civilization theory and its implications of green transformation // Marxism and Reality. – 2012. – № 5. – P.167-175.
  25. Leonhardt D. China’s problems are real, New York Times, 2023, August 25
  26. Li W. Taiwei’s unique ‘Equity Plan’ that emphasizes the harmony of heaven, earth and humans // Enterprise Management. – 2022. – №5. – P. 50-53.
  27. Liao X. Dongzhangxiwang – envirnmental remedies: Sheri Liao’s talks with Eastern and Western thinkers, – Beijing: Sanchenyingkuyinxiang Press, 2010. – P. v.
  28. Lorenz A. China's environmental suicide: A government minister speaks, 2005, 6 April, https://www.opendemocracy.net/democracy-climate_change_debate/article_2407.jsp
  29. Lu F. Toward ecological civilization: Upgrading or transcending – Also commenting on postmodern ecological civilization theory // Journal of Fujian Normal University (Philosophy and Social Sciences Edition). – 2023. № 2. – P. 33-40.
  30. McDaniel J. Mei's invitation: A gentle asceticism for Chinese and Americans // Cross Currents. – 2008. – Vol.57, №4. – P. 526-544.
  31. McDaniel J. What is process thought? Anoka, MN: Process Century Press, 2021.
  32. Needham J. Poverties and triumphs of the Chinese scientific tradition. In: Needham J. (Ed.), The grand titration: Science and society in East and West. Toronto, ON: University of Toronto Press, 1969. – P. 14–54.
  33. Ragnarsdottir K.V. Setting the scene: Viewing the world as interconnected systems, In Petra Kinkel and Kristin Ragnarsdottir (Eds.),Transformation literacy: Pathways to regenerative civilizations. – Springer International Pubishing, 2022. P. 115
  34. Ren H. The future of academic thought in our country // Science. – 2016. – Vol. 2, №12. Р. 23-30.
  35. Smyre R., and Richardson N. (Preparing for a world that doesn't 't exist - Yet: framing a second enlightenment to create communities of the future. – Collective Ink, 2016. 
  36. Sorokin P. ocial and cultural dynamics. Manchester: Extending Horizons Books, 1957.
  37. Tang Y. The challenging process of the enlightenment in China // Wenhui Daily. – 2011. – November 14.
  38. Tang Y. Socialism with Chinese characteristics requires the development of Confucianism and Marxism // China Social Science Network. – 2013. – March 14.
  39. Tucker M.E. Confucianism and deep ecology. In David Landis Barnhill & Roger S. Gottlieb (Eds.), Deep ecology and world religions. Albany, NY: State University of New York Press, 2001. – P. 127-152.
  40. Vitchek A., Cobb J. China and ecological civilization: John B. Cobb, Jr. in conversation with Andre Vltchek. – Badak Merah Semesta, 2019.
  41. Zack W., Bohme J., Wamsler C. Towards a relational paradigm in sustainability research, practice, and education // Ambio – 2019. – Vol. 50. – P. 74–84
  42. Wang Z., Wang K. Clash of civilizations and China's harmonious wisdom // Journal of Philosophical Exploration. – 2021.  2. Р. 47-55.
  43. Wang X. (2002). China’s environment movement and constructive postmodernism. Process Perspectives, 25(3): 7–8.
  44. Wang Y., Yulin L. The SEE Way // Stanford Social Innovation Review. – 2019. – Spring. The SEE Way (ssir.org)
  45. Wang Z., Fan M., Wang J. The second enlightenment and the process turn in contemporary Western thought // Shandong Social Sciences. – 2021. – №12. – Р. 41-50  
  46. Wang Z., Fan M. The concept of ‘deep symbiosis and ‘consciousness of shared destiny’ from the perspective of the second enlightenment // Philosophical China. – 2022. – №3. – Р. 52-70. 
  47. Wang, Z., Meijun F., John C. Chinese environmental ethics and Whitehead’s philosophy // Environmental Ethics. – 2020. – Vol. 42, №1. Р. 73-91.
  48. Wu W. Constructive postmodernism in contemporary China // Journal of Tangdu. – 2013. – №3. Р. 46-50.
  49. Xi Jinping. Galvanizing our peoples into a strong force for the cause of China-U.S. friendship. Speech at welcome dinner by friendly organizations in the United States. 2023, Nov.15. 习近平在美国友好团体联合欢迎宴会上的演讲全文中国政府网 (www.gov.cn)
  50. Xi Jinping. Working together for a green and better future for all. Remarks at the opening ceremony of The International Horticultural Exhibition, 2019, Beijing, China, 28 April 2019.习近平在2019年北京世界园艺博览会开幕式上的讲话 - Chinadaily.com.cn
  51. Xinhua. Xi focus: Eco-civilization illuminates path to sustainable future.” Xinhua| 2021-10-14, https:// Xi Focus: Eco-civilization illuminates path to sustainable future - Xinhua (news.cn. Accessed by July 27,2022.
  52. Ye L. The contemporary inspirations of Confucian aesthetics // Journal of Peking University. – 1995. – №1. – Р. 50-56.
  53. Yu L. Research on the construction of ecological civilization from a critical perspective // Modern Communication. – 2020. –№1. –Р. 245-246.
  54. Yue D. How does Chinese culture face the world? // Chinese Culture Daily. – 2020. – August 7.
  55. Zeng F. Ecological aesthetics: A brand new ecological aesthetics in the postmodern context // Journal of Shaanxi Normal University. – 2002. –№3. – Р. 5-16.
  56. Zhao N. Anti-scientism is an anti-scientific slogan // Science and Society. – 2003. – №3. – Р. 53-56.
  57. Zhong C. Desertification combating and regional sustainable development in the farming-pastoral ecotone: A case study of the Northwestern Region of Liaoning Province. – Beijing: China Land Press, 2023.

Ссылка для цитирования

Ван Ж., Фан М., Ван Ц. Экологическая цивилизация, органическое процессуальное мышление и будущее Китая в глобальном контексте // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2024. – T. 5, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Wang, Z., Fan, M., Wang, J. Ecological civilization, organic-process thinking and the future of China in the global context // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2024. – Том. 5, №1[open access internet journal]. – URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y)

 

 

 

 


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.