Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Виггер М. ПРИРОДНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АРТ-ТЕРАПИИ

Виггер М. ПРИРОДНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АРТ-ТЕРАПИИ

« Назад

УДК: 159.98

ПРИРОДНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АРТ-ТЕРАПИИ*

*Впервые опубликовано в книге «Ecopoiesis: A New Perspective for the Expressive and Creative Arts Therapies in the 21st Century» (Eds. Stephen K. Levine and Alexander Kopytin), London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2022. 

wigger_monika~-~media--4781c592--query1

Виггер Моника

профессор Католического университета прикладных наук Фрайбурга (Германия). Член управленческой группы непрерывного научного образования в области арт-терапии в Институте обучения и исследований Фрайбурга. Арт-терапевт в частной практике. Член правления немецкого отделения Международной ассоциации искусства, творчества и терапии (IGKGT / IAACT).

 

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы неоднозначного отношения между природой и искусством, проявляющегося в работах художников и в арт-терапии. Комментируются работы некоторых современных художников, обращавшихся к изображению природы или исследованию отношений человека к природе, таких как Йозеф Бойс, Энди Голдсуорси, Клод Моне, Томас Вреде. Приводится краткое описание примеров художественного оформления психиатрической больницы в г. Мюнстере (Германия), а также взаимодействия с миром природы во время занятий арт-терапией, в частности, пациентов с онкологическими заболеваниями.

Ключевые слова: искусство, природа, лэнд-арт, онкологическое заболевание, фотография

 

Введение

Для художника Йозефа Бойса природа во всей ее полноте была одухотворенной. И это распространялось им на растения и животных, камни и песок. Его искусство было связано с исследованием глубоких взаимоотношений между природой и людьми и было направлено на то, чтобы привнести опыт таких отношений в социальный дискурс. Его рисунки кроликов и оленей напоминают доисторические наскальные изображения. Он неоднократно делал ссылки на истоки человеческой культуры и искусство коренных народов. В его инсталляциях и перформансах важная роль отводилась природе, например, животным. В своем перформансе 1983 года «Как объяснить картины мертвому зайцу» Бойс двигался по залам дюссельдорфской галереи с мертвым зайцем на руках. Для Бойса заяц выступал древним кельтским символом плодородия. Участвуя в этом перформансе, он наносил мед и золото на свои лицо и волосы, а его обувь была утяжелена железными подошвами.

Комментируя этот перформанс Бойса, историк искусства Фолькер Харлан отмечает: «Когда он (Бойс) объясняет картины зайцу, описывая оленя, лебедя и других животных, он представляет их в их естественных связях с растениями, почвой, планетой, в целом, включая ее невидимые силы. Он, тем самым, очерчивает периметр человеческого восприятия, указывая на то, что задача каждого человека заключается в том, чтобы научиться понимать среду, а через нее – научиться понимать себя, то есть двигаться по пути самопознания, узнавая мир вокруг нас» [7, P. 108].

Бойс серьезен, он хочет спровоцировать зрителя, вызвав в нем определенную реакцию, и при этом в своей расширенной концепции искусства заходит весьма далеко, признавая, что его искусство подобно «...звуковой волне, которая достигает другого уха» [7, P. 81].

Уже в подростковом возрасте он интересовался многими вещами, стремился понять, что значит быть человеком, опираясь при этом, в частности, на философию Рудольфа Штайнера. Характерной чертой натурфилософских взглядов Штайнера является их связь с четырьмя элементарными состояниями природных веществ: твердым, жидким, газообразным и теплым, а также с четырьмя уровнями организации природной жизни: уровнем минералов, растений, животных и людей. Штайнер нашел определенное подобие в природе и искусстве, основанное на физических, психологических, духовных и социальных аспектах человека [13, P. 86–89]. Антропософская перспектива Штайнера оказала свое влияние на образовательные и терапевтические подходы, используемые по сей день. Вальдорфское образование и антропософская медицина и терапия могут быть упомянуты здесь в качестве примеров взаимосвязи природы и культуры. Искусство и природные процессы неразделимы для Бойса и составляют основу его расширенной концепции искусства.

Противоречия между природой и искусством

Терапевтический подход, ориентированный на природу, распространенный специально на арт-терапию, пока представлен относительно слабо. Возможно, именно противоречие между двумя терминами «природа» и «искусство» затрудняет их объединение в экологическую арт-терапию. Как отмечает Берг [2], «Художественное освоение природного мира предполагает противоречие: с одной стороны, оно отдаляет от нас природный объект, превращая его в образ, с другой стороны, образ дает нам возможность переживать его в первую очередь... Сущность искусства не позволяет понять мир природы» [2, P. 5].

Термин «природа» в этом контексте используется для обозначения материала и местоположения, когда художник использует природные материалы в естественной среде. Вместо работы в студии, искусство может создаваться на лугах, в лесах, в горах или на берегах водоемов, использовать материалы и условия, которые можно найти в конкретном природном ландшафте. Однако это ни в коем случае не новое изобретение. Даже в первобытные времена люди бессознательно или осознанно использовали природные объекты в ритуальных практиках или с иными целями, связанными с искусством.  Искусство в природной среде, в частности, лэнд-арт использует, среди прочего, природную среду и объекты. Однако произведения, созданные таким образом, подвержены изменениям, например, воздействию ветра и температуры. Тем самым они могут изменяться и в конце концов исчезать.

Один из самых известных представителей жанра природного искусства или лэнд-арта, шотландский художник Энди Голдсуорси заявлял: «Я – часть природы, я не считаю себя находящимся в оппозиции, и думаю, что очень странно рассматривать человека отдельно от природы. Наша жизнь и то, что мы делаем, так сильно зависят от природы, и так влияют на нее, что мы не можем быть отделены от нее» [9, P. 105].

Его художественные работы являются следствием изучения конкретного ландшафта, времени суток, времени года и погодных условий, а также возможностей материалов, которые он находит в определенном месте. Кроме того, большинство его художественных работ привязаны к месту и остаются в нем, когда работа создана: «Камень не является независимым от своего окружения. То, как он расположен, говорит о том, как он там оказался. Энергия и пространство вокруг камня так же важны, как энергия и пространство самого камня. Погода — дождь, солнце, снег, град, туман, штиль — это видимое внешнее пространство. Когда я прикасаюсь к камню, я прикасаюсь к пространству вокруг него и работаю с ним. Пытаясь понять, почему этот камень там и куда он движется, я не уношу его с места, где я его нашел» [9, P.105].

Голдсуорси не стремится обладать произведением искусства, которое он создает в природе. Художник как бы улавливает качество момента и его суть, делая моментальный снимок. Сохранение, сбор и хранение, как и обработка природных материалов, являются культурными достижениями и навыками, которые имеют важное значение не только в хозяйственной деятельности, но и в искусстве. Сохраненные натуральные продукты обеспечивают доступность основных продуктов питания, но также обладают эмоциональными ресурсами. Взгляд на ракушку с прошлогоднего летнего отпуска может быть воодушевляющим в пасмурные дни, так же, как и снежный ком, сохраненный в морозильнике. Разные природные объекты, такие как ракушка или снежок, выполняют репрезентативную функцию, вызывая те или иные ощущения, чувства, мысли и воспоминания. Как отмечает Роза, «Мы не можем обладать снегом; если мы попытаемся это сделать, он ускользнет о нас, просочившись через пальцы. Если принесем его в дом, он растает, а если положим его в морозильник, он перестанет быть снегом» [11, P. 7]. Идея социолога Хартмута Розы состоит в том, что мы не можем взять мир или природу под контроль. Природа показывает, что далеко не все оказывается в наших силах, когда мы стремимся оказать на нее влияние, навязывая ей свои человеческие представления.

Природа — основа нашего существования. Художественные или хозяйственные способы, которыми мы стремимся познать или преобразовать её, могут соответствовать или не соответствовать ее характеру и не являются независимым от нее. Границы между природой и культурой являются, по сути, продуктом культуры. Тем не менее, каждая культура существует только потому, что существует природа [12, P. 55].

Ощущение живой природы имеет свои особые качества. Например, в повседневной городской жизни во время прогулки в лесу, в горах или у моря мы переживаем расслабление. Взаимодействие с природным миром позволяет нам переживать психологическое и физическое восстановление и стимуляцию. Испытывая во время нахождения на природе разные телесные ощущения и переживания, такие как холод или жара, день и ночь, цвета, поверхности и запахи, мы можем хотя бы на время позабыть о повседневной рутине, восстановить внутреннее равновесие и работоспособность.

«Для достижения таких эффектов, однако, простого выхода на улицу недостаточно; чтобы по-настоящему ощутить природу. …необходимо преодолеть прагматическую ориентацию, которая определяет наше обычное поведение, ориентированное на фиксированные цели. Необходимо открыть свое сознание для восприятия более широкого и всеобъемлющего пространства» [2, P. 177].

В этой ситуации могут возникать новые ощущения, чувства и мысли. Любая форма, которую мы можем себе представить, так или иначе присутствует в природе и имеет свои уникальные свойства. Опыт общения с природой может быть разнообразным и крайне противоречивым, приятным или не приятным. Тем не менее, мы часто вдохновляемся разнообразием, изобилием и красотой природы.

Природа как развивающаяся практическая лаборатория

По мнению Хуппертца и Шатанека [8, P. 123], «Мы можем испытывать сильную связь с природой. Этот опыт является основой многих духовных переживаний и размышлений о союзе человека и природы, взаимосвязи всех вещей или сущности, которая является источником всего». Воспринимая природу как «первозданный источник», мы наделяем ее материнскими качествами. Взаимодействие с природой часто вызывает психологический регресс и обеспечивает удовлетворение физических и эмоциональных потребностей человека, актуализирует переживание привязанности и слияния. «Иногда в наших реакциях на природу все переплетается настолько, что мы не можем отличить то, что вносит природа, от того, что вносим мы» [8, P. 287].

Опыт взаимодействия с природой позволяет компенсировать разные дефициты, связанные с психическим развитием и образом жизни. Конечно, мир природы не лишен источников опасности и переживания сложных реакций, например, связанных со стихийными бедствиями. Создание произведений искусства на природе также не всегда является комфортным.

Когда мы взаимодействуем с природой, мы не должны упускать из виду тот факт, что она сама является пациентом. Ухудшение состояния флоры и фауны, загрязнение морской среды, глобальное потепление — симптомы неблагополучия природы, которые могут порождать в нас стремление проявить в отношениях с ней сочувствие и заботу. В то же время, мы по-прежнему обращаемся к миру природы, чтобы удовлетворить нашу потребность в покое, расслаблении, отдыхе, вдохновении, удовольствии, радости и иных очень ценных переживаниях, и искусство поддерживает и обогащает наши контакты с миром природы. Оно предоставляет возможности для переживания эстетического и духовного опыта, актуализирует широкий спектр состояний, связанных с темами рождения и смерти, созидания и разрушения, позволяет исследовать нашу собственную человеческую сущность.

В изобразительном искусстве мир природы предстает определенным образом переработанным средствами художественного выражения, контролируется и дистанцируется посредством знания художественно созданной ситуации и эстетического восприятия [1, P. 55].

Произведение искусства обосновывает природу, ограничивает ее, создает определенный контекст, предоставляет к ней доступ и одновременно обеспечивает определенную перспективу. В момент просмотра произведения мы находимся в защищенном пространстве; у нас есть выбор, мы не просто подвергаемся воздействию природы. Это позволяет зрителю находиться в комфорте, выбрать определенную позицию восприятия, дистанцироваться. Восприятие в природном ландшафте всегда многомерно. На открытом воздухе нет формальных границ, обусловленных размером бумаги, но зачастую нет возможности «увидеть общую картину», требуется использование особого чутья художника, в противном случае, «проникновение в сущность ландшафта становится затрудненным» [1, P. 179]. Нахождение на открытом воздухе всегда подразумевает вовлеченность, будь то у моря, в лесу, в горах или дома в собственном саду.

Визуализация природы на картинах Клода Моне

Художник Клод Моне (1840–1926) лукавил, утверждая, что «он не мог ничего делать, кроме как ухаживать за садом и рисовать» [6, P. 260]. В отличие от Голдсуорси, который работает с природными материалами и средой, Моне с особой внимательностью наблюдал за природой, был полностью занят ежедневными исследованиями в своей «естественной лаборатории». Он провел десятки исследований одного только стога сена. Этот мотив, вероятно, имел для него особое очарование в силу своей простоты, предлагая ему исследовать поверхность стога, на которой свет и цвет могли играть множеством фактур и оттенков.

виггер1

Рис. 1 Пруд с водяными лилиями в ботаническом саду Фрайбурга (фото М. Виггер)

Его знаменитые крупноформатные картины с такими природными объектами как облака, вода, растения и их отражения в воде, полностью захватывают зрителя, требуя абсолютного внимания, аналогичного ситуации их восприятия в естественной среде. Несмотря на постоянство картины, при движении вперед и назад во время просмотра работ Моне мы обнаруживаем, что элементы изображения постоянно меняются, во многом подобно тому, как это происходит в естественных условиях [6, P. 262]. С возрастом у Моне ухудшилось зрение из-за катаракты. Это, по-видимому, было для него серьезной психической травмой, обусловившей развитие депрессии.  Он отмечал, что «искажения и преувеличения цветов, которые я сейчас испытываю, пугают. Если бы я был осужден видеть природу только таким образом, я бы предпочел оставаться слепым и помнить ее красоту» [Моне около 1926 г., цитируется в 10, P. 64].

Во время болезни природный мир становился для художника источником странных и пугающих впечатлений, и ему приходилось справлялся с визуальными искажениями. Моне остро чувствовал связанные с болезнью физические и психологические ограничения. В 1922 г. он почти ослеп, хотя все-равно продолжал творить, выходя за пределы ограничений восприятия; его живописные формы стали почти абстрактными и, казалось, растворялись, и он открыл для себя новый способ восприятия и передачи природы в искусстве.

Принцип пластических искусств и скульптуры в природе

Принципы природы и жизни также могут быть перенесены на многомерные формы искусства. Это можно рассмотреть на примере пластических искусств, таких как скульптура. В определенном смысле скульптура является способом работы с пластическими материалами, такими как глина, воск или камень для передачи объекта. Формирование кости, ствола дерева или сталактита в естественных условиях следует точно такому же принципу, которому следует скульптура.

Скульптура создается путем удаления определенного объема материала, его шлифовки или резьбы. Эквивалентные процессы можно найти и в природном мире. Йозеф Бойс говорил о природном произведении искусства. Каждый камешек приобретает свою форму в процессе шлифовки и, таким образом, становится естественно сформированным пластическим произведением искусства. «Конечно, можно имитировать что-то подобное в искусстве, копируя естественно созданную скульптуру» [7, P. 83]. Понимание природы через формы искусства, такие как живопись, графика или скульптура, можно рассматривать как один из способов ее познания. Переживания, связанные с контактом с природой, и потребность в получении новых впечатлений на основе восприятия и создания произведений искусства, способствуют развитию способностей разностороннего взаимодействия с природными объектами, затрагивающего чувственный и эмоциональный опыт и представления.

Фотография как окно в мир природы

Изображения природы в живописи, на рисунке или фотографии могут вызывать чувственные переживания и влиять на эмоции во многом так же, как когда мы воспринимаем природу с естественных условиях. Вспомним вышеупомянутые картины Моне. В 2005 году во время перепланировки закрытого отделения для пациентов с острыми психиатрическими заболеваниями несколько крупноформатных пейзажных фотографий мюнстерского художника и фотографа Томаса Вреде были установлены в коридорах и общих комнатах клиники психиатрии и психотерапии в университетской больнице Мюнстера. Это потребовало разработки особой художественной концепцией дизайна для всей психиатрической клиники [3].

Работы Вреде из серии «Морские пейзажи» 2004 года включают изображения моря, неба и горизонта, а также пляжных палаток и играющих или плавающих людей. После размещения работ среди персонала и пациентов спонтанно возникали разговоры о море и пробуждались воспоминания. Пространство палат и иных помещений клиники благодаря изображениям, созданным на открытом воздухе, как бы расширялось.

виггер2

Рис. 2 Томас Вреде, «Пляж и вода», 2004, VG © Bildkunst, Бонн

Один пожилой мужчина был так взволнован видом морского пейзажа, что начал петь песню «My Bonnie Lies Over the Ocean» и привлек изумленных слушателей. С тех пор фотографии стали неотъемлемой частью стационара. Следует отметить, что зрители не были предоставлены сами себе при восприятии фоторабот. Позиции, выбранные Вреде, перспектива, размер и цвет помогали зрителю воспринять фотографии.

Для пациентов стационара, переживающих острые психологические кризисы, это может иметь очень важное значение. Таким образом, визуальное искусство может обеспечивать оптимальный уровень стимуляции. Острые пациенты, перемещение которых ограничено психиатрическим отделением, имели возможность взаимодействовать с природой посредством изображений океанов и пляжей.

Экзистенциальные переживания внутренней и внешней природы

Вода и небо – основополагающие начала жизни. По сути, вся жизнь берет начало из воды. Имея твердую почву под ногами, мы все же возвращаемся к основному природному принципу, связанному с водой.

виггер3

Рис. 3 «Чувственное и магическое». Часть инсталляции «На воде» художницы Айше Эркмен, организованной в рамках проекта «The Sculpture Project» в Мюнстере в 2017 году (фото М. Виггер)

С помощью своей работы «На воде» Айше Эркмен предлагает зрителям пространство ля получения опыта взаимодействия с водой. Работа затрагивает не только физические, но и символические аспекты взаимодействия с водой, связанные, в частности, с библейским мотивом хождения по воде, ассоциирующимся с наслаждением, волнением и страхом. Он открывает возможность игнорировать законы природы. Коллективное, объединяющее чувство того, что все будет хорошо, возникало у тех, кто, участвуя в инсталляции, шел вброд. Как поясняет Эркмен, «Я хочу создать надежное пространство в воде... С водой трудно обращаться, что делает ее очень привлекательной для меня в творческом плане. Я создала простой способ познакомиться с водой, находясь над ней или погружаясь в нее полностью или частично, и при этом чувствуя себя в безопасности» [4].

Иногда жизнь требует символических решений, таких как те, которые предлагает Эркмен, когда предлагает участникам идти по безопасному затопленному пешеходному мосту. Столкновение с опасной для жизни болезнью может затрагивать мотив безопасного движения по воде. Диагноз онкологического заболевания вызывает у пациентов чувство беспомощности, экзистенциальной угрозы и отчаяния. Кроме того, сопутствующие методы лечения, такие как хирургия, облучение и химиотерапия, часто также вызывают у больных беспокойство. Независимо от того, является ли опухоль доброкачественной или злокачественной, сопутствующие симптомы, такие как физические жалобы, тревога и депрессия, так или иначе возникают и влияют на качество жизни больных.

Ситуация онкологического заболевания сложна и как правило пугает. Пациенты сталкиваются с задачей принятия уязвимости и дисфункциональности своей внутренней природы. Они больше не могут ни на что полагаться или принимать что-либо на веру. В то же время, верить в то, что все будет хорошо, необходимо и в этой ситуации; это не наивно, а, скорее, смело и позитивно. Подобно тому, как Эркмен предлагает в своей инсталляции зрителям двигаться вброд, чтобы достичь другого берега, пациенты также могут опереться на веру для того, чтобы с надеждой смотреть в будущее.

С 2012 года пациенты с опухолями головного мозга имеют доступ к арт-терапии в нейрохирургическом отделении университетской клиники г. Мюнстера в Германии. Помимо доступа к музеям и природе, стандартные методы психологической помощи включают работу с художественной мастерской, в том числе, с использованием природных материалов, таких как песок, вода, глина, дерево, предметы, найденные в естественной среде, и растительный материал. В этом контексте особое значение имеет взаимодействие с природой посредством всех органов чувств. Контакт с природными материалами обеспечивает сенсорную стимуляцию. При создании художественных инсталляций в арт-терапевтической студии ветка становится деревом, куча песка становится островом, а камень становится горой. Все это расположено в определенном пространстве и организовано таким образом, чтобы обеспечить максимальных эффект полисенсорного и художественно-эстетического воздействия. При взаимодействии с природными объектами в студии цвета осенних листьев становятся основой ля создания картины, а структура апельсина или линии на ладони переносятся на рисунок и преобразуются в пейзаж. Невидимое и непостижимое выражается с помощью природных объектов. Природные художественные материалы поддерживают ментальное и физическое равновесие, позволяет пациентам взять что-то в свои руки и контролировать это. Таким образом, пациенты не просто пассивно получают лечение, они проявляют исследовательскую и творческую активность и осуществляют контроль над средой.

Экскурсия

25 мая 2012 г. группа из пяти молодых пациентов с опухолью мозга, вместе со мной и стажером сидела на террасе художественной мастерской. Разговор вращался вокруг сложных организационных процедур в больницах. Мы обсуждали проблемы общения с лечащими врачами и повседневные бюрократические препоны. В конце разговора речь пошла о хирургии опухолей. Пациенты стали описывать свой индивидуальный опыт. Они задавались вопросом, какому врачу и профессиональному совету можно доверять, чтобы принимать важные решения, связанные с исключительной ситуацией болезни. Сама операция удаления опухоли обычно считается стрессовой или травматичной, как и весь период стационарного лечения. Пациенты обменивались идеями относительно последующей реабилитации, во время которой неизбежно затрагивается отношение пациентов к собственному телу.

С. решила нарисовать открывающийся с террасы вид на поле и выбрала ля рисования тушь. Пока другие пациенты работали над своими картинами шпателем в мастерской, С. расположилась за общим столом на террасе. Она спросила, как она может перенести композицию на поверхность картины для того, чтобы нарисовать ее затем на холсте, и я напомнила ей при этом об упражнениях по рисованию. Мы измерили наше поле зрения карандашом, оценили, наложения и пропорции. Я также взяла акварельную бумагу, чтобы перенести на нее изображение, используя краску. Закончив изображение пейзажа, С. очертила область картины и нарисовала с краю цветы.

виггер4

Рис. 4 Акварель, созданная С. 25 мая 2012 г.

В акварели этой молодой женщины передается не только картина ландшафта, но и ее эмоциональная реакция на спокойствие пейзажа, ощущаемая в линиях мазков. Живопись позволила не только передать характеристики пейзажа, но и дала ей возможность отразить и осознать свое состояние: «Я рисую, следовательно, я все еще существую».

Таким образом, пейзаж, как и изображения отдельных природных объектов, таких как собственная рука, кожура апельсина, осенний лист и другие, благодаря восприятию и активной личностной позиции пациентов, поддерживаемой в арт-терапии, оказываются средствами их соединения с природой и самой жизнью.

виггер5

Рис. 5 Вид из мастерской художника в Мюнстере (фото М. Виггер)

 

Литература

  1. Adolphs V. The own and the other: the construction of nature in art. In V. Adolphs (Ed.), Nature in contemporary art (in German). – Cologne: Wienand, 2009. – Р.49–135.
  2. Berg S. Longing and distance. In V. Adolphs (Ed.), Nature in contemporary art (in German). – Cologne: Wienand, 2009. – Р.5–15.
  3. Borgmann P. & Wigger M. Development and realization of an artistic design concept for the clinic for psychiatry and psychotherapy at the University Hospital in Münster.  – Unpublished paper (in German), 2006.
  4. Erkmen A. It is not good to have wet feet. Berliner Zeitung, 2017, 8 July.
  5. Freyberger H.J. (2018). Psychrembel Online. www.pschyrembel.de/Hilfs-Ich/P04FT.
  6. Gockel B. Equivalents: Monet’s рainting and his garden in Giverny. In A. Lutz & H. von Trotha (Eds.), Gardens of the world: places of longing and inspiration (in German).  – Cologne: Wienand. – P.256–264.
  7. Harlan V. (1986). What is art? Workshop talk with Beuys. (4th edition 1992) (in German).  – Stuttgart: Verlag Urachhaus, 2015.
  8. Huppertz M. & Schatanek V. Mindfulness in nature: 84 nature-related mindfulness exercises and theoretical basics (in German).  – Paderborn: Jungfermann Verlag, 2015.
  9. Ilschner F. Embodied periods of time: an examination of land art in the works of Andy Goldsworthy, Richard Long and Walter De Maria (in German).  – Dissertation for Doctor of Philosophy in the Institute for Foreign Language Philologies (English/ American Studies) of the Faculty of Humanities at the University of Duisburg-Essen (Campus Duisburg), 2004.
  10. Kutschbach D. Monet and his gardens: his art, his life (in German).  – Munich: Prestel Verlag, 2006.
  11. Rosa H. Unavailability (in German). Wien, Salzburg: Residenz Verlag.
  12. Seel M. (2009). The own and the other: the construction of nature in art. In V. Adolphs (Ed.), Nature in contemporary art (in German).  – Cologne: Wienand. 2019. – P.49–181
  13. Teichler U. Internationalisation as a challenge for higher education in Europe // Tertiary Education and Management. – 1999. – № 5. – P. 5–23.

Ссылка для цитирования

Виггер М. Природные и художественные аспекты арт-терапии // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2025. – T. 6, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Wigger M. Natural and artistic aspects of art therapy // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2025. – Vol.6, №1. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)

 


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.