УДК 159.9.072.422 DOI: 10.24412/2713-1831-2020-2-97-99
МИР ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОПЕДАГОГИКЕ: ВЗГЛЯД УЧЕНОГО И ПОЭТА
Ясвин Витольд Альбертович
доктор психологических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, профессор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, член Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования (Москва, РФ)
Аннотация
В кратком эссе специалист в области экологической психопедагогики и экопсихологии, в частности, такого направления экопсихологии, как психология экологического сознания, подчеркивает важную роль художественного восприятия природы. Он обращает внимание на ценность поэтизированного обращения к миру природы как источнику красоты. Это помогает развивать эмоциональные, эстетические и этические основы отношения к природным объектам.
Ключевые слова: мир природы, окружающая среда, экологическая психопедагогика
Я родился и вырос в Латгалии на юго-востоке Латвии на границе с Литвой и Беларусью в многонациональном Даугавпилсе. Латгалия – уникальный край полутора тысяч ледниковых озёр и зелёных холмов по берегам Даугавы (в России и Беларуси – Западная Двина), поросших чистыми сосновыми лесами, смешанными перелесками, берёзовыми и дубовыми рощами. В этом краю трудно было не стать натуралистом, что со мной и случилось.
Со второго класса я мечтал стать профессором зоологии. Окончил биологический факультет педагогического института и действительно стал профессором… «по кафедре экологической психологии», как написано в профессорском аттестате. Двадцать лет посвятил исследованиям психологических закономерностей и механизмов формирования отношения к природе. Главная моя монография так и называется «Психология отношения к природе».
Давайте мысленно по очереди произнесем две фразы, в каждом случае представляя себе соответствующий зрительный и слуховой мыслеобраз:
- Весеннее пробуждение мира природы...
- Весеннее пробуждение окружающей среды...
Что же нам представлялось? Может быть, представляя пробуждение мира природы, мы услышали звон капели, пение дроздов и журчание бурного весеннего ручейка. Или увидели картину, подобную той, которую, например, запечатлел учёный-натуралист и педагог Дмитрий Кайгородов: «Угрюмый, старый еловый лес вдруг словно ожил, одухотворился: по его опушкам и прогалинам раскрылись голубенькие “глазки” и робко смотрят на свет божий, едва приподнявшись над землею, и манят к себе неудержимо...».
А вот «весеннее пробуждение окружающей среды» мне, например, не хочет представляться совсем... Если сделать над собой усилие, то, пожалуй, начинает смутно вырисовываться что-то вроде заброшенного пустыря, на котором среди ржавеющего металлолома раскрываются бутоны мать-и-мачехи.
«Мир природы» ощущается как мир родной природы (попробуйте сказать «родная окружающая среда»!), как нечто близкое, духовно значимое, эмоционально насыщенное (у Кайгородова – «лес ожил, одухотворился»!). «Окружающая среда», скорее, не ощущается, а только мыслится, понимается не сердцем, а разумом. «Мир природы» одновременно и вокруг нас, и внутри нас, а «окружающая среда» – только снаружи. Мы говорим о любви к миру природы и об ответственности за окружающую среду.
Однако, как точно подмечено известным педагогом-экологом Дмитрием Кавтарадзе, термин «охрана природы» постепенно оказался вытесненным понятием «охрана окружающей среды», а по смыслу «охрана окружающей человека среды», служащей фоном для его деятельности. Речь при этом идет об охране природных ресурсов: недр, почв, вод, но не Природы! Он пишет: «Нам никогда “не перепрыгнуть” через такие, казалось бы, простые вещи, как деревья, птицы, трава, жуки. Мы должны ввести в этот мир маленьких детей, научить их культуре обращения с растениями и животными». Учёный подчеркивает, что необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней, и это наиболее трудная из эколого-образовательных задач.
Такой подход к задачам экологического образования ещё не стал очевидным для многих наших педагогов и специалистов природоохранных служб. В то же время философами уже давно осознана мировоззренческая основа решения экологических проблем. Я присоединяюсь к мысли Георгия Гачева из его «Книги удивлений, или естествознание глазами гуманитария, или образы в науке», которая оказала огромное влияние на моё профессиональное мировоззрение: «На природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда и “окружающую среду”, то есть утилитарно-эгоистически, как подходят к ней производство, техника и точные науки – как к объекту... Природу надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект». Иными словами, в образовательном процессе важно рассматривать природу именно как «Мир Природы», а не только как на природную составляющую окружающей среды.
Понятие «Мир Природы» стало ключевым понятием экологической психопедагогики, науки, которую я начал создавать в начале 90-х годов прошлого века. За все эти годы мне было знакомо только одно периодическое издание на русском языке, отражавшее широкий междисциплинарный подход к экологической проблематике – философский, социологический, культурологический, психологический – это «Гуманитарный экологический журнал», издаваемый украинскими коллегами из Киевского эколого-культурного центра.
И вот я вижу на экране ноутбука «ЭКОПОЭЗИС»… С восторгом смотрю на свою мечту, воплощённую уникальной творческой и одухотворённой международной командой! Я счастлив возможности быть сопричастным к совершению этого долгожданного эколого-гуманитарного Чуда!
Я хотел бы поделиться с журналом своими стихами, в которых отражается мое восприятие «Мира Природы». Стихи я начал писать в сорок лет. Ещё двадцать лет их не публиковал. Как-то незаметно сложилась традиция заканчивать различные семинары прочтением нескольких своих стихотворений. Слушателям нравилось, и они всегда спрашивали: «Где можно почитать ещё?» В 2020-м я разместил свои стихи на литературном портале «Стихи.ру». Ряд стихотворений представлен в альманахах Российского союза писателей: «Лирика 2020», 1-й том; «Антология русской поэзии 2020»; «Русь моя 2020».
«Я хочу рассказать тебе мир»
Я хочу рассказать тебе лес,
Шепот трав предрассветной порой,
Звон ручья и молчанье небес,
Плач берез с белоснежной корой…
Я хочу рассказать тебе ночь
У костра на речном берегу,
Млечный путь, убегающий прочь,
Вечность звезд во вселенском кругу.
Я хочу рассказать тебе день.
Запах буйных цветов луговых,
И дубравы заветную тень,
И затейливость веток кривых.
Я хочу рассказать тебе дождь.
В теплых лужах возню пузырей,
Мокрых листьев знобящую дрожь,
Скрежет петель сарайных дверей…
Я хочу рассказать тебе все
То, что пережил, понял, узнал.
Пусть рассказ мой тебя унесет
В мир, в котором твой след не бывал!
«Апрельские тайны»
Говорят, что апрель звенит…
Может, это ручей в овраге
Опьянел от весенней влаги
И добраться к реке норовит…
Может, это ручей звенит…
Может, это подснежников звон,
Колокольчиков нежных и хрупких,
На опушках собравшихся в группки…
Это леса весеннего тон.
Может, это подснежников звон…
Может быть, это голос синицы,
Что ещё с февраля пробивался.
И тогда очень слабым казался,
А теперь согревает нам лица!
Может быть, это голос синицы…
Может, это звенят каблучки
По оттаявшему асфальту.
И поют в душах скрипки и альты.
Убыстряются сердца толчки.
Точно, это звенят каблучки!
Ссылка для цитирования
Ясвин В.А. Мир природы в экологической психопедагогике: взгляд ученого и поэта // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен
Yasvin V. A. The world of nature in ecological psychopedagogy: view of the scientist and the poet // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2020. – Vol.1, №2. – URL: http://en.ecopoiesis.ru