НАПОИТЬ СЕРДЦЕ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕ СООБЩЕСТВА
Завала Джанелла Мартин
Сооснователь и преподаватель Центра экспрессивных искусств в Лиме (Перу). Изучал экспрессивные искусства и методы социальных изменений в Европейской высшей школе (ЕВШ), психологию в Университете Барселоны и в Папском католическом университете Перу. Участвовал в различных программах по укреплению здоровья населения.
Велес Валькарсель Одетта Амаранта
Преподаватель Центра экспрессивных искусств в Лиме (Перу) и ЕВШ. Кандидат наук по экспрессивной арт-терапии в EВШ. Изучала педагогику в Университете Барселоны и психологию в Папском католическом университете Перу. Поэтесса и прозаик, Одетта сопровождает процессы обучения, творчества и исцеления посредством экспрессивных искусств. Преподавала в нескольких университетах Перу. Автор сборников стихов, соавтор и редактор книг по образованию.
Прадо Парро Моника
Сооснователь и преподаватель Центра экспрессивных искусств в Лиме (Перу). Изучала экспрессивную арт-терапию в ЕВШ и клиническую психологию в Папском католическом университете Перу. Является аналитиком движения в Институте исследований движения Лабана Бартениеффа. Работает психотерапевтом, супервизором и преподавателем экспрессивной терапии с упором на движение.
Мауриал Макки Химена
Сооснователь и преподаватель Центра экспрессивных искусств в Лиме (Перу). Изучала экспрессивную арт-терапию в ЕВШ. Выпускница кафедры клинической психологии Папского католического университета Перу и программы обучения психоанализу в Перуанском обществе психоанализа. Занимается частной практикой с детьми, подростками и взрослыми.
Аннотация
Описан опыт проведения творческого события преподавателями, студентами и выпускниками Центра экспрессивных искусств в Лима (Перу). Данное творческое событие в области экспрессивных искусств является способом коллективного творческого реагирования на проблемную ситуацию в экосистеме и перуанском обществе. Творческие действия выступают источником переживания красоты и преобразования мира. В ходе творческого интенсива был использован комплекс экспрессивных искусств включая визуальные искусства, пение, танец и поэзию, давая участникам возможность совместно отреагировать и преобразовать опыт насилия и страдания в переживание единения, надежды и красоты. В ходе мероприятия ключевую роль играло исполнение традиционной ритуальной песни народа кечуа «Вода помощи».
Ключевые слова: экспрессивные искусства, терапия экспрессивными искусствами, кечуа, творческое сообщество, эстетическое реагирование, общественное искусство
Введение
«Я жажду свежего воздуха. Рассвет, закат, приливы, циклы луны, природа и ее присутствие, древние камни, зеленые листья, пустыня, лес, пляж, горы, еда, фрукты и их ароматы, вкус. Все это напоминает мне, что мы живем в этом мире, окутанном тайной, что есть что-то, что превосходит боль и невзгоды. Мне очень хочется вырваться из этого удушья, хотя я знаю, что я тоже загрязняю воздух, которым мы дышим»
[9, Р. 26]
За последние четыре года многие события повлияли на нашу жизнь. Пандемия явилась испытанием для миллионов людей и выявила нестабильность и изъяны системы здравоохранения. Война на Украине и в секторе Газа заставила задуматься о путях восстановления мира и создания новой реальности отношений между странами и народами. Изменения климата достигли чрезвычайных масштабов. Землетрясения в Турции и Сирии унесли жизни тысяч людей и выявили ошибки в строительстве домов.
Мы в Перу живем в ситуации хронической нестабильности, с систематическим нарушением законов и прав людей. За пять лет сменилось шесть президентов. Стабильной жизни мешают мафиозные структуры и плохое правительство. По стране недавно в очередной раз прокатились волны протестов. Мы пребываем в состоянии постоянного стресса. Мы живем в системе, которая навязывает насильственные формы отношений. Природа страдает вместе с людьми в ситуации вопиющего нарушения экологических норм. Кажется, что человеческая жизнь – как и жизнь в целом – больше не принадлежит нам и не является священной.
В такой ситуации наши тела и души протестуют. Возникают сложные эмоциональные состояния: апатия, безразличие, пессимизм, разочарование, печаль, беспомощность, страх, вина, гнев. Распространены разные хронические заболевания. Многие притворяются, что ничего не происходит, становятся словно глухими и немыми. Они скрывают свои чувства или отрицают их, ведя себя так, как будто все в порядке.
В то же время, многие пытаются выражать то, что чувствуют: говорят, пишут, плачут, кричат, выплескивают эмоции тем или иным способом, зачастую сами становясь источником насилия. Эти формы отреагирования боли и насилия завладевают нами и культурой [3]. «Насилие все больше поражает нас и гнездится внутри нас. Как разорвать круг насилия и как можно конструктивно реагировать на эту реальность? Где найти красоту и гаромонию, живя среди насилия?» [9, Р. 259-260].
Окружающая среда влияет нас, и мы так или иначе являемся частью системы, в которой мы живем. В то же время мы можем творчески реагировать на реальность. Насилие не может уничтожить источники любви, из которой рождается искусство [1]. Как отмечает Аргедас, искусство исходит из сточника жизни, который позволяет нам реагировать на то, что мы пережили, и приближает нас к красоте. Оно является частью человеческой реальности, и в нем мы можем найти великую силу, которая открывает возможности трансформировать боль и насилие в нечто прекрасное. Как и многие другие древние культуры, культура народа кечуа, являющегося наследником культурной традиции инков, сохранялась на протяжении веков, служа опорой ее представителям во времена испытаний. Она может являться источником поддержки и вдохновения и в настоящее время.
В области экспрессивных искусств и терапии экспрессивными искусствами творческие действия выступают источником переживания красоты и преобразования мира. Наша работа в качестве агентов экспрессивных искусств имеет большой преобразующий смысл. Наша задача состоит в том, чтобы идти по пути творческого воображения, обладающего способность делать мир лучше.
Жизнеспособность воображения как преобразующей силы часто проявляется в группах и сообществах, которым предоставлена свобода и поддержка для творчества. Творческое сообщество — это сила, которая действует на людей как внутри их круга, так и за его пределами. Творческим проявлениям способствует среда, в которой «искры творчества» распространяются среди людей и зажигают их новыми идеями. Интерактивная динамика участия в актах творения также возникает в индивидуальном воображении. Творческое сообщество, которое мы обнаруживаем в компании людей, также существует внутри нас самих [8, P. 23].
Столкнувшись со сложной ситуацией, переживаемой нами в марте 2023 года, мы решили провести акцию на базе Центра экспрессивных искусств в Лиме, реагируя эстетически на эту ситуацию. Образовательное пространство позволило нам встретиться как сообщество и открыть для себя новую перспективу, восприятия реальности, надежду на мир, движимый искусством и красотой.
Общественное искусство
Одним из первых мероприятий в начале учебного года в Центре экспрессивных искусств в Лиме явилось коллективное творческое событие. Обычно мы покидаем город и городскую среду, встречаясь в пространствах, где преобладает природа. Мы занимаемся искусством вместе со студентами и выпускниками, желающими принять участие в мероприятии, а также с командой преподавателей. Вместе мы ставим художественное творчество сообщества в центр предлагаемого учебного процесса. Общественное искусство позволяет нам художественно реагировать на окружающую среду, исследуя разные способы это сделать. На этом опыте мы учимся вместе.
«Этот вид общественного искусства имеет целью повышение устойчивости сообщества и поддержание его благополучия… Можно также сказать, метафорически, что искусство сообщества предназначено для укрепления «иммунной системы» сообщества, чтобы его члены могли реагировать на конфликты на ранней стадии, прежде чем они перерастут во что-то более серьезное» [5, Р. 213].
На этот раз, как и в предыдущие годы, наш творческий коллектив реагировал на неблагополучие экосистемы, проблемную социальную и политическую реальность с ее подавляющим влиянием на человека. Не донести эти факты до студенческого сообщества означало игнорировать реальность, в которой мы живем, рискуя оставить ее в стороне. Учитывая социальные обстоятельства, мы намеревались работать с той болью, которую причиняет нам деградирующая социальная и природная среда с многообразными проявлениями творящегося в ней насилия. Мы решили творчески реагировать на эту ситуацию, чтобы поддержать себя и других как живое сообщество.
Как пишет Эллен Левин: «Когда люди оказываются в тяжелых деморализующих ситуациях, они могут терять способность предпринимать какие-либо инициативы и чувствовать себя эффективными. Задача экспрессивных искусств состоит в том, чтобы вернуть отдельным людям, группам и целым сообществам опыт поэзиса, способность предпринимать эффективные действия в мире… Путем участия в творческом процессе и формирования произведений, которые живут собственной жизнью – песен, танцев, картин, стихов, пьес, рассказов – они могут принимать участие в основной работе, связанной с человеческой жизнью» [6, Р. 37-38].
Прибыв на место проведения творческого события, мы сначала создали алтарь. В центре алтарного пространства, на сотканном вручную андском одеяле, мы разместили белокаменное сердце, погруженное в небольшой сосуд с водой. Таким образом мы «увлажнили» каменное сердце.
Рис. 1 Центр алтаря – белокаменное сердце, погруженное в сосуд с водой
Мы окружили этот центр алтаря тремя свистящими сосудами (окаринами), которые свистят и издают звук, когда вода внутри них медленно движется. Композиция также включала восемь чаш с водой, в которых плавали лепестки роз.
Рис. 2 Алтарь
На колоннах в зале для занятий мы повесили большое количество фотографий, запечатлевших состоявшиеся недавно в нашей стране акции протеста и митинги. У подножия колонн были также насыпаны лепестки роз. Рабочее место, окруженное садами, было после создания алтаря готово принять нас. Мы в очередной раз почувствовали, что «общее произведение искусства может объединить и мотивировать членов творческого сообщества, воздействуя на все органы чувств» [5, Р. 217].
Рис. 3 Колонны с размещенными на них фотографиями, отражающими акции протеста
Затем начали прибывать участники. Приветствуя их и делая краткое пояснение предстоящего мероприятия, мы стали призывать воду, исполняя местную древнюю традиционную песню северных Анд. Песня исполнялась на языке кечуа и называлась «Вода помощи». Хотя этот язык никто из нас не понимал, мы прониклись его особым звучанием и заключенными в нем смыслами. Эту песню представители народа кечуа поют во время крещения девочек и мальчиков из этого региона Анд, чтобы поделиться радостью жизни. Мы выбрали эту традиционную ритуальную песню, прославляющую жизненные циклы природы и человека, чтобы «родиться заново» среди пепла и страданий. Музыка, пение и танцы являлись средствами продолжать наше существование и соединиться с жизненными силами природы. Мы призвали силу воды, как Великую Мать, которая нас питает и очищает, чтобы она помогла нам в ситуации испытаний.
Мы выучили и спели часть этой песни, которая говорит о важности присутствия, о том, что мы пришли в мир такими, какие мы есть, не забывая время, в котором мы живем. Мы пели, не пытаясь понять каждый из куплетов, а просто присоединяясь к звучанию, его интонации и ритму, осознавая его предназначение для общества.
Перед нами был текст песни, написанный на языке кечуа. Поскольку это был язык, которого мы не знали, мы решили под каждым четверостишьем написать фонетический справочник, чтобы знать, как произносить каждое слово. Мало-помалу, пока мы пели, мы открыли для себя его звучание. Мы пели вместе, произнося незнакомые слова, которые все больше проникали в нас. Наши голоса сплетались, образуя хор. Время словно остановилось, и сила великой Матери Природы, целебная сила воды наполняла нас перед лицом боли, насилия и испытаний.
Затем мы начали свободно перемещаться в пространстве зала для занятий, отреагируя движениями и позами те чувства, которые вызывали в нас фотографии с изображением сцен протестов. Позы и движения разных участников мероприятия постепенно объединялись в подобие «текста», повествуя о текущей ситуации в природе и обществе, порождая совместный танец.
Рис. 4 Танец
Затем мы сформировали четыре группы, которые должны были пересечь пространство с четырех направлений. Это был завершающий этап танца. Каждая группа начинала движение из своего угла, перемещаясь постепенно из него в другие части пространства, то приближаясь, то отдаляясь от других групп. Пока пел хор и звучал постоянный ритм барабанов, поддерживая танец, мы двигались, переходя из одной части пространства в другую. Закончив, мы легли на пол, чтобы подышать и отдохнуть.
Рис. 5 Танец одной из групп, начинающей двигаться из своего угла
Рис. 6 Отдых после танца
Важным было вдыхать и выдыхать то, что мы переживали вместе, опираясь на пол, под звуки свистящих сосудов. После этого мы медленно поднялись, для того чтобы вспомнить и описать то, что мы испытали во время танца. Наконец, мы образовали большой круг, чтобы поэтически выразить свой опыт.
Рис. 7 Момент описания участниками своего опыта участия в пении и танце
По мнению Книла [5], в импровизациях общинного искусства создаются новые связи, «…пока весь творческий коллектив не станет единым целым» (P. 214). Таким образом, в нашем общественном искусстве мы были хором и ансамблем танцоров, которые откликались на образы боли, создавая новые образы связи и единения. Мы отпустили нашу песню надежды на ветер, чтобы затем найти новые слова, которые позволили бы нам вместить в себя опыт проживания в нашей многострадальной стране. Через искусство мы утвердили новый способ объединения и существования творческого сообщества. Мы создали безопасное место, куда любой из нас мог войти, получить и оказать поддержку. Мы вместе приготовили «пищу для души», пережив творческий опыт и эмоциональный резонанс.
Красота рождалась из наших песнопений и танца. Мы не изменили реальность, но отреагировали на нее эстетически. Мы выучили новый язык, который подразумевал новые эстетические обязательства перед миром, в котором мы живем.
Песни воды: резонанс в сообществе
Везде, где произведение искусства дарится и принимается аутентично, возникает сообщество
[7, P. 53]
Объединение сообщества для создания произведений искусства означает ставку на жизненную силу, которая связана с творчеством и общением людей и природы друг с другом. В этом контакте творческое воображение совершает свою работу, призывая красоту и надежду войти в жизнь людей и их жизненную среду. Экспрессивные искусства учат нас доверять процессу. Мир преображается благодаря такому творчеству. Как признают Аткинс и Снайдер [2], когда мы входим в творческое взаимодействие с людьми и природой, мир перестает быть объектом, и мы переживаем его как субъекта общения:
«…идея индивидуального «я», заключенного в телесную оболочку, расширяется и становится частью земли, воздуха, огня, воды и всех других живых существ… Слово «общение» предполагает, что наши взаимоотношения с миром одновременно интимны и священны» (Р. 117).
Чтобы создать творческое сообщество, эстетически реагировать на мир, нам следует вместе выучить новые языки нашей древней культуры и наших предков, постигая ее мудрость и силу. Для этого также необходимо научиться распознавать боль и проявления страдания и неблагополучия в нас самих, в жизненной среде и разных живых существах. Не цепенеть и не игнорировать это неблагополучие, а творчески реагировать на него, неся потоки живительной реки искусства. Мы можем взять на себя ответственность за эстетическое реагирование на разные стороны жизни, развивать творческое воображение и способность к коллективному реагированию на неблагополучие посредством творческих действий. Мы можем формировать коллективное сопротивления насилию, задействуя искусство и силы природы, как это делали и делают коренные народы, исходя из своей древней мудрости, чтобы дышать полной грудью и освободить голоса для песни жизни.
Пусть будут услышаны наши песни израненных сердец и стремления к красоте. Пусть длится наш танец людей и природы, объединенных общей творческой силой, во имя продолжения жизни. Пусть посредством творчества «увлажняется» и смягчается та каменная оболочка, которая формируется в нас как способ защиты от насилия, изолируя, в то же время, нас друг от друга.
Опыт нашего совместного пения и танца останется в памяти всех участников. Древняя песня «Вода помощи» на языке народа кечуа теперь «напитала» нас, и мы несем ее воды в себе. Каждый раз, когда эта песня звучит в наших сердцах, мы чувствуем силу нашей связи друг с другом, культурой народа кечуа и миром природы.
Откуда у тебя вода-помощь?
Благослови наши усталые ноги,
Освежи наше дыхание,
Вдохни в нас воспоминания,
И подари нам радость.
Я раскрываю свои объятия,
Ступаю по священной земле,
Двигаюсь вперед.
И вот мы уже идем вместе,
Наполняясь силой твоей воды.
Вода помощи,
Защити нас от забвения и равнодушия,
увлажни наши сердца
Окропи наши раны,
Окружи их лепестками твоего Большого Сердца[1]
Литература
- Arguedas J. M. No soy un aculturado. (http://blog.pucp.edu.pe/blog/willaqanti/wp-content/uploads/sites/1365/2021/01/No-soy-un-aculturado.pdf) (дата обращения – 19.01.2024 г.)
- Atkins S, Snyder M. Nature-based expressive arts. Cultivating an aesthetic response to the world. In S. Atkins, Sally & M. Snyder (Eds.), Nature-based expressive arts therapy. Integrating the expressive arts and ecotherapy. – London & Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2018. – P. 115-135
- Freud S. El malestar en la cultura. – Madrid: Alianza editorial, 1986.
- Inkawasi K. Música y cantos tradicionales de kañaris (https://inkawasi-kanaris.org/musica-y-cantos-tradicionales-de-kanaris/) (дата обращения – 19.01.2024 г.)
- Knill P.J. Community art. Communal art-making to build a sense of coherence. In E. Levine & S. Levine (Eds.), New developments in expressive arts therapy. The play of poiesis. – London & Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2017. – P. 211-233.
- Levine E. From social change to art therapy and back again: A memoir. In E. Levine and S. Levine (Eds.), Art in action. Expressive arts therapy and social change. – London & Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2011. – P. 31-41.
- Levine S. Bearing gifts to the feast. The presentation as a rite of passage in the education of expressive therapists. In E. Levine and S. Levine (Eds.), Poiesis. The language of psychology and the speech of the soul. – London & Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2011. – P. 43-61.
- McNiff S. Cultivating imagination. In E. Levine and S. Levine (Eds.), New developments in expressive arts therapy. The play of poiesis. – London & Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2017. – P. 21–30.
- Zavala M. Belleza y contaminación: reflexiones desde la imaginación. In O. Vélez, J.M. Calderón (Eds.), Dolor y belleza. Imágenes desde las artes expresivas en el Perú. – Lima: TAE Perú, 2019. – P. 253-294.
Ссылка для цитирования
Завала М., Велес О., Прадо М., Мауриал X. Напоить сердце: размышления об искусстве сообщества // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2024. – T. 5, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Zavala M.; Vélez O.; Prado M.; Maurial X. To moisten the heart: reflections from community art // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2024. – Vol.5, №2. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)
[1] Эстетический ответ участницы события, преподавателя Центра экспрессивных искусств и Европейской высшей школы, Одетты Амаранты Велес Валькарсель.