Потомственный шаман, психолог Ораз Абулхаир дал интервью нашему журналу, рассказав о своей практике шаманизма, творчестве и их связи с природой, о поисках универсальных ценностей в эпоху глобализации и своем стремлении сохранить связь c духовными традициями своего народа.
Интервьюируемый подводит итоги работы над своей новой книгой «Философия свалки», в которой он дает феноменологическое описание опустошенного мира. Границы между различными областями бытия больше не проявляются, и уже нет не загрязненных мест. Ни искусство, ни философия не являются исключением из этого процесса. Даже сам воздух, которым мы дышим, стал частью свалки.
Несмотря на множество причин для пессимизма, автор статьи утверждает, что угроза глобального экологического разрушения дает стимул для сотрудничества не только через систему международных отношений, но и посредством организации общества и его институтов, формирования безопасной среды обитания. Чтобы координировать поиски мирного, экологически оправданного и устойчивого мирового порядка или «экологической цивилизации», необходимо сформулировать новый глобальный нарратив, основанный на экологическом, а не механистическом мышлении. Одной из актуальных задач при этом может являться проектирование и постройка новой архитектуры, определяющей образ жизни и опыт людей. Экопоэзис как принцип нового типа существования связан с новым подходом к градостроительству в соответствии с идеями Кристофера Александера.
Цель статьи заключается в актуализации смысла обновления содержания образования как приоритетного направления развития цивилизации в XXI веке. В условиях нечеткости понимания задач обновления содержания образования, продолжающегося роста его отставания от вызовов времени предпосылки к изменению ситуации могут быть созданы образовательными процессами «снизу», при условии их генерализации с помощью сетевых технологий. Показана роль сетевого партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире» в создании предпосылок обновления содержания отечественного образования с учетом приоритетных задач страны в области устойчивого развития.При этом экологическое образование рассматривается как платформа продвижения идей устойчивого развития.
В статье рассматривается феномен «скал ученых», представленный в искусстве Восточной Азии и выступивший в качестве основы кураторского проекта автора при организации выставки, проведенной 21 октября – 30 ноября 2020 г. на базе Корейского культурного центра в Нью-Йорке. Данная выставка обсуждается с точки зрения традиционной эстетики Стран Востока. Обсуждаются характерные для разных культурных традиций связи между искусством и природой. Из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19, автор статьи разработала серию онлайн-мероприятий, чтобы обсудить основные темы выставки с художниками и кураторами музеев, историками искусства и частными коллекционерами.
Автор был одним из 13 художников, приглашенных для участия в художественной резиденции, финансируемой Фондом культуры и искусства острова Чеджу (Южная Корея). Проект должен был состояться в августе 2020 года, давая участникам возможность использовать вулканический камень – шлак Чеджу для создания керамических изделий. Из-за пандемии Covid-19 резиденция была отменена. Вместо этого участникам было отправлено небольшое количество шлака для работы в их странах. В статье рассматриваются возможности удаленного проведения резиденции художника. Представлена серия художественных экспериментов со шлаком Чеджу, рассматриваемых как «общение» между художником и материалом.
Приводятся обоснование и некоторые результаты использования экологического подхода в арт-терапии в процессе реабилитации употребляющих психоактивные вещества. Техники экологической арт-терапии проиллюстрированы примерами из практической работы, связанной с проведением занятий на базе дневного стационара и амбулаторного культурно-оздоровительного клуба. Эффекты, проявившиеся в процессе работы, свидетельствуют о разностороннем воздействии экологической арт-терапии на личность и состояние реабилитируемых.
В статье представлены некоторые формы арт-терапевтической практики, осуществляемые на основе средового и экологического подходов на базе психиатрической больницы св. Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. Приводятся примеры художественно-творческой продукции пациентов, показывающие, как их взаимодействие с жизненной средой, миром природы может быть использовано в процессе психиатрического лечения и реабилитации с целью повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий и повышения качество жизни больных.
С позиций формирующегося полидисциплинарного экогуманитарого подхода описываются ключевые установки и теоретические основы экологической или природоцентрированной терапии искусством, являющейся отраслью современной экотерапии. Раскрываются ключевые представления экологической терапии искусством. Обсуждается роль природы как третьего участника терапевтических отношений, экологическое и экопсихологическое восприятие терапевтической среды, роль искусства в изменении отношений человека с жизненной средой и формировании экологического сознания, экоидентичности.
Представлен опыт проведения занятий изобразительным искусством, посвященных развитию навыков психологической саморегуляции у выпускников арт-терапии в Университете штата Флорида во время пандемии COVID 19. Из-за ограничений, связанных с необходимостью проведения онлайн-обучения в период пандемии, было решено использовать эко-арт-терапевтический формат обучения, проводя занятия на свежем воздухе. Статья включает работы и размышления преподавателя и студентов, касающиеся ценности занятий изобразительным искусством с целью психопрофилактики.
Статья подготовлена на основе доклада, представленного на первой международной научно-практической онлайн конференции «Экологическая/природоцентрированная арт-терапия: международные и мультикультурные перспективы». Раскрывается свойство нежности как обращенное к разным формам жизни и реализуемое не только в отношениях между людьми, но и их отношениях с миром природы.
Автор эссе размышляет о связи людей друг с другом и жизнью на планете, с акцентом на растениях как обладающих целебными свойствами и способными пробуждать в человеке его экологическую сущность. Автор приглашает посредством взаимодействия с миром растений учиться тому, как можно переживать единство с разными формами жизни, осуществлять их поддержку, испытывать радость от пребывания на Земле, воспринимая ее в качестве своего подлинного "дома".
Один из пионеров и лидеров движения эко-арта, Ньютон Харрисон представляет выставочный проект «Сенсориум», объединяющий науку и искусство и посвященный проблемам мирового океана. «Сенсориум» является целостной иммерсивной средой, интерактивным трехмерным интерфейсом, в котором полы, стены и даже потолок действуют как «живые» поверхности, подключенные к данным о состоянии мирового океана в реальном времени. «Сенсориум» может служить экологическому образованию, принятию решений и изменения экологического сознания.
В статье представлена модель социогенеза экологического сознания на основе трёхмерной системы координат с осями «субъектность природы – объектность природы», «включённость в природу – противопоставленность природе» и «природа как материальная ценность – природа как духовная ценность». С точки зрения их экологичности рассмотрены такие течения философской мысли как русский космизм, американский инвайронментализм (консервационизм, экологизм и биоцентризм), учение о ноосфере, этико-эстетический подход в охране природы, универсальная этика, христианство, а также восточные религии (буддизм и индуизм) и эколого-культурные традиции.
Используя понятия экопоэзиса и теопоэзиса, автор статьи предпринимает попытку рассмотрения благодати как проявляющейся в отношениях между человеком, животными, растениями, экосферой, космосом и машинами как составляющими единую сеть взаимосвязанных и священных существ. В статье использованы самые разные источники, от Карла Ранера до Жака Дерриды, от Уилфреда Биона до Донны Харауэй. Также используется ссылки на художественные фильмы, онлайн-игры и популярную музыку.
В статье рассматривается история японского искусства икебаны и современная практика экологической арт-терапии, их взаимосвязь и вклад в физическое и психическое благополучие людей. Икебана и ботаническая аранжировка рассматриваются как формы творческого взаимодействия с природой, обеспечивающие различные лечебно-профилактические эффекты
В статье представлено искусство ленд-арта, связанное с созданием построек на территории парка Феникс в Дублине, которые можно назвать «укрытиями». Используя найденные природные материалы, люди создавали постройки, предназначенные для личного или общественного использования. В условиях ограничений, вызванных пандемией коронавируса, такие постройки стали местами общения и отдыха, доступными для любого человека, посещающего парк.
Статья посвящена исследованию проблем в деятельности современного музея, вызванных ситуацией с пандемией, прежде всего – организации взаимодействия с посетителями. В центре внимания авторов – анализ рисков и возможностей виртуального общения зрителя с музейными объектами в период самоизоляции.
В статье выполнено сопряжение целей устойчивого развития (ЦУР) и целей образования в интересах устойчивого развития (ОУР), сделана попытка осмысления реализации образования в интересах устойчивого развития посредством экогуманитарного подхода. Представлено авторское видение феномена культуры устойчивого развития и результаты исследования отношения петербуржцев к пониманию устойчивого развития как стратегии будущего человечества.
Концепция устойчивого развития неявно ставит задачу изменения традиционной траектории исторического процесса и предстает не столько как программа конкретных действий, сколько как новое мировоззрение и новая методология. Глобальные идеи, аргументированные в концепции, на региональном уровне нуждаются в уточнении и конкретизации. Так, реализация концепции устойчивого развития в условиях России возможна только при условии учета ее неординарных природных, социальных и культурных особенностей.
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] 4 [ 5 ]