Представлен опыт проведения занятий изобразительным искусством, посвященных развитию навыков психологической саморегуляции у выпускников арт-терапии в Университете штата Флорида во время пандемии COVID 19. Из-за ограничений, связанных с необходимостью проведения онлайн-обучения в период пандемии, было решено использовать эко-арт-терапевтический формат обучения, проводя занятия на свежем воздухе. Статья включает работы и размышления преподавателя и студентов, касающиеся ценности занятий изобразительным искусством с целью психопрофилактики.
Статья подготовлена на основе доклада, представленного на первой международной научно-практической онлайн конференции «Экологическая/природоцентрированная арт-терапия: международные и мультикультурные перспективы». Раскрывается свойство нежности как обращенное к разным формам жизни и реализуемое не только в отношениях между людьми, но и их отношениях с миром природы.
Автор эссе размышляет о связи людей друг с другом и жизнью на планете, с акцентом на растениях как обладающих целебными свойствами и способными пробуждать в человеке его экологическую сущность. Автор приглашает посредством взаимодействия с миром растений учиться тому, как можно переживать единство с разными формами жизни, осуществлять их поддержку, испытывать радость от пребывания на Земле, воспринимая ее в качестве своего подлинного "дома".
Один из пионеров и лидеров движения эко-арта, Ньютон Харрисон представляет выставочный проект «Сенсориум», объединяющий науку и искусство и посвященный проблемам мирового океана. «Сенсориум» является целостной иммерсивной средой, интерактивным трехмерным интерфейсом, в котором полы, стены и даже потолок действуют как «живые» поверхности, подключенные к данным о состоянии мирового океана в реальном времени. «Сенсориум» может служить экологическому образованию, принятию решений и изменения экологического сознания.
В статье представлена модель социогенеза экологического сознания на основе трёхмерной системы координат с осями «субъектность природы – объектность природы», «включённость в природу – противопоставленность природе» и «природа как материальная ценность – природа как духовная ценность». С точки зрения их экологичности рассмотрены такие течения философской мысли как русский космизм, американский инвайронментализм (консервационизм, экологизм и биоцентризм), учение о ноосфере, этико-эстетический подход в охране природы, универсальная этика, христианство, а также восточные религии (буддизм и индуизм) и эколого-культурные традиции.
Используя понятия экопоэзиса и теопоэзиса, автор статьи предпринимает попытку рассмотрения благодати как проявляющейся в отношениях между человеком, животными, растениями, экосферой, космосом и машинами как составляющими единую сеть взаимосвязанных и священных существ. В статье использованы самые разные источники, от Карла Ранера до Жака Дерриды, от Уилфреда Биона до Донны Харауэй. Также используется ссылки на художественные фильмы, онлайн-игры и популярную музыку.
В статье рассматривается история японского искусства икебаны и современная практика экологической арт-терапии, их взаимосвязь и вклад в физическое и психическое благополучие людей. Икебана и ботаническая аранжировка рассматриваются как формы творческого взаимодействия с природой, обеспечивающие различные лечебно-профилактические эффекты
В статье представлено искусство ленд-арта, связанное с созданием построек на территории парка Феникс в Дублине, которые можно назвать «укрытиями». Используя найденные природные материалы, люди создавали постройки, предназначенные для личного или общественного использования. В условиях ограничений, вызванных пандемией коронавируса, такие постройки стали местами общения и отдыха, доступными для любого человека, посещающего парк.
Статья посвящена исследованию проблем в деятельности современного музея, вызванных ситуацией с пандемией, прежде всего – организации взаимодействия с посетителями. В центре внимания авторов – анализ рисков и возможностей виртуального общения зрителя с музейными объектами в период самоизоляции.
В статье выполнено сопряжение целей устойчивого развития (ЦУР) и целей образования в интересах устойчивого развития (ОУР), сделана попытка осмысления реализации образования в интересах устойчивого развития посредством экогуманитарного подхода. Представлено авторское видение феномена культуры устойчивого развития и результаты исследования отношения петербуржцев к пониманию устойчивого развития как стратегии будущего человечества.
Концепция устойчивого развития неявно ставит задачу изменения традиционной траектории исторического процесса и предстает не столько как программа конкретных действий, сколько как новое мировоззрение и новая методология. Глобальные идеи, аргументированные в концепции, на региональном уровне нуждаются в уточнении и конкретизации. Так, реализация концепции устойчивого развития в условиях России возможна только при условии учета ее неординарных природных, социальных и культурных особенностей.
В статье раскрыта педагогическая проблема формирования культуры устойчивого развития средствами технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций. Её актуальность обусловлена опережающей функцией современного образования как ключевого фактора перемен в направлении устойчивого развития. Рассмотрена структура культуры устойчивого развития в единстве аксиологического, онтологического, гносеологического и праксиологического компонентов. Раскрыты концептуальные основы данной технологии, а также её целевой, содержательный, процессуально-технологический компоненты.
В кратком эссе специалист в области экологической психопедагогики и экопсихологии, в частности, такого направления экопсихологии, как психология экологического сознания, подчеркивает важную роль художественного восприятия природы. Он обращает внимание на ценность поэтизированного обращения к миру природы как источнику красоты. Это помогает развивать эмоциональные, эстетические и этические основы отношения к природным объектам.
В статье отражены результаты исследования на основе экспрессивных искусств (ИОЭИ), получения автором статьи личного опыта творческой активности для изучения своих отношений с природой. Основываясь на основных принципах ИОЭИ, она проводила свою работу во время вспышки пандемии коронавируса в Канаде, участвуя в сеансах экспрессивных искусств. Описывается процесс исследования в соответствии с тремя этапами с характерными метафорическими обозначениями «Заполнение», «В студии» и «Сбор урожая».
В кратком эссе известная поэтесса и ученый Салли Аткинс делится своим восприятием Земли и конкретного места на Земле как формирующего поэтизированный образ, играющий ключевую роль и задающий определенную точку отсчета в ее отношении к реальности. Рассматриваются системные концепции, поддерживающие отношение к Земле как живой сущности, в частности, гипотеза Геи, а также идея Дж. Хиллмана об эстетической чувствительности. Придается особое значение художественно-эстетическим способам взаимодействия с природой.
Процесс изобразительной деятельности может протекать спонтанно, либо в соответствии с определенным планом. Во многих случаях формирование художественно-эстетического продукта происходит в результате интуитивного исследования и преобразования образов. Последовательность формирования и изменения образов может быть определенным образом задокументирована для того, чтобы обеспечить ее обсуждение и осознание. Цифровая документация творческого процесса и создание на ее основе анимационного фильма может помочь в понимании природы и динамики творческого процесса.
Эссе основано на описании трех географических локаций, с которыми связаны значимые события в жизни автора. Все эти локации так или иначе связаны с экономической деятельностью, оказывающей возрастающее влияние на культурный и природный ландшафты развития современной цивилизации.
В статье представлены результаты апробации программы здоровьесберегающего воспитания воспитанников школы-интерната, разработанной на основе экогуманиттарного подхода, с применением технологий арт-терапии и арт-педагогики.
Статья посвящена анализу современного состояния экологического образования в художественном вузе и выявлению приоритетов его развития. Установлены цели и задачи экологического образования в художественном вузе. Раскрыты негативные факторы, влияющие на снижение уровня экологической подготовки в вузе. Приведены примеры осуществления экологического образования в ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».
В этом эссе американский художник и арт-терапевт Мэдлин Руг делится своим пониманием взаимосвязи между искусством и анимизмом, связанным с переживанием мира природы как живого и наделенного духовной сущностью. По мнению автора, художественное творчество и работа воображения не просто отражают или имитируют мир живой природы, но и представляют собой место встречи для общения и связи с ним, чему способствует духовное восприятие сердца в согласии с мыслящим мозгом и выразительным телом.
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] 4 [ 5 ]