Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Интервью \ ИНТЕРВЬЮ С РЕДЖИНАЛЬДО БОКХОРНИ

ИНТЕРВЬЮ С РЕДЖИНАЛЬДО БОКХОРНИ

« Назад

ИНТЕРВЬЮ С РЕДЖИНАЛЬДО БОКХОРНИ*

*Воспроизводится с разрешения журнала CAET, «Creative Arts in Education and TherapyEastern and Western Perspectives», в котором данная статья была впервые опубликована, (2019), 5(2): 105–108. http://caet.inspirees.com/caetojsjournals/index.php/caet/article/view/192

 

Аннотация

Реджинальдо Бокхорни, профессор икебаны в школе Икенобо, делится своим личным и профессиональным опытом занятий этим искусством. Он объясняет, как искусство и медицина пересекаются и приносят друг другу пользу благодаря занятиям икебаной, и как они влияют на его эмоциональный мир, идентичность и его отношение к миру.

Ключевые слова: жизнь, икебана, искусство, природа, цветы, школа Икэнобо

Краткая справка о художнике

Реджинальдо Бокхорни – выпускник школы Цветочного искусства икебаны Икэнобо в Киото. Президент Ikenobo Zürich Study Group (Цюрих, Швейцария). Проводит занятия, обучая искусству икебаны в Голландии и Швейцарии. Является ведущим практикующим специалистом сестринского ухода в области неврологии (болезни Паркинсона и рассеянного склероза).

Тони Чжоу (Т.Ч.): Вы родились в Бразилии, получили специальность невропатолога, много работая с пациентами с болезнью Паркинсона. Это довольно далеко от икебаны. Что мотивировало вас заняться изучением икебаны? Как вы думаете, как искусство икебаны и медицина пересекаются и приносят друг другу пользу? Считаете ли вы, что между икебаной и медициной есть определенная связь?

Реджинальдо Бокхорни (Р.Б.): В Бразилии очень много японцев, и у моей семьи есть некоторые японские корни. Икебана очень хорошо известна в бразильском обществе, и мне всегда было интересно изучать это искусство. Она вошла в мою жизнь как хобби и постепенно превратилась в профессию. Я считаю, что больше всего меня привлекало в этом искусстве уважение к жизни и природе. Икебана означает сохранение жизни цветов или «живые цветы». Она требует терпения и настойчивости, хотя также может быть очень умиротворяющим делом. Я помню, как практика икебаны после напряженного рабочего дня помогала мне успокоиться. Я считаю, что, когда ваш взгляд сосредоточен на чем-то прекрасном, вы также чувствуете мир и красоту в своей душе. Иногда просто поразительно, настолько красивыми и эмоционально захватывающими могут быть цветы, листья и ветки.

По образованию я специалист по лечению хронических неврологических заболеваний (болезни Паркинсона, рассеянного склероза) и проработал в больнице более 15 лет. Работа в стационаре – это постоянное пребывание на границе между жизнью и смертью, борьба за жизни людей. Моя специализация – это лечение и поддержка пациентов с хроническими неврологическими заболеваниями, эффективные средства лечения которых еще не найдены. Люди, страдающие этими заболеваниями, нуждаются в уходе на протяжении всей оставшейся жизни. Мы делаем все возможное, чтобы обеспечить пациентам наилучшее лечение и уход, чтобы они жили как можно дольше. Уважение к жизни – это то, что объединяет всех, кто работает в сфере здравоохранения. Без него вы не сможете работать в этой сфере. Я считаю, что то же самое можно сказать и об икебане. Икебану и медицину объединяет забота о жизни и уважение к ней.

Т.Ч.: Оглядываясь назад и анализируя свой жизненный и профессиональный путь, какие моменты своей биографии вы бы могли признать особо знаменательными, сопряженными с изменениями и преодолением кризисов вследствие ваших занятий искусством икебаны?

Р.Б.: Мой жизненный путь был связан с переездом из Бразилии в Европу, а также поездками в разные страны. Хотя причинами для переезда были учеба и работа, я неизменно продолжал заниматься икебаной. Это способствовало моему развитию как личности. Я чувствую себя вследствие занятий икебаной более спокойным, более способным справляться со стрессом, слушать других и учиться. Я теперь могу лучше выразить свои чувства с помощью икебаны, чем раньше. Практикуя икебану, вы иногда часами работаете над тем, чтобы найти наилучшее решение. Работая в одиночку или в группе, вы всегда находитесь в личном творческом поиске, пока не завершите его. Во время этого поиска вы можете столкнуться с разными мыслями и чувствами, порой уходя в сторону от начальной темы. Ваше творческое воображение может блуждать, и вам нужно будет сосредоточиться. Вам придется научиться доверять себе и, в то же время, управлять своими внутренними процессами.  Это приблизит вас к вашим чувствам и поможет вам распознать их и найти для них оптимальную форму выражения.

Когда я 1,5 года назад решил переехать в Швейцарию, я знал, что начну все сначала; что у меня появятся новые друзья, новые ученики и новые трудности. Благодаря многолетней практике икебаны я смог сохранить внутреннюю устойчивость. Благодаря занятиям икебаной я поддерживаю повышенный интерес к окружающему миру, открыт для освоения нового. Каждый день у меня появляются новые впечатления, которые я могу использовать для творчества. И где бы я ни был, я всегда могу вернуться к икебане.

Фото 1. Реджинальдо Бокхорни за работой

Т. Ч.: Как Икебана изменила ваш эмоциональный мир и повлияла на вашу личность и восприятие мира?

Р.Б.: Икебана – это целый мир со своей философией и отношением к жизни. Когда вы посещаете выставку икебаны, вы можете заметить, что все посетители уходят с улыбкой на лице и становятся очень умиротворенными. Я думаю, это потому, что вы оказываетесь в мире красоты и стремления к совершенству; где нет визуального загрязнения. Икебана наполняет ваши глаза и разум прекрасными вещами, созданными в союзе человека и природы.

Т.Ч.: Икебана, как вид утонченного искусства, кажется, несет в себе качество Инь. Как вы, как медицинский работник-мужчина и преподаватель икебаны, воспринимаете и интерпретируете это искусство?

Р.Б.: Вплоть до 18 века занятия икебаной предназначались исключительно для мужчин. Женщинам разрешалось только помогать и убирать. В настоящее время все профессора в Японии – мужчины, но большинство студентов и практиков – женщины. Лично я считаю очень ценным видеть хрупкие цветы в руках мужчин. Я думаю, что мужчины могут быть очень креативными. Когда мы создаем крупную аранжировку, мы видим, что мужчинам намного легче обрезать и носить тяжелые ветки, чем женщинам. Я также вижу, что мужчины лучше видят асимметрию или симметрию, когда им нужно измерить, сравнить и рассчитать пространство больших композиций. В то же время, участие женщин я признаю чрезвычайно важным для икебаны. Думаю, что дочь нынешнего директора школы Икэнобо будет в будущем ее лидером.

Т.Ч.: Как икебана помогает вам понять разные уровни отношений, такие как я и другие, я и вселенная, я и природа?

Р.Б.: Я признаю три основные формы жизни: флора, фауна и человек. Для меня понять мир растений, животных и человека невозможно без искусства икебаны. Я считаю, что мы можем учиться друг у друга, и мы также должны уважать друг друга. Для меня самое интересное, что там, где цветы, есть и люди, есть и животные. Мы нужны друг другу.

Т.Ч.: С какими самыми большими проблемами и кризисами сталкиваются люди в настоящий момент? Как вы, как профессор икебаны, можете внести свой вклад в развитие человеческого сознания и эволюцию человека через свою художественную практику?

Р.Б.: В связи с модернизацией и цифровизацией нашего общества люди меньше контактируют с природой. Меньше времени остается на то, чтобы ценить деревья, растения и цветы. Много говорят об окружающей среде, сохранении природы и бережном отношении к ней, но люди чрезвычайно редко занимаются посадкой и уходом за деревьями или иными растениями. Когда вы находите время, чтобы насладиться цветком дома? Икебана обеспечивает более тесный контакт с ветками, листьями и цветами – с этими прекрасными формами жизни. Благодаря ей, вы можете развить терпение и креативность и выразить свои чувства, чтобы увидеть и проявить красоту природного и человеческого мира.

Интервью взял:

Тони Ю. Чжоу – доктор философии, директор Inspirees Institute (Китай / Нидерланды). доктор философии, танцевальный терапевт, директор Инспайрис Института (Пекин, КНР / Нидерланды). Основатель и исполнительный редактор журнала “Creative Arts in Education and Therapy: Eastern and Western Perspectives”. Специалист по танцевально-двигательной терапии.

 

Ссылка для цитирования

Чжоу Т.Ю. Интервью с Реджинальдо Бокхорни // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Zhou T. Yu. Interview with Reginaldo Bockhorni. // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2021. – Vol.2, №1. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)

DOI: 10.24412/2713-1831-2021-1-130-132

 

 

 

 



О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.