Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Интервью \ ИЗБРАННЫЕ ХУДОЖНИКИ: ИНТЕРВЬЮ С ТИГАН УАЙТ

ИЗБРАННЫЕ ХУДОЖНИКИ: ИНТЕРВЬЮ С ТИГАН УАЙТ

« Назад

Поступила в редакцию: 03.02.2020

Прошла редактирование: 04.02.2020

Опубликована: 20.02.2020

 

Аннотация

Художница из штата Орегон, работающая в качестве волонтера в рамках разных экологических проектов, Тиган Уайт дала интервью нашему журналу, рассказав о своем творчестве и его связи с природой и проблемами экологии. Она делится своим опытом совместного творчества с природой, о своем восприятии смерти как части целостного цикла развития и трансформации разных форм жизни, о роли искусства, творческого самовыражения для изменения отношений людей к природе.

Ключевые слова: искусство, среда, природа


 

Краткая справка о художнике

Тиган Уайт – художник, живущий в Портленде, штат Орегон (США). Получила степень бакалавра в области иллюстрации в Миннеаполисском колледже искусств и дизайна в 2012 году и является членом коллектива иллюстраций VACVVM. Картины Тиган были выставлены в десятках сольных и групповых выставок по всей территории Соединенных Штатов. Работала с журналами Nature Conservancy, Smithsonian Magazine, Pangeaseed Foundation, Mondo, Nike, Target, American Greetings, Penguin Random House и многими другими. В дополнение к своему натуралистическому стилю, Tиган создает книжки с картинками и другие работы для детей под названием Tiny Moth Studios, из которых на сегодняшний день опубликовано шесть книг.

Во время своего пребывания в Миннеаполисе Тиган работала волонтером в Центре реабилитации дикой природы штата Миннесота. В настоящее время является членом группы по наблюдению за прибрежными районами и исследованию морских птиц Университета штата Вашингтон (COASST) и группы CoastWatch шт. Орегон, а также двух гражданских научных проектов. Один из них посвящен мониторингу состояния экосистем и общественного землепользования. Другой проект связан со сбором исходных данных для оценки смертности морских птиц из-за природных и антропогенных явлений.

2020_studio_1400w.jpg

Д.А.: Пожалуйста, расскажи немного о себе и своем подходе в искусстве.

Мне 29 лет, я художник и иллюстратор. Я родилась и выросла на Среднем Западе Соединенных Штатов, в Чикаго, прожила большую часть своей взрослой жизни в Миннеаполисе и переехала на Тихоокеанский северо-запад в 2019 году. Я делаю подробные аллегорические гуаши и акварельные картины, основанные на моем опыте с общения с природой, обычно изображающие животных, которые кажутся мертвыми или борются за выживание.

tigan2.jpg

Рис. 1. «Вызывающие наименьшие опасения (Least concern)» | 24"х24" | гуашь и акварель на бумаге


Д.А.: Давай поговорим о твоих отношениях с природой. Как они возникли и развивались? Как бы ты описала твою связь с Землей?

Я не могу точно определить происхождение моей близости с природой, но, насколько я себя помню, я всегда чувствовала себя неуместной в современном обществе. Когда я была ребенком, мне было менее интересно заводить друзей, чем читать книги о летучих мышах или смотреть в окно, пытаясь определить птиц, которых я запомнила, читая книги по зоологии.
Но я выросла в огромном городе, поэтому мои отношения с природой были явно ограничены, пока я не переехала в Миннеаполис. Там я начала исследовать леса, берега рек и водно-болотных угодий, а также совершать поездки на север к озеру Верхнее.

Наконец, обнаружение мной необъятности природы было похоже на то, будто я нашла недостающую часть себя, или что моя душа раскрывается и начинает вмещать в себя все больше природного, чтобы Природа могла стать постоянной частью меня. Это и маленькие ломкие кости, разбросанные по сухой траве, и пронзительный вопль лисы, когда луна высокая, и круг ледяной озерной воды на гладкой плите нагретой солнцем скалы, и ком придорожной земли в моих руках, и куски плавающего льда, и берег реки.

tigan3.jpg

Рис. 2. «Лунный танец» | 8 "х10" | гуашь, акварель и цветной карандаш на бумаге

Я передвигаюсь только на велосипеде, который определяет, к каким типам мест я имею доступ, поэтому я в первую очередь исследую Природу на окраине человеческой жизни. Я нахожу красоту в железнодорожных путях, на которых прорастают разные растения. Я переживаю грусть береговых линий, усеянных маленькими кусочками пенопласта. Есть множество смысловых нитей, которые я пытаюсь разгадать в неопределимых пространствах, где заканчивается человеческая деятельность и начинается природа.

В течение многих лет я хоронила каждое животное, которое находила мертвым на велосипедной дорожке. Я чувствую сильное родство с «вредными» животными, которые живут среди нас, и которые приспособились к городам и запущенной среде обитания. Они помогают мне разобраться в моей собственной жизни.

tigan4

Рис. 3. «Огонь и пепел» | 6 "х6" | гуашь и акварель на бумаге

 

Переезд в Орегон сопровождался чувством потери, потому что земля, на которой вы живете, становится частью вашей идентичности, частью того, как вы понимаете и исцеляете себя. Переехав в новый регион, я должна была адаптироваться к новой экосистеме. Но я быстро поняла, что даже если определенные виды или экосистемы вокруг меня были мне ранее незнакомы, я могу наладить отношения с ними. Меня никогда не привлекали поездки в отдаленные места или поиск достопримечательностей. Я обычно предпочитаю выбирать небольшое количество мест для частого посещения и досконального изучения. Как и любые другие отношения, ваши отношения с местом становятся крепкими, когда вы постоянно в нем появляетесь, когда вы цените его красоту и сложность и становитесь свидетелями его жизни, когда вы лично вкладываете усилия в его здоровье и благополучие. Для меня любовь к месту и вещам, которые там живут, вызывает такие же сильные волшебные чувства, что и любовь к человеку, и иногда я верю, что природа отвечает взаимностью и на эту любовь.


 

Д.А.: Расскажи о своем опыте совместного творчества с природой.

Мне тяжело разделять «искусство» и «природу». Если честно, я думаю, что мое настоящее искусство в чистом виде – это и есть мои отношения с природой, которые я культивировала на протяжении многих лет. Мое искусство существует в пространстве между природой и мной, и ему не нужно приукрашивать природу, чтобы оправдать себя и понравиться зрителям. Поэтому мои картины могут фрустрировать или даже шокировать зрителей. В любом случае, я рисую, потому что мне что-то в природе нравится, потому, что время от времени я верю в потенциал искусства, который может оказать положительное влияние на мир, а также потому, что мое претенциозное «чистое искусство» не имеет значения при капитализме. Оно самоценно как самоценна сама природа, и ее не всегда нужно превращать в товар или услугу.

В настоящее время я не так уж часто решаю, что рисовать, потому что сама природа просит меня об этом. Мои работы основаны на непосредственном опыте живого общения с природой, и я избегаю тем, которые не вызывают у меня ярких эмоциональных впечатлений. Это не обязательно означает, что я обязательно в момент творчества должна видеть какое-то животное или растение, чтобы нарисовать его. Мои работы не настолько буквальны, но мое творчество побуждает меня уделять время общению с природой на регулярной основе, чтобы я могла накапливать опыт, который может потенциально вдохновить будущую работу. Я обнаружила, что когда я отправляюсь в природную среду, находясь в состоянии открытости к тому, чему это место может научить меня в этот день, я переживаю настоящую лавину невероятных переживаний и хочу поделиться своими впечатлениями с другими людьми.

 

tigan5

Рис. 4. «Остаток (слизь и ил; тело остается свидетелем)» | 12"x18" | Бумага, смешанная техника

Я хочу позволить природе быть со-творцом моих произведений, но я также осторожна в сохранении уважительного баланса между тем, сколько я беру и сколько я отдаю природе в ответ. Помимо поддержки всех наших жизней, природа принесла мне много радости и является основой моей карьеры, и во многих отношениях искусство, которым я занимаюсь, опирается на ресурсы Земли. Я не думаю, что было бы этично использовать растения и животных в качестве предмета для творчества, не признавая, что они страдают из-за нас. Я стремлюсь передавать природу честно и использовать любое влияние моего творчества или деньги, которые я зарабатываю своим творчеством, чтобы помочь защитить и восстановить ее мир.

Иногда искусство кажется недостаточно эффективным способом что-либо изменить, но когда я беру на себя природоохранные функции, например, участвую в реабилитации певчих птиц, удалении инвазивных видов растений и посадке характерных для местного биоценоза, в мониторинге пляжей для сбора данных о смертности морских птиц, некоторая часть этого опыта неизбежно становится предметом для моего искусства, как будто моя природоохранная деятельность не закончена, пока я не переработала ее в своем творчестве.


Д.А.: Я вижу, что тема жизни и смерти, жизненного цикла тебя очень вдохновляет. Можешь ли ты сказать, почему это важно для тебя?

Темы обычно появляются в моих работах, когда я сконцентрирована на какой-либо новой для меня ситуации или идее. Мне необходимо время, чтобы исследовать их с разных сторон и решить, как я к этому отношусь, согласовать их восприятие с более широким пониманием окружающего меня мира и моим местом в нем.

Когда я впервые стала лучше знакомиться с миром природы, я была поражена тем, как часто я сталкиваюсь со смертью повсюду, и особенно ее красотой. Многие из нас привыкли приписывать смерти всевозможные негативные качества, воспринимать ее как некрасивую. Однако такое восприятие смерти выдает полное отсутствие понимания гармоничного цикла жизни и смерти. Некоторое время я была сконцентрирована на изображении моего нового понимания смерти, как части сложной и поддерживающей жизнь системы, частью которой я очень рада быть.

Со временем мое внимание переключилось на смерть, которую не так легко принять. Это может быть связано с гибелью на дороге, убийством «вредных» животных, которых расстреляли или отравили для удобства человека, к которым мы относимся с жестоким безразличием, потому что мы считает, что окружающая среда – это только наши пища и ресурсы. Мы уничтожаем леса, превращая их в пиломатериалы, или используем землю для сельскохозяйственных угодий. Из-за этого местные растения вытесняются привлекательными и нужными для человека. При этом естественный цикл жизни нарушается, а смерть становится выражением потребности человека доминировать в среде обитания, когда он убивает вокруг себя все то, что считает «вредным» или «бесполезным». Он видимо продолжит этим заниматься, пока вокруг ничего не останется. Хотя это – прямая дорога к его собственной гибели!

tigan6

Рис. 5. «Полые тела» | 11 "x14" | гуашь, акварель и цветной карандаш на бумаге

 

По мере того, как я узнаю больше о земле, на которой я живу, я вижу, как уменьшается количество здоровых жизненных циклов и появляется больше нарушений, вызванных разрушением экосистем, отравлением воздуха и воды, стихийными бедствиями, вызванными человеком, нарушением климата. Каждая смерть, с которой я сталкиваюсь, сопровождается вопросом: Естественна ли она, или мы каким-то образом ее вызвали?

Когда я рисую смерть, я действительно нередко переживаю грусть и ужас, которые внушены мне человеческой культурой. Но смерть не страшна. Что страшно, так это то, что те места, которые ты любишь, разрушаются на твоих глазах, и ты чувствуешь себя соучастником в их разрушении. В конечном счете, сама смерть больше не является моим предметом, но стала особым визуальным языком, который я пытаюсь использовать, чтобы изобразить наши человеческие отношения с природой, чтобы переработать мою вину и держать себя под нравственным отчетом.


 

Д.А.: Как, на твой взгляд, должны развиваться отношения между обществом и природой, окружающей средой в будущем? Какова роль искусства, творческого самовыражения в этом развитии?

Нам нужна культура, которая согласуется с Землей, на которой мы живем. Культура, которая уважает ценность природы, независимо от ее полезности для человека, и понимает, что перестройка отношений с природой необходима не только для выживания нашего вида, но и как лекарство от всевозможных проблем, с которыми мы сталкиваемся как индивиды и сообщества. Есть коренные культуры, которые придерживаются этих истин, но сталкиваются с репрессиями вместо того, чтобы вызывать с нашей стороны интерес и искать в них ответ на вопрос о путях изменения человеческих отношений с природой. Я не знаю, может ли быть достигнут прогресс в этом направлении до тех пор, пока мы не уничтожим наследие капитализма, поселенческого колониализма, патриархата и антропоцентризма.

Мой партнер и я иногда смеемся над Торо*, который жаловался в 1800-х годах на заборы, построенные вокруг частной собственности ... Что бы сказал Торо о нефтепроводах или пластиковых островках в море? Но на самом деле он был прав, когда концентрировался на заборах, потому что самые страшные проблемы в современном мире – это всё признаки того же мировоззрения, которое создало концепцию собственности. Вы не можете просто сказать людям не ставить заборы. Нам нужна культуры людей, которые имеют достаточно прочные отношения с природой, чтобы интуитивно понять, что сама концепция ограждения, сама претензия на владение чем-то, что никогда не может быть вашим, являются злом.

Я думаю, что искусство может сыграть свою роль в развитии такого понимания в мире. Большие изменения происходят, только если они происходят в месте субъективной истины, которая не может быть продиктована научным фактом или авторитетным этическим кодексом. Я думаю, что искусство может всколыхнуть эмоциональную часть мозга, которую нужно активировать, чтобы мы взяли на себя личную ответственность за проблему, а не оставляли ее решать кому-то другому.

tigan7.jpg

Рис.6. «Беспокойное море» | 16 "х 20" | гуашь, акварель, карандаш на бумаге

Д.А.: Видишь ли ты какие-либо возможные пути преодоления нашего отчуждения от Природы?

Это невероятно трудно для любого человека, живущего в развитой стране или культуре, потому что отчуждение от природы настолько глубоко укоренилось и охватывает все, что мы фактически потеряли все ориентиры для того, чтобы восстановить здоровые отношения с Природой. Иногда, однако, я испытываю сильное, блаженное чувство понимания и принадлежности к Природе, а иногда я чувствую себя чрезвычайно глупо и смущенно, потому что думаю, что я со своим человеческим знанием представляю собой слишком тяжелое бремя для Земли. Но, в то же время, я думаю, что это – хорошая комбинация разных позиций восприятия и переживания реальности. Одна позиция восприятия дает возможность увидеть цель, а другая – побуждает к действию.

Может быть, отчуждение от Природы – это не то, что нам навсегда нужно преодолеть, а то, что нам нужно, чтобы существовать внутри реальности и позволить отчуждению мотивировать нас. Если вы знаете, что вы отделены от Природы, это хороший первый шаг. Это означает, что вы это чувствуете и осознаете, и если вы чувствуете и осознаете, то, я думаю, вы услышите, как ваша собственная печаль окутана печалью Земли, и можете признать, что единственный способ исцелить себя – это работать над исцелением мира.

tigan8

Рис.7. «Шум и гам»| 14 "x14" | гуашь, акварель и цветной карандаш на бумаге
 

 

*Ге́нри Дэ́вид То́ро ( 1817-1862)— американский писатель, философ, публицист, натуралист и поэт. Видный представитель американского трансцендентализма. Автор книги «Уолден, или Жизнь в лесу»

 

Примечание: Работы Тиган Уайт также можно увидеть на ее сайте https://www.teaganwhite.com или в Инстаграм https://www.instagram.com/teaganwh/

 

Интервью взяла: Дворникова Александра Викторовна

художник, арт-терапевт (Санкт-Петербург, РФ)


 

Ссылка для цитирования

Дворникова А.В. Избранные художники – интервью с Тиган Уайт // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Dvornikova A.V. Featured artists – interview with Teagan White // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2020. – Vol.1, №1. – URL: http://ecopoiesis.ru



О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 4 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.