
Выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» проходила на базе известного московского культурного центра «Гараж» с июня по декабрь 2019 г., отражая настроение и идеи современных художников, теоретиков и активистов об экологии и проблемах окружающей среды. Масштабный выставочный проект объединил как исторические, так и новые произведения более чем 50 авторов из Российской Федерации и многих стран мира, заняв все пространство музея.
Выставка организована Снежаной Крастевой и Екатериной Лазаревой, кураторами музея «Гараж». Проект основан на представлении о том будущем, которое уже сейчас находится в фазе активного становления и в котором экологическая повестка дня становится ключевым не только экономическим, но и моральным, психологическим и политическим вопросом.
Обозначенный в названии выставки временной промежуток отсылает к двум датам из области научно-популярного знания и классики научной фантастики. Так, согласно многим прогнозам, например прогнозу известного эколога и демографа Пола Эрлиха, датой исчерпания мировых запасов нефти и, соответственно, окончания нефтяного века будет 2030 год.
Писатель-фантаст Артур Кларк еще в 60-е годы прошлого века обозначил 2100 год реализации человечеством возможности заселения других звездных миров и достижения бессмертия. Таким образом, выставка отсылает к определенному периоду в будущем планеты и цивилизации, когда может произойти исчерпание природных ресурсов планеты и в то же время развитие технологий сделает колонизацию других миров возможной.
Отраженный на выставке «Грядущий мир» спектр тем разворачивается вокруг двух тем — охраны окружающей среды и расширенного понимания экологии. Первая тема связана с представлением о том, что вопросы изменения климата, исчезновения биологических видов, загрязнения, возобновляемости природных ресурсов, перенаселения и т. д. не могут больше восприниматься как второстепенные и должны приобрести решающее значение в политике повседневности: в экономике, в быту, образовании и досуге. Расширенное понимание экологии связано с признанием тесной связи биологических, технологических, социальных и политических систем. Экология при этом понимается с точки зрения непрерывного взаимодействия человека, других биологических видов и неживой природы.
Первый проект «Грядущего мира» — премьерный показ шестиканальной видеоинсталляции Джона Акомфры «Пурпур». Соединив архивные киноматериалы и новые съемки, сделанные на различных континентах, британский художник создал впечатляющую видеопрезентацию о глобальном изменении климата и его последствиях для человечества и земной жизни.
На фото: шестиканальная видеоинсталляция Джона Акомфры «Пурпур»
На выставке также был представлен ряд исторических работ, обозначающих поворотные вехи во взаимоотношениях искусства и природы — от гобеленов XVI века до произведений ленд-арта. Полвека назад развитие ленд-арта и искусства среды совпало с растущим экологическом сознанием. Это породило экологическое движение, формировало основы экологической политики на государственном и гражданском уровнях.
За последние полвека искусство пережило сложную историю отношений с экологией — от объективации природы до понимания ее в качестве системы, от иронии по поводу экориторики до практических предложений для реальной жизни. «Грядущий мир» позволяет признать то, что искусство играет все более значимую роль в экологической повестке дня человечества. Наряду с наукой оно ставит и пытается по своему решать вопросы экологии. Искусство обладает своими средствами обозначения и решения экологических проблем. В большинстве случаев художник не дает прямых ответов на вопросы, касающиеся сосуществования человека и природы. Brown, A. (2014) отмечал: «В отличие от ученого, использующего соответствующие знания и методы исследования, художник обладает свободой, необходимой для постановки задач и их решения, независимо от степени их сложности, используя широчайший набор экспрессивных средств» (P. 8). Это позволяет ему выражать прежде всего эмоциональные и ценностно-смысловые аспекты явлений, увязывая внешние проблемы с внутренними проблемами человека.
«Художественные проекты могут допускать более высокие риски, чем это характерно для научно-исследовательских проектов, связанных с ожиданиями определенных результатов и определенной экономической отдачи. Художники могут вовлекать в свои проекты представителей местных сообществ и получать более широкую поддержку в обществе, чем деятельность ученых. Они обладают средствами социально-психологической рефлексии, дискуссии и действий, которые формируют новый образ мыслей и поведения. Они также могут вызвать в обществе реальные изменения, иногда осознанно к этому стремясь, иногда – неосознанно, но оставляя стойкий след в общественном сознании» (Brown A., 2014, P. 8).
Примечательно, что выставка реализована в форме диалогов с активистами экологического движения и позволяет изменить представление о выставочной практике. Архитектура выставки построена на принципе переработки архитектурных конструкций от предыдущих экспозиций. В стремлении снизить оставленный выставкой углеродный след кураторы отказались от транспортировки произведений там, где это было возможно, и часть работ воссоздана по инструкциям художников. Некоторые произведения созданы в непосредственном сотрудничестве с местными экспертными сообществами — исследователями медуз, специалистами по очистке воды и т. д. Отдельные проекты связаны с художественными стратегиями на пересечении с социальным действием — например, открытое для участия сообщество Human Hotel группы Wooloo. Ответственно подходя к печатной продукции, команда проекта отказалась от печатных буклетов: вместо этого к выставке подготовлены цифровой каталог, мобильный и аудиогиды.
На фото: «Сад». Автор: Даг Эйткен
С середины сентября часть Атриума музея была занята новым проектом выставки «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» — масштабной биоморфной инсталляцией группы Numen/For Use, созданной из целлюлозного скотча. Инсталляция пыталась копировать природные структуры и позволяла посетителям перемещаться внутри пространства, напоминающего щупальца или коконы. Местами был сделан определенный акцент на перформативные работы внутри экспозиции, что позволяло передать зрителям более эмоциональное восприятие мира и взаимодействие между человеком и природой.
В период работы выставки проходил также масштабный экофорум «Грядущий мир», включающийэкскурсионные тематические модули. В сопровождении опытных гидов посетители могли получить ответы на самые острые вопросы по темам «Атмосфера», «Вода», «Эволюция» и по-новому взглянуть на взаимоотношения человека с окружающей средой. Проект можно было посетить индивидуально в компании с аудиогидом или вместе с экскурсионной группой.
Прошедшая в Москве выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» явилась крупным и, несомненно, очень значимым событием, обозначающим передний край развития современного искусства как часть экологического движения и той реальности, в которой находится современное человечество. Она также отразила то будущее с его потенциальными сценариями развития человека и среды его обитания, которое создается сегодня руками человека. В том числе, сценарии будущего на сегодняшний день во многом определяются усилиями художников, представителей мира искусства, ученых, экологических активистов.
Литература
- Brown, A. (2014). Art and ecology now. – London: Thames & Hudson