Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Новости и события \ Международный фестиваль дикой природы "Золотая черепаха"

Международный фестиваль дикой природы "Золотая черепаха"

« Назад

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДИКОЙ ПРИРОДЫ «ЗОЛОТАЯ ЧЕРЕПАХА»

Президент международного фестиваля дикой природы «Золотая Черепаха», основатель благотворительного фонда «Мой экватор», мастер-дайвер SSI, подводный фотограф Андрей Сухинин и врач-психотерапевт, руководитель центра иммерсивной психологии «Clever Point», директор информационно-практического учреждения Центр поддержки материнства и детства «МамСтарт» (Минск, Беларусь) Наталья Навроцкая дали интервью нашему журналу, рассказав о международном фестивале дикой природы «Золотая черепаха».

Александр Копытин (А.К.): Международный фестиваль дикой природы «Золотая черепаха» масштабный эколого-просветительский проект с 16-летней историй, направленный на сохранение природы через искусство. Миссия проекта – способствовать развитию экологического сознания и природосообразного образа жизни. Творческие работы участников позволяют зрителям по-новому увидеть красоту мира природы и задуматься о его сохранении. Расскажите пожалуйста о том, как проект возник и как он развивался за время его существования.

Андрей Сухини (А.С.): Проект стартовал в 2006 году как локальный конкурс природной фотографии. В то время он был представлен в основном российскими авторами. Позже в конкурсную часть были добавлены жанры «Живопись» и «Эко-плакат», и за первые 10 лет своего существования Золотая Черепаха приобрела международную известность в рамках профессионального сообщества фотографов и художников-анималистов. В 2016 году были пересмотрены цели и стратегия проекта, формат был расширен за счет большого блока мероприятий научно-популярной и эколого-просветительской направленности, программ для детей и слабовидящих людей, разнообразных уличных форматов и крупных международных инициатив. На сегодняшний день конкурсная часть проекта представлена 25 000 авторами из 146 стран мира с пяти континентов. Парнерами проекта являются Правительство Москвы, Всемирный фонд дикой природы, Русское географическое общество, Фонд «Дальневосточные леопарды». Проект поддерживается Фондом президентских грантов. Таким образом, фестиваль «Золотая Черепаха» трансформировался в один из крупнейших фестивалей дикой природы в мире.

м1

Фото 1. Творческая встреча Андрея Сухинина с молодыми эко-активистами, лидерами движения Золотые Черепашки (Фестиваль «Золотая Черепаха», ноябрь 2021)

А.К.: На фестивале представлена главным образом фотография. Хотя в некоторых его номинациях также участвуют плакаты и живописные работы, «Золотая Черепаха» это проект мирового уровня, прежде всего, в области профессиональной фотографии дикой природы. Считаете ли вы, что фотография обладает в современном мире особыми возможностями для продвижения экологической повестки дня и экологических ценностей? Как вы можете охарактеризовать ее роль в широком спектре современных медий, связанных с искусством?

А.С.: Во всем мире существует большое количество организаций, формирующих экологическую повестку довольно стандартным набором подходов и технологий – от конференций и эко-форумов до масштабных волонтерских инициатив, от продвижения экологических товаров и услуг до внедрения безотходных и безопасных методов производства. «Золотой Черепахе», на мой взгляд, удалось найти свой, во многом уникальный, подход к продвижению экологических ценностей. Воздействие на чувства и эмоции людей через позитивную энергию творчества, пожалуй, один из самых доступных и эффективных каналов для вовлечения людей в природоохранную деятельность, развития в них способности видеть красоту природного мира и понимать его жизнь и связь с человеком. Мы используем социальные и культурные коды, понятные каждому человеку на любом континенте, чтобы сказать о нашей общей цели -– сохранении экосферы нашей планеты для будущих поколений. Поэтому ценность жанра фотографии дикой природы сложно переоценить.

м2

Фото 2. Евгения Тимонова (натуралист, популяризатор науки, автор и ведущая программы «Всё как у зверей») читает лекцию о поведении животных московским школьникам (Фестиваль «Золотая Черепаха», ноябрь 2021)

м5

Фото 3. Аниматоры проводят интерактивные занятия для детей (Фестиваль «Золотая Черепаха», ноябрь 2021)

А.К.: В рамках фестиваля проводятся тематические лектории, творческие конкурсы и образовательные программы художественно-эстетической направленности, разнообразные интерактивные мероприятия, позволяющие посетителям выставок не только получать информацию, связанную с экологической ситуацией, но и выражать свою позицию и вовлекаться в полилог, участвовать в обсуждении актуальных вопросов жизни современного человека в его неразрывной связи с миром природы. Не могли бы рассказать об этой составляющей фестиваля? Каков спектр разных форм презентационной активности и какие ее темы вызывают у посетителей наибольший интерес?

А.С.: Традиционной для фестиваля «Золотая Черепаха» является образовательная программа, направленная на фотографов всех уровней, от начинающих до опытных профессионалов. Этой целевой аудитории фестиваль предоставляет самые широкие возможности для общения и обмена опытом.

Другим примером просветительской составляющей фестиваля является масштабная образовательная программа для детей «Золотые Черепашки», направленная на формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения через создание лиги молодых эко-активистов. Авторы самых перспективных проектов экологической направленнности получают поддержку в их реализации.

Но самым ярким открытием прошедшего сезона стали смешанные форматы презентационных инициатив с участием успешных фотографов и представителей научного сообщества, биологов и зоологов. Похоже, и здесь мы нашли свой авторский подход, который будем тиражировать уже начиная со следующего сезона.

м3

Фото 4. Михаил Коростелев (известный подводный фотограф, многократный победитель международных фотоконкурсов) читает лекцию об особенностях подводной съемки крупных морских млекопитающих (Фестиваль «Золотая Черепаха», ноябрь 2021)

photo_0259

Фото 5. Иммерсивные программы для самых маленьких. Современные компьютерные технологии позволяют «оживить» детские рисунки (Фестиваль «Золотая Черепаха», октябрь 2019)

А.К.: Проект «Золотая Черепаха» имеет творческую основу на всех его этапах – от организации и проведения творческих конкурсов и образовательных программ художественно-эстетической направленности, до оформления выставочных пространств и способов представления художественного материала. Что нового и оригинального, способствующего успеху мероприятия и реализации его миссии, вы могли бы назвать в части его организационной, презентационной и дизайнерской составляющей?

А.С.: Мы выбрали синхронную модель управления проектом, полностью отказались от лишней бюрократии. Работа в команде стороится не на инструкциях и регламентах, а на мощной позитивной энергетике всех членов, охваченных единым творческим порывом. Это обеспечивает проекту высокие темпы роста, недоступные для всех других моделей управления.

Начиная со следующего сезона, мы планируем экспериментировать с новыми форматами подачи нашего контента, позволяющими посетителю не просто созерцать творческие работы, но и взаимодействовать с ними. Здесь нам на помощь приходят новые технические решения, в том числе технологии дополненной реальности.

А.К.: В начале 2022 г. года фестиваль будет впервые представлен в Беларуси, в Минске. Правильно ли я понимаю, что это будет один из первых примеров организации выставки фестивальных работ за пределами России? Что вы также могли бы сказать о международном резонансе проекта, участии зарубежных авторов фоторабот и картин, международных организаций?

А.С.: Самой яркой и масштабной инициативой фестиваля «Золотая Черепаха» за пределами России стала выставка «Планета Земля. Хрупкое совершенство» в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в допандемийном 2019 году. Очень символично, что ее открытие состоялось 22 апреля в Международный день Земли.

Выставку в Минске мы планируем провести не в самое простое для наших стран время, поэтому в этот раз мы пстараемся избегать дополнительного международного резонанса. Вход на выставку будет абсолютно бесплатным. Пусть она станет просто хорошим добрым подарком для жителей столицы Беларуси.

А.К.: Каковы планы развития проекта на будущее?

А.С.: Уже в следующем году мы планируем реализовать масштабное роуд-шоу по 11 крупнейшим городам России, сезон Фестиваля 2022 в Москве провести в новом для себя формате, реализовать крупный эколого-просветительский проект в школах Москвы. Если же говорить о более дальних перспективах, то мы планируем углублять экологическую повестку, программы для детей, привлекать к сотрудничеству новых партнеров, разделяющих наши базовые ценности – Природа, Свобода, Творчество.

А.К.: Насколько мне известно, в работе фестиваля в Минске в 2022 году в рамках его эколого-просветительского направления впервые будет уделено внимание исследованию и формированию экологической культуры в ее тесной связи с задачами сохранения психологического здоровья на основе применения экопсихологического подхода. Не могли бы рассказать об этой составляющей фестиваля?

Наталья Навроцкая (Н.Н.): Действительно, в дни работы выставки мы планируем провести ряд открытых мероприятий, позволяющих формировать экологическую культуру и поддерживать здоровьесберегающие навыки, основанные на контактах с миром природы. Это планируется сделать путем опроса посетителей и их вовлечения в практико-ориентированные мастер-классы, реализующие идеи и технологии экопсихологического подхода. Наша задача при этом состоит в том, чтобы показать тесную взаимосвязь между отношением людей к природе и состоянием их здоровья и психоэмоционального благополучия, содействовать распространению здоровьесберегающих практик и технологий на основе альянса природы и искусства, в частности, художественной фотографии.

Сегодня жизнь человека наполнена стрессогенными событиями, которые оказывают негативное влияние на его психическое и физическое здоровье. Одним из таких событий является пандемия Covid-19. Известно, что общение человека с природой способствует улучшению психоэмоционального состояния, повышает сопротивляемость стрессам и повышает качество жизни. Как создание, так и восприятие фотографий живой природы, наряду с другими видами субъект-средовых взаимодействий, может рассматриваться как фактор сохранения здоровья и, одновременно, формирования экологической культуры.

В рамках Фестиваля мы планируем провести не только открытые мастер-классы для всех желающих, но и обучающий семинар «Искусство и природа в интересах охранения здоровья человека и жизненной среды» для специалистов сферы психического здоровья, знакомя их с современными здоровьесберегающими технологиями, основанными на теории и практике экопсихологии и экотерапии.

Другой мастер-класс – «Узнай свою дикую природу» – будет посвящен нейрофизиологическим основам экопсихологии. В рамках этого мастер-класса с демонстрацией биологической обратной связи в виртуальной реальности будет показано, как организм и психика реагируют на природные объекты и ландшафты. Также будет проведено обучение основам релаксации, с учетом этих реакций. Участники смогут убедиться в том, что погружение в природную среду оказывает благотворное влияние на психоэмоциональное состояние человека, и узнать, как эти знания могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи и проведения психопрофилактических мероприятий.

Интервью взял: Копытин Александр

доктор медицинских наук, профессор, кафедра психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 


 

 


О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.