Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Новости и события \ Памяти Джона Кобба

Памяти Джона Кобба

« Назад

ПАМЯТИ ДЖОНА КОББА

От Центра исследований Уайтхеда, Чжухай, Китай

Мы глубоко опечалены известием о кончине доктора Джона Б. Кобба-младшего 26 декабря 2024 г. От имени всех членов Центра исследований Уайтхеда, а также философов процесса и последователей Кобба в Китае выражаем наши искренние соболезнования в связи с его кончиной.

В сердцах китайских ученых философии процесса Джон Кобб был всемирно известным философом процесса в третьем поколении, ведущей фигурой конструктивного постмодернизма, одним из первых сторонников западного зеленого ВВП, конструктивным постмодернистским экологическим философом, пионером конструктивной постмодернистской теории экологической цивилизации и выдающимся теологом процесса. Его почитали как «экологического мудреца» мыслителя, преданного жизни на Земле и общей судьбе человечества. Книги Кобба, включая «Слишком поздно?», «Для общего блага» и «Освобождение жизни», оказали глубокое влияние на представления о глобальной экологической цивилизации. Его взгляды на конструктивное постмодернистское органическое образование внесли значительный вклад в образовательную реформу в Китае, в частности, путем содействия изучению и практике теорий образования органических процессов. Его поддержка усилий Китая по построению экологической цивилизации на международных форумах и в СМИ оказали существенную поддержку модернизации экономики и экологическим инициативам Китая.

Уход Джона Кобба знаменует собой потерю мирового лидера в философии процесса, руководящей фигуры в конструктивном постмодернизме и страстного защитника теории и практики экологической цивилизации. Для нас он был не только уважаемым ученым, но и добрым старейшиной и «мудрецом»-интеллектуалом.

Все исследователи нашего центра, а также ученые философии процесса, конструктивного постмодернизма и органического процессного образования в Китае продолжат поддерживать и развивать идеи, которые он так страстно отстаивал на протяжении всей своей жизни. Мы будем продолжать продвигать исследования философии процесса, экологической цивилизации, органического образования как в Китае, так и во всем мире.

С искренним сочувствием,

Хайпэн Го,

директор китайского Центра исследований Уайтхеда

 

От Центра исследований процессов / The Center for Process Studies (CPS), США 

Мы с глубокой скорбью узнали о кончине Джона Б. Кобба-младшего, дальновидного мыслителя, неутомимого защитника экологической цивилизации и путеводной звезды в мысли о процессах. Его мудрость, мужество и непоколебимая надежда вдохновляли поколения ученых, активистов и духовных искателей по всему миру.

Джон оставался удивительно активным до своих последних дней, продолжая заниматься вопросами, которые имели для него наибольшее значение. Однако после падения несколько дней назад его здоровье резко ухудшилось. Он скончался в окружении своей любящей семьи в ночь после Рождества — всего за шесть недель до своего 100-летия.

Жизнь Джона была свидетельством преобразующей силы идей. От его новаторского вклада в теологию процессов до его непоколебимой приверженности экологической устойчивости и межконфессиональному диалогу, Джон жил той взаимосвязанностью, которую он так убедительно сформулировал. Его видение более сострадательного, инклюзивного и устойчивого мира оставило неизгладимый след в академических кругах и бесчисленных сообществах, работающих над системными изменениями.

В Центре исследований процессов, совместно с Институтом Кобба, China Project, Process & Faith и многими родственными организациями, вдохновленными Коббом, мы глубоко благодарны за непревзойденное лидерство и наставничество Джона. Его влияние сформировало не только нашу миссию, но и смыслы жизни для всех, кому посчастливилось работать с ним. Мы стремимся нести вперед его наследие мудрости, заботы и трансформации, продолжая работу, которую он начал.

Скорбя по этой огромной утрате, мы также празднуем необыкновенную жизнь — жизнь, посвященную укреплению гармонии, справедливости и надежды. Джон научил нас, что мир — это взаимосвязанный процесс, богатый возможностями для обновления, роста и процветания. Его пример продолжит направлять и вдохновлять нас на протяжении поколений. В недавних беседах с друзьями Джон описал смерть как «естественную часть жизни» и «следующее большое приключение». Он добавил: «Я не ожидаю, что моя смерть станет кардинальным изменением в жизни, но еще одним даром жизни».

Сотрудники Центра исследований процессов

 

От Института перспективных гуманитарных исследований, Пекинский университет, Китай

Как выдающаяся фигура в теологии, философии и энвайронментализме, доктор Кобб добился замечательных успехов во многих областях и внес значительный вклад в человеческие знания и социальный прогресс.

Его глубокие идеи и проницательные прозрения в теологии процесса оживили дисциплину, направляя ученых на исследование новых рубежей и вдохновляя на переосмысление взаимосвязанной природы веры и реальности.

Его работа в области экологической этики оставили неизгладимый след, определили корни экологического кризиса, предложив новый взгляд на связи человека и природы и призвав к ее охране. Он осознал потенциал веры за пределами духовного комфорта и посвятил свою жизнь охране природы.

Доктор Кобб был стойким сторонником межконфессионального диалога. Убежденный в силе обмена между верами для преодоления разногласий, он построил мосты общения, объединяя людей разного происхождения в их стремлении к общим духовным и моральным целям.

Его идеи будут жить, вдохновляя будущие поколения. Его дух сольется с духом времени, побуждая нас создавать лучший мир.

Сотрудники китайского Института перспективных гуманитарных исследований, Пекинский университет

 

Размышления и практика «Неба, земли и человечества»: прощание с философом Джоном Б. Коббом-младшим

От Международной конфуцианской ассоциации

Исторический роман «Небо, земля и человечество» Масаси Ходзаки, опубликованный в 2006 году, послужил основой для создания в 2009 году одноименного телесериала, показанного на японском канале NHK. Хотя горой романа Наоэ Канэцугу был побежденным генералом, автор проявляет к нему симпатию и, описывая его жизнь, характеризует генерала, как преисполненного «уважения к небу и любви к людям».

Слова «небо, земля и человечество» и «уважение к небу и любовь к людям» можно найти у конфуцианского классика Мэн-цзы. Хотя слова «небо», «земля» и «человечество» используются в качестве ключевых философских понятий в культурах Китая, Японии и других азиатских стран, где используются иероглифы, если попытаться перевести эти слова с их характерным написанием на английский язык, то выразительная коннотация и глубокий смысл каждого иероглифа, обозначающего эти слова, будут неизбежно ограниченными. Перевод и содержательное раскрытие этих понятий потребует множества слов.

Однако концепция Неба, Земли и Человечества была надлежащим образом включена в американскую философию процесса, и эта концепция используется в качестве основы при обосновании сущности «экологической цивилизации». Джон Б. Кобб-младший, член Американской академии искусств и наук и президент-основатель Института постмодернистского развития Китая, является одним из главных сторонников и авторов этой концепции. Он начал формулировать ключевые положения этой концепции еще начиная с 1969 года. Его вышедшая в 1971 году монография «Is It Too Late?» закладывает основы экологической цивилизации в качестве новой исторической цивилизации человечества. Позднее он предложил метод «зеленого ВВП», основанный на уникальном философском мышлении, рассматривая его в качестве альтернативы стандартным критериям измерения ВВП.

памяти

Фото Жихэ Вана: доктор Кобб в своей резиденции в Клермонте, шт. Калифорния, США (2 ноября 2024 г.)

Прошло более 50 лет с тех пор, как был предложен стандарт «зеленого ВВП». С тех пор очень многие виды животных и растений вымерли, а глобальное потепление приобрело более значительные масштабы. Чрезмерно быстрая индустриализация сельского хозяйства показывает, что общество, по сути, движется в направлении, противоположном экологической цивилизации. По словам Кобба, Соединенные Штаты нанесли сокрушительный удар «зеленому сельскому хозяйству», а сохранившиеся на планете сельскохозяйственные общества прошлого утратили возможность непосредственного участия в построении экологической цивилизации. Однако у Китая все еще есть возможность повлиять на процесс сельскохозяйственной модернизации, и он может обойти ловушки западной промышленной цивилизации и более последовательно реализовать план создания экологической цивилизации. Это, несомненно, позволило бы Китаю использовать уникальную историческую возможность реализовать древнюю концепцию неба, земли и человечества.

Надежды Джона Кобба на то, что Китай пойдет по пути создания экологической цивилизации основаны на том факте, что идея такой цивилизации заложена в традиционной китайской культуре и сохранялась в ней на протяжении нескольких тысяч лет. Издревле китайцы пытались смотрели на мир через перспективу органической связи между всеми вещами. Это представление звучит в учениях конфуцианства, даосизма и китайского буддизма. Китайские иероглифы, явившиеся великим культурным достижением, поскольку связаны с соответствующими органическими ассоциациями, и при написании слов реализуют идею взаимосвязи всего со всем. Это совпадает с мировоззрением и эпистемологической основой экологической формулы единства Неба, Земли и Человечества. Поразительно, но эта идея также оказывается тесно связанной с философией процесса и используется в постмодернистском обосновании экологической цивилизации.

Есть основания полагать, что сотрудничество традиционной культуры и философских представлений Китая с западным философским мышлением процесса предоставляет новую основу для решения основных проблем, стоящих перед человечеством. Именно с этой надеждой Джон Кобб-младший на регулярной основе 17 раз проводил Клермонтский международный форум по экологической цивилизации», приглашая на него участников со всего мира.

Для меня, исследователя японского философа и писателя Миядзавы Кэндзи, есть сходство между постмодернистскими исследованиями Кобба и практикой Миядзавы Кэндзи, жившего 100 лет назад. Также есть высокая степень совпадения идей Кобба с идеями Адачи Хары, сельскохозяйственного философа и агронома, автора концепции примитивного сельского хозяйства.

Более 40 лет назад, следуя примеру Миядзавы Кэндзи, Адачи запустил «крестовый поход покоса» и «Университет людей и земли» в заброшенной деревне в Тояме, направляя волонтеров со всей Японии стать первопроходцами новой цивилизации, противопоставляя ее индустриальной цивилизации.

Таким образом, и доктор Кобб-младший, и другие ученые и практики, сделали очень многое, чтобы обозначить перспективу человеческого симбиоза с природой в процессе эволюционного развития. Джон Кобб был одной из наиболее ярких фигур, пионером экологической цивилизации, неся знамя неба, земли и человечества...

Пусть же под этим знаменем органического взаимодействия неба, земли и человечества люди на нашей планете живут и процветают.

Ван Минь*,

вице-президент Международной конфуцианской ассоциации

*Примечание:

Ван Минь — японский ученый, родилась в городе Чэндэ, в провинции Хэбэй (Китай) в 1954 году. Работала и жила в Японии в течение 37 лет. Первая китаянка, получившая докторскую степень по гуманитарным наукам в Японии. В настоящее время она является почетным профессором Университета Хосэй, впрофессором Университета Сакура Меррилл Линч, приглашенным профессором Университета Такусёку, директором Института исследований мира Чжоу Эньлая, советником Агентства культурного сотрудничества азиатских сообществ Японии и заместителем председателя Международной конфуцианской федерации. Всекитайская федерация Японии присвоила ей звание личного посла китайско-японских дружественных обменов. Ее много раз приглашали для общения с императором и его женой.


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.