Памяти Ньютона Харрисона
Ньютон Харрисон, который вместе со своей женой Хелен Майер Харрисон был основателем движения эко-арта, умер в возрасте 89 лет 4 сентября в Санта-Крус (шт. Калифорния).
Он был профессором, директором Центра изучения форс-мажорных обстоятельств Калифорнийского университета в Санта-Круз, директором «Harrisons Studio» и почетным профессором Калифорнийского университета в Сан-Диего. На протяжении последних двух лет своей жизни он также был членом Редакционного Совета журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» и регулярно делился своими новыми творческими проектами, разработанными им в Центре изучения форс-мажорных обстоятельств.
Ньютон Харрисон более сорока лет работал как художник и ученый вместе с биологами, экологами, архитекторами, представителями мира искусства, инициируя совместные обсуждения и проекты, реагируя на проблемы окружающей среды. Задолго до того, как изменение климата и другие экологические проблемы привлекли к себе внимание общества, Ньютон и Хелен Харрисоны осознали надвигающуюся опасность и в течение многих лет стремились изменить отношение людей к миру природы.
С самого начала их совместной работы Харрисоны считали, что искусство способно влиять на общественное мнение, позицию власти и бизнеса по вопросам экологии, и что представители мира искусства должно работать в тесном альянсе с учеными, политиками и обществом, обеспечивая междисциплинарное сотрудничество в интересах нашей планеты, стремясь создать широкий фронт борьбы за предотвращение экологической и гуманитарной катастрофы.
Еще в начале 1960-х годов Харрисоны подчеркивали, что экологические проблемы больше не могут восприниматься как второстепенные, а должны стать центральными в повседневной политике: в экономике, в быту, в образовании, искусстве и т. д. С тех пор экологическое искусство активно развивалось в тесной связи с ростом экологического сознания и экологическим движением. Когда-то сфера интересов относительно небольшой группы художников, искусство, затрагивающее экологические проблемы, в настоящее время стало частью художественного мейнстрима с характерными для него формами и методами реагирования на экогуманитарный кризис современности.
Работы Харрисонов со сути содержали в себе ключи к решению многих проблем окружающей среды, стимулировали не только их общественное обсуждение, но и участие представителей разных стран и регионов. Они как правило предполагали подробное картографирование и документирование ситуаций экологического неблагополучия средствами искусства и науки. Проекты Харрисонов часто приводили к изменениям в политике местной и центральной власти по вопросам охраны окружающей среды и расширяли диалог по ранее плохо изученным вопросам, увенчиваясь важными практическим шагами. Эти проекты были реализованы в Соединенных Штатах и Европе. Они широко выставлялись в разных частях земного шара и получали гранты Национального фонда искусств, Европейского Союза, правительств Германии, Нидерландов, Франции и Великобритании.
Харрисоны начали свою совместную работу в конце 1960-х гг. и никогда ее уже не прекращали. Их самой первой совместной работой был проект «Рождение и смерть клетки лилии», которая впервые была выставлена в галерее Говарда Вайза в 1968 году. Их работа «Мех и перья» появилась в 1969 году. Творческим и гражданским кредо Харрисонов была реализация только таких проектов, которые могут приносить пользу экосистемам и на этой основе улучшать жизнь и здоровье людей.
Харрисоны разводили сомов, а затем шри-ланкийских крабов, занимались почвоведением для сохранения верхнего слоя почвы, выращивали луговые растения и фруктовые сады, демонстрировали влияние глобального потепления на альпийские луга. В своей видеоработе 2001 года они, например, убедительно показали, как необратимо исчезают цветы, травы и лишайники.
Они сотрудничали с государственными органами, учеными и градостроителями и часто получали гранты от научных организаций. Работая по заказу Фонда культурных инициатив Нидерландов, они разработали план сохранения парков и сельскохозяйственных угодий, предложив его в качестве альтернативы их застройки. Проект «Зеленое сердце Голландии» представляет собой охраняемое открытое природное пространство как важнейшее условие сохранения биоразнообразия.
Через много лет после начала своей деятельности в сфере экологического искусства Ньютон Харрисон в своем интервью нашему журналу признал, что большая часть работ этого направления в искусстве выглядит для него так, как будто многие художники берутся за решение местных экологических проблем и поднимают их на уровне местных сообществ, но не предполагают обращения к самой сути земной жизни, способной общаться с человеком напрямую, к тому, что Ньютон Харрисон назвал «Сеть Жизни».
Благодаря своему визионерскому, поэтическому таланту Ньютон Харрисон пришел к пониманию того, что экологическое искусство должно представлять собой действенный способ общения человека с Сетью Жизни – экосферой, обладающей мудростью и разумом. Он был убежден в том, что Земля может общаться с людьми, и что, переходя на прямой диалог с Сетью Жизни посредством искусства, мы можем стать более восприимчивыми к ее потребностям и пожеланиям. «Мы должны искать способы присоединиться к Сети Жизни, стать одной из ее ниш, способствовать ее эволюции, но, прежде всего, дать ей возможность продолжить себя» – признал он в интервью нашему журналу[1]
Следуя тому же принципу диалога с сетью жизни в ситуации болезни, он создал свое последнее произведение искусства о наших отношениях с окружающей средой, которое он оформил в виде художественного послания под названием «Эпитафия». Она была опубликована в журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» вместе с комментариями читателей[2]
Когда он спросил Сеть Жизни, есть ли у нее какие-либо правила, кроме продолжения своего собственного существования, Сеть Жизни ответила, что у нее есть только одно всеобъемлющее, и в конечном счете, непреложное правило: каждый вид без исключения, чтобы быть ее частью, должен отдавать столько же или даже больше, чем берет. Когда это является императивом для всего живого, глобальная Сеть Жизни становится поистине автопоэтической, то есть воспроизводящей и развивающей себя.
Хотя Ньютон Харрисон более сорока лет работал с биологами, экологами, архитекторами, и политиками, он твердо верил, что искусство имеет огромное преимущество в решении экологических проблем и что это преимущество должно быть убедительно показано в обществе, всем тем, кто работает с этими проблемами. Хотя способы реализации этого преимущества искусства у художников могут быть разными, но их всех объединяет свобода самовыражения и исследования экогуманитарных проблем, способность к творческому поиску и импровизации. Деятельность художника на ниве экологического искусства — это путь постоянных поисков и открытий, связанный с ответственностью за собственную позицию.[1]
Харрисон регулярно использовал поэтический язык во многих экологических арт-проектах, так как считал, что поэтическое высказывание — не только в виде печатного, но и произнесенного обращения — способно произвести мощный эффект. Он утверждал, что на его поэтическое творчество, как и на творчество его супруги, повлияли древние барды, особенно Ирландии и Шотландии, а также тексты Гераклита, Сократа, Будды, махатмы Ганди. [1] Хотя поэтические тексты Ньютона Харрисона часто размещались на выставках в письменном виде, они также зачитывались во время совместных публичных выступлений Ньютона и Хелен.
Он был убежден, что как художник он идет по пути экспериментов и импровизации, что весьма напоминает то, как живут и реагируют на меняющиеся условия своего существования самые разные формы жизни, стараясь использовать свои творческие ресурсы и возможности среды. В этом заключен основной принцип экопоэзиса, как такого способа существования и универсальной стратегии адаптации, которую человек разделяет с другими видами и самой Сетью Жизни. Этот способ существования объединяет в себе прагматику и эстетику жизни, предполагает практическую и эстетическую ответственность человека перед судьбой планеты.
Экопоэтическая установка, ярким примером реализации которой являются жизненный путь и творчество Ньютона Харрисона, состоит в том, чтобы поддерживать Сеть Жизни, ценить и приумножать богатства жизненной среды во имя общего будущего природы и человека.
Александр Копытин
Примечания
[1] Копытин А.И., Левин С.К. Интервью с Ньютоном Харрисоном // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – Том 2, №1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 30.09.2022).
[2] Харрисон Н. «Эпитафия»: общение с Сетью Жизни // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – Том 3, №2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 30.09.2022).