Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Новости и события \ Репортаж о научно-практической конференции по экологической психологии «От экологии детства к психологии устойчивого развития»

Репортаж о научно-практической конференции по экологической психологии «От экологии детства к психологии устойчивого развития»

« Назад

17-19 марта 2020 года, в Москве в Психологическом институте РАО прошла 9-я всероссийская конференция по экологической психологии. На конференции рассмотрены теоретические, эмпирические, диагностические и прикладные аспекты экологической психологии на настоящем этапе ее развития, проблемы психолого-педагогического обеспечения формирования экологической культуры и экологического сознания современного человека.

В связи с 25-летием Лаборатории экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО были рассмотрены теоретические и методические аспекты развития экопсихологического подхода к развитию психики, включая проблемы и опыт психодидактического использования таких конструктов, как экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий и экопсихологическая модель становления субъектности.

Основные направления работы конференции и модераторы:

экопсихология: теория, эксперимент, практика (В.И. Панов, ПИ РАО; С.К. Нартова-Бочавер, ВШЭ; Н.М. Сараева, ЗабГУ, Чита);

психология устойчивого развития и экологического сознания (Д.С. Ермаков, РУДН; М.О. Мдивани, ПИ РАО; В.А. Ясвин, МГПУ, Москва);

психология образовательной среды (И.А. Баева, РГПУ, Санкт-Петербург);

психология отношения к глобальным рискам (Т.А. Нестик, ИП РАН, Москва);

психология городской и пространственной среды (П.Н. Виноградов, РГПУ, Санкт-Петербург; С.Ю. Жданова, ПГНИУ, Пермь; Ю.Г. Панюкова, ПИ РАО, Москва);

психические состояния в профессиональных и экстремальных условиях (А.Н. Леонова, ФП МГУ; А.С. Кузнецова, ФП МГУ, Москва; А.О. Прохоров, КГУ, Казань);

психология экологического образования в целях устойчивого развития (Ю.М. Гришаева, МГОУ; А.Н. Захлебный, ИРО РАО, Москва; Н.Ф. Винокурова, НГПУ, Н-Новгород);

психология и безопасность цифровизации информационной среды (Г.В. Солдатова, ФП МГУ; А.Е. Войскунский, ФП МГУ, Москва);

- экопсихологический подход к развитию психики (В.И. Панов, ПИ РАО, Москва; А.В. Капцов, СамГА, Самара).

r1

Фото: Во время пленарного заседания первого дня конференции

 

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, вызванной распространением коронавируса COVID-19 и ограничительными мерами, принятыми в России, конференция работала в сокращенном режиме. Многие участники не смогли присутствовать, особенно это сказалось на международном присутствии. Тем не менее, в остальном конференция проходила в штатном режиме, по расписанию.

Открывал конференцию доклад В.И. Панова «Психология устойчивого развития: проблемы и перспективы», раскрывающий этапы становления экопсихологического подхода к развитию психики за 25 лет существования лаборатории. Виктор Иванович выделил пять этапов развития эколого-психологической проблематики сотрудниками лаборатории, пояснил виды и типы взаимодействия между компонентами отношений в системе “человек-окружающая среда”, обозначил перспективы экспансии эколого-психологических разработок в другие области научной и практической психологии, включая практические и исследовательские задачи, возможности для анализа и интерпретации эмпирических данных, разработки методологических предпосылок для создания новой дисциплины – межвидовой психологии.

Были поставлены вопросы о том, как меняется и развивается субъектность человека в современном мире. Подчеркивалась также важная роль культуры как способа интеграции в среду в условиях глобализации. В частности, снижение культурного разнообразия сравнивалось со снижением биоразнообразия, гипотетически снижающего адаптационные возможности системы. Важной задачей экологической психологии является развитие способности к толерантному – в самом широком смысле этого слова – взаимодействию на всех уровнях экосистемы. Актуальность эколого-психологической тематики определяется не только необходимостью разработки психологических аспектов в решении региональных и глобальных экологических проблем или важностью сохранения природной среды как необходимого условия выживания человека, но и о сохранении родовой сущности человека как существа, сочетающего в себе биологическую, социальную, духовную и психическую формы существования.

r2

Фото: Пленарный доклад В.И. Панова

 

Доклад В.М. Захарова «От экологии к психологии устойчивого развития» находился на стыке зеленой этики и экологической психологии. Владимир Михайлович рассмотрел роль экологии как основы для формирования экологической культуры во взаимосвязи со становлением концепции устойчивого развития. Экология будущего представляется как целостное мировоззрение, где каждый член общества должен быть «экологом». Ключевыми аспектами экологической культуры В.М. Захаров назвал Красоту и Гармонию (понимаемые как формы переживания гомеостаза, полного соответствия и баланса всех компонентов живой системы). Кроме того, интересным аргументом о роли культуры и эстетики в формировании экологической этики выступал следующий – человек высокой культуры как правило глубоко экологичен, даже если не имеет специальных знаний, ибо он имеет экологическую интуицию, основанную на переживании гармонии. Девизом новой экологической культуры должен стать лозунг «Экология – это счастье». Также Владимир Михайлович отметил важную роль «позитивного», отчасти даже гедонистического взгляда на экологию («мы делаем это, потому что это приятно»), который позволит снижать стресс и чувство вины, брать личную ответственность за благополучие среды, проявлять заботу о природе и ценить свой вклад в сохранение среды.

r3

Фото: Выступление В.М. Захарова на тему «От экологии к психологии устойчивого развития»

 

r4

Фото: Доклад А.Л. Семенова «О цифровой трансформации: как учиться расширенной личности?»

 

В докладе А.Л. Семенова А.Л. «О цифровой трансформации: как учиться расширенной личности?» речь шла о расширении сознания и границ личности и среды с появлением новых культурных феноменов, начиная с появления речи, письменности вплоть до цифровизации, виртуализации и появления «глобального объекта» – смартфона. Рассматривались механизмы востребованного ныне феномена преадаптации как готовности к моментальным изменениям, пропасть между образованием и требованиями мира, права ребенка на технологии и цифровое будущее, возвращение свойственной детям «естественной любознательности» в учебный процесс средствами современных технологий.

r5

Фото: Выступление С.В. Алексеева на тему «Цели устойчивого развития глазами петербуржцев»

 

Доклад С.В. Алексеева базировался на широкомасштабном социологическом исследовании отношения различных категорий населения Санкт-Петербурга к экологическим проблемам. Рассматривалось пока недостаточно концептуализированное различение между понятиями «образование» и «просвещение». В формировании экологически ответственного субъекта играют большую роль оба компонента, отвечая за разные аспекты гармоничного становления экологического типа сознания. Респонденты разных возрастных групп показали высокую информированность о проблемах окружающей среды, однако уровень сформированности экологических знаний по указанным проблемам нельзя назвать высоким. Все категории населения демонстрируют готовность и мотивацию проявлять заботу об окружающей среде, но испытывают организационный дефицит.

Далее Д.С. Ермаков в своем докладе «Психология устойчивого развития: проблемы и перспективы» представил основные методологические подходы, теоретические концепции и практические проблемы нового научного направления – психологии устойчивого развития. Подчеркивалась важность психологических аспектов и значительный потенциал психологического знания в теоретическом осмыслении и практической реализации модели устойчивого развития, нехватка эксплонем, дефицит гуманитарного осмысления устойчивого развития в психологии, культурологии и почти полное отсутствие осмысления в историческом контексте. Одна из ключевых ролей психологов, по Д.С. Ермакову – способствовать восстановлению осознанных устойчивых отношений с природой, что предполагает определенный образ восприятия Земли и нашего отношения к ней. Созерцание красоты природы, созидательная деятельность на лоне природы – потенциальные модели переживания укорененности на Земле. Подчеркивалась необходимость минимизировать невротизацию, вызванную глобальными и локальными экологическими вызовами, сложностью и турбулентностью современного мира. Разбирались различные аспекты критики устойчивого развития (УР), два дискурса УР – «интеграция» и «ограничение», невозможность реализовать модель УР директивным способом. УР рассматривается как динамический процесс, устремленный в будущее, который постоянно трансформируется, в том числе по мере совершенствования психологических знаний и с учетом потребностей человечества и Земли.

Доклад Е.В. Колесовой носил несколько провокационное название «Почему концепция устойчивого развития не овладевает умами в РФ?». Были разобраны основные аспекты проблем с интеграцией УР в социум – возможный эффект культурного запаздывания, отсутствие политической заинтересованности, информационный вакуум и дефицит поддержки в секторе формального образования, ассоциации с утопиями социализма, отсутствие примеров устойчивого развития в ходе исторического процесса. В частности, упоминалось несоответствие ментальности и базовых ценностей у граждан России соответствующим характеристикам представителям западных сообществ с их ориентацией на прагматику и успех. Разбиралось соотношения “Я-концепции” субъекта и концепции УР, которая не ориентирована на конкретную личность, что вызывает трудности соотнесения индивида с концепцией. Был поставлен требующий осмысления вопрос: Что же такое УР сейчас – идеология, наука, политика, новая религия, культура, утопия или ориентир, миф или реальность? И главное, как это затрагивает обычных людей?

r6

Фото: Доклад Е.В. Колесовой «Почему концепция устойчивого развития не овладевает умами в РФ?».

 

Закрывал пленарное заседание доклад Т.А. Нестика «Отношение россиян к глобальным рискам: социально-психологический анализ», в котором рассматривались алармистский и преадаптативный подход к совладанию с тревогой и глобальными рисками и их связь с оптимизмом и уровнем социального доверия как факторами, показавшими наибольшую корреляцию в выборе той или иной стратегии. Повышение толерантности к неопределенности (преадаптация) характеризуется способностью человека определять свое настоящее и будущее, направленностью на справедливость и заботу о людях и ориентацией на предотвращение глобальных угроз через сотрудничество. Был представлен серьезный анализ психологических особенностей глобальных рисков, наиболее распространенные психологические типы отношения к глобальным рискам: стратегия социальной мобилизации, стратегия депроблемизации, стратегия индивидуальной самозащиты, стратегия эскапизма. Анализировались «Эвристика страха» (Г. Йонас) и негативная футурология как основания ответственности перед будущими поколениями. Напоминание о смерти в новостях сдвигает общественное мнение в сторону консервативных установок, а, в свою очередь, вызванный ими алармизм снижает уровень активности и креативности, что блокирует поиск будущего. Перспективными являются поиски психологических технологий, позволяющих предотвратить соскальзывание к контрпродуктивным стратегиям при панической реакции общества на последствия катастроф, исследования превентивного и проактивного копингов, социально-психологические механизмы формирования позитивного образа будущего в условиях общества риска, психологические функции глобальной и локальной идентичности в коллективном совладании с угрозами.

Во второй половине дня проводились секционные заседания. Не представляется возможным даже тезисно изложить содержание большинства представленных докладов, но они опубликованы в сборнике научных статей «Экопсихологические исследования-6. Экология детства и психология устойчивого развития» под редакцией В.И. Панова, и любой заинтересованный читатель может к ним обратиться. Основные темы докладов в целом соответствовали направлениям секций, указанным в начале репортажа.

r7

Фото: Секция «Психология устойчивого развития: общество, личность, сознание»

 

Интересным практикоориентированным докладом можно назвать доклад А.Н. Камнева и Т.А Антопольской «Реализация дополнительной общеобразовательной программы как условие развития субъектности подростка в оздоровительном лагере». Речь шла о системе лагерей, где многие годы используются методы формирования у детей субъектного отношения к природе методами экологической идентификации, экологической эмпатии и рефлексии. Подростки имели возможность активно-избирательно, инициативно-ответственно и относиться к природным объектам: осваивать классическую экологию с элементами биогеографии, заниматься исследованиями, погружаться в путешествия. Предлагались также практикоориентированые курсы, связанные с обучением управления лодкой, высотной подготовкой, формированием навыков первой помощи, выживания в экстремальных условиях. Результаты исследования, проведенного на выборке из 158 подростков, указывают, что реализация специально разработанной программы способствует развитию субъектности подростков, повышает их стремление к самостоятельной деятельности с природными объектами.

Тема экологической фасилитации и новой социальной роли прозвучала в докладе П.Н. Виноградова «Нравственная регуляция экологической активности жителей города». Его исследование выявляло дифференциацию выборки горожан по степени выраженности этических позиций и умение принимать ответственность в социоприродном взаимодействии. Анализировался нравственный компонент экологического сознания посредством анализа экологического дискурса методами дистрибутивной семантики. При анализе результатов трех групп установок на взаимодействие с природными объектами – «потребительскую», «сберегающую» и «контекстно-ситуационную» – была обнаружена тенденция к взаимосвязи между показателями социально-экологического мышления и показателями общих знаний и эрудиции в области гуманитарных и естественных наук. Не менее важным фактором оказалось и наличие домашнего животного в характеристиках практического и поступочного компонентов, что говорит о более высокой готовности к осуществлению позитивного нравственного выбора у владельцев животных. В свете вышесказанного огромная роль отводится источнику экологической информации. Возникает определенное профессиональное поле и разработана перспективная группа новых профессий, в том числе «экопроповедник», работа которого является одной из предпосылок осуществления нравственного выбора человека в решении задач оптимизации социоприродного взаимодействия.

r8

Фото: Выступление Г.В. Солдатовой

 

Значительный интерес вызвало выступление Г.В. Солдатовой, посвященное анализу результатов крупномасштабного исследования (2019 года) влияния Интернета на развитие подростков. В выступлении Г.В. Солдатовой особо были обозначены такие проблемы как: пространства онлайн коммуникации подростков; интернет как источник положительных эмоций; исследование деструктивного поведения подростков; определение индекса цифровой компетентности подростков и др.

Во второй день работы конференции на секции «Экологическая психология: теория, эмпирика, валидность» прозвучал ряд важных общетеоретических и исследовательских докладов. Открывал секцию доклад А.И. Копытина «Экогуманистика как метанаучная доктрина согласования бытия человека и природы», который отчасти суммировал общие и столь часто звучащие в ходе конференции парадигмальные поиски синтеза культуры/искусства и разных гуманитарных наук. И наука, и искусство в своем холистическом единстве необходимы человечеству чтобы выстраивать и восстанавливать здоровые отношения с биосферой, создавать созидательные и наполненные связи с нечеловеческим миром, эмоционально и физически включаться в среду. Чтобы понять сложный духовный мир человека и его место в экосистеме необходимо создание особой междисциплинарной области – экогуманистики – объединяющей в себе экологию и совокупность гуманитарных дисциплин.

Доклад И.А. Хватова «Экопсихологический подход к эволюционному разнообразию форм самоотражения у животных» был основан на исследованиях, проведенных в Институте психоанализа, в лаборатории зоопсихологии. Доклад касался темы самоотражения у животных, рефлексировал теоретические и методологические аспекты и трудности исследования вопроса, содержал критику существующих подходов, подчеркивал важность темы целостного восприятия развития психики биологических субъектов и необходимость исследования эволюционных предпосылок развития самосознания человека. По И.А. Хватову, вопрос самоотражения и отражения внешней среды целесообразно использовать в качестве критерия для выделения стадий и направлений психического развития в филогенезе. В экологической психологии самоотражение каждого вида животных является уникальным результатом специфического для него пути эволюции и позволяет ему идеальном образом адаптировать особенности своей морфологии и физиологии под решение тех задач, что ставит перед ним окружающая среда. Человеческое самосознание является одной из форм самоотражения, возникшей сообразно специфике человеческого поведения и деятельности.

Завершала конференцию лекция В.И. Панова «От экологии детства к психологии устойчивого развития», которая охватывала основные векторы развития Лаборатории экопсихологии развития и психодидактики за прошедшие четверть века. В начале лекции Виктор Иванович отдал дань уважения своим учителям Д.А. Ошанину, А.И. Миракяну В.В. Давыдову и Ф.Т. Михайлову, без которых лаборатория, вероятно, никогда бы не возникла. Принципиальной областью их научных интересов на тот момент было желание перейти от работы с готовыми продуктами психических актов к изучению психического процесса порождения, то есть от картезианской “вещной логики” к логике Аристотеля, где психика существует в форме “бытия в возможности” как антитеза к “бытию в действительности”.

Психическая же реальность по Панову, образуется в “зазоре” между человеком и средой как возможность и как действительность порождения.  Психика рассматривается как форма бытия, которая возникает во взаимодействии индивида и среды. Эта логика позволяет рассмотреть взаимоотношения человечества и планеты, обозначить субъект-порождающий тип их взаимодействия.

Результатами деятельности лаборатории стали: разработка принципов порождающего процесса восприятия, нового понимания природы одаренности и психодидактики образовательной среды, онтологической модели динамики психических состояний и становления субъектности, методы диагностики экологического сознания.

В целом, на конференции часто звучали темы культуры, локальной или глобальной культурной идентичности и культурного/гуманитарного исследования, подчеркивались роль переживания красоты и гармонии природы как базовой предпосылки для развития этики в становлении экологически ответственного субъекта. Требуется больше исследований на эту тему, этот вопрос является перспективным.

Ключевой проблемой конференции представляется интеграция концепции УР в сознание общества, так как это проблемная зона и применяемые методы показали свою невысокую эффективность. Неоднократно подчеркивалась ключевая роль психологов в становлении экологического сознания и модели УР, важность проактивной и творческой ориентации граждан перед лицом глобальных экологических вызовов. На повестке дня были такие философские категории как мораль, этика, нравственный выбор и их психологические аспекты. Неявно, но все же отчетливо, прозвучали политические вопросы и тема конфликта интересов, в частности, глобальных корпораций, политических сил с одной стороны и благополучия среды и человечества с другой. Часто и обоснованно в контексте актуальной ситуации затрагивались темы экологических рисков и моделей совладающего поведения перед лицом динамично развивающегося и нестабильного мира, стрессогенность экологически неблагоприятной среды. Большое внимание было уделено цифровизации и прочим феноменам современного мира, формирующим антропогенную среду.

 

Репортаж подготовила: Дворникова Александра Викторовна

художник, арт-терапевт (Санкт-Петербург, РФ)


О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития, порождение Экочеловечества как новой общности человека и мира природы.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик в различных областях здравоохранения и общественной жизни, образования и социальной работы.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию, связанную с экогуманитарными практиками и новой глобальной общностью – Экочеловечеством.