Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Лопухова О.Г., Газизов К.К. ПСИХОТЕРАПИЯ И ОБУЧЕНИЕ С УЧАСТИЕМ ЛОШАДИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И СВЯЗЬ С ЭКОПСИХОЛОГИЕЙ

Лопухова О.Г., Газизов К.К. ПСИХОТЕРАПИЯ И ОБУЧЕНИЕ С УЧАСТИЕМ ЛОШАДИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И СВЯЗЬ С ЭКОПСИХОЛОГИЕЙ

« Назад

УДК 159.99 

l1.jpg

Лопухова Ольга Геннадьевна

кандидат психологических наук, доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета (Казань, Российская Федерация)
 

l2

Газизов Каюм Касимович

тренер-преподаватель верховой езды, Международный конно-спортивный комплекс  (Казань, Российская Федерация)

 

Аннотация

В статье рассматриваются основы теории и практики психотерапии и обучения с участием лошади с позиций экопсихологии. Лошадь выступает в качестве представителя мира природы. Включение лошадей в психотерапевтический и образовательный процесс позволяет создать условия для достижения различных гармонизирующих и развивающих эффектов, изменения отношения к миру природы, формирования эко-идентичности. В статье описываются разные направления и модели психотерапии и обучения с участием лошади. Рассматриваются нейрофизиологические и психологические механизмы поддержки и развития перцептивных, интеллектуальных, эмоциональных процессов при взаимодействии с лошадьми. Отражена роль игры человека с лошадью как формы экологичного межсубъектного взаимодействия. Oписываются общая структура и примеры занятий с разными группами клиентов.

 Ключевые слова: психотерапия и обучение с участием лошади, экопсихология, экологическое сознание.

 

 Введение

Психологическая помощь, социализация и развитие личности с участием лошадей получили свое признание во многих странах мира. В последние два десятилетия происходит развитие новых форм психологической помощи и обучения, которые можно объединить понятием «ипповенция», предложенным Хансом-Йорганом Барайссом в рамках модели «терапевтическое взаимодействие человек – лошадь» [12]. К этой модели относятся: психотерапия с участием лошади (equine-assisted psychotherapy, EAP, equine-facilitated psychotherapy, EFP) [13, 18, 21], консультирование с участием лошади (equine-assisted counseling, EAC) и обучение с участием лошади (equine-assisted learning, EAL) [20]. В него включаются технологии коучинга, социально-психологических и корпоративных тренингов [14].

Ипповенция как разновидность психологической помощи и обучения с участием лошади подразумевает достижение психотерапевтического и развивающего эффекта в процессе организованного специалистом (психологом, психотерапевтом) взаимодействия человека с лошадью [1]. Ипповенцию также можно отнести к одному из направлений экотерапии [15].

В ипповенции можно выделить психотерапевтические и развивающие технологии, рассчитанные на индивидуальную и групповую работу. По способам взаимодействия с лошадью технологии ипповенции делятся на техники, основанные на обучении верховой езде [22]; техники, основанные на взаимодействии с лошадью «на земле» (без езды на лошади) [17]; техники работы с образом лошади или основанные на наблюдении за лошадьми, но без непосредственного контакта с ними, а также комплексные техники.

Ипповенцию можно рассматривать как одно из направлений экотерапии либо анималотерапии. Организация общения клиента с лошадью создает условия для получения нового опыта и осознания таких важных сторон взаимодействия, как ощущение близости и доверия, соблюдение дистанции и осознание своей автономности [11]. Важной стороной работы является рефлексия опыта взаимодействия с лошадью и его соотнесение с отношениями личности в реальной жизни.

Взаимодействие клиента с лошадью в процессе наблюдения и ухода за ней, управления лошадью при вождении в поводе и без него позволяют психологу поддерживать различные варианты контакта клиента с животным, способствующие коррекции дисфункциональных поведенческих, мыслительных и эмоциональных стереотипов и освоению новых способов реагирования. С целью повышения эффективности рефлексии в процессе психотерапии с участием лошади могут применяться ассоциативные, проективные техники [7].

В практике ипповенции лошадь выступает в качестве представителя мира природы. Она не может существовать и восприниматься вне природной среды. Пребывание на природе, элементом которой является лошадь, способствует повышению готовности клиента к конструктивному диалогу с различными иными природными объектами [11]. Включение лошадей в развивающие психотерапевтические и психолого-педагогические технологии позволяет сформировать экоидентичность [5, 16, 16]. Согласно положениям экопсихологического подхода [4, 9], воспитательный и социализирующий потенциал общения с лошадью основан на ее субъектификации, что позволяет использовать полученный опыт для коррекции и развития самосознания и разных отношений – самоотношения, отношений в социальных группах, отношения к миру природы.

Во всех техниках ипповенции лошадь выступает не только элементом природной среды, но и субъективно значимым «другим», а также семантически значимым метафоричным образом. В техниках ипповенции, где происходит наблюдение за реальным животным или работа с образом лошади, этот образ постепенно наполняется емким психологическим содержанием. Богатые культурные коннотации образа лошади могут учитываться в процессе реализации программ ипповенции и экспрессивной терапии [5, 15, 16].

Развитие экологического сознания, формирование и поддержка экологической идентичности (эко-идентичности) и природосообразного образа жизни через общение с лошадью происходит благодаря взаимодействию с ней, эмпатии, идентификации, желанию заботиться о ней и рефлексии полученного опыта.

l3

 Рис. 1. Лошадь с удовольствием включается в деятельность людей

 

 Общая структура организации программ ипповенции

Этапы реализации технологий ипповенции подразумевают постепенное и последовательное развитие контакта с лошадью. Обычно на первом этапе происходит получение знаний о специфике общения с лошадьми, их психологии, а также их значения в культурно-философском, историческом контексте. Важной частью занятий является наблюдение. При наблюдении за лошадьми (а при этом лошади всегда наблюдают за людьми) возникает состояние, аналогичное тому, что описывают Гратовски в общении с дельфинами: «Прежде чем начать общение, они наблюдают. Что-то происходит в этот момент между нами и – с нами…» [2].

Следующий этап – собственно контакт с лошадьми, попытка выстроить с ними отношения (Рис. 2). Получение эмоционального, сенсорно-кинестетического, перцептивного опыта подкрепляется организацией рефлексии посредством различных методик: написания эссе, ведения дневника, символизации отношений с лошадью в рисунке с последующим обсуждением. Лошадь представляет собой довольно активное и крупное животное, вызывающее у большинства людей опасение или даже страх, преодоление которого при кормлении и тактильном контакте развивает чувство доверия к миру.

l4.jpg

Рис. 2. Установление контакта с лошадью

Завершение программы подразумевает субъектную трансформацию полученного опыта на ценностно-смысловом уровне.

 

Примеры апробированных авторских программ ипповенции

Социально-психологический тренинг с лошадьми, направленный на повышение психологического благополучия личности (программа для молодежи и взрослых) [3, 6].

Основным принципом при разработке тренинга повышения психологического благополучия личности при взаимодействии с лошадью является развитие доверия, которое удовлетворяет базовые человеческие потребности и прежде всего потребность индивида в безопасности, обеспечивая социальное и психологическое благополучие при взаимодействии с внешней реальностью. Поскольку доверие является динамичным образованием, его можно развивать через осознание в рефлексивной работе в специально организованных тренингах, в нашем случае с участием лошадей.

В апробации тренинга развития личности на основе взаимодействия с лошадьми приняли участие студенты Института психологии и образования Казанского федерального университета (КФУ). В экспериментальную группу, прошедшую тренинг, вошло 30 студентов, в контрольную – 60 студентов. Экспериментальная группа при апробации тренинга делилась на две подгруппы по 15 человек в каждой. Общее число занятий составило пять встреч, около двух часов каждое. В упражнениях было задействовано от двух до четырех лошадей, с разными половозрастными и психологическими характеристиками.

Диагностика эффективности тренинговой работы проводилась с использованием опросников: Субъектификации природного объекта (лошади) С.Д. Дерябо и В.А.Ясвина, Психологического благополучия К. Рифф и Шкалы доверия М. Розенберга. Диагностическую ценность также представляли данные рефлексии участниками тренинга своей психологической динамики, получаемые в ходе обратной связи в устном (при записи на диктофон) и в письменном виде (самоотчеты участников на основе предложенных психологом критериев). Статистический анализ сопоставления данных контрольной и экспериментальной групп до и после тренинга производился с применением t-критерия Стьюдента для связанных и несвязанных выборок и корреляционного анализа.

На первом этапе тренинга происходило получение участниками знаний о специфике общения с лошадью, ее психологии, возможных вариантах выстраивания с ней контакта. Следующий этап – собственно контакт с лошадью, попытка выстроить с ней отношения через взаимодействие во время кормления, чистки, выполнения заданий по управлению лошадью. Завершение программы подразумевало субъективную трансформацию полученного опыта, что фиксировалось посредством устной и письменной обратной связи.

Результаты проведенного исследования показали, что желание участвовать в тренинге выразили те студенты, у которых, при сравнении с контрольной выборкой, была более выражена субъектификация лошади, а показатели психологического благополучия были ниже. В ходе тренинга у участников значимо выросли все измеренные показатели психологического благополучия (позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, самопринятие и др.), что соотносится с результатами, полученными другими авторами в аналогичных программах [11]. У студентов также значимо повысился уровень доверия по шкале Розенберга, причем рост психологического благополучия по большинству шкал оказался напрямую связан с повышением субъектификации лошади в процессе тренинга.

Субъективно участники отмечали следующие изменения: снятие состояний дистресса, рост уверенности в себе, ощущение энергии и развитие целеполагания в значимой деятельности, гармонизацию отношений с близкими, чувство автономии и доверия к себе и окружающим, обретение внутреннего спокойствия. Причем примерно у половины студентов важным внутренним шагом в личностном развитии было обретение состояния доверия в тактильном контакте с лошадью при снятии чувства страха перед ней. Это был своеобразный переломный момент, после которого психологическая динамика шла очень быстро. Студенты отмечали терапевтический эффект тренинга в своей повседневной жизни и отношениях.

Таким образом, было экспериментально подтверждено, что взаимодействие с лошадью в групповой тренинговой работе позволяет стимулировать процессы самопринятия, личностного роста, управления собой и окружением и способствует развитию базового доверия. Также установлено, что субъектификация лошади выступает важным фактором роста психологического благополучия личности в процессе тренинговой работы. 

Программа коррекции детско-родительских отношений «Контроль и доверие» [19]

В современных условиях развития ребенка частой проблемой является негармоничное распределение отношений контроля и доверия в детско-родительских отношениях. Искажение в сторону чрезмерного контроля родителем над своим ребенком имеет много причин и негативных последствий. Причинами могут быть тревожность родителей, искаженные установки в связи со своей ролью родителя, отсутствие доверия к себе и своим чувствам и многое другое. В любом случае дисбаланс в сторону постоянного контроля в сочетании с недостатком доверия выступает серьезным стрессором для родителей, нарушает гармоничные отношения с ребенком, а также негативно сказывается на развитии его личности, не давая развиваться его самостоятельности, ответственности, уверенности в себе и т. п. Противоположный полюс – попустительство и безразличие – встречается реже, но также может быть результатом «усталости» родителя от гиперопеки, формируя так называемый «непоследовательный» стиль взаимодействия с ребенком.

Гармоничное взаимодействие основано на отношениях доверия, где контроль в большей степени представлен как контакт ребенка и родителя, который строится на уважении, внимании и адекватном распределении взаимной ответственности и свободы. Такие позиции способствуют здоровым, длительным, развивающимся отношениям и формированию гармоничной личности ребенка. Для этого родителям необходимо осознать свои чувства и страхи, получить опыт аутентичного контакта и доверия в отношениях с ребенком.

Предлагаемая нами программа обучения и развития личности на основе общения с лошадьми «Контроль и доверие» позволяет получить этот опыт. Цель программы состоит в гармонизации и достижении баланса контроля и доверия в детско-родительских отношениях на основе взаимодействия родителей с лошадьми в специально организованных условиях.

Программа предполагает беседы с родителями, применение проективных и экспрессивных методик, упражнений, связанных с взаимодействием с лошадьми (кормление, тактильный и кинестетический контакт, вождение лошади и т. п.).Программа способствует получению родителями опыта теплых и доверительных отношений с лошадью, а также обратной связи, позволяющей выявить неосознаваемые установки в отношениях с другими, страхи и контролирующие позиции в межличностных отношениях.

Программа также является оригинальной и привлекательной формой проведения времени с семьей на природе, получения положительных эмоций и снятия стресса. Занятия проводятся в группе, включающей одну или несколько семей (родителей и детей). Тренинг рассчитан на пять занятий, проводимых 1-2 раза в неделю. Длительность одного занятия – 1,5 -2 часа (Рис. 3).

l5.jpg

Рис. 3. Семейные занятия с участием лошадей

 В результате апробации программы, основанной на качественном анализе отзывов участников (в основном родителей), были выявлены основные группы упражнений с лошадьми, которые наиболее эффективны для достижения целей осознания и коррекции негармоничных детско-родительских отношений. Были выявлены типичные проявления психологической динамики участников в ходе прохождения программы. На первых занятиях выяснилось, что родители, которые характеризуются стилем «гиперпротекция», проявляют наибольшую тревогу и нервозность при выполнении заданий на взаимодействие с лошадьми. В ходе контакта с такими родителями лошади демонстрировали напряженность и непослушание. В этой ситуации участникам необходимо было изменить стиль своего взаимодействия с лошадью на более доверительный. В результате лошадь давала немедленную обратную связь. Было видно, как вследствие изменения человеком стиля взаимодействия она меняет свое поведение, которое становилось более спокойным и дружественным. Такие изменения производят большое впечатление на участников, заставляя их осознать свои основные тенденции в отношениях с детьми.

Примеры обратной связи:

«...Сначала я очень боялась лошадей и беспокоилась, что они могут нанести какой-то вред моей дочери. Лошадь, как мне казалось, непредсказуемо двигалась и могла наступить ногой, толкнуть или укусить. Но, наблюдая за лошадью, я поняла, что ничего плохого не происходит. Моя дочь тихо очищает ноги лошади и чистит ее челку и хвост, поэтому я немного успокоилась. Мне было немного неудобно, что моя дочь более смелая, чем я, имея дело с лошадью (или бесшабашная?). После того, как я попыталась передать лошади свое спокойное состояние и расслабить ее, поглаживая, я полностью перестала бояться. Теперь я уверена, что эта лошадь любит меня, когда моя дочь и я расчесываем ее хвост или гриву, она очень спокойна и никогда не обидит нас...» (М.К., 35 лет, мать десятилетней дочери).

«...Я очень хорошо помню состояние, когда лошадь наконец позволила обнять ее голову и погладить ее лоб. Сначала мне это не удалось: она отнимала голову и уходила. Было бесполезно настаивать. Когда я изменил свое состояние, расслабился и перестал приставать к ней с объятиями, она подошла ко мне и позволила приласкать ее. Это напомнило мне об отношениях с моей дочерью: я думаю, что это связано с моим отношением... Может быть, я слишком сильно навязываю свое общение, и должен «немного ослабить хватку»?» (А.В., 40 лет, отец тринадцатилетней дочери).

Ключевыми упражнениями, направленными на формирование доверия, были «чистка лошади», «украшение лошади» и «кормление с ладони», в процессе выполнения которых участники получили тактильный опыт в контакте с лошадью и чувствовали возможность влияния своей личности на такое большое и мощное животное.

Пример обратной связи:

«...Сначала я очень боялась лошади: я боялась, что она укусит меня или ударит. Теперь этот страх полностью прошел. Мне очень нравится кормить ее руками и чувствовать, как она бережно берет с моих пальцев маленькие кусочки. Это осторожное отношение коня ко мне рождает во мне ответные чувства к ней. Мне очень нравится чесать ей шею и видеть ее удовольствие. Теперь я гораздо более ласкова и заботлива к своим детям. Теперь мы стали чаще обниматься. Предыдущее напряжение в отношениях с родными исчезло...» (В.Д., 30 лет, мать 8-ми и 11-летних сыновей).

Упражнения, включающие задание вести лошадь в поводу по определенной траектории, останавливаться и снова двигаются вперед или назад, направлены на работу с осознанием тенденций контроля и контакта. Лошади отказывались выполнять движения со слишком интенсивным и чрезмерным контролем, и их нельзя было сдвинуть, даже когда человек применял очень большую физическую силу. Кроме того, лошадь могла идти по своему пути. В этих случаях с участниками обсуждались вопросы силы контроля и его необходимости, а также баланс контроля и доверия.

Если участник адекватно воспринимал свои ошибки и исправлял свое отношение к ситуации, упражнение с вождением лошади в поводу выполнялось им успешно. Некоторым родителям потребовалось несколько сеансов для овладения этим опытом. Также интересно упражнение, в котором родители сидели на спине лошади, которую ребенок вел в поводу. Это упражнение было предложено на последних сессиях, и это позволило родителям почувствовать доверие к своему ребенку, преодолеть тревогу и привычку постоянного жесткого контроля.

Примеры обратной связи:

«...Я впервые почувствовал, насколько я склонен к контролю. Я не мог ослабить повод, хотя уже видел, что бесполезно сдерживать и тянуть, в то время как мой сын очень легко справился с этой задачей. Он просто немного опередил лошадь, очень спокойный и уверенный. Я могу учиться у него...» (Б.Т., 35 лет, отец восьмилетнего сына).

«...Самое яркое впечатление для меня было то, что моя дочь вела большую лошадь, на чьей спине я сидела верхом. Сначала я была немного напряжена, но потом меня охватили совершенно необычные чувства. Это настолько впечатляет, когда твое благополучие находится в руках твоего ребенка, потому что обычно в жизни это наоборот. Моя дочь очень уверенно и тщательно выполнила эту задачу, и я поняла, что она очень ответственный и надежный человек...» (С.П., 42 года, мать десятилетней дочери).

Апробация показала, что программа «Контроль и доверие» позволяет участникам приобретать новый опыт теплых и доверительных отношений с лошадьми и, благодаря их немедленной реакции, выявлять неосознаваемые установки во взаимоотношениях с другими, страхи и комплексы, негативные модели отношений. Благодаря участию в программе родители получают уникальный опыт самосознания, понимания своих чувств и отношений с другими людьми на основе работы с лошадьми.

 

Ассоциативно-метафорические карты «Образ лошади»

Ассоциативно-метафорические карты «Образ лошади» были разработаны для феноменологического исследования отношений, организации обратной связи и рефлексии полученного опыта в тренингах развития личности с участием лошади [15]. В процессе апробации набора карт было установлено, что данный набор можно применять в более широком контексте психологического консультирования, поскольку даже в случаях, когда испытуемые высказывали резко негативное отношение к лошадям, ассоциативно-метафорический контекст работы с образами лошади давал ожидаемый положительный психологический эффект.

Набор состоит из 100 фотокарт, которые представляют образы лошадей в разных состояниях т отношениях, а также во взаимодействии с окружающей средой. Изображения лошадей подбирались так, чтобы вызывать ассоциации с разными психическими состояниями, чувствами и отношениями.

Колода содержит образы, которые можно отнести к разным категориям. Есть карты, акцентирующие отдельные части лошади (глаз, губы, язык, грива, изгиб спины) и ориентированные на сенсорно-перцептивные ассоциации. Есть карты, где лошади представлены в движении или покое (лошадь целиком или голова лошади). Такие карты предназначены для выявления и феноменологического исследования психических состояний и переживаний респондентов (уверенности, одиночества, загнанности, защищенности и т. п.). Имеются карты, где лошадь является элементом природы. Такие карты ориентированы на рефлексию значения природной среды в собственном психическом развитии. Карты с изображением пар или групп лошадей в разных ситуациях взаимодействия выступают метафорами отношений. Карты с межвидовыми взаимодействиями (например, лошадь–человек; лошадь–кошка; лошадь–лев) допускают идентификацию Я с одним из образов и наделение другого образа неким определенным значением, затрагивающим разные типы взаимоотношений.

Для решения разных задач (активизации обратной связи, психодиагностики, консультирования и психотерапии) можно применять разные техники работы с фотокартами «Образ лошади». Их спектр совпадает с известными приемами работы с иными ассоциативно-метафорическими картами. В случае слабой рефлексивной позиции или мотивации к взаимодействию с психологом можно рекомендовать технику «выбора вслепую», которая позволяет активизировать клиента. Для клиента, готового к серьезной рефлексии и сотрудничеству с психологом, можно рекомендовать техники «открытого выбора».

Применение фотокарт обеспечивает психологическую безопасность процесса консультирования. Идентификация респондентов с лошадью на фотографии основана на механизме субъектификации лошади как природного объекта, в котором человек может постичь собственные психологические особенности. Ассоциативно-метафорические фотокарты «Образ лошади» также можно применять на основе иппопедагогики для развития ассоциативного мышления, воображения, эмоционального интеллекта. Техники работы с данной колодой благодаря мощному экологическому, культурологическому, эмоционально-мотивационному, эстетическому потенциалу позволяют развивать образное и ассоциативное мышление, морально-нравственную и гуманистическую составляющие сознания, экологическое сознание, речевую и коммуникативную компетентность. Каждый педагог и психолог может найти близкий ему аспект использования предложенного материала для решения актуальных потребностей развития детей и подростков, консультирования и ведения групповых тренингов.

 

Заключение

Апробированные нами техники и программы ипповенции показывают их значительный психокоррекционный и развивающий потенциал. Включение лошади и ее образа в психотерапевтическую и психолого-педагогическую практику может базироваться на принципах и методологии экопсихологии и экотерапии и имеет значительные перспективы развития не только для решения известных психокоррекцонных и образовательных задач, затрагиваемых в процессе индивидуальной, групповой и семейной психотерапии и тренинга, но и для формирования экологического сознания.

Приведенные примеры психотерапевтических и тренинговых программ с участием лошадей показывают, что взаимодействие с лошадью поддерживает процессы самопринятия, личностного роста, управления собой и окружением, способствует укреплению базового доверия, развитию коммуникативных навыков, коррекции дисфункциональных моделей поведения и эмоционального реагирования. Субъектификация лошади как психологический механизм, связанный с представлениями экопсихологии, выступает важным фактором роста психологического благополучия личности, укреплению здорового Я, экоидентичности в процессе психотерапевтической и тренинговой работы.

 Перефразируя высказывание выдающихся антропологов-гуманистов Александра и Николь Гратовски, в заключение статьи хочется пожелать, чтобы возле лошадей было больше людей, движимых чувством удивления, благоговения, уважения, любознательности. Лошади нужны чувства и внимание человека, его вдохновение, страсть, любовь и свобода, несмотря ни на что живущие в каждом!

 

Литература

  1. Барайсс Х-Дж. Модели «лечебная верховая езда» и «терапевтическое взаимодействие человека и лошади» // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и исследования немецкого кураториума по терапевтической групповой езде. Пер с нем. – В трех частях. Ч. 1. – М.: Конноспортивный клуб инвалидов. 2003. – С. 24-40.

  2. Гратовски А., Гратовски Н. Принцип дельфина: жизнь, верхом на волне. – Москва: Эксмо, 2018. – 248 с.

  3. Гизетдинова Г.Р. Возможности социально-психологического тренинга на основе общения с лошадью в развитии базового доверия и психологического благополучия личности // Материалы Международного молодежного научного форума ЛОМОНОСОВ-2016 / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А.Антипов. [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2016. https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2016/data/8499/uid113009_report.pdf.

  4. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: МПСИ, 1999.

  5. Копытин А.И. Средовый и экологический подходы  в арт-терапии // Психическое здоровье. – 2016. – №12, С. 55-65.

  6. Лопухова О.Г., Газизов К.К., Гизетдинова Г.Р. Ипповенция – современное представление о возможностях развивающего личность взаимодействия человек–лошадь // Международная научная конференция Санкт-Петербургского государственного университета «Ананьевские чтения – 2016». – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2016.

  7. Лопухова О.Г., Газизов К.К. Арт-терапевтические техники в психокоррекции и развитии личности с участием лошадей // Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности. Сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции. – СПб: ООО «Скифия-Принт», 2016a. – С. 96-97.

  8. Лопухова О.Г., Газизов К.К. Ассоциативно-метафорические фотокарты "Образ лошади" в диагностической и консультативной работе психолога // Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности. Сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции. – СПб: ООО «Скифия-Принт», 2016б. – С. 98-99.

  9. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. – М.: Наука, 2004.

  10. Свифт С. Как достичь совершенства в верховой езде. Навыки центрированной верховой езды. – М: Аквариум Принт, 2012. –  304 с.

  11. Bachi K., Terkel J., & Teichman M. Equine-facilitated psychotherapy for at-risk adolescents: The influence on self-image, self-control and trust // Clinical Child Psychology and Psychiatry. – 2012. – Vol. 17, №2. – P. 298-312.

  12. Bareiss H.-J. Therapeutische mensch-pferd-interaktion (TMPI). Grundzuegeeinesganzheitlichen und mehrdimensionalen Struktur modells. // Praxis der Psychomotorik: ZeitschriftfürBewegungs und Entwicklungsförderung. – 1996. – Vol.21, №2. – Р. 93-98.

  13. Brandt C. Equine-facilitated psychotherapy as a complementary treatment intervention // The Practitioner Scholar: Journal of Counseling and Professional Psychology. – 2013. – Vol. 2, №1. – Р. 23-42.

  14. Dellian M. Authentisch und überzeugenddurchpferde-coaching [Эл. Ресурс] Режим доступа: http://www.fachzeitungen.de/fachbeitraege/authentisch-und-ueberzeugend-durch-pferde-coaching-1039000/

  15. Kopytin A., Rugh M. (Eds.). Green Studio: Nature and the arts in therapy. – New York: Nova Science Publishers, 2016.

  16. Kopytin A., Rugh M. (Eds.). Environmental expressive therapies: Nature-assisted theory and practice. – New York, NY: Routledge/Taylor & Francis Group, 2017.

  17. Lac V. Amy’s Story: An existential-integrative equine-facilitated psychotherapy approach to anorexia nervosa // Journal of Humanistic Psychology. 2016. – Vol. 20, №2. Р. 1–12.

  18. Lentini J. A., & Knox, M. A Qualitative and quantitative review of equine facilitated psychotherapy (EFP) with children and adolescents // The Open Complementary Medicine Journal. – 2009. – Vol.1, № 1. – Р.51-57.

  19. Lopukhova O.G. Correction of parent-child relationship through equine assisted learning «Control and trust» // The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences. – 2017. – Vol.21, №1. Р.485-493.

  20. Pendry P., Smith A. N., & Roester S. M. Randomized trial examines effects of equine facilitated learning on adolescents’ basal cortisol levels // Human-Animal Interaction Bulletin. – 2014. – Vol. 2, №1. – Р.80-95.

  21. Ratliffe K. T., & Sanekane C. Equine-assisted therapies: Complementary medicine or not? // Australian Journal of Outdoor Education. – 2009. – Vol.13, №2. – Р. 33-43.

  22. Scheidhacker M., Friedrich D, & Bender W. About the treatment of anxiety disorders by psychotherapeutic riding: Long term observations and results of an experimental clinical study // Krankenhaus psychiatrie. – 2002. – Vol. 13, №1. – P. 145-152.

 

Ссылка для цитирования

 Лопухова О.Г., Газизов К.К. Психотерапия и обучение с участием лошади: теория, практика и связь с экопсихологией // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Lopukhova O.G., Gazizov K.K. Equine-assisted therapy and learning: theory, practice, and relation with ecopsychology // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2020.– Vol.1, №1. – URL: http://ecopoiesis.ru


О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития, порождение Экочеловечества как новой общности человека и мира природы.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик в различных областях здравоохранения и общественной жизни, образования и социальной работы.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию, связанную с экогуманитарными практиками и новой глобальной общностью – Экочеловечеством.