Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Бурганов И.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЭКОПСИХОЛОГИИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Бурганов И.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЭКОПСИХОЛОГИИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

« Назад

УДК 712                                                            DOI: 10.24412/2713-1831-2020-1-54-58

b1.jpg

 Бурганов Игорь Александрович

 заслуженный художник РФ, кандидат искусствоведения,

профессор международной академии архитектуры,

(Москва, Российская Федерация)

 

 

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы организации городской среды, которая являлась бы комфортной и безопасной для человека, обеспечивала подходящие условия для удовлетворения комплекса его жизненных потребностей, и в то же время способствовала развитию экологического сознания. В качестве примеров экологического ландшафтного дизайна приводятся реализованные проекты по благоустройству и дизайну городской среды. С учетом эргономических и экопсихологических факторов, эстетической значимости и архитектурных особенностей местности, а также идей, связанных с психологией окружающей среды и экопсихологией, автором статьи как руководителем авторского коллектива были разработаны и реализованы проекты по благоустройству и дизайну некоторых территорий  Москвы. Проекты предоставляют  возможности не только для полноценного гармоничного отдыха и оздоровления на основе взаимодействия с природной средой, но и поддержки природосообразного образа жизни, тем самым внося вклад в решение экологических проблем путем изменения общественного экологического сознания.

Ключевые слова: среда, ландшафтный дизайн, экопсихология, экологическое сознание.

 

Введение

На протяжении последних десятилетий в различных областях научного знания, а также в практике образования, медицины, социальной работы, искусстве все большее внимание уделяется вопросам взаимодействия человека с окружающей природной и антропогенной средой. Обсуждаются вопросы организации среды, которая являлась бы наиболее комфортной и безопасной для человека, обеспечивала подходящие условия для удовлетворения комплекса жизненных потребностей человека, образования, лечения, труда, общения и отдыха.

В то же время современные концепции организации среды и взаимодействия человека с природным и антропогенным ландшафтом принимают во внимание необходимость сохранения экологического равновесия. Они ориентируются на минимизацию ущерба для природы, связанного с хозяйственной деятельностью. Одной из важных задач, связанных с реализацией современных подходов к организации среды, становится задача экологического воспитания, формирования экоцентрического и природоцентрического типа экологического сознания [1, 3]. Эти тенденции связаны с осознанием серьезных проблем во взаимоотношениях человека с биосферой; обострением глобальных проблем выживания человечества, ростом психологической напряженности, стрессовых состояний и заболеваний, обусловленных, наряду с другими факторами, нарушенными отношениями людей с миром природы.

На развитие современных подходов в области дизайна среды, художественного образования, деятельность художников все более заметное влияние оказывают экологическое движение, представления экопсихологии, психологии окружающей среды (environmental psychology), концепции и методы экотерапии, глубинной экологии (depth ecology), экологи здоровья. В настоящей статье представлены некоторые инновационные проекты в области дизайна городской среды, в частности, такого его направления, как «терапевтический ландшафтный дизайн». Реализация подобных проектов может рассматриваться как одна из примет «экологизации» деятельности дизайнеров и художников. Некоторые из них поддерживают идеи экопсихологии и психологии окружающей среды, принимают во внимание данные исследований в этих областях, стремятся привнести в свою работу те принципы и установки, которые характерны для данных научно-практических направлений.

 

Экологический ландшафтный дизайн. Примеры реализованных проектов по благоустройству и дизайну городской среды

Одним из активно развивающихся направлений средового дизайна, на развитие которого оказывают влияние экопсихология¸ психология окружающей среды и некоторые другие подходы, связанные с экологическим движением, является экологический ландшафтный дизайн. Данное направление связано с исторически сложившейся практикой лечения средой, использованием рекреационного потенциала разных институциональных сред и природных ландшафтов. Несмотря на значительный опыт эмпирических наблюдений и экспериментальных исследований воздействия ландшафта на здоровье и самочувствие людей [4-10], данное направление получило в последние годы новые стимулы для развития благодаря экопсихологии и психологии окружающей среды [1, 2, 3].

С учетом эргономических и экопсихологических факторов, эстетической значимости и архитектурных особенностей местности, а также идей, связанных с психологией окружающей среды и экопсихологией, автором статьи как руководителем авторского коллектива (Бурганов И.А.,  Пронин А.А.,  Баранчук А.К.) были разработаны и реализованы проекты по благоустройству и дизайну некоторых территорий Москвы. Ниже представлены два таких проекта. Проекты предоставляют  возможности не только для полноценного гармоничного отдыха и оздоровления на основе взаимодействия с природной средой, но и для развития экологических ценностей, тем самым внося вклад в решение экологических проблем путем изменения общественного экологического сознания.

 

«Маршрут тихого отдыха»

Первый проект – «Маршрут тихого отдыха» – был реализован в г. Зеленограде,  районе Силино 11 мкр.,  на  территории природного комплекса 16-го квартала Крюковского лесопарка. Под благоустройство выделена полоса, прорезающаяся в 16-м квартале Крюковского лесопарка и закольцованная по кругу.

b2.jpg

Рис. 1. «Маршрут тихого отдыха»

Таким образом, Маршрут тихого отдыха пролегает по контуру линии застройки   микрорайона с выходом на внутриквартальные проезды, проходя вдоль жилых корпусов и создавая кольцо, окаймляющее  лесной массив. Именно такой дизайнерский замысел оказался удачным и привлекательным в композиционном и функциональном плане. Основным приоритетом при выборе планировочных решений было максимальное сохранение зеленых насаждений, поэтому маршрут выбирался с учетом имеющихся посадок растений и сложившейся дорожно-тропиночной сети лесопарка.

При проектировании предусмотрена возможность оснащения интеллектуальной системой управления освещением и безопасности ITabletset, включая функции видеонаблюдения и вывод аудио- и видеоинформации на диспетчерский пункт и на точки удаленного доступа. Система имеет встроенный WiFi-роутер, который обеспечивает доступ в интернет, в том числе и сторонних пользователей. В целях безопасности к системе подключены IP-камеры наблюдения. Они призваны следить за правопорядком, транслируя изображение на пульт диспетчера и записывая снятое на внутреннюю память и внешний сервер. Имеется возможность подключения "тревожных кнопок" для связи с диспетчером, вызова наряда полиции или бригады скорой помощи.  Помимо этого, к контроллеру подключается компактная метеостанция, которая обеспечивает сбор и передачу метеоданных (температуры, давления, влажности, загазованности) на сервер.

 

b3.png

Рис. 2. Щит с информацией о видах пицц, обитающих на территории Крюковского лесопарка

Вдоль всего маршрута установлены парковые скамейки, кормушки для птиц, информационные щиты, площадки для отдыха с разнообразными архитектурными формами, цветники, площадка для размещения двух биотуалетов и мусорных контейнеров.

Таким образом, проект обеспечивает реализацию рекреационного потенциала Крюковского лесопарка, интегрируя его в систему жилых зданий и социальной инфраструктуры микрорайона, предоставляя значительные возможности для сохранения здоровья, эмоционального благополучия и повышения качества жизни населения. Одних из значимых эффектов реализации проекта также следует признать привлечение внимания к своеобразию местной экосистемы, видам местной флоры и фауны, доступным формам участия жителей микрорайона в природоохранных мероприятиях.

 

«Парк  чудес»

Другим примером экологического дизайна в проектировочной практике может являться  «Парк  чудес» на территории долины реки Сетунь западного административного округа Москвы. «Парк  чудес», расположенный  на открытом пространстве  на берегу реки, предусматривался проектом как многофункциональный  объект, ориентированный на отдых, культурно-познавательный досуг родителей с детьми, культурное, экологически ориентированное времяпрепровождение молодежи.  

Для создания проекта паркового ансамбля необходимо было изначально понять, как отдыхают в парке люди различных возрастных групп, разных социальных сообществ (семья, детский коллектив, молодежная группа и пр.), в каких рекреационных пространствах и наполнении паркового ансамбля они нуждаются, в какое время суток и года предусматриваются разные виды проведения досуга. В ходе средового проектирования парка, кроме создания двумерной композиции плана необходимо было обратиться и к проектированию функциональных, в том числе временных процессов пребывания посетителей в парке. Это позволяло организовать среду парка таким образом, чтобы удовлетворить широкий спектр потребностей его посетителей. Поэтому в его проектировании были использованы методы предпроектного анализа, результаты которого учтены в разработке зонирования. Территория парка разбита на следующие зоны: (а) познавательная зона (деревня ремесленников, зона проведения уроков земледелия); (б) спортивная зона; (в) зона детских площадок; (г) зона тихого отдыха; (д) зона видовых площадок и (е) основная зона парка.

Средовое проектирование работает с двумя основными категориями: функциями (практическая составляющая) и эстетической ценностью (художественная составляющая). Обе стороны находят воплощение в объемно-пространственной структуре парка и его детальной проработке (насаждениях, площадках, сооружениях). Площадь озеленения  составила 19200 кв. м., в том числе цветников 451 кв. м. 

b4

Рис. 3. Общий план «Парка  чудес»

 

Территория  парка  полностью доступна для посещения маломобильных групп. В парке используются альтернативные  источники электричества. Проектом  предусмотрен  замкнутый контур с запирающимися воротами, что обеспечивает полный режим охраны, размещения  крытых  постов  охраны.

Основной вход в парк представляет собой  стилизованную входную группу из  рубленого бревна с двумя помещениями для размещения охраны. Окна оформлены с использованием традиционного резного наличника. Разработка малых архитектурных  форм на объекте «Парк чудес» была выполнена автором статьи. В настоящий момент  выполнена первая очередь проекта, без деревни и малых архитектурных форм.

В качестве основы общей концепции  были  взяты  русские национальные мотивы, лучшие образцы  русской деревянной скульптуры, народного творчества. Каждая малая форма  рассматривается  как  творческий и научный поиск. К примеру, серия  «Ремесленники» представляет собой собирательный фольклорный образ фигур людей, занятых ремесленным  трудом, который был популярен на территории, где сейчас  располагается Москва. Это фигуры гончара, кружевницы, кузнеца, мастеров лозоплетения и художественной росписи. Серия малых архитектурных форм на тему «Сказка» выполнена по мотивам животных из русских сказаний и былин.

Использование скульптуры, характерных элементов народного творчества в художественно-эстетическом оформлении среды «Парка чудес» вполне обоснованно. Искусство выступает посредником, регулирующим и формирующим отношение к природной среде. Решая множественные задачи, связанные с проектированием рекреационных пространств мегаполиса, экологический  дизайн призван способствовать формированию культурных и мировоззренческих ценностей, среди которых экологическая культура является одной из наиболее значимых.

 

Заключение

Рассматривая дизайн рекреационных пространств города в контексте экологической проблематики, можно признать, что задачами средового ландшафтного проектирования является забота о человеке и окружающей среде, включая ее природные и антропогенные компоненты. Это связано с созданием оптимальных условий для удовлетворения разнообразных человеческих потребностей (в переживании безопасности и комфорта, общении, сохранении здоровья, обогащении эстетического опыта и т. д.), с одной стороны, и сохранением природной среды, ее жизнеспособности и разнообразия, а также культурного наследия, с другой стороны.  

Разработчиками проекта были использованы представления экопсихологии и психологии окружающей среды, в частности, отечественные разработки, касающиеся  модели развития экологического сознания [1,3]. Современный экологически-ориентированный дизайн среды представляет собой конкретную модель «социально-педагогической кальки», налагаемой на «психологическую матрицу», моделирующую систему психологических механизмов развития субъектив­ного отношения к природе. Подобный дизайн, реализованный нами в рамках ряда проектов, в качестве некоторых своих задач имеет:

  • развитие экологических уста­новок населения;

  • коррекцию целей и стратегий взаимодействия с природными объектами;

  • поддержку непрагматических форм взаимодействия с природной средой;

  • расширение индивидуального экологического пространства – зоны персональной ответственности за природу;

  • формирование основ экологической культуры и навыков природосообразного поведения.

 

Литература 

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отноше­ния к природе. – М.: ЦКФЛ РАО, 1995.

  2. Панов В.И. Экологическая психология. Опыт построения методологи. – М.: Наука, 2004.

  3. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000.

  4. Bachelard G. The poetics of space. – Boston, MA: Beacon Press, (Original work published 1958), 1994.

  5. Kaplan R., & Kaplan S. The experience of nature. – Cambridge, England: Cambridge University Press, 1989.

  6. Kaplan S. The restorative benefits of nature: Toward an integrative framework // Journal of Environmental Psychology. – 1995a. – Vol. 15, №1. – P. 169–182.

  7. Kaplan S. The urban forest as a source of psychological well being // Urban forest landscapes: Integrating multidisciplinary perspectives (Ed. G. A. Bradley). – Seattle: University of Washington Press, 1995b. – P.100-110.

  8. Marcus C. C. Gardens and health. Retrieved from International Academy for Design and Health website: http:// www.designandhealth.com/uploaded/documents/Publications/ Papers/Clare-Cooper-Marcus-WCDH2000.pdf, 2000.

  9. Tilley C. The materiality of stone: Explorations in landscape phenomenology. – New York, NY: Berg, 2004.

  10. Ulrich R.S. Health benefits of gardens in hospitals. Paper presented at the Fifth Floriade World Horticultural Expo, Haarlemmermeer, Netherlands, 2002.

 

Ссылка для цитирования

Бурганов И.А. Реализация идей экопсихологии в городской среде // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Burganov I.А. Implementation of ideas of ecopsychology in the urban environment // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2020. – Vol.1, №1. – URL: http://ecopoiesis.ru. 


 


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.