« Назад УДК 159.9.01 DOI: 10.24412/2713-1831-2020-1-27-3
Левин Стивен К. доктор философии, DSSc, REAT, заслуженный профессор Йоркского университета (Торонто, Канада), декан докторантуры в области экспрессивных искусств в Европейской высшей школе (Швейцария)
Аннотация
Поэзис и эстетическая ответственность В области выразительных искусств, как это было разработано в Европейской школе постдипломного образования (The European Graduate School) и в других местах, понятие хайдеггеровского поэзиса было распространено на разные способы творчества, как индивидуального, так и коллективного. Выразительные искусства (expressive arts) во всех формах их прикладного использования (терапия, коучинг, образование, трансформация конфликтов и миротворчество) основываются на таком понимании творческого процесса, которое неразрывно связано с концепцией поэзиса. Благодаря поэзису мы формируем себя, формируя мир. Искусство обладает особой способностью перенести нас в воображаемый мир, который позволяет увидеть новые возможности в повседневной жизни. Таким образом, роль поэзиса как агента перемен заключается в том, чтобы помогать формировать этот мир на основе воображения, чтобы формируемый мир воздействовал на них, затрагивал «эффективную реальность» (понятие, аналогичное понятию Г.-Г. Гадамера) [1, p. 267]. Проявления этой эффективности заключаются в том, что мы называем «эстетическим откликом» человека, тем сенсорно-эмоциональным переживанием, которое буквально «захватывает дух», которое заставляет нас остановиться и привлекает наше внимание к тому, что происходит в данный момент. Это сродни тому, что Аристотель говорит нам, рассуждая о началах философии, переживании чуда. Это также, можно сказать, опыт красоты.
Рис. 1. Кадр из фильма «Грех (IlPecato)» (режиссер Андрей Кончаловский), 2018
Опять же, эта форма не является преднамеренным навязыванием границ материалу жизни. Скорее это напоминает то, как изображения появляются в искусстве. Хайдеггер называет это Gelassenheit, когда сущность позволяет кому-то проявить себя такой, какая она есть [4, p. 55-56]. Как человек или сообщество могут взять то, что им было дано, и позволить ему найти подходящие ему возможности для своего проявления? Мы не можем избежать исторического контекста, в котором мы существуем, но мы можем действовать таким образом, чтобы открывать новые возможности для появления смысла и красоты. Что эта точка зрения будет означать в экологической мысли и практике? Можем ли мы говорить об «эстетической ответственности» перед Землей? Это означало бы, что мы несем ответственность за то, чтобы придать миру форму, которая «имеет смысл», то есть приятна для чувств, можем даже сказать, прекрасна. Мы должны преодолеть традиционное в эстетике противопоставление «интереса» и «красоты», то есть конфликта между тем, что нам нужно, и тем, что мы ценим за его форму. «Красота», как сказал Стендаль, «это обещание счастья» [12, p. 66]. Экология, таким образом, происходит внутри того, что Маркузе назвал «эстетическим измерением», миром, который проявляется в чувствах. Нет смысла думать о «эстетической экологии» в том мире, в котором поэзис рассматривается как нечто вторичное по отношению к инструментальным целям [8, p. xxii-xxiii]. Мы страдаем в таком мире, и мы заставляем других страдать. Поэзный (основанный на категории поэзиса) подход к экологии не должен начинаться с абстрактного проекта. «Планирование» – это слишком часто навязывание идеи неподходящей для нее среде. Скорее, мы должны спросить, что нужно Земле? Какие возможности содержатся в нашем окружении, которые можно развить таким образом, чтобы они касались нашей эффективной реальности? Этот подход предполагает установление связи между человеком и окружающей средой, между «человеком» и «природой». Несмотря на все свидетельства об обратном, человечество отвергает идею о том, что человек по сути разрушителен и что единственный способ «исцелить» окружающую среду состоит в том, чтобы избавить ее от человеческих забот, фактически дегуманизировать ее. Конечно, многое из того, что мы сделали с планетой, было разрушительным. Мы не можем игнорировать тот ущерб, который мы причинили окружающему нас миру и населяющим его существам, включая нас самих. Но разве мы не можем рассматривать это насилие как следствие нашего нежелания принять наше ограниченное место в мире, нашей попытки стать «хозяевами вселенной», выйти за пределы нашей конечности и приписать себе неограниченные силы? Земля становится, как говорит нам Хайдеггер в своих трудах по технологии, «постоянным резервом» (Ge-stell) для человеческих целей [6, p. 331-332]. Природа становится «природным ресурсом», т. е. чем-то, что находится в нашем распоряжении без права на собственное существование. Нам необходимо деконструировать оппозицию между «природным» и «человеческим», оппозицию, которая связана с мечтами о неограниченном контроле над Землей, с одной стороны, и стремлением видеть природу «чистой» от контакта с человеком, с другой стороны. Как конечные исторические существа, мы «брошены» в мир, который сами не создали, но в наших силах все же выбрать те возможности, которые существуют в этом мире, чтобы развивать его «подходящим» способом, подходящим для обитания конечных существ. Это будет означать, однако, что мы должны будем признать нашу собственную поэзную природу, наше существование как существ, которые формируют себя, формируя мир вокруг нас. Это также означало бы признать нашу эстетическую ответственность за то, как мы формируем этот мир. Нам следует решить задачу, как мы можем воздействовать на мир таким образом, который имел бы смысл, воздействовать на него, чтобы он бы приятен для чувств, действительно приносил красоту. Поэзная экология должна была бы относиться к этим вопросам серьезно, не попадая в ловушку романтической концепции естественного. Романтическая перспектива подразумевает мир без человека или, в лучшем случае, с человечеством, которое живет в «гармонии» с миром, не нарушая его. Пасторальный образ пастыря иногда используется, чтобы вызвать это представление: человека, который живет в пастырской простоте, «заботясь» о том, что ему дано. Однако метафора «пастырства» не понимает человеческую ситуацию. Мы не пастыри, живущие гармонично в пастырской простоте, мы строители и формирователи, которые образуют как городские, так и сельские общины, в которых можно жить. Мы работаем с материалами, которые нам даны; мы не просто получаем их. Но это не значит, что мы можем игнорировать их или что мы можем просто принудить их во имя наших целей. Мы не боги-создатели; скорее, мы берем то, что дано, и отвечаем на это. При этом мы придаем ему новую форму; мы трансформируем его в соответствии с его собственными возможностями. Однако в романтическом взгляде есть доля правды, на которую мы должны обратить внимание. Образ природы «сам по себе», не искаженный человеческими потребностями для овладения им, указывает на скрытый характер «Земли», о котором говорит Хайдеггер. Помимо всех наших проектов, есть что-то, что принципиально противостоит нашей способности к творчеству. «Земля» – это то, что остается за пределами нашей власти; в то же время она проявляет себя как способная к трансформации особым образом в зависимости от исторического периода, в котором мы живем. Это качество «Земли» проявляется во всех наших проектах; во всем, что мы делаем, мы сталкиваемся с ограничениями нашей власти. Мы должны учитывать последствия нашей формирующей деятельности; в этом смысле в «поэтической экологии» нет «бесплатного обеда». Ни одна технология, какой бы «устойчивой» она ни была, будет так или иначе иметь последствия, с которыми нам придется иметь дело, – и тогда процесс формирования начнется снова. Конечно, это не означает, что мы не можем выбирать между технологиями, принимая во внимание как их эффективность, так и их разрушительный потенциал; но это подразумевает, что нет никаких технологических решений для наших экологических проблем, ничего, что обеспечило бы «окончательное решение» нашего отношения к окружающей среде.
Заключение: принципы поэзной экологии Каковы же могут быть принципы поэзной экологии? Они могут быть сформулированы следующим образом:
2. В этом процессе наше формирование является ответом на то, что было до нас. Мы всегда существуем в определенном историческом мире, и мы принимаем форму, соответствующую этому миру в конкретный исторический момент его существования. 3. Тем не менее наше бытие не определяется ни миром, в котором мы живем, ни формой, в которой мы находимся в данный момент времени. Скорее, мы существуем в режиме возможностей. Мы можем выбрать для формирования мира и себя такие способы, которых еще нет, но они потенциально содержатся в том, что уже дано. 4. Человеческое существование конечно. Мы не только подходим к концу, как и все существа, но и можем признать себя как конечные существа. Это означает, что мы можем уважать наши пределы и признать, что мы не хозяева окружающего нас мира и даже не самих себя. 5. Формирование мира таким образом, чтобы оно соответствовало человеческой конечности, означало бы развитие отношения уважения к инаковости. «Земля» всегда будет за пределами нашей власти. В этом смысле наше правильное отношение к ней – благоговение. 6. Как конечные существа, мы находимся в мире воплощенным образом. Мы живем в разумном мире, и мы ощущаем мир прежде всего через наши чувства. Это способность чувственного восприятия, но в то же время она имеет формирующий аспект. Мы видим то, на что мы смотрим, и мы смотрим на то, что привлекает наше внимание. Чувственное восприятие мира не пассивно, но и не является чистой деятельностью – оно реагирует на то, что есть. 7.Чувственное восприятие обладает познавательной способностью; наши чувства заключают в себе «смысл» мира. Это не то, как думал Кант, что чувства «слепы» и что требуется логический интеллект, чтобы наложить категории на чувственные данные, чтобы значение появилось. Скорее, в чувственном опыте есть «предварительное формирование» значения; это обеспечивает материал, на котором работает интеллект, развивая его потенциальное значение. В английском, как и в романских языках, «смысл» означает как сенсорные способности, так и значение. 8. Если мы хотим жить в мире, который имеет смысл, тогда этот мир должен соответствовать нашим чувствам. Отсюда следует, что мы несем ответственность за формирование мира «эстетически». Эстезис в его первоначальном смысле означает отношение к чувствам. Таким образом, эстетика относится к тому, как мы ощущаем мир; поэзис – к тому, как мы формируем его в соответствии с нашими чувствами, то есть эстетически. Можно сказать, что мы несем эстетическую ответственность перед миром. 9. Красота – это то, что радует нас эстетически. Это то, что трогает нас через чувства и захватывает дух. Прекрасное может не быть гармоничным и совершенным в своей форме, как полагает традиционная эстетика. Скорее, красота в рамках поэзной экологии проявляется в страхе, переживаемом нами, когда мы начинаем открываться миру природы и существам внутри него. Поэзное представление о красоте обладает некоторыми качествами, традиционно приписываемыми возвышенному – тому, что превосходит нашу ограниченную способность постигать его. Таким образом, можно сказать, что красота – это восприятие «Земли» в мире. 10. Искусство играет при этом особую роль. Оно может показать, что мы сделали с окружающей средой. Оно может показать безобразные и разрушительные последствия человеческой деятельности. В то же время оно может указывать на то, что возможно. В своих творческих исследованиях искусство показывает нам, что может быть, а не только то, что было. Представление о красоте, явленное в искусстве, может служить ориентиром для всех наших формообразующих действий на Земле. 11. Говорить о поэзной экологии – значит подразумевать, что природу можно рассматривать как произведение искусства. В таком восприятии природы может проявляться налет романтического отношения. Однако в рамках такого традиционного отношения само искусство понимается как наложение формы на материю, даже без ее ведома. Если произведение искусства само по себе является борьбой между «Сущностью» и «Землей», между раскрытием и сокрытием, и если «Земля» необходима для произведения как его опора, то рассматривать природу как произведение искусства не значит подразумевать способность человека устанавливать контроль над окружающей средой. Эта точка зрения означает другое отношение к окружающему нас миру, в котором мы принимаем на себя ответственность за формирование окружающей среды таким образом, чтобы уважать ее особенности, а также нашу собственную способность влиять на нее.
Рис. 2. Кадр из фильма «Грех (Il Pecato)» (режиссер Андрей Кончаловский), 2018
Вывод: поэзная экология и экологическая практика Последствия поэзной экологии для природоохранной практики еще предстоит выяснить. Тем не менее мы можем указать на множество примеров, где принципы поэзной экологии так или иначе использовались. Каждый раз, когда мы видим, например, развитие ландшафта таким образом, что учитываются его природные очертания и особые материалы, из которых он состоит, мы можем усвоить, как работает поэзная экология. Точно так же, когда реорганизация городской среды проектируется с точки зрения культуры проживающих в ней людей и их образа жизни, результат такой реконструкции соответствует задачам и принципам поэтической экологии. В этом контексте особенно нравится представление Руссо о контрасте между французским и английским садом. Французский сад, как он его описывает, разработан по абстрактному плану. Сад имеет такие формальные качества, которые соответствуют социальной позиции тех, для кого он предназначен. Английский сад, с другой стороны, выглядит диким, как если бы он развивался «естественным путем». На самом деле он был тщательно проработан, но при его формировании учитывались «естественные» возможности земли и растений, которые могут там расти. В глазах Руссо этот «естественный» хаос гораздо прекраснее любого «искусственного» порядка. «Природа» здесь, конечно, означает не то, что является диким и нетронутым, но то, что было сформировано таким образом, чтобы уважать ее инаковость [11, Часть IV, Письмо XII]. Возможно, нам следует понимать концепцию Руссо о «естественном человеке» таким же образом: «естественный» человек – это тот, кто формирует себя в соответствии со своей собственной способностью к красоте. По словам Гельдерлина, цитируемым Хайдеггером, они «живут поэтически» на земле [2, p. 270]. Человеческое существование поэзно по природе, а природа – это то, что мы формируем через поэзис. Если мы сможем принять нашу ответственность как формирующих существ, нашу эстетическую ответственность, в то же время уважая пределы наших сил как конечных существ, тогда, возможно, будет иметь смысл рассматривать «природу» как произведение искусства, которым оно всегда было. Тогда, возможно, мы сможем почитать землю, потому что в нашем отношении к ней, перефразируя слова Святого Павла: «…мы живем и движемся и существуем» [Новый Завет: Деяния Апостолов 17: 28].
Левин С. На пути к поэзной экологии // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен. Levine S.K. Ecopoiesis: Towards a poietic ecology // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2020. – Vol.1, №1. Levine S.K. (2020). [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y).
|
В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.
«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.
Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.
Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.
Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.
Периодичность: 2 выпуска в год.
В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер
Эл №ФС77-79134.
Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com
Почетный соредактор: Левин Стивен
Возрастная категория: 12+
Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.
При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.