Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Статьи \ ИНТЕРВЬЮ С РИЕЙ ВОЛКОВОЙ

ИНТЕРВЬЮ С РИЕЙ ВОЛКОВОЙ

« Назад

ИНТЕРВЬЮ С РИЕЙ ВОЛКОВОЙ

Аннотация

Музыкант, композитор, поэтесса и певица Рия Волкова рассказывает о своем музыкальном творчестве, связанном с игрой на гуслях, своем отношении к традиционной музыкальной культуре народов Северо-Запада России и ее связи с новыми музыкальными направлениями, а также о значении природы для своего творчества.

Ключевые слова: гусли, импровизация, природа, творчество

Краткая справка об интервьюируемой

Рия Волкова музыкант, композитор и певица. С 2013 года играет на гуслях, с 2015 преподает игру на гуслях в студии "Хвоя". Обучалась традиционной технике игре на гуслях у Дмитрия Парамонова, со временем создала свой собственный стиль. В 2019 году выпустила альбом Meri, в 2021 году – "Пряди воды". Солистка группы "Kivi Niemi".

DSC08449

Александра Дворникова (А.Д.): Расскажи пожалуйста, когда и при каких обстоятельствах у тебя появился интерес к такому музыкальному инструменту, как гусли. Как развивались твои отношения с ними? В чем ты видишь уникальные особенности этого инструмента?

Рия Волкова (Р.В.): Сам склад моего характера и увлечения фолк музыкой определили мне особый путь, оставалось только ждать, когда произойдет встреча с таким необычным инструментом. Но я не ожидала, что это будет именно так. Я подпевала одному гусляру, которого тогда впервые увидела в московском парке. Внезапно к нам подошли люди с большой телекамерой и стали брать интервью. Они стали расспрашивать меня о гуслях, которые я сама впервые увидела и услышала в тот день. Среди зрителей образовавшейся толпы нашелся человек, который даже назвал мое имя и фамилию. На тот момент я выступала с песнями под гитару, но точно не была настолько популярной, чтобы оказаться в такой странной для меня ситуации. В тот день я словно попала в чудесный сон и больше не просыпалась. Звуки гуслей так и висят надо мной, окутывая всю мою реальность шалью света и тепла. 

Я стала искать учителей игры на гуслях. Сначала наткнулась на академическую школу, подготовилась к поступлению в училище. Но когда поняла, что древние гусли были совсем другие и по звуку, и по манере игры, передумала поступать. Я стала изучать традиционные деревенские гусли и заказала себе их первый вариант. С ним я поехала на Северо-Запад России в экспедицию, где на берегу реки Пинега бабушки пели мне старинные песни про гусли. С этого момента, где бы я не появлялась с ними в Москве, они словно притягивали необычных людей.

Со временем я поняла, что все гусляры “не от мира сего” и чарующе милы. И что все они очень разные: одни ратуют за сохранение традиции, не дают играть на гуслях ничего кроме наигрышей, другие играют песни Цоя, кто-то ходит с берестяной повязкой на голове в лаптях и воспевает Велеса. Я хотела играть просто красивую музыку. Я играла для себя, выступала иногда. Однажды меня пригласили на крупный гусельный фестиваль в Суздали провести мастер-класс. Затем уже в Москве меня попросили преподавать игру на гуслях. И так потихоньку я втянулась в преподавательскую деятельность. Наша Студия «Хвоя» существует уже семь лет. Занятия проходят в Москве и онлайн. Мои ученики теперь не только из России, но и из других стран (Кипр, Корея, США, Великобритания). Сложно определить, почему так происходит, однако многие из моих учеников близки мне по духу.

Главное направление моего корабля это все же собственное творчество. У нас есть группа «Kivi Niemi», с которой я исполняю старинные русские песни в современной обработке. В группу входит басист, ударник, балалаечница с примочками, я тоже играю на гуслях с эффектами. Иногда они даже больше напоминают синтезатор.

У меня есть еще один проект – «Ria Volkova». Это уже больше электронная музыка, но в основном партии сыграны на гуслях и рожке. В этом проекте представлены древние песни Севера на языках исчезающих народов. Уже выпущено два альбома: в 2019 году появился альбом «Meri», а в 2022 году – «Пряди воды».

IMG_7306

А.Д.: Можешь ли ты дать читателям небольшой культурологический экскурс в историю гуслей и кантеле, в частности, пояснив их особую роль в социокультурной среде прошлого? Чем, к примеру, их роль отличалась на твой взгляд от роли балалайки или гармони? Какие задачи решали гусли? Можно ли сказать, что инструмент сам по себе способен актуализировать те или иные темы и переживания своим специфическим звучанием?

Р.В.: Гусли древний инструмент, и не только славянский. Его аналоги есть почти у каждого народа. У прибалтийских народов есть очень похожие варианты. У карелов кантеле. На кантеле играли рунопевцы, старцы, иногда и женщины, которые имели особый социальный статус. Вокруг них собиралась вся община и слушала руны песни о карельских мифах. Они несли мудрость предков под звуки кантеле. Рунопевцев еще называли “знающими”. Так же называли и знахарей. Звучание гуслей в какой-то степени выступало целебным средством, помогало войти в особое состояние. На гуслях играли и крестьяне, и богатыри, и купцы, и скоморохи. Древнерусские скоморохи это совсем не шуты, а скорее жрецы. Они участвовали в обрядах, например, в Русалиях. Сохранилось изображение гусляра, вокруг которого пляшут девушки с длинными рукавами. Они зазывали русалок на поля, чтобы те принесли влагу для урожая.

Гусли, в отличие от балалайки и гармони, звучали не только на вечорках и праздниках, но также были частью сакрального действа. Гусли всегда связывали с общением с богами. Царь Давид играл на гуслях. У марийцев есть легенда о боге Юмо, которого увидели проплывающем на тучке и играющем на гуслях. Согласно древним поверьям, играющий на гуслях обладал особой силой влияния на окружающий мир. Есть древнерусская сказка, в которой рвущаяся струна на гуслях лишает жизни молодого жениха

А.Д.: Расскажи, пожалуйста, о своем творческом процессе, как он протекает. В какой мере он связан с природой? Есть ли в нем какие-то параллели с природными циклами?

Р.В.: Наша жизнь полна звуков: рёв машин, крик ругающихся по телефону прохожих, звук открывающихся дверей лифта, гул поезда метро и т. д. Есть и приятные звуки: шум водопада, шелест листьев, хруст снега под ногами... Разнообразие это прекрасно. Соотношение разных звуков может влиять на наше эмоциональное благополучие. Возможно, нам стоит окружить себя природой с ее звуками, а гусли это инструмент, пробуждающий переживание счастья и гармонии с природой. При первой же возможности я стараюсь выбираться в лес и импровизировать там на гуслях, чувствуя, как это благотворно сказывается на моем душевном состоянии.

Импровизация это поток, легко огибающий любые препятствия. В музыке мне мешают импровизировать привычные представления о гармонии, музыкальной теории, но можно играть, заранее настроив гусли правильно, просто перебирать струны и уже этим создавать музыку. Главное отпустить себя в музыкальное путешествие, идти с потоком, не страшась попасть не в ту ноту, позволить душе петь и радоваться красоте звучания старинного инструмента. Мои песни рождаются наплывами. Пишу их только с приливом вдохновения. Никогда не пытаюсь управлять этим потоком, лишь отпускаю себя и плыву по течению

 

 

А.Д.: Гусли у многих людей ассоциируются с прошлым. Есть ли основания считать, что этот инструмент действительно связан с прошлым, с принципиально иными условиями жизни, иной ментальностью и культурой, которые уже не отвечают условиям современной жизни? Или этот инструмент может затронуть определенные струны души современного человека и решить задачи, актуальные для сегодняшнего дня? Что ты сама делаешь для того, чтобы сделать гусли более близкими и понятными современному человеку и возможно помочь ему получить то, что он ищет?

Р.В.: Сама манера игры на гуслях сильно отличается от современных техник игры на музыкальных инструментах. Но есть и схожие моменты. Как ни странно, мой репертуар это не только древнерусские наигрыши. На гуслях можно сыграть почти любую современную песню. Мы играем песни Radiohead, Coldplay, Моби, ABBA. Но для меня главное направление это импровизация. Научить человека передавать в музыке свое настроение, свои мысли, создавать свои мелодии, научить выражать то, что он переживает здесь и сейчас.

 



 

 

А.Д.: В своем творчестве ты используешь языки, которые находятся на грани вымирания. Например, язык сету включён в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под угрозой исчезновения». Какую цель ты преследуешь, обращаясь к древним и малоизвестным языкам?

Р.В.: По образованию я филолог, изучала уже исчезнувшие языки, древнегреческий, латынь. Когда изучаешь эти языки, понимаешь, насколько по-другому мыслили те люди, которые на них говорили. Когда я столкнулась с песнями сету, карелов, я увидела совершенно новые для меня образы, неожиданные и глубокие. Я стала петь эти песни под кантеле и захотела лучше понять мировоззрение этих народов. Сейчас я изучаю разные наречия карельского языка: северное, южное (ливвиковское) и тверское. 

А.Д.: Тебя очень сильно вдохновляет природа Карелии с ее специфическим ландшафтом. Как ты думаешь, почему? Какой импульс ты получаешь, находясь в Карелии?

ввв  

Р.В.: Мы с мужем часто путешествуем по Карелии на машине, на байдарке. Один раз даже брали кота сплавляться по речным порогам. Мне нравится таинственное суровое настроение карельской природы. Нравятся сосны, ягель и седые скалы. В ней нет ничего лишнего. Наверное, мне ближе дух Хийси, чем Тапио. В карельской мифологии есть два духа леса. Тапио в основном наделен только положительными чертами: «Золотой король леса, красивый лесной Тапио». У него «шапка из хвои, борода из лишайников». Хийси дух, который обитает в темных местах леса, он ближе к миру мертвых. Так сложилась жизнь, что мне знакома смерть близких. У меня почти все песни в миноре. Последний альбом точно полностью минорный. В нем слышны вздохи и шорохи потусторонних духов.

А.Д.: Какое значение имеет природная среда, взаимодействие человека с миром природы для игры на гуслях? Имеет ли значение такое взаимодействие лично для тебя, и с чем это связано? Практикуешь ли ты игру на гуслях, в частности, исполнение музыкальных импровизаций на основе настройки на природный ландшафт? Если да, то чему это способствует? В чем состоит твоя методика музицирования и проведения обучающих занятий, когда ты, например, проводишь сеансы с группой в определенном ландшафте? Можешь ли привести примеры таких занятий?

Р.В.: Мы устраиваем ретрит в Карелии, на острове. Играем на гуслях и медитируем на берегу Ладожского озера. Вода создает определенную акустику. Мы учимся слышать по-новому, в новой среде, без звуков шумного города. В августе нас позвали играть на фестиваль «Небо Севера». Я буду играть ночью у костра, пока люди будут вглядываться в небо и наблюдать августовский звездопад.

1DSC00677

Занятия, связанные с игрой на гуслях, я проводила в этническом центре в Москве, в рамках курса устраивала медитации и импровизации. Обычно на медитациях мы ложимся на пол по кругу, головами в центр. Гусли кладем на живот и перебираем струны определенным образом. Я заранее задаю рамки, но в этих рамках человек сам выбирает, что ему сыграть. Создается эффект перезвона колоколов. На многих это производит сильное впечатление. Люди словно совершают внутреннее путешествие в пространстве и времени.

Мне нравится видеть горящие глаза, обновленные выражения лиц.
Я радуюсь,
когда человек просто улыбается, впервые услышав гусельные переливы. Я сама играю лет восемь и не устаю им радоваться. Стараюсь донести это счастье до других. 

А.Д.: Про себя ты пишешь: “Когда-то мы все были частью зелёного мира. Теперь в суете серых дорог мы пытаемся вернуться домой, в прошлое, открывая свой путь через гусли. Возвращаясь к истокам природы, соединяясь через звучание гуслей с природой и космосом”. Можешь ли ты рассказать подробнее, что это значит? И как ты соединяешься посредством игры на гуслях с природой и космосом?

Р.В.: Мы сильно оторвались от природы, от своей первоначальной целостности, утратили чувство единения с миром и способность его слышать и быть с ним в диалоге. Попадая в лес, я иногда ощущаю, будто обретаю свой истинный дом, забытый язык общения с более широкой средой, чем только человеческая среда. Я чувствую, как во мне пробуждается способность к контакту с тем, что меня непосредственно окружает – растениями, животными, солнцем, дождем. Но есть нечто далекое, о чем мы забываем. Космос вокруг нас, и это не только звезды. Это множество необъяснимых объектов. То новое и неизведанное, что может открыть каждый. Возвращаясь в свой земной дом, мы можем также смотреть на природу вселенной. Вглядываясь в свой внутренний микрокосмос, исследовать макрокосмос.  Об этом я пою в песне “Альбом”.

 

 

 

 

1DSC00536_1

Интервью взяла: Дворникова Александра Викторовна

художник, арт-терапевт (Санкт-Петербург, РФ)

Ссылка для цитирования

Дворникова А.В. Интервью с Рией Волковой // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – T. 3, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Dvornikova A.V. Interview with Ria Volkova // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2022. – Vol.3, №2. – URL: http://ecopoiesis.ru

 



О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.