« Назад ИНТЕРВЬЮ С РИЕЙ ВОЛКОВОЙ Аннотация Музыкант, композитор, поэтесса и певица Рия Волкова рассказывает о своем музыкальном творчестве, связанном с игрой на гуслях, своем отношении к традиционной музыкальной культуре народов Северо-Запада России и ее связи с новыми музыкальными направлениями, а также о значении природы для своего творчества. Ключевые слова: гусли, импровизация, природа, творчество Краткая справка об интервьюируемой Рия Волкова – музыкант, композитор и певица. С 2013 года играет на гуслях, с 2015 преподает игру на гуслях в студии "Хвоя". Обучалась традиционной технике игре на гуслях у Дмитрия Парамонова, со временем создала свой собственный стиль. В 2019 году выпустила альбом “Meri”, в 2021 году – "Пряди воды". Солистка группы "Kivi Niemi". Александра Дворникова (А.Д.): Расскажи пожалуйста, когда и при каких обстоятельствах у тебя появился интерес к такому музыкальному инструменту, как гусли. Как развивались твои отношения с ними? В чем ты видишь уникальные особенности этого инструмента? Рия Волкова (Р.В.): Сам склад моего характера и увлечения фолк музыкой определили мне особый путь, оставалось только ждать, когда произойдет встреча с таким необычным инструментом. Но я не ожидала, что это будет именно так. Я подпевала одному гусляру, которого тогда впервые увидела в московском парке. Внезапно к нам подошли люди с большой телекамерой и стали брать интервью. Они стали расспрашивать меня о гуслях, которые я сама впервые увидела и услышала в тот день. Среди зрителей образовавшейся толпы нашелся человек, который даже назвал мое имя и фамилию. На тот момент я выступала с песнями под гитару, но точно не была настолько популярной, чтобы оказаться в такой странной для меня ситуации. В тот день я словно попала в чудесный сон и больше не просыпалась. Звуки гуслей так и висят надо мной, окутывая всю мою реальность шалью света и тепла. Я стала искать учителей игры на гуслях. Сначала наткнулась на академическую школу, подготовилась к поступлению в училище. Но когда поняла, что древние гусли были совсем другие и по звуку, и по манере игры, передумала поступать. Я стала изучать традиционные деревенские гусли и заказала себе их первый вариант. С ним я поехала на Северо-Запад России в экспедицию, где на берегу реки Пинега бабушки пели мне старинные песни про гусли. С этого момента, где бы я не появлялась с ними в Москве, они словно притягивали необычных людей. Со временем я поняла, что все гусляры “не от мира сего” и чарующе милы. И что все они очень разные: одни ратуют за сохранение традиции, не дают играть на гуслях ничего кроме наигрышей, другие играют песни Цоя, кто-то ходит с берестяной повязкой на голове в лаптях и воспевает Велеса. Я хотела играть просто красивую музыку. Я играла для себя, выступала иногда. Однажды меня пригласили на крупный гусельный фестиваль в Суздали провести мастер-класс. Затем уже в Москве меня попросили преподавать игру на гуслях. И так потихоньку я втянулась в преподавательскую деятельность. Наша Студия «Хвоя» существует уже семь лет. Занятия проходят в Москве и онлайн. Мои ученики теперь не только из России, но и из других стран (Кипр, Корея, США, Великобритания). Сложно определить, почему так происходит, однако многие из моих учеников близки мне по духу. Главное направление моего корабля – это все же собственное творчество. У нас есть группа «Kivi Niemi», с которой я исполняю старинные русские песни в современной обработке. В группу входит басист, ударник, балалаечница с примочками, я тоже играю на гуслях с эффектами. Иногда они даже больше напоминают синтезатор. У меня есть еще один проект – «Ria Volkova». Это уже больше электронная музыка, но в основном партии сыграны на гуслях и рожке. В этом проекте представлены древние песни Севера на языках исчезающих народов. Уже выпущено два альбома: в 2019 году появился альбом «Meri», а в 2022 году – «Пряди воды». А.Д.: Можешь ли ты дать читателям небольшой культурологический экскурс в историю гуслей и кантеле, в частности, пояснив их особую роль в социокультурной среде прошлого? Чем, к примеру, их роль отличалась на твой взгляд от роли балалайки или гармони? Какие задачи решали гусли? Можно ли сказать, что инструмент сам по себе способен актуализировать те или иные темы и переживания своим специфическим звучанием? Р.В.: Гусли – древний инструмент, и не только славянский. Его аналоги есть почти у каждого народа. У прибалтийских народов есть очень похожие варианты. У карелов – кантеле. На кантеле играли рунопевцы, старцы, иногда и женщины, которые имели особый социальный статус. Вокруг них собиралась вся община и слушала руны – песни о карельских мифах. Они несли мудрость предков под звуки кантеле. Рунопевцев еще называли “знающими”. Так же называли и знахарей. Звучание гуслей в какой-то степени выступало целебным средством, помогало войти в особое состояние. На гуслях играли и крестьяне, и богатыри, и купцы, и скоморохи. Древнерусские скоморохи – это совсем не шуты, а скорее жрецы. Они участвовали в обрядах, например, в Русалиях. Сохранилось изображение гусляра, вокруг которого пляшут девушки с длинными рукавами. Они зазывали русалок на поля, чтобы те принесли влагу для урожая. Гусли, в отличие от балалайки и гармони, звучали не только на вечорках и праздниках, но также были частью сакрального действа. Гусли всегда связывали с общением с богами. Царь Давид играл на гуслях. У марийцев есть легенда о боге Юмо, которого увидели проплывающем на тучке и играющем на гуслях. Согласно древним поверьям, играющий на гуслях обладал особой силой влияния на окружающий мир. Есть древнерусская сказка, в которой рвущаяся струна на гуслях лишает жизни молодого жениха А.Д.: Расскажи, пожалуйста, о своем творческом процессе, как он протекает. В какой мере он связан с природой? Есть ли в нем какие-то параллели с природными циклами? Р.В.: Наша жизнь полна звуков: рёв машин, крик ругающихся по телефону прохожих, звук открывающихся дверей лифта, гул поезда метро и т. д. Есть и приятные звуки: шум водопада, шелест листьев, хруст снега под ногами... Разнообразие – это прекрасно. Соотношение разных звуков может влиять на наше эмоциональное благополучие. Возможно, нам стоит окружить себя природой с ее звуками, а гусли – это инструмент, пробуждающий переживание счастья и гармонии с природой. При первой же возможности я стараюсь выбираться в лес и импровизировать там на гуслях, чувствуя, как это благотворно сказывается на моем душевном состоянии. Импровизация – это поток, легко огибающий любые препятствия. В музыке мне мешают импровизировать привычные представления о гармонии, музыкальной теории, но можно играть, заранее настроив гусли правильно, просто перебирать струны и уже этим создавать музыку. Главное – отпустить себя в музыкальное путешествие, идти с потоком, не страшась попасть не в ту ноту, позволить душе петь и радоваться красоте звучания старинного инструмента. Мои песни рождаются наплывами. Пишу их только с приливом вдохновения. Никогда не пытаюсь управлять этим потоком, лишь отпускаю себя и плыву по течению
А.Д.: Гусли у многих людей ассоциируются с прошлым. Есть ли основания считать, что этот инструмент действительно связан с прошлым, с принципиально иными условиями жизни, иной ментальностью и культурой, которые уже не отвечают условиям современной жизни? Или этот инструмент может затронуть определенные струны души современного человека и решить задачи, актуальные для сегодняшнего дня? Что ты сама делаешь для того, чтобы сделать гусли более близкими и понятными современному человеку и возможно помочь ему получить то, что он ищет? Р.В.: Сама манера игры на гуслях сильно отличается от современных техник игры на музыкальных инструментах. Но есть и схожие моменты. Как ни странно, мой репертуар – это не только древнерусские наигрыши. На гуслях можно сыграть почти любую современную песню. Мы играем песни Radiohead, Coldplay, Моби, ABBA. Но для меня главное направление – это импровизация. Научить человека передавать в музыке свое настроение, свои мысли, создавать свои мелодии, научить выражать то, что он переживает здесь и сейчас.
А.Д.: В своем творчестве ты используешь языки, которые находятся на грани вымирания. Например, язык сету включён в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под угрозой исчезновения». Какую цель ты преследуешь, обращаясь к древним и малоизвестным языкам? Р.В.: По образованию я филолог, изучала уже исчезнувшие языки, древнегреческий, латынь. Когда изучаешь эти языки, понимаешь, насколько по-другому мыслили те люди, которые на них говорили. Когда я столкнулась с песнями сету, карелов, я увидела совершенно новые для меня образы, неожиданные и глубокие. Я стала петь эти песни под кантеле и захотела лучше понять мировоззрение этих народов. Сейчас я изучаю разные наречия карельского языка: северное, южное (ливвиковское) и тверское. А.Д.: Тебя очень сильно вдохновляет природа Карелии с ее специфическим ландшафтом. Как ты думаешь, почему? Какой импульс ты получаешь, находясь в Карелии?
Р.В.: Мы с мужем часто путешествуем по Карелии на машине, на байдарке. Один раз даже брали кота сплавляться по речным порогам. Мне нравится таинственное суровое настроение карельской природы. Нравятся сосны, ягель и седые скалы. В ней нет ничего лишнего. Наверное, мне ближе дух Хийси, чем Тапио. В карельской мифологии есть два духа леса. Тапио в основном наделен только положительными чертами: «Золотой король леса, красивый лесной Тапио». У него «шапка из хвои, борода из лишайников». Хийси – дух, который обитает в темных местах леса, он ближе к миру мертвых. Так сложилась жизнь, что мне знакома смерть близких. У меня почти все песни в миноре. Последний альбом точно полностью минорный. В нем слышны вздохи и шорохи потусторонних духов. А.Д.: Какое значение имеет природная среда, взаимодействие человека с миром природы для игры на гуслях? Имеет ли значение такое взаимодействие лично для тебя, и с чем это связано? Практикуешь ли ты игру на гуслях, в частности, исполнение музыкальных импровизаций на основе настройки на природный ландшафт? Если да, то чему это способствует? В чем состоит твоя методика музицирования и проведения обучающих занятий, когда ты, например, проводишь сеансы с группой в определенном ландшафте? Можешь ли привести примеры таких занятий? Р.В.: Мы устраиваем ретрит в Карелии, на острове. Играем на гуслях и медитируем на берегу Ладожского озера. Вода создает определенную акустику. Мы учимся слышать по-новому, в новой среде, без звуков шумного города. В августе нас позвали играть на фестиваль «Небо Севера». Я буду играть ночью у костра, пока люди будут вглядываться в небо и наблюдать августовский звездопад. Занятия, связанные с игрой на гуслях, я проводила в этническом центре в Москве, в рамках курса устраивала медитации и импровизации. Обычно на медитациях мы ложимся на пол по кругу, головами в центр. Гусли кладем на живот и перебираем струны определенным образом. Я заранее задаю рамки, но в этих рамках человек сам выбирает, что ему сыграть. Создается эффект перезвона колоколов. На многих это производит сильное впечатление. Люди словно совершают внутреннее путешествие в пространстве и времени. Мне нравится видеть горящие глаза, обновленные выражения лиц. А.Д.: Про себя ты пишешь: “Когда-то мы все были частью зелёного мира. Теперь в суете серых дорог мы пытаемся вернуться домой, в прошлое, открывая свой путь через гусли. Возвращаясь к истокам природы, соединяясь через звучание гуслей с природой и космосом”. Можешь ли ты рассказать подробнее, что это значит? И как ты соединяешься посредством игры на гуслях с природой и космосом? Р.В.: Мы сильно оторвались от природы, от своей первоначальной целостности, утратили чувство единения с миром и способность его слышать и быть с ним в диалоге. Попадая в лес, я иногда ощущаю, будто обретаю свой истинный дом, забытый язык общения с более широкой средой, чем только человеческая среда. Я чувствую, как во мне пробуждается способность к контакту с тем, что меня непосредственно окружает – растениями, животными, солнцем, дождем. Но есть нечто далекое, о чем мы забываем. Космос вокруг нас, и это не только звезды. Это множество необъяснимых объектов. То новое и неизведанное, что может открыть каждый. Возвращаясь в свой земной дом, мы можем также смотреть на природу вселенной. Вглядываясь в свой внутренний микрокосмос, исследовать макрокосмос. Об этом я пою в песне “Альбом”.
Интервью взяла: Дворникова Александра Викторовна художник, арт-терапевт (Санкт-Петербург, РФ) Ссылка для цитирования Дворникова А.В. Интервью с Рией Волковой // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – T. 3, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен Dvornikova A.V. Interview with Ria Volkova // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2022. – Vol.3, №2. – URL: http://ecopoiesis.ru
|
В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.
«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.
Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.
Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.
Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.
Периодичность: 2 выпуска в год.
В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер
Эл №ФС77-79134.
Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com
Почетный соредактор: Левин Стивен
Возрастная категория: 12+
Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.
При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.