Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Статьи \ КОЛОНКА РЕДАКТОРА: В ПОИСКАХ НОВОЙ ТОЧКИ ОТСЧЕТА, В ПОИСКАХ ЭКОПОЭЗИСА

КОЛОНКА РЕДАКТОРА: В ПОИСКАХ НОВОЙ ТОЧКИ ОТСЧЕТА, В ПОИСКАХ ЭКОПОЭЗИСА

« Назад

КОЛОНКА РЕДАКТОРА: В ПОИСКАХ НОВОЙ ТОЧКИ ОТСЧЕТА, В ПОИСКАХ ЭКОПОЭЗИСА

Бабочка в саду на крыше универмага Такишимаи

Старый садовник поливает траву на крыше,

направляя струи воды назад и вперед.

Бабочка дрожит от удовольствия под капельками воды.

У нее блестящие чёрные крылья со вставками бирюзовых парусов.

 

Подобно цикадам, зовущим всю ночь в этом городе,

где улицы вымощены ровно,

закрывая руины последней Великой Войны.

Но и здесь возможны сюрпризы.

 

Как она попала сюда? Радостный ребенок хочет знать.

А вместе с ним, и садовник, и сама бабочка, и я.

 (Джеймс Ленфести)

Этот номер журнала мы открываем строками стихов американского поэта Джеймса Ленфести. Им можно рассматривать в качестве своеобразного манифеста «Экопоэзиса», с которым мы хотели бы обратиться к вам. Возможно, этот манифест принесла та самая бабочка, чьи вставки на крыльях из бирюзовых парусов зовут всю ночь, подобно цикадам. Или садовник. Или кто-то еще, вроде нас, забравшийся в поисках новой точки отсчета на крышу глобального универмага Такишимаи.

Нужна ли нам новая точка отсчета, чтобы оценить, куда мы пришли, и куда наш путь может пролегать далее? А главное, каким будет наш взгляд – романтическим или прагматическим? Или он может стать экопоэзным, способным постичь поэзию и прозу нашего возможного движения в будущее? Сможет ли он помочь нам увидеть спасительную красоту, подобно тому, как ее когда то, переживая в 21 год глубокий кризис, увидел Ролло Мэй, запечатлев в своем блокноте головки маков?

Написавший много известных книг – «Значение тревоги, любви и воли», «Смелость творить», «Свобода и судьба» – Ролло Мэй также является автором биографического очерка «Мой поиск красоты». Он проиллюстрирован его картинами и карандашными набросками, одним из которых является изображение маков, поразивших его своей красотой во время прогулки и исцеливших его от депрессии.

Глобальный экологический кризис стал реальностью. Переход кризиса в экологическую катастрофу – лишь вопрос времени, в течение которого человечество может либо сделать шаги по его предотвращению, либо остаться на том же пути неконтролируемой эксплуатации природных ресурсов. Предпринимаются попытки решить глобальный экологический кризис различными способами, в частности, путем внедрения модели устойчивого развития, которая, среди прочего, предполагает необходимость технологической реорганизации, повышенное внимание к социальной сфере, а также развитие экологического образования (образования в интересах устойчивого развития), формирование экологической культуры.

Экологический кризис происходит на фоне множества сложных социальных и экономических проблем, демонстрируя хрупкость существующего миропорядка, в котором благодаря глобализации, все его элементы оказываются тесно связанными друг с другом. С точки зрения экологической теории, это относительно устойчивая глобальная система, но далеко не безупречная, если не сказать порочная. Кризис гуманитарного знания, самого образа человека, по-видимому, лежит в основе текущей кризисной ситуации.

Каким может быть решение это проблемы? Ее решение возможно путем создания такой цивилизации, которая была бы более устойчивой, позволяла человеку сосуществовать с миллионами других видов и не приравнивать своё счастье и благополучие к бесконечному потреблению материальных ресурсов. Нам необходимо создать новые способы существования, которые будут более чуткими к глобальной сети жизни и ее красоте, более справедливыми и надежными.

Экологическую цивилизацию можно построить, когда надлежащие технологические и экономические преобразования будут сочетаться с изменениями в гуманитарной сфере, в наших представлениях о себе и отношениях с экосферой. Экологическую цивилизацию можно построить, опираясь на поэзную экологию – экопоэзис – реализуя способность к творчеству в согласии с природой, когда поэзис как деяние опирается на эстезис – благоговейное переживание жизни и его воплощенной красоты.

По мнению Альдо Леопольда, «красота есть фундаментальное свойство экологического мировоззрения». Сандра Любарски полагает, что «красота – это опыт и способность, которым мы делимся с другими формами жизни, и которыми они также делятся с нами». Красота выступает одним из ключевых определений, связанных с экопоэзисом, экопоэзным отношением человека к среде обитания, миру природы и природе в себе самом. Экологическое представление о красоте не ограничивается сферой культурного опыта, тем, что присуще только человеку с его способностью к художественно-эстетической деятельности, но признает ее как универсальное свойство, присущее всему живому. В то же время, можно говорить о естественной красоте как проявлении природной жизни, и красоте как части культурного опыта, культурного бытия человека с его способностью эстетически реагировать на мир и организовывать его в соответствии со своими представлениями и опытом.

Красота в ее экологическом значении выражает способность разных форм жизни и экосистем продолжать свое существование, адаптироваться, справляться с разными трудностями, процветать. Она также выражает их способность встречаться с границами своего бытия и своих возможностей и определенным образом реагировать на них, переживая смесь трепета, восторга и смирения.

Такая красота не является прерогативой детства, молодости, расцвета и зрелости, но характеризует целостный жизненный цикл любого организма. Экологическая концепция красоты связана с представлением о тех ограничениях, которые присущи любому живому организму, обладающему своей конечностью.

Экологическая концепция красоты рассматривает ее как связанную с источником жизни – тем, что превосходит наши ограниченные возможности познания и контроля над средой. Красота, явленная в искусстве как одной из форм природного бытия, может служить ориентиром для всех наших формирующих действий, в наших отношениях с человеческой средой и экосферой. Она может выступать краеугольным камнем поэзной экологии или экопоэзиса как третьего пути развития человечества, пролегающего между прагматикой антропоцентризма, который ставит человеческие интересы превыше всего, и романтизмом природоцентризма с его идеализированным восприятием "чистой" природы, свободной от человеческого влияния.

Экопоэзис означает потенциал для изменения образа мыслей, затрагивающего представление человека о себе, о Земле, жизни, обществе, политике и этике, объединяя все это в единую картину мира. Экопоэзис предполагает экологический способ существования, взаимодействие и совместное творчество разных форм жизни и их сообществ.

Миссия журнала, миссия экопоэзиса – способствовать созданию экологической цивилизации, основанной на способности человека любить и ценить жизнь в ее самых разнообразных проявлениях, поддерживать красоту, здоровье и устойчивость, создавать условия для процветания жизни во имя будущего.

Александр Копытин

Стивен Левин

Сергей Алексеев

 



О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.