Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Статьи \ ОТ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ К ЗЕМЛЕ КАК ВОЗЛЮБЛЕННОЙ

ОТ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ К ЗЕМЛЕ КАК ВОЗЛЮБЛЕННОЙ

« Назад

Уважаемые коллеги! В редакцию нашего журнала поступают статьи от зарубежных и российских ученых с темами и материалами, не имеющими однозначного решения о целесообразности их публикации, либо вызывающие неоднозначные реакции рецензентов. Поэтому мы решили открыть рубрику «ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА», в которую войдут статьи, порождающие неоднозначно оценку при прохождении научной экспертизы у российских экспертов и читателей. Эти статьи могут становиться предметом для дискуссий. Дорогие читатели, ваши реакции на публикуемые материалы этой рубрики вы можете направлять нам по адресу  alkopytin@rambler.ru 

УДК 140.8

ОТ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ К ЗЕМЛЕ КАК ВОЗЛЮБЛЕННОЙ *

*«От Матери-Земли к Земле как Возлюбленной» представляет собой отрывок из книги «Принятие экосексуальной позиции: Земля для любви» Энни Спринкл и Бет Стивенс («Assuming the ecosexual position: the Earth as a lover» by Annie Sprinkle and Beth Stephens with Jennie Klein). Copyright 2021, Annie Sprinkle and Beth Stephens. Опубликовано издательством «University of Minnesota Press». Печатается с разрешения издательства.

       

Энни Спринкл и Бет Стивенс являются партнерами в мультимедийных проектах начиная с 2002 года, соавторами Манифеста экосексуальности и продюсерами отмеченного наградами фильмов «Прощай, гора Голи» и «Вода делает нас мокрыми», премьера которых состоялась во время международной выставки «Documenta 14» в Касселе (Германия) и которые демонстрировались в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Энни Спринкл имеет докторскую степень в области сексологии. Бет Стивенс докторскую степень в области исследований перформативных искусств; является директором-основателем лаборатории E.A.R.T.H. на базе Калифорнийского университета в Санта-Круз (США)

 

Аннотация

В этом отрывке из своей книги Энни Спринкл и Бет Стивенс исследуют сферу экосексуальности – чувственной и страстной любви к Земле. Феномен экосексуального искусства определяется ими как искусство, пронизанное духом феминизма, экстравагантности, чувственности, сексуальности, материализма и юмора. Рассматриваются теоретические основы экосексуальности как связанной с восприятием Земли в качестве возлюбленной (возлюбленного). Дается характеристика экосексуальности с точки зрения антропоцена, нового материализма и постгуманизма.

Ключевые слова: экосексуальность, экосекс, экофеминизм, антропоцен, новый материализм, постгуманизм.

 

Предыстория

Восемнадцать лет назад мы нашли друг друга и сразу же начали вместе делать арт-проекты. Мы не могли представить, что однажды мы назовем себя экосексуалами, станем воспринимать Землю в качестве возлюбленной и займемся проблемами окружающей среды. Тем не менее, теперь мы экосексуалы и следуем нашей музе, нашим желаниям, нашему воображению и нашей совести, участвуем в повседневных практиках экосексуальной жизни. После того, как мы провели церемонию бракосочетания с Землей, мы начали использовать слово «экосекс», потому что оно наилучшим образом подходило для обозначения того, чем мы занимаемся. Мы адаптировали его под свои нужды. Когда мы впервые использовали слово «экосекс», чтобы обозначить то, что мы делаем, и «экосексуал», чтобы описать нашу сексуальную идентичность и нашу работу, мы воспринимали данные обозначения слегка иронично. Но через некоторое время мы поняли, что в них действительно заключен значительный смысл. Мы стали воспринимать свою экосексуальную деятельность вполне серьезно. При этом мы продолжали спрашивать себя, что такое экосекс, кто такие экосексуалы, и чем именно они занимаются? Мы развивали свои взгляды на экосексуальность и ее связи с искусством и экологическим активизмом, стремясь таким путем добиться изменений в экологическом сознании людей. Что же привело нас к занятиям экосексом?

Стать экосексуалом было неожиданным шагом для нас еще в 2008 году. Слова «экосекс» и «экосексуал» в то время иногда использовались на некоторых сайтах знакомств, но мы не считали те значения, которые в них вкладывались, подходящими для себя. Например, на сайте wiktionary экосексуал определяется как «экологически сознательный человек, чья приверженность «зеленой» жизни распространяется на его романтические или сексуальные отношения, в частности, на выбор партнера»1. Слово «экосексуальность» могло означать что угодно: от любителя природы или вегана до человека, который отказывается носить кожаную одежду или использовать кожаные секс-игрушки.

Мы обе достигли совершеннолетия во время третьей волны секс-позитивного феминизма. Мы сочли существующие определения слов «экосекс» и «экосексуал» неадекватными и решили, что их значение необходимо расширить. В конце концов мы нашли собственное определение этих слов, которое опубликовали в 2011 году в нашем «Журнале экосексуальных исследований» (Journal of Ecosexual Research). Наше определение слова «экосексуал» следующее. Экосексуал – это:

(1). Человек, который воспринимает природу, включая людей и нечеловеческие формы жизни в романтичном 2, чувственном, эротическом или сексуальном ключе;

(2). Новая сексуальная идентичность (самоидентификация);

(3). Человек, который считает Землю своей возлюбленной или своим возлюбленным;

(4). Термин, используемый в рекламе знакомств для обозначения человека с экологическими ценностями;

(5). Одно из качеств, характеризующих экологического активиста;

(6). Массовое общественное движение, объединяющее людей, испытывающих любовь по отношению к Земле;

(7). Человек, который имеет более широкое представление о том, что такое секс и оргазм, выходя за рамки общепринятых определений;

(8). Человек, который представляет секс как экологию, выходящую за рамки физического тела;

(9). Другие определения, которые еще предстоит уточнить.3

У многих людей слова «экосекс» и «экосексуал» могут вызывать ассоциации с обувью в стиле Биркенсток, хиппи, обнимающими деревья, калифорнийцами, следующими ценностям движения нью-эйдж. Мы очень хорошо осознаем негативное восприятие энвайронментализма нью-эйдж как инициативы преимущественно белого среднего класса. Конечно, Энни в шестидесятые годы прошлого века в течение двух лет была хиппи, а у Бет было несколько старших кузенов-хиппи, которых она любила и которыми восхищалась, и мы обе живем в Калифорнии. Но для нас самих слова «экосекс» и «экосексуал» скорее ассоциируются с панк-роком, квир- и дрэг-культурой, пин-ап-гёрл версией экологического активизма, а не со стереотипами нью-эйджа, которые нам часто навязывают. Мы присоединяемся к активистам по борьбе со СПИДом ACT UP, секс-позитивному феминизму, экофеминизму, искусству Fluxus и, иногда, движению хиппи. Мы признаем, что культура хиппи была проблематичной, особенно с точки зрения ее привычного патриархального отношения к женщинам и неоколониального присвоения культуры коренных американцев. Но мы также признаем, что движение хиппи бросило вызов статус-кво и восстало против капитализма, сексуальных репрессий, империализма, войны и разрушения окружающей среды. Хиппи привержены мечте о коллективном утопическом будущем, и мы тоже стремимся создать лучший мир для всех!

Земля как возлюбленная, Земля как мать

Мы уважаем культуры коренных народов и аборигенов, а также древние западные и восточные цивилизации, которые воспринимали и до сих пор воспринимают Землю как мать. Мы обе признаем ценность этих традиций. Они серьезно влияли на нас на протяжении большей части нашей жизни. Мы сами воспринимали и иногда все еще продолжаем воспринимать Землю как мать. Земля действительно дает нам жизнь и невероятно заботится о нас, давая нам то, что нам нужно для жизни. В нашем экосексуальном манифесте, однако, говорится, что мы воспринимаем Землю как своего возлюбленного или возлюбленную, что мы любим Землю, находим эротический потенциал в природе и превращаем нашу любовь к Земле в революционные действия. Даже когда мы воспринимаем Землю как возлюбленную или возлюбленного, а не как мать, мы делаем это с благоговением.

Фото 1. Пешеходная акция «Экосекс» в 2015 году.

Пешеходная акция «Экосекс» в 2015 году началась с того, что Энни Спринкл и Бет Стивенс поясняли 25 способов заняться любовью с Землей. Затем эти практики демонстрировались во время тура. Во время пребывания в Сан-Франциско их прицеп-дача использовалась в качестве места для сбора участников и гримерки. Костюмы Спринкл и Стефенс от Сары Столар. Фотография Сета Темпла Эндрюса.

При этом мы относимся к Земле не только как возлюбленной или матери. Земля заключает в себе множество архетипов, которые могут проявлять себя по отдельности или в сочетании друг с другом: друга, хозяина, учителя, сестры, императрицы, мага, мудрой женщины и т. д. Мать тоже заключает в себе сексуальное начало. Ведь многие женщины занимаются сексом, чтобы стать матерями. Учитывая дихотомию девственницы и проститутки, святой и грешницы, которая все еще пронизывает западную культуру, многим людям противно думать о матерях как о сексуальных существах. Кто-то на одной из наших пешеходных экосексуальных экскурсий однажды заметил, что Землю можно представить в виде матери, к которой можно испытывать половое влечение. Учитывая то, что на языке порно-индустрии «старая» женщина – это женщина, которой около 30 лет или уже за 30, мы можем признать, что и в этом возрасте женщина может быть сексуально привлекательной. Однако некоторые люди не хотели бы думать о Земле как о Матери, и мы уважаем их выбор, так же, как и любой другой.

Фото 2. Кадр из фильма «Прощай, гора Голи. Экосексуальная история любви» (2014).

Кадр из фильма «Прощай, гора Голи. Экосексуальная история любви» (2014), продюсеры Энни Спринкл и Бет Стивенс. Это фильм о реальной истории двух художников-экосексуалов, которые объединились, став активистами-защитниками окружающей среды. Они попытались остановить разрушительную форму добычи полезных ископаемых путем сноса гор (MTR). Это была их борьба Давида и Голиафа, которую они вели на угольных месторождениях во время посещения родового дома Бет в Западной Вирджинии. Фото Джордана Фримена.

Наша версия экосексуальности имеет много общего с экофеминизмом, хотя мы не всегда сходимся с экофеминистками4 во взглядах. Движение экофеминизма возникло в 1970-х годах как направленное против угнетения женщин, а также против разрушения Земли. Насилие над женщинами и насилие над Землей рассматриваются экофеминистками как взаимно усиливающие системы патриархального угнетения. Для экофеминисток культивирование образа Земли как матери было средством, с помощью которого природа могла быть антропоморфизирована и, таким образом, восприниматься как нечто, по отношению к чему насилие недопустимо. Мы согласны с этим идеалом.

После того, как мы провозгласили себя экосексуалами, мы стали думать о том, как Земля описывалась как женщина и мать в историях и духовных традициях современных и древних культур. В западной традиции «Земля» всегда воспринималась как женское начало, и этот образ не оспаривался феминистской теорией второй волны, которая постулировала идею Матери-Земли как альтернативу патриархату. Когда мы думали о Земле, мы хотели выйти за рамки гендерной бинарности. Как «плохие» феминистки, мы скептически относились к бинарным конструкциям Земли как Матери, противопоставленной патриархальному началу. Как квиры, мы стремились принять концепцию Земли за рамками этой бинарной конструкции, ориентируясь на ее трансгендерные характеристики. С матерями (включая Мать-Землю) обычно не очень хорошо обращались в популярной культуре, которая имеет тенденцию идеализировать мать как асексуальную или гетеросексуальную, самоотверженную, белую и христианскую.

Как феминистки, мы с большим сочувствием и уважением относимся к первому поколению экофеминисток, которые продвигали идею Земли как Матери, чтобы привлечь внимание к необходимости экологической активности в защиту Земли. Как квиры и экосексуалы, мы хотели расширить идею энвайронментализма, объединив ее с секс-позитивным феминизмом девяностых, который был тем культурным контекстом, который влиял на нашу художественную карьеру. Сегодня, как стареющие женщины мы хотим признать такую материальность природы, которая не всегда соответствует патриархальным антропоморфным фантазиям о красивых, плодородных женщинах, связанных узами брака, или об опасных ведьмах, угрожающих человечеству с его институтом брачных гетеросексуальных отношений.

Фото 3. Шоу Спринкл и Стивенс «Грязная сексэкология»

Шоу Спринкл и Стивенс «Грязная сексэкология» - их первое шоу, посвященное эко-сексуальности. Режиссером выступила Патти Галлахер, коллега Бет из Калифорнийского университета. Первая сцена этого шоу показывает то, что происходит на Международной конференции по сексэкологии, где Спринкл и Стивенс представляют свои исследования. Премьера шоу была показана в Павильоне Кальдервуд в Бостоне 13 ноября 2009 года. Кульминацией шоу является сцена, когда Спринкл и Стивенс обнажаются и пачкаются в земле. Фото Марка Снейдера.

Чтобы противостоять этим стереотипам, мы использовали метафору Земли как возлюбленной или возлюбленного. Важным событием для нас стало посещение семинара Джоанны Мэйси «Работа, которая воссоединяет» (The Work that Reconnects). Мэйси утверждает, что все наши связи с Землей являются сокровенными и древними. Посещение ее семинара позволило нам познакомиться с участниками-единомышленниками, которые так же, как и мы, думали о более глубоких и любовных связях с Землей5. Нам нравится необычность идеи Земли как возлюбленной, и мы согласовываем наши позиции с учёной-экофеминисткой Гретой Гаард, которая исследовала связь между экофеминизмом и квир-теорией и призвала оба движения учиться друг у друга и общаться друг с другом6. Гаард пишет:

«Квир-экофеминистская точка зрения утверждает, что освобождение эротики требует восприятия людей как равных участников в культуре и природе, способных исследовать эротизм разума и уникальную рациональность эротики. Экофеминистки должны быть озабочены освобождением квиров, так же как квиры должны быть озабочены освобождением женщин и природы. Пора строить наше общее освобождение на основе объединения»7.

Восприятие Земли как возлюбленной, а не как Матери, радикально изменило наше отношение к планете, которую мы разделяем с миллиардами и триллионами живых и неживых материальных форм. Отношение к Земле как возлюбленной дает больше свободы, чем отношение к ней как к матери. Любовные отношения – это отношения, основанные на романтике, сексуальном влечении и чувственном удовольствии. Отношения между влюбленными не предполагают идентичности, которая соответствует гендерной бинарности и динамике властных отношений мужчины и женщины. Роль любовника более изменчивая и креативная, чем роль родителя. Наше восприятие Земли в качестве возлюбленной обладает значительным потенциалом для создания отношений между людьми и не людьми, которые могут помочь преодолеть разрушительные и контролирующие методы в отношениях людей с жизненной средой, такие как захват ресурсов (добыча полезных ископаемых) или насильственное изменение ландшафта.

Архетип возлюбленной способствует переживанию удовольствия и экстаза, которые основаны на взаимном удовлетворении потребностей в отношениях между влюбленными. Земля как возлюбленная может вдохновлять людей не только дарить, но и получать любовь и поддержку от Земли. Кроме того, категория Матери представляет собой идеологическую конструкцию, которая очень часто в истории использовалась для сдерживания удовольствия и экстаза, в то время как образ возлюбленной побуждает к открытию нового и еще неизвестного. Любовник (возлюбленный) или любовница (возлюбленная) – это те, кого мы хотим лучше узнать, обращаться с ними бережно и с любовью, баловать, доставляя им радость и удовольствие. Если человек плохо обращается со своим возлюбленным или возлюбленной, то они могут уйти к кому-то другому, кто будет относиться к ним лучше. Хотя Земля на самом деле не может «покинуть» нас, но она может стать настолько негостеприимной, что нам испытывать большие неудобства или даже покинуть ее, отправившись на Марс или куда-то еще.

Мы понимаем, что Земля как возлюбленная – это метафора, которая антропоморфизирует нашу планету. Мы считаем, однако, что эта метафора может быть полезной и увлекательной стратегией, помогающей нам и другим людям посредством эроса соединиться с тем, что выходит за рамки человеческого понимания. Французский философ Бруно Латур признал, что отказ от антропоморфизации нечеловеческого – это верх человеческого высокомерия, потому что он делает нечеловеческое меньшим, чем человека8. Латур утверждает, что «разрыв между человеческими субъектами и нечеловеческими объектами является наиболее антропоцентрическим из всех изобретенных способов отношений»9. Или, как отмечает Колетт Гийомен: «Как только люди хотят узаконить силу, которую они себе присвоили, они обращаются к природе как объекту, подчеркивая свое отличие от нее»10. И Латур, и Гийомен указывают на то, как люди используют идею природы для оправдания своего господства над ней.

Экосексуалы антропоморфизируют Землю, чтобы помочь понять и преодолеть бинарность человека и природы, заложенную в западной эпистемологии. Эта бинарность разрушает нашу связь с природой, ставя людей превыше всего. Джейн Беннетт в своей книге «Яркая материя» предполагает, что как ученые и люди мы способны многое раскрыть в себе благодаря построению отношений с нечеловеческими формами жизни. Эти формы жизни влияют на то, как мы ориентируемся в мире, чувствуем и понимаем его11. Антропоморфизацией природы можно воспользоваться, чтобы отнестись к природе более серьезно и позиционировать ее как активного участника в продолжающемся развитии жизни на этой планете. Но это также означает, что нам необходимо понять природу на основе человеческого опыта.

Экосексуальность, антропоцен, новый материализм и постгуманизм

Наше определение экосексуальности отражает современные представления о постгуманизме и новом материализме, в соответствии с которыми человек понимается как одно из многих разумных и неразумных существ, существующих на этой планете. Некоторые считают, что секс должен быть генитальным или что экосексуалы в первую очередь вступают в физические половые акты с нечеловеческими существами. Однако физический контакт не является обязательным условием экосексуальности, хотя может иметь место. Что касается взаимодействия с существами, не являющимися людьми, многие экосексуалы полагают, что речь скорее может идти об эротически окрашенных контактах человека с миром природы. Это позволяет людям соединяться с природой и получать удовольствие от контакта с ней, а в идеале – дарить ей свои внимание, любовь и заботу.

Экосексуальность предоставляет альтернативные способы мышления о сексуальности, которые выходят за рамки представлений о размножении, генитальном сексе и человеческой исключительности (убеждении, что люди отличаются от всех других форм жизни и превосходят их). Поскольку люди являются частью природы, экосексуальные практики могут также включать сексуальные контакты между людьми, в том числе генитальный секс. Однако экосексуалы считают все части тела эрогенными зонами, предназначенными для получения удовольствия. Мы можем также признать, что «тело» выходит за пределы кожной оболочки и может быть представлено в таких формах, как облака биомов и бактерий, окружающих плотные тела всех органических существ, включая растения12. Экосексуальность связана со сменой парадигмы, поскольку предполагает, что люди способны заниматься сексом не только друг с другом, но и с водой, минералами, бактериями, биомами и даже звездной пылью!

На нас повлияла работа Донны Харауэй, чья опубликованная в 2016 года книга «Пребывание в беде: создание родства в хтулуцене» (Staying with the Trouble: Making Kin in the Chthulucene) содержит призыв в объединению людей и нечеловеческих форм жизни в интересах выживания на Земле, переживающей явное экологическое неблагополучие13. Харауэй была одной из коллег Бет в Калифорнийском университете в Санта-Круз до того, как она вышла на пенсию, и мы хорошо знакомы с ее работами. Альтернативное по отношению к представлениям об эпохе антропоцена предлагаемое Харауэй обозначение нынешнего периода в истории Земли словом «хтулуцен» (основанном на греческом слове «Земля»), предполагает, что постиндустриальная экология будет радикально отличаться от сегодняшней.

Идеи Харауэй о науке, постгуманизме, новом материализме и современном эко-феминизме оказали на нас огромное влияние, помогая на сформировать представления об экосексуальности и сексэкологии. Она критически относится к теории антропоцентризма и верит в самоорганизующиеся способности нечеловеческих сообществ. Ее работы способствовали разработке представлений об отношениях человеческих и нечеловеческих форм жизни, которые вместе образуют материальный и социальный миры, в которых мы все живем и умираем. Знания, полученные нами из работ Харауэй, помогли понять, как религия, наука и другие сферу духовной культуры формировали идеи человеческой исключительности, являющиеся стержнем политической и религиозной жизни в западной культуре14. Человеческая исключительность, глобальный капитализм и дарвиновская теория оправдывают право использовать или уничтожать других людей и иные живые существа в собственных интересах и обеспечивать свое выживание за счет других. Это является ведущей причиной деградации окружающей среды, которая затрагивает сейчас всю нашу планету, а также обусловливает разные проявления неравенства в социальной жизни.

Даже когда Харауэй деконструирует человеческую исключительность, она открывает новые возможности для людей действовать в соответствии с этической позицией. Она это делает, критикуя деструктивные последствия бинарного мышления, разделяющего природу и культуру, людей и животных. Человеческая исключительность порождает смертоносные физические и концептуальные технологии, применение которых приводит к разделению мира на тех, кого можно убивать, и тех, кого нельзя15. Экосексуальность создает новые формы инклюзивных и перекрестных отношений, которые меняют представления о том, кто заслуживает хорошей жизни. Харауэй подчеркивает, что мы все – члены единого сообщества, собравшиеся за большим столом, и мы вместе приобщены к трапезе жизни и смерти16. Большая часть нашей творческой работы была связана с созданием подвижных сообществ, члены которых связаны родством и близостью, о которых пишет Харауэй.

Ким ТоллБир также способствовала разработке наших представлений об экосексуальности. Ее работа исследует историческую и текущую роль технонауки в колонизации и подчинении коренных народов17. Мы признаем, что экосексуальность по-прежнему может быть проблематична, поскольку зачастую подстраивается под традиционные представления белого среднего класса о вмешательстве в окружающую среду. Ким ТоллБир, которая была одним из профессоров Бет, когда они занималась художественной практикой, и в настоящее время является нашей коллегой, ясно дает понять, что для коренного населения экосексуальность является чуждым конструктом:

«В экосексуальной литературе есть случайные ссылки на знания коренных американцев, которые я бы классифицировал как соответствующие идеям нью-эйдж, и я бы посоветовала с осторожностью относиться к заимствованию знаний коренных американцев и к их использованию в экосексуальных церемониях и художественной практике ... Нет явных параллелей между онтологиями коренных народов и экосексуальностью, по крайней мере, тех коренных народов, с которыми я работаю. Осмысление таких параллелей требует большой осторожности»18.

Мы ценим готовность Ким вести с нами разговоры на эти темы. При этом Ким смогла увидеть некоторые точки соприкосновения:

«Бет и Энни хотят разнообразить экологическое движение и его участников, дискурсы и стратегии, способные привести к изменениям. Я также все чаще признаю смех как способ противостояния абсурдной и ненавистной политике нашего времени. Смех поддерживает меня, в то время как гнев меня изматывает и кажется непродуктивным»19.

Беседы Ким с нами об отношениях людей с нечеловеческими формами жизни, о Земле как о возлюбленной и о том, как мы используем юмор, помогли нам понять наши установки (или привилегии белых), когда дело дошло до обсуждения стратегий хиппи и культуры нью-эйдж. Мы пришли к выводу, что в этих движениях присутствовала колониальная идеология поселенцев, и решили отказаться от этой идеологии и занять антиколониальную позицию. Ким была основным докладчиком на нашем симпозиуме «Экологизм за пределами коробки» – симпозиуме Ecosex в UCSC в 2017 году. В своем выступлении она отметила, что представления коренных американцев о взаимосвязи всех форм жизни могут влиять на экосексуальные практики, которые признают равнозначность всех живых существ. Она также красноречиво говорила о насущной необходимости деколонизации и отмены сексуальных практик поселенцев. Деколонизация необходима, чтобы помочь преодолеть ущерб, нанесенный колонизацией. Мы должны проделать эту работу, чтобы построить новые виды отношений, основанные на взаимности, а не на узурпации власти. Если наши экосексуальные идеи и практики помогут создать новые, более открытые представления о сексуальных отношениях, значит, мы проделали важную работу по созданию такого мира, в котором мы все сможем жить в интересах сохранения Земли.

Экосексуальность как идентичность

Для нас экосексуальность – это новая и расширенная конструкция идентичности, которая может изменить представления об отношениях между людьми и иными формами жизни. Мы стремимся к радикальной инклюзивности. Человек может идентифицировать себя как экосексуал и при этом заявлять / поддерживать любую другую свою сексуальную идентичность. С нашей точки зрения, все люди включены в определенный круг длительных и близких отношений, экологических или иных. Экосексуальность может быть основой для понимания самих себя в контексте более крупных систем жизни. Мы рассматриваем экосексуальность как идентичность, способную включать или дополнять все сексуальные идентичности, ориентации и идентифицирующие термины.

Квир-теоретик Пол Б. Пресиадо, с которым мы много лет работали над множеством проектов, привел нас к осознанию того, что наша работа открывает возможности для радикальной политической активности через объединение квирности, сексуальной позитивности и экологической активности. Он познакомил нас с работами аргентинского общественного деятеля и художника-концептуалиста Роберто Якоби, который выступал за то, что он назвал «стратегиями радости». Он инициировал действия, которые позволяли противостоять страху в умах людей, вызванному жестокой действительностью. Являясь геем, Якоби пережил жестокую аргентинскую диктатуру, которую иногда называют «грязной войной», которая длилась с 1976 по 1983 год. В эти тяжелые времена он организовывал танцевальные вечеринки, которые давали повод для выживания и надежды20. Идеи и практика Якоби, связанные с использованием «стратегий радости» находят в нас отклик. Нам нравится его идея осуществлять борьбу с помощью искусства, танцев, музыки и секса. Мы считаем, что активизм в сфере удовольствий может быть путем, который дает возможность многим из нас, не принадлежащих к мейнстриму, осуществить изменения. Удовольствие может быть мощным орудием не только насилия, но и противостояния ему.

Экосексуальность в трудные времена

Мы заканчиваем писать свой труд летом 2020 года на фоне кризиса COVID 19 и последствий убийства Джорджа Флойда полицией Миннеаполиса. Пандемия нанесла серьезный ущерб иллюзии равенства в Соединенных Штатах, обнажив корни неравенства, исторические последствия геноцида и рабства. Реальность полицейского произвола и превосходства белых в обществе, которое обозначает различия, связанные с цветом кожи и другими характеристиками индивидов, продолжает приводить к физическому, моральному насилию, а таже сопротивлению ему, в частности, к восстаниям 2020 года против системного государственного произвола.

В нашей развитой стране многие люди – заключенные, люди без средств к существованию, иммигранты – подвергаются особенно высокому риску заражения COVID 19, и политикам на высшем правительственном уровне сегодня на это наплевать, о чем свидетельствует огромное количество погибших от пандемии. Как евреи и представители общины хиллбилли, мы знакомы с категорией «недостаточно белые», хотя мы осознаем наши собственные привилегии и проводим антирасистскую работу, чтобы вызвать системные изменения.

Экосексуальность показывает, как мы жестоко обращались с другими формами жизни и живыми средами, не относящимися к людям (микробы, деревья, почва, насекомые, вода и многое другое), которые выполняют все более трудную и незаметную работу по поддержанию экологического баланса, чтобы на нашей планете могла существовать жизнь. В течение многих лет ученые предупреждали о новых вирусах-убийцах и болезнях, возникающих в результате разрушения окружающей среды21. Мы обращаем внимание на ежедневные новости, в которых рассказывается о большом количестве коренных жителей, афроамериканцев, испаноязычных и выходцев из Азии, которые заболевают COVID-19 и умирают со скоростью, несоразмерной по сравнению с уровнем заболеваемости среди тех, кто контролирует большую часть мирового богатства. Ужасающим является процент смертей, связанных с COVID-19, среди пожилых и социально незащищенных людей. Конечно, это не тот конец, которого они заслужили. Мы смиренно предлагаем экосекс как один из многих способов исцеления в ситуации пандемии и с учетом ужасной несправедливости прошлого. Мы побуждаем людей больше любить Землю и друг друга и признать, что мы все являемся частью жизни на этой планете, земной экосферы, и можем доставить друг другу радость.

Примечания

1. “ecosexual,” См. Wicktionary: The Free Dictionaryhttps://en.wiktionary.org/wiki/ecosexual, (дата обращения: 17.05.2020).

2. Когда мы используем слово «природа», мы имеем в виду Землю и всех обитающих на ней существ, включая людей. Мы понимаем, что определение природы с течением времени сильно изменилось, и сейчас оно имеет разные значения в разных культурах, обществах и группах.

3. Это определение является пересмотренной версией определения, данного Стефенс и Спринкл в Journal of Ecosex Research, 2011, Vol.1, №. 1: Р. 20 https://cpb-us-e1.wpmucdn.com/sites.ucsc.edu/dist/3/101/files/2016/06/Journalecosex.pdf (дата обращения: 03.07.2018).

4. С целью получения более развернутой информации о возникновении и развитии экофеминизма, рекомендуем обратиться к таким изданиям, как Karen J. Warren, ed., Ecofeminism: Women, culture, nature (Bloomington: University of Indiana Press, 1997); Catriona Sandilands, The good-natured feminist: Ecofeminism and the quest for democracy (Minneapolis: University of Minnesota Press, 1999); Val Plumwood, “Ecofeminism: An overview and discussion of positions and arguments,” Australasian Journal of Philosophy 64 (June 1986).

5. Joanna Macy, World as Lover, world as Self: Courage for global justice and ecological renewal (Parallax Press, 2007).

6. Gaard, Greta. "Toward a queer ecofeminism." Hypatia, 1997, Vol. 2, №1: Р. 114-137.

7. Там же, Р. 133.

8. Bruno Latour, “An attempt at a ‘Compositionist Manifesto,’” New Literary History, 2010 (summer), Vol. 53, 1, Р. 481.

9. Там же, Р. 483.

10. Colette Guillaumin, Racism, sexism, power, and ideology (London and New York: Routledge, 2004), Р. 224.

11. Jane Bennett, Vibrant matter: a political ecology of things (Durham and London: Duke University Press, 2010).

12. Облако биома – это облако бактерий и других микроорганизмов, окружающее наши тела, а также тела других животных и, возможно, даже тела растений.

13. Durham, NC: Duke University Press, 2016.

14. На нас больше всего повлияли следующие эссе и книги этого автора: Donna Haraway: "A cyborg manifesto: science, technology, and socialist feminism in the late twentieth century," in Simians, cyborgs and women: The reinvention of nature (New York; Routledge, 1991), P.149-181; When species meet (Minneapolis: University of Minnesota Press, 2007); Staying with the trouble: making kin in the Chthulucene (Durham, NC: Duke University Press, 2016).

15. D. Haraway, When species meet (Minneapolis: University of Minnesota Press, 2007), 80.

16. Там же, Р. 15.

17. См. Kim TallBear, Native American DNA: tribal belonging and the false promise of genetic science (Minneapolis, MN: Minnesota, 2013).

18. Там же.

19. Там же.

20. Syd Krochmalny, “The dematerializer: media, ways of life and politics in the work of Roberto Jacoby,” Guggenheim USB (blog), December 14, 2014, (дата обращения: 15.01.2020). https://www.guggenheim.org/blogs/map/the-dematerializer-media-ways-of-life-and-politics-in-the-work-of-roberto-jacoby

21. New York Times, ecology of disease by Jim Robbins, July 14, 2012. https://www.nytimes.com/2012/07/15/sunday-review/the-ecology-of-disease.html

Ссылка для цитирования

Спринкл Э. и Стивенс Э. От Матери-Земли к Земле как Возлюбленной // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Sprinkle A., and Stephens B. From Mother Earth to Earth as a Lover // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice– 2021. – Vol.2, №1. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)

DOI: 10.24412/2713-1831-2021-1-102-112



О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 4 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.