« Назад Рубрика «Интересные проекты»
СЕНСОРИУМ – МЫШЛЕНИЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ФОРС-МАЖОРНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ПРИ КАЛИФОРНИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ САНТА-КРУЗ Ньютон Харрисон профессор-исследователь и директор Центра изучения форс-мажорных обстоятельств при Калифорнийском университете в Санта-Крузе, директор «Harrison Studio» (Санта-Круз, шт. Калифорния, США), заслуженный профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего
Аннотация Один из пионеров и лидеров движения эко-арта, Ньютон Харрисон представляет выставочный проект «Сенсориум», объединяющий науку и искусство и посвященный проблемам мирового океана. «Сенсориум» является целостной иммерсивной средой, интерактивным трехмерным интерфейсом, в котором полы, стены и даже потолок действуют как «живые» поверхности, подключенные к данным о состоянии мирового океана в реальном времени. «Сенсориум» может служить экологическому образованию, принятию решений и изменения экологического сознания. Ключевые слова: мировой океан, глобальная жизненная сеть, иммерсивная среда, противодействие
Экспозиционный проект «Сенсориум» – это одновременно произведение искусства и науки, целью которого является решение проблем выживания, с которыми сталкивается мировой океан в нашем зарождающемся тепловом шоке будущего. Эта работа инициирована мной, Ньютоном Харрисоном, и в дальнейшем была продолжена Центром изучения форс-мажорных обстоятельств при Калифорнийском университете в Санта-Крус. За последние пятьдесят лет, используя свой опыт ученого и художника, я работал с системными экологическими проблемами, такими как разрушение верхнего слоя почвы, глобальное потепление, атмосферный дисбаланс, деградация лесов и океанов. «Сенсориум» – это наша попытка решить проблему продолжающегося вырождения жизненной сети мирового океана. Для того, чтобы понять суть данного проекта по спасению мирового океана, весьма полезно было бы обратиться к книге под названием «Время форс-мажора: после 45 лет противодействие на горизонте» («The Time of the Force Majeure After 45 Years Counterforce is on the Horizon»), написанная мной и моей спутницей жизни Хелен Харрисон, ныне покойной. Исторически наша деятельность признана основополагающей для быстро растущего движения экологического искусства, поскольку наша первая работа, посвященная глобальному потеплению, была выполнена в 1974 году. «Сенсориум» – это пример того, что мы подразумеваем под противодействием. В нем я использую особую форму образного и поэтического выражения, которая позволяет описать целостную систему жизни. Именно такие формы, по-видимому, использовали наши предки как особый механизм выживания, который в настоящее время в западной культуре практически полностью исчез. Начиная описание этого художественно-научного проекта, я представляю себя живущим племенной жизнью сто тысяч лет назад, стоящим в высокой траве, в которую я ступил, выйдя из леса. Трава высокая, но я различаю, что в ней скрыто. В сотне ярдов от меня высокая трава колышется, сигнализируя о появлении большого животного (классический пример восприятия фигуры на фоне). Затем я начинаю видеть хвост, мгновенно определяя его принадлежность тигру, поскольку один из моих человеческих талантов заключается в том, чтобы создавать целое, видя или слыша часть. Если ветер дует от меня, мне не нужно бежать. Если ветер дует от меня в сторону тигра, тогда тигр учует меня, и мне надо немедленно спасаться бегством. Мой личный первобытный «сенсориум» как механизм выживания улавливает звуки, движение ветра, размеры разных объектов, мгновенно определяя, куда можно убежать и спрятаться. Фактически, у меня есть система борьбы или бегства в ответ на явную опасность. Действующий принцип выживания – это сканирование целостной среды, которое приводит к почти мгновенной нерационализированной целостной ответной реакции на возникающую ситуацию. Я считаю, что такое восприятие и тренировка выживания, связанные с «сенсориумом» древнего человека в современной жизни настолько сведены к минимуму, что сканирование больших систем и импровизационная реакция перестали быть стратегией экологического выживания и более не используются в повседневной жизни. Вместо этого, современный человек, за редкими исключениями, развивает свое восприятие информации, поступающей с экрана компьютера. Я считаю, что эта потеря современным человеком своего «сенсориума» имеет катастрофические последствия для жизненной сети планеты. Это связано с тем, что процесс принятия решений, все еще в основный на декартовской картине мира и объективистском мышлении, не позволяет увидеть целое и фокусируется на фрагментах реальности с ее экологически разобщенными элементами, то есть фиксирует мир как механизм, совокупность объектов. Это типично для многих современных исследований, которые вместо того, чтобы видеть и действовать в соответствии с тем, что происходит повсюду и сразу, как когда-то понимали мир и действовали наши первобытные предки, современные люди больше не делают этого. Несмотря на то, что нам кажется, что восприятие мира у первобытного человека было локальным, а наше, якобы, обладает высокой степенью абстрактности и глобальности. Когнитивная наука определила наличие в мозге нейронов, отвечающих за обработку зрительной информации. Эти клетки исчисляются сотнями миллионов и занимают почти пятьдесят процентов коры головного мозга, по сравнению с восемью процентами клеток, отвечающих за осязание и всего лишь тремя процентами, отвечающими за восприятие аудиальной информации. Это указывает на то, что восстановление и развитие наших навыков визуального сканирования среды является по-прежнему насущным, если мы хотим успешно реагировать на проблемы, проявляющиеся во всех системах одновременно, в значительной степени из-за планетарного теплового шока. Наш коллектив Центра форс-мажорных обстоятельств предлагает такую художественную интервенцию, которая является цифровым выражением того, как мы можем в условиях современного мира восстанавливать целые системы, форсируя процесс принятия решений и действия. Наше намерение состоит в том, чтобы вернуть навыки сканирования целых систем. Их использование когда-то в отдаленный период истории являлось постоянной и естественной практикой, которая может быть возвращена современному человеку, стать полезной как в научных исследованиях, так и в повседневной жизни современного. С этой целью мы разрабатываем новый тип исследовательского инструмента. Он сочетает в себе свойства телескопа, позволяющего видеть то, что находится очень далеко, со свойствами микроскопа, который позволяет видеть вблизи. Инструмент такого рода является одновременно и научно-исследовательским инструментом, и художественным методом, помогая включить ту часть нашего мозга, которая предназначена для обработки визуальной информации. Мы условно называем этот новый инструмент «Сенсориум». Рис. 1 Общий план «Сеносориума» как целостной иммерсивной среды, фактора экологического образования, принятия решений и изменения экологического сознания. Рис. 2 Вся иммерсивная система «Сенсориума» помещается внутри круга В настоящее время большая часть научных исследований, связанных с изучение экологических проблем мирового океана, сконцентрирована на решении проблем по отдельности. Это касается, в частности, исчезновения коралловых рифов, появления в мировом океане мертвых зон, теплового загрязнения, наличия больших объемов пластикового мусора, окисления воды мирового океана и подъема его уровня. Очевидно, что список проблем мирового океана может быть продолжен. В отличие от такого подхода к описанию и решению проблем, мы предлагаем иммерсивную технологию, сочетающую искусство и науку и позволяющую изменить позицию сознания для описания и решения проблем мирового океана на основе нового типа представления информации. Мы начали с создания, по сути, полностью интерактивного трехмерного интерфейса, ориентированного на человека, включенного в его среду, в котором полы, стены и даже потолок действуют как «живые» поверхности, подключенные к данным о состоянии мирового океана в реальном времени. На эти поверхности передается визуальная и текстовая информация, что выступает инструментам моделирования реальности. Основываясь на элементах 2D, 3D, VR и сложных звуковых инструментах и объединяя их в единую среду, мы стремимся создать возможность для получения пользователями нового опыта целостного, полисенсорного восприятие среды мирового океана, основанного на объединении визуальных, звуковых и тактильных ощущений в реальном времени. Мы делаем при этом акцент не на технологиях, а сосредоточиваемся на опыте. Важным фактором получения этого опыта является интерактивный программируемый пол, который представляет собой приподнятую платформу. Рис. 3 Бассейн реки Миссисипи: фрагмент «Сеносориума» как целостной иммерсивной среды Рис. 4 Глобальная модель размещения водно-болотных угодий: деталь «Сеносориума» Мы предполагаем, что для создания такой целостной иммерсивной среды, необходимой для получения подобного опыта, требуется большое пространство площадью, по крайней мере, 1500-2000 квадратных футов. На полу находится постоянно изменяющаяся карта мира с изображенными на ней океанами. Посетители экспозиции являются своеобразными «путешественниками», которые сталкиваются с постоянно меняющимися местами основных стрессовых факторов океана. Например, если человек гуляет по океану недалеко от Чили, одним из основных факторов стресса будет разведение рыбы, особенно креветок. Являющееся следствием этого загрязнение океана оказывает негативное влияние на океанические экосистемы. В этом случае решением проблемы будет забирать загрязненные воды и перекачивать их на сушу в заболоченное место. Это может достаточно эффективно очищать воду, так что, когда она возвращается в океан насыщенная кислородом, то функционирует как источник питания, а не создает гипоксию. Кроме того, часть соображений, представленных в иммерсивной среде «Сенсориума», будет помогать актуализировать потребность в создании глобальной системы управления мировым океаном, которая могла бы обеспечить соблюдение верховенства закона, экологических требований, наказывая загрязнителей и требуя, чтобы полимерная продукция были полностью исключена и заменена на биоразлагаемую продукцию. Экономический и экологический эффект от возрожденного океана будет значительным и в долгосрочной перспективе превысит затраты. Более того, вся система иммерсивной среды «Сенсорима» организована таким образом, чтобы помочь зрителям понять, что с этими проблемами можно делать, сколько это может стоить, и какова будет цена, если предлагаемые меры не будут реализованы. Рис. 5 Схема расположения мест наиболее выраженных пластиковых загрязнений мирового океана в общем пространстве «Сеносориума» На стены в определенный момент может быть спроецировано то, как выглядит цунами или иная катастрофа. Эти проекции могут повторяться на разных стенах и в разное время, но только по запросу посетителей. Вся среда «Сенсориума» может рассматриваться как подобие большого овального собора. На вопросы, задаваемые посетителями, эта среда отвечает звуками, текстами и образами. «Сенсориум» может быть использован для сравнительного представления информации. Например, желающие могут использовать его, чтобы оценить вероятность «смерти» мирового океана, исходя из прогноза развития ситуации на ближайшую и более отдаленную перспективу. Можно, например, оценить такую вероятность, с учетом шести ведущих угроз для мирового океана: • увеличение содержания углерода в атмосфере, • повышение кислотности океана, • снижение способности океана улавливать углерод (эта способность снижается в основном из-за повышенной кислотности), • снижение производства кислорода как в атмосфере, так и в водах океана, • нарушения из-за экстракции практически во всех системах жизнеобеспечения • резкое нарушение экосистемы океанов из-за загрязнения, особенно пластмассой. Это первый набросок, возможно, одной из самых сложных иммерсивных систем, когда-либо существовавших в новейшей истории. У него есть ряд функций: он обучает, и люди могут лично вести «беседу с океаном». Но еще более важно то, что мы рассматриваем «Сенсориум» как моделируемую среду упреждающего планирования, в которой океанографические проблемы, в основном созданные человеком, могут быть рассмотрены и решены после того, как они будеут восприняты и поняты в их взаимосвязи друг с другом. Особый интерес представляет то, как океанические стрессоры взаимодействуют друг с другом и где можно искать решения, которые направлены не на частные проблемы, а на всю большую, сверхсложную систему мирового океана в его взаимосвязи с человеческой деятельностью. «Сенсориум» может дать более целостную информацию о состоянии мирового океана и его проблемах, благодаря тому, что предоставляет не только объективные данные, но использует язык поэзии и изобразительного искусства, тем самым объединяя науку и искусство. Использование поэтического языка, включая характерные для него метафоры, обеспечивает более глубокое воздействие на эмоциональном уровне и активизирует воображение. К этому краткому описанию проекта прилагается эскиз общего плана размером 42 на 98 дюймов и несколько эскизов частных элементов его среды. Все они показывают, как организовано иммерсивное пространство «Сенсориума». Например, на обще эскизе красным цветом показаны «мертвые зоны» мирового океана, которые могут быть возрождены благодаря наземным системам очистки с использованием водно-болотных угодий. На картине показан эффект их использования во всем мире в рамках скоординированной системы международных мероприятий. «Сенсориум» может отвечать на многие другие проблемные вопросы, например, как можно контролировать различные типы загрязнения, образующиеся в виде отходов с океанских судов. Ответ, стимулируемый недавно визуализированной структурой водно-болотных угодий, состоит в том, чтобы потребовать, чтобы сточные воды ото всех судов направлялись в эти водно-болотные угодья. Будучи очищенными, они затем возвращаются в океан. «Сенсориум» представляет собой форму, разработанную в процессе наших консультаций с глобальной жизненной сетью. При правильном использовании океанический «Сенсориум» может стать «голосом» мирового океана. «Сенсориум» работает, чтобы сделать видимым то, что происходит в мировом океане, в любом месте и в любое время, при условии, что программирование актуально. В прилагаемом проекте мы размышляем над «голосом океана», говорящим правду о своих проблемах и потребностях – от больших до крошечных. Сочетание языков науки и искусства в этом проекте порождает глубокое сочувствие к океану, являющемуся по сути матерью самой жизни, находящейся под угрозой из-за наших собственных действий. Таким образом, подобная собору иммерсивная среда с многочисленными художественными, образными презентациями и объективными данными о состоянии океана добавляет эмоциональную силу воздействия на зрительскую аудиторию. Наша цель состоит в том, чтобы представители научных кругов, правительственные чиновники, представители культурных и промышленных сообществ могли визуализировать мировой океан в целом и делать это в присутствии друг друга. После этого нужно будет принимать решения о том, как соединить разрозненные части в единую картину проблем и путей их решения. «Сенсориум» – это цифровая модель визуализации всего мирового океана, которая автоматически генерирует трансдисциплинарные результаты.
Ссылка для цитирования Харрисон Н. Сенсориум – мышление: из опыта работы Центра изучения форс-мажорных обстоятельств при калифорнийском Университете Санта-Круз // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен. Harrison N. Sensorium – the thinking: from the experience of Center for the study of Force Majeure // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2021. – Vol.2, №1. [open access internet journal]. – URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y) |
В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.
«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.
Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.
Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.
Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.
Периодичность: 2 выпуска в год.
В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер
Эл №ФС77-79134.
Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com
Почетный соредактор: Левин Стивен
Возрастная категория: 12+
Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.
При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.