Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Интервью \ ДАОСИЗМ И ЭКОЛОГИЯ: ИНТЕРВЬЮ С ДЖЕЙМСОМ МИЛЛЕРОМ

ДАОСИЗМ И ЭКОЛОГИЯ: ИНТЕРВЬЮ С ДЖЕЙМСОМ МИЛЛЕРОМ

« Назад

*Данное интервью было впервые опубликовано в журнале Creative Arts in Education and Therapy, (2019), 5(2), 113–116

http://caet.inspirees.com/caetojsjournals/index.php/caet/article/view/192

 

Поступило в редакцию: 20.12.2019

Прошло редактирование: 29.01.2020

Опубликовано: 15.02.2020

 

Аннотация

Интервью посвящено размышлениям Джеймса Миллера о связи между даосизмом и экологией. Миллер считает, что для разработки основы экологической устойчивости необходимо преодолеть разделение между людьми и миром, в котором они живут. Это можно сделать с помощью даосских методов телесных практик, основанных на концепции тела как пористого и поддерживающих взаимопроникновение с окружающей средой. Такая практика может заложить основу для эстетической основы экологии.

 

Ключевые слова: Китай, даосизм, экология, ци, телесное совершенствование, язык inter (взаимопроникновение), эстетическая трансформация


 

Краткая справка об ученом:

Джеймс Миллер – доктор философии, ведущий специалист по китайской религии и экологии, профессор гуманитарных наук в Университете Герцога Куньшаня (Куньшань, КНР) заведующий отделом гуманитарных наук и со-директор Центра гуманитарных исследований.

MILLER

Стивен К. Левин (С.К.Л.): Ваша недавняя книга «Зеленая религия Китая: даосизм и поиски устойчивого будущего» объединяет ваши взгляды на религию, китайскую культуру и экологическую устойчивость. Можете ли вы рассказать нашим читателям, как ваш опыт и знания помогли вам развиваться в этом направлении?

Джеймс Миллер (Дж.М.): Моя работа по китайским религиям и экологии началась двадцать лет назад, когда я был аспирантом. Я присутствовал на конференции в Гарварде по даосизму и экологии и был настолько взволнован опытом, что стал редактором материалов конференции, опубликованной в 2001 году Центром изучения мировых религий Гарвардского университета. С тех пор я продолжаю свою работу по религии и природе Китае.

С.К.Л.: Ваше недавнее сочинение посвящено проблеме отношений между людьми и природой. Что вы видите в качестве главной проблемы в западной концепции этих отношений? Как аспекты традиционной китайской культуры предлагают нам альтернативу нашему обычному мышлению о природе?

Дж.М.: Конечно, трудно обобщить «западную» концепцию природы, но я думаю, что было бы справедливо сказать, что западное мышление, отношение к миру утвердило свое господство, когда цепочка бинарных дихотомий слилась в социальном сознании. Эти бинарные категории включают: современность и примитивность, науку и религию, Европу и не-Европу, белых и небелых людей, разум и природу, дух и материю, человека и животное, культуру и природу. Эти дихотомии стали определять наш современный подход к природе и окружающей среде. Китайские подходы, основанные на мышлении инь-ян*, гораздо более благоприятны для комплексного подхода к мышлению об экологии.

С.К.Л.: Вы используете даосизм, в частности концепцию ци**, как основу, которая может помочь нам переосмыслить наши представления об экологической устойчивости. Что в даосской традиции позволяет нам это делать?

Дж.М.: Ци относится к жизненному принципу или жизненной энергии, которая оживляет космос. Все вещи состоят из ци и поэтому имеют связь со всеми другими существами и влияют на них. Это означает, что этические принципы жизни не ограничиваются человеческим миром, но также распространяются на нечеловеческий мир. Эти принципы были закреплены в даосских этических кодексах 1500-2000 лет назад.

С.К.Л.: Вы подчеркиваете, что нам нужна не только теоретическая трансформация, но и практическая трансформация, основанная на телесном совершенствовании. Как мы можем достичь этого?

Дж.М.: Даосские техники совершенствования основаны на обращении внимания на поток ци в теле и через него. Отправной точкой является осознание собственного дыхания. Все, что мы можем сделать, чтобы преодолеть границу между внутренней средой нашего тела и внешней средой, ценно.

С.К.Л.: Вы написали о даосском представлении о пористом теле и природе как о стихийном и самопреобразующемся явлении. Можете ли вы сказать больше об этом? Существуют ли тенденции в современной западной мысли, которые приближают нас к этой перспективе?

Дж.М.: Одним из ключевых понятий, которые я разработал в книге, является понятие тонг***, которое можно перевести как проникновение или взаимопроникновение. По сути, это ключевой даосский термин, который указывает, что тело и космос взаимопроникают. Тело в основном определяется его девятью отверстиями, и если мы будем думать о коже как о пористой мембране, то мы можем начать визуализировать себя как постоянно обрабатывающие энергию и материал «извне». Поэтому вместо того, чтобы думать о теле как о статическом объекте, который медленно меняется со временем, а об окружающей среде, как о наборе статических объектов, которые также со временем меняются медленно, думайте о теле и мире вместе как о совокупности взаимопроникающих динамик вещества и энергии. Эта точка зрения имеет некоторые сходства с витализмом западных мыслителей, таких как Бергсон. Это также подчеркивает примат тела, на который обращал внимание Мерло-Понти.

С.К.Л.: Поскольку наш журнал призван наводить мосты между Востоком и Западом посредством практики искусств, было бы особенно интересно, если бы вы объяснили эстетическое измерение того вида трансформации, который вы планируете. Как эстетическое измерение связано с вашей концепцией связи тела с миром?

Дж.М.: Эстетическое измерение является основой для экологической трансформации. То, как мы воспринимаем, ощущаем и переживаем мир природы по отношению к своим собственным телам, является в основном эстетической деятельностью. Из этого эстетического основания мы затем развиваем этику и политику, чтобы превратить наш мир в экологически процветающий.

С.К.Л.: Можете ли вы сказать нам, что представляет собой эстетическую основу на ваш взгляд? Как мы можем преобразовать наше телесное восприятие мира таким образом, чтобы оно могло служить процессу экологической трансформации? Существуют ли конкретные даосские дисциплины для этого?

Дж.М.: Да, есть много даосских практик, которые, на мой взгляд, направлены на интеграцию внутреннего тела с космическим телом. Это делается с целью создания трансцендентного или бессмертного тела для даосского практикующего. Я не заинтересован в этих религиозных дисциплинах как таковых, но скорее в основополагающем эстетическом принципе, который возможен посредством воплощенной ритуальной и медитативной практики, чтобы изменить свое восприятие мира. Это важно для меня, потому что я думаю, что экологическое движение в основном функционировало на правовом, политическом и научном уровне и не смогло вовлечь массу простых людей воплощенным, физическим способом. Это только начало происходить в последнее время, когда люди осознают, что их личное здоровье связано со здоровьем окружающей среды, в которой они живут.

С.К.Л.: Каким образом трансформация телесного опыта для развития эстетического отношения к миру приведет к тому типу этики и политики, о которых вы говорите?

Дж.М.: Когда люди осознают, что их здоровье и средства к существованию находятся под угрозой в результате загрязнения и изменения климата, это неизбежно приведет к изменению этики и политики. Слишком часто, однако, экологическая этика следовала за квазихристианской установкой «спасения мира», как будто мир - это нечто вне нас, нуждающееся в нашей заботе и внимании. Трудно убедить людей думать об «окружающей среде» как о предмете этической озабоченности или организовывать политику вокруг перехода к устойчивому развитию до тех пор, пока люди думают об этом как о чем-то внешнем для их собственных интересов. Но как только люди осознают, что устойчивость и процветание связаны с их собственным здоровьем, богатством и процветанием, тогда становится меньше необходимости выдвигать этические или политические аргументы в пользу какой-то воображаемой идеи заботы о Земле.

С.К.Л.: Обычно мы думаем об «эстетике» как о философской дисциплине, которая изучает искусство и его место в человеческом опыте. Считаете ли вы, что искусство играет важную роль в той трансформации, о которой вы говорите? Есть ли примеры этого в китайской культуре, например, китайская пейзажная живопись?

Дж.М.: Я выступаю за любые способы, чтобы помочь людям осознать, что их собственная жизнь зависит от жизни планеты. Как я упоминал выше, слишком часто это формулировалось в рациональных, интеллектуальных, научных аргументах. Но что не удалось заметить, так это то, что жизнь людей изменяется не столько благодаря рациональным аргументам, сколько благодаря воплощенному опыту. Я думаю, что все формы воплощенного опыта, включая опыт искусства как чувственного, эстетического опыта, могут сделать важное дело заполнения пробелов, которые наука и разум никогда не смогут заполнить.

С.К.Л.: Современный Китай, похоже, переживает экологический кризис. Какие тенденции в китайской культуре смягчают это, если таковые имеются? Политика в Китае сегодня действует централизованно, в отличие от стихийности ву-вэй****. Можно ли применить даосский взгляд на природу в такой ситуации? Могут ли философы и художники помочь в этом преобразовании, и если да, то как?

Дж.М.: Мои студенты в Университете Герцога Куньшаня глубоко обеспокоены проблемами окружающей среды, потому что они признают, что их будущее находится под угрозой из-за действий предшествующих поколений. Я считаю, что они в основном ничего не знают о традиционной китайской философии и религии, за исключением некоторых консервативных конфуцианских ценностей. Философы и художники играют ключевую роль в возвращении влияния даосских ценностей и идеалов в центр китайской культуры. Честно говоря, однако, это чрезвычайно сложно, потому что в системе образования в Китае в настоящее время преобладают наука, технологии и изучение английского языка. Положительной стороной этого является то, что в Китае существует огромный интерес к изучению того, как китайская культура может способствовать решению экологических проблем.

Примечания:

*Инь-ян— этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. Графически обозначается появлением у двух противоположностей двух разных цветов.

** Ци — одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как «пневма», «эфир», «воздух», «энергия», «жизненная сила». Ци выражает идею фундаментальной, континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции, которая лежит в основе устроения Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и движению.

***У-вэй — созерцательная пассивность, «неделание», «немотивированность».

Интервью взял:

Левин Стивен К., доктор философии, DSSc, REAT, декан докторантуры в области экспрессивных искусств в Европейской высшей школе (Швейцария), заслуженный профессор Йоркского университета (Торонто, Канада)


 

Ссылка для цитирования

Левин С. Даосизм и экология: интервью с Джеймсом Миллером // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http:// ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Levine S.K. Daosism and ecology – an interview with James Miller // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2020. – Vol.1, №1. Levine S.K. (2020). [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)



О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития, порождение Экочеловечества как новой общности человека и мира природы.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик в различных областях здравоохранения и общественной жизни, образования и социальной работы.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию, связанную с экогуманитарными практиками и новой глобальной общностью – Экочеловечеством.