Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Интервью \ ИЗБРАННЫЕ ХУДОЖНИКИ: ИНТЕРВЬЮ С ДИАНОЙ СУДИКОЙ

ИЗБРАННЫЕ ХУДОЖНИКИ: ИНТЕРВЬЮ С ДИАНОЙ СУДИКОЙ

« Назад

Аннотация

Диана Судика, чикагская иллюстратор, работающая волонтером в Bird Lab в Чикагском полевом музее, дала интервью журналу «Экопоэзис», рассказав о своем искусстве и его связи с природой, с различными традициями народного искусства, а также о своем уважении и связи со всеми формами жизни, о том, как важно научить детей ценить природу. Она считает, что ее связь с миром природы имеет решающее значение для ее психического благополучия и является источником вдохновения для ее личной и коммерческой работы. Она стремится создать что-то, что имеет как элементы духовного, так и языческого, но, в то же время, связано с научным знанием.

Ключевые слова: искусство, народно-художественная традиция, природа

 

Краткая справка о художнике

ДИАНА СУДИКА - иллюстратор из Чикаго. В детстве она всегда искала улиток и жуков под бревнами, и с тех пор мало что изменилось. В начале своей карьеры она создавала плакаты в технике шелкографии для музыкантов, а оттуда перешла в издательский мир, иллюстрируя книжки с картинками для школьников и детей. Диана работает в основном гуашью, акварелью и тушью. Тематика и эстетический выбор ее работ вдохновлен страстью к природе и естественным наукам, а также любовью к различным традициям народного искусства. В свободное от работы время она старается как можно чаще выходить на улицу вместе со своей семьей, а иногда работает волонтером в Лаборатории птиц в Чикагском полевом музее.

DSUDYKA_HEADSHOT

 

А.Д.: Пожалуйста, представьтесь и расскажите нам немного о вашем творчестве, о том, что вас вдохновляет.

Д.С.: Я всегда была скорее визуалом, и с раннего детства ощущала себя органично, занимаясь рисованием и живописью. Однако я никогда не планировала заниматься этим регулярно, делать это своей профессией. За те годы, что я занимаюсь изобразительным искусством, я развивалась относительно медленно, поскольку у меня было большие количество случайных работ с большими перерывами между занятиями искусством. У меня есть два образования в области изобразительного искусства, и в университете я специализировалась на гравюре, в частности, глубокой печати. В начале своей карьеры художника я провела несколько лет, работая печатным ассистентом у чикагского художника, а затем постепенно занялась созданием собственных работ. Несколько лет я создавала (музыкальные) постеры в технике шелкографии для достаточно активной инди-рок сцены Чикаго, и это в конечном итоге привело к моим первым попыткам иллюстрировать книги. Сейчас я работаю полный рабочий день в качестве иллюстратора и почти исключительно для детских книжек с картинками.

Взрослея в 1980-е годы, я проводила много времени на улице, и многие из друзей нашей семьи жили в то время на фермах. В результате я очень активный человек, и возможности исследовать окружающий мир природы и поддерживать связь с ним имеют решающее значение для моего психического здоровья. В настоящий момент это также является для меня постоянным источником вдохновения как в личном творчестве, так и при выполнении коммерческих заказов. Кроме того, я вдохновлена многими традициями народного искусства, включая традиционное искусство народов Восточной Европы и Америки.

dsudyka_bioluminescense.jpg

Рис. 1. “Биолюминесценция” | гуашь на клэйборде | текст: “Они собирались в биолюминисцентном мерцании светлячков до тех пор, пока сами не превратились в летнее звездное небо”

 

А.Д.: Что вы хотите, чтобы люди чувствовали, глядя на ваши произведения?

Д.С.: Не часто об этом задумываюсь! Но, пожалуй, я надеюсь, что зрители могут почувствовать мое уважение к разным формам жизни и связь с ними. Это, возможно, также оживит их собственные чувства и воспоминания, связанные с их личным опытом близости с природным миром и, тем самым, вдохновит на укрепление связи с ним. Я стремлюсь обозначить в своем искусстве менее ориентированный на человека способ понимания и оценки мира, если вы понимаете, о чем я.

dsudyka_bison.jpg

Рис. 2 “Бизон” | гуашь на бумаге | текст: “Хорошо иметь конец пути впереди; но это путешествие, которое обретает значение лишь в конце” (Урсула Ле Гуин)

 

А.Д.: Расскажите, пожалуйста, как рождаются образы ваших картин? Какова роль окружающей среды в этом процессе?

Д.С.: Когда я создаю образ, – и я сейчас в большей степени имею в виду личные работы, а не картинки для детских книг – я стремлюсь создать нечто такое, что несет в себе духовный импульс и передает языческое мироощущение, но также я привношу в свое искусство и элементы научного знания. В последние годы мои образы очень сильно проистекают из того, что я вижу во время своих походов в наши местные лесные заповедники, когда мое внимание сосредоточено, например, на птицах, грибах. В настоящее время я очень увлечена местными дикими растениями и люблю изображать дубы.

dsudyka_ghostsquirrel.jpg

Рис. 3 “Призрачная белка” | гуашь на бумаге | текст “Последний раз ее обняли тонкие как паутина нити мицелия и она вернулась к звездам”

 

Я живу к северу от Чикаго, в районе Великих озер и Среднего Запада. В моей жизни было время, когда я действительно хотела отсюда уехать, но все же продолжаю жить здесь, так как мои корни тоже здесь, и они достаточно глубоки. Я пытаюсь найти способ укрепить связь с этим регионом, полюбить его. Именно это послужило отправной точкой, с которой я начала долгий процесс изучения экосистемы нашего региона, местной флоры и фауны. Что, в свою очередь, привело к многолетней волонтерской работе в Чикагском полевом музее естественной истории, в его лаборатории по изучению птиц, и этот опыт помог мне найти свой голос в искусстве.

Проживание в этом регионе на протяжении всей моей жизни, конечно, не означало, что я знала абсолютно все о нашей среде обитания, о местных видах растений и животных. Я знала так мало! И чем больше я узнавала, тем больше мне хотелось делиться этими знания, передавать свой опыт общения с миром природы Среднего Запада другим людям, и лучший способ это сделать – через мое искусство.

dsudyka_thebackpack.jpg

 

Рис. 4. “Рюкзак” | гуашь на грунтованном картоне | текст: “Сойки Стеллера* первыми заметили сумку, лежащую среди мха и папоротника. Они аккуратно вытащили содержимое, передавая друг другу предметы выше, на дерево. Все птицы работали быстро и слаженно, не зная когда владелец вернется”

*Стеллерова черноголовая голубая сойка – певчая птица из семейства врановых (Corvidae). Обитает в Северной Америке

 

А.Д.: Вы много работали с природой и в качестве волонтера, и в качестве художника. Не могли бы вы описать различия и сходства обоих процессов? Какая связь между экологией и искусством?

Д.С.: Более 10 лет я работала в лаборатории по изучению птиц в Чикагском полевом музее, готовя птиц в качестве образцов для исследования с использованием упрощенной формы таксидермии. Есть много добровольцев, которые делают эту работу. Чучела птиц создаются таким образом, что их оперение и форма тела сохраняются, но мы не пытаемся воссоздать позы, как в традиционной таксидермии, ведь лаборатории необходимо, чтобы образцы птиц можно было хранить в плоских ящиках. Орнитолог, который обучал меня, начал программу сбора птиц, которые умерли в результате столкновения со зданиями в центре Чикаго из-за нарушения ориентировки в пространстве, вызванного искусственным освещением. Он и целая группа преданных добровольцев собирают и приносят погибших птиц в музей для сохранения, особенно во время осенних и весенних миграционных сезонов. Эти образцы предоставили много ценных данных и позволили понять, какое влияние оказывает антропогенная среда на популяцию диких птиц, и полученные данные вдохновили многие города по всему миру на поиски путей уменьшения потерь такого рода среди птиц.

dsudyka_field_drawer.jpg

Рис.5 лаборатория для птиц в Чикагском полевом музее, пример образцов, которые делала Диана

 

Встреча с этими необыкновенными людьми, которые так щедро делились своей любовью и знанием птиц, действительно повлияла на меня и мою работу. Я была вдохновлена каждый раз, когда приходила на смену. Я была вдохновлена не только тем, что я узнавала, но также и непосредственно работой так близко с этими красивыми птицами. Я всегда любила работать руками. При создании чучел птиц существует много аспектов их сохранения таким способом, который требует развитых навыков координации рук и глаз и принятия эстетических решений – всего того, что также участвует в создании произведений искусства.

Кроме того, развитая способность к наблюдениям, которая формируется у художника, очень важна и для становления экологической чувствительности. Будь то наблюдение за птицами, уход за растениями или выращивание сада; Вы сможете добиться большего, если у вас будет понимание окружающей среды, того, как и почему какое-либо конкретное растение или животное адаптировалось к ней, и для этого вы должны наблюдать и отмечать множество деталей.

kinglet_rtp.jpg

Рис 6. “Золотоголовый королёк” | Гуашь на бумаге

 

А.Д.: У вас есть дочь, и, похоже, вы очень близки. Как материнство изменило вашу художественную точку зрения и понимание природы, если оно изменилось? Как научить детей ценить природу? Что здесь может быть наиболее важным?

Д.С.: Да, моей дочери 9 лет, и мы очень близки. Когда я стала матерью, мои многолетние размышления по поводу того, должна ли я иметь ребенка, или нет, прекратились и это стало живой реальностью. Вся интеллектуализация просто вылетела в окно. Опыт материнства сильно изменил меня и заставил задуматься о некоторых вещах, в которые я до этого верила, например, о том, действительно ли у меня есть выбор. Переживая тесную связь между мной и моим ребенком с его разнообразными потребностями, я также стала более остро чувствовать связь с другими формами жизни на Земле. Однако, произошедшие в связи с материнством изменения также сделали для меня мое творчество еще более важным, чем когда-либо. Сложность состоит в том, что мне нужно найти баланс между работой и семьей, но я считаю, что удовлетворение от творчества стало еще больше, чем до того, как я стала родителем. Я хорошо понимаю, насколько это большая привилегия – быть матерью.

Как и на многих других людей, на меня сильно повлиял Ричард Лув с его книгой «Последний ребенок в лесу», в которой рассказывается о том, что он называет «расстройством, вызванным дефицитом природы», и о том, как это влияет на детей. Мой личный опыт воспитания и общения с природой убеждает меня в том, что все дети рождаются с врожденным и естественным интересом к миру природы. Этот интерес проявляется с самого начала жизни. Я думаю, что в современной культуре очень много того, что может негативно влиять на этот интерес и нарушить связь ребенка с миром природы. Современные люди боятся внешнего мира. Прочная связь с природой формируется, когда детям предоставляется возможность регулярно проживать положительный опыт контакта с ней, будь то дома или в школе. Впрочем, это больше не является частью современной культуры в целом. Мы становимся «комнатным видом» во многих отношениях. Я была шокирована тем, как мало учат в школах биоразнообразию и местной флоре и фауне в младших классах. Это усложняется и другими факторами социального и экономического характера. На южной стороне Чикаго в недостаточно обеспеченных районах были проведены несколько действительно замечательных программ, направленных на то, чтобы вывести чернокожих и латиноамериканских старшеклассников в заповедники, помогая им узнать о местном биологическом разнообразии и необходимости удаления инвазивных видов. Очень важно, чтобы дети и молодежь получали такой опыт, который подтверждает, что природа может быть чрезвычайно целебной и способна развить чувство гордости за местные экосистемы. Со своей стороны, я стараюсь выводить свою дочь на улицу как можно больше. Нам повезло иметь двор, а также несколько близлежащих лесных заповедников. Мы надеемся, что, когда коронавирус перестанет быть угрозой для повседневной жизни, мы будем больше помогать нашим местным заповедникам вместе с дочерью. Мы также стараемся делать простые вещи, такие как выращивание бабочек вида данаида монарх или же головастиков в течение лета. Однако я стараюсь не быть слишком навязчивой, чтобы не вызвать у дочери отторжения этих инициатив.

dsudyka_thelongarcticnight.jpg

Рис. 7 «Длинная арктическая ночь» | Гуашь, акварель на бумаге | текст "Они скользили по непрекращающейся тьме арктической ночи в то время, как жители деревни спали, а волки завывали им вслед"

 

А.Д.: Как бы вы описали связь между природой и искусством, творчеством?

Д.С.: В молодости меня вдохновляло, когда люди видели мои рисунки и говорили, что я «талантлива», и у меня есть «дар». Конечно, я некоторое время верила в это и хотела развивать свои художественные способности еще больше. Многие художники начинают свой путь, рисуя с юных лет. Как взрослый и как родитель, я вижу, что некоторые из нас с самого раннего возраста действительно обнаруживают определенные способности. Но что это значит конкретно? Значит ли это, что у такого ребенка менее развито «линейное» мышление? Значит ли это, что он может рисовать вещи лучше и точнее, чем его одноклассники? Я думаю, что мы все креативны, и эта креативность ни в коем случае не связана исключительно с искусством. Вы можете быть креативными в сельском хозяйстве, и в спорте, и в преподавании или в медицине и т. д. Везде нужны креативность и инновации. Творчество – это навык выживания, и, по крайней мере, для меня это корень природы и жизни. Чтобы адаптироваться, нужно быть креативным. Моя дочь, что не удивительно, не очень склонна мыслить понятиями ... как, впрочем, и ее родители. Иногда это может быть проблематично, особенно в школе. В то же время, она очень наблюдательна и умеет мыслить образами. Иногда мы, художники, называем себя «мозгами природы». Это означает, что, к лучшему или худшему, мы более чувствительны к определенным визуальным эффектам и звукам, чем большинство людей. Я не говорю, что мы особенные, хотя, конечно, многие художники подчеркивают эти свои отличия и способности. Это качества могут обусловливать способность художника выходить за рамки привычного. Я много думала о том, как эти качества и навыки, необходимые для моего творчества, как, впрочем, и творчества многих других, могут быть просто «неуместной» адаптацией, которая давным-давно помогла моему предку определить, какие растения и грибы хорошие, а какие – нет. Пристальное внимание к тонким различиям в цвете или форме могло очень много значить для сохранения жизни для моих первобытных предков. Теперь, когда мне не нужно полагаться на собирательство или охоту, это внимание к деталям применяется по отношению к другим вещам, таким как мое искусство. Тем не менее, я все еще черпаю вдохновение в мире природы. В эти дни я стремлюсь найти баланс в использовании этих способностей наблюдения для создания моих работ, делясь моими чувствами связи с природой через эту работу с другими людьми или просто наблюдая замечательные и прекрасные вещи, которые я открываю для себя в лесу или во дворе своего дома.

Примечание: Работы Дианы можно увидеть на ее сайте www.dianasudyka.com

И в Инстаграм https://www.instagram.com/tinyaviary/

Интервью взяла: Дворникова Александра Викторовна

художник, арт-терапевт (Санкт-Петербург, РФ)

 

Ссылка для цитирования

Дворникова А.В. Избранные художники – интервью с Дианой Судикой // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Dvornikova A.V. Featured artists – interview with Diana Sudyka // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2020. – Vol.1, №2. – URL: http://ecopoiesis.ru



О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития, порождение Экочеловечества как новой общности человека и мира природы.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик в различных областях здравоохранения и общественной жизни, образования и социальной работы.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию, связанную с экогуманитарными практиками и новой глобальной общностью – Экочеловечеством.