Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Новости и события \ Прикосновение к природе, прикосновение природы. Обзор выставки экологической терапии искусством

Прикосновение к природе, прикосновение природы. Обзор выставки экологической терапии искусством

« Назад

Прикосновение к природе, прикосновение природы. Обзор выставки экологической терапии искусством

Смотрите онлайн-галерею здесь: https://www.lauderdalehouse.org.uk/whats-on/touching-nature-touched-nature-environmental-arts-therapy-exhibition

Гуляя среди красивых старых деревьев в Уотерлоу-парке на севере Лондона холодным свежим осенним днем в ноябре прошлого года, я наткнулась на галерею «Lauderdale House». Здание расположено в самом центре этого тихого парка, вдали от шума и дорожного движения. Была тишина и спокойствие, был слышен лишь шелест листьев на ветру и пение птиц. Выставка была направлена на повышение осведомленности об экологической терапии искусством и о тех преимуществах, которые она может предложить нам, арт-терапевтам и сообществу. По сути, эта выставка вдохновляет нас настроиться на мир природы, чтобы мы, в свою очередь, могли черпать вдохновение для творчества, укреплять свое здоровье и благополучие, заботиться о здоровье и благополучии наших клиентов. Это была фактически первая выставка, проводившаяся в галерее после того, как в марте 2020 г. она была закрыта.

Получив недавно квалификацию арт-психотерапевта, я очень заинтересована в дальнейшем изучении экологического подхода в терапии искусством. Выставка оказала на меня глубокое влияние, как в личном, так и в профессиональном плане. Я посетила эту выставку со своим партнером, музыкальным терапевтом, и мы, испытывая чувство благоговения при знакомстве с выставленными работами. В главном зале галереи наверху царила тишина, как в святилище, а внизу, в зоне кафе, было оживленно и шумно: люди пили чай и болтали. Это была первая выставка, которую мы посетили вместе за долгое время, и было здорово вновь увидеть искусство и оказаться среди людей. Кроме того, это оказался последний день перед тем, как Лондон перешел на третий уровень ограничений встреч в общественных местах, поэтому, оглядываясь назад, было чувство облегчения от того, что мы сделали это как раз вовремя!

Выставка объединила широкий спектр произведений изобразительного искусства 20 художников, от живописи до гравюры, скульптуры и фотографии. Художники также являются арт-терапевтами, стажерами экологической арт-терапии и эко-терапевтами. Многие художники создавали свои работы на открытом воздухе или «принесли» природу в свои студии, используя найденные материалы.

На фотоработах Гэри Нэша его рука изображена лежащей на стволе серебряной березы. Эта нежная черно-белая фотография (ниже) передает сходство человеческой руки с деревом. Для меня эта фотография передает опыт переживания взаимосвязи человека и природы, нашей целительной связи с землей, например, во время прогулки по свежей траве или прикосновения к растущему дереву ...

:Touching Birch (2).jpg

Рис. 1 «Прикосновение к березе», Гэри Нэш

Нас впечатлила работа художника Дэвида Литтла, который при ее создании работал с солнечным светом, плющом и представлениями о времени. Он поместил бумагу, покрытую светочувствительной эмульсией цианотипа, под живой плющ и оставил ее на солнце.

По словам Дэвида, «Это была процедура ритуалистическая и перформативная – выходить ранним утром заниматься искусством в лесу. Это было захватывающе, но я чувствовал себя уязвимым. Я осознавал красоту, рост и упадок, а также естественные циклы природных превращений, частью которых я являюсь. Времена проходят, и все меняется, быстро или медленно. Сижу час, пока цианотип завершает фотохимическую реакцию. Это своего рода спонтанный рисунок, и я не знаю и не хочу знать, какой именно результат получится. Для меня изображение, сделанное с использованием плюща, отражает хрупкость и неоднозначность природных явлений.

Этот образ также имеет для меня множество значений, ассоциируется с воспоминаниями о детстве, о бессознательном, о моих снах…. Создание этой работы дало мне опыт художника, создающего искусство в лесу и «вместе с лесом». Оно позволило моему творчеству развиваться естественно, органично, доверяя процессу и приветствуя неопределенность. Я нахожу волшебным то, как этот образ создается совместно художником и плющом, и как этот процесс творчества смог нас сблизить».

:IMG_0264.jpg

Рис. 2 «Сентябрь 2020 г.» (фрагмент), цианотипия

На фотографии Яна Сиддонса Хегинворта, озаглавленной «Во чреве каменной матери», изображена старая каменная фигура, лежащая и покрытая свежими зелеными листьями и ветками. Для меня это убедительное напоминание о наших отношениях с Землей, с жизнью и смертью, нашем физическом непостоянстве и циклах возрождения.

Кельтский год начинается с ноября и признает его временем новых начинаний и началом нового жизненного цикла, когда растения умирают и уступают место новой жизни, когда они разлагаются, оставляя семена и корни в земле. Сиддонс Хегинворт является пионером экологической терапии искусством, и в его книге, изданной в 2008 году, используется кельтский календарь. В ней он показывает, как мы можем найти смысл в традициях в связи с нашим опытом творчества на природе, в единстве с ее энергиями и жизненными циклами: «Начало нового года по кельтскому календарю снова и снова заставляет нас чувствовать его в глубинах нашего существа, чтобы встретить там ребенка, дикого и уязвимого, как сама природа» (Siddons Heginworth, 2008).

:Neural journey - mud, ink and emroidery on paper.jpg

Рис. 3 «Нейронное путешествие», Карен Рейнгольд

Картины Карен Рейнгольд (вверху) сделаны из земли, туши и вышивки на бумаге. Эта необычная картина напоминает мне путешествие во времени с возможностью встречи родителя и ребенка, старого и нового. По словам Карен, «Я размышляла о развитии мозга в раннем детстве и о том, как опыт, который я помогаю получить своему сыну как мать, может помочь ему в развитии нейронных связей в его мозгу. В то же время, я представляю себе эти связи как вены или струны, которые объединяли нас вместе, когда мы развивались, исследовали и вдохновлялись различными окружающими нас явлениями, проводя время в лесу».

Мне очень интересно познакомиться с размышлениями Карен о своем творчестве и о том, как этот процесс настолько личен для нее, как для матери, женщины, художника и терапевта, занимающегося экологическим искусством. По ее словам, было очень важно быть в лесу с сыном и рисовать на тему этого общего опыта. Для меня ветвистая структура вокруг них похожа на убежище или дом, что говорит о том, что природа становится «внешней рамкой» для терапии средовыми искусствами (Nash, 2020). Это позволяет накапливать эмоциональный опыт, который нужно безопасно и мягко раскрыть в общении ребенка и родителя. Кроме того, я чувствую, что этот образ отражает внутренний и внешний миры, нашу живость, воображение и взаимозависимость людей со средой их обитания.

Посетив эту выставку, мы шли через парк и нашли тихую скамейку, на которой некоторое время посидели, размышляя о том, что пережили. Что выделялось для нас обоих, так это красота, чувствительность и нежность произведений искусства, а также то, как они демонстрируют врожденную связь между человеческим творчеством и миром природы. Мое общее впечатление от выставки напомнило мне о том, как природа может поддерживать и исцелять нас, когда мы наиболее уязвимы, помогая нам преодолевать трудности.

В тех произведениях искусства, о которых я упомянула, авторы использовали природные материалы и природную среду, а также затрагивали темы взаимосвязи человека и природы. Художники отразили свой опыт пребывания на природе, взаимодействия с жизнью в разных ее формах, которая поддерживает нас. После посещения выставки у меня осталось четкое ощущение прикосновения художника к природе, а также прикосновения природы к художнику. Художники погрузились в мир природы и своими работами помогли сохранить эти моменты близости и взаимности в отношениях с ней. Как у посетителя этой выставки, у меня была возможность соприкоснуться с природой посредством произведений искусства и вдохновиться на то, чтобы самой воссоединиться с ней новыми, творческими способами. Выставка углубила мое понимание связи человека с природным миром и вдохновила на освоение новых форм терапии, к которым относится экологическая терапия искусством.

Литература:

Nash G and Siddons Heginworth I (2020). Environmental art therapy: the wild frontiers of the heart. London: Routledge

Siddons Heginworth I (2008). Environmental arts therapy and the Tree of Life. UK: Spirits Rest Books.

Репортаж подготовила: Стелла Фиппс

зарегистрированный арт-психотерапевт с опытом работы с детьми и молодежью. Стелла уже начала свой путь в экологическую терапию искусством, и ее практика изобразительного искусства вдохновлена миром природы. В 2020 году она получила степень магистра арт-терапии в Университете Хартфордшира.

Ссылка для цитирования

Фиппс С. Прикосновение к природе, прикосновение природы. Обзор выставки экологической терапии искусством // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Phipps, S. (2021). Touching nature: touched by nature - An environmental arts therapy exhibition: Review by Stella Phipps. Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice, 2(2). [open access internet journal]. – URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y)
О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 4 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.