« Назад УДК 159.9.072 DOI: 10.24412/2713-1831-2020-1-36-44 Панов Виктор Иванович доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, Психологический институт РАО (Москва, Российская Федерация)
Аннотация В статье представлен краткий обзор основных направлений развития экологической психологии в России. Исходным основанием для представленной классификации основных направлений экологической психологии является представление о различных видах окружающей среды. Между тем ключевым словом в словосочетании «экологическая психология», по мнению автора, является «психология». Поэтому в общем виде в качестве объекта экологической психологии, как объекта любой другой области психологической науки, рассматривается психическая реальность. В отличие от других областей психологии определение психической реальности в качестве объекта эколого-психологических исследований или практики проводится в контексте взаимодействия человека с окружающей средой, т. е. в рамках системы «человек – окружающая среда (природная, социальная)» Ключевые слова: экологическая психология, экопсихология, психология окружающей среды, психология экологического сознания, окружающая среда.
Введение Актуальность эколого-психологической тематики определяется не только необходимостью разработки психологических аспектов в решении региональных и глобальных экологических проблем на планете. Вопрос стоит более остро, так как речь идет не только о сохранении природной среды как необходимого условия сохранения биологической сущности человека. В настоящее время речь должна идти уже о сохранении родовой сущности человека как существа, сочетающего в себе природу биологического, социального, духовного и психического развития и существования [19]. Поэтому происходит расширение спектра применения отношения «человек – окружающая среда» как исходной методологической предпосылки эколого-психологических исследований и практики на теоретико-методологическом и на практико-ориентированном уровнях. В связи с этим возникает необходимость вновь обратиться к краткой характеристике уже сложившихся и только возникающих направлений экологической психологии.
Краткая характеристика основных направлений экологической психологии На современном этапе своего развития экологическая психология (экопсихология) представлена следующими основными направлениями: психологическая экология, экологический подход в психологии, психология окружающей среды, психология глобальных изменений, психология экологического сознания [1, 7, 14], экологическая модель человеческого развития [33] и экопсихологический подход к развитию психики [16, 17, 18]. Психологическая экология занимается изучением влияния физических, химических, радиационных и т. п. психогенных факторов внешней физической среды на психическое и психологическое здоровье человека, на развитие психических функций и поведение. Наиболее известным примером являются исследования, посвященные так называемому «Чернобыльскому следу». При этом необходимо отметить ряд особенностей, характеризующих психологическую экологию в отличие от других эколого-психологических исследований. Во-первых, рассматриваются те изменения в психике индивида, которые вызываются действительным (а не мнимым) химико-физическим воздействием окружающей среды средового фактора. Воображаемое индивидом воздействие относится к сфере других психологических дисциплин. Так, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин [7] проводят это различие на примере, с одной стороны, изучения влияния радиационного фона на психику человека, что входит в предмет психологической экологии, и с другой – изучения радиационной фобии, что в предмет психологической экологии не входит. Во-вторых, не все виды химического и физического воздействия воспринимаются человеком непосредственно как представляющие угрозу для его физического, психического и психологического здоровья. Наиболее ярко это проявляется в случае с радиационным воздействием, которое не воспринимаются человеком непосредственно и опасность/безопасность которого человек не может оценить непосредственно на чувственном уровне. В-третьих, психогенное воздействие подобных физико-химических свойств окружающей среды на психику и поведение человека происходит в определенном диапазоне и имеет вторичный характер. Речь идет о том, что, воздействуя на энергетические и физиологические структуры человеческого организма, указанные свойства среды приводят к изменению физиологического состояния отдельных органов тела и организма в целом. Вследствие чего, т. е. как вторичный эффект, возникают изменения состояния как отдельных психических функций, так и состояния психики (сознания) индивида в целом. В-четвертых, психологически окружающая среда (как совокупность химико-физических факторов и условий) в данном случае индифферентна (безразлична) к человеку, ее свойства не несут в себе изначально заложенной в них психологической нагрузки. Поэтому в методологическом плане существенно, что отношения между человеком и окружающей средой1 в рамках психологической экологии имеют характер объект-объектного воздействия окружающей среды на Человека [6, 16, 20]. Экологический подход в психологии, появление которого связывается прежде всего с именами К. Левина (социо- и психодинамика группового взаимодействия) и Дж. Гибсона (экологический подход к зрительному восприятию). Для этого направления характерным является изучение психических процессов, состояний и сознания человека в естественных (не лабораторных) условиях и согласно своей естественной природе (без вмешательства психолога-исследователя) [4, 36]. Именно этот подход дал толчок к постулированию системы «индивид – среда» в качестве исходного основания для определения предмета психологического исследования, к введению в психологический лексикон понятия «экологическая валидность», а также к введению в психологический словарь понятия «среда обитания» как совокупности средовых возможностей (условий), находящихся в отношениях дополнительности к жизненным потребностям индивида. Несколько иное развитие экологический подход в психологии развития представлен в работах Уро Бронфенбреннера [33], который ставит акцент на системном влиянии на развитие человека средовых условий разного масштаба: микросистема (семья), мезосистема (соседи, образовательное учреждение), экзосистема (СМИ, место работы родственников, расширенная семья), макросистема (жизненные ценности, законы, традиции). Психология глобальных изменений исследует особенности практического мышления специалистов, занимающихся оценкой и прогнозом развития явлений и процессов планетарного масштаба. Основанием для этого служит фиксация несоответствия масштабов глобальных изменений, вызываемых человеческой деятельностью, и функционального диапазона (масштаба) психологических возможностей человека для непосредственного восприятия и осмысления изменений в окружающей среде [22]. Психология окружающей среды. Одним из ключевых понятий экологический психологии выступает понятие «окружающая среда». Так, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин [7] отмечают, что уже в 60-е годы ХХ столетия среди психологов все более активно стало утверждаться осознание того, что «лабораторная» психология не дает и не может дать действительного представления о психологических особенностях и закономерностях поведения человека «в реальном мире». Как показывают эти авторы, в 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований по проблемам инвайронментальной психологии (environmental psychology), которая в переводе получила название психологии окружающей среды и основными направлениями которой были признаны:
В качестве предмета исследования в инвайронментальной психологии выступают отношения человека с окружающей средой, взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведения [37]. При этом человек и окружающая среда (взятая в ее целостности) рассматриваются как компоненты единой системы. Это означает, что исходным основанием для определения предмета исследования выступает система «человек – среда». В качестве исходного принимается представление, что среда настолько существенным образом влияет на поведение человека, что в реакциях разных индивидов на воздействие идентичной (одной и той же) среды обнаруживается больше общего, чем различного. В качестве иллюстрации С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин [7] приводят воздействие готического собора как примера архитектурной среды, когда входящий в него невольно настраивается на философские размышления. В отличие от зарубежных представлений об инвайронментальной психологии итоги восьми российских конференций по экологической психологии позволяют выделить в отдельные направления психологии окружающей среды [16]:
Итак, в качестве предмета психологии окружающей среды выступают, с одной стороны, психологически значимые свойства окружающей среды (например, эстетическая ценность или релаксационная функция природного ландшафта) или же психологические атрибуции (свойства) окружающей среды (от ограниченности пространства и символизма архитектурной среды до агрессивности видео-информационной среды и «возвышающей душу человека» духовной среды). В отличие от химико-физических свойств среды в психологической экологии указанные средовые свойства, воздействующие на человека, изначально несут в себе определенную психологическую нагрузку и в этом смысле о них можно говорить как о «квазипсихологических свойствах». Наиболее наглядно это видно на примере рекламы как одного из видов информационного воздействия на человека – ее основной целью является именно такое психологическое изменение и формирование потребностной сферы личности человека, которое осуществляется с помощью специальной психологической организации пространственно-предметных и иных свойств изображения на телеэкране, рекламных щитах и т. п. С другой стороны, предметом психологии окружающей среды выступают психологические особенности человека или группы людей, принимающих указанное воздействие квазипсихологических свойств (атрибуций) окружающей среды. В этом случае среда, психологически воздействуя на психику человека, выполняет по отношению к нему активную, субъектную функцию (точнее сказать – квазисубъектную), а человек здесь по отношению к ней занимает пассивную, объектную позицию. В этом смысле можно сказать, что отношения между человеком и окружающей средой в системе «человек – среда» имеют объект-субъектный (точнее – квазиобъект-квазисубъектный) характер. Однако в действительности для психологии окружающей среды характерно наличие различных типов взаимодействия между компонентами системы «человек – окружающая среда». А именно:
Психология экологического сознания занимается изучением индивидуального и группового экологического сознания (и мировоззрения) архаического, антропоцентрического и экоцентрического типов. Основными задачами здесь являются изучение его социо- и онтогенеза, разработка психологических методов формирования, диагностики, коррекции и тренинга, в том числе и в экологическом образовании [7, 8, 31, 32]. К этому же направлению относятся исследования природоцентрического типа экологического сознания [16, 18]. Для психологии экологического сознания предметом изучения выступает экологическое сознание человека как высшая форма его психики. В зависимости от типа экологического сознания тип взаимодействия между компонентами системы «человек – среда» определяется по-разному:
В определенном смысле к отдельному направлению экологической психологии можно отнести психолого-педагогические аспекты экологического образования, способствующие формированию экологического сознания и экологической культуры, в том числе в целях устойчивого развития [3, 5, 9, 10, 25, 27 и мн.др.]. В отличие от других направлений экологической психологии, в основе экопсихологического подхода к развитию психики [16, 17, 18] лежат представления: 1) о психике как природной форме бытия, способной к творческому саморазвитию и обретающей действительность своего существования в процессе становления системы «человек – окружающая среда» как онтологического субъекта порождения психических феноменов; 2) об экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий, которые выступают в качестве условий, способствующих или препятствующих превращению отношения «человек – окружающая среда» в систему «человек – окружающая среда» как онтологического полисубъекта порождения психических феноменов. Выделены шесть базовых типов таких взаимодействий: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный и субъект-субъектный, состоящий из субъект-обособленного, субъект-совместного (полисубъекта) и субъект-порождающего, а также производные от них типы, например, субъект-квазиобъектный, субъект-квазисубъектный и т. п. [18, 35]. Мы называем эти типы взаимодействий в системе «человек – окружающая среда» базовыми по той причине, что они имеют универсальный характер, т. к. эта типология взаимодействий может быть использована для анализа любых видов взаимодействий (интеракций) между компонентами отношений: «человек – окружающая среда», «индивид – индивид». В рамках этого подхода экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий выступает в качестве как предмета эмпирического исследования, так и теоретического конструкта, позволяющего поставить вопрос об условиях, способствующих или же препятствующих проявлению творческой природы развития психики [18, 26, 30, 34, 35 и др.]. Так, в контексте психологии экологического сознания субъект-средовые взаимодействия между человечеством и планетой в перспективе должны переходить в субъект-порождающий (субъект-образующий) тип взаимоотношений между Человеком и Планетой, как необходимое условие для того, чтобы они образовали единого субъекта совместного процесса коэволюции [17, 18]. Психологической основой для формирования сознания такого типа является порождение непосредственного ощущения и состояния переживания единства с природными объектами, что характерно для природоцентрического типа экологического сознания, когда и человек и природный объект выступают как разные проявления единой по своей сущности Природы [17]. Особое место субъект-средовые взаимодействия занимают в системе отношений «человек – среда», продуктом которых является художественное творчество и его восприятие: живопись, архитектура, поэзия и т. п. Здесь наиболее наглядно представлена такая символическая функция системы «человек – среда», как способность к порождению психических новообразований в перцептивной, эмоциональной, интеллектуальной личностной и духовно-нравственной сферах его сознания, которые приводят к порождению символического смысла произведения искусства. В качестве примера можно привести восприятие символического бытия архитектурного пространства, когда архитектурная среда выступает в качестве средства изменения психического состояния и формирования сознания определенного типа [21]. Процесс порождения символа (имплицитно заключающего в себе общечеловеческие ценности) в данном случае предстает в форме акта порождения и присвоения субъектом символического смысла путем его преобразования из общечеловеческой ценности (по отношению к субъекту «бытия в возможности» по Аристотелю) в ценность личностную (в «бытие в действительности»). С точки зрения экопсихологического подхода к развитию психики человека порождение и присвоение символического значения включает в себя несколько уровней (этапов) психического отражения (там же): а) непосредственно-чувственный, на котором происходит порождение пространственной структуры (компонентами анизотропного отношения между субъектом и пространством являются зрительная система наблюдателя и архитектурное пространство); б) эмоционально-опосредованный, на котором порождается эмоциональное отношение к визуально порожденной пространственной структуре и архитектурным формам; в) понятийно-опосредованный, на котором пространственная структура обретает рациональное, знаково-символическое значение; г) личностно-опосредованный, на котором порождается личностное (субъективное) отношение к порожденным субъектом аффективно- и знаково-смысловым значениям данного архитектурного пространства; д) духовно-опосредованный, на котором происходит порождение символического значения архитектурного пространства. При таком взаимодействии с архитектурной средой индивид-наблюдатель и архитектурное пространство функционально образуют совокупного субъекта порождения символического значения данного архитектурного пространства и, соответственно, его символического бытия. При этом архитектурное пространство обретает субъективную (принадлежащую сознанию данного индивида) форму символического бытия, а сам индивид субъективирует, превращает это символическое бытие в структуру своего сознания. В результате такого символо-порождающего акта, после его завершения начинает происходить обратный процесс – процесс обратного символического опосредования предшествующих уровней порождения значения воспринимаемого архитектурного пространства символическим смыслом его бытия. Речь идет о последовательном опосредовании ранее порожденных личностно-, знаково- и аффективно-смысловых значений единым символическим значением, имеющим общечеловеческую, духовную природу.
Заключение В заключение краткого обзора основных направлений развития экологической психологии в России необходимо заметить, что некоторые авторы предпочитают обозначать область эколого-психологических исследований терминами «субъект-средовой подход» [15], «средовая психология» [24], «психология взаимодействия с окружающей средой» [23]. Это не случайно, потому что исходным основанием для вышеизложенной классификации основных направлений экопсихологии является представление о различных видах окружающей среды: физико-химической или, более широко, экологической (психологическая экология); природной как среды обитания и как географической среды (экологический подход, психология глобальных изменений и частично психология окружающей среды); социальной, в том числе жизненной, включая такие ее разновидности, как: пространственно-предметная, архитектурная, информационная, образовательная, этнокультурная, экстремальная и т. п. (психология окружающей среды); наконец, природной среды как мира природы (психология охраны природной среды и психология экологического сознания). Подобная дифференциация видов среды обусловлена господством аналитического метода в научном мышлении, и, как следствие этого, тем, что изучение психологических аспектов взаимодействия человека с окружающей средой изначально проводилось и продолжает проводиться в рамках различных научных дисциплин. В первую очередь экологии, географии, культурологии, социологии, педагогики и, конечно же, экологической психологии, а также общей, социальной, педагогической психологии. Причем каждая из этих дисциплин по своему предмету и методам, естественно, имеет дело с разными характеристиками и видами окружающей среды, что служит источником формирования разных направлений при изучении психологических аспектов взаимодействия человека с окружающей средой. Тем не менее на более раннем этапе развития экопсихологии в работах М. Черноушека [28] и Г.А. Ковалева [12] используется понятие «жизненная среда», которая включает в себя пространственно-предметный, социальный и технологический компоненты и имеет более интегративный характер. И действительно, если следовать принципу экологической валидности, то окружающая среда в реальной жизни человека реально представлена совокупностью и природных и социальных условий психического развития и жизнедеятельности человека. Поэтому в определенных случаях более корректно говорить об окружающей среде как жизненной среде, включающей в себя природную и социальную составляющие, а не о природной или образовательной среде как отдельных, обособленных друг от друга и от человека видах окружающей среды [20]. В завершение краткого описания основных направлений эколого-психологических исследований нельзя не отметить, что в сознании некоторых специалистов по-прежнему срабатывает стереотипное восприятие эпитета «экологический/ая» как обозначения того, что относится к экологии. Вследствие чего происходит подмена эколого-психологической проблематики собственно экологической, или педагогической (если речь идет об экологическом образовании), или социально-экологической и т. . Между тем ключевым, базовым словом в словосочетании «экологическая психология» (в отличие от «психологическая экология», например) является именно «психология». Это означает, что в общем виде объектом экологической психологии, как объектом любой другой области психологической науки, является все-таки психическая реальность. В то время как объектом экологии выступают экосистемы, пусть даже самым важным компонентом их является человек как носитель (субъект) психики. Но, в отличие от других областей психологии, определение психической реальности в качестве объекта эколого-психологических исследований или практики проводится, как уже было отмечено, в контексте взаимодействия человека с окружающей средой, т. е. в рамках системы «человек – окружающая среда (природная, социальная)» [16, 18]. Есть и обратная тенденция, когда не учитывается то, что объектом эколого-психологических исследований выступают не любые проявления психической реальности и ее особенности, а только те, которые рассматриваются в контексте системного отношения «человек – среда». Это означает, что, например, указание автором исследования на школьную среду, в условиях которой им изучалась художественная одаренность детей, еще не является достаточным основанием для того, чтобы отнести это исследование к экологической психологии. Однако, несмотря на разноликость перечисленных направлений экологической психологии, их объединяет общая методологическая установка. А именно представление о том, что психологические проблемы изучения сознания и индивидуальности человека, его психического развития и обучения, восприятия, переживаний и поведения, психологического, психического и физического здоровья и т. п., должны рассматриваться в контексте системных отношений «человек – окружающая среда (природная, социальная)» и «индивид–жизненная среда». Наконец, характеризуя различные направления экологической психологии, следует отметить появление арт-терапевтического/арт-педагогического направления к исследованию системных отношений «человек – окружающая среда» на стыке системного подхода, психологии окружающей среды, экопсихологии [2, 13, 29 и др.].
Литература
Ссылка для цитирования Панов В.И. Экологическая психология: направления и тенденции // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен. Panov V.I. Environmental psychology: directions and trends // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2020. – Vol.1, №1 [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y) 1 Далее для краткости вместо «окружающая среда» иногда будем говорить «среда» 2 Выполнение субъектной роли предполагает выполнение по отношению к другому следующих функций: «а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики, б) быть опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1996. С.101). |
В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.
«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.
Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.
Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.
Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.
Периодичность: 2 выпуска в год.
В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер
Эл №ФС77-79134.
Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com
Почетный соредактор: Левин Стивен
Возрастная категория: 12+
Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.
При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.