« Назад DOI: 10.24412/2713-1831-2020-2-132-136
КОЛОНКА РЕДАКТОРА: ЭКОПОЭЗИС ВО ВРЕМЕНА ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ
Мы с гордостью представляем новый выпуск журнала ЭКОПОЭЗИС в этот критический период человеческого существования. Поскольку население всего мира находится под угрозой, мы должны спросить себя: Что нам нужно сохранить? На что направить свои усилия? Что мы можем предпринять, реагируя на этот вызов?
Пандемия коронавируса и ее масштабное воздействие на социальном, психологическом и экономическом уровнях во всем мире побуждает нас искать ответы на эти вопросы с позиции целостного восприятия, принимая во внимание не только возможности биомедицинских наук, но и экологии, гуманистики, искусства и культурных знаний. Глобальная цивилизация оказалась очень уязвимой в ситуации нарастающей энтропии, спровоцированной пандемией. Однако люди демонстрируют свою способность к ее преодолению, используя для этого не только медицинские и социальные меры, но и свой творческий потенциал, способности к экопоэзису.
Природа и культура работают как относительно автономные, но все же синергетические системы, являющиеся двумя основаниями жизни на этой планете. Напряжение и хаос, создаваемые COVID-19, в то же время, порождают ситуацию большей свободы от сформировавшегося порядка вещей и располагают нас к движению из действительного к возможному. Эколог Андре Горз полагал, что время кризиса является также временем великой свободы. Когда культура и социальная организация общества переживают кризис, рушатся привычные ценности и взгляды на мир, будущее перестает быть гарантированным продолжением прошлого. Именно в этой ситуации мы можем и должны импровизировать и творчески формировать свое будущее, реализуя то, что пребывает в сфере потенциального.
Согласно Роберту Улановичу, экосистемы могут быть здоровыми или нездоровыми в зависимости от их способности совместно развивать целые сообщества разного уровня сложности, способствуя их дальнейшему успешному функционированию и устойчивости в ответ на различные условия и вызовы, а также проявлять свою способность к постоянным изменениям и развитию, для того, чтобы не только выжить, но и максимизировать свое бытие. Это верно и в текущей ситуации.
Мы не можем игнорировать огромный прогресс в области биомедицины, который позволил человечеству победить большинство инфекционных заболеваний, чьи вспышки убивали миллионы людей в мире за последние столетия, такие как холера, бубонная чума, оспа, грипп и, в последнее время, ВИЧ / СПИД как некоторые из самых жестоких убийц в истории человечества. Мы часто критикуем картезианскую традицию позитивистского / объективистского мировоззрения за ее неспособность увидеть субъективные качества окружающего мира и полную взаимозависимость элементов живых систем.
Это мировоззрение помогло нам выявить возбудителей инфекционных заболеваний и разработать систему более или менее эффективных методов их лечения и профилактики. Однако, как мы видим, человечество остается очень уязвимым, поскольку возникают новые вспышки инфекционных заболеваний. Это не означает, что мы должны полностью отказаться от позитивистской / объективистской позиции. Скорее, нам следует искать более комплексные решения проблем, возникающих в связи с человеческими отношениями с биосферой, а также с социальными, экономическими и культурными условиями.
Одна только позитивистская / объективистская наука не может помочь нам должным образом понять наш эмоциональный и духовный мир, который необходим людям для преодоления текущих и будущих испытаний. И наука, и искусство равно необходимы для того, чтобы дать людям возможность эмоционально справляться и восстанавливаться после пандемий и других мощных вызовов, с которыми сталкивается глобальная цивилизация, а также для создания эффективных связей друг с другом и более чем человеческим миром – миром природы.
Именно на этой основе мы можем говорить об устойчивом развитии, проактивном подходе к выздоровлению, особенно на психологическом и культурном уровне, который обладает неоспоримыми преимуществами, дополняя лечение с помощью лекарств, использование искусственной вентиляции легких и мер самоизоляции. В настоящее время мы наблюдаем огромное разделение людей и стран, спровоцированное пандемией. Очевидна пагубность не только биологического вируса, но и эмоционального и физического разделения, переживания разлуки и страха, которые подрывают наше душевное здоровье и благополучие. В этой ситуации искусство поддерживает жизнеспособность людей и выражает их активную позицию в качестве фактора обеспечения внутренней и внешней экологии перед лицом пандемии.
Сам журнал ЭКОПОЭЗИС возник из этого духа, поскольку его основатели работали над тем, чтобы объединить гуманитарную и экологическую перспективы на основе нового понимания роли гуманитарных наук и искусства в человеческой и планетарной жизни. Слово «экопоэзис» выражает всю суть этой идеи и культурной инициативы, передает способность людей реагировать на трудности и страдания и преобразовывать жизненную ситуацию посредством своих творческих и провидческих способностей, которые несут красоту в мир, благодаря сонастройке творческих проявлений человека и планетарной жизни, экосферы. Как только возникла идея журнала, было вполне естественно использовать это слово в качестве его названия.
Международные мероприятия, связанные с реализацией «Будущего, которого мы хотим» (Резолюция Международного форума ООН по окружающей среде и устойчивому развитию 2012 года, Рио-де-Жанейро, РИО + 20), отражают усилия человечества по поиску комплексных решений сложных задач. В 2020 году были подведены итоги четырех важных десятилетий продвижения стратегии устойчивого развития.
Сегодня активно проводится одно международное десятилетие: 2013–2022 годы - Международное десятилетие сближения культур. В рамках этого десятилетия актуальность нашего журнала становится все более очевидной, поскольку она направлена не только на сближение культур, но и на интеграцию различных подходов к проблеме познания себя, мира вокруг нас, познания природы, для которой само человечество является неотъемлемой частью.
Этот выпуск журнала ЭКОПОЭЗИС призван объединить тех, кто посвятил себя духу экогуманистики, духу экопоэзиса во всех странах, в которых они работают. Спектр географических и культурных сред и мест, которые они представляют в этом выпуске, удивительно широк и охватывает Латинскую и Северную Америку, Австралию, Европу и Азию. Нас объединяют не догмы, но вера в то, что мы способны на творческий человеческий отклик на мир, в котором мы живем, и этот отклик синхронизирован с откликом более чем человеческого мира.
Утверждая экопоэзис как фундаментальную человеческую способность и дар, мы сохраняем устойчивость перед лицом страданий. Чтобы сделать мир лучше, мы должны остановить разрушение природы и относиться к миру природы в соответствии с принципом экопоэзиса: действовать так, чтобы не навязывать природе план, соответствующий эгоистичным видовым или личным интересам человека, а уважать то, что предоставляет нам мир и творчески реагировать на него, реализуя его и наши собственные возможности и потребности. Мы будем работать для достижения этой цели.
Сергей Алексеев
Александр Копытин
Стивен Левин
|
В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.
«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.
Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.
Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.
Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.
Периодичность: 2 выпуска в год.
В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер
Эл №ФС77-79134.
Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com
Почетный соредактор: Левин Стивен
Возрастная категория: 12+
Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.
При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.