« Назад ВИТАЛЬНЫЙ ИСХОД* DOI: 10.24412/2713-1831-2020-2-100-112 Джудит Алалу Лангнас несколько лет занималась изобразительным искусством. Обучившись терапии экспрессивными искусствами, стала работать с детьми, подростками и взрослыми. Является соучредителем Центра экспрессивных искусств* в Лиме (Перу), со-директором Центра экспрессивных искусств в Барселоне. Имеет степень доктора философии, защитив диссертацию на базе Папского университета католики дель Перу. Также получила ученую степень в области экспрессивных искусств в Европейской высшей школе в Швейцарии. Одетта Амаранта Велес Валькарсель занимается искусством, практиками оздоровления и духовного развития. Является автором двух стихотворных сборников и соавтором нескольких книг по образованию. Работает, сопровождая процессы обучения, творчества и исцеления посредством экспрессивных искусств. Преподает экспрессивные искусства на базе Центра экспрессивных искусств в г. Лима (Перу), а также в Университете Перуана де Сьенсиас Апликадас и в Международном центре образования Баха. Получила психологическое образование, закончив Папский университет католики дель Перу и пройдя специализацию по методу Баха. Получила ученую степень, закончив программу «Образование и демократия» в Университете Барселоны. В настоящее время заканчивает докторантуру в области экспрессивных искусств в Европейской высшей школе в Швейцарии. *"Витальный исход" был впервые опубликован: Alalú J y Velez O. Éxodo Vital. - Lima: Editorial Tae Perú, 2018.
Аннотация Эта проект родился в результате объединения картин Джудит Алалу с поэзией Одетты Велеc. Вдохновленная интермодальным возможностями экспрессивных искусств, связанных с разнообразием художественных языков, Джудит пригласила Одетту познакомиться с ее картинами и создать на их основе стихи. Так появилась серия визуальных и поэтических образов под названием «Витальный исход». Он призывает нас остановиться, дистанцируясь от привычного уклада жизни, сделать паузу в привычной череде действий, чтобы научиться чувствовать, мыслить и дышать по-другому, снова танцевать под ритм живой вселенной, к которой мы принадлежим. *Центр экспрессивных искусств в г. Лима (Перу) предлагает учебную программу изучения экспрессивных искусств, ориентированную на Перу и другие страны Латинской Америки. Начиная с 2004 года, благодаря инициативам Центра, связанным с оказанием терапевтической поддержки населению, проведением образовательных и тренинговых программ, в Перу распространяется теория и практика экспрессивных искусств, используемых с целью лечения, образования, организационных и социальных изменений. Центр аккредитован Европейской высшей школой (Швейцария) как ведущим учреждением в области преподавания и развития экспрессивных искусств. Информация о Центре экспрессивных искусств в Лиме (Перу) представлена на портале www.taeperu.org
Введение Городская жизнь сегодня, особенно в латиноамериканских городах, таких как Лима (Перу), немного похожа на жизнь, затерянную среди мертвых. Доминируют денатурированные, загрязненные и бездушные пейзажи. Жестокие сцены, ускоренный ритм, хаос, головокружение, водоворот, резкость, переполненность, психоделия и падемия (как та, которую мы сейчас наблюдаем на всей планете) – это то, что характеризует реальность вокруг нас. В этом сценарии пандемии (или «пустыне современности», как называет это Хиллман [2, Р. 41] мы живем: люди, животные, растения, насекомые и тысячи не поддающихся классификации существ и артефактов. Подвергаясь бесконечным испытаниям, мы пытаемся приспособиться и найти смысл жизни. Иногда нам удается его найти, но иногда нет. Мы устаем, заболеваем, чувствуем себя ошеломленными, пойманными в ловушку, едва выживающими в ужасных городах. Мы сожалеем, мы задаемся вопросом: Что мы здесь делаем? Мы хотим другой жизни, мы требуем другого места, мы просим о перемене и, наконец, мы кричим изо всех сил: «Хватит!» Пора двигаться, уходить и искать выход. Надоело, мы отправляемся на поиски лучшей жизни. Настало время обратиться к природным ресурсам, памяти предков, творческим способностям, экопоэзису, надежде и возможности сопротивления. Мы возвращаемся к воде, к морю, чтобы соединиться с телом, природой и источниками жизни. И тогда наполненная жизнью и созерцанием тишина начинает проникать в нас и воцаряться вокруг нас. Мы живы. Мы все еще плаваем. Эту историю мы стремимся рассказать вам языком поэзии и изобразительного искусства. Изображения, которые кричат как единственная возможность ответить на непереносимые условия существования эстетически. В нашем творчестве мы бунтуем, восклицаем, потому что «красота должна быть разгневана или возмущена жизнью» [2, Р.42]. Мы, как и многие другие люди и представители флоры и фауны – существа, затронутые загрязненной жизнью в городе и за его пределами. Существа, которые запутались и вынуждены были покинуть свои естественные места обитания, превратившиеся в непригодные для жизни. Существа, которые инициируют исход, миграцию, ищут другие места для жизни. Мы находимся в поиске нового планетарного, чувственного сознания, которое питает душу мира, и которое стремится вернуть человеческие и природные смыслы в технократическую среду. Наш проект объединяет живопись и поэзию и является выражением нашего сопротивления тому миру, в котором попраны ценность и красота природы и человека. Мы реализуем свой проект как способ существования в мире, потому что искусство позволяет людям соединяться с их творческими ресурсами, восстанавливать их способность к поэзису как фундаментальной человеческой способности творчески реагировать на трудности и вызовы [3]. Искусство в древней шаманской традиции является способом восстановления души: «Когда болезнь связана с потерей души, искусство самопроизвольно становится лекарством, лекарством для души» [4, Р. 1]. Искусство – это способ созидания души, то есть способ восстановления страсти, жизненной силы и чувства существования [2]. Витальный исход – это книга, написанная языком поэтических и живописных образов, ярких штрихов, цвета и игры, а также наполненная голосами героев, полных боли и отчаяния. Возможность преобразования отчаяния и бессилия в надежду и силу проистекает из образов, жестов и поэтического слога. Они напитаны энергией, трансформирующей наш опыт и переносящей нас в фантастические миры красоты и надежды, способные стать реальностью. К счастью, с экопоэзной точки зрения, даже пустыня не пребывает в запустении и не испытывает недостатка в сердце, потому что она населена ящерицами, змеями и другими существами, и если мы хотим вернуться к чувствительному сердцу, мы должны искать его даже в пустыне, провоцировать и взывать: «Чем больше простирается пустыня, тем больше мы должны бушевать, а ярость есть наша любовь» [2, Р. 42]. Образы ревут, воют, лают, визжат, кричат – они зовут нас и просят нас почувствовать и осознать их присутствие и волю, признать их неотъемлемую ценность, увидеть и услышать мир с точки зрения поэзиса. Созерцание и слушание образов требует отказа от нашего эгоцентрического видения и развития экоцентрического восприятия, заинтересованного «в дикой, нерасчлененной стороне красоты» [6, Р. 259]. Выразительные искусства приглашают нас к более исконному и анимистическому восприятию, поскольку анимизм – «это не суеверие или поклонение природе. Это почтение к сотворенному царству, ко всей жизни, это чувство принадлежности к обширному и разнообразному ландшафту. Это признание того, что все вещи имеют дух или душу, что все живы и осведомлены» [5, Р.56]. Столкновение с анестезирующими механизмами нынешнего времени требует рева, чтобы активировать наши чувства и повысить нашу сенсорную способность, нашу волю реализовать политические и творческие действия и нашу способность эстетически реагировать на мир. Наша работа проистекает из желания обрести и утвердить новый способ существования – такой способ бытия в мире, который был бы солидарен с тайной мироздания и внимал голосу более чем человеческой реальности, постигал душу мира, занимая критическую позицию по отношению к нашему обычному инструментальному и технологическому отношению к миру вокруг нас и друг другу. Лишь обретая это, мы позволяем «... себе и своему телу постигать речь вещей и земли, восстанавливать в себе витальность и дикость, влекущие нас к тайне, непредсказуемости, голосам земли, голосам более чем человеческого мира вокруг нас, которые слишком долго молчали» [6, С.260]. Речь идет о восстановлении художественно-поэтического восприятия мира, которое мы потеряли из-за господства современного научного знания и его восприятия жизненной среды, природы как разделенной на субъектов и объекты, разум и тело, я и мир, природу и культуру. Настало время спасти видение мира как сакральной живой вселенной, как anima mundi, где все является взаимосвязанными частями единого сообщества. Задача изменения мира в XXI веке заключается в восстановлении утраченной связи с космосом, мифического и поэтического измерения бытия. Мы не осуждаем современную научную мысль и не идеализируем доиндустриальный образ жизни и анимистическое мировоззрение исконных народов. Однако мы должны переосмыслить наши отношения с природой, восстановить творческую и деликатную связь с ней, в которой современные технологии и инструментальный разум могут занимать законное, но не доминирующее место. Это связано с необходимостью решения задачи формирования новой картины реальности – картины взаимозависимости, взаимности и сотрудничества, в которой мы относимся к другим и к природе иначе, чем относимся к ним сегодня. Искусство находится в авангарде этого процесса и предвосхищает развитие научной мысли. Художественный язык всегда находится в тесном контакте с жизнью мира благодаря выразительности и чувственности его визуальных, аудиальных, кинестетических и иных языков: «Искусство – это не просто универсальный язык для людей – это космологический язык формы, чувственной сферы, из которой мы строим наши мысли» [5, Р.58]. Творческий проект «Витальный исход» возник за несколько лет до пандемии, и сегодня его распространение более чем когда-либо имеет смысл и соответствует духу экопоэзиса. Его образы призывают не впадать в спячку, что мы делаем сейчас из-за режима самоизоляции. Однако спячка – это возможный способ инициировать витальный исход экопоэзиса. Нам необходимо остановиться, дистанцируясь от привычного уклада жизни, сделать паузу в привычной череде действий, чтобы научиться чувствовать, мыслить и дышать по-другому, снова танцевать под ритм живой вселенной, которой мы принадлежим. В андском мире каждый цветок, каждая звезда, каждый камень, паук, пчела, каждая капля росы, каждый человек ... – это Вселенная-Пача, совершенная совокупность, которая, в свою очередь, дополняется еще одной Пача еще большей и совершенной, и этот процесс никогда не заканчивается. Тот же самый ритм и поток порождающей энергии и в живой клетке, и в галактике ... творит бесконечные проявления любви и гармонии. Поэтому ... если я касаюсь цветка, я касаюсь звезды [7]
Литература
Вот я здесь потеряна среди мертвых они толкают меня: извините, дайте пройти, берегитесь я по-прежнему – мои кости мои руки в этом городе психоделическом и аморфном летающаярыбаплавающаяптица в разгар эпидемии я иду среди запутавшись в проводах я танцую на цементе
здесь я играю рисую и живу между головокружением и вихрем каждая из моих пор стала ухом, но я глуха и мой скелет без кожи было бы лучше вернуться и попробовать себя в море моирукивзываютужехватит может быть, мне придется оставить их в этом апокалипсисе
но где-то в глубине рыба продолжает плавать
ориентироваться на асфальте ей сложно и двери этих зданий ей не легко открыть
может быть, было бы лучше попробовать делать это под водой? в этом мегаполисе у нас новые головы покрытые шипами
мои волосы колют меня руки протягиваются в пространство выражая намерение продолжать жить
среди ошеломленных попавших в ловушку выживших в этом ужасном городе вернемся ли мы?
сытые по горло, чтобы отправиться куда-то еще мы сбежим в космическую пустоту
беглецы, расколовшиеся на тысячу осколков акулы-утки-звезды, недоумевающие куда ушло море, ибо мы не можем его найти
возможно, кто-то ищет свои холмы где идет дождь небесно-голубой но и там дни подобны ночам
а цунами запустения все стремительно накрывает здесь нет больше места для красоты вместо нее происходят хаотичные мутации и вторжение в человеческий генофонд
дерево упало будем ли мы способны и дальше плавать в этом техногенном отравленном шуме? может быть пришло время впасть в спячку?
я размываю смешиваю разбавляю разбрызгиваю себя тысячей цветов Я все еще я я переполнена, я резвлюсь я смотрю внутрь там мой дом и там я все еще могу остаться и кормить моих детенышей бороться и снова бороться
плавать или умереть
тишина начинает проявляться во мне и над бездной и тогда я слышу, что мы все еще живы мы все еще плаваем
Ссылка для цитирования Алалу Дж., Велес О. Витальный исход // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http:// ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен Alalu J., Velez O. Vital exodus // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2020. – Vol.1, №2. – URL: http://en.ecopoiesis.ru
|
В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.
«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.
Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.
Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.
Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.
Периодичность: 2 выпуска в год.
В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер
Эл №ФС77-79134.
Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com
Почетный соредактор: Левин Стивен
Возрастная категория: 12+
Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.
При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.