Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Статьи \ ВИТАЛЬНЫЙ ИСХОД

ВИТАЛЬНЫЙ ИСХОД

« Назад

ВИТАЛЬНЫЙ ИСХОД*                                DOI: 10.24412/2713-1831-2020-2-100-112

1

Джудит Алалу Лангнас

несколько лет занималась изобразительным искусством. Обучившись терапии экспрессивными искусствами, стала работать с детьми, подростками и взрослыми. Является соучредителем  Центра экспрессивных искусств* в Лиме (Перу), со-директором Центра экспрессивных искусств в Барселоне. Имеет степень доктора философии, защитив диссертацию на базе Папского университета католики дель Перу. Также получила ученую степень в области экспрессивных искусств в Европейской высшей школе в Швейцарии.

Odet

Одетта Амаранта Велес Валькарсель

занимается искусством, практиками оздоровления и духовного развития. Является автором двух стихотворных сборников и соавтором нескольких книг по образованию. Работает, сопровождая процессы обучения, творчества и исцеления посредством экспрессивных искусств. Преподает экспрессивные искусства на базе Центра экспрессивных искусств в г. Лима (Перу), а также в Университете Перуана де Сьенсиас Апликадас и в Международном центре образования Баха. Получила психологическое образование, закончив Папский университет католики дель Перу и пройдя специализацию по методу Баха.  Получила ученую степень, закончив программу «Образование и демократия» в Университете Барселоны. В настоящее время заканчивает докторантуру в области экспрессивных искусств в Европейской высшей школе в Швейцарии.

*"Витальный исход" был впервые опубликован: Alalú J y Velez O. Éxodo Vital. - Lima: Editorial Tae Perú, 2018.

 

Аннотация

Эта проект родился в результате объединения картин Джудит Алалу с поэзией Одетты Велеc. Вдохновленная интермодальным возможностями экспрессивных искусств, связанных с разнообразием художественных языков, Джудит пригласила Одетту познакомиться с ее картинами и создать на их основе стихи. Так появилась серия визуальных и поэтических образов под названием «Витальный исход». Он призывает нас остановиться, дистанцируясь от привычного уклада жизни, сделать паузу в привычной череде действий, чтобы научиться чувствовать, мыслить и дышать по-другому, снова танцевать под ритм живой вселенной, к которой мы принадлежим.

*Центр экспрессивных искусств в г. Лима (Перу) предлагает учебную программу изучения экспрессивных искусств, ориентированную на Перу и другие страны Латинской Америки. Начиная с 2004 года, благодаря инициативам Центра, связанным с оказанием терапевтической поддержки населению, проведением образовательных и тренинговых программ, в Перу распространяется теория и практика экспрессивных искусств, используемых с целью лечения, образования, организационных и социальных изменений. Центр аккредитован Европейской высшей школой (Швейцария) как ведущим учреждением в области преподавания и развития экспрессивных искусств. Информация о Центре экспрессивных искусств в Лиме (Перу) представлена на портале www.taeperu.org

 

Введение

Городская жизнь сегодня, особенно в латиноамериканских городах, таких как Лима (Перу), немного похожа на жизнь, затерянную среди мертвых. Доминируют денатурированные, загрязненные и бездушные пейзажи. Жестокие сцены, ускоренный ритм, хаос, головокружение, водоворот, резкость, переполненность, психоделия и падемия (как та, которую мы сейчас наблюдаем на всей планете) – это то, что характеризует реальность вокруг нас. В этом сценарии пандемии (или «пустыне современности», как называет это Хиллман [2, Р. 41] мы живем: люди, животные, растения, насекомые и тысячи не поддающихся классификации существ и артефактов. Подвергаясь бесконечным испытаниям, мы пытаемся приспособиться и найти смысл жизни. Иногда нам удается его найти, но иногда нет.

Мы устаем, заболеваем, чувствуем себя ошеломленными, пойманными в ловушку, едва выживающими в ужасных городах. Мы сожалеем, мы задаемся вопросом: Что мы здесь делаем? Мы хотим другой жизни, мы требуем другого места, мы просим о перемене и, наконец, мы кричим изо всех сил: «Хватит!» Пора двигаться, уходить и искать выход. Надоело, мы отправляемся на поиски лучшей жизни. Настало время обратиться к природным ресурсам, памяти предков, творческим способностям, экопоэзису, надежде и возможности сопротивления. Мы возвращаемся к воде, к морю, чтобы соединиться с телом, природой и источниками жизни. И тогда наполненная жизнью и созерцанием тишина начинает проникать в нас и воцаряться вокруг нас. Мы живы. Мы все еще плаваем.

Эту историю мы стремимся рассказать вам языком поэзии и изобразительного искусства.  Изображения, которые кричат ​​как единственная возможность ответить на непереносимые условия существования эстетически. В нашем творчестве мы бунтуем, восклицаем, потому что «красота должна быть разгневана или возмущена жизнью» [2, Р.42].

Мы, как и многие другие люди и представители флоры и фауны – существа, затронутые загрязненной жизнью в городе и за его пределами. Существа, которые запутались и вынуждены были покинуть свои естественные места обитания, превратившиеся в непригодные для жизни. Существа, которые инициируют исход, миграцию, ищут другие места для жизни. Мы находимся в поиске нового планетарного, чувственного сознания, которое питает душу мира, и которое стремится вернуть человеческие и природные смыслы в технократическую среду.

Наш проект объединяет живопись и поэзию и является выражением нашего сопротивления тому миру, в котором попраны ценность и красота природы и человека. Мы реализуем свой проект как способ существования в мире, потому что искусство позволяет людям соединяться с их творческими ресурсами, восстанавливать их способность к поэзису как фундаментальной человеческой способности творчески реагировать на трудности и вызовы [3]. Искусство в древней шаманской традиции является способом восстановления души: «Когда болезнь связана с потерей души, искусство самопроизвольно становится лекарством, лекарством для души» [4, Р. 1].

Искусство – это способ созидания души, то есть способ восстановления страсти, жизненной силы и чувства существования [2]. Витальный исход – это книга, написанная языком поэтических и живописных образов, ярких штрихов, цвета и игры, а также наполненная голосами героев, полных боли и отчаяния. Возможность преобразования отчаяния и бессилия в надежду и силу проистекает из образов, жестов и поэтического слога. Они напитаны энергией, трансформирующей наш опыт и переносящей нас в фантастические миры красоты и надежды, способные стать реальностью.

К счастью, с экопоэзной точки зрения, даже пустыня не пребывает в запустении и не испытывает недостатка в сердце, потому что она населена ящерицами, змеями и другими существами, и если мы хотим вернуться к чувствительному сердцу, мы должны искать его даже в пустыне, провоцировать и взывать: «Чем больше простирается пустыня, тем больше мы должны бушевать, а ярость есть наша любовь» [2, Р. 42]. Образы ревут, воют, лают, визжат, кричат ​​– они зовут нас и просят нас почувствовать и осознать их присутствие и волю, признать их неотъемлемую ценность, увидеть и услышать мир с точки зрения поэзиса. Созерцание и слушание образов требует отказа от нашего эгоцентрического видения и развития экоцентрического восприятия, заинтересованного «в дикой, нерасчлененной стороне красоты» [6, Р. 259]. Выразительные искусства приглашают нас к более исконному и анимистическому восприятию, поскольку анимизм – «это не суеверие или поклонение природе. Это почтение к сотворенному царству, ко всей жизни, это чувство принадлежности к обширному и разнообразному ландшафту. Это признание того, что все вещи имеют дух или душу, что все живы и осведомлены» [5, Р.56].

Столкновение с анестезирующими механизмами нынешнего времени требует рева, чтобы активировать наши чувства и повысить нашу сенсорную способность, нашу волю реализовать политические и творческие действия и нашу способность эстетически реагировать на мир. Наша работа проистекает из желания обрести и утвердить новый способ существования – такой способ бытия в мире, который был бы солидарен с тайной мироздания и внимал голосу более чем человеческой реальности, постигал душу мира, занимая критическую позицию по отношению к нашему обычному инструментальному и технологическому отношению к миру вокруг нас и друг другу. Лишь обретая это, мы позволяем «... себе и своему телу постигать речь вещей и земли, восстанавливать в себе витальность и дикость, влекущие нас к тайне, непредсказуемости, голосам земли, голосам более чем человеческого мира вокруг нас, которые слишком долго молчали» [6, С.260].

Речь идет о восстановлении художественно-поэтического восприятия мира, которое мы потеряли из-за господства современного научного знания и его восприятия жизненной среды, природы как разделенной на субъектов и объекты, разум и тело, я и мир, природу и культуру. Настало время спасти видение мира как сакральной живой вселенной, как anima mundi, где все является взаимосвязанными частями единого сообщества. Задача изменения мира в XXI веке заключается в восстановлении утраченной связи с космосом, мифического и поэтического измерения бытия. Мы не осуждаем современную научную мысль и не идеализируем доиндустриальный образ жизни и анимистическое мировоззрение исконных народов. Однако мы должны переосмыслить наши отношения с природой, восстановить творческую и деликатную связь с ней, в которой современные технологии и инструментальный разум могут занимать законное, но не доминирующее место. Это связано с необходимостью решения задачи формирования новой картины реальности – картины взаимозависимости, взаимности и сотрудничества, в которой мы относимся к другим и к природе иначе, чем относимся к ним сегодня.

Искусство находится в авангарде этого процесса и предвосхищает развитие научной мысли. Художественный язык всегда находится в тесном контакте с жизнью мира благодаря выразительности и чувственности его визуальных, аудиальных, кинестетических и иных языков: «Искусство – это не просто универсальный язык для людей – это космологический язык формы, чувственной сферы, из которой мы строим наши мысли» [5, Р.58].

Творческий проект «Витальный исход» возник за несколько лет до пандемии, и сегодня его распространение более чем когда-либо имеет смысл и соответствует духу экопоэзиса. Его образы призывают не впадать в спячку, что мы делаем сейчас из-за режима самоизоляции. Однако спячка – это возможный способ инициировать витальный исход экопоэзиса. Нам необходимо остановиться, дистанцируясь от привычного уклада жизни, сделать паузу в привычной череде действий, чтобы научиться чувствовать, мыслить и дышать по-другому, снова танцевать под ритм живой вселенной, которой мы принадлежим.

В андском мире каждый цветок, каждая звезда, каждый камень, паук, пчела,

каждая капля росы, каждый человек ... это Вселенная-Пача,

совершенная совокупность, которая, в свою очередь, дополняется

еще одной Пача

еще большей и совершенной, и этот процесс никогда не

заканчивается.

Тот же самый ритм и поток порождающей энергии

 и в живой клетке, и в галактике ...

творит бесконечные проявления любви и гармонии.

Поэтому ... если я касаюсь цветка, я касаюсь звезды [7]

 

Литература

  1. Hillman J. Re-visioning psychology. – New York: Harper & Row, 1975.
  2. Hillman J. The thought of the heart. – Dallas, Texas: Spring Publications, 1981.
  3. Levine S. K. Poiesis. The language of psychology and the speech of the soul. – London: Jessica Kingsley Publishers, 1995.
  4. McNiff S. Art as medicine. Creating a therapy of the imagination. –Boston: Shambhala, 1992.
  5. Rugh M. M. Sitting on the edge of wonder. Art and animism in the service of person and planet healing // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2020. – Vol.1, №1. – URL: http://ecopoiesis.ru
  6. Stoknes P. Why eco-philosophy and expressive arts? In Levine, S. K and Levine, E. G. (Eds.), New developments in expressive arts therapy. The play of poiesis, pp. 258-260. // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2020. – Vol.1, №1. – URL: http://ecopoiesis.ruLondon: Jessica Kingsley Publishers, 2017.
  7. Vera A. Kintu: ofrenda de flores sagradas a la divinidad, símbolo de unidad, 2014. Recuperado de http://ludoterapiaautocreadoragestalt.blogspot.com/2011/06/kintu-ofrenda-de-flores-sagradas-la.html

 

3

Вот я здесь

потеряна среди мертвых

4

они толкают меня:

извините, дайте пройти, берегитесь

5

я по-прежнему –

               мои кости

                             мои руки

в этом городе психоделическом и аморфном

6

летающаярыбаплавающаяптица

в разгар эпидемии

7

я иду среди запутавшись в проводах

я танцую на цементе

 

здесь я играю

                     рисую

                                и живу

между головокружением и вихрем

8

каждая из моих пор стала ухом, но я глуха

и мой скелет без кожи

9

было бы лучше вернуться

и попробовать себя в море

10

моирукивзываютужехватит

может быть, мне придется оставить их в этом апокалипсисе

 

но где-то в глубине рыба продолжает плавать

 

ориентироваться на асфальте ей сложно

и двери этих зданий ей не легко открыть

 

может быть, было бы лучше попробовать делать это под водой?

11

в этом мегаполисе

у нас новые головы

покрытые шипами

 

мои волосы колют меня

                                    руки протягиваются в пространство

выражая намерение продолжать жить

 

среди ошеломленных

попавших в ловушку

выживших

в этом ужасном городе

12

вернемся ли мы?

 

сытые по горло, чтобы отправиться куда-то еще

мы сбежим в космическую пустоту

 

беглецы, расколовшиеся на тысячу осколков

13

акулы-утки-звезды, недоумевающие

куда ушло море, ибо мы не можем его найти

 

возможно, кто-то ищет свои холмы

где идет дождь небесно-голубой

но и там дни подобны ночам

 

а цунами запустения все стремительно накрывает

здесь нет больше места для красоты

вместо нее происходят хаотичные мутации и вторжение в человеческий генофонд

 

дерево упало

14

будем ли мы способны и дальше плавать в этом техногенном отравленном шуме?

15

может быть пришло время впасть в спячку?

 

я размываю

                  смешиваю

                               разбавляю

                                          разбрызгиваю себя

                                                               тысячей цветов

16

Я все еще я

17

я переполнена, я резвлюсь

я смотрю внутрь

там мой дом

и там я все еще могу остаться

и кормить моих детенышей

18

бороться и снова бороться

 

плавать или умереть

 

тишина начинает проявляться во мне и над бездной

и тогда я слышу, что мы все еще живы

мы все еще плаваем

 

Ссылка для цитирования

Алалу Дж., Велес О. Витальный исход // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http:// ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Alalu J., Velez O. Vital exodus // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2020. – Vol.1, №2. – URL: http://en.ecopoiesis.ru

 



О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.