Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Беннетт Робин Роуз. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВОССОЕДИНЕНИИ С ЗЕМЛЕЙ

Беннетт Робин Роуз. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВОССОЕДИНЕНИИ С ЗЕМЛЕЙ

« Назад

Авторский взгляд

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВОССОЕДИНЕНИИ С ЗЕМЛЕЙ

Робин Роуз Беннетт

основательница организации «Wise Woman Healing Ways», с 1986 г. – травник и педагог. Преподает на факультетах Нью-Йоркского открытого центра и школы традиционного травничества «Arbor Vitae» (Нью-Йорк, США)

 

Аннотация

Автор эссе размышляет о связи людей друг с другом и жизнью на планете, с акцентом на растениях как обладающих целебными свойствами и способными пробуждать в человеке его экологическую сущность. Автор приглашает посредством взаимодействия с миром растений учиться тому, как можно переживать единство с разными формами жизни, осуществлять их поддержку, испытывать радость от пребывания на Земле, воспринимая ее в качестве своего подлинного "дома".

Ключевые слова: биомимикрия, органолептическое обучение, растения, травничество, фитотерапия, экология

 

Если бы я могла спеть начало этой статьи, я бы начала с песнопения, которым я спонтанно открываю или закрываю свою практические занятия:

Я люблю Землю – глубоко, искренне, всем своим существом.

Земля любит меня – глубоко, искренне, всем своим существом.

Любовь, которую она испытывает ко мне, не моногамна.

Земля свободно предлагает себя каждому, кто готов получить ее дары. Она не требует оплаты за свою любовь, но отвечает уважением, благодарностью и привязанностью, как и любой возлюбленный или возлюбленная.

Это не антропоморфизм. Земля представляет собой живую сущность, гораздо более сложную, чем homo sapiens. Она жива, дышит, прибывает в постоянном развитии, рождается и умирает в каждое мгновение. Земля состоит из миллиардов существ, заполняющих бесчисленные слои микроскопических и макроскопических форм жизни. Она часто воспринимается как нечто меньшее, чем то живое, сверхчувствительное и разумное существо, которым она является на самом деле. Она также нечто более сложное, чем Гайя. Восприятие Земли как неодушевленной позволяет людям эксплуатировать ее тело, красть ее плоть и жизнь во имя экономического развития и прогресса. Он позволила людям загрязнять и отравлять ее воздух, воду и землю и злоупотреблять ее творческим огнем, не обращая внимания на таинство земной жизни в и, конечно, без благодарности и чувства взаимности.

Но эта взаимность имеет значение. Я более тридцати лет помогаю людям развивать в себе чувство взаимности в отношениях с Землей, воссоединяясь с нею физически, умственно, эмоционально и духовно, опираясь на исследования и практику в области фитотерапии. При этом я убедилась в том, что осознание живой связи человека с экосферой помогает воссоединиться с природой и пробудить свое подлинное Я. Этот путь пробуждения может быть связан с самопознанием и обозначен словами, начертанными над дверным проемом в храме в Дельфах, «Познай самого себя», а также словами Шекспира: «Самому себе будь истинным».

Мы знаем правду о нашей индивидуальной и коллективной связи с Землей и друг с другом на клеточном уровне. Но эту связь необходимо почувствовать, чтобы она стала знанием. Эта связь должна быть больше, чем просто убеждением или идеей. Нам нужно ощутить реальность этой связи на телесном уровне. Мы живем в период кардинальных изменений человека и среды его обитания. Возможно, самое главное для нас в этот момент выбрать, как мы подойдем к решению стоящих перед нами проблем. От исключительно интеллектуального подхода к решению проблем, связанных с отношениями человека с миром природы, мы можем перейти к таким способам их решения, которые основаны на опытном знании и телесном опыте. Когда мы пытаемся воплотить что-то на телесном уровне, знание приходит изнутри.

Поскольку мы в значительной мере отделили себя физически от природной среды и от связи с разными формами природной жизни, мы также отделили себя от тела. Мы научились не доверять собственным телесным ощущениям. Поэтому нам стало намного легче запутаться, быть обманутыми, подвергаться манипуляциям и действовать вопреки собственным интересам и интересам наших природных собратьев. Некоторые даже допускают, что люди могут когда-то оставить Землю, исчерпав ее ресурсы и улететь в поисках новой планеты, на которой можно будет жить более комфортно. Такое мышление контрпродуктивно. Вместо него, нам следует развивать свое сознание связи с земной жизнью, стремиться стать более похожими на наших «собратьев», в частности, деревья и другие растения, которые обладают глубинным знанием таинства земной жизни.

Рис. 1. Ранняя весна: Робин Роуз приветствует триллиум крупноцветковый в общинном саду лекарственных трав, созданном ею вместе с группой ее последователей и волонтеров в области устойчивого развития. Сад находится на вершине холма, где пересекаются три дороги, поэтому Робин Роуз назвала этот сад «Образование на перепутье».

Один из моих местных учителей, Кивейдинокуэй, учил, что из всех созданий Земли растения лучше всех других форм жизни следовали первоначальным наставлениям Создателя, которые заключаются в том, чтобы щедро отдавать себя на благо всех существ. Представители мира растений действительно являются целителями для двуногих (нас), четвероногих, крылатых и плавниковых, а также для самой земли, воды и воздуха. Мы и растения особенно тесно связаны посредством огромного океана воздуха, которым мы все дышим. Мы выдыхаем то, что вдыхают растения, и вдыхаем то, что выдыхают они. Как нам при этом не видеть нашей взаимной ответственности? Почему мы должны отрицать красоту наших взаимоотношений, и то, что наука открыла об «интеллекте» зеленой жизни на нашей планете?

Я верю, что многие из нас все это действительно видят, но мы стали бояться чувствовать и признавать то, что между нами и миром растений существует глубокая связь, возможно, потому что боимся почувствовать боль, если позволим броне вокруг наших сердец растаять. И все же это именно то, что мы должны сделать, чтобы стать действительно человечными, чувствительными существами, способными к сочувствию и состраданию.

Земля, вместе с космосом, частью которого мы все являемся, служит великолепным зеркалом, отражающим, кто мы есть на самом деле, и чем мы можем стать в масштабах земной и космической жизни. Мы физически состоим из тех же атомов, что и Земля, и звезды. Мы в буквальном смысле древние, как небеса. И хотя мы не всемогущи, мы все же несем ответственность за свой выбор. Мы не можем вернуться назад, но, если мы решим воссоединиться с Землей, мы сможем научиться, как заметил знаменитый духовный учитель Рам Дасс, быть здесь и сейчас, воспринимать и чувствовать настоящий момент чуда и ценности земной жизни. Мы можем молча сидеть и сознательно обмениваться дыханием с растением, чтобы начать опыт воссоединения с природой. Земля всегда у нас под ногами, даже под тротуаром или асфальтом, или когда мы находимся в офисе в многоэтажном доме.

Когда моих родителей похоронили не на Земле, а в общественном мавзолее, решив поместить их останки в склеп в стене, заполненной гробами и урнами, я была очень сильно расстроена. Мои родители не хотели отдавать себя земле даже после смерти. Однажды молодой кинорежиссер, сопровождавший меня в лесу и снимавший, как я делаю подношения в знак благодарности растениям, позже, за чашкой чая, рассказал мне об отмеченном наградами документальном фильме, который он снял незадолго до этого. Это был фильм, в котором было показано постепенное угасание жизненных сил его отца и, в конечном итоге, его смерть от СПИДа. Режиссер поделился, что его горе стало еще острее, когда его отец сделал тот же выбор, что и мои родители, в отношении погребения. Я прониклась сочувствием к режиссеру, разделив с ним дискомфорт по поводу того, что для нас было необъяснимым недоверием и отвращением к Земле как источнику бесчисленных благ. Режиссер также сказал мне, что рассказал о своих переживаниях бабушке, которая в ответ подарила ему следующую целительную мудрость: «Что ж, мой дорогой, я не думаю, что тебе следует так расстраиваться. Эта стена в конце концов тоже вернется на Землю». Эти слова его утешили.

Рис. 2. Женщины, занимающиеся созданием сборов из лечебных травами: Трое учениц Робин Роуз делают настойки на травах, которые они только что собрали в ее саду.

Когда я впервые начала изучать фитотерапию, я просто пыталась решить некоторые из своих проблем со здоровьем. Тем не менее, по мере того как я продолжала изучать фитотерапию, я извлекла пользу из многих «побочных эффектов», которых я не ожидала и даже не знала, что они будут для меня важны. Растения медленно, но верно приводили меня «домой», на Землю и возвращали меня к себе самой. На самом деле, полезные побочные эффекты часто возникают, когда человек принимает травяной настой, чтобы помочь себе, если у него есть проблемы со здоровьем, а затем обнаруживает, что он может поддержать себя иным способом. Например, он может пить горячий чай из бузины, чтобы помочь себе от насморка, и вследствие этого внезапно замечает, что его кожа стала более чистой.

Я снова и снова видела доказательства того, что регулярное употребление растительных снадобий укрепляет нас и наши физические и душевные силы. Наш организм распознает растительную медицину на клеточном уровне, опираясь на опыт наших человеческих и нечеловеческих предков. Мы эволюционировали вместе с ними миллионы лет. Наше тело распознает те питательные и целебные вещества, которые содержатся в растениях. Воссоединение с землей через растения в дикой природе и в наших садах также помогает осознать, что все, что является самым приземленным и обычным в земной реальности, а именно, жизнь, смерть и возрождение, является таинством Земли.

Я люблю Землю, а Земля любит меня.

Она любит нас как часть себя.

Прикоснитесь к Земле и вспомните, кто вы. Не ждите.

Мы являемся и камнями, и землей, и тем, что в ней хранится и на ней произрастает.

Мы являемся березами, морскими водорослями и многими-многими другими растительными и животными формами жизни.

Мы являемся частью этого разнообразного сообщества, которое постоянно возникает, умирает и возрождается.

Оно поддерживает и лелеет вас. Мы принадлежим ему.

Что хорошо для Земли, хорошо для нас.

Что хорошо для нас, хорошо для Земли.

Рис. 3. Робин Роуз общается с астрой Новой Англии перед сбором цветущих стеблей для сушки для приготовления лечебных чаев.

Я полагаю, что мы едины в бесконечных формах земной жизни, потому что они меня очаровывают. У меня также есть духовное ощущение единства с разными формами природной жизни, потому что я испытала очень яркие моменты трансцендентной радости и глубоких сердечных открытий, к которым меня привели мои медитативные практики, связанные с взаимодействием с миром растений. Чтобы узнать, что действительно хорошо для меня и, следовательно, для Земли, мне нужно было соединиться с моим телом, от которого я всегда ощущала себя относительно отделенной, с моей уязвимостью, которой я всегда боялась, особенно как женщина. Благодаря исследованиям, иногда смелым, иногда робким, иногда через переживание удовольствия, а иногда через боль и болезни, я научилась чувствовать единство с миром растений и твердо стоять на земле.

После тридцати лет погружения в эту область исследований, общение с растениями стало для меня образом жизни, поддерживаемым глубоким знанием. Это знание в его единстве с телесным и эмоциональным опытом общения с растениями сеет внутри меня семена мира, непоколебимого переживания внутренней гармонии и силы, независимо от обстоятельств. И все же, как семя, оно не статично, а динамично, пульсирует жизненной силой и готово к росту. Воссоединение с Землей через растения, фитотерапию, связано для меня с ежедневным переживанием радости жизни на нашей планете, чего я никогда раньше не испытывала, даже несмотря на всю мою преданную духовную работу.

Конечно, у меня вызывает глубокую скорбь то, что мы делаем с Землей и друг другом. Я горюю из-за человеческой жестокости и насилия, тех страданий и потерь, которые кажутся необходимыми, чтобы разбудить человечество. Конечно, я тоже чувствую гнев, но я понимаю, что гнев переносить легче, чем чувство, лежащее под ним, а именно, горе столь же глубокое, как океан. Многие из нас боятся чувствовать горе. Наш гнев может пугать, но он также может дать силы, если его использовать с умом. Наше горе может оказаться бездонным; если мы погрузимся в его глубину. Вполне понятно, что мы боимся, что никогда не сможем всплыть на поверхность. Однако погружение в горе развивает наше сострадание, делает нас взрослыми и открывает возможность восстать в радости.

Один мой молодой родственник, которого я очень люблю, однажды шокировал меня, сказав по поводу растений и животных: «Зачем мне они? Я их не знаю". Он видимо чувствовал себя отделенным от них. Однако, когда однажды тот же молодой человек провел время в саду со мной и группой студентов-травников, он отвел меня в сторону с улыбкой на лице, в которой я увидела переживание восторга, смешанное с завистью, и сказал: «Робин, тебе так повезло! Все, что вам нужно сделать, это выйти на улицу и войти в контакт с растением! Я вижу, что ты счастлива!" Хотя на самом деле это может быть не так просто, но всегда помогает поставить ноги на землю и вдохнуть свежий воздух в легкие. И разве мы не стоим все на одной земле и не дышим одним воздухом? Вовсе не нужно быть травником или «зеленой ведьмой», чтобы испытать то, что испытываю я. Я снова и снова вижу, что, когда люди воссоединяются с Землей, живут ли они в городских, пригородных или сельских районах, ступая на землю и общаясь с миром растений, они возвращаются к себе домой. Им становится легче узнать, кто они такие, и что они действительно хотят делать. Это неизбежно способствует всей земной жизни. Когда люди осознают свои дары, они, естественно, хотят выразить их и поделиться ими. Я вижу огромную пробуждающую энергию жизни в поэзии, живописи, музыке и многом другом, что создают мои ученики, занимаясь травничеством, даже когда они сознательно не стремятся к творческому самовыражению. Открытие подлинного «Я» является лучшим творческим ответом на переживаемые нами индивидуально или коллективно чувства гнева и горя. Именно так мы сможем двигаться вперед здоровым и жизнеутверждающим образом в этот решающий момент времени.

Рис. 4. Ученики Робин Роуз учатся делать цветочные эссенции из цветков вишни. Они собрали цветы раньше и положили их в миску с пресной водой, чтобы посидеть на солнце несколько часов.

Все зависит от того, как мы объединим наши уникальные таланты вместе таким образом, что это приведет к перестройке наших социальных и политических институтов, чтобы они поддерживали все существа на нашей планете наиболее справедливым образом. Это жизненно важно. Способы решения накопившихся проблем уже существуют. Они есть в немногих оставшихся коренных сообществах, живущих в гармонии со своей средой, а также в тех действительно гениальных технологических подходах, которые сегодня связаны с экспериментами по созданию экологичных форм человеческой жизни, основанных на биомимикрии, наблюдении за тем, что делает природа, и стремлении человека подражать ей.

Нам нужно последовать ее примеру, чтобы заново сплести гобелен жизни, чтобы вернуться к нормальной жизни на Земле. Мы не можем заменить природу и создать полностью искусственную среду. Мы не можем воспроизвести воду океана или создать другую версию воздуха, которым дышим. Мы можем и должны научиться работать вместе с природой и поддерживать ее, осознавая, что, как и все виды на Земле, нас поддерживают сложные живые системы, к которым мы принадлежим. Мы все являемся частью друг друга, частью живой паутины жизни. Нам нужно усвоить это до мозга костей, если мы хотим пережить те испытания, с которыми мы начали сталкиваться в нынешнем эволюционном хаосе. Чтобы исцелить себя и принести это исцеление в человеческое сообщество, чтобы жить в гармонии, нам нужно вернуться к использованию наших животных чувств и объединить их с нашим интеллектуальным пониманием. В фитотерапии мы называем это органолептическим обучением, то есть, обучением через наши чувства. Это обеспечивает установление связи с земной жизнью на основе вкуса и запаха, наблюдения и осязания. Мы единственный вид на Земле, который забыл, как это делать. Мы можем думать, что это потому, что мы действуем на более высоком уровне, но это не так. Или, если это так, то это выглядит будто бы имеет значение только верхний этаж дома, а расположенные ниже этажи и фундамент со стабилизирующим уровнем земли вовсе не важны.

Если вы потратите время, чтобы изучить свои реакции на разные виды растений, встав спиной к двум разным видам деревьев, например, березе, сосне и дубу, то вы сможете обнаружить, что учитесь разным вещам у березы, сосны и дуба. Все они «говорят на языке деревьев», но то как и что они говорят – это предмет тонких и существенных различий. Мы принадлежим природе и Земле. Забвение этой истины сделало людей физически, умственно и эмоционально ослабленными и больными, а также невыносимо одинокими. Для меня и для многих других наиболее серьезным побочным эффектом изучения фитотерапии является открытие того, что у нас есть родственники и союзники повсюду, видимые и невидимые. Мы самые хрупкие и уязвимые существа, и становимся наиболее закрытыми и агрессивными, когда чувствуем себя одинокими и изолированными.

Мы можем продолжать обращаться с землей разрушительными и потребительскими способами, что еще больше сделает нас несчастными и больными, и, в конце концов, убьет нас. Но мы также можем изменить свой способ существования, почувствовав и осознав свою взаимозависимость с Землей и природой. Все формы жизни важны. Мы можем объединиться в нашем творчестве, сострадании и связи друг с другом, чтобы сделать друг друга здоровыми и сильными. Это уже происходит и постепенно набирает обороты по всему миру. Мы объединяем наши руки и сердца. Разделение с природой – это массовое заблуждение, ведущее к катастрофе и массовому вымиранию. Земля в конечном итоге будет в порядке с нами или без нас, но в нашем объединении с ней заключен потенциал нашего исцеления. Если мы объединимся с ней в настоящем, у нас будет будущее.

Нам не нужно быть точно такими же, как другие живые существа, так же как морж не должен быть бабочкой. Но нам действительно нужно сбавить скорость, отключиться от быстро меняющихся отвлекающих факторов, выйти на улицу и коснуться земли. Совершенно необходимо, чтобы мы чувствовали свое горе из-за наших потерь и смотрели в лицо нашим страхам, особенно нашему огромному страху дефицита, который постоянно подогревается и манипулируется, чтобы оправдать институциональную жадность и жестокость. Удивительно, но при наличии веками отработанной системы производства и потребления и хищническом использовании природных ресурсов, у многих нет почти ничего. Мы допускаем голод, рабство, страдания и смерть. Мы подавляем нашу озабоченность, закрываем двери для сострадания, не желая переживать его из страха, что это причинит слишком много боли или лишит нас того, что является нашей собственностью.

Мы держимся в темноте. Одни находятся на пределе выживания, в то время как другие тонут в роскоши, не обращая внимание на токсичные горы пластика, электронных и химических отходов, загрязняющих нашу землю, воздух и воду. Но Земля адаптируема, и мы тоже. Пришло время проснуться и вставать. Мы не можем дальше отрицать свою силу и ответственность перед земной жизнью и своей собственной судьбой, а также подавлять горе и раскаяние по поводу причиненного нами вреда. Мы должны осознать потери, которые мы терпим в наших семьях и на нашей все более загрязненной и подвергающейся насилию планете. Нам нужно участвовать в демонтаже зданий классового и видового господства и исключительности, особенно если мы извлекаем из них пользу. Правда также состоит в том, что эти здания даже без наших усилий уже самоуничтожаются. Те, кто сидит наверху, опасно цепляются за ступеньки качающейся лестницы, которая неизбежно упадет. Они крепко держатся за власть немногих над многими, но этот момент авторитаризма и господства над землей и ее обитателями продлится недолго.

Настало время для того, чтобы мы, люди, соединили свои руки и сердца и пробудились. Нас много. В нашем единстве есть полномочия. Когда я была в отчаянии и спрашивала Землю, что ей нужно от меня, от нас, людей, я почти всегда получала почти один и тот же ответ: «Пойте и танцуйте. Собирайтесь вместе. Помните, кто вы, и что доставляет вам радость. В радости путь спасения и через него произрастает сознание. Растите ввысь. Проникайте вглубь земли. Помните, что все вы вместе, друг с другом и с животными, деревьями, всеми населяющими Землю. Воссоединение с Землей проливает свет радости и жизни, вызывает сердечное переживание принадлежности».

Я убеждена, что у нас нет иного пути спасения кроме того, который связан с воссоединением с сетью жизни, о которой мы, возможно, временно забыли. Пусть наши сердца осветится и наполнятся радостью. Пусть ваши руки протянутся к рукам друг друга, «рукам» всех форм жизни, и вместе мы шаг за шагом пойдем в следующую эру. Некоторые из нас будут хромать, некоторые из нас будут танцевать, но мы будем обретать силы через наше сострадание и заботу друг о друге, через наше воспевание красоты, наслаждаясь свободой и сажая сады, чтобы накормить всех. Так будет. Так есть. И в этом наше благословение жизни земной.

 

Ссылка для цитирования

Беннетт Р.Р. Размышления о воссоединении с Землей // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Bennett R.R. A reflection on reconnecting with the Earth  // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2021. – Vol.2, №1. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)

DOI: 10.24412/2713-1831-2021-1-122-128

 

 


О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 4 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.