В статье предлагается и обосновывается феномен природных архетипов в качестве новой категории экопсихологии. Рассматриваемые с точки зрения экогуманитарного подхода, архетипы природы – это мыслеобразы и произведения мировой духовной культуры, объединяющие в себе разные природные явления и объекты, с одной стороны, и человеческие свойства, мир психических явлений, с другой стороны. Используя представления Кестлера о холонах и холархиях, и описанные Уилбером четыре фундаментальные способности холонов (самосохранение, самоадаптация, самотрансценденция и самоутилизация), автор показывает, как эти способности реализуются в отношениях человека с миром природы.
В статье обосновывается необходимость обновления содержания современного экологического образования в интересах устойчивого развития (ОУР) на основе интеграции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. Уделяется внимание необходимости гуманитаризации экологического образования в современных условиях. С опорой на международный и российский опыт проводится анализ становления школы устойчивого развития (ШУР) и основных ее моделей в Санкт-Петербурге. Определены основные направления «ОУР-трансформации» в моделях ШУР.
Рассмотрены дидактические проблемы, возникающие при решении задачи встраивания интегрированной междисциплинарной линии содержания образования в содержание учебных предметов. Обоснована необходимость конструирования образования для устойчивого развития с допредметного уровня на основе культурологической теории содержания, использование дидактических метафор, педагогических аксиом и архетипических культурных концептов русского языка. Описана укрупненная дидактическая единицы сквозной межпредметной линии содержания образования для устойчивого развития, отражающая исторически сложившуюся у народов России антропоэкосистему «Природа-Род-Родина», позволяющую соединить традиционные национальные ценности со стратегическими задачами социально-экологического развития России.
Этот цикл стихов возник из экопоэтического взаимодействия с ландшафтами, отмеченными как красотой, так и опустошением. Это те географические регионы, которые не только стали свидетелями уничтожения и перемещения человеческих сообществ, но и пережили экологическое насилие, сожжение лесов, загрязнение рек и экосистем вследствие военной оккупации и хищной добычи полезных ископаемых. Эти стихи являются выражением экопоэзиса как способа поэтического сотворчества с миром, выходящим за рамки человеческого бытия. Вместо того чтобы рассматривать природу как пассивный объект или романтический фон, экопоэзис утверждает ее способность к деянию, творчеству, общению и восстановлению.
В этом обзоре освещаются недавние публикации, демонстрирующие инициативы по созданию экологической цивилизации в Китае и России. Обращается внимание на выход в России первой академической антологии по теме экологической цивилизации, а также издание в Китае серии новых книг, в том числе «Современная экологическая среда Китая», «Комплексное развитие лесных и пастбищных национальных парков», «Новый тип урбанизации с китайскими особенностями» и «Углеродный баланс лесных экосистем Китая», которые исследуют экологическое развитие с философской, урбанистической, экологической точек зрения. В этих работах подчеркивается важность культурного наследия, системной трансформации и глобального сотрудничества в построении устойчивых и гармоничных отношений между человечеством и природой.
В статье исследуется концепция экопоэзиса через экологические и эстетические измерения кино Хаяо Миядзаки. Опираясь на поэтическую экологическую структуру Стивена К. Левина, автор анализирует такие фильмы Хаяо Миядзаки как «Принцесса Мононоке», «Навсикае из Долины ветров» и «Унесенные призраками», показывая, как природа представлена не просто как пассивный фон или ресурс, но как со-творящий, чувствующий субъект. В статье сначала излагаются теоретические основы экопоэзиса, укорененные в философии Хайдеггера и расширенные через перспективу экспрессивного искусства Левина. При рассмотрении этих представлений привлекаются также идеи японской культурной философии, в частности, синтоистского мировоззрения, моно но аваре и югэн, чтобы подчеркнуть культурный резонанс работ Миядзаки. Это показывает, что фильмы Миядзаки предлагают воплощенные, чувственные и этические отношения с природой, которые выходят за рамки таких дихотомий, как природа против технологий или сохранение против эксплуатации. Его фильмы представлены в статье как поэтические места, где переплетаются экологическая осведомленность и экзистенциальная ответственность. В заключение, автор описывает альтернативную жизненную ориентацию — эстетический, этический и сотворческий способ бытия с миром перед лицом усиливающихся экологических кризисов.
Мы живем во времена экологического кризиса. Окружающий нас мир природы страдает от промышленного загрязнения, войн и несбалансированного развития нынешней цивилизации. Концепция антропоцена связана с представлением о том, что земная жизнь сегодня уже не является независимой от человеческой деятельности. Это фактически означает, что мы создали такую среду, которая ставит нас на грань самоуничтожения. Однако, хотя мы и являемся частью природы, у нас есть особые отношения с ней, такие отношения, которые обозначаются термином «экопоэзис». «Поэзис» - это греческое слово, означающее «творчество», способность реагировать на то, что явлено нам как данность, на которую мы можем определенным образом влиять, формируя ее, чтобы раскрыть ее потенциалы, в том числе, ее красоту.
В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» некоторое время назад создан раздел «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую наши отношения с миром природы. В этом выпуске журнала данный раздел включает произведения Джудит Грир Эссекс, Дженны Монтгомери и Александра Копытина. Работы Д.Г. Эссекс и . Монтгомери представлены рисунками и стихами, произведения Александра Копытина - восемью стихами из цикла "Так говорил Талиесин", Стивена Левина - новым циклом стихов "Земля- наш дом".
В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» некоторое время назад создан раздел «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую наши отношения с миром природы. В этом выпуске журнала данный раздел включает произведения Джудит Грир Эссекс, Дженны Монтгомери и Александра Копытина. Работы Д.Г. Эссекс и . Монтгомери представлены рисунками и стихами, произведения Александра Копытина - восемью стихами из стихотворного цикла "Так говорил Талиесин", произведения Стивена Левина - новым циклом стихов "Земля - наш дом".
В статье обсуждаются вопросы неоднозначного отношения между природой и искусством, проявляющегося в работах художников и в арт-терапии. Комментируются работы некоторых современных художников, обращавшихся к изображению природы или исследованию отношений человека к природе, таких как Йозеф Бойс, Энди Голдсуорси, Клод Моне, Томас Вреде. Приводится краткое описание примеров художественного оформления психиатрической больницы в г. Мюнстере (Германия), а также взаимодействия с миром природы во время занятий арт-терапией, в частности, пациентов с онкологическими заболеваниями.
В статье анализируется роль фотографии в развитии позитивной связи человека с природой. Представлены и проиллюстрированы примерами фотографий и фотопроектов некоторые причины, по которым фотография может быть ценным средством природоориентированных практик, поддерживающих развитие экологического сознания. Рассмотрены некоторые соображения, почему фотография помогает исследовать и изменять восприятие природы, чувствовать контроль над окружающей средой, развивает экологическую идентичность, осознанность и чувство физического присутствия в среде.
В статье на примере человеческого тела рассматривается единство культурного и природного измерений человека. Тело выступает в качестве природной основы человека, соединяя нас с органикой природной жизни. При этом искусство является средством организации и выражения разных аспектов телесного опыта человека. Обозначается роль экспрессивных искусств и полимодальной терапии экспрессивными искусствами. Подчеркивается, что экспрессивные искусства восстанавливают связь с телом, природой и традиционными культурами, возвращая человеку древнюю мудрость в современных условиях.
В интервью британский арт-терапевт Гэри Нэш рассказывает о развитии экологической арт-терапии (арт-терапии на основе природы) в Великобритании и инициативах по внедрению этого направления в своей деятельности и работе своих коллег. Он отдает особую дань памяти своему коллеге и пионеру экологической терапии Яну Сиддонсу Хегинворту, который скончался в этом году.
Стремление создать экологическую цивилизацию продвигалось экомарксистами, приверженными созданию некоторой формы экосоциализма. В статье рассматривается, что то, что подразумевается под терминами «экомарксизм» и «экологическая цивилизация». Данные термины определяются на основе экологических концепций. При этом стремление к созданию экологической цивилизации связывается с реализацией «экологической культуры», принимая экологию за корневую метафору для понимания всей реальности. Утверждается, что концепция экопоэзиса, вытекающая из экологии, обеспечивает мост между естественными и гуманитарными науками, предоставляя основу для переформулирования социальных наук и политической философии, необходимых для создания нового мирового порядка.
В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» некоторое время назад создан раздел «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую наши отношения с миром природы. В этом выпуске журнала данный раздел включает произведения Джудит Грир Эссекс, Дженны Монтгомери, Александра Копытина и Стивена Левина.
В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» некоторое время назад создан раздел «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую наши отношения с миром природы. В этом выпуске журнала данный раздел включает эссе Вадима Рябикова и стихотворение Александра Копытина (мелодекламация Александры Кирилловой).
В статье рассматривается влияние Луны как небесного тела Солнечной системы, тесно связанного с Землей, на человека. Показано, как посредством творческой активности во взаимодействии человека с данным небесным телом происходит формирование новых смыслов и форм опыта и их обновление в культуре. Луна при этом выступает не только в качестве физического объекта, но и одного из природных архетипов, с участием которого происходит реализация определенного набора человеческих потенциалов в их единстве с жизненной средой, целостной экосистемой. При рассмотрении Луны как природного феномена особое внимание обращается на те виды деятельности, когда она воспринимается через призму непрагматического, художественно-эстетического опыта, тесно связанного с переживанием красоты. При рассмотрении такого модуса восприятия Луны привлекаются понятия поэзиса и экопоэзиса.
В настоящий исторический момент мир находится в очень сложном состоянии: насилие в секторе Газа и война на Украине затронули все мировое сообщество и выявили хрупкость и дисфункциональную природу нынешнего положения дел, затрагивающего человечество и природу. Украина, как и любая другая «горячая точка» на нашей планете, затрагивают жизнь всех и каждого, поскольку они являются гранями одной и той же ситуации. В новом выпуске нашего журнала снова представлена международная сеть людей и идей, которые помогают наращивать «противодействие» антропоцентрическому мировоззрению. Идеи этой позиции в настоящее время витают в воздухе и оформляются в целостную программу, которая могла бы повлиять на судьбы человечества и природы в их единстве друг с другом. Цивилизация эксплуатации природы и человеческого сообщества, необузданного и разрушительного потребления должна быть заменена новым способом существования, основанным на экологическом мышлении, чувствах и поступках.
В новом разделе нашего журнала «Поэтическая антология отношений природы и человека» представлена поэзия разных эпох, посвященная различным граням отношений между людьми и Луной как природным объектом. Стихотворные произведения позволяют постичь экогуманитарные, экопоэтические нюансы отношений человека с Луной, нашу способность вместе с данным природным явлением порождать новые грани субъектности, открывать человеческую и более-чем-человеческую реальность.
В эссе описан опыт проведения творческого события преподавателями, студентами и выпускниками Центра экспрессивных искусств в Лима (Перу). Данное творческое событие в области экспрессивных искусств является способом коллективного творческого реагирования на проблемную ситуацию в экосистеме и перуанском обществе. Творческие действия выступают источником переживания красоты и преобразования мира. В ходе творческого интенсива был использован комплекс экспрессивных искусств включая визуальные искусства, пение, танец и поэзию, давая участникам возможность совместно отреагировать и преобразовать опыт насилия и страдания в переживание единения, надежды и красоты. В ходе мероприятия ключевую роль играло исполнение традиционной ритуальной песни народа кечуа «Вода помощи».
Страницы: 1 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]