В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» некоторое время назад создан раздел «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую наши отношения с миром природы. В этом выпуске журнала данный раздел включает произведения Джудит Грир Эссекс, Дженны Монтгомери и Александра Копытина. Работы Д.Г. Эссекс и . Монтгомери представлены рисунками и стихами, произведения Александра Копытина - восемью стихами из цикла "Так говорил Талиесин", Стивена Левина - новым циклом стихов "Земля- наш дом".
В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» некоторое время назад создан раздел «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую наши отношения с миром природы. В этом выпуске журнала данный раздел включает произведения Джудит Грир Эссекс, Дженны Монтгомери и Александра Копытина. Работы Д.Г. Эссекс и . Монтгомери представлены рисунками и стихами, произведения Александра Копытина - восемью стихами из стихотворного цикла "Так говорил Талиесин", произведения Стивена Левина - новым циклом стихов "Земля - наш дом".
В статье обсуждаются вопросы неоднозначного отношения между природой и искусством, проявляющегося в работах художников и в арт-терапии. Комментируются работы некоторых современных художников, обращавшихся к изображению природы или исследованию отношений человека к природе, таких как Йозеф Бойс, Энди Голдсуорси, Клод Моне, Томас Вреде. Приводится краткое описание примеров художественного оформления психиатрической больницы в г. Мюнстере (Германия), а также взаимодействия с миром природы во время занятий арт-терапией, в частности, пациентов с онкологическими заболеваниями.
В статье анализируется роль фотографии в развитии позитивной связи человека с природой. Представлены и проиллюстрированы примерами фотографий и фотопроектов некоторые причины, по которым фотография может быть ценным средством природоориентированных практик, поддерживающих развитие экологического сознания. Рассмотрены некоторые соображения, почему фотография помогает исследовать и изменять восприятие природы, чувствовать контроль над окружающей средой, развивает экологическую идентичность, осознанность и чувство физического присутствия в среде.
В статье на примере человеческого тела рассматривается единство культурного и природного измерений человека. Тело выступает в качестве природной основы человека, соединяя нас с органикой природной жизни. При этом искусство является средством организации и выражения разных аспектов телесного опыта человека. Обозначается роль экспрессивных искусств и полимодальной терапии экспрессивными искусствами. Подчеркивается, что экспрессивные искусства восстанавливают связь с телом, природой и традиционными культурами, возвращая человеку древнюю мудрость в современных условиях.
В интервью британский арт-терапевт Гэри Нэш рассказывает о развитии экологической арт-терапии (арт-терапии на основе природы) в Великобритании и инициативах по внедрению этого направления в своей деятельности и работе своих коллег. Он отдает особую дань памяти своему коллеге и пионеру экологической терапии Яну Сиддонсу Хегинворту, который скончался в этом году.
Стремление создать экологическую цивилизацию продвигалось экомарксистами, приверженными созданию некоторой формы экосоциализма. В статье рассматривается, что то, что подразумевается под терминами «экомарксизм» и «экологическая цивилизация». Данные термины определяются на основе экологических концепций. При этом стремление к созданию экологической цивилизации связывается с реализацией «экологической культуры», принимая экологию за корневую метафору для понимания всей реальности. Утверждается, что концепция экопоэзиса, вытекающая из экологии, обеспечивает мост между естественными и гуманитарными науками, предоставляя основу для переформулирования социальных наук и политической философии, необходимых для создания нового мирового порядка.
В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» некоторое время назад создан раздел «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую наши отношения с миром природы. В этом выпуске журнала данный раздел включает произведения Джудит Грир Эссекс, Дженны Монтгомери, Александра Копытина и Стивена Левина.
В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» некоторое время назад создан раздел «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую наши отношения с миром природы. В этом выпуске журнала данный раздел включает эссе Вадима Рябикова и стихотворение Александра Копытина (мелодекламация Александры Кирилловой).
В статье рассматривается влияние Луны как небесного тела Солнечной системы, тесно связанного с Землей, на человека. Показано, как посредством творческой активности во взаимодействии человека с данным небесным телом происходит формирование новых смыслов и форм опыта и их обновление в культуре. Луна при этом выступает не только в качестве физического объекта, но и одного из природных архетипов, с участием которого происходит реализация определенного набора человеческих потенциалов в их единстве с жизненной средой, целостной экосистемой. При рассмотрении Луны как природного феномена особое внимание обращается на те виды деятельности, когда она воспринимается через призму непрагматического, художественно-эстетического опыта, тесно связанного с переживанием красоты. При рассмотрении такого модуса восприятия Луны привлекаются понятия поэзиса и экопоэзиса.
В настоящий исторический момент мир находится в очень сложном состоянии: насилие в секторе Газа и война на Украине затронули все мировое сообщество и выявили хрупкость и дисфункциональную природу нынешнего положения дел, затрагивающего человечество и природу. Украина, как и любая другая «горячая точка» на нашей планете, затрагивают жизнь всех и каждого, поскольку они являются гранями одной и той же ситуации. В новом выпуске нашего журнала снова представлена международная сеть людей и идей, которые помогают наращивать «противодействие» антропоцентрическому мировоззрению. Идеи этой позиции в настоящее время витают в воздухе и оформляются в целостную программу, которая могла бы повлиять на судьбы человечества и природы в их единстве друг с другом. Цивилизация эксплуатации природы и человеческого сообщества, необузданного и разрушительного потребления должна быть заменена новым способом существования, основанным на экологическом мышлении, чувствах и поступках.
В новом разделе нашего журнала «Поэтическая антология отношений природы и человека» представлена поэзия разных эпох, посвященная различным граням отношений между людьми и Луной как природным объектом. Стихотворные произведения позволяют постичь экогуманитарные, экопоэтические нюансы отношений человека с Луной, нашу способность вместе с данным природным явлением порождать новые грани субъектности, открывать человеческую и более-чем-человеческую реальность.
В эссе описан опыт проведения творческого события преподавателями, студентами и выпускниками Центра экспрессивных искусств в Лима (Перу). Данное творческое событие в области экспрессивных искусств является способом коллективного творческого реагирования на проблемную ситуацию в экосистеме и перуанском обществе. Творческие действия выступают источником переживания красоты и преобразования мира. В ходе творческого интенсива был использован комплекс экспрессивных искусств включая визуальные искусства, пение, танец и поэзию, давая участникам возможность совместно отреагировать и преобразовать опыт насилия и страдания в переживание единения, надежды и красоты. В ходе мероприятия ключевую роль играло исполнение традиционной ритуальной песни народа кечуа «Вода помощи».
«Воспоминания о будущем» — это экопоэтический проект художника и преподавателя экспрессивных искусств, цель которого — привлечь внимание к проблеме исчезновения кактуса опунции на Балеарских островах и в материковой части Испании из-за чумы, распространяемой насекомым кошенилью. Вдохновленная произведениями Донны Харауэй, в частности, ее книгой «Оставаться с проблемой», автор создала сюрреалистические сцены как форму «спекулятивной басни», объединяя искусственный интеллект, цифровые и аналоговые креативные манипуляции, с целью стимулирования новых повествований и изменений перспективы восприятия экологических проблемы.
В статье выполнена попытка осмысления природоподобия как стратегического вектора формирования экологической грамотности – первого уровня экологической культуры подрастающего поколения, и в первую очередь, школьников. В статье представлены теоретические положения и опыт использования природоподобных технологий в школьном образовании, предложена классификация природоподобных технологий: ресурсосберегающие, энергосберегающие и информационносберегающие. В статье представлены результаты социально-педагогических исследований школьников «Окружающая природная среда» (1902-2024г.) и педагогов «Школьное экологическое образование» (1997-2022г.). Полученные результаты позволяют обозначить возможные перспективные направления совершенствования экологического образования в интересах устойчивого развития.
Рассмотрена возможность организации зарубежной сети русских международных школ как культурно-образовательного ресурса в многополярном мире. Показано, что отечественные философская и педагогическая мысль, а также психологическая наука позволяют создать современную модель общеобразовательной школы на основе национальных научных и педагогических достижений. Методологической основой содержания русской международной школы может стать эколого-космическая образовательная парадигма. Такой подход полностью соответствует современным взглядам на краеугольное значение формирования экоцентрического типа сознания населения планеты взамен антропоцентрического.
В статье рассматривается использование стертых метафор, принадлежащих понятийным сферам-источникам «Война» («Битва») и «Хозяин». Акцентируется идея о том, что данные метафоры имеют концептуальную сущность, т.е. эксплицируют одноименные концепты, которые, в свою очередь, являются фрагментами национальной картины мира. Концептуальный смысл данных метафор связывается с осмыслением места и роли человека по отношению к природе как главенствующего над ней субъекта, превосходящего все природные проявления по уровню своего развития.
В эссе рассматриваются ключевые положения Энциклики Папы Франциска «Laudato Si’» 2015 года. Особое внимание в эссе обращается на влияние духовного наследия Св. Франциска Ассизского на позицию католической церкви по вопросам защиты окружающей среды. Раскрывается понятие экологической духовности. Показывается важная роль искусства и эстетического опыта в духовном наследии Святого Франциска. Показаны корреляции феноменологии творческого процесса, поэзиса, рассматриваемого с позиций экспрессивной терапии и четырехчастной структурой «божественного чтения» (Lectio Divina).
Представители разных стран все более активно сотрудничают с целью определения сущности экологической цивилизации и путей ее построения. Одним из подтверждений этого являются представленный в этом выпуске нашего журнала ряд статей, авторами которых являются специалисты из Австралии, Китая и Соединенных Штатов Америки. Эти статьи является отражением попыток межпредметного осмысления экологической цивилизации с позиций экологии, философии, антропологии, политологии и других наук.
Экологическая цивилизация представляет собой потенциальное будущее человечества, обеспечивающее процветание на возрожденной Земле. Это потребует трансформации нынешней экономики, политики и культуры, что приведет к созданию фундаментально другой цивилизации, основанной на других ценностях, целях и поведении людей. Автор статьи полагает, что экологическая цивилизация может возникнуть в результате формирования человеческого общества на основе мудрости природы — тех же основных принципов, которые сохраняли природную экологию здоровой и устойчивой на протяжении миллионов лет. Подобное восприятие перспектив человечества вдохновляет инициативные группы людей по всему миру, и, хотя создание экологической цивилизации представляется еще далеким, в результате активности людей оно может оказаться более близким.
Страницы: 1 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]