В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» некоторое время назад создан раздел «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую наши отношения с миром природы. В этом выпуске журнала данный раздел включает эссе Вадима Рябикова и стихотворение Александра Копытина (мелодекламация Александры Кирилловой).
В статье рассматривается влияние Луны как небесного тела Солнечной системы, тесно связанного с Землей, на человека. Показано, как посредством творческой активности во взаимодействии человека с данным небесным телом происходит формирование новых смыслов и форм опыта и их обновление в культуре. Луна при этом выступает не только в качестве физического объекта, но и одного из природных архетипов, с участием которого происходит реализация определенного набора человеческих потенциалов в их единстве с жизненной средой, целостной экосистемой. При рассмотрении Луны как природного феномена особое внимание обращается на те виды деятельности, когда она воспринимается через призму непрагматического, художественно-эстетического опыта, тесно связанного с переживанием красоты. При рассмотрении такого модуса восприятия Луны привлекаются понятия поэзиса и экопоэзиса.
В настоящий исторический момент мир находится в очень сложном состоянии: насилие в секторе Газа и война на Украине затронули все мировое сообщество и выявили хрупкость и дисфункциональную природу нынешнего положения дел, затрагивающего человечество и природу. Украина, как и любая другая «горячая точка» на нашей планете, затрагивают жизнь всех и каждого, поскольку они являются гранями одной и той же ситуации. В новом выпуске нашего журнала снова представлена международная сеть людей и идей, которые помогают наращивать «противодействие» антропоцентрическому мировоззрению. Идеи этой позиции в настоящее время витают в воздухе и оформляются в целостную программу, которая могла бы повлиять на судьбы человечества и природы в их единстве друг с другом. Цивилизация эксплуатации природы и человеческого сообщества, необузданного и разрушительного потребления должна быть заменена новым способом существования, основанным на экологическом мышлении, чувствах и поступках.
В новом разделе нашего журнала «Поэтическая антология отношений природы и человека» представлена поэзия разных эпох, посвященная различным граням отношений между людьми и Луной как природным объектом. Стихотворные произведения позволяют постичь экогуманитарные, экопоэтические нюансы отношений человека с Луной, нашу способность вместе с данным природным явлением порождать новые грани субъектности, открывать человеческую и более-чем-человеческую реальность.
В эссе описан опыт проведения творческого события преподавателями, студентами и выпускниками Центра экспрессивных искусств в Лима (Перу). Данное творческое событие в области экспрессивных искусств является способом коллективного творческого реагирования на проблемную ситуацию в экосистеме и перуанском обществе. Творческие действия выступают источником переживания красоты и преобразования мира. В ходе творческого интенсива был использован комплекс экспрессивных искусств включая визуальные искусства, пение, танец и поэзию, давая участникам возможность совместно отреагировать и преобразовать опыт насилия и страдания в переживание единения, надежды и красоты. В ходе мероприятия ключевую роль играло исполнение традиционной ритуальной песни народа кечуа «Вода помощи».
«Воспоминания о будущем» — это экопоэтический проект художника и преподавателя экспрессивных искусств, цель которого — привлечь внимание к проблеме исчезновения кактуса опунции на Балеарских островах и в материковой части Испании из-за чумы, распространяемой насекомым кошенилью. Вдохновленная произведениями Донны Харауэй, в частности, ее книгой «Оставаться с проблемой», автор создала сюрреалистические сцены как форму «спекулятивной басни», объединяя искусственный интеллект, цифровые и аналоговые креативные манипуляции, с целью стимулирования новых повествований и изменений перспективы восприятия экологических проблемы.
В статье выполнена попытка осмысления природоподобия как стратегического вектора формирования экологической грамотности – первого уровня экологической культуры подрастающего поколения, и в первую очередь, школьников. В статье представлены теоретические положения и опыт использования природоподобных технологий в школьном образовании, предложена классификация природоподобных технологий: ресурсосберегающие, энергосберегающие и информационносберегающие. В статье представлены результаты социально-педагогических исследований школьников «Окружающая природная среда» (1902-2024г.) и педагогов «Школьное экологическое образование» (1997-2022г.). Полученные результаты позволяют обозначить возможные перспективные направления совершенствования экологического образования в интересах устойчивого развития.
Рассмотрена возможность организации зарубежной сети русских международных школ как культурно-образовательного ресурса в многополярном мире. Показано, что отечественные философская и педагогическая мысль, а также психологическая наука позволяют создать современную модель общеобразовательной школы на основе национальных научных и педагогических достижений. Методологической основой содержания русской международной школы может стать эколого-космическая образовательная парадигма. Такой подход полностью соответствует современным взглядам на краеугольное значение формирования экоцентрического типа сознания населения планеты взамен антропоцентрического.
В статье рассматривается использование стертых метафор, принадлежащих понятийным сферам-источникам «Война» («Битва») и «Хозяин». Акцентируется идея о том, что данные метафоры имеют концептуальную сущность, т.е. эксплицируют одноименные концепты, которые, в свою очередь, являются фрагментами национальной картины мира. Концептуальный смысл данных метафор связывается с осмыслением места и роли человека по отношению к природе как главенствующего над ней субъекта, превосходящего все природные проявления по уровню своего развития.
В эссе рассматриваются ключевые положения Энциклики Папы Франциска «Laudato Si’» 2015 года. Особое внимание в эссе обращается на влияние духовного наследия Св. Франциска Ассизского на позицию католической церкви по вопросам защиты окружающей среды. Раскрывается понятие экологической духовности. Показывается важная роль искусства и эстетического опыта в духовном наследии Святого Франциска. Показаны корреляции феноменологии творческого процесса, поэзиса, рассматриваемого с позиций экспрессивной терапии и четырехчастной структурой «божественного чтения» (Lectio Divina).
Представители разных стран все более активно сотрудничают с целью определения сущности экологической цивилизации и путей ее построения. Одним из подтверждений этого являются представленный в этом выпуске нашего журнала ряд статей, авторами которых являются специалисты из Австралии, Китая и Соединенных Штатов Америки. Эти статьи является отражением попыток межпредметного осмысления экологической цивилизации с позиций экологии, философии, антропологии, политологии и других наук.
Экологическая цивилизация представляет собой потенциальное будущее человечества, обеспечивающее процветание на возрожденной Земле. Это потребует трансформации нынешней экономики, политики и культуры, что приведет к созданию фундаментально другой цивилизации, основанной на других ценностях, целях и поведении людей. Автор статьи полагает, что экологическая цивилизация может возникнуть в результате формирования человеческого общества на основе мудрости природы — тех же основных принципов, которые сохраняли природную экологию здоровой и устойчивой на протяжении миллионов лет. Подобное восприятие перспектив человечества вдохновляет инициативные группы людей по всему миру, и, хотя создание экологической цивилизации представляется еще далеким, в результате активности людей оно может оказаться более близким.
При всех своих многочисленных преимуществах модернизация – это палка о двух концах. После движения по пути модернизации западного типа в XX и XXI веках Китай добился удивительно высоких достижений, особенно связанных с быстрым экономическим ростом и социальным развитием. Однако современному Китаю пришлось столкнуться со многими горькими последствиями модернизации, прежде всего, серьезным экологическим кризисом, с которым столкнулись большинство развитых стран. Чтобы справиться с этим кризисом и избежать самоуничтожения Китаю, как и всему миру, необходимо построить новую – экологическую цивилизацию. Органическое процессуальное мышление может обеспечить теоретическую основу для экологической цивилизации. Путь к ее созданию труден, поскольку существует множество препятствий, которые необходимо преодолеть для достижения этой цели.
В новом разделе нашего журнала "Поэтическая антология отношений природы и человека" представлена поэзия разных эпох, в которой отражено богатство связей человека с миром природы. В этом выпуске мы предлагаем подборку стихов,посвященных растениям и грибам, написанных поэтами XX – начала XXI веков. Эти стихи выражают различные грани отношений между людьми, растениями и грибами, позволяя увидеть экогуманитарные, экопоэтические, визионерские измерения этих отношений, человеческую способность порождать новые смыслы и формы опыта на основе контакта с этими формами жизни.
Статья имеет междисциплинарный характер, охватывает реляционную кибернетику или кибернетику третьего порядка, биологию, экологию, теорию систем, нейробиологию, реляционную эпистемологию. Категория отношений рассматривается как основание, позволяющее проводить различия и признавать триединство, поскольку в отношениях между двумя порождается что-то третье, составляющее часть трифференции. Исходя из этого, авторы определяют жизнь как реляционную единицу, экопоэзис, представляющий собой постоянный спиральный танец между дифференциацией и поддержанием целостности. Опираясь на преставления реляционной кибернетики, новые экологические концепции, категорию экопоэзиса, авторы обосновывают новое определение природной и культурной экологии, обозначают когнитивный переход научного знания от объектного к реляционному, от редукционизма к сложному, от определенности к непредсказуемости жизни.
В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» создан раздел, названный «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, созданные читателями и членами редакции журнала, отражающие отношения человека с миром природы, являющиеся результатом творческого союза человека и Земли. В этом выпуске представлена подборка стихов Беверли Э’Коурт (Финдхорн, Шотландия). Она является пионером холистического направления в арт-терапии, выступает за признание в арт-терапии важного значения поэтического языка, тела, экологии и мировых культурных традиций.
Это эссе Беверли Э'Коурт, описывающее терапевтическое взаимодействие с животными, является частью продолжающегося ответа на наше приглашение поделиться опытом взаимоотношений человека и животных.Взаимодействие с миром природы во время сеансов арт-терапии на открытом воздухе за последние 25 лет позволило автору этого эссе узнать больше о животных и значении контактов человека с животными для терапии и эмоционального благополучия тех и других. Эссе включает описание ее наблюдений о влиянии встреч с животными на клиентов. Она уделяет внимание некоторым теоретическим и практическим вопросам, которые возникают, когда происходит спонтанное, активное участие животных и других представителей мира природы в терапевтическом процессе. Она приходит к выводу, что экологическая терапия с ее целостной парадигмой может развивать экологическую чувствительность и осведомленность клиентов, помимо различных положительных эффектов для их психического здоровья.
Hеспособность эффективно противостоять основным проблемам, стоящим перед человечеством, в том числе, глобальному экологическому кризису, объясняется дефицитом критического анализа коренных причин этих проблем. Рассмотрение этих причин с позиций политической философии позволяет обнаружить порочные основания глобальных структур власти и их динамики, действующих в нынешнем мировом порядке в качестве его гегемонов. Эти порочные основания, в свою очередь, связаны с молчаливым принятием культурного дуализма, проявляющегося в противостоянии естественных и гуманитарных наук, при том, что последние оказались маргинализированы. Чтобы преодолеть этот дуализм и маргинализацию гуманитарных наук, а также защитить коммунитарную этическую и политическую философию, сделать их реальной силой в противостоянии с господствующим мышлением и структурами власти, необходимо обратиться к экологии, опереться на концепцию экопоэзиса. В статье показано, как это может послужить созданию эффективной контргегемонистской культуры, интегрированной в диалогический большой нарратив, объединяющий и ориентирующий людей на создание многополярного миропорядка экологической цивилизации.
В этом эссе Каролина Герберт исследует свою связь с животными, а также их близкие отношения с людьми. Собирая изображения и истории от людей в своем ближайшем окружении, она узнает, животные важны в жизни людей, и какую роль они играют в поддержании благополучия, психического здоровья, в исцелении от травм, депрессии и одиночества. Как они привносят радость и игру в жизнь семьи и учат детей тому, как терять и отпускать. Животные связывают нас более глубоко с тем, что важно в отношениях между людьми, и с тем, кто они есть на самом деле. Она показывает, что животные также нуждаются в нашей безусловной заботе и поддержке, особенно когда они ранены, и как мы можем научиться дару настраиваться и реагировать на их потребности. Во времена, когда мы все больше и больше отделяемся от нашего природного мира, а жизни животных угрожает растущий экологический кризис, самое время восстановить наши отношения с этими существами, приносящими в нашу жизнь безусловную любовь и радость.
В интервью американский теолог, философ и эколог Джон Кобб рассказывает об экологической цивилизации и о своем видении способов ее построения. Он размышляет о религиозном плюрализме и межконфессиональном диалоге, а также о необходимости примирить религию и науку и построить то, что он называет земной верой (землянством), а также о том, как построить более устойчивое будущее, заменив национальный и глобальный рынок местной экономикой.
Страницы: 1 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]