Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Лент Дж. УСТАНОВКА КООРДИНАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Лент Дж. УСТАНОВКА КООРДИНАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

« Назад

УДК: 008

УСТАНОВКА КООРДИНАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Lent1

Лент Джереми

исследователь глубинных причин кризиса современной цивилизации и путей построения будущего. Автор таких книг, как «Инстинкт формирования паттернов: культурная история человечества в поиске смысла» и «Сеть смысла: интеграция науки и традиционной мудрости для обретения места во Вселенной», в которых показаны исторические основы и недостатки доминирующего мировоззрения и обозначается основа для интегративного мировоззрения будущего. Основатель «Deep Transformation Network» — глобального онлайн-сообщества, исследующего пути культурной трансформации и движения человечества к более жизнеутверждающему будущему на возрожденной Земле (Беркли, Калифорния, США)

Аннотация

Экологическая цивилизация представляет собой потенциальное будущее человечества, обеспечивающее процветание на возрожденной Земле. Это потребует трансформации нынешней экономики, политики и культуры, что приведет к созданию фундаментально другой цивилизации, основанной на других ценностях, целях и поведении людей. Автор статьи полагает, что экологическая цивилизация может возникнуть в результате формирования человеческого общества на основе мудрости природы — тех же основных принципов, которые сохраняли природную экологию здоровой и устойчивой на протяжении миллионов лет. Подобное восприятие перспектив человечества вдохновляет инициативные группы людей по всему миру, и, хотя создание экологической цивилизации представляется еще далеким, в результате активности людей оно может оказаться более близким.  

Ключевые слова: экологическая цивилизация, три горизонта, фрактальное процветание, симбиоцен, индекс валового национального счастья, общее достояние, универсальный базовый доход, всемирная декларация прав природы.

Три горизонта

Представьте, что вы отправляетесь в дальнее путешествие, идя по каменистой местности. Вам нужно смотреть под ноги, сосредоточив внимание на следующих нескольких шагах, чтобы не споткнуться. На этом пути нет указателей, поэтому время от времени вы поднимаете глаза и проверяете, куда вы идете. Конечной цели своего пути вы пока не видите, и не можете быть уверены в том, в правильном ли направлении вы идете. Не исключено, что вы встретите на своем пути непреодолимые препятствия.  Было бы лучше иметь определенные ориентиры и заранее определять маршрут своего движения.

Существует такой инструмент планирования, как «Модель трех горизонтов», которая позволяет исследовать различные стратегии и тактики достижения поставленных целей. Первоначально эта модель была разработана McKinsey & Company для построения бизнес-стратегии, но оказалась также весьма хорошо работающей для социального и политического планирования. Первый горизонт относится к краткосрочному планированию, необходимому для ежедневных и ежемесячных достижений, но только в том случае, если правильное направление уже задано. Второй горизонт выходит за рамки краткосрочного планирования, потенциально меняя традиционные методы работы для достижения большего эффекта, оставаясь при этом на том же уровне. Третий горизонт относится к мышлению, которое меняет всю парадигму деятельности и открывает возможности, которые раньше нельзя было представить, действуя в рамках первых двух горизонтов[1].

Модель «Три горизонта» имеет неоценимое значение применительно к глобальной культурной и экономической ситуации, с которой сегодня сталкивается мир. Человечество застряло в обсуждении проблем первого горизонта, но тем временем появляются новые веяния и расстановка сил, которые разрушают привычное положение вещей и открывают второй горизонт. Но способность человечества увидеть третий горизонт пока еще слишком ограничена, настолько, что большинство людей едва ли осознают, что третий горизонт вообще может существовать.

Тем не менее, никогда раньше не было столь острой необходимости визуализировать третий горизонт, который мог бы быть доступен для осмысления, повышая осведомленность общества о необходимости радикальных изменений всего курса его развития, если человечество хочет избежать катастрофы. Чрезвычайная экологическая ситуация является наиболее очевидной причиной для беспокойства. То, что когда-то было зловещими предупреждениями о будущих экологических потрясениях, лесных пожарах, наводнениях и засухах, теперь стало основной темой ежедневных новостей. Правительства не выполняют даже те сравнительно скромные обязательства по сокращению промышленных выбросов, которые сами по себе недостаточны, чтобы избежать катастрофического глобального потепления в этом столетии. Мы быстро приближаемся к переломному моменту климатических изменений, которые коренным образом изменят экологическую ситуацию в мире[2]. Очевидно, что сложившаяся цивилизация не только является ведущей причиной экологического неблагополучия планеты, но и серьезных проблем, связанных с социальной, экономической и гуманитарной ситуацией. В совокупности, эти проблемы в обозримой перспективе могут привести к коллапсу цивилизации, если человечество радикально не изменит курс своего развития.

Климатические изменения являются симптомом более серьезной проблемы экологического ущерба, который наша цивилизация наносит жизни на Земле. Даже если бы климатический кризис каким-то образом удалось взять под контроль, нынешняя ориентированная на рост модель экономического развития в будущие десятилетия все-равно поставит человечество лицом к лицу с множеством экзистенциальных угроз. Человечество уже перешло четыре из девяти планетарных «красных линий», определяющих безопасную среду . Ожидается, что к 2060 году мировой валовой внутренний продукт (ВВП) утроится, что приведет к неизбежным катастрофическим последствиям. В 2017 году более 15 000 учёных из 184 стран выступили с серьезным предупреждением человечеству о том, что время для принятия решений и действий по исправлению ситуации на исходе..[3]

Пока мы приближаемся к катастрофе ускоренными темпами, и в этой ситуации мышление первого горизонта не может обеспечить сколь-либо серьезные изменения стратегии развития, а мышление второго горизонта рискует направить человечество в неправильном направлении, предлагая ложные решения, которые сохраняют прежнюю траекторию развития, даже если в нее будут внесены некоторые изменения. С учетом нынешней чрезвычайной экологической ситуации, первый горизонт включает постепенные шаги, связанные с инвестициями в возобновляемые источники энергии, отмену субсидий компаниям, работающим на ископаемом топливе, ужесточение правил, касающихся загрязнения окружающей среды. Хотя все эти инициативы чрезвычайно важны, ни одна из них не изменит курс развития.

Мышление второго горизонта может показаться привлекательным: переход на электромобили может радикально изменить традиционную автомобильную промышленность; улавливание углерода потенциально может превратить производство энергии в углеродно-нейтральное. Однако, эти революционные технологии продолжают поддерживать прежнюю парадигму, которая вызвала нынешний кризис: неустанное стремление к экономическому росту в контексте глобализированной капиталистической системы, которая поощряет эксплуататорское поведение в отношениях с жизненной средой, включая природные и человеческие ресурсы.

Третий горизонт: экологическая цивилизация

Как может выглядеть третий горизонт для человечества? Он предполагает цивилизацию, построенную на совершенно ином фундаменте, чем та, которая существует на сегодняшний день. Такая цивилизация открывает возможность наступления новой эры, которая может быть определена те только в понятиях политических или экономических систем, но также как трансформация нашего понимания мира и системы ценностей.

Нынешняя цивилизация построена на мировоззрении, сформированном в его современной версии в основном небольшой группой людей в Европе начиная с XVII века. Это мировоззрение получило дальнейшее развитие в последующие столетия преимущественно благодаря европейским мыслителям. По своей сути это мировоззрение сводится к нескольким основным строительным блокам. Первый из них связан с представлением о людях как ориентированных прежде всего на удовлетворение личных интересов. Согласование этих интересов на уровне общества лежит в основе социальной и экономической организации. Как и в человеческом обществе, в природе все живые существа также руководствуются своими интересами, борясь за выживание.

Другой краеугольный камень нынешней цивилизации связан с представлением о природе как очень сложной машине, познание которой помогает человеку понять мир и осуществлять над ним свой контроль. В настоящее время преобладает представление, что современный мир является впечатляющим результатом развития технологий, ставших возможными благодаря рыночной экономике. Это мировоззрение лежит в основе системы ценностей, которая поощряет безжалостную эксплуатацию людей и природы, рассматривая их как ресурсы для извлечения прибыли.

Доминирующее мировоззрение безрассудно разрушительно и основано на ложных убеждениях и ценностях, которые фактически опровергает современная наука, предоставляющая новые данные о том, как устроен мир и организованы разные биотические сообщества. Открытия современной науки подтверждаю ту глубокую мудрость, которая характерна для коренных народов и незападных культур, заключающуюся в признании глубокой взаимосвязи между всеми людьми, а также между человечеством и миром природы, их ориентации не столько на конкуренцию друг с другом, а на сотрудничество в общих интересах.[4].

Парадигма третьего горизонта для человечества базируется на фундаментально ином мировоззрении, которое признает взаимосвязь всех живых существ, считает, что процветание человечества в конечном итоге зависит от процветания и благополучия нашей планеты и разных форм жизни. Это такая парадигма, которая связана с преодолением цивилизации, основанной на эксплуатации природы и человека и накоплении богатств[5], и создании экологической цивилизации, смысл существования которой заключается в благополучии человечества в его единстве с миром природы.

Люди присутствовали на планете на протяжении менее 0,01 процента времени существования жизни на Земле, и тем не менее за этот крошечный промежуток времени им удалось уничтожить более 80 процентов диких млекопитающих и около половины биомассы деревьев и растений. В настоящее время мы находимся на пути к шестому великому вымиранию видов в истории Земли – первому великому вымиранию видов, вызванному действиями исключительно одного вида – homo sapiens

Экосистемы нашей планеты могли без вмешательства человека процветать в течение миллионов лет, оставаясь устойчивыми перед лицом разных катаклизмов. На протяжении длительного периода развития жизни на Земле экосистемы преодолевали серьезные вызовы, создавая удивительное разнообразие и изобилие форм жизни практически в каждом уголке планеты. Очевидно, что нам есть чему поучиться у природы и прийти к лучшему пониманию того, как организовать свою жизнь. Можем ли мы сделать это, пока не стало слишком поздно?

Основная идея, лежащая в основе экологической цивилизации, заключается в том, чтобы человечество начало использовать те принципы жизни и ее организации, которые характерны для самой природы. Такая цивилизация требует изменения базовой операционной системы нынешней цивилизации на такую, которая позволяла бы реализовать жизнеутверждающую политику и практику, преодолев нынешнюю политику и практику, связанные с разрушительным потреблением и преследованием человечеством и определенными политическими и экономическими силами своих корыстных интересов.

Экологическая цивилизация – это одновременно новая и, в то же время, древняя идея. Хотя идея создания человеческого общества на экологической основе может показаться радикальной, коренные народы с незапамятных времен строили свою жизнь на жизнеутверждающих экологических принципах. Когда члены общины лакота на церемонии призывают Митакуе Оясин («Все наши родственники»), они имеют в виду не только себя, но и всех живых существ. Буддийские, даосские и другие религиозные традиции во многом основывают свою картину мира и принципы существования на признании глубокой взаимосвязи всех вещей. И в наше время общей нитью, связывающей прогрессивные группы по всему миру, является приверженность созданию общества, которое существовало бы на благо человеческой и нечеловеческой жизни, рассматривая ее как высшую ценность[6].

Принципы экологической цивилизации

Для живых систем характерны как конкуренция, так и сотрудничество. Однако основные эволюционные переходы, которые привели жизнь к ее нынешнему состоянию изобилия, были результатом кардинального повышения уровня сотрудничества между разными живыми организмами. Ключом к пониманию условий каждого из этих эволюционных прорывов и к эффективному функционированию всех экосистем является взаимовыгодный симбиоз: отношения между двумя и более сторонами, когда каждая из них вносит то, чего не хватает другой, и в результате этого все выигрывают. При симбиозе вклад каждой стороны создает целое, которое больше, чем сумма его частей.

Всякий раз, когда вы гуляете по лесу, едите или купаетесь в открытом водоеме, вы можете ощутить чудо симбиоза природы. Растения на свету преобразуют воду и минеральные вещества в биомассу, которая обеспечивает пищу другим существам, чьи отходы затем удобряют почву, от которой зависят растения. Подземные грибковые сети поставляют деревьям необходимые химические вещества в обмен на углерод, который они не могут производить сами. Опылители оплодотворяют растения, которые дают плоды и семена, которыми питаются животные, переносящие их в новые места. В кишечнике разных животных включая человека находятся триллионы бактерий, которые получают питание из пищи, потребляемой животными, и, в то же время, производят ферменты, необходимые для пищеварения.

В человеческом обществе симбиоз воплощается в основополагающие принципы справедливого труда и распределения материальных и духовных благ, вознаграждения за усилия и компетенции, благодаря которым люди вносят свой вклад в жизнь общества. Таким образом, в соответствии с такими нормами справедливости, имеющими экологическую основу, отношения между работниками и работодателями, производителями и потребителями, людьми и животными базируются на признании ценности вклада каждого участника биотических и человеческих сообществ, а не на эксплуатации одного вида другим или одной категории людей другой.

Благодаря симбиозу экосистемы могут поддерживать себя практически бесконечно. Энергия Солнца беспрепятственно поступает ко всем составным частям биосферы. Отходы одного организма становятся пищей для другого. Природа создает целостную систему взаимообмена веществом, энергией и информацией, в которой ничего не тратится впустую. Аналогичным образом, экологическая цивилизация, в отличие от нынешней цивилизации, построенной на добыче ресурсов, стяжании капитала, эксплуатации Земли и человека и накоплении отходов, будет включать в себя экономику замкнутого цикла с эффективным повторным использованием отходов, встроенным в процессы жизнедеятельности.

Природа использует фрактальный дизайн, в котором схожие узоры повторяются в разных масштабах. Фракталы наблюдаются повсюду в природе: мы видим их в узорах ветвей деревьев, береговых линиях, облачных образованиях и многом другом. Экология сама по себе фрактальна: основные принципы самоорганизации, составляющие каждую клетку, подобны принципам самоорганизации организма, частью которого являются клетки. Принципы функционирования организмов подобны принципам экосистемы, в которую они встроены, и всей системы жизни на Земле. Во всех случаях здоровье системы в целом требует процветания каждой ее части. Благополучие каждой живой системы связано с жизнеспособностью и функциональностью всех составляющих ее элементов.

Экологическая цивилизация также будет основана на принципе фрактального процветания, согласно которому благополучие каждого человека фрактально связано со здоровьем всего мира. Здоровье человека зависит от здоровья общества, которое, в свою очередь, зависит от здоровья экосистемы, в которую оно встроено. Следование этому принципу будет способствовать развитию экологического сознания, обеспечивая каждому условия для жизни и, в то же время, заботу о всеобщем благополучии, доступ к адекватному жилью, качественному здравоохранению и образованию.

Признание сложной взаимосвязи различных организмов во фрактальной симбиотической сети определяет еще один основополагающий экологический принцип как одну из основ экологической цивилизации – принцип гармонии. Гармония не означает соглашательство. Напротив, она достигается, когда различные элементы внутри системы выражают свои собственные потребности, так что обогащается вся система. Во фрактальном дизайне экосистемы гармония возникает не благодаря однородности, а благодаря тому, что каждый организм вносит свой вклад в целое, следуя своему собственному уникальному пути устойчивого благополучия. Соответственно, экологическая цивилизация будет прославлять разнообразие, признавая, что ее общее состояние зависит от различных групп, самоопределяющихся по этнической принадлежности, полу или любому другому признаку и максимально развивающих свои собственные уникальные способности. Таким образом, полный потенциал системы может быть реализован только тогда, когда она по-настоящему интегрирована, сочетая состояние единства с дифференциацией, когда процветание каждой составной части порождает благополучие общего целого.[7]

Тип экспоненциального роста, который характеризует нашу нынешнюю глобальную экономику предполагает разбалансированность элементов, что приводит к неизбежному коллапсу. Соответственно, принцип баланса может иметь решающее значение для экологической цивилизации, означая баланс между эффективностью системы и ее устойчивостью. Конкуренция будет уравновешиваться сотрудничеством. Различия между богатством и бедностью будут не столь кардинальны, отражая реальный вклад разных индивидов в общество. Рост экономики и благосостояния станет частью естественного жизненного цикла, замедляясь, как только он достигнет своих здоровых пределов, что приведет к устойчивой, самоподдерживающейся экономике, предназначенной для благосостояния, а не для потребления.[8]

Экологическая цивилизация будет основана на всеобъемлющем симбиозе человеческого общества и мира природы. Человеческая деятельность будет организована не только для того, чтобы избежать причинение ущерба Земле, но и для активного восстановления и поддержания ее здоровья. Таким образом, экологическая цивилизация могла бы обеспечить для человечества и мира природы возможность длительного взаимного процветания – симбиоцена.[9]

Экологическая цивилизация на практике

Мы проживаем свою повседневную жизнь в пределах первого горизонта, поэтому достаточно хорошо знаем его территорию. Мы также можем легко представить себе территорию второго горизонта — например, общество, полностью построенное на возобновляемых источниках энергии, даже если мы не уверены во всех деталях. Однако представить себе территорию третьего горизонта по определению гораздо сложнее. Может показаться почти невозможным представить особенности мира, основанного на жизнеутверждающих экологических принципах организации жизни человеческого сообщества, хотя в последнее время это стало проще сделать благодаря работе провидцев-новаторов, которые уже начали прокладывать путь к этому новому типу цивилизации.

Главной целью экологической цивилизации будет создание условий для процветания всех людей как части процветающей сети земной жизни. В настоящее время успех политических лидеров оценивается во многом тем, насколько они увеличивают ВВП своей страны, который просто измеряет скорость, с которой общество преобразует природу и человеческую деятельность в денежную экономику. Вместо этого жизнеутверждающее общество будет делать упор на рост благосостояния и качества жизни людей и природы, используя такие показатели, как индекс «валового национального счастья», установленный государством Бутан, который учитывает такие качества, как духовное благополучие, здоровье и биоразнообразие.

На протяжении более века большинство экономистов и политологов признавали только две области экономической деятельности: рынки и государственные интересы. Противостояние капитализма и социализма определялось разными подходами к организации экономики и роли государства в этом деле. Эти же вопросы продолжают оставаться центральными и на сегодняшний день. Экологическая цивилизация дает на них свои ответы. Она будет сохранять за государством важные функции контроля и координации социальной и экономической жизни, брать на себя определенные обязательства, сохраняя при этом и рынки, но, как утверждает дальновидный экономист Кейт Рэворт, к этому структуре добавятся две критически важные сферы: домашние хозяйства и общее достояние.[10]

Общее достояние станет центральной сферой экономической деятельности. Исторически сложилось так, что под общинными землями подразумевались совместно используемые земли, к которым крестьяне имели доступ для выпаса скота или выращивания сельскохозяйственных культур. В более широком смысле под общим достоянием понимается любой источник существования и благосостояния, который еще не был присвоен ни государством, ни частной собственностью: воздух, вода, солнечный свет и даже творения человека, такие как язык, культурные традиции и научные знания. Все это игнорируется в большинстве экономических дискуссий, потому что, как и работа по дому, эти ценности не вписываются в классическую модель экономики. В то же время, можно признать, что глобальное достояние принадлежит всем людям и живым существам, и в экологической цивилизации оно снова займет свое законное место в качестве значимого предмета благосостояния человечества.

Подавляющая часть богатства, доступного современному человеку, является результатом совокупной изобретательности и трудолюбия предыдущих поколений, восходящих к самым ранним временам. Как только мы осознаем огромные преимущества общественного достояния, завещанные нам нашими предками, это меняет наше представление о богатстве и ценности. Вопреки широко распространенному мнению, что предприниматель, ставший миллиардером, заслуживает своего богатства, реальность такова, что какую бы ценность он ни создал, это жалкие гроши по сравнению с огромным банком предшествующих знаний и социальных практик, накопленных определенной группой людей или всем человечеством, и этим достоянием кто-то воспользовался, монетизируя его в своих корыстных интересах. Экологическая цивилизация, признавая право собственности и справедливо вознаграждая предпринимательскую деятельность, в то же время, ограничивала бы право любого человека накапливать огромные богатства, тем более, когда это не зависит от личных достижений, достоинств человека и вложенного им труда.

И наоборот, каждый человек имеет моральное право по рождению пользоваться общим достоянием, дарованным всем нам. Это можно делать, например, с помощью программы безусловных ежемесячных выплат денежных средств каждому человеку на планете, создавая основу для жизни и безопасности, необходимую для фрактального процветания общества. Исследования показали, что такие программы, известные как универсальный базовый доход (УБД) (Universal Basic Income), чрезвычайно эффективны в улучшении качества жизни в сообществах. Подтвержденными результатами этих программ является снижение преступности, детской смертности, недоедания, прогулов, подростковой беременности, злоупотребления алкоголем, а также улучшение здоровья, гендерного равенства, успеваемости в школе и даже предпринимательской активности. Работа – это не то, чего люди стараются избегать; напротив, это то, что дает возможность самореализации и приносящий удовлетворение труд является неотъемлемой частью человеческого процветания. УБД освобождает людей от необходимости ежедневно продавать свой труд ради выживания, вместо того чтобы использовать свой талант и время ля развития таких важнейших секторов экономики, как домохозяйства и общественное благо. Они являются важным вкладом в жизнеутверждающую деятельность.[11]

Транснациональные корпорации, которые в настоящее время доминируют во всех аспектах глобального общества, будут фундаментально реорганизованы и привлечены к ответственности перед сообществами, которым они якобы служат. Корпорациям, превышающим определенный размер капитала, будет разрешено работать только на основании уставов, которые требуют от них оптимизации социального и экологического благополучия наряду с доходами акционеров. В настоящее время эти уставы «тройной прибыли» являются добровольными, и очень немногие крупные корпорации их принимают. Однако если бы такие уставы были обязательными и строго соблюдались, это немедленно изменило бы характер корпораций, заставив их работать на благо человечества и живой Земли, а не на их упадок.

Жизнеутверждающие принципы экологической цивилизации приведут к полезным преобразованиям практически во всех аспектах жизни общества. Вместо огромных гомогенизированных монокультур промышленного сельского хозяйства продукты питания будут во всем мире выращиваться на основе принципов регенеративного сельского хозяйства, что приведет к увеличению биоразнообразия сельскохозяйственных культур, повышению эффективности использования воды и углерода и фактическому отказу от синтетических удобрений. Производство будет уделять приоритетное внимание круговым потокам с эффективным повторным использованием отходов, встроенным в производственные процессы с самого начала, а местные кооперативы станут организационной структурой по умолчанию. Технологические инновации по-прежнему будут поощряться, но их будут ценить за эффективность в повышении жизнеспособности биотических систем, а не за накопление капитала и личное обогащение. Ведущий принцип технологии сместится от «покорения природы» к исследованию того, как «заботиться о природе» — применению изобретательской деятельности для создания условий, ведущих к симбиотическому процветанию людей и живой Земли.

Города будут перепроектированы на экологических принципах: на каждом доступном участке земли будут разбиты общественные сады. Основные услуги всегда будут доступны в пределах двадцати минут ходьбы, а въезд автомобилей в центр города будет запрещен. Местное сообщество станет основной производительной силой общества, а личное общение снова станет важнейшей частью человеческого процветания. Образование будет переосмыслено, его основная цель трансформируется из подготовки к корпоративному рынку в развитие мудрости, экологической культуры и эмоциональной зрелости, необходимых для реализации задач экологической цивилизации, связанных с поддержкой здоровья и благополучия биотических и человеческих сообществ в качестве высших ценностей.

Жизнь местных сообществ и человечества в целом сможет обогащаться за счет распространения сети Интернет. В соответствии с нормами экологической цивилизации масштабные онлайн-сети, такие как Facebook, будут переданы в общее пользование, и вместо того, чтобы манипулировать пользователями с целью максимизации рекламных доходов, Интернет сможет стать в первую очередь средством для дальнейшего развития планетарного сознания человечества. Космополитизм — древнегреческая понятие, которое означает «быть гражданином мира» — станет определяющим для формирования глобальной идентичности, которая будет прославлять разнообразие культур и форм жизни, одновременно признавая глубокую взаимозависимость, которая характеризует отношения всех людей, объединенных в единое сообщество с общими интересами и общей судьбой.

Система управления будет преобразована в полицентрическую модель, в которой местные, региональные и глобальные решения будут приниматься на тех уровнях, где их последствия наиболее ощутимы. В то время как большая часть решений будет приниматься на самых низших уровнях, глобальное управление обеспечит соблюдение правил по общепланетарным вопросам, таким как борьба с чрезвычайной климатической ситуацией и остановка шестого вымирания видов. Всемирная декларация прав природы предоставит ей тот же юридический статус, который имеют люди. При этом экосистемы и высокофункциональные млекопитающие будут признаны в качестве субъектов права, а преступления экоцида, связанные с разрушением экосистем, будут преследоваться судом с глобальной юрисдикцией.

Пути к третьему горизонту

Очевидно, что территория экологической цивилизации лежит далеко за пределами нашего нынешнего горизонта. Настолько, что на первый взгляд это может показаться утопической мечтой – привлекательной, но совершенно недостижимой. Однако это не так. Фактически, в настоящее время формируется определенный круг людей и инициативных групп, закладывающих основу для движения к третьему горизонту – горизонту экологической цивилизации.

В Соединенных Штатах Америки создан Альянс за климатическую справедливость, который разработал руководящие принципы справедливого перехода от добывающей экономики к регенеративной, которая включает в себя глубокую демократию с ее нормами экологической и социальной справедливостью. Альянс объединяет более 70 массовых передовых движений, коллективно работающих над переходом к продовольственному суверенитету, энергетической демократии и экологическому возрождению.[12]

В Боливии и Эквадоре традиционно существуют экологические принципы buen vivir и sumak kawsay («хорошая жизнь»), которые записаны в конституции. Хотя механизмы их правоприменения все еще нуждаются в уточнении, эти принципы создают мощную альтернативу добывающим практикам, предлагая правовую и этическую платформу для законодательства, основанного на представлениях о гармонии в отношениях людей друг с другом и миром природы.[13]

В Европе существуют крупные процветающие кооперативы, такие как кооператив Мондрагон в Испании, демонстрирующие то, что компании могут процветать, не используя модель получения прибыли, основанную на акционерах. Имея более сотни предприятий и 80 000 рабочих-владельцев, производящих широкий спектр промышленных и потребительских товаров, Мондрагон показывает, что можно добиться успеха в бизнесе, занимаясь ориентированной на людей и природу, предпринимательской деятельностью с жизнеутверждающими ценностями.[14]

Новое экологическое мировоззрение распространяется по всему миру в культурных и религиозных учреждениях, устанавливая точки соприкосновения с традициями коренных народов, которые поддерживали свои знания во всем мире на протяжении тысячелетий. Основные принципы экологической цивилизации уже изложены в Хартии Земли — этической системе, созданной в Гааге в 2000 году и одобренной более чем шестью тысячами организаций по всему миру, включая многие правительства. В Китае ведущие мыслители поддерживают Новое конфуцианство, призывая к космополитическому, общепланетарному экологическому подходу для реинтеграции человечества с природой. В 2015 году Папа Франциск потряс католический истеблишмент, выпустив свою энциклику «Laudato Si», шедевр экологической философии, который демонстрирует глубокую взаимосвязь всех форм жизни и призывает к отказу от индивидуалистической, неолиберальной парадигмы.[15]

Экономисты, ученые и политики, признавая моральное банкротство нынешней экономической модели, объединяют ресурсы, чтобы предложить альтернативные модели развития. Альянс экономики благосостояния — это еще она организация, подерживающая международное сотрудничество творцов перемен, работающих над преобразованием нашей экономической системы в систему, способствующую человеческому и экологическому благополучию.

Альянс Global Commons аналогичным образом разрабатывает международную платформу для восстановления природных систем Земли. Такие организации, как Next System Project и Global Citizens Initiative, устанавливают параметры политической, экономической и социальной организации экологической цивилизации, а P2P Foundation строит общественную инфраструктуру для социальных изменений. Во всем мире международное движение городов переходного периода преобразует сообщества на уровне низов, воспитывая культуру заботы, переосмысливая способы удовлетворения потребностей местных сообществ и используя краудсорсинговые решения.

Народное движение за жизнеутверждающие перемены распространяется по всему миру. Под руководством молодых климатических активистов, таких как Грета Тунберг и многих других, миллионы школьников по всему миру пробуждают поколение своих родителей ото сна. Между тем, кампания «Остановить экоцид», направленная на признание экоцида преступлением, преследуемым по международному праву, делает важные успехи и получает серьезное внимание на парламентском уровне во Франции и Швеции, а группа экспертов по правовым вопросам в настоящее время работает над уточнением основных критериев экоцида.

Достаточно ли этого? Если принять во внимание масштабы необходимой трансформации, то шансы человечества для построения экологической цивилизации в ближайшей исторической перспективе пока представляются небольшими. Очевидно, что траектория развития нынешней цивилизации ведет мир к пропасти. Чем ближе мы подходим к краю, тем яснее становится — даже для тех, чей взгляд устремлен на первый и второй горизонты, — что нам нужно изменить курс более радикально.

По мере того, как мировая экономическая и политическая система начинают распадаться из-за своих внутренних противоречий, те цивилизационные скрепы, которые казались ранее незыблемыми и были основаны на ценностях рыночной экономики, либеральной демократии и антропоцентризма, также ослабевают. С каждым годом, судя по появлению все новых острых экологических, экономических, политических и геополитических проблем, мир приближается к катастрофе. При этом старое мышление и прежние нарративы теряют свою власть над коллективным сознанием человечества. Все больше молодых людей ищут новое мировоззрение – такое, которое придало бы смысл их жизни, которое дает им надежду на будущее, и в которое они могут поверить. Возможно, новаторский путь к экологической цивилизации уже начался, но мы пока не можем этого оценить, потому что находимся на гребне ее исторической волны.[16]

Подобно иммунной системе, защищающей своего хозяина от возбудителей заболеваний, растущая сеть заботливых, совестливых, сострадательных и тонко чувствующих людей посвящает свою энергию жизнеутверждающим действиям, связанным с созданием нового мироустройства. Идея экологической цивилизации – это на сегодняшний день самая смелая жизнетворческая идея, связанная с преобразованием основ нынешней цивилизации. Когда альтернатива сложившемуся порядку вещей кажется немыслимой, видение процветающего будущего может внести в жизнь людей и Земли свет надежды, позволяет такому видению будущего реализоваться. Экологическая цивилизация возникнет только тогда, когда достаточное количество людей во всем мире решат, что они больше не хотят слепо идти к краю пропасти, уповая на всесилие законов рыночной экономики и станут работать вместе, чтобы изменить направление развития человечества. Каждый из нас может сыграть свою роль в определении курса движения к третьему горизонту экологической цивилизации во имя сохранения живой Земли для будущих поколений.

Рекомендуемая литература:

Adnan I. The politics of waking up: power and possibility in the Fractal Age.London: Perspectiva Press, 2021.

Bollier D. & Helfrich S. Free fair and alive: the insurgent power of the commons. – Gabriola Island, BC: New Society Publishers. 2019.

Capra F. and Jakosen O.D. A conceptual framework for ecological economics based on systemic principles of life // International Journal of Social Economics. – 2017. – Vol. 44, №6. – Р. 831–44.

Hickel J. Less is more: how degrowth will save the world. – London: William Heinemann, 2020.

Lent J. The web of meaning: integrating science and traditional wisdom to find our place in the universe. – Gabriola Island, BC: New Society Publishers, 2021.

Raworth K. Doughnut economics: seven ways to think like a 21st century economist. – White River Junction, VT: Chelsea Green, 2017.

Rushkoff D. Team human. – New York: W. W. Norton, 2019.

Wahl D. C. Designing regenerative cultures. – Charmouth, Bridport: Triarchy Press, 2016.

 

Примечания

[1] Daniel Christian Wahl, Designing Regenerative Cultures (Triarchy Press, 2016), 53–62.

[2] Asher Moses, "‘Collapse of Civilisation Is the Most Likely Outcome’: Top Climate Scientists," Voice of Action, June 5, 2020; Nafeez Ahmed, "The Collapse of Civilization May Have Already Begun," Vice, November 22, 2019.

[3] Johan Rockström, et al., "A Safe Operating Space for Humanity," Nature 461 (2009): 472–75; William J. Ripple, et al., "World Scientists’ Warning to Humanity: A Second Notice," BioScience 67, no. 12 (2017): 1026–28.

[4] Jeremy Lent, The Web of Meaning: Integrating Science and Traditional Wisdom to Find Our Place in the Universe (Gabriola Island, BC: New Society Publishers, 2021).

[5] Fritjof Capra, and Ove Daniel Jakosen, "A Conceptual Framework for Ecological Economics Based on Systemic Principles of Life," International Journal of Social Economics 44, no. 6 (2017): 831–44.

[6] Многие из основополагающих принципов и ценностей экологической цивилизации можно найти в традициях коренных народов по всему миру. В Китае концепция «экологической цивилизации» использовалась в качестве платформы Коммунистической партией Китая, но до сих пор не полностью материализовалась в основных политических приоритетах. В современном западном обществе идея экологической цивилизации развивалась среди избранной группы мыслителей-провидцев на протяжении десятилетий и набирает все большую популярность. Первыми пионерами в разработке философских основ жизнеутверждающей цивилизации была Фрейя Мэтьюз в книге The Ecological Self, 1991, и Джон Кобб-младший, который объединил эту идею с философией процесса Альфреда Норта Уайтхеда. Совсем недавно среди ведущих западных мыслителей, занимающихся этой темой, помимо Мэтьюз и Кобба, были Эйлин Крист, Арран Гэр, Фред Магдофф, Дэвид Кортен и Джон Фуллертон. Институт экологической цивилизации, расположенный в Калифорнии, занимается распространением этих идей и помог опубликовать недавнюю книгу Филипа Клейтона и Энрю Шварца по этой теме What Is Ecological Civilization? Crisis, Hope, and the Future of the Planet (Anoka, Minnesota: Process Century Press, 2019). Подробное исследование идеи экологической цивилизации см. книгу Аррана Гара Ecological Civilization: What Is It and Why It Should Be the Goal of Humanity " (New York: Routledge, 2021).

[7] Fred Magdoff, "Harmony and Ecological Civilization," Monthly Review, June 1, 2012.

[8] John Fullerton, Regenerative Capitalism:  How Universal Principles and Patterns Will Shape Our New Economy (Capital Institute, 2015).

[9] Glenn Albrecht, "Exiting the Anthropocene and Entering the Symbiocene," Psychoterratica, December 17, 2015; David Grinspoon, Earth in Human Hands: Shaping Our Planet’s Future (New York: Grand Central Publishing, 2016).

[10] Kate Raworth, Doughnut Economics: Seven Ways to Think Like a 21st Century Economist (White River Junction, VT: Chelsea Green, 2017).

[11] Rich Whitney, “How Universal Basic Income Can Help Build a Solidarity Economy,” Nonprofit Quarterly, September 22, 2021; Rebecca Hasdell, “Universal Basic Income: A Cross-Synthesis of Reviews,” Stanford: Basic Income Lab, July 2020.

[12] Climate Justice Alliance. "Just Transition Principles." edited by Climate Justice Alliance, 2020 - https://climatejusticealliance.org/

[13] Eduardo Gudynas, "Buen Vivir: Today’s Tomorrow," Society for International Development 54, no. 4 (2011): 441–47

[14] Georgia Kelly, "The Mondragon Report," Praxis Peace Institute  (2017)

[15] Earth Charter. "The Earth Charter." The Hague, 2000; Chengzhou He, "New Confucianism, Science and the Future of the Environment," European Review 26, no. 2 (2018): 368–80; Pope Francis, "Laudato Si’: On Care for Our Common Home," Our Sunday Visitor  (2015).

[16] Paul Hawken, Blessed Unrest: How the Largest Social Movement in History Is Restoring Grace, Justice, and Beauty to the World (New York: Penguin, 2007).

Ссылка для цитирования

Лент Дж. Установка координат экологической цивилизации // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика.  2024.  Том. 5, №1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Lent J. Setting the coordinates for an ecological civilization // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice– 2024. – Vol.5, №1. [open access internet journal]. – URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y)

 

 


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.