УДК 159.98
ОБЪЕДИНЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ТЕРАПИИ С УЧАСТИЕМ ЖИВОТНЫХ*
* Впервые напечатано как вторая часть главы под названием «Озеленение жизненного цикла: экопсихология, старение и арт-терапия» в книге «Зеленая студия: природа и искусство в терапии», (“Green Studio: Nature and the arts in therapy”), под ред. А.Копытина и М. Руг. N.Y., Happauge: Nova Science Publishers, 2016. P.90-106.
Линдер Кинг Страя
арт-терапевт, Консультативный центр «Стробери мун» (Калгари, Альберта, Канада)
Аннотация
Данная статья включена в серию публикаций для нового тематического номера журнала под общим названием: «Животные как партнеры человека: культурные, экологические, терапевтические аспекты». Работая с пожилыми людьми на основе использования арт-терапии и контакта с природой, автор статьи представляет созданный ею инновационный метод, объединяющий арт-терапию и терапию с помощью животных. Описываются результаты и преимущества работы с использованием специально обученных собак-помощников в процессе арт-терапевтических занятий. Использование данного лечебного метода обосновывается с привлечением представлений о «безопасных прикосновениях» и биофилии. Приводятся примеры проведения арт-терапии с участием животных преимущественно с пациентами пожилого и преклонного возраста в условиях хосписа.
Ключевые слова: старение, арт-терапия, анималотерапия, арт-терапия с использованием животных, биофилия, «безопасное прикосновение»
«Собака смотрит глазами Серого Волка, идущего рядом с нами. Она – воин, капеллан, страж, учитель и спутник земли, читающий священную книгу земли»
(Твиллоу Роуз)
Введение
Все в мире природы, от пылинок до камней и деревьев, «сопутствует» нам, когда мы осознаем свою глубокую принадлежность к живой, разумной планете. Значение природы для исцеления, переживания радости и вкуса жизни наиболее остро ощущается нами на нынешнем этапе нашего развития на общей земле с нашими животными-компаньонами. В данной статье будет показано, каким образом взаимодействие с природой в лице собак как животных компаньонов человека приносит пользу в процессе оказания паллиативной помощи.
При описании созданного мной метода арт-терапии с использованием животныхÓ я буду ссылаться на личный опыт, связанный с пережитыми мной моментами исцеления благодаря общению с собаками. Арт-терапия с помощью животных (Animal Assisted Art Therapy) была разработана мной и представляет собой синергетическую комбинацию лечебных факторов, связанных с присутствием, эмоциональным и физическим контактом и творческим самовыражением в отношениях человека и животного.
Развитие человека и привязанность к животным
Арт-терапия с помощью животных является примером поиска современными арт-терапевтами новых форм психологической помощи на основе объединения природы и искусства. Изучая связь человека с животными, мы неизбежно сталкиваемся с задачей пересмотра той роли, которые играли животные в поддержании эмоционального благополучия на протяжении жизни человека. Развитие экопсихологии позволяет на новой основе осознать значение природы для здоровья и развития человека на разных этапах его жизненного пути. Не случайно, животные занимают значимое место в культуре разных исторических эпох не только как источник материальных благ, но и как фактор эмоционального благополучия и здоровья человека. К сожалению, мы можем также видеть, что человек часто строил свои отношения с животными не на равноправной основе и ущемлял их интересы.
Концепция привязанности в отношениях животных и человека возникла благодаря работам, выполненным в 1930-х годах австрийским зоологом и этологом Конрадом Лоренцем (1903–1989). Как предположила Александра Горовиц в своем бестселлере «Собака внутри», будучи «социальными животными», люди на своем опыте давным-давно убедились в том, что, если они действуют в тандеме с животными, то охота протекает более успешно [9, Р. 265]. Таким образом, люди уже давно поняли, что их отношения с животными являются более здоровыми, если это отношения симбиоза, когда контакт между людьми и животными, в частности, людьми и собаками, является взаимовыгодным.
Для объяснения положительных эффектов связи людей с миром природы натуралист и социобиолог Эдвард О. Уилсон [15] выдвинул «гипотезу биофилии», которая хотя и вызвала споры, но, в то же время, привлекла внимание к большому терапевтическому потенциалу контактов людей с разными природными объектами и живыми существами. Согласно гипотезе Уилсона, у людей есть врожденная склонность устанавливать связь с природными объектами и существами, переживая при этом положительные эмоции и восстановительные эффекты.
Примерно о том же самом упоминает американский писатель Том Крокетт, полагающий, что в процессе взаимодействия с миром природы у человека пробуждается творческая душа, душа художника. Крокетт пишет о том, что мы по своей природе остаемся охотниками и собирателями, потому что мы так или иначе занимаемся поиском, коллекционированием, изменением и аранжировкой различных объектов и устанавливаем широкие связи с миром природы и людьми. В своей книге «Художник внутри» [6] Крокетт заявляет, что «существует связь между художественным выражением и тем духом, который свойствен нашим предкам и продолжает жить в нас. Коренные культуры, наследниками которых мы являемся, хорошо понимают эту связь» (Р. 2).
Хотя люди в настоящее время нарушили эту связь, ее нужно обязательно восстановить, объединяя свое художественное чутье с любовью к миру природы, активизируя процессы творческого самовыражения на основе связи с землей. И если эта связь будет восстановлена, это, несомненно, повлияет как на человеческий, так и природный мир.
История моих отношений с животными
У меня с раннего детства были животные-компаньоны. Я брала с собой немного еды и шла по железнодорожным путям в поисках приключений без ведома родителей. Я знала, что никогда не заблужусь и доберусь до дома. Иногда я отходила в сторону, чтобы исследовать ручей и половить в нем головастиков, пользуясь небольшим ведерком. После того, как я съедала бутерброд под импровизированный хор голодных ворон, лягушек и затаившихся жаб, я превращала свое ведерко с песком в переносной аквариум. Пробираясь через лес, заросший бычьим тростником, я ловила ничего не подозревающих головастиков, быстро зачерпывая воду в ведро. Я могла украсить свой небольшой мир в ведре, добавив в него плавающую лилию с несколькими стеблями сломанной водяной травы. Я называла головоногих глупыми рифмованными именами, такими как Любопытная Роза, и сочиняла для них песни, чтобы скрасить их неожиданное путешествие.
Вернувшись домой, я поместила их в большую ванну из оцинкованного алюминия на заднем дворе дома. Мне очень нравилось петь своим маленьким приятелям и смотреть, как они отращивают ноги. Когда их хвосты исчезали, они убегали от меня, отправляя меня обратно к ручью. Головоногие были частью большой семьи дружелюбных зверей, таких как моя домашняя черепаха, щенок с фермы по кличке Хайнц и мои воображаемые питомцы, прилетевшие с разных планет. Я разговаривала с ними всеми, и они были моими постоянными спутниками. На протяжении всех моих подростковых лет и даже в молодости спасенные или усыновленные собаки были рядом со мной. Мы росли вместе, ходили в походы, рисовали на полу и просто лежали на траве, наслаждаясь обществом друг друга. Мои животные-компаньоны сопровождали меня во всех моих разнообразных приключениях.
Когда много лет назад я решила следовать своей любви к искусству и природе, я поначалу не могла найти для себя подходящую профессию. Я чувствовала, что между творчеством, животными и психологическим благополучием существует связь, хотя ничто не подтверждало эту догадку. Я просто следовала своей интуиции, как когда-то следовала ей, отправляясь в путь по железнодорожным путям. Однажды осенним днем я пролистывала журнал «Working Woman» и увидела фотографию женщины и ее собаки под заголовком «нетрадиционные» работы. В небольшой заметке женщина, которая жила со своей собакой в Чикаго, делилась своим опытом обучения на арт-терапевта. Я никогда не слышала о такой должности, но в тот момент я поняла, что нашла наконец путь к делу всей моей жизни.
Неожиданное известие о смерти моего отца потрясло меня. Незадолго до смерти мой отец вернулся домой из длительной поездки, чтобы провести с семьей некоторое время. Я была юной и испытала шок от этой безвременной смерти. Горе долго преследовало меня. Я только что закончила школу и хотела поделиться своими планами на будущее с отцом. Он был моим лучшим другом, заядлым фотографом и путешественником, только что вернувшимся из похода на севере Канады. Я потеряла в тот момент отца, который был для меня путеводной звездой, источником вдохновения и самой большой опорой.
Переживая горе, я закрылась для всех контактов, за исключением общения с моей собакой по кличке Кузель. Он был огромным псом, помесью ньюфаундленда и овчарки, который, как и я, жил в естественном мире. Мы ежедневно часами напролет гуляли по холмам. Я общалась с холмами, деревьями и особенно с Кузелем, потому что они умели слушать. Кузель знал, как сопровождать меня в это трудное время, никогда не расставаясь со мной. У него было глубокое знание того, как присутствовать при моем отчаянии и печали. Он не пытался отвлечь или поднять мне настроение, а скорее «сопровождал меня» при переживании самых разных эмоций. Кузель обладал даром время от времени улыбаться, не омрачая моего переживания утраты. Его способность мягко сдерживать мое горе исцелила мое израненное сердце. Я убедилась тогда, что у животных есть уникальный способ общения, который люди не могут воспроизвести. Я благодарю Кузеля за то, что он познакомил меня с молчанием и искусством невербального общения.
Животные как целители
Созданная мной синергетическая комбинация психологической помощи с помощью животных (animal-assisted therapy – AAT) и арт-терапии (art therapy – AT) продемонстрировала преимущества от объединения этих невербальных модальностей. Хотя арт-терапия и терапия с помощью животных могут быть эффективны по отдельности, в случае их сочетания клиент получает дополнительные преимущества. Также, как и контакт с животными, использование визуальных медиа в арт-терапии является формой «безопасного прикосновения», когда на бумагу, например, с помощью кисти, наносится краска и создается изображение, и при этом также большое значение имеет присутствие терапевта. Весь процесс изобразительной деятельности в присутствии терапевта и животного поддерживает искреннее проявление переживаний. Животное предоставляет свое тепло, присутствие и любовь.
Животные — социальные и разумные существа, чьи качества способствуют хорошему самочувствию человека. Они наделены даром эмпатии, готовы выслушать и подставить лапу или плечо, чтобы смягчить наши страхи и тревоги. Животные часто своими повадками вызывают улыбку и смех, даже когда человеку очень грустно.
Животные как помощники и котерапевты находятся на переднем плане исследований новых форм психотерапии. Заслуживают внимания данные исследований в области нейронаук, особенно связанные с исследованием нейропластичности мозга [7]. Когда мы общаемся с нашими питомцами, химические процессы в мозгу меняются. Активно вырабатывается окситоцин, который известен как «гормон счастья» из-за приятных эффектов, которые мы испытываем во время контактов с животными. Он высвобождается всеми видами приятных социальных стимулов, таких как улыбки, приятный тон разговора, нежные прикосновения, объятия и поцелуи, то есть, любыми видами заботы в общении любящих родителей и детей, людей и собак и в иных случаях [Carter et al., цит. по 13]. Этот гормон имеет решающее значение для формирования и поддержания здоровых социальных связей как в отношениях между людьми, так и людьми и животными.
«Окситоцин взаимодействует с нейротрансмиттерами, такими как дофамин, серотонин, норадреналин, ГАМК, АКТГ и опиоиды, чтобы успокоить наши защитные реакции бегства и борьбы и способствовать эмоциональному комфорту, который поддерживает социальное взаимодействие» [13, Р. 314].
В свою очередь, человеческие прикосновения нравятся многим животным. Ветеринар и писатель Аллан Левенталь описал, как человеческое прикосновение может уменьшить или устранить реакцию боли или страха у собаки. Нежное поглаживание, ласки и разговоры с животными-компаньонами могут способствовать их комфортному состоянию. Поглаживание собаки может снизить частоту ее сердечных сокращений и кровяное давление [11].
Когда мы гладим животное, мы контактируем с его кожей, что приводит к высвобождению окситоцина, вследствие чего мы начинаем ощущать спокойствие. Кожа является самым большим сенсорным органом, поэтому уровень окситоцина от общения с домашними животными-терапевтами, включающего тактильный контакт, будет быстро расти. Так, например, программа с участием домашних животных в терапии для пожилых людей обеспечивает долгосрочные преимущества для их эмоционального здоровья и благополучия.
Я работаю с овчарками и другими породами крупных собак с группами пожилых людей. Сначала я демонстрирую пациентам несколько трюков, чтобы вызвать смех. Это создает теплую атмосферу и помогает всем, кто нервничает из-за общения с крупными собаками. Я также надеваю им на шею разноцветные повязки, чтобы сделать их внешний вид более привлекательным и создать ощущение дружелюбия.
Я хочу, чтобы мои собаки выглядели добрыми, спокойными и общительными. Пожилые люди часто имеют сенсорные ограничения, такие как нарушения зрения или слуха. Если есть проблемы с подвижностью, мои собаки достаточно большие, чтобы людям в инвалидных колясках не нужно было наклоняться, чтобы дотянуться до собаки. Достаточно просто протянуть руку, чтобы поприветствовать одного из моих дружелюбных ассистентов. Если пожилому человеку нужна помощь, чтобы установить контакт с животным, я спрашиваю, не нужна ли ему моя помощь, прежде чем направлять руки к шерсти собаки. Я научила своих собак рычать или лаять тихо. Громкий лай может напугать пожилого человека. Мои собаки понимают разницу при работе с пожилыми людьми, и я вижу разницу в уровне их активности, когда они общаются с пожилыми людьми, или когда они резвятся в закрытом дворе, играя с маленькими детьми. Они интеллектуально достаточно развиты, чтобы понимать разницу в подходе к разным людям [5].
Мои наблюдения показали, что, когда мои собаки работают в дневных программах для пожилых людей и в приюте для бездомных, и собаки, и пациенты часто поначалу испытывают беспокойство. Как только пациенты входят в комнату для занятий арт-терапией, они начинают гладить собак и даже садятся на пол, чтобы быть рядом с ними. Я также могу подтвердить, что мои терапевтические собаки полностью расслабляются, когда пациенты их гладят. Они часто засыпали в результате ласк людей. Сами пациенты при этом также успокаиваются.
Надеюсь, что вскоре, благодаря проводимым исследованиям, мы сможем убедиться в том, насколько взаимовыгодными являются контакты животных и человека. Помимо влияния прикосновений на состояние животных и человека в результате их контакта друг с другом, важным также является зрительный контакт.
Положительные терапевтические эффекты контакта с животными становятся более объяснимыми благодаря работам Стэнли Корена [4] об антропоморфизме и интеллекте животных, исследованиям в области антропозоологии Сюзанны Клотье [3], публикациям Марка Бекоффа [1] и Дейли Олмерта [12].
Недавние исследования позволяют признать наше близкое родство с животными. В частности, сходство нашей ДНК с ДНК шимпанзе поразительно. Полученные данные показывают, что на 98,4% набор наших генов эквивалентен таковому у шимпанзе. Почти на 90% набор наших генов также является общим с набором генов собак [5, P. 14].
Сегодня мы являемся свидетелями возрождения интереса к древней связи человека с животным миром, когда многие профессионалы убеждаются в достоинствах привлечения животных, в частности, таких как лошади и собаки, к терапевтической работе.
Исцеляющие аспекты «безопасного прикосновения», присутствия, безусловной любви и дружбы, обеспечиваемых животными, можно проиллюстрировать на примере поведения Твиллоу, моей терапевтической собаки, которая прибыла в приют для бездомных и сразу же подошла к молодому человеку, опустив голову и крепко обняв его лапами (рис. 1).
Рис. 1 Терапевтическая собака в момент контакта с пацииентом
Он протянул руку, обнял ее за шею (собаки обычно не позволяют держать свою голову/шею) и заплакал, опустив лицо в ее длинную шелковистую шерсть. Позже на той же неделе я узнала, что этот молодой человек намеревался покончить жизнь самоубийством, но безмолвное присутствие и безоговорочное внимание Твиллоу изменили его мнение. Он рассказал психотерапевту о своих планах умереть. Я сразу же вспомнила о смерти моего отца и поняла, насколько значимым было участие животного.
Мой опыт привлечения животных в качестве помощников в процессе арт-терапии с пожилыми людьми
Я впервые начала работать с собаками-терапевтами в условиях хосписа (Рис. 2). Психотерапевту не разрешено прикасаться к пациенту ни при каких обстоятельствах. Для меня это было сложно с этической точки зрения, потому что я работала в паллиативной помощи, где часто осязание и слух были единственными чувствами, которые можно было использовать в отношениях с пациентом. К счастью, рядом со мной была моя терапевтическая собака. Хотя мне не разрешалось прикасаться к пациенту, но пациент мог безопасно вступать в тактильный контакт с моей овчаркой. Моя рабочая собака также при этом выигрывала от физического контакта с пациентом. После того, как пациент прикасался к мягкой теплой шерсти собаки, она осторожно поднимала глаза и большими доверчивыми глазами умоляла пациента еще и еще погладить ее. Это удовлетворяло потребность пациента в «безопасном прикосновении» и молчаливом контакте с живым существом. У некоторых из моих пожилых пациентов не было семьи или друзей, которые могли бы их навестить, поэтому сеансы с моей собакой-терапевтом имели решающее значение для минимизации их чувства изоляции. Каждый человек заслуживает уважения и внимания в процессе ухода из жизни и не должен умирать в одиночестве. У меня в рюкзаке были принадлежности для рисования, и, держа свою терапевтическую собаку на поводке, я подводила ее к постели пациента, желающего воспользоваться преимуществами арт-терапии в сочетании с контактом с животным.
Рис. 2 Собака-терапевт в палате с пациентами
Часто у многих резидентов хосписа уже не было физических сил держать кисть или карандаш для рисования, и я была их «третьей рукой». Пока я помогала им создать рисунок, они подсказывали мне, каким цветом следует рисовать, и какую музыку можно включить. Я создавала для них мандалу, исходя из их собственного выбора цветов и форм, а они гладили мою терапевтическую собаку и слушали музыку. Слово «мандала» на санскрите означает священный круг, и в процессе ее создания и созерцания вызывает чувство спокойствия и расслабления. Пациенты также находили, что наблюдение за тем, как я рисую, также производит на них успокаивающий эффект. Я размещала готовые мандалы на стене или даже на потолке. Это облегчало созерцание мандал, когда пациенты находились в кровати.
Эмпирические данные подтверждают расслабляющий и успокаивающий эффект создания или просмотра мандал [8, 10]. Часто пациенты были слишком физически слабыми, но все же имели достаточно сил, чтобы контактировать с мягкой шерстью собаки. Когда наш сеанс арт-терапии заканчивался, мой уход из хосписа занимал много времени, потому что персонал и пациенты старались пообщаться с собакой-терапевтом. У животных есть особая способность объединять людей при любых обстоятельствах.
Еще одна история, иллюстрирующая «безопасное прикосновение», произошла, когда я работала в дневной амбулаторной программе паллиативного ухода для взрослых. Основным критерием для их направления на эту программу была достаточная мобильность как условие для посещения дневной программы, проводимой в медицинском центре дневного хосписа. Многие клиенты паллиативной помощи приезжали в инвалидных колясках, а тех, кто страдал деменцией, в целях безопасности сопровождали помощники. В то время у меня был терапевтический гималайский кот дымчатого окраса по имени Фрагария (прозвище – Фрагги), у которого был сильный характер, несмотря на его сравнительно хрупкую конституцию. Он был дружелюбным, нежным и довольно общительным, желавшим общаться со всеми. Фрагги ходил вдоль столов для рисования, ожидая проявлений внимания и ласки со стороны пациентов. Излишне говорить, что он получил массу любви от всех, кто сидел за художественными столами. Персонал баловал его угощениями. Его любили пациенты, врачи и вспомогательный медицинский персонал.
Мои арт-терапевтические группы состояли из 12-14 человек, которые происходили из разных культурных слоев, различались по возрасту, стадии заболевания и психологическим особенностям. Было много ярких личностей, и участники групп с удовольствием общались друг с другом. У меня в группе был знаменитый пианист из крупного симфонического оркестра и, в то же время, бездомный, который любил кур и знал все, что только можно знать о птицах. Эта эклектичная группа постоянно менялась по составу, поскольку в нее приходили новые больные, а каждые примерно четыре-шесть недель кто-то из участников группы умирал.
В один из дней в начале мая группа расположилась в лучах теплого солнца, струящегося через стеклянные двери патио. Было слышно птичье пение. Расцветали садовые цветы. Я пригласила пациентов в рамках занятия затронуть тему праздника весны. Я принесла свежесрезанные цветы, вазу свежих местных фруктов и включила классическую музыку, посвященную этому радостному сезону. Я спонтанно открыла двери патио, чтобы все могли почувствовать теплый ветерок и услышать пение птиц. Рядом с одной из моих пациенток с выраженной деменцией была ее помощница. Деменция — это нейродегенеративное заболевание, связанное с болезнью Альцгеймера, и то, что произошло дальше, было чудом. Хотя эта пациентка обычно, чтобы рисовать, нуждалась в помощнике, в этот день она взяла цветной маркер и начала рисовать, и мы все остановились, чтобы посмотреть, как она рисует птицу.
Это было необычно, и я немедленно вызвала психиатра в студию, чтобы он стал свидетелем этого события. Врач сказал, что у людей с деменцией могут быть периоды прояснения сознания. Это может быть, в частности, связано со стимулирующим воздействием чувственного контакта с окружающей средой, когда эта женщина, посещающая свои ежедневные сеансы арт-терапии, гладила кошку-терапевта, нюхала свежесрезанные цветы, пробовала сезонные фрукты, слушала классическую музыку и пение птиц [14, P. 37-38].
Заключение
Сочетание терапевтических факторов, связанных с общением с животными и занятиями искусством, пробуждает интуицию и творческое воображение, снимает напряжение, способствует психофизическому комфорту, укреплению положительных связей человека с разными формами жизни. В процессе изобразительной деятельности и общения с животными в ситуации болезни создаются дополнительные возможности для самопонимания, переживания единства с природой и ее целебными силами. Животные обладают способностью переживать и понимать разные чувства, проявлять эмпатию, оказывать психологическую поддержку и на этом основании могут быть важным дополнительным терапевтическим фактором, используемым, в частности, в процессе провеения арт-терапии.
Литература
- Bekoff M. & Meaney C. A. Encyclopedia of animal rights and animal welfare. – Connecticut: Greenwood Press, 1998.
- Chandler C. K. Animal assisted therapy in counseling. Second Edition. – New York: Routledge, 2012.
- Clothier S. Bones would rain from the sky: Deepening our relationships with dogs. – New York: Warner Books, 2022.
- Coren S. How dogs think: what the world looks like to them and why they act the way they do. – New York & London: Atria Paperback, 2005.
- Coren S. How to speak dog. – New York & London: Simon and Schuster, 2012.
- Crockett T. The artist inside: A spiritual guide to cultivating your creative soul. – New York, N.Y.: Random House, 2000.
- Doidge N. The brain that changes Itself: stories of personal triumph. – New York: Penguin, 2007.
- Fincher S. F. Creating mandalas for insight, healing, and self expression. – Boston: Shambhala, 1991.
- Horowitz A. Inside of a dog: what dogs see, smell, and know. – New York: Simon & Schuster, 2009.
- Kellogg J. Mandala: path of beauty. – Lightfoot, VA: MARI, 1992.
- Leventhal A. (Jan. 13, 2000). Animals benefit from human touch as much as reverse. Retreived from Hartford Courant articles.courant.com/humantouch
- Olmert M.D. Made for each other: the biology of the human-animal bond. – Cambridge MA: DaCapo Press, 2009.
- Olmert M.D., Tedeschi P., Sisa Me. L., Parish-Plass N. & Yount R. Treating human trauma with the help of animals. In A.H. Fine (Ed.), Handbook on animal-assisted therapy. (4th Ed). Waltham, MA: Academic Press, 2015. – P. 303-317.
- Sahlas J.D. Dementia with lewy bodies and the neurobehavioral decline of Mervyn Peake // Archives of Neurology. – 2003. – Vol. 60, №6. – P. 889-892.
- Wilson E.O. Biophilia. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984.
Ссылка для цитирования
Линдер Кинг С. Объединение изобразительного искусства и терапии с участием животных // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2023. – T. 4, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Linder King S. Marging art and animal-assisted therapies // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2023. – Vol.4, №2. [open access internet journal]. – URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y)