Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Копытин А. И. ИНТЕРВЬЮ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ АРТ-ТЕРАПЕВТОМ ГЭРИ НЭШЕМ

Копытин А. И. ИНТЕРВЬЮ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ АРТ-ТЕРАПЕВТОМ ГЭРИ НЭШЕМ

« Назад

ИНТЕРВЬЮ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ АРТ-ТЕРАПЕВТОМ ГЭРИ НЭШЕМ

Аннотация

В интервью британский арт-терапевт Гэри Нэш рассказывает о развитии экологической арт-терапии (арт-терапии на основе природы) в Великобритании и инициативах по внедрению этого направления в своей деятельности и работе своих коллег. Он отдает особую дань памяти своему коллеге и пионеру экологической терапии Яну Сиддонсу Хегинворту, который скончался в этом году.

Ключевые слова: экологическая арт-терапия, арт-терапия на основе природы, драматерапия, природа, местные деревья, экопсихология

Краткая справка об интервьюируемом:

Нэш Гэри, Dip AT, MAAT — зарегистрированный арт-терапевт, соучредитель созданного в 2009 году Лондонского центра арт-терапии, на базе которого проводит индивидуальную и групповую арт-терапию и терапию на основе природы. Является приглашенным лектором в Институте искусств в терапии и образовании (IATE) и Университете Хартфордшира (Великобритания), а также соредактором книги «Экологическая арт-терапия» («Environmental arts therapy»), выпущенной в издательстве Routledge в 2020 г.

A picture containing person, outdoor, person, snow
Description automatically generated

Gary and Ian

Фото 1: Гэри и Ян (2018). 

Ian

Фото 2: Ян (2018). 

Александр Копытин (А.К.): Спасибо, что Вы приняли приглашение дать интервью для журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика». С тех пор, как мы начали договариваться с вами об этом интервью, ваш друг, коллега и пионер экологической арт-терапии Ян Сиддонс Хегинворт, к сожалению, ушел из жизни. Вы согласились ответить на вопросы интервью, чтобы почтить его память и вклад в развитие экологической арт-терапии в Великобритании.

Вы работали вместе с Яном в области экологической / основанной на природе арт-терапии в течение нескольких лет, вместе написали книгу и приняли участие в серии инициатив по развитию данного направления. Как вы нашли друг друга и какую роль ваше сотрудничество сыграло в развитии экологической арт-терапии в Великобритании и других странах?

Гэри Нэш (Г. Н.): Я познакомился с Яном после прочтения написанной им статьи, в которой он писал о том, как природа и природная среда могут поддерживать нас во время утраты, боли и страданий. Я посетил Яна и познакомился с реализуемым им в учреждениях здравоохранения проектом «Wild Things Community Mental Health» в Эксетере в 2010 году. После этого визита я пригласил Яна провести презентацию его первой книги «Экологическая арт-терапия и Древо жизни. Ежемесячное руководство для путешествия души на прекрасной Земле» («Environmental Art Therapy and the Tree of Life: A Monthly Guide for Your Souls Journey on this Beautiful Earth», 2008) в Лондонском центре арт-терапии, и это мероприятие привело к его регулярным визитам в Центр для проведения однодневных семинаров в Северном Лондоне.

Ян написал самостоятельно изданную книгу «Экологическая терапия искусством и Древо жизни» («Environmental Art Therapy and the Tree of Life») после нескольких лет практики экологической терапии искусством вместе со своей женой, драматерапевтом Марианной Сиддонс Хегинворт. Они провели серию годовых групп такой терапии на лоне природы, которые стали известны как группы «Круга деревьев» («Circle of Trees»). В этот период был получен ценный исследовательский материал, которые мы описали в книге. В книге темы, которые отражают смену времен года и метафоры, которые напрямую резонируют со ссылкой на местные деревья, переплетены с мифическими повествованиями и терапевтическим взаимодействием с Яном как писателем, терапевтом и рассказчиком.

Смена времен года, а также качества и метафоры, связанные с определенными деревьями, обеспечивают мягкое психологическое раскрытие участников занятий, когда они настраиваются на естественный ход природных событий и ступают на путь природы. Материал, описанный в этой книге, Ян стремился развить в годичный учебный курс. Он работал со мной и Хефзибой Каплан в Лондонском центре арт-терапии, чтобы спланировать учебную программу, найти местные парки, в которых мы могли бы работать, и договориться с администрацией парков для организации учебных пространств на открытом воздухе. Первый курс был запущен в 2013 году и переехал в Девон в 2022 году, где он продолжает работать в форме последипломного обучения по экологической арт-терапии для зарегистрированных и практикующих арт-терапевтов.

Семинары и курсы, которые мы разработали за это время, привели к росту сообщества экологических арт-терапевтов, организации групповой выставки «Прикосновение к природе: прикосновение природы» в 2020 году и совместной публикации «Экологическая арт-терапия: дикие границы сердца», которую мы совместно подготовили в 2020 году. Книга была выпущена как раз перед началом пандемии, а выставка прошла между общенациональными карантинами осенью того же года в Лондоне.

С 2022 года мы вернулись в Хайгейт-Вуд, чтобы провести курс «Введение в экологическую арт-терапию» и семинары для студентов арт-терапии. Эти начинания реализовывались постепенно, требовали времени и были обусловлены необходимостью понимания жизненно важных связей между природой, психотерапией, творчеством и чрезвычайной экологической  ситуацией.

A.K.: Семинары и курсы, которые вы разработали, привели к росту сообщества экологических арт-терапевтов. Не могли бы вы рассказать что-нибудь о курсах обучения и других плодах вашего сотрудничества?

Г.Н.: Когда мы с Яном впервые начали проводить годичную последипломную программу по экологической арт-терапии в 2013 году, мы быстро поняли, что обучение на этом уровне ограничит доступ к практике, которая быстро развивалась во многих смежных областях здравоохранения и образования. Во время сезонных однодневных семинаров к нам обращались консультанты, психологи, социальные работники, режиссеры, художники, а также специалисты по лесным школам и лесным купаниям, которые были разочарованы тем, что не могут пройти такое обучение, и спрашивали, можем ли мы провести курс, который познакомит их с принципами терапевтической практики на открытом воздухе, подкрепленной видением, описанным Яном. Согласно его определению, экологическая арт-терапия — это новый и уникальный вид креативной терапии, который не вписывается ни в одну из существующих модальностей. Это связано с тем, что:

1. Экологическая арт-терапия и экологическая терапия искусством в целом практикуются на открытом воздухе и имеют тесную связь с природным миром.

2. Основой экологической арт-терапии является ее уникальная связь с циклом времен года и метафорами, мифами и традициями, относящимися к каждому месяцу, поэтому ее терапевтические процессы встроены в естественный ход времени.

3. Экологическая арт-терапия предполагает полимодальность, сочетание изобразительного искусства, драмы, движения, голосовой практики и ритуала, и все это реализуется на открытом воздухе.

Идея разработать вводный курс возникла в ответ на запрос от многих творческих людей, которые посетили сезонные семинары, проводимые Яном с 2012 по 2019 год. Курс был разработан, чтобы предоставить практическую и теоретическую основу, которую следует учитывать при проведении практики на открытом воздухе. Первый вводный курс позволил мне разработать и провести курс в Лондоне, который длился 4 месяца, и поработать с Ванессой Джонс и Яном над реализацией программы. После пандемии 2020 года моя коллега Ванесса Джонс и я вернулись в Хайгейт Вуд, где курс продолжает действовать как источник знаний и методик для разных помогающих специалистов.

Gary and Vanessa Jones

Фото 3: Гэри и Ванесса Джонс (2022).

А.К.: Книга, которую вы редактировали совместно, описывает возникновение экологической арт-терапии и ее развитие в Великобритании, поддержанное учебным курсом в Лондоне. Не могли бы вы объяснить, почему следование естественным природным циклам, связанным с временами года, и использование интегративного полимодального подхода к искусству актуальны для экологической терапии искусством?

Г.Н.: Книга ««Экологическая арт-терапия: дикие границы сердца» (2020) была написана, опираясь на опыт проведения годичного курса. Мы намеревались написать книгу, которая рассмотрит опыт и проблемы практики экологической арт-терапии с самых разных точек зрения и в разных условиях. Мы также стремились углубить исследования в этой области, опираясь на более широкую предметную область экопсихологии. Одной из целей было описать, как развивалась работа, и оценить, что арт-терапия привносят в экопсихологический подход. Мы хотели прояснить, что именно экологическая арт-терапия может добавить к растущей области клинической практики экопсихологии и экотерапии, ее уникальный вклад в терапию на открытом воздухе.

Всем авторам, принявшим участие в исследовании, было предложено представить главу, в которой были бы показаны различные способы, связанные с применением этого подхода арт-терапевтами. В книге описывается, как британские арт-терапевты и драма-терапевты адаптируют свою практику, работая в естественной среде, и предоставляют «безопасные, структурированные и управляемые творческие терапевтические практики», как это описано Копытиным и Руг [4]. Теоретические вопросы в книге рассматриваются вместе с иллюстрированными примерами из практики в различных условиях и местах.

Эта книга представляет яркое свидетельство терапевтических практик работы на природе, создаваемых на протяжении нескольких десятилетий. Хотя термин экологической арт-терапии является относительно новым, это направление черпает вдохновение в культурах прошлого, связанных с человеческим опытом творческого самовыражения, затрагивающего отношения с природой, в разных формах искусства. В основе этого подхода лежит признание важности человеческой психологии, затрагивающей опыт общения с природой. Книга «Экологическая терапия искусством: дикие границы сердца» — свидетельство появления нового направления терапии творчеством, искусством на Британских островах.

В основе экологической арт-терапии лежит внимание к естественным природным циклам и сезонным изменениям. За настройкой людей на смену времен года стоят представления, связанные с древними календарями, которые использовались для обозначения смены времен года. Широко известен кельтский календарь, который описывается в каждой главе первой книги Яна (2008). Ссылка на местные деревья и качества конкретного дерева в каждом месяце года связывает книгу и курс обучения с сезонными изменениями, тем самым привлекая наше внимание к циклической природе времени. Настройка на тонкие изменения в естественной среде поддерживает терапевта и клиента в переходе от эго-психологии к эко-психологии и развитии экологического «я», как это описано Мартином Джорданом [3]. Культурные и символические качества каждого дерева усиливают пересечение человеческой и нечеловеческой экологии и рассматриваются как способствующие повышению эффективности работы на открытом воздухе.

А. К.: Что касается экологической арт-терапии, что вы считаете является особенно важным для понимания терапевтических условий и роли природы как терапевтического фактора, а также связанных с этим способов и целей работы и других аспектов терапии? Можете ли вы привести несколько примеров того, как эти идеи развиваются в Великобритании?

Г. Н.: Текущее исследование, которое я провожу сейчас, направлено на оценку того, что происходит в экологической арт-терапии и как мы взаимодействуем с клиентами и средой, способствуя активизации трехсторонних отношений при работе на открытом воздухе [5]. Становится очевидным, что опыт терапии на открытом воздухе влияет на состояние и энергию участников терапии. Сенсорная динамика влияет на терапевтический процесс, выражение чувств, мыслей и творческих реакций, которые могут быть вдохновлены естественной средой. Как я описываю в одной из своих публикаций [6], «...природа вдохновляет нас разными способами: сенсорно, эмоционально, когнитивно и психологически. Наши чувства поддерживают экспрессивные реакции, которые отличаются от тех, которые возникают при работе в студии, «включая реакцию визуального искусства через скульптуру, моделирование или лэнд-арт, движение и драму, выраженные через тело и использование голоса, звука и ритма, что позволяет нашему опыту отражаться в природной среде» (Р. 41). Этот опыт влияет на навыки терапевта и поощряет более осознанный по отношению к телу, интегративный подход при проведении арт-терапии на открытом воздухе.

А. К.: Похоже, что арт-терапия на основе природы создает новую и яркую область практик, в частности, в Великобритании. В каких инициативах в этой области вы сейчас участвуете и какие мероприятия будут проводиться в ближайшем будущем?

Г.Н.: После публикации книги в 2020 году и пандемии в том же году, желанием Яна было формировать более тесную связь с более широким экологическим контекстом, изучать воздействие изменений климата на нашу работу как терапевтов. Это – область для дальнейшего развития, которую сообщество экологических арт-терапевтов в Великобритании продвигало в течение последних двух лет. Публикация книги Джейми Берда «Социальное воздействие арт-терапии во время кризиса», опубликованной в 2022 году [1], способствовала росту понимания роли искусства, творчества и терапии в контексте социальных и политических процессов. Работа Джейми напрямую затрагивает экологические темы, с которыми работают многие терапевты, и рассматривает экологическую арт-терапию в социальном, экономическом и политическом контекстах.

За последние два года через Шона Макниффа я установил связь с главным редактором журнала «Прикладное искусство и здоровье» доктором Россом Прайором. Специальный выпуск журнала и конференция, которые мы реализовали в 2023 году, объединили идеи и работы Ванессы Джонс, Джейми Берда и других участников сети экологических арт-терапевтов Великобритании, а также позиционировали экологическую арт-терапию как область для проведения исследований, основанных на искусстве. Росс теперь помогает мне редактировать специальный тематический выпуск журнала, который должен быть опубликован в 2025 году. Он будет посвящен творчеству, искусству и окружающей среде. Недавно мы объявили о подготовке такого тематического выпуска журнала и обратились к авторам с приглашением присылать свои статьи.

В этом специальном выпуске будут представлены художественные средства и методы, основанные на искусстве, а также подходы к работе с разными категориями клиентов на открытом воздухе. Наследие Яна станет частью редакционной статьи. Джейми Берд и Памела Уитакер внесут свой вклад в подготовку этого номера журнала, чтобы расширить его теоретическую базу. 

Наряду с этими новыми разработками, Ян всегда ратовал за постепенное накопление и осмысление практического опыта, поскольку выпускники годичного курса внедряли его идеи в свою практику. Ему нравилась идея сажать семена и наблюдать, как новые терапевтические группы «Круга деревьев» растут по всей Великобритании. Я надеюсь, что сеть экологических арт-терапевтов Великобритании и выпускаемый ими информационный бюллетень продолжат поддерживать развитие данного направления. Надеюсь, нам удастся постепенно создать влиятельное сообщество экологических арт-терапевтов, которые привносят природу в свои студии и в широкое общественное пространство.

А. К.: Спасибо, что поделились своими воспоминаниями и вкладом в эту активно развивающуюся область арт-терапевтической практики, основанной на природе. Желаю Вам дальнейших успехов и новых открытий в этой области.

Интервью взял: 

Копытин Александр Иванович –

доктор медицинских наук, профессор, кафедра психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, РФ)

Литература

  1. Bird G. Social action art therapy in a time of crisis. – New York: Routledge, 2022.
  2. Bird J., Bird L. and Collard-Stokes G. Social action art therapy and the enhancement of political imagination // Journal of Applied Arts & Health, Special issue: ‘Innovation in the arts in therapy’. – 2023. – Vol. 14, №1. –  Р. 47–61.
  3. Jordan M. Did Lacan ever go camping? Psychotherapy in search of an scological Self. In Rust, M.J., & Totton, N. (Eds.). – Karnac Books, 2012. – P.133-145.
  4. Kopytin A., Rugh M. Environmental expressive therapies: Nature assisted theory and practice. – New York: Routledge, 2017.
  5. Nash G. Weaving the threads of theory and experience: a review of the literature. In I.S. Heginworth, G. Nash (Eds.), Environmental arts therapy: Wild frontiers of the heart. – New York & Oxon: Routledge, 2020a. – P.27-43.
  6. Nash G. (Taking art therapy outdoors: a circle of trees. In I. S. Heginworth, G. Nash (Eds.), Environmental arts therapy: Wild frontiers of the heart. – New York & Oxon: Routledge, 2020b. – P.137-150.

Ссылка для цитирования

Копытин А.И. Интервью с экологическим арт-терапевтом Гэри Нэшем // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2025. – T. 6, № 1. [Электронный ресурс]. – URLhttp://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Kopytin A. Interview with environmental arts therapist Gary Nash // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2025. – Vol.6, №1. – URL: http://ecopoiesis.ru

 

 

 

 


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.