Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ ПОЭТИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА. СТИХИ О РАСТЕНИЯХ И ГРИБАХ.

ПОЭТИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА. СТИХИ О РАСТЕНИЯХ И ГРИБАХ.

« Назад

ПОЭТИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА. СТИХИ О РАСТЕНИЯХ И ГРИБАХ.

В новом разделе нашего журнала "Поэтическая антология отношений природы и человека" представлена поэзия разных эпох, в которой отражено богатство связей человека с миром природы. В этом выпуске мы предлагаем подборку стихов, посвященных растениям и грибам, написанных поэтами XX – начала XXI веков. Эти стихи выражают различные грани отношений между людьми, растениями и грибами, позволяя увидеть экогуманитарные, экопоэтические, визионерские измерения этих отношений, человеческую способность порождать новые смыслы и формы опыта на основе контакта с этими формами жизни.

 

Роберт Фрост (1874–1963). Один из самых известных американских поэтов, автор многочисленных поэтических сборников. Его творчество выступает квинтэссенцией современной поэзии, характеризуется богатством психологической нагрузки поэтической речи. Президент Джон Ф. Кеннеди, на инаугурации которого Фрост прочитал свое стихотворение, сказал о поэте: «Он рассматривал поэзию как средство спасения власти от самой себя. Когда власть ведет человека к высокомерию, поэзия напоминает ему о его ограниченности. Когда власть сужает сферу интересов человека, поэзия напоминает ему о богатстве и разнообразии его бытия. Когда власть развращает, поэзия очищает».

Звучание деревьев

Непонятна любовь к деревам,

К их листве, шелестящей угрюмо

Возле нашего дома, где нам

Так досаден бывает любой

Тишину нарушающий звук.

Мы им целые дни напролёт

Безмятежно внимаем, но вдруг

Нас покоя лишает простой

Смысл бессвязного вроде бы шума.

Так до старости о несвободе

Причитает беспомощно тот,

Кто, мечтая всю жизнь об уходе,

Твёрдо знает, что это пустое

И что он никуда не уйдёт.

Потому среди белого дня

Дерева увидав, головою

Поникаю и я, ибо ждёт

Вряд ли участь иная меня.

Но однажды, услышав их шум,

На высокие листья и хвою

Я взгляну, и придёт мне на ум

Неожиданно что-то такое,

Что, пусть даже себе на беду,

Я не стану твердить про уход,

А уйду.

 

Марина Цветаева (1892–1941). Произведения Цветаевой считаются одними из величайших достижений русской литературы ХХ века. Ее творчество отличает страстность и смелые лингвистические эксперименты, которые делают ее ярким летописцем своего времени и драм человеческого существования.

Бессонница. 7. Нежно-нежно, тонко-тонко...

Нежно-нежно, тонко-тонко

Что-то свистнуло в сосне.

Черноглазого ребёнка

Я увидела во сне.

 

Так у сосенки у красной

Каплет жаркая смола.

Так в ночи́ моей прекрасной

Ходит пó сердцу пила.

 

Дениз Левертов (1923–1997) – хотя Дениз Левертов родилась в Англии, она получила известность как одна из величайших американских поэтесс и стала важным голосом в американском авангарде. Левертов опубликовала более двадцати томов стихов, в том числе тома «Освобождение пыли» (1975), получившего поэтическую премию Ленор Маршалл.

В Калифорнии, во время войны в Персидском заливе

На эвкалиптах, погибших от фитофтороза,

среди деревьев и кустов, порыжевших от рождественских морозов,

на склонах холмов, измученных пятилетней засухой,

воздушные белые цветы появились.

А вместе с ними – скопления бледно-розовых и темно-розовых цветов…

Они показались мне похожими на гостей,

радостно приходящих на праздник,

не ведающих о происходящих событиях,

не обращающих внимание на власяницы,

в которые были облачены другие.

Некоторым из моих близких до этого момента казалось,

что унылый пейзаж хорошо сочетался

с переживаемыми нами чувствами стыда и горечи.

А когда появлялось голубое небо, и проливался солнечный свет,

то цветы эвкалипта вызывали у нас отторжение,

как улыбки в день скорби.

Но цветы, цепляясь за тонкие ветки,

легче, чем птицы, готовые к полету,

подняли к солнцу затонувшее сердце,

став символами надежды.

Они были хрупки, как наше сопротивление преступлениям,

совершаемым нами вновь и вновь…

Цветы возвращаются год за годом,

ненадолго засияв безмятежной радостью

перед тенями зимы и окаянных дней.

Цветы есть, и их присутствие наполняет нас тишиной невыразимой,

хотя взрывы были и еще будут, несомненно,

так же, как будет эта тишина, не сопоставимая со звучанием войны.

Природой не было дано никаких обещаний,

не было голубей, и не было радуги,

но когда расцвели цветы,

война взяла паузу, но не закончилась…

 

Владимир Солоухин (1924 – 1997) – русский поэт и писатель. Основная тема творчества Солоухина – российская деревня, ее настоящее и будущее. Его считали ведущим литератором группы писателей «деревенской прозы».

Береза

В лесу еловом все неброско,

Приглушены его тона.

И вдруг белым-бела березка

В угрюмом ельнике одна.

 

Известно, смерть на людях проще.

Видал и сам я час назад,

Как начинался в дальней роще

Веселый, дружный листопад.

 

А здесь она роняет листья

Вдали от близких и подруг.

Как от огня, в чащобе мглистой

Светло на сто шагов вокруг.

 

И непонятно темным елям,

Собравшимся еще тесней:

Что с ней? Ведь вместе зеленели

Совсем недавно. Что же с ней?

 

И вот задумчивы, серьезны,

Как бы потупив в землю взгляд,

Над угасающей березой

Они в молчании стоят.

 

Дорианна Ло (1952 –). В 2020 году была избрана председателем Академии американских поэтов. Среди ее наград — премия «Pushcart Prize», премия «Editors Choice III Award», стипендия Национального фонда искусств. Ее стихи переведены на многие языки.

Жизнь деревьев

Сосны проникают своими шумящими кронами

в усыпанную блестками тьму,

прикасаются ветвями к нашему дому.

В их стоне я смутно угадываю ноты человеческой обремененности.

Настал момент вытащить лестницу из сарая,

чтобы залезть на крышу с пилой и удались разросшиеся ветки…

Что такое реальность человеческого существования,

если не изнурительные попытки избавиться от этого бремени,

 мучительно обрезая побеги зубчатым лезвием?

Я хочу уснуть или мечтать о жизни деревьев –

существ из иного мира – тех, для кого нет денег, политики и власти,

тех, кто мало хочет от ночи –

лишь встретиться взглядами с несколькими звездами,

поутру гаснущими на небосводе, когда белая сова вспорхнет.

Сосны все глубже простирают свои корни во влажную землю,

тревожа червей и заставляя их встряхнуть свои затуманенные головы,

чем-то напоминающие головы манекенщиц или старых хиппи.

Если бы деревья могли говорить,

они бы все-равно ничего говорить не стали,

но тихонько напевали бы свои зеленые ноты,

рассыпая сосновые шишки по пустым улицам,

пожимая плечами на холодном ветру.

Днем они спят, укрывшись под покровом коры,

набросив на кроны кружевные платки облаков.

Солнце. Дождь. Снег. Ветер. Все им нипочем.

Разве что пожары и ураганы.

Они – как избитый, но не сломленный хулиган, который встает

и становится своим мертвым отцом.

В молодости сгибающийся от бури и, постарев,

теряющий свою гибкость и начинающий бояться наклониться,

чтобы не соприкоснуться с искрящимися линиями электропередачи.

Отломанные ветки старой сосны падают на побитую землю

как жертвоприношение.

Они не молятся. Если и издадут какой-то звук,

то он тут же будет поглощен ветром.

И хотя звезды появляются вновь и вновь,

сосны не возносят им благодарение,

а только сочатся липким соком,

исходящим из их округлых тел со спрятанными в них кольцами древесного опыта

и аплодируют жизни своими ветвями,

простираясь в пространство своими иглами,

дышат, дышат и дышат…

 

Эмили Дикинсон (1830–1886) — американская поэтесса, малоизвестная при жизни, но в дальнейшем признанная в качестве одной из наиболее значимых фигур в американской поэзии. Получила известность как новатор, предтеча поэтического модернизма. Мир природы, прежде всего, царство растений, были среди наиболее важных тем ее творчества. Гербарий Дикинсон, который сейчас хранится в Гарвардском университете, был опубликован в 2006 году и является оригинальным творением поэтессы, созданным во время ее учебы в Амхерстской академии. Он включает 424 образцов растений, размещенных на 66 страницах переплетенного альбома.

 

Гриб – эльф растений

Гриб, словно эльф, неуловим –

До ночи где он есть?

А утром, глядь, уже торчит –

Вполне обжился здесь.
 

Всё медлит, медлит взаперти,

И вдруг во весь опор –

Так сорным травам не взойти,

Так змей прыжок не скор.
 

Он – фокусник, он тут, смотри,

Но алиби при нем,

Легко раздулся, как пузырь,

И сдулся пузырем.
 

Трава довольна, что исчез

Таинственный пришлец,

По воле лета, изловчась,

Проросший в чуждый лес.
 

Будь у Природы лик и взгляд,

Презренье и закон,

Будь у Природы супостат,

Так это точно он!

 

Сильвия Платт (1932–1963) – основатель жанра исповедальной поэзии, получившая известность, прежде всего, благодаря двум ее опубликованным сборникам стихов – «Колосс и другие стихи» (1960) и «Ариэль» (1965) – а также полуавтобиографическому роману «Колокольчик», опубликованному незадолго до ее самоубийства. В 1981 году вышел сборник ее избранных стихов, в который вошли ранее неопубликованные произведения, за который она была удостоена Пулитцеровской премии в области поэзии.

Грибы

Ночью спокойной

Белою тайной

Тихою тенью

Чуть раздвигая

Почву сырую

Лезем на воздух


Нас не увидят

Не обнаружат

Не остановят

Мягким упорством

Сдвинем с дороги

Листья гнилые

Старую хвою

Даже булыжник

Сдвинем с дороги


Мягче подушек

Наши тараны

Слепы и глухи

В полном безмолвье

Высунем плечи

И распрямимся


Вечно в тени мы

И ничего мы

Вовсе не просим


Пьём только воду

И никого мы

Не потревожим


Мало нам надо

Нас только много

Нас только много


Скромны и кротки

Даже съедобны

Лезем и лезем

И на поверхность

Сами себя мы

Тянем и тянем


Только однажды

В некое утро

Мы унаследуем землю.


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.